606 Во всяком случае даже единственного упоминания Димитрием Хоматианом в XIII в. нотариальной конторы ( τς ταβουλαρικς στατωνος) в г. Янине, принадлежавшей некоему табулярию-диакону, 607 достаточно, чтобы заключить, что и в эту позднюю эпоху деятельность нотариев протекала в стенах такого рода контор, где, следовательно, и могли составляться акты, но часто также и с выездом писца и нотария на место заключения сделки (например, в монастырь, в церковь , в митрополию и т. д.)» «по приглашению» сторон. И тем не менее совокупность изученных нами документальных материалов позволяет высказать некоторые наблюдения, имеющие определенное значение для воссоздания системы византийского нотариата. Прежде всего создается впечатление, что каждый город и каждое местечко (даже деревня) должны были в принципе иметь своих собственных нотариев (или своего собственного нотария), назначавшихся на неопределенный срок (далее мы увидим, что некоторые табулярии подвизались на этом поприще в течение десятилетий). 608 Если же таковые по каким-то причинам отсутствовали, то их замена каким-то должностным лицом могла оговариваться в акте: так, акт жителей Дрианувены 1271 г. и купчая 1271 г. из картулярия Макринитиссы писаны «по приглашению» сторон рукой архиерея Димитриады и Альмироса протосинкелла Михаила «по причине отсутствия табулярия во всей хоре Димитриады». 609 Показательно, что в это же самое время в Альмиросе активно действует на нотариальном поприще анагност и табулярий Константин Рангаве, 610 которым, однако, не сочли возможным воспользоваться жители соседней Димитриады. По-видимому, анагност и табулярий города Альмироса (как и все прочие его собратья по профессии) не имел права исполнять свою работу за пределами очерченной для него территории, и это как раз то, что дает нам возможность локализовать места изготовления того или иного документа, пользуясь топонимами, часто сопровождавшими обозначение нотария. Второе впечатление от знакомства с документальным материалом: тот византийский нотариат, который демонстрируют нам византийские частноправовые акты, – это почти исключительно церковный нотариат, в значительной мере подменивший и вытеснивший (почти повсеместно) гражданский нотариат.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6 собора 161 , и патриаршие определения 162 . Это уравнение канонов с законами должно было налагать обязанность на профессоров права преподавать своим слушателям и канонические постановления церкви 163 . В-четвертых, есть доказательства, что светские юристы обладали знанием церковных правил и делали на них ссылки в своих сочинениях. Так, например, Евстафий Патриций в своем «мнении» по брачному праву ссылается не только на правило (87) Василия Великого , но и на синодальное постановление Сисиния 164 . Но этого мало. Мы знаем, что Номоканон в XIV титулах в своей до-Фотиевской редакции обработан одним из выдающихся знатоков светского права, который известен под именем Энантиофана, т. е. автора книги о видимых противоречиях в законах 165 . Мы знаем, что после Фотия он вновь обработан был опять светским юристом Феодором Вестом 166 . Мы знаем, что Михаил Псел, написавший «Сокращение (Синопсис) номоканона», Зонара, написавший потом знаменитое толкование на церковные правила, Арменопул, судья Солунский, написавший «Сокращение божественных канонов», – получили общее тогдашнее юридическое образование наравне со всеми светскими людьми своего времена. В-пятых, каким образом, наконец, могли выходить из этих школ знаменитые представители церковной иерархии, напр., патриархи, если в этих школах не изучались церковные правила, знание которых, на основании постановлений соборных, было обязательно для епископа 167 . С другой стороны, все известные канонисты были отличными знатоками и светского права, с которым они удобнее всего могли познакомиться конечно в общих школах или в высшей школе права в Константинополе, как это сделал, напр., Димитрий Хоматиан 168 . Известный Димитрий Синкелл, бывший член квесторского суда при Евстафии патриции, впоследствии митрополит Кизический, был автором нескольких канонических трактатов по брачному праву и вместе составителем вышеупомянутого сборника: Περα 169 . Без сомнения, изучение светского права было тесно связано с изучением церковного 170 . Итак, мы можем вывести заключение, что в школьное преподавание права в Константинополе в после-Юстиниановское время входило не только изучение светского законодательства по делам церковным, но и самих церковных канонов, и что история церковного законоведения неразрывно была связана с историей правоведения вообще.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

В Эпире наследовал Михаилу его тиранический и грубый, но весьма талантливый брат Феодор Дука Ангел. За счёт болгар и латинян расширил он во все стороны своё греческое владычество. Судя по весьма важной переписке Димитрия Хоматиана, патриоты Запада смотрели на него как на своего избавителя и освободителя от франкского и славянского ига. В 1221 году Феодор напал на королевство Солунь, где правил слабый Димитрий, и в 1222 г. была взята столица этого королевства, Солунь, к нескончаемому восторгу греков. Так как митрополит этого города не решался нарушить прерогативы вселенского патриархата, то автокефальный архиепископ Ахриды Димитрий Хоматиан торжественно короновал Феодора императором Запада. Границы государства были отодвинуты за счёт болгар вплоть до Адрианополя, Филиппополя и Христополя; национальный болгарский епископат повсюду был вытеснен греческим. На одном провинциальном соборе, состоявшемся под председательством Димитрия, кроткий и разумный епископ Моглены едва-едва провёл, чтобы признали, по крайней мере, действительными посвящения, совершённые православными славянскими епископами: близоруко фанатичная греческая партия со своим главарём, митрополитом Кастории, – правда, что безуспешно – не хотела допускать даже таких послаблений. Такая умеренность показывает, что тогдашняя архиепископская курия Ахриды обладала в этом трудном вопросе значительно большей церковно-политической мудростью, чем Фанар наших дней. Патриарх никейский Герман II не без основания, кажется, бросал, невзирая на бурные протесты, упрёк Димитрию Хоматиану в том, что он стремится к учреждению западного патриаршества: ведь солунские греки в церковной и государственной политике расходились с никейцами и по цели, и по тактике. Ни один из этих столь могучих и властных характеров, как Феодор и Иоанн III, не мог подчиниться другому. Оба, впрочем, действовали в 1224 г. одинаково победоносно против смертельно усталой Латинской империи. Феодор разбил у Серр императора Роберта с его баронами, а Ватац у Пиманена – французов под командой Макария де-С.-Менеу (Ménéhoult).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Дикайофилак (дикеофилак) – старший судья. Диканикий – см.: рабда. Дикаст – судья. См.: акроат, архонт, экдик. Дикастирии – учреждения светского суда в Константинополе. Дикеофилакс – хранитель судебных решений, знаток права. Дикерат (дикератон) – 1) дословно «два кератия», дополнительный денежный налог, введенный василевсом Львом III (717–740 гг.) в основном для нужд возведения и ремонта оборонительных стен Константинополя. Взимался в размере 1 милиарисия (милиаренса) с каждого солида; 2) дополнительная статья к основному денежному налогу в X-XII вв.; см.: параколутемата, экзафолл (гексафоллон). Дик17;рий – вид подсвечника. См.: церковная утварь. Диль (Diehl) Шарль (1859–1944 гг.) – плодовитый французский византинист, автор нескольких трудов по эпохе императора Юстиниана I (527–565 гг.), фемному устройству, провинции Африке под византийским владычеством, византийскому искусству и др. Создатель великолепно написанных обобщающих книг по истории Византии. Димакеллон – дословно «Двойной макеллон», ряды эргастириев макеллариев в южной части Константинополе. Они же – Леомакеллон. Димарх – лицо, возглавлявшее один из димов; термин известен с начала VII в. В дворцовом церемониале принадлежал к императорской иерархии, обладая санами ипата и даже протоспафария, имел собственный штат должностных лиц из хартулариев, нотариев и даже мелиста – сочинителя аккламаций и песнопений. Димитрий Кидонис (ок. 1323–1397/98 гг.) – один из самых талантливых и плодовитых писателей, политический деятель XIV в., приближенный императора Иоанна Кантакузина и его преемника Иоанна V Палеолога, философ, знаток западной науки, сторонник сближения Византии с Западом, противник исихасма, автор похвального слова во славу тех, кто погиб во время гражданской войны в Фессалонике в 1346 г., а также многочисленных бесед и 450 писем (все изданы). Заподозренный в приверженности католицизму, уехал в Венецию, а затем на Крит, где и умер. Димитрий Хоматиан – хартофилак болгарской архиепископии, а затем архиепископ всей Болгарии (ок. 1216–1234 гг.), канонист, автор многих писем. См.: эпистолография.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из деловой его переписки сохранилось всего 160 различных трактатов, ответов и посланий, со включением одного ответного послания Германа, патриарха Константинопольского. Все, или почти все, эти трактаты составляют объемистый сборник, под общим заглавием: «Различные трактаты Димитрия святейшего, мудрейшего и искуснейшего в законах архиепископа всей Болгарии Хоматиана, написанные (сработнные) им в то время, когда он был хартофилаксом той же самой святейшей великой церкви» 1847 . Это последнее замечание, впрочем, не точно, ибо сборник заключает и те его писания, которые он составил уже в сане архиепископа. Всего насчитывается тридцать пять лиц, которым Димитрий адресовал эти писания 1848 . В них он касается самых разнообразных вопросов церковной практики, самых разнообразных отношений. В аналитическом указателе к сочинениям Димитрия, ученый издатель их, кардинал Питра, распределил все эти вопросы на следующие группы: 1) о посвящениях в священный сан, 2) о браке, 3) о преступлениях и наказаниях за них, 4) о завещаниях и наследстве, 5) о собственности и имущественных владениях (de proprietate) и 6) смесь (varia), несколько посланий не подходящих ни к одной из указанных категорий 1849 . Без преувеличения можно сказать, что Димитрий был искуснейшим законоведом, обнаруживавшем обширнейшие сведения, как в церковных канонах, так и в светских законах. В сочинениях его сохранилось 364 места из Василик, при чем 80 мест совершенно новых, которых Питра не мог отыскать в издании Василик Геймбаха 1850 . Он приводит семь новелл императора Льва Мудрого, из них одну упоминаемую только у него, две Романа Старшего (Ликапена), из коих одна сохранилась только у него, одну Алексея Комнена (изданную в 1084 году и одну Мануила Комнена (1166 г.) 1851 . Из патриарших постановлений он указывает постановления патриархов Сисиния (том), Алексея, Николая Музалона, Луки Хризоверга, Михаила Керуллария, Михаила Анхиала, и Георгия Ксифилина. Из канонистов он упоминает Евстафия патриция, Гариду, Итала ( ϑαυμαστς ταλς) 1852 , Зонару 1853 , Вальсамона 1854 и Хумна 1855 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Между тем, митр. Димитрий Ростовский смог подняться над школой и над эпохой, увидев в «нетипичном» суждении греческих отцов XIV−XV вв. ответ на терзавшее его противоречие. Наконец, было и третье обстоятельство, непосредственно связанное с конфессионализацией: отношение к католицизму. Одной из причин, побудившей Евфимия Чудовского поддерживать учение о пресуществлении только эпиклезой, была, очевидно, его неприязнь к «латинству», инициировавшая желание максимально дистанцироваться от латинского учения только «Господними словами». На православном Востоке греческие богословы не доходили до подобного радикализма, однако их акцент на исключительном значении эпиклезы для пресуществления был, как представляется, вызван стремлением подчеркнуть различие между православным и католическим вероучением. Могилянской богословской традиции изначально скорее была свойственна установка на поиск общего между православной и католической церковью в области догматики, что накладывало отпечаток и на восприятие латинского вероучения киевскими богословами. С одной стороны, это, в ряде случаев, приводило к рецепции специфически католических доктрин, как например «латинского» учения о времени пресуществления Св. Даров, но с другой − расширяло богословский кругозор могилян. Эта широта кругозора, по нашему мнению, и стала для митр. Димитрия одним из аргументов в пользу учения о Евхаристии свв. Марка Эфесского и Николая Кавасилы , поскольку позволяла признавать существование Евхаристии в Католической церкви. Одним из аргументов в пользу тайносовершительной силы «установительных слов», присутствующих в «О освящении Святых Пречистых Таин» митр. Димитрия, является ссылка на послание архиепископа Болгарского Димитрия Хоматина Константину Кавасиле, архиеп. Диррахискому, в котором свидетельствуется, что у католиков так же совершается таинство Евхаристии 457 . Поскольку в католической мессе эпиклеза отсутствует, то совершение таинства Евхаристии во время католической мессы, в которой отсутствует эпиклеза, указывало на то, что невозможно усваивать значение «формы» таинства исключительно молитве Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

С латинской стороны в этом отношении заслуживает внимания воззрение Петра Клюнийского и Бернара Клервосского. Первый в XII в. писал византийскому патриарху Иоанну Халкедонию: «Хотя мы и разделены с вами пространственно и различием языков, однако же мы соединены неразрывно единством веры и любви. Я желаю заключить с тобой неразрывный союз дружбы, если ты не станешь стыдиться этого». 71 Западный святой Бернар Клервосский в том же XII в. писал папе Евгению III: «Строптивые греки, мы и с ними, и не с ними, соединены в вере, разделены в любви, хотя тоже и в вере они кое в чем заблуждаются». – Тон вообще мягкий. 72 Приведем в том же роде свидетельства греков. Греческий философ Феориан, которому император Мануил поручал столь многие миссии по делам религиозным и который, случалось, вступал в споры с латинянами, увещевал монахов смотреть на латинян как на братьев и притом православных; большую часть пунктов разногласия он считал касающимися вопросов только дисциплинарных и не имеющими отношения к вероучению. 73 Епископ Иоанн Китрский в Македонии (конца XII в.) на вопрос: можно ли присутствовать при латинском богослужении, отвечал, что раздоры между Церквами касаются только двух пунктов – filioque и опресноков, что чтение Св. Писания, молитвы, песнопения, храмы, почитание честного Креста и Св. икон – все это у латинян не отличается от того, что есть у нас. Латинское богослужение (имеется в виду погребальное) не языческое (φαλμωδα υκ στιν νικ), но сообразное со Свящ. Писанием. 74 Не без христианских симпатий относится к латинянам также и Димитрий Хоматин, архиепископ Болгарский (XIII в.) Ему предложен был вопрос, считать ли святой или не святой Евхаристию, совершаемую латинянами на опресноках, а также – нужно ли считать священными церковные сосуды и одежды латинян. Отвечая на вопрос, Димитрий не одобряет латинского обычая совершать Евхаристию на опресноках, но находит, что многие из греков выказывают преувеличенную ревность в борьбе с этим обычаем. При этом указывает, что некоторые из греков более снисходительно смотрят на латинский обычай совершать Евхаристию, и только по вопросу об исхождении Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

События Четвертого Крестового похода и падение Константинополя в 1204 г. нашли слабый отклик в Э., если не считать писем Евфимия Малака, Михаила Хониата и более поздних писем Димитрия Хоматиана, Иоанна Апокавка, Михаила Гавра. Зато эпоха Палеологов оказалась обильной на разноообразные письма, отразившие социально-экономическое и идейно-политическое развитие ромейского общества, исихасм, гражданскую войну, унию Церквей, борьбу с османами, окончательное падение Константинополя. Из более чем 370 эпистолографов этого периода наиболее интересны письма Патриарха Афанасия I (1289–1293 гг ), Григория Паламы , Григория Акиндина, Никифора Григоры, Феодора Метохита, Димитрия Кидониса, Никифора Хумна, Иоанна Хортасмена, Симеона Фессалоникского, Мануила Калеки и василевса Мануила II Палеолога (1391–1425 гг.) (более 100 писем). Письма предназаначались для конкретного адресата или узкого круга лиц (родственников, друзей и пр.), поэтому эпистолографы, будучи более откровенными, подмечали штихи и детали, которых не найти в нарративных источниках других видов. Эпителия – перенос налогового бремени с одного собственика на другого при сделке. Эпитома – дословно с греч. «обзор, краткое обозрение, сокращенное изложение»; см.: закон, новелла, Иоанн Киннам. Эпи тон варварон – заведующий варварами, гражданский чиновник из штата логофета дрома или легатария. Эпитроп – наследник ктитора, попечитель церковного учреждения, который должен был следовать воле ктитора, но имел право завещательных распоряжений. Если он тратил свои средства на церковное учреждение, к примеру, монастырь, то приобретал права второго ктитора. Эпитафия – надгробная речь, элегия, одна из форм прогимнасмата. Известна также как тренос – жалоба, плачь. Пример: речь Георгия Торника на смерть Анны Комниной, автора «Алексиады». Ср.: элогиум, монодия. Эпифалама – свадебная песня, одна из форм прогимнасмата. Эпихирема – краткое умозаключение. Эпод – магический мистический текст (имя, комбинация букв, призвание ангелов, Христа, псалом, молитва), с помощью которого хотели призвать на помощь те или иные божественные силы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Те и другие из этих писателей отстраняли от себя мысль, что разделение Церквей есть дело решительное и бесповоротное. С латинской стороны в этом отношении заслуживает внимания воззрение Петра Клюнийского и Бернгарда Клервосского. Первый в XII в. писал византийскому патриарху Иоанну Халкедонию: «Хотя мы и разделены с вами пространственно и различием языков, однако же мы соединены неразрывно единством веры и любви. Я желаю заключить с тобой неразрывный союз дружбы, если ты не станешь стыдиться этого» 68 . Западный святой Бернгард Клервосский в том же XII в. писал папе Евгению IIÏ «Строптивые греки, мы и с ними, и не с ними, соединены в вере, разделены в любви, хотя тоже и в вере они кое в чем заблуждаются». – Тон вообще мягкий 69 . Приведем в том же роде свидетельства греков. Греческий философ Феориан, которому император Мануил поручал столь многие миссии по делам религиозным и который, случалось, вступал в споры с латинянами, увещевал монахов смотреть на латинян как на братьев и притом православных; большую часть пунктов разногласия он считал касающимися вопросов только дисциплинарных и не имеющими отношения к вероучению 70 . Епископ Иоанн Китрский в Македонии (конца XII в.) на вопрос: можно ли присутствовать при латинском богослужении, отвечал, что раздоры между Церквами касаются только двух пунктов – filioque и опресноков, что чтение Св. Писания, молитвы, песнопения, храмы, почитание честного Креста и Св. икон – все это у латинян не отличается от того, что есть у нас. Латинское богослужение (имеется в виду погребальное) не языческое ( φαλμωδα υ′ κ στιν νικ), но сообразное со Свящ. Писанием 71 . Не без христианских симпатий относится к латинянам также и Димитрий Хоматин, архиепископ Болгарский (XIII в.) Ему предложен был вопрос, считать ли святой или не святой Евхаристию, совершаемую латинянами на опресноках, а также – нужно ли считать священными церковные сосуды и одежды латинян. Отвечая на вопрос, Димитрий не одобряет латинского обычая совершать Евхаристию на опресноках, но находит, что многие из греков выказывают преувеличенную ревность в борьбе с этим обычаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Теоретическое осмысление нововведений происходило уже спустя десятилетия после смерти М. К. В сохранившихся визант. канонических сочинениях наиболее полно претензии М. К. обобщили Феодор Вальсамон и Димитрий Хоматиан в кон. XII - нач. XIII в. Согласно им, император председательствует на Соборах и придает их решениям законную силу, утверждает церковную иерархию, издает законы о поведении и статусе чинов духовенства всей Церкви, производит замещение вакантных кафедр, перестановку епископов, может менять статус кафедры в церковной иерархии ( Pitra. Analecta sacra. 1891. Vol. 6. Col. 632, 645-646; Ρλλης, Ποτλς. Σνταγμα. Τ. 5. Σ. 429; Дагрон. 2010. С. 315, 336-337). Отголоски этой церковно-политической концепции встречались в различных документах XIII в., однако в связи с крахом визант. государственности эти идеи не получили развития. Наиболее значительным церковным деятелем эпохи М. К. стал К-польский патриарх Лука Хрисоверг (1157-1169/70). Длительный срок его пребывания на престоле говорит о том, что в этот период после десятилетий поисков М. К. наконец обрел в лице патриарха достойного духовного пастыря, чья деятельность была полезна и для Церкви, и для Комнинов. Тем не менее взаимное уважение между императором и патриархом не исключало споров по ряду вопросов политики и права. Не позже 1160 г. при дворе М. К. возник богословский спор об отношении к евангельскому изречению Христа «Отец Мой болий Меня» (Ин 14. 28), к-рый стал крупнейшим событием общественной и церковной жизни Византии этой эпохи. Начало спору было положено на собеседованиях М. К. со своим другом Гуго Этерианом, лат. богословом и дипломатом ( Cinnam. Hist. P. 251-257; Nicet. Chon. Hist.; RegPatr, N 1059-1067, 1075-1077, 1109-1117; Gouillard. Synodikon. P. 216-221; Dondaine. 1958. P. 480-482). В отличие от предыдущих конфликтов, которые появлялись в среде образованного к-польского клира, эти богословские разногласия были выявлены в имп. дворце. Оппонентом Этериана и главным выразителем традиц. учения стал византийский дипломат Димитрий Лампский , неоднократно бывавший на Западе, знакомый с различными идеями католич.

http://pravenc.ru/text/2561894.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010