Имеется свидетельство о состоянии церкви в советский период в послевоенное время. Так, в письме настоятеля Димитриевской церкви протоиерея Павла Автономова от 12 декабря 1948 г. на имя начальника Инвентаризационного бюро г. Новочеркасска (копии Уполномоченному по делам церквей при Доноблисполкоме и Патриаршее Управление г. Москва) указывается на то, что по прежней оценке стоимости здания храма (переоценка проводилась в Новочеркасске в 1928-1932 гг.) оно стоило 56.800 руб. В 1948 г. цена практически удвоилась и стала 135.300 руб. В связи с эти возросла и сумма налога с данного храма на 785 руб. В силу этого настоятель храма спрашивает: " 1. На основании каких вычислений повышена эта оценка малого и почти полуразрушенного здания Кладбищенской церкви? 2. Осматривали ли здание церкви перед его переоценкой? 3.Обратили ли внимание на то, что это здание: а) не капитальное, смешанное: из жженого кирпича, с слабым фундаментом, с деревянными полами и потолком (без сводов); б) что осадка фундамента под всеми стенами грозит разрушением всем стенам; ... е) видимо грунт под зданием храма был изуродован могилами; здание и теперь окружается могилами, которые примыкают к самим стенам храма, а фундамент не достаточно глубок и массивен даже для таких небольших стен с их легкой верхней нагрузкой - двухскатной, деревянной, под железо крышей. 4. Почему это здание, представляющее собою неудачную смешанную кирпично-деревянную стройку, без других капитальных ценностей, оценено было в 56.800 руб., когда первоначальная его стройстоимость не превышала 15-18 тыс. руб., а теперь оценивается чудовищно в 135.300 руб. 5. Если эта стоимость восстановительная, почему не обратили внимание при переоценке, что здание с такими дефектами сдано по типовому договору общине верующих в бессрочное и бесплатное пользование, и на общину возложили ремонт здания? Тогда для чего же чудовищная оценка и напрасные и обидные платежи с общины? Разве Горкомхоз, как таковой, будет когда-либо реставрировать обыкновенные приходские храмы? Прошу Вас переосвидетельствовать здание Кладбищенской церкви и исправить неправильность оценки: не только не оставить оценку в 135.300 руб., но и с прежней оценки 56.800 руб. сбросить не менее 30%, что было справедливо и более соответствовало бы действительности. " Подписали это письмо: настоятель церкви протоирей Павел Автономов, староста церкви Мишустина, казначей Федорищев и член ревизионной комиссии Миненкова.

http://sobory.ru/article/?object=32229

Примерами такой любви к отечеству наполнены жития святых; поэтому я не буду теперь перечислять их для краткости нашей беседы, а скажу только словами Премудрого, что любовь святых к отечеству была крепка, как смерть ( Песн. 8:6 ) и часто доходила до самоотвержения. Так апостол Павел говорит, что он желал бы отлучен быть от Христа, – лишиться блаженного общения с Ним, чтобы только родные ему по плоти, соотечественники его Израильтяне, получили спасение во Христе ( Рим. 9:1–4; 10:1 ). Сам Иисус Христос , приближаясь к Иерусалиму, главному городу земного отечества Его, Иудеи, и предвидя те страшные бедствия, каким подвергнется сей город, горько заплакал о нем ( Лук. 19:41–44 ). Так Он любил земное свое отечество, хотя принадлежал ему только в половину – одною человеческою своею природою! Да и как не любить нам отечества? В нем мы в первый раз увидели свет Божий, получили бытие и духовное возрождение. В нем мы впервые испытали родительские ласки и детские невинные игры. В нем мы получили образование, необходимые для нас познания и все, что имеем теперь. Оно с самого рождения нашего питало и призревало нас чрез наших родителей; в юности нашей учило нас чрез наставников всему доброму, старалось сделать нас людьми умными и честными; затем открыло нам поприще для деятельности, с любовью взирает на труды наши и поощряет к ним разным образом. Вместе с сим оно печется о том, чтобы жизнь наша была покойна и счастлива, охраняет нас от внешних и внутренних врагов нашей безопасности, доставляет нам способы удовлетворять житейским нашим потребностям и делает все, что может служить к общему благу нашему. Как же нам не любить отечества своего, когда оно от пелен наших до гроба окружает нас таким попечением, так благотворит нам? Долг благодарности и христианская обязанность требуют ( Гал. 6:10 ; 1Тим. 5:8 ), чтобы мы, братия, за любовь и благотворения, оказываемые нам отечеством, сами любили его искренно, как подобает детям его, и по мере сил наших содействовали его благосостоянию, а поэтому делали то, чего оно требует от нас и что может служить к его благу.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Gorodec...

Нехорошо сравнивать людей с бессловесной скотинкой, но наше поведение недалеко ушло от Кешиной стратегии - живем как хотим, думая что нам и без Бога можно отлично справиться, а как наступают испытания, бежим скорее под Его мудрую милосердную руку. Выросла у меня во дворе папайя. Дерево. Никто не сажал, семечко само с ветром прилетело. Однажды утром смотрю - под самой стеной росток пробился. Не на месте растет, потом ведь корнями стенку может повредить. Ничего, думаю, сейчас он еще маленький для пересадки, пусть немного подрастет. И как-то быстро прошло время, то некогда, то лопаты не найти, а росток набирал-набирал силу - и вот он уже с меня ростом, поздно пересаживать, уже слишком большой.  Ладно, пусть растет, раз уж вырос; однако надо же ему верхушку подрезать, чтоб он рос больше вширь, чем вверх. И снова " волшебное " слово " завтра " , которое так и не наступает, и в одно прекрасное утро мы видим уже не росток, не саженец, а самое настоящее дерево метра три высотой. Отцвели и опали цветочки, завязались плоды. Да вот беда - слишком высоко эти плоды растут, не достать. Перезреют - сами падают, да только уж ни на что не годные. К чему это я? Рождается в семье ребенок, и вроде все сейчас начитанные, и родители, и дедушки с бабушками, все знают азы воспитания, и опыт имеется - в качестве ли воспитателя, или воспитуемого. Но часто откладываем важные слова, наставления, на потом - и вырастают ребятки сами по себе, вроде с нашего двора, а плода от них не видно. Кого винить? Было это два года назад, аккурат в Лазареву субботу. После Литургии бригада строителей пересекла двор и приступила к обычным своим занятиям. Стены храма святого Димитрия Солунского уже были выстроены, шли штукатурные работы на высоте. Старшой распределил всем задания, каждый отправился к своему участку. Один парень полез на высоту не взяв ремень безопасности. Бригадир увидил, сделал замечание, на что тот ответил, дескать, ему ремни не нужны, он привык так работать. Однако получаса не прошло, парень сделал неловкое движение и полетел вниз, с пятиметровой высоты. Очевидцы говорили, падал как лист с дерева падает - как-то плавно, медленно.  Пытался зацепиться рукой за стену, только ладонь порвал, и вот лежит без движения. Заголосила тетка-повариха, сбежались люди. Батюшка подошел, помолился. Благо, больница как раз через дорогу, перетащили на куске брезента. Кроме порванной ладони, одни ушибы, да вот сам без сознания. Три дня пролежал между жизнью и смертью, молитвенная группа под водительством батюшки ездила каждый день молиться, и друг друга сменяя, постоянно рядом сидели два-три человека. Наконец парень открыл глаза - жизнь вернула свои права! На Успение парень принял святое крещение, еще одним православным в Конго стало больше! Что он видел за время своего странствия, что пережил - никто не знает. Но надо ли говорить, что теперь для него послушание превыше всего? Христианка из Конго

http://foma.ru/povsednevnyie-vrazumleniy...

В царствование Юстиниана II (685—695) отношения Византии к болгарам становятся так серьезны, что отражаются на общей политике империи: болгарская орда перестает иметь местное значение, болгарский вопрос сливается со славянским и в этом смысле приобретает громадный политический интерес. Юстиниан отказал в выдаче болгарам дани и решился начать с ними войну, для чего перевел из Азии кавалерийские полки, так как сила болгар заключалась в коннице. Но что обращает на себя особенное внимание, это широкий театр военных действий, который обнимает предприятие Юстиниана и ближайшие последствия его похода. Прежде всего военные действия простираются на болгарское становище у Шумлы; по всей вероятности, болгаре встретили византийское войско у подошвы Балканских гор и были отражены Юстинианом. Но на этом дело не окончилось. Поход продолжался в Македонию до города Солуня, т. е. направлен был против славянских племен, которые тогда уже стояли в политическом союзе с болгарами и обязаны были служить в военной службе у хана. При этом летописец передает весьма любопытный факт, что византийское правительство воспользовалось этим походом, между прочим, для того, чтобы вывести славянскую колонию в Малую Азию, предоставив славянам свободные места в феме Опсикий. Но на возвратном пути из похода против болгар Юстиниан был окружен ими в балканских проходах и мог спастись лишь с большими потерями в сопровождавшем его отряде. Это происходило в 688 г. На основании данных, заключающихся в житии св. Димитрия Солунского, можно заключить, что в VII в. у византийцев была в употреблении особая система приглашения на службу славянских охотников или принятия в подданство целых племен, которым предоставлялась известного рода внутренняя самостоятельность в решении их дел под начальством или их собственного, или назначенного правительством племенного старшины или князя. Такие славянские поселения имели специальную задачу исполнять военную службу с пожалованных правительством земельных участков. Первые упоминания о славянских колониях в Малой Азии находим даже ранее утверждения болгар на Балканском полуострове: печать с греческой надписью о славянской колонии в Вифинии, находящаяся в коллекциях Русского археологического института, должна быть относима к 650 г., а этим памятником утверждается тот факт, что вифинские славяне ставили военных людей на службу империи .

http://sedmitza.ru/lib/text/442820/

четв. V в., после набега вандалов, ремонтировались в сер. VI в. Стены образуют форму сегмента четверти окружности с прямым углом, направленным на запад. Они охватывают только часть территории античного Никополя; мн. важные общественные здания, в т. ч. театры, оказались за их пределами. На городской территории исследованы 5 христ. базилик. Базилика A была 3-нефной, посвящена св. Димитрию Солунскому , построена во 2-й - 3-й трети VI в. еп. Дометием. Имя епископа упоминается в одной из надписей среди многочисленных сохранившихся напольных мозаик. Базилика B (базилика еп. Алкисона) находится в сев. части Никополя, была построена между сер. V в. и 516 г. Это крупнейший храм Никополя, вероятно бывший кафедральным. Базилика была 5-нефной, имела большой атриум, в котором сохранились напольные мозаики. Одна из мозаик находится в диаконнике и содержит надпись, в которой упоминается местный еп. Алкисон. Базилика С находилась у сев. стены города, также была 3-нефной; построена в посл. четв. VI в. Базилика D, 3-нефная; построена в кон. V - 1-й четв. VI в. В ней также сохранились напольные мозаики. Еще одна большая базилика исследована в сев. части города, рядом с базиликами А и B. Превеза (Греч. Πρβεζα), город в 6 км к югу от Никополя (численность населения 20 тыс. чел.), морской порт. Возник в средние века как рыбацкая деревня. Происхождение названия скорее всего связано с общеславянским словом «перевоз» (значительную часть местного населения в средние века составляли славяне). Впервые в письменных источниках Превеза упоминается в 1292 г. В то время город был захвачен визант. войском и флотом имп. Андроника II Палеолога . В 1477 г. Превеза вошла в состав Османской империи. В течение ряда столетий город и порт служили одной из главных византийских, а затем и тур. гаваней на западе Греции. Основным оборонительным укреплением города был замок Бука, контролировавший выходы из гавани. В этом районе Ионического м., близ Превезы, неоднократно сталкивались турецкий и европейские флоты, оспаривавшие господство в центральной части Средиземного м.

http://pravenc.ru/text/2577587.html

Аще отверзеши небо, трепет приимут от Тебе горы и растаются, яко воск от лица огня тает. И попалит огнь супостаты Твоя, и явлено будет Имя Твое противным Твоим. От лица Твоего языцы возмятутся. Егда сотвориши славная, трепет приимут от Тебе горы. От века не слышахом, ниже очи наши видеша Бога, разве Тебе, и дела Твоя истинна, и сотвориши терпящим Тя милость. Срящет бо милость творящия правду, и пути Твои помянут. И ныне, Господи, Отец наш Ты еси, мы же брение; и Ты Создатель наш, и дела рук Твоих вси мы. Не прогневайся на ны, Господи, зело, и да не помянеши во время грехов наших; и ныне призри, Господи, яко людие Твои вси мы. Взгляни с неба, Господи, и посмотри из дома святого Твоего и с места славы Твоей: где множество милости Твоей и сострадания Твоего, что Ты терпишь нас, Господи? Ведь Ты – Отец наш; ибо Авраам не узнал бы нас, и Израиль не признал бы нас; Ты, Господи, Отец наш, избавь нас: от начала имя Твоё на нас. Для чего Ты, Господи, попустил нам сбиться с пути Твоего, ожесточил сердца наши, чтобы не бояться Тебя? Обратись ради рабов Твоих, ради колен наследия Твоего, чтобы понемногу унаследовать нам гору святую Твою. Противники наши попрали святыню Твою. Мы сделались, как было от начала, когда Ты еще не стал владычествовать над нами и не было призвано имя Твоё на нас. Если бы Ты отверз небо! Тогда трепет пред Тобой охватит горы и растают они, как воск тает от огня, и сожжет огонь противников Твоих. И явно будет имя Твоё противникам Твоим; от лица Твоего народы содрогнутся. Когда Ты совершишь дивные дела, трепет пред Тобою охватит горы. От века мы не слышали и глаза наши не видели бога, кроме Тебя, и дела Твои истинны, и Ты сотворишь ожидающим Тебя милость. Ведь встретится милость творящим правду, и пути Твои воспомянутся. И ныне, Господи, Ты – Отец наш; мы же – глина, и Ты – Создатель наш; изделия рук Твоих – все мы. Не гневайся на нас, Господи, до крайности, и не вспомни в свое время грехов наших. И ныне воззри, Господи, ибо все мы – народ Твой. Ис 63:15–19; 64:1–5, 8–9

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/velikomuc...

Она живет в Москве, владеет собственным небольшим бизнесом и преподает французский язык. Узнав о нашем приюте, она позвонила мне и попросила разрешения приехать познакомиться с детьми. Сельская жизнь, красота этих мест произвела на нее большое впечатление. Она приехала зимой и обрадовалась настоящему белому снегу, как чуду, сказав, что видела такое лишь в детстве. Очень поразило нашу гостью то, что дома в селе имеют печное отопление. Идешь по улице, а по обе стороны деревянные домики стоят, и из труб дым валит. Такого в Париже, да и в Москве давно не увидишь. Я показал ей полуразрушенный храм великомученика Димитрия Солунского, и Катрин загорелась идеей его восстановления. Я ей сказал, что дело-то хорошее, вот только денег у нас на это нет. Она очень решительно отвечает: " Будем искать!» В следующий раз она привезла с собой специалиста по реставрации живописи из одного французского университета. Максимилиана (так его звали), как и Катрин, потрясло то, что при обрушенном куполе в храме сохранились фрески на стенах. Вдобавок они были поражены тем, что в такой глуши существовала такая высококлассная техника письма. Лики на фресках и сейчас выглядят как живые. Расписывали его, по всем данным, ярославские мастера. В конце января Катрин привезла из Франции еще одного эксперта – ­специалиста по реставрации кирпичной кладки. Он дал рекомендации, как сохранить и вылечить церковное здание. Француженка уже нашла благотворителей, которые оплатили установку строительных лесов вокруг храма. Слава Богу, успели их поставить до снега. Надеюсь, летом уже начнем работу.  – Мадам Жубер, вероятно, католичка? Конфессиональных разногласий у вас не возникло?  – Думаю, когда она у нас оказалась впервые, то была далека от веры вообще. Сейчас она только окунулась в наш церковный мир и еще не вполне разбирается, в чем разница между Православием и католицизмом. По натуре это просто очень добрая, отзывчивая и энергичная женщина, которая, кстати, не имеет русских корней, как можно было бы предположить.

http://pravoslavie.ru/4794.html

Вскоре после этих коллективных похорон к церкви подъехал огромный черный джип. Стою я у окна рядом с иконой Димитрия Солунского и вижу: вылезает из джипа хмурый детина и в сопровождении двух других такого же облика спутников направляется к церковному крыльцу. Слышу: громко хлопнула дверь, он что-то недовольно говорит своим спутникам и вдруг начинает чихать. Чихал он долго и все время правой рукой махал. Так, будто самому себе приказывал перестать. Я с трудом сдержал смех. Выражение удивления и какой-то детской беспомощности на его лице никак не вязалось с суровым обликом его спутников. Типичные «братки». Закончив чихать, человек с минуту постоял, разглядывая потолок и скромный иконостас, ожидая, не начнется ли новый приступ. Потом решительно зашагал в мою сторону. Я стоял и старался по лицу этого человека понять, что это за персона: «Из тех, кому на все начхать? Этот, пожалуй, ни перед чем не остановится». Но, к моему удивлению, гость довольно вежливо поздоровался и протянул для пожатия руку. Поздоровались. Не стал я его учить подходить под благословение. — Дмитрий… — гость назвал свою фамилию. Фамилия известная. Один из богатейших людей области. «Владелец заводов и банды уродов» — так говорил о нем народ. — Моя мать умирает. Просит священника. Я пошел в алтарь, взял запасные Дары. Меня втиснули в автомобиль между двумя охранниками. За всю дорогу никто не проронил ни слова. Но когда выходили из машины, хозяин сказал: «У нее рак». Умирающая оказалась женщиной нецерковной. Мне пришлось объяснить ей, что такое исповедь. Но ей нужно было для начала просто поговорить. Она решила рассказать мне о своей жизни и попросила подсказать, в чем ей каяться. Поэтому, не нарушая тайны исповеди и кое-что изменив, перескажу то, о чем она поведала. Была она отставной учительницей. Назовем ее Зинаидой. В храм ходила лишь в детстве. Овдовела она в тридцать лет, но второй раз замуж не пошла. Никаких амуров не заводила. Посвятила себя воспитанию любимого сына Митеньки. Представления о жизни имела обычные для советского человека. Усвоила лозунги. Честно трудилась. На трудовые субботники выходила первой. Никого не подсиживала. Доносов не писала. Работала на полторы ставки и иногда давала частные уроки, чтобы сынок ни в чем не имел нужды. Не сплетничала, никому не завидовала. Не крала, не утаивала чужого, не сквернословила. Абортов не делала. Правда, два раза обращалась к гадалке. Даже не обращалась, а уступила настойчивому предложению подруги погадать. С большим смущением рассказала о том, как в детстве с девчонками смотрела на солдат, купавшихся голышом в реке.

http://azbyka.ru/fiction/vedro-nezabudok...

Я всегда стараюсь советовать людям посещать святые места, даже в случае, если они едут в отпуск на курорт. Помню, как-то я попросил одного человека, который ехал в Грецию, привезти мне что-нибудь на память из кафедрального собора Димитрия Солунского в Салониках, поскольку этот человек, как я думал, должен был находиться где-то неподалеку. Когда же он вернулся, рассказал, что его путь туда от места, где он отдыхал, составил более 300 километров. Но, пообещав привезти мне сувенир, мой знакомый считал важным выполнить обещание. Для паломничества он выбрал пасмурный день, в дороге очень устал, но был весьма впечатлен и о поездке не пожалел. Так что, если человек, находясь на отдыхе, посетит святое место, это добавит ему приятных воспоминаний о проведенном времени. Мы придаем очень большое значение паломническому движению. Ведь порой человек заходит в храм только для того, чтобы поставить свечку или написать записки. Но если мы предложим ему наш буклетик о паломничестве в Оптину, то есть надежда, что в следующий раз его знакомство с монастырем, а значит, и с Церковью, будет более глубоким. Еще раз повторю: если человек к нам приехал – это означает, что он уже проявил интерес к церковной жизни, и не ответить ему было бы неправильно. Беседовала Екатерина Орлова Фото: Владимир Ходаков В материале также использованы снимки из архива Оптиной пустыни Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству РПЦ Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/opp/2020/10/02/esli_c...

Считается, что часть мозаик (расположенные над аркадой) были своеобразным вотивом, выполненным по специальному заказу, что объясняется случайным характером композиций. Фрески Фрески, украшавшие ранее стены базилики, сохранились только в её правом нефе. Фресковый цикл был выполнен в несколько этапов в VIII—XIV веках. Крипта базилики [ править править код ] Крипта была обнаружена под базиликой в 1918 году при проведении реставрационных работ в разрушенном храме после пожара 1917 года. В древности вход в крипту осуществлялся через проёмы, которые располагались снаружи здания со стороны алтаря. Сейчас вход в крипту осуществляется по лестнице справа от алтаря. Крипта включает в себя место, где по преданию был убит великомученик Димитрий, и располагается под алтарной частью базилики. Ансамбль крипты состоит из однопридельной базилики в которой в древности покоились мощи святого, а также полукруглого пространства с парапетами и колоннами, окружённого цистернами для воды. В центре рядом с мраморным сводчатым навесом, который поддерживают семь колонн, имеется мраморная раковина, предназначенная для сбора мира, по преданию, истекавшего из мощей Димитрия. В северной части крипты находился ряд захоронений епископов Салоник. В крипте с раннехристианских времен существовал источник воды (происходил из римских терм), которая текла по устроенному в X веке водопроводу. Колодец с источником воды существует в настоящее время. В 1980-х годах в крипте был открыт археологический музей, где представлены скульптуры и другие находки, сделанные в ходе раскопок, а также часть мозаик, ранее украшавших стены базилики. К наиболее ценным экспонатам музея относят чашу для помазания миром, связанную с культом святого Димитрия, а также восстановленный амвон храма и архитектурные скульптуры раннего храма. Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Реликвии святого Димитрия [ править править код ] Базилика, построенная на месте мученичества святого Димитрия, с самого её основания была хранилищем реликвий, связанных с этим святым.

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_с...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010