90  Со своей стороны, император мог и иногда действительно добивался смещения патриарха. Это достигалось либо тем, что патриарха заставляли отречься от престола по собственному желанию, что обычно навязывалось ему, если в Церкви была сильная партия против него, или его низлагали голосованием св. синода на том основании, что он был поставлен или действовал неканонически; и, опятьтаки, если он не пользовался популярностью в Церкви, императору было несложно подобрать новый состав св. синода. Низложение при этом должно было совершаться с осмотрительностью. Оно могло привести к расколу в Церкви, скорее увеличивая, чем решая проблемы императора. 91 Разграничение между гражданскими и церковными законами, как правило, было нечетким. Хотя император был подчинен законам, но в то же время он был единственным источником закона. Он мог и действительно издавал законы по всем вопросам, включая церковные. Он один мог придавать решениям церковных соборов силу закона; и хотя Церковь могла управляться по своим правилам, они не были узаконенными, пока император не утвердил их. Такие канонисты, как Вальсамон и его младший современник Димитрий Хоматиан высказывались именно в этом смысле. Более того, Хоматиан считал, что только император мог вносить нововведения в церковное законодательство. 92 Как мы видели, император издавал такие законы в форме обращения к патриарху, который уже распространял его содержание в Церкви. На практике патриархи иногда издавали постановления и сами. Трудноразрешимым был вопрос браков. Согласно римскому законодательству, заключение брака было гражданским актом, но для христиан это было также религиозным союзом, Таинством. Хотя император издавал законы о браке, заключение браков совершала Церковь , и она могла лишить причастия тех, кто заключал их незаконно. Императорские законы определяли правила развода, но бракоразводные дела рассматривались на церковном суде. Перелом наступил при императоре Льве VI. Церковь всегда отрицательно относилась ко вторым бракам и положительно запрещала третьи; император официально закрепил это запрещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Богомилы должны были прежде всего осудить свою ересь, а потом пройти катехизическую подготовку для крещения. Римокатолики должны были отказаться от своих еретических заблуждений, принять Символ веры Первого и Второго Вселенского Соборов и пройти таинство миропомазания. Таким образом они возвращались к вере своих отцов. Савва благословил епископов так и поступать с покаявшимися еретиками. На следующий день, в воскресенье, после благодарственного молебна в Большом храме Собор в Жиче был завершен. Король и его свита простились с архиепископом и, испросив у него благословения, удалились. Савва же отправился в маленькую домовую церковь , где и продолжил благодарить Бога за Его помощь. Освободившись от блистательных архиерейских облачений, святитель в простой монашеской рясе пал ниц пред Господом. И в то время как сербская знать и множество народа разносили о нем славу как о величайшем между ними, смертными, Савва в величайшем смирении пред своим вечным Царем говорил: «Я червь, а не человек». Глава 31. Буря отовсюду У православных народов на Балканах был такой обычай: если какой-нибудь бедняк начинает строить дом, то все соседи ему помогают, – трудами ли, деньгами или материалом. И когда дом готов, они разделяют радость своего соседа. А в истории иногда приходится наблюдать, как некий богатый правитель радуется разрушению того, что выстроил его сосед, брат во Христе. События в Жиче, заложившие твердое основание независимого сербского дома, духовного и национального бытия сербов, вызвали вокруг бурю зависти. Самое резкое противодействие последовало со стороны венгерского короля Андрияша и архиепископа Охридского Димитрия Хоматиана. Болгарский король в Константинополе, хотя и гневался из-за появления нового королевства, но в то время не был способен сделать что-либо конкретное и мог только яриться. Папа Каллист II немедленно откликнулся враждебным письмом и объявил архиепископа Барского полным властителем всех православных храмов и монастырей в Сербии, Боснии и Герцеговине. Между тем Феодор Ангел, могущественный князь Эпира и Албании, принял весть из Жичи, как кажется, без особого волнения: он был занят другими проблемами и не хотел портить отношения со Стефаном. Кроме того, его брат Мануил был женат на сербской принцессе Комнине. И все-таки Феодор Ангел был на стороне Хоматиана, ибо надеялся, что последний коронует его как царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В печатном издании все сочинения Хоматиана расположены в следующем порядке: сначала идут различные трактаты и послания к разным лицам в числе 152 (со включением ответного послания Германа) 1856 , затем 29 ответов на вопросы Константина Кавасилы, епископа Диррахийского, из коих 14 буквально повторяются у Иоанна Китрского, далее 14 ответов на вопросы Сербского царя Стефана Дуки 1857 , наконец, 22 канонических вопроса «к тому же хартофилаксу (т. е. Димитрию) и ответы на них». В том же порядке весь этот материал расположен и в рукописном сборнике (Мюнхенской библиотеки), с которого сделано печатное издание Питры. Затем в качестве добавлений (Auctaria) следуют трактаты: 1) о степенях родства 1858 , 2) ответ на вопрос о том, благочестиво ли епископу входить в латинские церкви и покланяться, когда от них будет приглашен, и причащаться, как в православных церквах на литургии 1859 , 3) о иерейской одежде (περ στολς), 4) определение (σημεωμα), (в сущности ответ) относительно брака когнатов 1860 , 5) два огласительных слова (6-е и 9-е), 6) три послания против латинян об опресноках, и наконец, 7) большое послание о тех же опресноках, субботнем посте, браке священников и литургии во время постов. Таким образом, мы видим, что Димитрий был не только искусным законоведом, но основательным полемистом против латинян. Можно сказать, что он был ахридским Вальсамоном. По-видимому Вальсамона он знал лично. В 27 ответе Константину Кавасиле 1861 он рассказывает, что при жизни еще Вальсамона он был в Константинополе. Но к сочинениям Вальсамона он относился критически: он не находил в них достаточной точности (οκ ς τ πν κριεας χμενα καταφανονται), но за то находил не мало недосмотров, пропусков и даже иногда противоречия. Он слышал в Константинополе многих юристов, которые считали мнения Вальсамона неправильными, как в толковании законов и канонов, так и в других сочинениях его. Может быть, что такое мнение Хоматиана (а не Иоанна Китрского, как доселе думали) объясняется отчасти личным соревнованием и некоторым пристрастием к знаменитому канонисту 1862 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Вернувшись в Сербию, св. Савва сделал центром своей архиепископии «великую церковь» в Жиче (в 1253 г. архиепископская кафедра будет переведена в Печский монастырь). В сербском королевстве того времени не было крупных городов (даже королевский двор постоянно переезжал с места на место), и поэтому св. Савва основал новые епархиальные центры главным образом в монастырях, которые обеспечивали епископов экономической стабильностью и местом для резиденции. Забота архиепископа о церковном порядке и организации иллюстрируется тем, что он приобрел во время своего пребывания в Салониках целую юридическую и каноническую библиотеку. Он также перевел на славянский язык византийский юридический сборник Номоканон, назвав его «Кормчей книгой». Все время своего архиерейского служения св. Савва поддерживал контакты со всеми главными центрами христианского мира. После кончины короля Стефана (1228 г.) его сын Стефан Радослав женился на Анне - дочери Феодора Эпирского. Дружелюбные отношения были установлены между сербским двором и архиепископом Охридским Димитрием Хоматианом, который теперь стал советником сербского короля. Это показывает, что св. Савва примирился с Хоматианом. В 1229-1230 гг. сербский архиепископ отправился в Иерусалим и посетил святые места. Возможно, именно тогда он привез с собой в Сербию «Типикон» св. Саввы Палестинского, который постепенно был принят как стандартный литургический образец всего византийского православного мира. По пути домой св. Савва также остановился на длительное время в Никее и на Афоне. Несмотря на свою дипломатическую и пастырскую деятельность, св. Савва оставался прежде всего монахом, стремившимся к молитве и уединению. Во всяком случае, именно так биографы трактуют его неожиданный отказ от архиепископской кафедры в 1234 г. Перед уходом он лично хиротонисал себе преемника - своего ученика Арсения, что было весьма необычным шагом. Затем св. Савва отбыл в новое паломничество в Иерусалим, Александрию, на Синай и в Константинополь. Согласно его биографу Доментиану, он намеревался в конце концов прибыть на Афон, чтобы там остаться. Но он успел доехать лишь до Тырново, где скончался 14 января 1236 г. Его тело привезли в Сербию и похоронили в монастыре Милешево (1237 г.). В 1595 г. мощи св. Саввы были по приказу турецких властей изъяты из монастыря и сожжены. Но это не уменьшило всенародного почитания святого.

http://sedmitza.ru/lib/text/434811/

Впрочем, было бы анахронизмом искать филетизм в менталитете XIII века. В частности, св. Савва – более чем кто–либо – осознавал необходимость целостности православия и единства канонического устройства. Нет сведений о том, чтобы он вообще отвечал на полемические выпады Хоматиана. Возвращаясь из Никеи, он посетил не только Афон, но и Фессалоники, где остановился в монастыре Филокалес. Греческий митрополит Фессалоникийский Константин Месопотамит был давним и близким другом св. Саввы, нередко помогая ему участием и советами. Константин был изгнан из Фессалоник латинянами в 1204 году и вернулся на свою кафедру лишь в 1224 году, но то, что он встречался со св. Саввой, подтверждается биографами сербского архиепископа 563 . Очевидно, св. Савва нуждался в совете – особенно относительно того, как быть с латинским присутствием в пределах Сербии: в города Адриатики Котор, Антибари, Дубровник–Рагузу (последние два находились под владычеством Венеции) были назначены латинские архиепископы. Возвращаясь в Сербию, св. Савва учредил свою архиепископию в «Великой церкви» в Жиче, но в 1253 году архиепископская кафедра будет перенесена в Печский монастырь. В Сербском королевстве не было крупных городов (даже королевский двор переезжал с места на место и был весьма скромным), и новые епархиальные центры, организованные св. Саввой, располагались обычно в монастырях, которые обеспечивали епископам стабильное экономическое положение и помещение для резиденции 564 . Забота архиепископа о порядке и организации в церкви видна по тем законодательным и каноническим материалам, которые он, по свидетельству Доментиана, привез из Фессалоник; он перевел на славянский греческий Номоканон, озаглавив его «Кормчая книга». В годы своего архиепископства св. Савва поддерживал связь со всеми крупнейшими центрами православного мира. После смерти короля Стефана (1228) его сын и наследник Радослав женился на Анне, дочери Феодора Эпирского. Между сербским королевским двором и архиепископом Охридским Димитрием Хоматианом установились дружеские отношения – теперь король Сербии даже стал испрашивать у Хоматиана совета. Подобные контакты привели и к примирению между Хоматианом и св. Саввой 565 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

деспот Феодор Ангел, правитель Эпира, был венчан как «император римлян» Димитрием Хоматином, архиепископом Охридским 47 . Разумеется, не впервые в византийской истории императорский венец оспаривался между несколькими претендентами. Однако впервые такой спор приобрел форму богословских и канонических дебатов, затрагивавших не только источник законности императора, но и авторитет «вселенского патриарха». Древние канонические тексты определяют происхождение власти Константинопольского архиепископа исключительно на основании политической важности имперской столицы 48 , но в XIII в. ситуация коренным образом изменилась. Феодор Ласкарь в Никее принимает свою императорскую легитимность от венчания патриархом, находящимся в изгнании. В этом событии двоевластие императора и патриарха, конечно, получает новое утверждение, но значимость каждого из них меняется в пользу патриарха. Смысл и подтекст этого события были компетентно и энергично оспорены учеными канонистами, стоявшими на стороне эпирского Михаила Ангела. Здесь нет возможности излагать подробности этой полемики 49 . Главный сторонник эпирской стороны Димитрий Хоматин, архиепископ Охридский, выдвинул следующие основные пункты: 1) Венчание императора и поставление патриарха в Никее не менее незаконно, чем венчание императора архиепископом Охридским в Фессалониках 50 . 2) У Константинопольского патриарха нет исключительного права освящать святое миро, употребляемое при крещении и помазании императоров. Любой епископ (Хоматин справедливо ссылается на 7-е правило Карфагенского собора и на «Церковную иерархию» Псевдо-Дионисия) имеет право освящения 51 и, во всяком случае, при венчании Михаила Ангела употреблялось не крещальное святое миро ( μρον) – поскольку это не было традиционной практикой, – но специальное освященное масло ( ελαιον) 52 . 3) В нормальных условиях Константинопольский патриарх не имеет права посягать на территории, принадлежащие юрисдикции других автокефальных церквей, в частности Охридской 53 , но и в географических границах своего собственного патриархата он должен заботиться о духовном единстве более, чем о своей законной власти поставлять митрополитов 54 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Иначе относилась Константинопольская Церковь к женам и вдовам священнослужителей, прекративших сожитие со своими мужьями еще до их хиротонии вследствие пострижения их в монашество. Пострижением одного из супругов брак расторгался, ибо пострижение, – уход из мира, приравнивалось к смерти. Естественный вывод отсюда – дозволение для оставшейся стороны снова вступить в брак. И византийское законодательство, действительно, не запрещает оставшемуся супругу вступать в брак 1051 , а позднейшие канонисты прямо разрешают это. В этом смысле, как мы видели, высказывается Вальсамон в толковании на 48-е Трулльское правило. То же пишет и Иоанн Китрский: «Жена постриженнаго, если хочет, может вступить в брак с другим, не подвергаясь осуждению» 1052 . Но постриженный мог сделаться диаконом, священником и епископом, и в таком случае жена священнослужителя оказывалась вышедшей замуж второй раз. Такую возможность допускает, например, Иоанн Китрский или вернее Димитрий Хоматиан в своем 3 ответе митрополиту Константину Кавасиле 1053 . Константин спрашивает его: может ли имеющий жену и постригшийся священник, диакон и чтец получить высшую степень или архиерейство, если жена его не примет пострижения. Хоматиан отвечает: «постригшийся муж ея, как сделавшийся навсегда мертвым для мира, если окажется достойным, может получить сан иерея и архиерея». Однако, существовал и более строгий взгляд, что и жена, постриженная в монашество, не может снова вступить в брак. Взгляд этот подробно отстаивает Пидалион в примечании к 48 трулльскому правилу. Здесь доказывается, что один из супругов только тогда может пропять монашество, если и другой согласен сделать то же, так что они могут постригаться только вместе. В доказательство делаются ссылки на 1Кор. 7:4 ; Мф. 19:6, на Василия Великого , бл. Августина (письмо 45), бл. Иеронима (письмо 14), на Иоанна Златоуста (гомил. 19 на 1Кор. 7 ), на 20 новеллу Льва Мудрого (у Арменопула кн. 4, гл. 12), советующих или предписывающих постригаться обоим супругам вместе 1054 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

По рассказу Николая Идрунта (ν τ περι ζμων), Франки, овладев Константинополем, нашли в царском сосудохранилище честное древо, терновый венец, сандалии Спасителя и один гвоздь, нашли также в золотом (λιϑομαργαριτοκολλτω) сосуде хлеб, преподанный Христом Апостолам. Сосуд этот имел надпись: здесь лежит хлеб, который Христос разделил ученикам своем со словами: «приимите, ядите…» Так как, этот хлеб был квасной, то западные епископы хотели было скрыть его, но Бог не попустил (эту историю рассказывает Георгий Керкирский). Во 2-х – с тех пор, как Иоанн Иерусалимский и потом Евстр. Аргентинский неопровержимо доказали, что Господь, во время установления таинства, не вкушал законной пасхи, и, следовательно, не на опресноках совершил свое таинство. 91-е Василия Великого . Пусть устыдятся паписты слов св. Василия, что недостаточно для совершения таинства Евхаристии одних слов Господа: приимите, ядите и пийте, что необходимы для этого и читаемые тайно священником молитвы и призывания... 52-е 6-го. Те, которые не напаяют св. хлеб кровью, и таким не напоенным сохраняют его, как преждеосвященный, явно латиномудрствуют; ибо к нечестию латинян относится и то, что они причащают мирян одним видом Евхаристии, по определению Констанского собора. 68-е Апостол. Не позволительно на одном престоле в один день служить две литургии, и на престоле, на котором совершал литургию епископ, в тот же день совершать ее и пресвитеру, что преступают паписты. Так как, по 68-му Апостольскому правилу, еретики не имеют священства, то, значит, и совершаемые ими священнодействия чужды благодати и освящения. Следовательно, латинские опресноки и таинства не священны по 46-му Апостольскому правилу. Если же Димитрий Хоматин и Иоанн Китрский говорят, что мы не погрешаем, считая священнодействия латинян святыми, то они сказали это в то время, когда латинян принимали еще за крещенных так как они в то время еще не отвергали погружений в крещении. Впрочем, те же – Хоматин и Китрский прибавляют, что никто из православных не должен причащаться от них.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/greche...

После взятия крестоносцами в 1207 г. Девола и Костура в 1208 г. там появились католич. епископы, занявшие также часть епархий О. а. в Албании. Но, вероятно, в кон. 1213 или нач. 1214 г. католич. епископию упразднили, когда этими землями завладел севастократор Стрез (1211-1214), племянник болг. правителей Асеней и предположительно брат болг. царя Борила . Впосл. О. а. восстановила власть над албан. епархиями и, возможно, над Драчем, а также над Скопье и Призреном. После смерти севастократора Стреза его земли были разделены между Фессалоникийским королевством и Эпирским деспотатом, поэтому О. а. утратила Могленскую и Струмицкую епархии (Там же. С. 98-99). В 1216 г. эпирский деспот Феодор Ангел Комнин Дука завоевал Охрид, Прилеп, Костур и Скопье, позже - всю Албанию, Просек, Веррию, Серры, Драму и фракийские города до Адрианополя. Поскольку с момента взятия К-поля рыцарями 4-го крестового похода (1204) К-польский патриарх пребывал в Никее, а в К-поле правил лат. патриарх, эпирский деспот, желавший иметь независимого главу Церкви, обратился с этим к Охридскому предстоятелю и в 1224 г. был коронован в Охриде архиеп. Димитрием II Хоматианом. Эта коронация устранила влияние К-польского патриарха на западные (европейские) епархии, объединившиеся под главенством Охридского архиепископа. Отвечая на обвинения патриарха К-польского Германа II (1223-1240), на каком основании глава Болгарской Церкви возлагал корону, Димитрий Хоматиан разъяснял, что его престол получил право помазывать царя по благоволению имп. Юстиниана, поставившего архиепископский престол Болгарии вслед за К-польским ( Gelzer. 1902. S. 16-19. RegPatr, N 1239, 1244). О. а. вернула Скопскую, Веррийскую и Сервийскую епархии и получила контроль над епископами Фессалоникийского королевства ( Снегаров. 1924. Т. 1. С. 125-129). В этот период обострился вопрос о «загорских» (тырновских) епископах в О. а., хиротонисанных Тырновскими архиепископами, поставление к-рых считалось незаконным, т. к. архиеп. Василий был поставлен неканонически и под давлением светских властей. Охридский клир разделился на 2 лагеря: одни считали, что «загорских» епископов и рукоположенных ими священнослужителей надо отстранить, а другие призывали сохранить их духовный сан в силу человеколюбия Церкви. По этому вопросу Димитрий Хоматиан обращался за советом к митр. Керкирскому Василию Педиадиту ( Ников. 1921. С. 42-49; Принцинг. 2004). Феодор Комнин созвал Архиерейский Собор в Охриде (1217-1220) под председательством архиепископа и пожелал, чтобы решение удовлетворило «болгарскую» партию, поскольку большая часть паствы О. а. была болгарской. В итоге на основании 12-го и 13-го правил Халкидонского Собора «загорским» епископам предписывалось покинуть кафедры, на к-рые следует поставить новых канонических иерархов, но совершённые ими священнические и диаконские хиротонии были признаны действительными ( Снегаров. 1924. Т. 1. С. 129-134).

http://pravenc.ru/text/2581773.html

Упомянутые тут Хоматин и Кавасила принадлежат XII и XIII векам. Выше, в списке Архиепископов Болгарских, мы остановились на Иоанне Комнине, 15-м по Индексу и 18-м по Лекеню. За ним следуют у последнего: 19. неизвестный, благословивший брак Императора Алекия I с 14 летней Ириной (матерью писательницы Анны) 20. Константин 2. Иоанн V Коматир 22. Димитрий Хоматин, венчавший на царство Солунское Федора Комнина – Ангела 23. Иаков 24. Константин II Кавасила 25. Геннадий 26. Макарий, повенчавший краля Стефана Милутина с Симонидой 27. Григорий, строивший портал Охридской Св. Софии, ученый и писатель 28. Анфим Метохит, писатель 29. Матвей, тоже писатель – полемист 30. Марк Ксилокарав, в 1455 искал перекупить у Султана кафедру константинопольскую 31. Прохор, построивший Архиепископское седалище в 1528 г. для Церкви св. Климента или Богородицы Перивлепты 32. Паисий – в 1564 г. 33. Софроний – в 1565 г. 34. Безыменный, племянник Вел. Везиря, в 1575 г. 35. Нектарий, около 1613 г. 36. Авраам, после 1630 г., 37–39. Порфирий, Афанасий, Авраамий, принявшие Унию, по свидетельству Алляция 40. Безыменный, современннк папы Александра VII (1655 – 1667), принявший латинство в Риме 41. Мелетий, в 1715 42. Филолофей 43. Иоасаф в 1721, занимавший престол, как мы видели еще в 1742, и последний Арсений – до 1768 г. В книге: «Сношения России с Востоком» отыскиваются еще следующия имена Архиепископов Охридских: Дорофей около 1456 г. Иоаким – до 1586 г., Гавриил в 1586 г., Феодул в 1588 г., Афанасий 1606 и 1614, Иосиф в 1628, Харитон в 1645 г. 58 Какой-то писатель Христодор, по сведению Пуквиля, приписывает основание Лихнида пресловутому Финикийцу Кадму... уж не от этого ли так и силен и живуч Греческий (Кадмов) алфавит в местах этих, что в течение 10 веков славянская азбука не могла получить оседлость. 59 Есть и поблизости Тернова тоже место: Трапезица. Не значило ли это: царская резиденция, престол или просто стол? откуда и наша древняя рапсодия: «В стольном городе во Киеве». 60 Анна Комнина, сообщившая факт переименования Лихнида Ахридой, тем самым как-будто отстраняет предположение об оставлении первого и об основании вновь второй. Имя Ахриды или Мохриды она производит от имени Краля болгарского Мокра, прозванного после, Самуилом. Он ли сам или отец его назывался Мокром, остается невыясненным. С речкой Мокрой мы встречались уже. Была область Мокрена и епархия Мокра или Мокры. Но от всех этих имен до Ахриды неблизко. Читать далее Источник: Из Румелии/[Соч.] Архим. Антонина, почет. чл. Имп. Рус. археол. о-ва. - Санкт-Петербург : тип. Имп. Акад. наук, 1886. - 650 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010