Несмотря на общее, весьма хорошее, направление газеты, отдельные бестактные статьи заставили приостановить, с 24 августа по 30 октября, розничную продажу ее номеров. 987 Печатается впервые по автографу: РГИА. Ф. 776. Оп. 5. Д. 15б. Л. 12 об.–13 об. На обложке написано: «Дело 15б с отчетом за 1871 г. члена Совета Веселаго. Начато: 12 января 1872 года. Решено: –––». VII. Служебные инструкции для корректоров и печатных мастеров газеты «Современные известия». Жалоба в полицейскую часть (1873–1876) 1. (М. С. Сковронская) Заметки Октябрь 1873. Правило относительно употребления большой буквы При затруднениях относительно большой буквы преимущественно в именах прилагательных, произведенных от собственного имени (напр(имер), петербургский, Судебная палата и т. п.), надо придерживаться следующего правила. Если подобное прилагательное может быть отнесено ко множеству предметов, как, напр(имер), названия по именам городов, рек, стран, то, принимая их уже за имена нарицательные, конечно, пишется маленькая буква. Напр(имер), кавказское вино, тульские пряники, донские лошади. Если же прилагательное в соединении с существительным или два существительных выражают понятие об одном исключительном предмете, то, принимая это соединение двух, трех слов за одно имя собственное, следует писать первое слово большой буквой по общему правилу о собственных именах, а остальные имена – маленькой. Напр(имер), Московский окружной суд, Петропавловская крепость, Коренная ярмарка, 988 Общество страхования, Большой театр, Тульский литейный завод, Марьинская 989 больница, Парламент, Верхняя палата и т. п. О знаках препинания В случае затруднения при постановке знаков препинания не мешает принять общим правилом, что всегда следует отдавать предпочтение долгим знакам пред краткими, т. е. точка и точка с запятой предпочтительнее запятой; вообще длинные периоды, испещренные запятыми, как затруднительные для чтения и понимания, должны быть избегаемы. В видах облегчения типографщиков не надо без нужды ставить кавычек, вносных знаков, тире и т. п.; особенно тире, столь часто употребляемое ни к селу ни к городу, показывает неуменье отделять мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Здесь показателен скандал, произошедший в то же время и связанный с «Гимном бороде», написание которого приписывается Ломоносову. В марте 1757 г. императрице Елизавете Петровне от Св. Синода был послан всеподданнейший доклад, в котором была серьезная жалоба на Ломоносова в связи с этим «Гимном», а также с последующим стихотворением «О страх! о ужас! гром» (в которых автор, по мнению докладчиков, хулил духовный чин, таинство Крещения и учения и предания св. отцов), и просьба эти «пашквили» публично сжечь и запретить, а Ломоносова прислать в Синод для увещания и исправления. Как известно, этот доклад не имел никаких последствий; более того, Ломоносов через несколько дней получил повышение по службе ( Пекарский П. История Императорской Академии Наук в Петербурге. – Т.2 . – СПб: Тип. Имп. Академии наук, 1873. – С. 205, 602-606). Интересно, что в «Гимне бороде» также говорится о множестве миров. Можно, например, предположить, что Ломоносов познакомился с рассуждениями Галилея на эту тему опосредованно, через своего учителя – Христиана Вольфа. У последнего были работы по естественному богословию («Vernünftige Gedanken von Gott, der Welt und des Menschen, auch allen Dingen überhaupt», 1719; «Theologia naturalis», 1736-1737 и др.), и в них он мог использовать мысли Галилея о соотношении веры и науки. Но это тема для отдельного исследования. Le Opere. Vol. V. P. 315. Цит. по: Дмитриев. И.С . Увещание Галилея, с. 300. В Письме к Кастелли Галилей пишет так: «Священное Писание никогда не может вводить в заблуждение или заблуждаться и что его предписания обладают абсо­лютной и ненарушимой истинностью» (цит. по: Дмитриев. И.С . Увещание Галилея, с. 136) Ломоносов М.В. Явление Венеры на Солнце…, с. 372. И то же пишет в «О слоях земных»: «…особливо же тем сопротивно покажется, которые обыкли священное писание принимать в литеральном грамматическом разуме и не последуют в том Василию Великому, который богомудрый святитель и глубокий философ довольные показал примеры, как содружать спорные, повидимому, со священным писанием натуральные правды» (§ 164, С. 616)

http://bogoslov.ru/article/2407007

А.Дмитриевский 1 Речь, произнесенная в годовом собрании Киевского отдела Палестинского Общества 21 Марта 1904; 6 Для отчета следует упомянуть еще о следующих небольших статьях: проф. С.А.Терновского «О последних днях жизни, кончине и погребении настоятеля русской духовной миссии в Палестине, арх. Антонина» (Труды Киевск. Дух. Акад. 1894, т.2, стр. 161–169), «Слово, сказанное при погребении его архим. Фотием, секретарем Иерусалимского патриарха» (Там же, стр. 185–190), о. прот. К.Фоменко «На могиле о. арх. Антонина, начальника русской миссии в Иерусалиме» (Там же стр. 634–666) и С.И.Пономарева «Памяти о.арх. Антонина» (Там же, т.3); 8 Предок о. арх. Антонина Мих. Капустин выходец из Великого Устюга. Мать о. Антонина дочь священника Марья Григорьевна Варлакова, местная уроженка. 9 Из записок синайского богомольца (Труды Киев. Дух. Акад., 1873, Ср. Из биографических записок о. архим. Антонина (Сообщ. Имп. Пр. Пал. общ., т.Х, стр.9); 18 Начальник училища был завзятый латинист. Школьные дни недели делились на латинские и греческие: понедельник, среда и пят­ница – латинские, остальные – греческие. В стенах класса ученики обязаны были в латинские дни говорить по-латыни, и тому, кто прого­варивался по-русски, всучивался в руки calculus. Всех, у кого он побывает за день, вносил «цензор» в «записку», и ожидала неми­нуемая расправа «у порога», характеризуемая именем «березовой каши» и пр. Пред классом всех учеников выслушивали «авдитора» и отмечали в «Нотат» знающих буквами s (ciens) и γ(ινσχων, ошибаю­щихся: er(rans) и μ(αρτνων). Худо знающих: nb. (non bene) и οκ (ο καλς); совсем незнающих: ns (nesciens) и οχ (οχ). Несуитов и энбеев почти всегда порол учитель. Еранцов и амартанов переслушивал и ставил «на колени» или на месте, или тоже «у порога». Случалось, что переспрашивал и сцитов с гиносками, и горе авдитору, если они оказывались помеченными выше своих действительных успехов. Авдиторы, в свою очередь, тоже «слушались» у других подслушных другим авдиторам. Не без того, что бывали и злоупотребления властью со стороны этих тиранчиков в род прижимок потачек и негласных поборов хлебом, бумагой, перьями, бабками. Между одноавдиторниками бывало такого рода соревнование, что невыучившие «урока» мешали всячески выучившему ответить перед авдитором хорошо. Пишущий эти строки целых два года не выходил из уков и энбеев только потому, что попал в среду таких, для которых и е (произноси je) ранс был предметом зависти». Прим. о. арх. Антонина (Поездка в Румелию, стр. 17–18, прим.1).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В течении четырех лет мне пришлось только однажды иметь личное отношение к нему, по случаю заданной мне инспектором проповеди в 40-й день по кончине А. В. Горского, совпавший с годовою памятью митрополита Филарета, о чем я говорил ранее. Я приходил к А. Ф-чу за проповедью, бывшей у него па цензуре. В прихожей меня встретили две девочки, сестры, однолетки, лишившиеся матери и взятые А. Ф-ем и его супругою – бездетными – на воспитание. Девочки бойкие, веселые. Но, по тогдашнему настроению, мне было не до детских идиллий. Долго пришлось дожидаться, пока А. Ф. спустился с вышки в халате ко мне и увел меня в столовую, где накрыть быль чай, и меня угостил им. Не помню, была ли тут супруга А. Ф-ча и девочки. А. Ф. спрашивал меня о кандидатском, какая тема, кому пишу, имею ли подлинник Филона и труден ли он. Вероятно заметив мою неразговорчивость, А. Ф. скоро отпустил меня, вручив пакет с проповедью для передачи Виктору Дим. Кудрявцеву, исполнявшему должность ректора Академии. О самой проповеди – ни слова. Очевидно, она очень не по вкусу пришлась А. Ф-чу, ранее преподававшему церковное красноречие и не нашедшему такового в моей проповеди. В прихожей опять появились сестры – сиротинки, и я опять на них нуль внимания. Замечу, что у меня было казенное, еще на 1-м курсе сшитое, кургузенькое и обтрепанное пальтишко плохого коричневого драпа, и я очень стеснялся им. Тогда А. Ф-ч, стоявший в дверях перед залом, своим серьезно-зычным басом сказал мне: «Обратите, Митрофан Дмитриевич, ваше благосклонное внимание на девочек, они хотят поздороваться с вами». Неуклюже и по-бурсацки я, не издав, ни единого звука, сделал почтение с ними и поскорее дралка из квартиры. Надо заметить, что А. Ф-ч говорил, со мною и видел меня в первый раз, и уже называл по имени и отчеству. Потом, когда я был уже приват-доцентом, а А. Ф-ч епископом Алексием, викарием Московским, присутствовавшим на диспуте Н. И. Розанова (о Евсевие Памфиле) , после диспута сказал мне: «Ну, я, М. Д., не желал бы попасть в ваши лапы». Наконец, когда я поднес преосв. Алексию свою магистерскую диссертацию о Филоне на Саввином под- ворье, он, в присутствии известного протоиерея II. А. Смирнова , взял книгу, поцеловал ее и меня, поблагодарил и обращаясь к П. А-чу, сказал: «Вот какие диссертации пишут теперь», или что-то в этом роде.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Достопримечательных предметов в церкви нет. Из документов хранятся: метрические книги - с 1780 года (не все в целости), исповедные ведомости - с 1826 года (кроме некоторых годов) и др. Церковная библиотека начала составляться с 1882 года и теперь еще очень незначительна. Причт села Голдина в XVIII веке до 1787 года состоял из двух священников, диакона и четырех причетников. С 1787 года остались один священнику дьяков и два причетника. По штату 1873 года положены один священник и один псаломщик, но штатами 1885 года восстановлена в причте еще диаконская вакансия. Средствами содержания причта служат доходы от требоисправлений, сборы (денежные и хлебные) с прихожан, проценты с поминовенных вкладов (с 250 рублей) и доход от церковной земли, которой значится 33 десятины: усадебной - 3, пахотной - 26 и луговой - 4 десятины. В состав прихода входят: село Голдино, деревни Дмитриевка, Сашино, Сергиевка (выселенная в половине нынешнего столетия из села Голдина), Елизаветино (тогда же выселенная из сельца Киндякова), и сельцо Кинцяково, исстари принадлежавшее этому приходу. К 1890 году число прихожан простиралось до 901 душ мужского и 944 душ женского пола в 271 дворах. Все они православные. Некоторые уходят на заработки в города. Большинство же занимается на месте крестьянскими работами и для этого многие арендуют землю. Обычные крестные ходы бывают в селе Голдино в день памяти св. Кирилла и Мефодия (11 мая), в сельце Киндяково и деревне Елизаветино в Духов день, в других же деревнях в различные дни, по выбору прихожан. До 1875 года в селе Голдино некоторое время существовала частная школа на средства В.П. Секерина. С 1887 года в селе Голдино открыта церковно-приходская школа. Она помещается в каменном церковном здании. С 1890 года в сельце Киндяково существует школа грамоты. Историко-статистическое описание церквей Рязанской епархии (по данным «Рязанских епархиальных ведомостей» 1889-1892 годов). История, культура и традиции Рязанского края Добавить комментарий Комментарии и обсуждение

http://sobory.ru/article/?object=17060

Уже совсем почти смерклось. На площадке, перед инспекторским домом, меня окончательно привел в себя и испугал громкий лай большой цепной собаки, раздавшийся из конуры направо от меня. Налево у дома в полутьме промелькнули две, как показалось мне, стройненькие и хорошенькие девушки-подростки. В маленькой прихожей слышались веселые детские голоса и звуки рояля. Сверху, из светелки, по узкой скрипучей лесенке, тяжело спустилась грузная фигура господина, вместо ожидавшегося и привычного мне отца, инспектора, заполнившего большую часть прихожей. Все в нем внушительно: рост, объем, басистый голос, тяжелая голова без растительности, круглое большое лицо без бороды и усов, нахмуренные брови, большие карие и строгие глаза, как-то особенно сжатые губы, даже руки и ноги и потертый засаленный халат. По-видимому, господин инспектор был не в духе, может быть не вовремя отвлечен от какой-нибудь спешной работы. «Из какой семинарии? Казенный или волонтер? Фамилия? Идите к эконому.» Кратко, строго, по-военному, марш – без разговоров. Держиморда-инспектор: было первое мое впечатление от Сергея Константиновича, оказавшееся потом всецело ложным, так как он был инспектором добрейшим и благороднейшим на редкость. В спальных младшего корпуса, на втором этаже, над номерами, мне вместе с другими экзаменатами были уже приготовлены постель и железная койка, под которой я поместил свой небольшой чемодан. Экзаменаты, в количестве 50 человек, собрались, кажется, почти все. Тут же со всеми перезнакомился и стал на товарищескую ногу, как будто со своими давними приятелями. Многие уже говорили на «ты» и звали друг друга только по отчествам или по имени и уменьшительными именами: Митрич, Ильич, Викторович, Костя, Яков… Прибыли из разных губерний: Московской, Вифанской, Рязанской, Тверской, Витебской, Курской, Черниговской, Минской, Могилевской, Орловской, Смоленской, Воронежской, Волынской, Ярославской, Новгородской, Калужской, Архангельской, Рижской, Харьковской, Владимирской, Екатеринбургской, Полтавской, Тульской.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Эта смесь разноместных молодых людей вызывала живой обмен любопытных сведений. Были люди разных характеров и настроений: от молчаливых флегм до самых горячих сангвиников, – от благочестивцев, ходивших ежедневно и по два раза прикладываться к мощам преп. Сергия, до веселых анекдотистов, потешавших публику забавными рассказами. В этой сутолоке среди беззаботной молодежи потускнел образ «папаши» и сгладилось впечатление первого приема у него. На первый план выступила забота об экзаменах. Явилось 50 человек, а казенных стипендий было только 30. Для меня содержание на свой счет было невозможно, и я пресерьезно струсил, так что написал отцу, чтобы он на всякий случай выслал за мною подводу на станцию железной дороги в назначенное мной число, не помню какое. Ведь присланные были все из перваков, и волонтерами могли быть только студенты, т. е. перворазрядники. А наш класс в рязанской семинарии составлен был из второй, худшей половины прежнего риторического двухгодичного класса, так что, при преобразовании, первая и лучшая половина перешла во второй класс, а я остался в худшей половине, для образования первого класса. Всего страшнее представлялись письменные работы, ибо им давалось главное значение при приеме студентов. Бывшие в Академии студенты старших курсов рассказывали, что самые трудные темы дает и наиболее строго относится к сочинениям ректор, – что незадолго перед нами был будто бы даже такой случай, когда все экзаменаты написали ему неудовлетворительные сочинения, – что он заставил их писать вторично, и они были приняты только благодаря малочисленности экзаменатов, явившихся в количестве менее числа казенных стипендий. Страшный день наступил. Мы собрались в самой большой аудитории, расселись по длинным партам, у каждого были казенные бумага, перо и чернила. Ровно в 9 часов утра величественно вошел инспектор в форменном фраке и торжественно, высоким и могучим басом, возгласил: «Тема по догматическому богословию: «Если Дух Святый, действующий в Церкви Христовой, и ныне живет в Ее членах и управляет Ею, то почему первоначальное устройство Церкви должно считаться нормой для Нее, когда в Церкви, как в живом организме, с течением времени могут появляться новые потребности?» Подать сочинения к 2-м часам».

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

774 Имеются в виду события 1673 г. Нидерландский философ-рационалист и натуралист Бенедикт Спиноза (имя при рождении Барух, Spinoza; 1632–1677) аргументировал свой отказ занять кафедру философии в Гейдельбергском университете боязнью потерять свободу в высказывании мыслей. 775 На этом текст на отпечатанных листах обрывается. Далее в том же архивном деле, видимо по требованию цензоров, Гиляровым был представлен список использованной им немецкой литературы по еврейскому вопросу: «Ein Wort über die Emancipation der Bekenner des Mosaischen Glaubens in Baden; von einem christlichen Badenser. 1831 (Паулуса). Lehrbuch der Mosaischen Religion, bearbeitet von Dr. Alexander Behr, unter Aufsicht und Leitung der Oberrabbiners Abraham Bing zu Würsbug, etc. München, 1826. Ueber die Stellung der Bekenner des mosaischen Glaubens in Deutschland, an die Deutschen aller Confessionen, von Gabriel Riesser, Dr. der Rechte. Altona, 1831. Die Juden und ihre Wünsche . Stuttgart, 1828». Ниже следовала резолюция: «Поименованные три сочинения считаются в Комитете Цензуры Иностранной неизвестными. Старший Ценсор Л. Роде. Февраля 3 дня 1861 года» (РГИА. Ф. 772. Оп. 1. Д. 5630. Л. 20). 776 Гр. Александр Петрович Толстой (1801–1873) занимал пост обер-прокурора Св. Синода в 1856–1862 гг. 777 Напротив этих слов карандашом на левом поле написано, по всей видимости, гр. А. П. Толстым: «Нельзя ли/сделать [какое-/либо] удовлетворение/просьбе Г. Гилярова?» (Там же. Л. 7). 778 До точки подчеркнуто карандашом (вероятно, гр. А. П. Толстым), на полях до конца абзаца проведена вертикальная полоса. 779 На полях напротив оставшейся части предложения (до точки) карандашом проведена вертикальная линия и поставлен вопрос (Там же. Л. 8). 781 На полях напротив оставшейся части абзаца карандашом проведена вертикальная линия и помечено: « NB » (Там же. Л. 8). < > 783 Хотя крепостное право в Эстляндии было отменено еще в 1816 г. и в 1863 г. тамошние крестьяне получили удостоверяющие личность документы и право на свободу передвижения, они продолжали находиться в полукабальной зависимости от немецко-лютеранских властей. Гиляров намекает главным образом на преследования православных эстов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Вот от нее-то и пошел донос самого грязнейшего содержания, и следственная власть ухватилась за него обеими руками. В доносе между прочим она повествует, что я растратил славянские деньги. Этого было достаточно для прокуратуры, чтобы наслать на меня следователя с товарищем прокурора, чтоб сделать выемку. Напрасно я возражал, что это есть незаконное вмешательство в частные отношения, что в суммах, которые мне поручались, я полновластный распорядитель, отчетом обязанный только жертвователям. Следствие пошло. Если Вам рассказывать все натяжки, все притеснения, наконец все подтасовки, до которых низошел следователь, когда я, жалуясь на него, просил прекратить неправильно вчиненное следствие: если Вам рассказывать эти подробности, Вы с трудом поверите. Им хочется дотащить меня до скамьи подсудимых; им хочется моего позора, и вероятно, они доведут. Обвинение в растрате, разумеется, нелепо в самом существе. Вы это чувствуете, не входя даже в подробности. Если бы я даже решительно ни копейки не расходовал, какая же растрата, когда деньги есть? Но расход далеко превышает приход. Да дело и не в том; это мои друзья очень понимают; им желательно вывести другие обстоятельства на свет, и притом со своим освещением, произвести скандал. Если бы не третьи лица, чести которых касается грязь, частию выведенная, частию измышленная донощицею, ничего не желал бы так и я, как полного оглашения. А кстати, я просил, чтобы мне выдали копию с доноса, дабы жаловаться на клевету (имею полное основание). Отказали, дав только прочитать. Да, мне тяжело, многоуважаемый князь, и только сочувствие близких, знающих меня, меня подкрепляет. Черняев поселился в Москве. А в политике что делается? Итак, Англия получит порт в Черном море, близ Батума! 1220 Как Вам это покажется? Ваш Н. Гиляров-Платонов 29 октября 1879 Москва. Печатается впервые по черновому автографу: РНБ. Ф. 847. 516. Л. 1–2 об. Василий Иванович Капнист (1829–1893) – граф (с 1876 г.), статский советник (1873), камергер, весьма влиятельное в Москве лицо; старший сын московского гражданского губернатора (1844–1855) И.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

…дорого то, что последнее издание (…) судимо было хотя без присяжных, но, по крайней мере, верховным судом империи: ибо, конечно, то был суд, а не произвол. Не лишено значения и то, что дело прошло чрез департамент Сената, общее собрание Сената и дошло в общее собрание высшего из государственных учреждений, на всех ступенях встречая законное препятствие к запретительному решению. Слишком довольно обеспечений для печати! Но поэтому-то и надобен для неё суд присяжных. 282 В «Современных известиях» всесторонне комментировались все новые, в том числе только планировавшиеся, постановления по цензурному вопросу. Так, в связи с работой Специальной комиссии для подготовки нового Устава о печати под председательством кн. С. Н. Урусова Гиляров призывал правительство не идти на попятную, возвращаясь к предварительной цензуре, а, напротив, двигаться в направлении дальнейшего освобождения журналистики. Он утверждал: Расширение прав предупредительной цензуры было бы обратным вызовом тех печальных болезней, которыми страдала общественная жизнь в былые времена… 283 Ужесточение цензурных правил в 1872–1873 гг., по убеждению Гилярова, порождало в Европе представление о ликвидации свободы печати в России и вредило ей вообще, поскольку учет оппозиционных мнений полезен правительству. Неоднократно Гиляров порицал практику цензурных предостережений (особенно выносимых благонамеренным консервативным изданиям): в глазах населения они выглядели не как наказание за отдельные промахи, а как осуждение всего направления охранительного органа печати. В связи с предостережением, вынесенным «Московским ведомостям», Гиляров предлагал вместо предостережения в таких случаях помещать в официозном «Правительственном вестнике» подробный разбор статей, вызвавших недовольство властей, что служило бы полезным уроком для всей печати и демонстрировало бы, что правительство изъявляет недовольство не на все направление издания, а на случайные его промахи, выражалось в официальном органе простое осуждение укоризненных статей, то было бы – веха, маяк; издание знало бы, чего избегать, чтоб не подвергнуться каре. Публике кажется, что правительство осуждает направление издания, злонамеренность его, выражается недоверие к изданию. 284

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010