Богдан воротился с двумя похвальными словами, написанными иноком Львом Филологом. Черты жизни Савватия и Зосимы изложены здесь, иногда в дословных выписках по житию их, составленному Досифеем и Спиридоном, на которое ссылается сам Филолог и которое, очевидно, было ему доставлено Богданом; но сербский редактор записал при этом много новых известий о монастыре и его основателях, которые сообщил ему соловецкий инок. В литературном отношении торжественные редакции Филолога служили такими же образцами для русской агиобиографии в ее дальнейшем риторическом развитии, какими были творения земляка его Пахомия при образовании риторического стиля житий в древнерусской литературе 385 . – И к старому житию продолжали делать пристройки. Посылка в чужую землю за жизнеописанием отечественных святых всего лучше объясняет, почему с таким же поручением обратились к Максиму Греку . Спиридон оставил исправленный им труд Досифея без предисловия. Составляя это предисловие по поручению какого-то «честного отца», Максим замечает, что начал «еже ко древнему и новая прикладывати». В житии Соловецких чудотворцев в 1548 г. при игумене Филиппе к прежним чудесам прибавлен был ряд новых. Вероятно, оба труда были составлены если не одним автором, то по одному поводу 386 .· Вместе с размножением пустынных монастырей на северо-восточной окраине Руси в первой половине XVI в. усилилась здесь и агиобиографическая производительность. Некоторые древние списки жития Димитрия Прилуцкого представляют другую, вообще более краткую редакцию в сравнении с текстом его в Макарьевских минеях. В этой редакции есть признаки, которые приводят к предположению, что это – первоначальный текст жития, написанного игуменом Макарием около половины XV в. и переделанного в последствии. Встречаем в ней выражения, указывающие на первого биографа испущенные в позднейшей переделке 387 . Ряд чудес в ней прерывается рассказом о Димитрие Шемяке, а в редакции Макарьевских миней продолжается пятью новыми чудесами, и в одном из них рассказано о построении третьей соборной церкви в монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

В 1645 г., 5 генваря открыты мощи благоверного великого князя Георгия Всеволодовича († 1238), и раку для них серебряную, в которой они доселе открыто почивают во владимирском Успенском соборе, устроил «по обещанию» патриарх Иосиф, как гласит ее надпись . В 1647 г. Суздальский архиепископ Серапион донес государю и патриарху, что в Суздальском уезде, в дворцовом селе Глумове, явилась чудотворная икона Божией Матери Казанской и что для расследования совершившихся от нее чудес он посылал ключаря соборной церкви и своего приказного человека, которые и убедились в достоверности этих чудес. Царь и патриарх приказали архиепископу, чтобы он сам съездил на место явления чудотворной иконы, допросил тех, над которыми совершились чудеса, равно как и свидетелей, записал показания тех и других и за подписями их и их отцов духовных прислал в Судный патриарший приказ. В том же году царево-кокшайский воевода Спиридонов писал государю о явлении чудотворной иконы святых жен-мироносиц, прислал самую роспись чудесных исцелений, совершившихся от нее, и бил челом от лица всех жителей Царево-Кокшайска и «новокрещеных» татар, чтобы им дозволено было воздвигнуть церковь на месте явления чудотворной иконы. Государь велел снять список с нее и оставить в Царево-Кокшайске, а подлинную икону прислать в Москву с подобающею честию и разрешил построить на месте явления ее церковь во имя святых жен-мироносиц. В 1648 г., 22 октября, в день празднования Казанской иконе Богоматери Бог, даровал царю Алексею Михайловичу сына Димитрия, и признательный царь повелел, чтобы этот праздник, доселе праздновавшийся в одной только Москве по случаю освобождения ее от поляков, впредь праздновался всегда во всех городах и во всем царстве. В том же году по определению Собора и повелению государя свидетельствованы были 7 ноября мощи преподобного Кирилла Новоезерского Вологодским архиепископом Маркеллом и найдены нетленными, а в 1651 г. для них прислана из Москвы при царской грамоте серебряная рака . В 1649 г. по указу царя и благословению патриарха Иосифа свидетельствованы были архиепископом Тверским Ионою мощи благоверной княгини Анны Кашинской, супруги великого князя Михаила Ярославича Тверского, а в следующем году перенесены из-под деревянной соборной церкви в каменный Воскресенский собор кашинский Ростовским митрополитом Варлаамом в присутствии самого царя Алексея Михайловича и всего его семейства .

http://sedmitza.ru/lib/text/436131/

В греч. подлиннике - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) в минейном разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» М. описан как «старец с длинной бородою, был усечен мечем» (Ерминия ДФ. С. 212, под 20 июня). Нередко в минейных циклах предпочтительной для изображения становится именно сцена мучения. Так, в Минологии деспота Фессалоники Димитрия Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 44r, 1322-1340 гг.) в нижнем правом клейме листовой миниатюры показана сцена усекновения главы святого (имеется надпись с именем): М.- старец с недлинной клиновидной бородой, в фелони, с омофором на плечах, поставлен перед казнью на колени, руки в молении, за его спиной палач заносит меч; взгляд святого устремлен на стоящую справа (у самой разгранки) фигуру безбородого юноши с нимбом. В росписи притвора ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония; 1317/18) М. представлен человеком средних лет, с темными короткими вьющимися волосами и короткой округлой бородой, облачен в темный плащ и светлый хитон; святой склонился под занесенным над его головой мечом, протянутые в молитве руки скрыты под плащом; в притворе собора Св. Троицы мон-ря Козия (Румыния; между 1390 и 1391), в нартексе кафоликона афонского мон-ря Дионисиат (1546/47, мастер Дзордзис Критский), а также в пронаосе храма мон-ря Воронец (Румыния; 1546) М. показан в архиерейском облачении. Единоличные изображения в настенных минологиях представлены в притворах ряда храмов: Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (Сербия; ок. 1320), погрудно, рядом с прп. Иосифом, М. преклонных лет, с кудрявыми волосами и бородой, в хитоне и гиматии, в правой руке держит крест; Вознесения мон-ря Дечаны (Косово и Метохия; ок. 1350), в рост; свт. Николая в Пелиново (Черногория; 1717-1718), в рост. Известны примеры включения образа М. как архиерея в святительский чин в виме храма: вместе с Модестом Иерусалимским святой представлен в нижнем ярусе росписи, в центре, на стене юго-восточного компартимента алтарного пространства наоса кафоликона Хиландарского монастыря на Афоне (1321/22); между Спиридоном Тримифунтским и Евтихием К-польским М. помещен в росписи свода жертвенника кафоликона мон-ря Симонопетра на Афоне (сер. XVI в.).

http://pravenc.ru/text/2633849.html

В качестве реализации этого постановления 1/14 сентября 1948 г. епископом Матфеем была единолично совершена хиротония игумена Свято-Преображенского старостильного мужского монастыря в деревне Кувара Гедеона (Пасиоса) во епископа Тримифунтского, местоблюстителя Кипрской Архиепископии, чем было положено начало старостильной автономной «Кипрской Истинно-Православной Церкви» 290 . Желая придать этому абсолютно неканоническому деянию некоторую авторитетность, епископ Вресфенский Матфей изменил имя игумену Гавриилу, нарекая его Спиридоном, тем самым проводя параллель между ним и великим кипрским святителем 291 . Далее последовали хиротонии новых епископов Фессалоникийского Димитрия (Псарофеодоропулоса) 292 , Коринфского Каллиста (Макриса) 293  и Патрского Андрея (Анестиса). После заседания иерархов «матфеевского» Синода было обнародовано их Пастырское Послание от 13/26 августа 1949 г., в котором провозглашалось учреждение новой церковной единицы, имеющей официальное название «Священный Синод Церкви Истинных Православных Христиан Греции» и противопоставляющей себя как канонической Элладской Православной Церкви, так и старостильнической «флоринитской» группировке 294 . Для придания своей юрисдикции большей схожести с Автокефальной Церковью, иерархи «матфеевского» Синода наделили своего лидера епископа Матфея (Карпафакиса) титулом «Блаженнейший архиепископ Афинский и всея Греции Церкви Истинно-Православных Христиан Греции». Неканоничные хиротонии вызвали всплеск негодования не только в Элладской Церкви или греческом правительстве, но и в самой старостильнической среде. Митрополиты Хризостом (Кавуридис), Христофор (Хаджис) и Поликарп (Лиосис) опубликовали официальное заявление, в котором выступили с вполне резонной критикой рукоположений «матфеевских» епископов, не признав их действительности 295 . Не приняли эти хиротонии и некоторые клирики юрисдикции епископа Матфея, перейдя после этого во «флоринитскую» группировку. Кроме того, в январе 1950 г. епископ Кикладский Герман (Варикопулос), возглавлявший до этого собственную старостильную юрисдикцию, воссоединился с «флоринитами», что резко увеличило популярность и численность этого течения 296 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Второй период управления Фиваидой иеросхимонахом Авраамием (1898–1900 годы) Новому заведующему, иеросхимонаху Авраамию, были изложены некоторые условия о правах, данных ему от отца игумена Андрея и соборных старцев, и 20 января 1898 года, при поставлении отца Авраамия, они были прочитаны наместником иеросхимонахом Нифонтом в присутствии братства Фиваиды. Вступив вторично в управление Фиваидой, отец Авраамий с обычной своей энергией опять принялся за постройки и работы. Во-первых отцом Авраамием был выстроен большой трехэтажный корпус на берегу моря, рядом с пристанью, со следующими подразделениями: в верхнем и среднем этаже были помещены кельи для братских помещений, а в нижнем этаже устроили склад для продовольственных продуктов и некоторых строительных хозяйственных предметов. Постройка этого корпуса производилась под наблюдением отца Авраамия на средства, получаемые по почте от благодетелей Фиваиды. Также были подняты запрудные стены, вследствие чего пруды увеличились. В том же году прибыл в Фиваиду на жительство и вступил в число братства рясофорный монах Димитрий (Дружков), в мантии Дионисий, который от себя пожертвовал братству Фиваиды святую чудотворную икону Божией Матери «Избавительница», копию святой чудотворной иконы Божией Матери «Избавительницы», находящейся в Симоно-Кананитском монастыре на Новом Афоне (подробности об этой иконе даны в конце настоящего очерка). Отец игумен Андрей пожертвовал два киота весьма изящной работы, уцелевшие от пожара Покровского собора. Киоты сии стоят в церкви преподобных Афонских с правой и с левой стороны за клиросами, в этих киотах установлены иконы: с правой стороны – икона храмовая преподобных Афонских, пожертвованная в Фиваиду духовником отцом Иеронимом в 1883 году, а с левой – икона святого великомученика и целителя Пантелеимона в 1 1 / 2 аршина, пожертвованная монахом Спиридоном. Иеросхимонах Афанасий из Капсалы для церкви преподобных Афонских пожертвовал Святое Евангелие. В том же 1898 году весною пустынь Фиваиду посетил один боголюбец, уроженец Таврической губернии Давид Яковлевич Долгий, и от себя пожертвовал в вечное достояние пустыни Фиваида святую икону святители и чудотворца Николая.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вчера был здесь молодой граф Путятин в сопровождении А. Ф. Кирьякова и своего ментора англичанина, чтобы познакомиться с Лаврою. Но несносная серая и холодная погода и неблагоприятное стечение обстоятельств не дали возможности заняться с посетителями. Наконец мы получили назначенную Владыкою на библиотеку сумму и завтра собираемся молебствовать о здравии жертвователя. Лучше ли погода у вас? У нас вчера едва была не снежная метель. Да и теперь время стоит холодное. Как тебе приступить к лечению? Московские больные плохо вылечиваются. Пр. Викарий всё ещё страдает лихорадкою. О Переяславском старце слышал я тоже, что писал и ты в письме и та мера, на которую мне указываешь, представляется мне полезною в таких обстоятельствах. Мне кажется, если бы о. Феодору дали где-нибудь монастырь в управление, это дало бы занятие душе его другое, не всё писательское и улучшило бы средства его содержания и отвлекло бы от не полезных знакомств. Только нужно, чтобы он переменил место: в этом я совершенно согласен с твоим предположением. Бог даст, когда будут здесь святители, не удастся ли когда-нибудь объяснить. В конце мая или начале июня возвращается чрез Москву Пр. Димитрий, говорят, будет и здесь проездом до Ростова. А Григорий уже проехал чрез Москву. Прости, мой друг. Старец наш Пётр Спиридонович что-то не чувствует уменьшения своей болезни, хотя и бродит не только дома, но и в сад для прогулки. Михаилу Ивановичу увольнение получено из Петербурга 28 . Скоро он уже не наш более. Ещё раз прости. Господь да хранит тебя, да укрепит тебя, да исцелит тебя. Твой Г. 1864 года. 30 мая. Спасибо, любезнейший мой П. Симонович, за письмецо твоё о себе. Оно доставило всем нам большое утешение, да и Московские им попользовались. Вчера здесь был Михаил Симонович 29 по делу до Владыки касающемуся (кажется, о племяннице, о которой и ты просил Святителя) и он из твоего письма узнал о твоём здоровье, за которое опасался. Желал тебе теперь пользоваться и сколько можно более извлечь пользы от твоего лекарства. Письмо твоё дошло до нас чрез 10 дней. Не знаю, дошло ли до тебя моё письмо, посланное, кажется, после половины мая на имя протоиерея Ивана Егорыча.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Дарья 25 декабря 2012, 17:56 Святитель Спиридон! Помоги мне встретить своего суженного и создать семью. Очень хочу быть счастливой женой и мамой. И еще прошу тебя, приведи моего Сереженьку к вере, чтоб он не погиб и услышал сердцем слово Божие. Прошу тебя, умилосердись о нас грешных, подай нам твою помощь. Люблю тебя! Дмитрий 25 декабря 2012, 16:47 Светителю Отче Спиридоне! Моли Бога за нас грешных, Димитрия, отр. Алексея, отр. Екатерины. Помоги мне видеть моих детей, общаться с ними, любить и помогать им! Алексей 25 декабря 2012, 11:20 Святитель отче Спиридон. Молю тебя сохрани нашу семью с Надеждой ! Для меня она любимый человек и любимая жена. В наших семейных отношениях мы подошли к пропасти во всем виноват только я ! С праздником тебя отче Спиридон ! Татьяна 25 декабря 2012, 08:58 Святителю отче Спиридоне, помолись пожалуйста Спасителю нашему за меня! Не оставь нас пожалуйста без жилья, помоги в работе. Юлия 25 декабря 2012, 02:40 Святителю Спиридоне, молись Господу Богу нашему о здравии- мужа моего Александра, доченьки моей Марии и родителей наших.И за себя грешную рабу Божью прошу,помоги мне исцелиться от болезни моей страшной,не остави меня,молю тебя Чудотворче!. Молитвами твоими дарует Бог нам разум и терпение в воспитании доченьки нашей, пусть растет здоровой и счастливой.МОЛИ БОГА о нас!!! Елена 25 декабря 2012, 01:16 Святителю отче Спиридоне, моли Бога о нас: Виталие, Елене, младенце Марии, Любови, Александре, Маргарите и всех православных христианах. Так хочется быть благочеститивыми, так хочется спастись! тина 25 декабря 2012, 00:50 отче святителю спиридоне я люблю тебя Анна 24 декабря 2012, 22:27 Святитель Спиридон, помоги мне, рабе Божьей Анне, создать православную семью с умным, любящим, верным,добрым человеком. Виктор 24 декабря 2012, 19:57 Святителю отче Спиридоне,моли Бога о нас ! Помоги на пути Господнем и в делах житейских. Вера 24 декабря 2012, 19:55 Святитель Спиридон! Помоги р.б. Вере, родившейся в Спиридоновой Буде, справиться с ремонтом ветхого жилья своего и дочери р.б. Вероники. Помоги моему сыну р.б. Димитрию, исцели его от пьянства, запоев, всякой болезни плоти и духа. Умоли господа нашего Иисуса Христа, да простит нам все наши пригрешения, приведи к Вере и в Церковь моих детей Димитрия и Веронику и внука Ярослава. Помоги, святитель Спиридоне, даруй мне землю с баней, на которой я тружусь и которой я лишилась по доверчивости.

http://pravoslavie.ru/41859.html

Елена 29 декабря 2015, 02:42 цитата: " Я хотела купить в Бари икону святителя Николая, но все иконы были очень дорогие. Так мне в подарок досталась именно икона святителя Николая! У меня было такое ощущение, что святитель Спиридон и святитель Николай были всегда рядом с нами. С уважением Алевтина Викторовна " Вы знаете, Алевтина Викторовна, а мне, наоборот, подарили икону Свт.Спиридона, когда я приехала к Свт.Николаю в Бари. Действительно, такое ощущение, что они друзья. Тоже была чудесная поездка, мы не знали, где остановиться, приехали туда впервые, я прочитала акафист Свт.Николаю, а потом со мной заговорила одна румынка. Я у нее спросила " где здесь можно переночевать " , она меня познакомила со священнослужителем, кот. нас и приютил. Вот такие чудеса. Ксения 27 декабря 2015, 19:00 Прочитала,и так же свою историю о переезде нашей семьи из однокомнатной хрущевки вспомнила.Все по чудному Спиридоновому предусмотрению получилось.Даже самые незначительные мелочи при переезде (сантехника,краны,замки) все учитывалось и помогало нам,так, что мы и представить себе не могли. Живем в прекрасной квартире уже 11 лет и если честно мы с каждым годом все больше удивляемся нашему чуду.Батюшкин рассказ очень трогательный,укрепляет в вере и конечно напоминает что все в свое время.Слава Господу нашему за великое к нам милосердие,несмотря на наше житие ничтожное. Спасибо святитель Спиридон Тримифунский! Ольга 27 декабря 2015, 13:59 Спасибо за замечательный рассказ! Мне в этом году святитель Спиридон вновь помог с работой. Слава Богу за все! Галина Б. 27 декабря 2015, 05:59 Ох, уж эти бабушки-старушки. Только по молитвам своей бабушки Натальи сподобилась старушка Светлана Петровна такой славной и мирной кончины. Это же чудо, получить в конце жизни такого смотрителя и наследника, как о.Димитрий. Посмотришь нынешние ток-шоу на эту тему, просто жуть берет. Съехавшие с ума старушки в такую круговерть закрутят ближних и дальних родственников, и даже вовсе чужих людей, вокруг своего наследства в виде " хрущевки " лет 30 без ремонта, что мало никому не покажется. Как бы все это упорядочить, и на каждую старушку - достойного смотрителя и наследника.

http://pravoslavie.ru/89118.html

И коснулось его дивное благоухание, и увидел святого сидящего и затрепетал, говоря: «Прости меня, отче честный, что дерзко вошел к тебе. Большую веру имею ко твоей святости и не смею отправиться в путь без твоего благословения». И стоял он перед святым, но никакого ответа от него не услышал. Сидел же блаженный в мантии и куколе, и кадильница рядом с ним стояла. Келия же была наполнена несказанного благоухания. И, приблизившись, говорит он святому: «Благослови, отче Савватий, в путь раба своего». Потом склонился и увидел, что старец к Богу отошел. И стоял Иоанн в раздумий, ко Господу обращаясь: «О Владыко, как поступить, вразуми меня! О Всемилостивый, боюсь без погребения оставить мощи преподобного и прикоснуться не смею ко святому телу недостойными руками своими». И, вспомнив слова Господа к жене кровоточивой: «Вера твоя спасет тебя» 337 , – дерзнул и, с верою приступив, взял тело святого на плечи. И, как легкое бремя Христово, отнес его в часовню и положил посреди нее и облобызал его со слезами. В это же время пришел к часовне игумен Нафанаил. И целовал со слезами честные мощи и расспрашивал купца о преставлении святого. И тот все подробно рассказал о себе и блаженном. Игумен же, вздохнув из глубины сердца, сказал: «Слава Тебе, Боже, прославляющему святых своих!» И со псалмами и песнопениями достойно погребли они мощи святые, прах земле предав и славя Христа Бога. И совершилось это в сентябре месяце в 27-й день. 322 Обычно списки житий объединяют в единое целое трех соловецких святых: Германа, Савватия и Зосиму. Также и древнерусская иконография обычно изображает святых Зосиму и Савватия вместе. О преподобном Германе сохранилось немного сведений, и они рассыпаны в житиях преподобных Савватия и Зосимы. Житие преподобного Савватия дается также по списку ГБЛ, Волоколамское собрание 659, л. 215 – 310. Предполагается, что жития соловецких святых были созданы митрополитом Киевским Спиридоном, в 1494 г., когда он находился в заточении «в земле Белозерской, в монастыре честного Рождества Пречистой Богородицы, именуемым Ферапонтов». 323 Василий II Васильевич, по прозванию Темный (1415–1462) – великий князь Московский с 1425, внук Димитрия Донского. 335 «Величит душа моя Господа» – песнь Богородицы, исполняется во время вечернего богослужения, заимствована из Евангелия от Луки, стихи 46 – 55. Составлена из различных псаломских стихов. 336 Последние слова Христа, произнесенные Им на кресте. Цитата из Псалма 31, стих 6. См.: Евангелие от Луки, гл. 23, стих 46. Читать далее Источник: Жизнеописания достопамятных людей земли Русской, X-XX вв. : [Сборник/Сост. С. С. Бычков]. - М. : Моск. рабочий, 1992. - 333 с. (Клуб любителей истории Отечества. КЛИО). Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ибраимов. 15 окт. 1927 г. эта структура была переименована в Центральную комиссию по делам культа при Крымском ЦИК. Одной из причин образования комиссии стали многочисленные нарушения законодательства в работе местного админотдела НКВД, а также несогласованность в работе ответственных за религ. сферу различных ведомств (ГАРК. Ф. Р-663. Оп. 10. Д. 1299. Л. 2-3). В дек. 1932 г. Симферопольский и Крымский еп. сщмч. Порфирий (Гулевич) написал главе Центральной комиссии по вопросам культов П. Г. Смидовичу жалобу на Крымскую комиссию по вопросам культов в связи с тем, что ему было запрещено совершать некоторые молебны и произносить проповеди в храме (ГАРК. Р-663.17.33. Л. 93). Смидович сделал Крымской комиссии замечание за превышение своих полномочий и вмешательство в сферу компетенции ГПУ. 29 янв. 1936 г. еп. Порфирий вновь пожаловался во ВЦИК, сообщив, что Комиссия по вопросам культов при ЦИК Крымской АССР незаконно требовала каждый раз брать разрешение на совершение богослужений, проявляла «администрирование», угождала обновленцам и допускала «стеснения и ограничения в отношении верующих патриаршей ориентации» (ГАРК. Ф. Р-663. Оп. 17. Д. 33. Л. 226-227). Еп. Порфирий много служил в храмах епархии, проповедовал, призывал молиться «о сосланных и заключенных, невинно томящихся в изгнании архиереях, священстве, монашествующих и мирянах», активно выступал против обновленцев, называя их «антихристами, продавшимися властям». В 1933 г. за проповедническую деятельность был арестован, через 2 месяца освобожден. Епископа вновь арестовали 9 окт. 1936 г., через неск. дней схватили его помощника прот. сщмч. Николая Казанского . После 4 месяцев тюремного заключения еп. Порфирий и прот. Николай были приговорены к 5 годам адм. высылки. Владыка был отправлен в Казахстан, там вновь обвинен в антисоветской пропаганде, 2 дек. 1937 г. расстрелян. В это же время были расстреляны священнослужители, сподвижники и единомышленники еп. Порфирия: священномученики Елеазар Спиридонов (6 дек. 1937), Димитрий Киранов (4 янв.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010