После того как Иоанн Каматир уже в изгнании, в Никее, ушел на покой, новым патриархом был избран Михаил Автореан, и, таким образом, по-прежнему на одной кафедре оставались два патриарха - греческий и латинский. Это и означало окончательный и бесповоротный раскол. И ответственность за него целиком и полностью лежит на Римской церкви и ее служителях - крестоносцах. Именно после IV Крестового похода разделение Церквей было не только оформлено институционно, но и стало фактом в народном сознании. 3. Захват крестоносцами Константинополя привел к распаду Империи. На ее территории образовался ряд государств: Сербия и Болгария (de facto они были независимы еще до IV Крестового похода); Латинская империя, включавшая в себя только Константинополь и его ближайшие пригороды; несколько мелких латинских княжеств; принадлежащие венецианцам острова и три греческих государства: Никейская империя, Эпирский деспотат, Трапезундская империя. Единственной выжившей единой структурой византийского мира оказалась Церковь, Патриархат. Хотя патриарх был избран в изгнании, его легитимность ни разу никем в православном мире не оспаривалась. Именно поэтому и Никейская империя, где проживал патриарх, воспринималась как наследница Византийской, а ее императоры - как Константинопольские в изгнании. Несмотря на то что Эпирский деспотат стремился к верховенству, а в 1224 г. даже отвоевал у франков Салоники, без санкции Церкви он не мог добиться такого же престижа. Хотя Феодор Ангел и был коронован в Салониках Димитрием Хоматианом, архиепископом Охридским, как Император и самодержец Ромеев, его претензии не были признаны народным сознанием, для которого решающим фактором оказалась все-таки санкция патриарха. Однако поначалу в неразберихе, образовавшейся на Балканах после захвата франками Константинополя, определиться было очень сложно. На горизонте виднелись две растущие и крепнущие славянские империи - Сербская и Болгарская. А на византийской почве образовались три соперничающие империи - одна латинская и две греческие.

http://sedmitza.ru/lib/text/434811/

При Патриархе Луке (1156-1169 гг.) было вынесено несколько постановлений церковно-правового характера: о запрещении священникам заниматься делами, унижающими их достоинство; о том, что для низложения епископа требуется созыв Собора не менее 12 архиереев; об обязанности епископа, принявшего постриг, ждать решение Синода относительно того, может ли он дальше совершать епископское служение: о воспрещении клиру присваивать себе церковные вещи. При Патриархе Михаиле III (1169-1177 гг.) были изданы постановления о том, что мирскими делами не могут заниматься не только священники и диаконы, но и чтецы и вообще все церковнослужители; а также о том, что без ведома Синода ни один епископ не вправе решать важные дела. При Патриархе Феодосии I (1178-1183 гг.) было издано постановление, согласно которому монастырскими настоятелями не могут назначаться лица, не имеющие пресвитерского сана. В сентябре 1186 г. при Константинопольском патриархе Василии II, в присутствии Патриархов Антиохийского и Иерусалимского и 40 митрополитов, Синод постановил, что жена готовящегося к епископской хиротонии безусловно обязана поступить в монастырь и принять постриг. Патриархи и Патриаршие Синоды давали часто ответы на вопросы, с которыми к ним обращались. Ответы эти не были законодательными постановлениями, тем не менее многие из них со временем получали общецерковное признание как правовые нормы. Так, к Патриарху Николаю (1086-1111 гг.) с различными вопросами обращались афонские монахи. 11 ответов Патриарха Николая получили общецерковный авторитет и вместе с вопросами были включены впоследствии в «Пидалион» и «Афинскую Синтагму.» Вошли они и в нашу «Кормчую.» В «Кормчую» вошли также ответы митрополита Ираклийского Никиты, жившего в XI веке, и 16 канонических ответов на вопросы архиепископа Константина Кавасилы, приписываемые епископу Китрскому Иоанну, жившему в первой половине XIII века. но принадлежащие на самом деле другому иерарху - архиепископу Охридскому Димитрию Хоматину. От Димитрия Хоматина дошло до нас около 150 трудов канонического содержания, малая часть которых включена в канонические сборники. Архиепископ Димитрий был ученым с большой эрудицией, великолепным знатоком канонов и гражданских законов.

http://sedmitza.ru/lib/text/432365/

Речь идёт о ереси восточного папизма, опасность которого осознавал ещё первый сербский архиепископ, Свт. Савва. Поэтому в основном правовом акте Сербской Церкви и державы, «Законоправиле», нет тех мнений Димитрия Хоматиана и Феодора Валсамона, в которых содержатся идеи превозношения цареградских патриархов. ПТ: Что делать нам сейчас? ЗЧ: Имея в виду пагубность для единства и соборности Православной Церкви ереси восточного папизма, полагаю, необходим Всеправославный собор, который осудил бы папистскую ересь Цареградского патриархата, а также восстановил бы единство со всеми теми пребывающими в расколах группами, которые отделились от Церкви вследствие самовольных, реформаторско-модернистских и еретических решений Фанара на протяжении последнего столетия. После осуждения Фанара в ереси восточного папизма могло бы последовать осуждение этим же Собором экуменического синкретизма. А конкретным шагом стал бы выход Поместных Церквей из глобалистической псевдорелигиозной организации Всемирного Совета Церквей. Русской Церкви, как Церкви Третьего Рима, не пристало церемониться с самовольным и еретичествующим Фанаром, который давно уже стал просто инструментом в руках людей, далёких от Церкви. Поэтому, если мы говорим о необходимости Собора, то уточняем непременное условие: повестка этого Собора должна формироваться не Фанаром. А условный Крит-2 – это продолжение игры тех, кто стоит за Цареградским патриархом. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 1. Re: Антихрист призван осудить ересь экуменизма? Для преодоление раскола нужно покаяние. Прежде всего. Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Кем являлся нелегал Аббасов, зарезавший парня из-за парковки Пенсионный возраст в России поменяют на 5 лет: в какую сторону Все россияне, спасайте свои деньги и свои сбережения: читать В мае пенсионеры не получат свои выплаты: УЖАС Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/11/29/an...

В основном сборнике юридических сочинений Д. Х. (πονματα διφορα) выделяются акты Охридской архиепископской канцелярии (между 1215 и 1238), к-рые делятся на 4 группы: акты, составленные лично Д. Х.; акты, изданные им совместно с архиепископским синодом; акты, составленные сотрудниками канцелярии; акты, чей составитель не известен. Среди актов, составленных лично Д. Х., имеются послания и канонические ответы с указанием адресатов, предписания (т. е. акты, содержащие общеобязательные правила поведения), сигиллий, «апология» (документ церковно-политического характера), юридический трактат, канонические ответы без указания адресата, судебные решения, протоколы. Сочинения Д. Х. обладают содержательной общностью и могут быть сгруппированы по институтам и отраслям права. В издании Ж. Питра выделены вопросы адм. права и статуса лиц (хиротонии и др.), семейного, уголовного, наследственного, имущественного права. В издании Принцинга πονματα διφορα подразделяются на 19 групп. Так, Pon. Diaph. 24-46 касаются вступления лиц в 3-й брак, но особое внимание в них уделено наследственным правоотношениям (в связи с правами детей на наследование имущества родителей); в Pon. Diaph. 47-55 речь также идет о наследовании, но уже применительно к приданому; в Pon. Diaph. 91-102 рассматриваются случаи незаконной передачи земельных владений; в Pon. Diaph. 103-106 говорится о сроках давности в семейных и имущественных правоотношениях; Pon. Diaph. 77-80, 107-115, 146-150 посвящены церковному праву и церковной политике (конфликты между юрисдикциями различных Церквей). Сопоставление групп, выделенных по хронологическому и содержательному признакам, позволило Принцингу прийти к выводу о том, что в совр. виде πονματα διφορα восходят к регестам Д. Х., т. е. к сборнику его актов, структурированному по образцу регест К-польского Патриархата. Кто и когда составил этот сборник, неизвестно. В то же время очевидно структурное сходство πονματα διφορα и более раннего сборника материалов визант. судебной практики - «Пиры» Евстафия Ромея (XI в.). Но «Пира» более однородна по содержанию, включает только материалы, связанные с деятельностью суда (среди актов Д. Х. есть и церковно-дипломатическая переписка); фиксирует практику высшего имп. суда в К-поле (акты Д. Х.- практику церковного суда в Охриде), притом что оба суда рассматривают в основном дела светского характера (об имущественных и договорных отношениях, наследовании и т. п.). Факт участия церковного суда Д. Х. в рассмотрении светских вопросов показывает, что к XIII в. в Византии произошло фактическое расширение юрисдикции церковных судов (за счет упадка гос. судебной системы), а также позволяет предположить, что в πονματα διφορα должны были отразиться правовые обычаи местного населения.

http://pravenc.ru/text/178183.html

ж) Димитрий Хоматин, архиепископ Болгарский, живший в 13 веке, – о перемещении императорами епископов говорит: «Хотя такое перемещение противно писанному и устному учению церкви, однако оно весьма часто совершается по повелению императора, если того требует общее благо. Ибо император, который есть и называется верховным блюстителем церковного порядка стоит выше соборных определений и сообщает им силу и действие. – Он есть вождь церковной иерархии и законодатель по отношению к жизни и поведении священников; он имеет право решать споры между митрополитами, епископами и клириками и избирать на вакантные епископские кафедры. – Он может возвышать и епископские кафедры и епископов в достоинство митрополии и митрополитов... Его постановления имеют силу канонов» (Тамже, стр. 469). з) «Императоры издавали указы о повсеместном употреблении при богослужении известных гимнов (таков напр. указ Феодосия II и Пульхерии о повсеместном употреблении трисвятой песни: «Св. Боже, св. крепкий» и проч.), или даже сами сочиняли такие гимны (таков напр. сочиненный Юстинианом гимн: «Единородный Сыне и Слове Божий»). «Таким образом церковный историк Сократ в V веке имел полное право сказать, что с тех пор как императоры сделались христианами, церковные дела стали зависеть от них» ( Н. Суворова . «Учебник Церковного Права». изд. 2, 1902 г., стр. 48). и) На четвертом Всел. соборе присутствовали и принимали участие в делах, суждениях и постановлениях собора посланные императором сановники (см. Деян. Всел. соборов, т. III, стр. 50, 57, 66, 67, 74, 104, 228, 229 и т. IV, стр. 81) и сами государи (т. IV, стр. 75). Читать далее Источник: Выписка из творений св. отцов и учителей церкви в русском переводе, а также из старопечатных древлеписьменных книг и сочинений духовных и светских писателей по вопросам веры и благочестия пререкаемым старообрядцами/Сост. Самар. епарх. миссионер, иерей Дмитрий Александров. – Санкт-Петербург: журн. «Православ. путеводитель», 1907. – 376 с. разд. паг. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Заместитель руководителя аспирантуры доцент Д.В. Макаров познакомил обучающихся с новациями учебного процесса в 2022-2023 учебном году, когда вступили в силу Федеральные государственные требования к программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре. Проректор МДА по лицензированию и аккредитации иерей Андрей Лысевич поздравил аспирантов с началом учебного года, пожелал им помощи Божией и обратил внимание слушателей на то, что достижение результата как в церковном служении, так и в науке, и даже в семейной жизни невозможно без искренней, сердечной жертвенности. Затем состоялось торжественное вручение студенческих билетов зачисленным на первый курс аспирантам. После официальной части в актовом зале прошла лекция игумена Дионисия (Шленова) на тему «Решение Синода Русской Православной Церкви о признании Македонской Православной Церкви — Охридской Архиепископии (25.08.2022) и его предыстория». Был сделан краткий исторический экскурс в историю Македонии и шире — Балкан как регионов Римской империи, входивших в состав как западной, так и восточной части Византии (окончательно с VIII в.). Город Охрида после 1018 г. далеко не всегда следовал церковной политике Константинополя, что подтверждается, в частности, позицией архиепископа Охридского Димитрия Хоматиана. Признание томоса, выданного Сербской Православной Церковью Македонской Православной Церкви, Русской Православной Церковью и фактическое непризнание данного томоса со стороны Константинопольского Патриархата подтверждает очень глубокую каноническую коллизию между соборной экклесиологией и теорией «первенства чести и власти», согласно которой только Константинопольский Патриархат имеет право выдавать томос об автокефалии. После лекции для администрации, преподавателей и учащихся МДА была проведена экскурсия по Андреевскому монастырю, затем состоялась праздничная трапеза. Количество аспирантов Московской духовной академии сегодня составляет: по очной и заочной формам — 78 и 43 обучающихся. За каждым студентом 2 и 3 курсов закреплены научные руководители и темы диссертационных исследований, первокурсникам предстоит выбрать научных руководителей и закрепить темы диссертаций в течение первого месяца обучения. Три учебных года аспиранты занимаются научной работой, изучают необходимые для написания диссертации и подготовки к сдаче кандидатских экзаменов учебные дисциплины, проходят педагогическую практику.

http://patriarchia.ru/db/text/5956660.ht...

После завоевания Болгарского царства Византией (1018) Охрид стал центром автокефальной Охридской архиепископии . Первым Охридским архиепископом стал славянин Иоанн I Дебрский, впосл. архиепископов в основном избирали из греков. Это привело к ограничению использования слав. языка в богослужении и при переписывании текстов. Но болгарская тематика присутствовала в произведениях представителей О. к. ш., напр., архиепископы Охридские, греки по происхождению, составили: Феофилакт Болгарский (1091 - ок. 1125) - пространное житие Климента Охридского и службу и Житие 15 Тивериопольских мучеников, Димитрий II Хоматиан († после 1236) - краткое Житие Климента Охридского и 3 канона, свт. Константин II Кавасила († после 1262/63) - 2 канона в честь Тивериопольских мучеников и по канону Клименту и Науму. В XII - 1-й пол. XIII в. глаголицу вытеснила кириллица, о чем свидетельствуют Добромирово Евангелие , Охридский апостол , Битольская Триодь и кириллические глоссы в Ассеманиевом Евангелии. В этот период в школе сформировался тератологический стиль украшения рукописей (т. н. народная тератология), впоследствии получивший распространение как на славянских Балканах, так и на Руси. После восстановления Болгарского царства и формирования нового центра в Тырнове О. к. ш. хранила архаические традиции, но впосл. их сменили тырновские. В XIII - нач. XIV в. крупный книжный центр сложился в Скопье, откуда происходят мн. списки произведений т. н. золотого века (канон вмч. Димитрию Солунскому, канон Клименту Римскому, служба равноап. Кириллу, 2 цикла стихир с азбучными акростихами, канон арх. Михаилу, канон в честь перенесения мощей свт. Иоанна Златоуста и проч.). Ок. 1334 г. Охридская обл. вошла в состав Сербского гос-ва, что обусловило сосуществование в О. к. ш. 2 правописных норм - болгарской и сербской. Важными книжными центрами в этот период были Марков монастырь , Трескавец , Слепченский монастырь . В период, когда эти земли находились под властью османов (см. в ст. Македония , историческая обл.), в О. к. ш. продолжили сосуществование славяно- и грекоязычная традиции. Из деятелей наиболее известен архиеп. Охридский Прохор (XVI в.).

http://pravenc.ru/text/2581775.html

Это разлучение, которое, как видно, зависело от их доброй воли и не было нормировано строгими предписаниями, было причиной всех тех беспорядков, о которых мы уже упоминали и которым положен конец лишь новеллой 1187 г. императора Исаака Ангела. Именно, установлено было, что согласие на брачную разлуку имеет быть письменным, подписанным и мужем и женою, и что жена обязана поступить в монастырь и постричься, как скоро обязательство будет подписано, следовательно, до хиротонии мужа, и когда все это будет исполнено, лишь тогда может состояться хиротония. Этой новеллой предусмотрен был случай, когда бы и жена не пожелала добровольно разлучиться с мужем и постричься в монахини; в таком случае предписывалось, что он уже не мог быть епископом, а должен быть избран другой на его место 1194 . Д-р Чижман приводит из греческой рукописи, хранящейся в мюнхенской придворной библиотеке (Cod. Monac. gr. 62), дополнения к этому вопросу из канонических сочинений архиепископа Димитрия Хоматиана (нач. XIII века). Если жена, согласно этим дополнениям, не разлучится с своим мужем до определенного времени, тогда муж, избранный в епископы, должен отказаться от епископства и может жить в браке с женою. Если же какой-либо митрополит уже посвятил данное лицо, основываясь на обещании жены его, что вступит в монашество, а затем это обещание не исполнит и не пожелает разлучиться с мужем-епископом, в таком случае брак все же уничтожается и жена должна быть силой водворена в монастырь и наказана; точно также имеют быть подвергнуты соответствующему каноническому взысканию, за неосмотрительность, митрополит и епископ 1195 . Вальсамон обращает внимание еще на один вопрос, а именно: раз по правилам никто не может быть принужден поступить в монахи, то зачем жену посвященного во епископы, ни в чем не повинную, заключать в монастырь? По этому поводу Вальсамон приводит мнение, по которому жена должна поступить в монастырь, ибо это требуется правилом; однако, правило не говорит о пострижении, почему ее нельзя к этому и принуждать, как принуждаются великие грешницы; принуждать ее нельзя еще и потому, что она, согласно правилу, может быть возведена и в достоинство диакониссы, каковое звание иногда получали и мирские женщины.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Иоанн III Дука Ватац. Золотая номисма. Аверс. 1-я пол. XIII в. (Музей нумизматики, Афины) Иоанн III Дука Ватац. Золотая номисма. Аверс. 1-я пол. XIII в. (Музей нумизматики, Афины) Воцарение И. Д. В. было негативно воспринято частью никейской аристократии. Против него, призвав на помощь латинян из К-поля, открыто выступили братья умершего имп. Феодора севастократоры Алексей и Исаак. Весной 1224 г. в битве при Пиманиноне И. Д. В. разбил лат. войско, захватил в плен севастократоров и приказал их ослепить. В результате этой победы никейцы овладели Мисией и анатолийским побережьем Дарданелл. В городке Олкос И. Д. В. начал строить флот для продолжения войны с латинянами. Он узнал о заговоре во главе с двоюродным братом Андроником Нестонгом, повелел сжечь флот и отправился на подавление заговора. Большая часть заговорщиков подверглась легким наказаниям, причем Нестонг спустя нек-рое время бежал из заключения к туркам, вероятно по негласной договоренности с И. Д. В. Осенью 1224 г. И. Д. В. заключил мир с Латинской империей, по условиям которого к Никее были присоединены г. Пиги и почти все прежние владения латинян на азиат. берегу Мраморного м., кроме Никомидии (ныне Измит, Турция) и вост. берега Босфора (RegImp, N 1711). Успехи И. Д. В. совпали по времени со стремительным расширением владений Эпирского деспотата, правитель к-рого Феодор Ангел Комнин Дука в 1226 г. был провозглашен императором в недавно отвоеванной у латинян Фессалонике. К этому же времени относится 1-я попытка И. Д. В. закрепиться в европ. части бывш. Византии. В сер. 20-х гг. XIII в. многие считали, что Латинская империя в К-поле должна вскоре погибнуть. В 1224 г. жители Адрианополя просили И. Д. В. принять город под свое покровительство, однако присланный из Никеи гарнизон уступил город эпирскому деспоту Феодору. Коронация Феодора Эпирского была негативно воспринята в Никее. В 1227 г. И. Д. В. созвал Собор в Никее, в к-ром участвовали 40 митрополитов во главе с патриархом Германом II . Собор отправил в Фессалонику послание с требованием к Феодору отказаться от ношения знаков имп. власти, т. к. «у ромеев не может быть двух императоров и двух патриархов» («вторым патриархом» здесь назван архиеп. Охридский Димитрий II Хоматиан , к-рый короновал Феодора и утверждал, что Охридская кафедра имеет патриаршие права со времени правления имп. Юстиниана - RegPatr, N 1239).

http://pravenc.ru/text/469756.html

Три года в И. П. с. провели прп. Афанасий Метеорский (1340-1343) и его наставник старец Григорий. Здесь прп. Афанасий познакомился с Иаковом, учеником прп. Григория Синаита , ставшим митрополитом г. Сервия. Др. ученик Григория Синаита - прп. Феодосий Тырновский - также побывал в И. П. с. Кафоликон в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи скита св. Иоанна Предтечи. 1835 г. Кафоликон в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи скита св. Иоанна Предтечи. 1835 г. В 1433 г., когда Веррия была завоевана турками, И. П. с. был разграблен. Считается, что в 1522 г., перед тем как основать Анастасии святой Узорешительницы мужской ставропигиальный монастырь на п-ове Халкидики, в одной из пещер близ И. П. с. жил свт. Феона , архиеп. Фессалоникийский. В 1523 г. в И. П. с. пришел со Св. Горы игумен монастыря Филофея прп. Дионисий Олимпийский с неск. учениками. Он преобразовал И. П. с. в общежительный монастырь и обновил монастырский собор. Жители Веррии хотели, чтобы он стал митрополитом. Не желая этого, прп. Дионисий покинул И. П. с. и удалился в местность Сулпата близ с. Сикья, а затем на склоны горного массива Олимп, где основал мон-рь Св. Троицы. Духовная дружба связывала прп. Дионисия Олимпийского с др. знаменитым подвижником - прп. Никанором Завордским , нек-рое время подвизавшимся в И. П. с. После 1570 г. в И. П. с. прибыл прп. Феофан , бывший в 1560-1567 гг. игуменом афонского мон-ря Дохиар . Он построил в окрестностях И. П. с. мон-рь Пресв. Богородицы «Скитиотиссы», где собралось большое братство, и жен. мон-рь Бесплотных сил вне Веррии, а в 1593 г. на склоне хребта Вермион близ г. Науса - монастырь св. Таксиархов (или арх. Михаила, ныне мон-рь прп. Феофана). Точная дата получения И. П. с. статуса ставропигиального мон-ря неизвестна. Эта привилегия подтверждалась сигиллиями К-польских патриархов Кирилла I Лукариса, Паисия I, Дионисия IV, Каллиника II, Паисия II, Кирилла V и Кирилла VI. В 1680 г. И. П. с. пострадал от пожара. В 1750 г. он был полностью обновлен. Иером. Паисий из И. П. с. основал в Колиндросе тайную школу. Ок. 1776 г. в И. П. с. останавливался во время 3-го миссионерского путешествия равноап. Косма Этолийский , когда он проповедовал в селениях Пиерии. В эти годы в И. П. с. побывал и прп. Афанасий Паросский (Парийский), который, используя службу равноап. Клименту Охридскому, написанную Димитрием Хоматианом, составил новую, изданную в 1784 г. в Венеции.

http://pravenc.ru/text/577924.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010