Послесловие. Рассмотрев различные стороны, или грани, Кирилловского юбилея, мы можем сделать вывод о том, что он явился рубежом между временем, когда возрождение памяти о славянском единстве во Христе было делом лишь частных лиц и кружков, правда, достаточно влиятельных и близких к Императорской власти и Св. Синоду, - и последующим временем, когда почитание Свв. Кирилла и Мефодия приобрело уже всенародный характер (кульминацией этой эпохи следует считать Мефодиевский юбилей 1885 г.). С тех пор образ Свв. Братьев, как неотъемлемая часть общеславянской и русской идентичности, претерпел значительные изменения - в 1917-1939 гг. славяноведение вообще переживало тяжёлые времена, плодотворные исследования Кирилло-Мефодиевского наследия осуществлялись лишь в русской эмиграции; после короткого периода возрождения, хотя и в сильно усечённом виде, некоторых традиций дореволюционного славяноведения в СССР (в 1941-1948 гг.) наступило время материалистической деконструкции образа солунских братьев - деконструкции, уже произведённой на Балканах в либеральной и социалистической историографии. Революционно настроенные болгарские и македонские авторы стилизовали Кирилла и Мефодия под «борцов за национальное освобождение», они ставились в один ряд с Христо Ботевым, Димитром Благоевым, Гоце Делчевым. Соответственно, в советской историографии на первый план выдвигались вопросы соотношения кириллицы и глаголицы, предметом дебатов становилось значение в жизни славян Константина Преславского и Климента Охридского, вклад дореволюционных славистов в «Кирилло-Мефодиевский вопрос» тенденциозно занижался. Говорить о духовном, литургическом значении подвига солунских братьев на официальном уровне просто не было возможности. В результате, в массовом сознании Кирилл и Мефодий стали восприниматься лишь как создатели славянской азбуки, в то время как более высокие цели их самоотверженных трудов были преданы забвению. На долгие годы «Кирилло-Мефодиевский вопрос» стал достоянием узкого круга историков и филологов-славистов (хотя кириллицу и первые переводные тексты следует рассматривать и как феномен развития среднегреческого языка - так что для полноценного разговора о Кирилле и Мефодии даже в узко-филологическом смысле следует привлекать филологов - классиков).

http://ruskline.ru/analitika/2019/04/06/...

И ты, сердце, поколеблися ныне,/видя Божие прещение належащее, и возопий:/пощади люди Твоя, Владыко Господи,/и устави праведный гнев Твой, Благоутробне. И ты, сердце, ныне содрогнись,/видя Божию угрозу надвигающуюся, и воззови:/«Пощади народ Твой, Владыка Господи,/и укроти праведный гнев Твой, Благосердный!» Люди и град, яже Твоею кровию стяжал еси, Иисусе,/не предаждь в погибель,/во еже смущатися земли трусом страшным,/лик апостол молит Тя. Народ и город, который приобрел Ты Своею Кровию, Иисусе,/не предай на погибель при смятении земли/от сотрясения страшного,/– хор апостолов умоляет Тебя. От путей Твоих, Владыко, правых/нравом уклоншеся развращенным,/в негодование преложихом Тя, Милостиваго и Непамятозлобнаго,/но милостив и щедр буди Твоим рабом. От путей Твоих, Владыка, правых/уклонившись нравом развращенным,/в негодование мы привели Тебя,/нам сочувствующего и не помнящего зла;/но будь милостив, о Сострадательный,/к рабам Твоим. Богородичен: Ныне помощи прииде время,/ныне пременению потреба, Чистая,/к Сыну Твоему и Господу,/яко да ущедрит согрешшия ны /и належащаго гнева избавит. Богородичен: Ныне пришло время помощи,/ныне нужда в примирении, Чистая,/с Сыном Твоим и Господом,/чтобы пожалел Он нас, преткнувшихся,/и от надвигающегося гнева избавил. Ин. Ирмос: Ты, Господи мой, Свет b мip пришел еси,/Свет Святый, обращаяй из мрачна неведения/верою воспевающия Тя. Канон иной. Ирмос: Ты, Господи мой, светом в мир пришел,/светом святым, от мрака неведения обращающим/с верою воспевающих Тебя. Огнь любве Божественный в сердцы прием,/огнь угасил еси безбожнаго идолонеистовства,/славне Димитрие. Огонь любви божественной в сердце приняв,/ты огонь безбожного безумия идолопоклонства/угасил, славный Димитрий. Избавляя ны от бед, явися, Димитрие,/молитвами твоими покрывая/верою и любовию восхваляющия тя. Избавляя нас от опасностей, явись, Димитрий,/молитвами твоими покрывающим/тех, кто с верою и любовию/восхваляет тебя. Иже верою к твоему усердно притекающе храму, Димитрие,/недугов и страстей душетленных/вскоре избавляются.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/velikomuc...

Песнь 1 Ирмос: Возничего колесницы фараона погрузил/некогда чудодейственный Моисеев жезл,/крестообразным ударом разделивший море,/Израиля же беглеца, пешего путника спас,/песнь Богу воспевавшего. Mvpa благовонна и честна, Димитрие,/отверзеный источниче,/страстей скверны сердце мое омый/и, добродетелей деянием благовоние мя показав Христово,/ум мой облагодатстви,/благодати твоя Божественныя пети. Mvpa благовонного и драгоценного отверзшийся источник!/От скверны страстей, Димитрий, сердце мое омой/и, путем исполнения добродетелей/благовонием Христовым меня явив,/ум мой облагодатствуй,/чтобы мне благодеяния твои Божественные воспевать. Воды живыя реки/истекати от чрева верных,/Слово Божие глаголет./Темже твоего проливаются мvpa источницы приснотекущии,/ихже струи веселят Божий град,/славящий мученическое дерзновение твое. О том, что реки воды живой/истекать будут из чрева верных,/Слово Божие возглашает./Потому и проливаются мvpa твоего источники, всегда текущие,/чьи струи веселят город Божий,/славящий мученическое дерзновение твое. Жезл убо древле Моисеев,/ударив камень в земли пустынней,/отверзе струи рек многотечныя;/тело же твое, Димитрие, прободенное копием,/мvpa источник показа,/новаго Израиля прохлаждающее. В древности Моисеев жезл,/ударив камень в земле пустынной,/струи рек многоводные отверз;/тело же твое, Димитрий, копьем пронзенное,/явило источник мvpa,/новый Израиль прохлаждающего. Яже убо имаши воздаяния, Димитрие,/мученических твоих язв,/ниже око виде, ниже ухо слыша;/ныне жe мvpa море, воздаяния чистоты проливаеши мipa концем,/страсти душ очищающее. Воздаяния, что имеешь ты, Димитрий,/за мученические раны твои,/ни око не видело, ни ухо не слышало;/ныне жe мvpa море – воздаяние за чистоту/проливаешь mы мipa концам,/страсти душ очищая. Богородичен: Пренескверно приятелище, Всечистая,/Слово обрет Тя Божие,/в Твоя вселися ложесна:/и еже из Тебе приятие помазав Своим Божеством,/Един пройде от двою,/и истощенное мvpo наречеся,/Христос бо Бог же и Человек. Богородичен: Пренепорочную обитель – Тебя, Всечистая,/Слово Божие обретя, в Твои вселилось недра;/и, принятое от Тебя Божеством Своим помазав,/прошел: Один – из двух, u мvpoм излившимся был назван,/ибо Христос – как Бог, так и Человек.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/velikomuc...

Гонение началось в 303 году тремя императорскими указами. Первый повелевал разрушать христианские храмы и сжигать книги, второй — заточить в темницы всех представителей христианского духовенства, третий — всем арестованным священникам под страхом пыток принести жертву языческим богам. А в 304 году был издан четвертый указ, давший начало массовым репрессиям — он предписывал всем христианам поголовно приносить жертвы языческим богам. Правда, сам Диоклетиан исполнял свои указы «без фанатизма», но он правил империей не один. Максимиан, один из его соправителей, правивший на западе (Италия, Испания, Галлия и частично Африка), от природы человек жестокий, доводил меры Диоклетиана до крайности — в его областях, особенно в Африке, было много мучеников. Другой соправитель, Констанций, был человеком мягким, к тому же религиозным эклектиком, предпочитавшим обыкновенному языческому суеверию более или менее чистый монотеизм. Он хоть и не мог отменить указов Диоклетиана, но не очень настаивал на их исполнении. Третий соправитель императора, правивший на востоке его зять Галерий, о котором христианский писатель Лактанций говорит, что в нем было заметно «зверство, неведомое римлянам», попал в свою стихию: обыкновенными казнями при нем были предание огню, вешание на кресте, растерзание зверями, и тот, кому просто отрубали голову, считал себя счастливчиком. А христиан он еще до всех указов предлагал всех поголовно сжигать заживо. Галерий и префектов назначал себе под стать. И выбранный им в помощники Максимин был не лучше начальника. Казнить нельзя помиловать Однако, как ни странно, Димитрия, сына римского проконсула в Фессалониках, который и сам был христианином, и сына своего крестил и воспитал христианином, именно Галерий назначил после смерти отца на его место. И каким чудом явный христианин Димитрий уцелел на своем посту в первые годы гонений, остается только гадать. Возможно, Галерий был слишком занят войной с Персией. Но когда после победы его прибытия ожидали в Фессалониках, Димитрий уже предвидел свою судьбу: он заранее раздал имущество бедным и готовился к мучительной смерти.

http://foma.ru/dimitrij-solunskij-za-cht...

Видя, как победил ты ложь нечестия,/Всевысочайшее Слово Божие/славою увенчало (тебя), Димитрий, воспевавшего:/«Слава силе Твоей, Господи!» На лесть победу возставив,/победительный венец правды приял еси, Димитрие,/зовя Зиждителю твоему:/слава силе Твоей, Господи. Воздвигнув памятник победы над обманом,/победную диадему правды принял ты, Димитрий,/восклицая Творцу своему:/«Слава силе Твоей, Господи!» Направляем дланию жизноносною,/к пристанищем достигл еси тишайшим,/идеже, ныне радуяся, зовеши, Димитрие:/слава силе Твоей, Господи. Направляемый дланью живоносною,/ты скоро прибыл к пристаням тишайшим,/где ныне, радуясь, восклицаешь, Димитрий:/«Слава силе Твоей, Господи!» Богородичен: Яко тварей всех Священнейшая,/Мати Бога быти Едина сподобилася еси,/Сего бо рождши,/мip благодатию Богознания просветила еси. Богородичен: Сколь священнее всех творений стать/Ты одна, Матерь Божия, удостоилась:/ведь родив Его, Ты просветила мip/благодатию богопознания. Ин. Ирмос: Ты моя крепость, Господи,/Ты моя и сила,/Ты мой Бог, Ты мое радование,/не оставль недра Отча/и нашу нищету посетив./Тем с пророком Аввакумом зову Ти:/силе Твоей слава, Человеколюбче. Канон иной. Ирмос: Ты – моя крепость, Господи,/Ты – и моя сила,/Ты – мой Бог, Ты – моя радость,/не оставивший недр Отеческих/и нашу нищету посетивший./Потому с пророком Аввакумом возглашаю Тебе:/«Слава силе Твоей, Человеколюбец!» Скверну всяку отверг рождения банею порождения,/чистоту, явился еси, соблюдая даже до кончины./Темже Христос тебе, Димитрие,/естественную влагу претворяет b мvpo,/якоже и воду в вино преложи. Всякую врожденную скверну/сбросив в купели возрождения,/ты явился чистоту хранящим даже до кончины./Потому Христос тебе, Димитрий,/естественную влагу превращает b мvpo,/как и воду Он в вино претворил. Якоже огня естество всему преподается,/целу спасающ силу;/тако твое мvpo, страдальче, всеми убо почерпается,/обаче же пребывает неумалено./Темже ныне благочествующии, покланяющеся, поем Бога,/Иже благодать тебе даде. Как естество огня всему передается,/сохраняя в целости силу свою;/так твое мvpo, страдалец, всеми черпается,/однако же пребывает, не умаляясь./Потому ныне мы, благочестивые,/поклоняясь, воспеваем Бога,/Который дал тебе такую благодать.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/velikomuc...

Канон иной. Ирмос: Смилуйся надо мной, Спаситель, –/ибо многочисленны беззакония мои, –/и из глубины зол изведи, молю;/ибо к Тебе я воззвал, – и Ты услышь меня,/Боже спасения моего! Процвел еси духовно, якоже маслина плодовитая,/и копиеносными руками нуждно изгнетеся./Верных же утешаеши,/мvpo ныне точа из Божественнаго гроба твоего, Димитрие. Расцвел ты духовно, как маслина плодовитая,/и был выжат насилием/сжимавших копья рук./Но утешаешь верных, ныне мvpo источая/из божественного гроба твоего, Димитрий. Пчелы образом тебе самаго/делателя всякия показал еси Боготворныя добродетели,/душу, блаженне, непорочну, яко сотову телеси, соблюдая,/u мvpo ныне источаеши, услаждающее души. По образу пчелы/показал ты самого себя, блаженный,/исполнителем всякой обоготворяющей добродетели,/как мед в сотах, душу в теле непорочной соблюдая./И ныне источаешь мvpo,/души услаждающее. Возлюбил еси от души Христа,/и Сему последовал еси k мipy благовония,/и Сего причастился еси срастворением лучшим./И ныне мvpa струи точиши непрестанныя, Димитрие. Возлюбил ты от души Христа,/и последовал за Ним, Mvpoм благовонным,/и Ему приобщился наилучшим смешением./И ныне струи мvpa источаешь непрестанно, Димитрий. Капли страдальческих на землю кровей твоих каплюще,/благовония источник мvpa тую соделаша./И ныне сие непрестанно/почерпающим источаеши, Димитрие. Капли страдальческой твоей крови, на землю падая,/благовонным источником мvpa ее соделали./И ныне ты его непрестанно источаешь/для всех черпающих, Димитрий. Потом твоих, мудре, кровей облиян,/якоже ин новый источник речно,/требующим богатно подаеши во исцеление твое мvpo,/блаженне, усердно приходящим. Словно потом, своею кровию облит,/ты мудрый, как иной источник новый, реке подобный,/твое, блаженный, мvpo обильно подаешь/на исцеление всем нуждающимся, усердно приходящим. Богородичен: Зряще златовидный света Свещник неугасимый,/множеством грехов души омрачившии, приступим;/дает бо просвещение/и всякое отгоняет омрачение. Богородичен: Видя златовидный неугасимый Светильник Света,/приступим все, омрачившие души свои множеством грехов:/ибо Он просвещение дает/и отгоняет всякое омрачение.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/velikomuc...

Иные стихиры, глас 8 О, преславнаго чудесе !/на Небеси и на земли радость/днесь в памяти возсия Димитрия мученика./От Ангел хвалами венчается/и от человек пения приемлет./О, како пострада!/Како добре подвизася!/Имже враг паде лукавый,/Христу побеждшу того. О, преславное чудо!/На небе и на земле радость/сегодня воссияла в день памяти Димитрия мученика./От Ангелов он похвалами венчается/и от людей песнопения принимает./О, как он сражался!/Как прекрасно состязался!/Чрез него пал коварный враг/– ведь Сам Христос победил его! О, преславнаго чудесе!/чудес светлостьми, солнца светлейше,/присно Димитрий светит концем,/от невечерняго Света облистаемый/и в незаходимем Свете красуяся./Егоже сияньми облацы отгнани быша варварстии,/недузи прогнашася/и демони победишася. О, преславное чудо!/Чудес лучами светлее солнца/всегда блистает Димитрий концам земли,/от немеркнущего Света озаряемый/и в не заходящем Свете наслаждающийся./Его сияниями отогнаны были тучи варварские,/недуги изгнаны (и) демоны побеждены. О, преславнаго чудесе!/Христа ради прободен треблаженный Димитрий,/ко врагом всегда явися оружие обоюдуострое,/пожиная врагов вышения/и низлагая демонская сверепства./Емуже возопиим:/святый Димитрие, покрый ны,/верно почитающия тя от любве всегда. О, преславное чудо!/За Христа копьями пронзенный/трижды блаженный Димитрий/для врагов всякий раз являлся мечом обоюдоострым,/сжиная врагов кичливость/и низвергая демонов спесь./Ему воззовем:/«Святой Димитрий, защищай нас,/твою всегда почитаемую память празднующих!» Слава, глас 6. Византиево: Слава, глас 6. Византийца Днесь созывает нас страстотерпца bceмiphoe торжество./Приидите убо, празднолюбцы,/светло празднуим память его, глаголюще:/радуйся, иже ризу нечестия раздрав верою,/мужеством же духа себе обложив./Радуйся, упразднивый кознодейства чуждаго,/крепостию, данною тебе от Единаго Бога./Радуйся, иже прободенными удесы/блаженную страсть Христову духовне нам возживописав./Егоже моли, страдальцев удобрение Димитрие,/избавитися нам видимых и невидимых враг/и спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/velikomuc...

Для того чтобы получить любой плод, нужно приложить труд. Труд христианина в чём заключается? В том, чтобы мы меньше согрешали и больше исповедовали свои грехи. Чтобы причащались Тела и Крови Христовых. Когда мы всё это сделаем, Господь откроет нам тот путь, который для каждого человека полезен и спасителен. Чем больше мы исповедуемся, чем больше времени посвящаем Христу через молитву и покаяние, тем ближе приближаемся к Нему, тем ближе мы к той высоте, которая неподвластна людям, живущим другими интересами. Справка Димитриевская родительская суббота — ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября/8 ноября). Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днём заупокойного поминовения всех усопших православных христиан. Подготовила Екатерина Щербакова Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 16 февраля, 2024 2 ноября, 2023 28 октября, 2023 18 октября, 2023 10 октября, 2023 9 октября, 2023 9 октября, 2023 9 мая, 2023 30 апреля, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/prostit-neprostimoe/

Богородичен: Вреда при родах не испытавшая!/От всякой пагубы, Дева, избавь всех нас,/и от землетрясения тягчайшего и скорби,/прекращая негодование Владыки/Твоими материнскими ходатайствами,/Богом Обрадованная! Ин. Ирмос: Камень нерукосечный/от несекомыя горы Тебе, Дево,/краеугольный отсечеся,/Христос, совокупивый разстоящаяся естества./Тем веселящеся Тя, Богородице, величаем. Канон иной. Ирмос: Камень краеугольный/от нерассекаемой горы – Тебя, Дева,/отсечен был без помощи рук,/– Христос, соединивший разделенные естества./Потому мы с веселием Тебя, Богородица, величаем. Раздери узы прегрешений тя поющих, страстотерпче,/устави страстей прилоги,/молву разори ересей/и напастей утиши бурю молитвами твоими. Расторгни узы согрешений/тебя, страстотерпец, воспевающих,/прекрати нападения страстей,/ослабь ересей волнение/и искушений бурю успокой/ходатайствами твоими. Направи к стезям правым Небеснаго Царствия/священнейшую твою паству, венценосче мучениче Димитрие,/на пажить спасительную, на место вечное. Направь к стезям прямым Небесного Царства/священнейшую паству твою,/венценосец, мученик Димитрий,/на пастбище спасительное,/на место вечное. Да венцев славы и Небеснаго Царствия получения/поющим тя сего улучити моли, мучениче Димитрие,/Жизнодавца Господа и Царя Сил. О том, чтобы получили венцы славы/и Небесного Царствия достигли/воспевающие тебя, мученик Димитрий,/моли, Господа, жизни Подателя/и Царя Сил! Богородичен: Яко корень, источник и вину нетления Тя, Дево,/вси вернии, надеющеся, хвалами почитаем;/Ты бо Ипостасное нам Безсмертие источила еси. Богородичен: Как корень, источник и виновницу нетления/все мы, верные, убежденно/почитаем Тебя хвалами, Дева;/ибо Ты Ипостасное Бессмертие/источила нам. Ин. Ирмос: Ужасеся о сем Небо,/и земли удивишася концы,/яко Бог явися человеком плотски/и чрево Твое бысть пространнейшее Небес./Тем Тя, Богородицу,/Ангелов и человек чиноначалия величают. Канон иной. Ирмос: Изумилось тому небо,/и ужаснулись пределы земли,/что явился людям Бог во плоти,/и чрево Твое стало пространнее небес./Потому Тебя, Богородица,/сонмы Ангельские и человеческие величают.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/velikomuc...

Шесть лет назад мы с семинаристом Денисом Каменщиковым (ныне он отец Дионисий, настоятель храма во имя великомученика Пантелеимона при Первой городской больнице) встречали 8 ноября — день Димитрия Солунского в столице шахтерского Донбасса. Это была загранкомандировка: украинские таможенники придирчиво изучали наш багаж, особенно интересуясь свежими номерами епархиальной газеты и журнала: «Вы планируете распространять на территории Украины печатную продукцию?..» На самом деле задание наше было таково: познакомиться с настоятелем Покровского храма в Донецке протоиереем Димитрием Гапоновым, поздравить его с именинами и с 80-летием, а затем записать его воспоминания о молодости, проведенной в Саратове, о преподавании в Саратовской семинарии (1956-1959). Наша духовная школа в том далеком уже году тоже готовилась к юбилею, к 180-летию, и мы собирали материал о ее истории. С поезда мы сошли в Ясиноватой. Нас встретили ребята из Покровского прихода и привезли в Донецк, в гостиницу: —Будет какое-то время — обязательно погуляйте по городу. Он вам очень понравится! Это было непривычно, увы, для нас, саратовцев — искренняя любовь людей к родному городу, гордость Донецком. Мы гуляли и убеждались: в молодом, выросшем из шахтерского поселка городе чисто, и все соответствует назначению: скамейка, скажем,— это скамейка, на нее можно спокойно сесть, даже в светлой юбке. Клумба — это клумба, на ней растут цветы, даже в ноябре. Газон — это газон, а не пустырь, заросший бурьяном. Забегая вперед: минувшим летом я нашла в Интернете ролик, этим же летом и снятый, и с большим удивлением убедилась, что вопреки войне, блокаде, разрушениям и всему прочему Донецк, в общем, таким и остался… Но тогда, осенью 2009го, мы не знали, что через пять лет наши сердца замрут от ужаса и боли за этот город, что всю географию Донбасса мы изучим по страшным новостям. Некоторое напряжение и тревога чувствовались и тогда, но вот такого не ожидал никто… Не ожидали мы с будущим отцом Дионисием и другого — что встреча с отцом Димитрием Гапоновым станет для нас настоящей радостью и подлинным духовным обретением.

http://pravoslavie.ru/87559.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010