51) От профессора Университета св. Владимира Ю. Кулаковского – его брошюры: а) К вопросу об имени и истории фемы «Опсикий». Спб., 1904; б) К вопросу о фемах Византийской империи. Киев, 1904; в) К вопросу о происхождении фемного строя Византийской империи. Киев, 1906; г) Sur la question des squelettes colorés. Киев, 1905; д) Новые домыслы о происхождении имени Русь. Киев, 1906. 52) От профессора Академии Μ. Д. Муретова – его брошюра: Блаженство страждущей души. Сергиев Посад, 1907. Два экз. 53–56) От профессора Харьковского Университета Е. К. Редина – его брошюры: а) Портрет Козьмы Индикоплова. Спб., 1905; б) Искусство и археология. Библиография, II. Спб., 1906; в) Проф. Η. Ф. Сумцов. Харьков, 1906; г) Памяти Μ. С. Дринова. Спб., 1906. 57) От и. д. доцента Академии свящ. Д. В. Рождественского – его брошюра: Элементы современности в словах и беседах Василия В., Григория Б. и Иоанна Златоуста . Сергиев Посад, 1907. Два экз. 58) От профессора Академии С. И. Смирнова – книга: Краткое описание рукописей церковно-исторического древлехранилища при Братстве св. Александра Невского, 1. Владимир, 1906. 59) От профессора Академии А. А. Спасского – в его переводе книга: Гарнак, Религиозно-нравственные основы христианства. Харьков, 1907. 60) От А. А. Титова из Ростова – его книга: Рукописи славянские и русские, принадлежащие И. А. Вахромееву, в. 5–6. Москва, 1906–1907. 61) От П. И. Щукина – его издания: а) Щукинский Сборник, в. 4 и 6. Москва, 1906–1907; б) Персидские вещи Щукинского собрания. Москва, 1907; в) Краткое описание нового владения Российского Исторического Музея. Москва, 1906. 62) От Протоиерея А. А. Беляева , Ректора Вифанской Духовной семинарии – его брошюра: Общество и духовная школа. Москва, 1906. 63) От священника И. С. Виноградова, Законоучителя 2-й —326— гимназии в Москве – его книги: а) Священная История Нового Завета. Москва, 1907 и б) Свящ. История Ветхого Завета. Москва, 1907. 64) От священника Н. Любимова из Москвы – брошюры: а) О любви к ближнему. Москва, 1906; б) Власть самодержавная по учению Слова Божия. Москва, 1907.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Просмотрены также вошедшие во 2-е издание «Духовного дневника» следующие изданные отдельно его части: Архим. Арсений. Новогодние пожелания христианину. М. Печатня А. И. Снегиревой . 1907. 8 с.; его же. Наше неверие. М. Печатня А. И. Снегиревой . 1907. 8 с. (Цензурное разрешение 20.3.1907); его же. Христос Воскресе! М. Печатня А. И. Снегиревой . 1907. 8 с. (Цензурное разрешение 10.4.1907); его же. Храни, христианин, чистоту и целомудрие. М. Печатня А. И. Снегиревой . 1907. 8 с. (Цензурное разрешение 12.4.1907); его же. О духовной прелести. М. Печатня А. И. Снегиревой . 1911. 10 с. (Цензурное разрешение 13.3.1911); его же. К годовщине прославления святителя Иоасафа, Белгородского чудотворца//Голос Церкви. М. 1912. 9. С. 197–200; епископ Арсений Серпуховский. Любовь за гробом. (Посвящается современным женщинам, потерявшим дорогих лиц на войне). М. Печатня А. И. Снегиревой . 1915. 8 с. Сохранились четыре книги дневников архимандрита Арсения за 1909–1914 ГГ. (РГАДА. Ф. 1207. Е.х. 1577–1580). 97 Преподобная Мария Египетская (†522) – в молодости была блудницей. Отправившись с паломниками в Иерусалим, по предстательству Божией Матери, внесшей в ее душу стыд и раскаяние, была допущена до Креста Господня. Став ревностной христианкой, 47 лет провела в покаянии в Заиорданской пустыне. Память 1 апреля. 98 Мученик Вонифатий (†14.5.290) – принял мученический венец в Тарсе, куда послан был своей госпожой из Рима, чтобы принести оттуда честные мощи мучеников. Усечен мечем. Память 19 декабря. 99 Преподобный Дорофей Палестинский (†620) – происходил из состоятельной семьи из окрестностей Аскалона. Раннюю молодость провел в основательном изучении светских наук. Вступив в монастырь преподобного аввы Серида, пользовался наставничеством св. Иоанна пророка, аввы Серида и аввы Варсануфия. Со смертью первых двух и удалением в полный затвор Варсануфия Великого, преподобный Дорофей оставил обитель и стал настоятелем одного из монастырей. «Душеполезные поучения и послания» аввы Дорофея , переведенные на русский язык и неоднократно издававшиеся Оптиной пустынью, были одной из излюбленных книг русского монашества. Память 5 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Оно меня очень встревожило сообщением о том, что Женя, отправив посылку мне, заболела гриппом. Как ее здоровье, почему вы ни слова не говорите об этом? Она, бедненькая, заботясь о нас, не жалеет своего здоровья. Да сохранит ее Господь ради нас. Напишите поскорей, как ее здоровье теперь. Рад, что тропарь и кондак в честь Ковровской святыни понравился вам, только насколько беспристрастен этот ваш отзыв?.. Покажите Ковровцам, если и там понравятся, тогда можно будет показать Вл[адыке] Онисиму. Может быть, он благословит их употреблять в нашем соборе. Есть ли у вас теперь знакомые в Шуе? Ведь наша Ковровская икона – уменьшенная копия Шуйско-Смоленской, и мне было бы очень отрадно, если бы эти тропарь и кондак полюбились и в Шуе. Помнится мне, когда я еще учился в Шуйском духов[ном] училище, я, не удовлетворяясь общим тропарем Богородице, пытался приспособить тропарь Владимирской. Помня об этом, я и теперь начало взял из того же тропаря Владимирской. Знаю я, что есть теперь особая служба в честь Шуйской иконы, составленная московским протоиереем Миловским 132 (родом из Шуи), есть там и особые тропарь и кондак. Но может быть, и мои могли бы употребляться хотя бы на молебнах? Не знаете ли вы, – еще при жизни мамы в Шуе была раба Божия Мариамна (не помню отчество ее ), – здравствует ли она теперь?.. Анну Антоновну буду поминать. Спасибо, что сообщаете о достойных памяти. Записывайте, пожалуйста, что удается вам узнать о таких незаметных, но достопамятных лицах. Не приходилось ли вам читать «Странички из современного патерика» архиеп[ископа] Никона? Вот такие «странички из современного мирского патерика», – очень назидательно было бы составить. Вот у вас: о. Исаакий 133 , м. иг[умения] Олимпиада, м. схиигум[ения] Варвара, Анна Антоновна, монах Серафим, инокиня Пелагия (Поля, что жила у Елис[аветы] Ив[ановны]), иером[онах] Павел (кажется), прот. Михаил Троицкий (в Дмитриевск[ом] м[онасты]ре), о. прот[оиерей] Ник[олай] Преображенский, мат[ушка] игум[ения] София, Мария Ивановна Виноградова...

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Камышин. Церковь Димитрия Солунского (старая). /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Димитрия Солунского Год постройки:1787. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Волгоградская область, г. Камышин, 7-й мкрн Координаты: 50.083551, 45.415632 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Дмитриевская церковь построена и освящена в 1787 г. тщанием прихожан; каменная, крепкая, теплая. Престолов в ней, кроме главного, один, в приделе – в честь Смоленской иконы Богоматери; церкви принадлежит каменная сторожка с пристроенными к ней каменным дровяником и кладовой; ближайшие церкви: Троицкая, Успенская, соборная Вознесенская и Николаевская кладбищенская. Есть церковно-приходское попечительство с 1875 г., а также церковно-приходская школа грамоты, со 2 декабря 1887 г. помещающаяся в церковной сторожке. Земли при церкви усадебной и пахотной нет; сенокосной имеется 81 дес. 177 кв. саж. У причта церковных квартир нет. Священник Евгений Лавров и псаломщик Николай Подольский. Прихожан при церкви обоего пола душ 1542, дворов 246. Хутора Карпунин и Песчанка от приходской церкви находятся в 5 верстах, препятствий в сообщении нет. «Краткие сведения о церквах Саратовской епархии, существующих при них причтах и о прихожанах»: приложение к «Саратовским епархиальным ведомостям» 8–11, 17–24 за 1895 г. Как написано в рукописной летописи, хранящейся в городском краеведческом музее, в 1692 году казанскому губернатору дан был " Именной указ " о формировании полка для отправки его в новообразованный город Дмитриевск. Полк формировался на основе Казанского стрелецкого полка, дополнительно в него вошли жители различных местностей: " собрано с рек Волги и Камы и Вятки; с Ветлуги, и в уездах Уржумском, Мамлышском и других " . Сформированный полк назван был " конным, солдатским, Дмитриевским полком " , потому что, как отмечает летопись, все служивые люди просили казанского митрополита Михаила, архимандрита Геннадия, также губернатора и бояр, чтобы прежнее полковое их название осталось во имя святого великомученика Димитрия Солунского. Ведь казанские стрельцы свято хранили и почитали икону Димитрия Солунского, которая была оставлена после взятия Казани " на оборону московским людям от набегов татарских " .

http://sobory.ru/article/?object=36662

1 Собран. государств. грамот и договор., хранящ. в государ. коллегии иностранных дел М. 1819, ч. II, 59, стр. 98. 2 Свод указаний см. у о. Н. Т. Каменского (ныне епископа екатеринбургского Никанора) в его «Краткой истории астраханской епархии». Астрах. 1886, стр. 34–35; Сравн. И. Покровского . Русские епархии в XVI–XIX вв., их открытие, состав и пределы. Каз. 1897, стр. 148 и прим. 2. 9 Архиепископ Феодосий только в известительной грамоте царя Василия Ивановича Шуйского, писанной 2 июня 1606 года, почему-то дважды назван епископом (Собран. госуд. грам. и договоров т. II, 147, стр. 311), а во всех прочих документах титулуется архиепископом. Этот титул прилагается к владыке Феодосию и в грамоте того же года вдовствующей царицы Марфы Феодоровны к жителям города Ельца о подлинности убиения царевича Димитрия и о перенесении его мощей в Москву (Там же, 149, стр. 316). 11 К этому году приурочивает вторичное появление в Москве архиепископа Феодосия и митрополит Макарий. «Еще в то время, пишет он, как Лжедимитрий действовал на юге России, не столько оружием, сколько своими грамотами, и ему передавались один за другим, русские города, такое же движение обнаружилось и в Астрахани. Феодосий мужественно противился этому, убеждая народ, что называющий себя царевичем Димитрием есть самозванец, похититель царского имени. Но возмутившиеся жители едва не умертвили своего архипастыря и отвели его из архиерейского дома в Троицкий монастырь под стражу, а самый дом архиерейский разграбили. По воцарении Лжедимитрия, они с бесчестием привели Феодосия из Астрахани в столицу и представили государю» (Истор. русск. церкви т. X, кн. 1, стр. 105–106). 12 Это название архиепископы астраханские носили от крепости, построенной в 1559 году на границах Персии, близь устья реки Терека. 19 По исследованию И. Покровского , в пределы епархии астраханской в начале XVII в. входили еще и части нынешних епархий самарской, оренбургской и донской (Русские епархии в XVI–XIX вв. стр. 153–155). В астраханской епархии даже и в 1776 году продолжали еще числиться следующие города: «Астрахань, Красный яр, Кизлярская крепость, Черной яр, Царицын, город Дубовка, Дмитриевск, Саратов, Петровск и Ставрополь» (Москов. любопытн. мец. на 1776, г. Мяс. 1776, стр. 179) По словам того же месяцеслова, в астраханской губернии состоит большая часть приволжских селений колонистских, «також волжских, терских и кизлярских козаков жилища» (Там же, стр. 47).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Поэтому вполне понятен поступок, намеченного в Астрахань на место Варлаама известного воронежского епископа Льва (Юрлова). Прочитав указ о своем назначении и узнав, что Астраханская епархия состоит в четвертой степени, он ответил: «благодарствую Ее Императорское Величество», (по-нынешнему «покорно благодарю»), затем отказался от назначения. За свой откровенный, не без иронии ответ, он попал прямо в Угрешский монастырь вместо того, чтобы заплатить штраф в 100 рублей. 348 Состав Астраханской епархии остался почти без изменения: в нее входили прежние города – Астрахань, Саратов, Царицын, Дмитриевск (Камышин), Черный Яр, Яик (Гурьев), Терек и Ставрополь (Кавказский), внесенный в окладные и неокладные книги Астраханского архиерейского дома с 30 июля 1725 года. 349 Число окладных церквей оставалось также весьма ограниченным. В 1730 году, как и раньше, их значилось только – 26; в 1738 году число астраханских приходов возросло до – 36, а в 1741 г. их насчитывалось – 41. 350 Увеличение числа приходов и храмов Астраханской епархии объясняется припиской к ней Вольского казачьего войска, поселенного близ Волги. Нижнее Поволжье в пределах Астраханской епархии до начала второй четверти XVIII в. оставалось малонаселенным. Русское население оказывалось самым незначительным; помимо того оно было слишком ненадежным для укрепления русской государственности. Тут селились высланные из внутренних губерний; к ним присоединились добровольцы-бродяги, часто укрывавшиеся от преследования правительства. Сводное русское население смешивалось с инородческим – татарами, калмыками, киргизами и т. п. Некоторые из последних принимали христианство. Но все это православное население оказывалось ненадежным, чтобы охранять пределы России и даже своевольным. Поэтому правительство Анны Иоанновны в видах защиты русских границ от калмыцких и ногайских набегов, с другой стороны, для усиления русской народности на окраине, приступило к переселению донских казаков к берегам Волги, из которых под начальством донского атамана Макара Персидского образовалось, так называемое, «Вольское» (Волжское) казачье войско, долго несшее кордонную службу по Царицынской линии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

1 По преданию, этот дом принадлежал Иосифу Аримафейскому (См. «Жизнь И. Христа» проф. Скворцова). 3 Возлёг – это значит: сел в полулежащем положении. Так в древности садились за стол во время обедов. Стол становился посреди комнаты, устланной войлоками и коврами, а около стола приготавливались места для возлежания или сидение, которые и назывались ложами. Обедающие, опираясь на ложе левою рукою, правою брали пищу. 4 Руководством при составлении этого очерка служили: а) «Изъяснен. Литург.» Дмитриевского, б) «Истор. обзор песноп.» Филарета и др. соч. 5 Известно, например, что ап. Иоанн Богослов употреблял при богослужении – золотой венец, вроде нашей митры. Такое же увясло употреблял и ап. Иаков, первый епископ Иерусалимский. От сего последнего остались и, впоследствии подарены были Константинопольскому патриарху Игнатию Феодосием, патриархом Иерусалимским: Подир – верхняя одежда ветхозаветного первосвященника, с отверстием для головы, без рукавов и со звонцами, похожая на наш саккос и нарамник, или омофор. Сама Матерь Божия собственными руками устроила омофор и подарила его св. Лазарю, воскрешенному Христом, когда тот был епископом на острове Кипре. Апостолом Павлом оставлена была в Троаде та самая фелонь, в которой он священнодействовал («Изъяснен. Литург.» Дмитриевск. 43). 6 Блаж. Августин утвержд., что в Коринфе Евхаристия совершалась post coenam sive convivium, что и было там причиною беспорядков и злоупотреблений. Он же думает, что именно ап. Павел отменил этот обычай совершения Евхаристии после вечерни в то время когда пришел в Коринф сам по обещанию своему, с целью устроить тамошние дела (Ep. 118 ad Иап., с 6–7. Катанский. «Очерк истор. литург. Прав. Церкви»), 8 Фиест – Θυστης – мифологическая личность, считающаяся между потомками Тантала. О нем говорят, что ему был предложен за трапезою собственный его убитый сын от враждовавшего против него брата Атрея (Гамера Илиада, 2, 106. Эсхил. 1253. Эврип. Ор. 1608). 9 После этой беседы, изъясняющей вкратце весь ход Божественной литургии, другие беседы, изъясняющие все части её, сделаются более понятными. Το же должно сказать и по отношению к ранее помещенному нами общему обзору всенощного бдения. Вообще, при распределении литургического материала мы руководились, помимо других соображений, педагогическими интересами. Свящ. Гр. Дьяченко.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

И сей час восходит южною стороною (туда), откуда вышел (т. е. в олтарь) 523 . За ним братия входят в храм. Он же, положив кадильницу во святом олтаре, изшед становится пред очистилищем (престолом) и начинает тропарь, глас пятый: Христос воскресе из мертвых . По пропетии его трижды им и братиями, говорит пресвитер стих: сей день, его же сотвори Господь, а братия тропарь. Стих 2: составите праздник ... до конца. Народ опять тропарь славит. По окончании же сего, немедленно начинается канон, так как во всю сию седмицу не поем шестопсалмия. Бывают же два чтения и 50 псалмом после второго чтения. По окончании утрени бывает редакции у Дмитриевск. стр. 225 есть значительные разности). Начертание устава пр. Афанасия 524 . Да будет ведомо, яко, по миновании третьей стражи нощи или в 9 часов, падает знамение водяных часов и по знаку его немедленно встают и стучат в била. Братия собираются в притвор соборного храма и тихо молятся; священник, взяв в руку кадило, кадит сначала олтарь. Вышед же оттуда, вослед предносимого ему светильника, через переднюю решетку, проходит северною стороною храма через (придел) сорока святых, и достигши царских врат кадит братий и сейчас же восходит южною стороною. Вслед затем братиявступают в храм, держа светильниии. Он же сам входит чрез правый придел и, оставив кадильницу в олтаре, выходит и становится пред очистилищем и начинает тропарь пятого гласа: Христос воскресе из мертвых . По пропетии его трижды им и братиями, говорит пресвитер стих: сей день, его же сотвори Господь , а братия тропарь. Потом опять пресвитер – второй стих: составите праздник ... до конца. Народ опять тропарь. Он славит. А народ еще раз тропарь. По окончании же сего немедленно начинается канон, так как во всю сию седмицу не поем шестопсалмия. Чтение бывает одно – после третией (песни). Ибо после целование и отпуст. (В другой шестой поем кондак. Пятидесятый же псалом после кондака. По окончании же утрени бывает целование, при пении братиями: Христос воскресе . Потом читается: Воскресения день 525 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Положение епархии заметно изменилось после персид. походов Петра I 1722-1723 гг., когда власти, по-видимому, осознали, что Астраханский край может сыграть важную роль в развитии связей России с Закавказьем. В сент. 1723 г. на Астраханскую кафедру с титулом «епископ Астраханский и Ставропольский» был назначен сподвижник архиеп. Феофана (Прокоповича) еп. Лаврентий (Горка) , бывш. архимандрит московского Воскресенского мон-ря. Учрежденный в нач. XVII в. Астраханский судный духовный приказ в 1728 г. был реорганизован в Астраханскую духовную консисторию. В 20-50-х гг. XVIII в. астраханское духовенство начало систематическую миссионерскую деятельность среди калмыков. В 1724 г. в Калмыцкую степь был послан иером. Никодим (Ленкевич), благодаря его проповеди в 1725-1734 гг. было крещено до 1700 чел. В 1732 г. по предложению архим. Никодима в астраханском Иоанно-Предтеченском мон-ре было открыто уч-ще для обучения крещеных детей-калмыков. Во 2-й четв. XVIII в. началось постепенное заселение территорий между Царицыном и Астраханью. Создание на них храмов, мон-рей, школ требовало значительных материальных и людских ресурсов. Для укрепления материального положения епархии к ней было присоединено неск. городов, находившихся к северу от нее, со значительно более развитой церковной структурой. В 1749 г. Астраханский еп. Иларион добился приписки к своей епархии Пензы и Корсуни, в следующем году - Петровска и Мокшан, в результате в Астраханскую епархию вошло более 300 церквей, 4 муж. и 3 жен. мон-ря, размеры епархии и количество церквей стали самыми большими за все время ее существования. Еп. Иларион был возведен в сан архиепископа. В столь обширных границах епархия просуществовала до 1758 г., когда часть ее городов отошла к Тамбовской епархии. В 1773 г. в Астраханскую епархию входили: города Астрахань, Царицын, Кизляр, Дмитриевск, Дубовка, Саратов, Петровск; крепости Красный Яр, Енотаевская, Чёрный Яр, Моздокская, Фелшанская; городки Гурьев, Ахтубинский, Селитринный. По всей епархии насчитывалось 259 церквей, из них в Саратове и его десятине - 134, Петровске и его десятине - 48, Дмитриевске и его десятине - 17, в Царицыне - 6, в Дубовке с казачьими станицами - 6, в Астрахани и ее округе - 47 церквей. В сев. районах епархии церковные структуры были намного более развитыми, нежели в юж.

http://pravenc.ru/text/76736.html

     Почти сто лет назад, в период церковных гонений и войны, Макеевка – город-спутник Донецка – обрёл своего молитвенника и покровителя. Им стал схимонах Илия (Ганжа), удивительный подвижник, вернувшийся с Афона почти столетним старцем в родной город. Утешитель и прозорливец – многие называли его «наш Илья-пророк». Шесть лет назад он был прославлен как местночтимый святой. 28 мая 2012 года состоялось обретение мощей преподобного. Афонско-Макеевский святой О житии преподобного схимонаха Илии до его возвращения с Афонской горы на родную землю, к сожалению, сохранилось мало сведений. Сам он редко что-либо рассказывал о почти девяностолетнем периоде своей жизни. Известно, что родился Илья Яковлевич Ганжа (мирское имя преподобного) в 1837-м году в Макеевке – тогда это был посёлок Миусского округа области Войска Донского. Его подвижническая жизнь началась приблизительно в возрасте 15 лет, когда юноша оставил родительский дом. «Пошёл искать святые места», как он сам об этом однажды упомянул. Как и когда он оказался на Святой Афонской Горе, нам неизвестно. Много лет святой подвизался там в Ильинском скиту. Характер его подвига остается скрытым от нас. Лишь однажды в разговоре с кем-то преподобный упомянул, что его келья находилась в труднодоступном месте и еду ему подавали туда с помощью верёвки. Предположительно в начале XX века схимонах Илия покидает гору Афон. Некоторые сведения позволяют считать, что после этого он оказался в Киево-Печерской лавре. Однако и здесь тихой молитвенной жизни монахов помешали притеснения советских безбожников. Преподобный был вынужден оставить и Киевскую обитель. По многим свидетельствам очевидцев, достоверно известно, что уже в 1927-м году схимонах Илия вновь оказался в родной Макеевке (тогда – город Дмитриевск). «Вернулся сюда умирать», говорил старец. На тот момент ему исполнилось уже 90 лет. Долгое время он посещал здесь Свято-Троицкий храм в селе Калиново, находящемся близ города. С закрытием храма в 1936-м году преподобный перебрался в саму Макеевку.

http://pravoslavie.ru/113255.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010