За передовыми войсками к Ярославлю двинулись и главные силы нижегородского ополчения во главе с самими князем Д.М. Пожарским и К.З. Мининым, пользуясь еще зимним путем. Они шли по правому берегу реки Волги, в свое патриотическое движение вовлекая ближайшие к Нижнему и дальнейшие города. Прежде всего ополченцы прибыли в город Балахну и от жителей его получили вспоможение деньгами. Отсюда ополчение на пути в Москву выступило далее, в пределы нынешней Костромской губернии – в город Юрьевец. Здесь оно было принято также с честью, и жители города дали ему казны в подмогу; в Юрьевце к ополчению нижегородскому присоединились даже татары юрьевецкие, которым за то назначено было жалованье. Из Юрьевца ополчение перешло в Решму, крестьяне которой, особенно же из них Григорий Лапша, тогда уже довольно прославились в деле истребления польских шаек Лисовского. В Решме между прочим узнали о появлении нового самозванца во Пскове и о том, что ополчение, стоявшее под Москвой, целовало ему крест. Заруцкий и Трубецкой прислали в Решму послов к Пожарскому и Минину сказать: «Прельстились мы, что целовали крест самозванцу во Пскове, а ныне опять мы все целовали крест, чтобы всем православным христианам быть в единомыслии и чтобы вы шли в Москву без опасения». Но Пожарский и Минин с недоверием приняли это раскаяние казаков и отпустили послов, сказав: «Мы не имеем никакого опасения, но всю надежду возлагаем на Бога и вскоре прибудем к Москве». Из Решмы нижегородское ополчение прибыло в Кинешму и здесь было принято с радостью и почетом. Кинешемцы также дали казны в подмогу и все ратные из них присоединились к ополчению. Нельзя не упомянуть о том, что крестьянин ближайшей к городу Кинешме деревни, прозывавшийся Ремень, был, по живому народному преданию, сподвижником и помощником К. Минину, которому помогал в сборе и хранении ополченской казны, и по имени славного героя «Ремень» самая деревня получила свое остающееся за ней доселе название Ременново. Во время этой же остановки в Кинешме по пути следования к городу Костроме и затем в Ярославль совершена по инициативе князя Д. Пожарского общая панихида на торговой площади города Кинешмы на братской могиле избиенных 26 мая 1609 года защитников этого города от поляков. Князь Пожарский тогда же дал обещание: в случае успешного исхода своего небезопасного предприятия построить здесь храм во имя своего святого – великомученика Димитрия Солунского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Характер церковных зданий на Востоке везде одинаков, и в некоторых отношениях отличается от Русского, сближающегося с Итальянским, но не теряющего следов Византийских форм, величественных и невольно наводящих на сердце мысль присутствия во святилище Существа неземного, Существа невидимого... Храм Великомученика Димитрия в свое время был чрезвычайно великолепен, и даже поныне не утратил резких следов своего древнего величия, не смотря на то, что архитрав алтаря весь исписан стихами корана, и место архиерейской кафедры замещено формою Турецкого имама. Как впрочем ни изуродован этот храм, как ни глубоко сглажены Турками все символы Христианского зодчества, но и теперь еще на капителях, венчающих роскошные колонны, идущие в два ряда вдоль всего святилища, от притвора до самого алтаря, видны кресты – память давно минувших веков христианского здесь владычества. Мощей Святого Великомученика нет, а его могила, хотя и в руках неверных, но по сие время доступна для посетителей – христиан; она находится в северо-западном оконечнике храма, в темной и нестройной комнате, вроде саркофага. Память праведнаго с похвалами,изрек Премудрый, и как верно это изречение! Несмотря на то, что Восток сокрушен и подавлен Магометанами, и большая часть христианских храмов обращена в чтилища корана, как и храм Святого Великомученика Димитрия, не только сохранилась свято и хранится память его страдальческих подвигов, самая даже могила остается под охранением жалкого магометанина, который, сам не понимая, с чего, по какой непреложной судьбе, теплит неугасимую лампаду в честь чуждого ему праведника, и украшает священный гроб его не роскошной, но приличной пеленою... С грустным и сжатым сердцем обозрел я великолепное святилище Солунского Мироточца, и, оградясь крестным знамением, вступил в его могильный затвор. Едва видный и замирающий огонек неугасимой лампады разливал слабый свет над гробом дивного страстотерпца, и наводил невыразимую тоску на мое странническое сердце. Долго и молча смотрели мы на его скромную могилу, и, по земном коленопреклонении пред нею, взяли из неё, на память и в освящение, несколько праха.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ин. Ирмос: Седмерицею пещь/халдейский мучитель/богочестивым неистовно разжже,/силою же лучшею спасены сия видев,/Творцу и Избавителю вопияше:/отроцы, благословите,/священницы, воспойте,/людие, превозносите во вся веки. Канон иной. Ирмос: Семикратно печь/Халдейский властитель/для чтущих Бога в неистовстве разжег;/но силой высшею спасенными их увидев,/к Творцу и Избавителю взывал:/«Отроки благословляйте, священники воспевайте,/люди превозносите во все века!» Да Бог явленна/сотворит тя сущим b мipe, Димитрие,/негасиму свещу душевную сохранша,/елеем деяний умащену всегда,/и, яко чертога, тебе отверзошася двери,/приснотекущ источник mя мvpa Божественнаго показует,/возмездие чистоты сию дая благодать. Дабы сделать известным живущим b мipe, что ты, Димитрий,/неугасимым сохранил светильник своей души,/всегда умащённой елеем благих деяний,/и что чертога двери отверзлись для тебя,/Бог неиссякающим источником божественного мvpa тебя являет,/в награду за чистоту давая эту благодать. Не из кровей, якоже рече честное Евангелие,/ниже из похоти плоти, Димитрие,/Богом же родился еси,/Воплощеннаго почитая Бога;/кровь же усердно Того ради твою истощив,/восприял еси свыше чудесную благодать,/источаеши Божественное мvpo, души благоухаяй. Не от крови, как говорит священное Евангелие,/ни от хотения плоти, Димитрий,/но от Бога родился ты,/воплощенного почитая Бога;/кровь же свою усердно ради Него излив,/благодать чудес ты принял свыше/и источаешь Божественное мvpo,/исполняя души благоуханием. Ты лествица явился еси одушевленная,/на земли убо утвержденная стопами плоти,/до Небес же досяжущая;/Богом бо обогатился еси, утвержденным, мучениче, в тебе./Столп же явився,/помазан елеем подвигов мучения,/и ныне источаеши/верою приступающим источник Божественнаго мvpa. Ты явился одушевленной лестницей,/на земле утвержденной стопами плоти,/но до небес достигающей, ибо обогатился/Богом, утвержденным, мученик, в тебе./Явившись же столпом,/елеем мученических подвигов помазанным,/ты и ныне тем, кто с верою приступает, источаешь/источник Божественного мvpa.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/velikomuc...

Проповедь о бегстве из и обитании в пустыне Се удалихся бегая, и водворихся в пустыни. Пс.54:8 От кого, братья, убежал пророк в пустыню? От злых врагов, от страстей и от суеты. Почему убежал он туда? Потому что это способ победы над злыми супостатами, над страстями и сумятицей. За пустыню мало кто борется и соперничает, оттого-то и убежал туда пророк. Люди сражаются за города, за землю, за власть и богатство, но не за пустыню. И внутренние противники человека, страсти и всевозможные праздные вожделения, в городах непрестанно подпитываются новым огнем, тогда как в пустыне увядают они и исчезают. Страх... прииде на мя , – говорит пророк прежде сего. Это и есть причина спешного ухода в пустыню. Надлежит душу свою подготовить к оному, ко встрече с Богом. Даже царь не может ни спастись от смерти, ни избежать суда. Жительствуя в роскоши и неуемном веселье, человек и впрямь становится усыпленным напитками сего. [Впрочем,] и посреди дорогих одежд, изысканных яств и развлечений мысль о смерти заставляет его встрепенуться – и он пробуждается. Ах, [обязательно] придется умереть! Должен [буду я] оставить сей И предстать перед Богом и Ангелами! Где моя душа? Каковы мои дела? С чем покину я этот свет и с чем войду во свет оный? Многие тысячи людей пробудились от сна греховного, ставя себе такие вопросы. Удалились они в пустыню, чтобы день и ночь исправлять свою душу и очищать свое сердце покаянием, молитвой, постом, бдением, трудом и прочими опробованными средствами, которыми человек убивает страх смерти и усыновляется Богу. О Господи Иисусе Христе, Наставник наш премудрый и преблагий, и Сам иногда уходивший от людей в уединение, помоги нам прибраться в душах наших и приуготовить их к Твоему пресветлому Царствию. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 26 октября 1. Св. великомученик Димитрий Солунский . Сей славный святой великомученик и чудотворец родился в Солуни, в благородной и благочестивой семье. Вымоленный у Бога бездетными родителями, Димитрий был их единственным сыном, а посему взрастили они его и воспитали с нарочитым старанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Характер церковных зданий на Востоке одинаков: здесь повсюду следы Византийских форм величественных, невольно наводящих на сердце мысль присутствия в святилище Существа неземного, Существа невидимого... Храм Великомученика Димитрия, в свое время, был чрезвычайно великолепен, даже поныне он не утратил резких знаков своего древнего величия, несмотря на то, что архитрав алтаря весь исписан стихами корана, а место архиерейской кафедры замещено формой турецкого Имама. Как впрочем ни изуродован этот храм, как ни глубоко сглажены Турками все символы христианског зодчества, но и теперь еще на капителях, венчающих роскошные колонны, идущие в два ряда вдоль всего святилища, от притвора до самого алтаря, видны кресты – память давно минувших веков христианского владычества; – мощей св. Великомученика здесь нет; одна только могила его, хотя в руках неверных, но доступна для посетителей – христиан; она находится в северо-западном оконечнике храма, в темной и нестройной комнате вроде саркофага. Память праведного с похвалами, изрек премудрый, и как верно это изречение!... Несмотря на то, что Восток сокрушен грозной Портой, большая часть христианских храмов его обращена в чтилища корана, как и этот храм св. Великомученика Димитрия, но не только свято хранится память его страдальческих подвигов, самая даже могила остается под охранением жалкого магометанина, который, сам не понимая по какой непреложной судьбе, теплит неугасимую лампаду в честь чуждого ему праведника, украшая вместе с тем священный гроб его не роскошной, но приличной пеленой... С грустным, сжатым сердцем обозрел я великолепное святилище Солунского Мироточца, и, оградившись крестным знамением, вступил в его могильный затвор. Едва видный замирающий огонек неугасимой лампады разливал слабый свет над гробом дивного Страстотерпца. Долго молча смотрели мы на его скромную могилу, и, по земном коленопреклонении пред нею, взяли из нее в освящение себе несколько праху. На гробовой плите, накрытой шелковой тканью черного цвета, поставлена тарелка для вкладов на освещение могилы маслом; молча положили мы на нее по нескольку пар, и с глубоком вздохом, в чувствах раболепного благоговения пред непостижимыми судьбами Создателя, наложившими на все святилища Востока, а вместе и на этот гроб праведника, вековую печать уничижения, удалились от него.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

(Кекелидзе. Литургические груз. рукописи. С. 237-238), 26 окт. также совершается память Димитрия Солунского и землетрясения, но последование - только Димитрию Солунскому. На утрене кафизмы заменяются особыми антифонами, утренние прокимен (из Пс 67) и Евангелие (то же, что и в Мессинском Типиконе) - Димитрия Солунского Утреня оканчивается по праздничному чину, с пением славословия в кафедральной редакции. На литургии служба та же, что и по Типикону Великой ц., кроме прокимна (здесь - из Пс 115). Согласно одной из ранних редакций Иерусалимского устава, зафиксированной в рукописи XII-XIII вв. Sinait. gr. 1094 (Lossky. Typicon. P. 179-180), в день памяти Димитрия Солунского 26 окт. совершается служба с пением на утрене «Бог Господь» и тропаря святого. Соединяются последования святого и Октоиха. В службу включено неск. песнопений в память землетрясения, но они не составляют полноценного последование. Праздничных элементов (входа на вечерне, полиелея, утреннего Евангелия) в службе нет, утреня заканчивается по будничному чину с пением стихир на стиховне из Октоиха. На литургии прокимен и Апостол те же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе, аллилуиарий со стихом из Пс 33, Евангелие приведено только землетрясения (эта же традиция отражена в ряде рукописей богослужебного Евангелия, где на 26 окт. назначается только чтение землетрясения: греч. Евангелие XI в., ГИМ. Син. греч. 225; Архангельское Евангелие 1092 г. и др.), причастен - Димитрия Солунского (Пс 111. 6b). Тот же устав службы изложен, напр., в старопечатном слав. Часослове 1491 г., изданном в Кракове. В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1544) 26 окт. соединяются последования Димитрию Солунскму и землетрясения, устав соответствует полиелейной службе. На вечерне 3 паремии: 1-я и 2-я - землетрясения, 3-я - Димитрия Солунского; назначается лития с пением стихир Димитрия Солунского; на стиховне поются стихиры землетрясения; тропари - Димитрия Солунского и землетрясения. На утрене - полиелей, степенна (1-й антифон 4-го гласа), прокимен (из Пс 67) и Евангелие Димитрия Солунского; каноны - Октоиха, землетрясения и Димитрия Солунского; на хвалитех поются стихиры Димитрия Солунского; утреня заканчивается по праздничному чину, с пением славословия в кафедральной редакции; в конце утрени совершается помазание молящихся освященным маслом из лампады.

http://sedmitza.ru/text/514958.html

     Самый простой ответ, лежащий на поверхности: потому что 28 июня 1914 года сербский террорист Гаврила Принцип, член организации «Млада Босна», застрелил в Сараево наследника австрийского престола эрцгерцога Франца Фердинанда во время его визита в столицу австрийской провинции, вошедшую в состав Австро-Венгрии в 1908 году. Сербские революционеры стремились освободить Боснию от австрийской власти и присоединить ее к Сербии и с этой целью совершили акт индивидуального террора в отношении австрийского престолонаследника. Австро-Венгрия не потерпела такого беззакония, выставила ряд требований к Сербии, виновной, по ее мнению, в организации этого покушения, а когда та не выполнила их, решила это государство наказать. Но за Сербию вступилась Россия, а за Австро-Венгрию – Германия. В свою очередь, за Россию вступилась Франция и т.д. Заработала система союзов – и грянула война, которую никто не ждал и не желал. Словом, если бы не Сараевский выстрел, на земле царили бы мир и благоволение. Начиная с 1908 года, Европа и мир проходят через ряд политических кризисов и военных тревог. Сараевское покушение было лишь одним из них. Подобное объяснение годится разве что для детского сада. Дело в том, что, начиная с 1908 года, Европа и мир проходят через ряд политических кризисов и военных тревог: 1908–1909 годы – Боснийский кризис, 1911 год – Агадирский кризис и итало-турецкая война, 1912–1913 годы – Балканские войны и размежевание Сербии с Албанией. Сараевское покушение было лишь одним из таких кризисов. Если бы его не было, стряслось бы что-нибудь другое. Рассмотрим официальную австрийскую версию о причастности сербского правительства к покушению на Франца Фердинанда, оглашенную на Сараевском процессе. Согласно этой версии, руководил покушением полковник Генерального штаба Дмитрий Димитриевич (по кличке Апис). Косвенно эта версия подтверждена Солунским процессом 1917 года, когда Димитриевич признался в своей причастности к Сараевскому покушению. Однако в 1953 году югославский суд реабилитировал участников Солунского процесса, признав, что они были осуждены не за преступления, которые будто бы совершили. Сербский премьер-министр Никола Пашич ни в 1914 году, ни позднее не признавался в своей осведомленности относительно покушения в Сараево. А ведь после 1918 года – победы союзников и гибели Австрийской империи – ему нечего было опасаться.

http://pravoslavie.ru/72928.html

Средокрестие храма, в центре которого стоит престол, слегка вытянутое в поперечном направлении (11,4×8,4 м), обозначено 4 массивными столбами; к восточным примыкает полуциркульная апсида. Древняя алтарная преграда не сохранилась, и нынешняя создана по образцу раннехрист. рельефов, обнаруженных в ходе раскопок. Рукава трансепта с торцов, а также с вост. части имеют обходы с галереями, соединенные с низким помещением за алтарной апсидой. Внутренняя структура храма четко выражена снаружи. Завершение центрального нефа, объединенное со средней частью нартекса, покрыто 2-скатной кровлей. Ярусом ниже - скаты кровель над средними боковыми нефами, основным пространством рукавов трансепта и апсидой, еще ниже - односкатные кровли над крайними боковыми нефами и обходами трансепта. Зап. фасад базилики фланкирован 2 башнями: в южной размещена лестница, ведущая на хоры, северная, не существовавшая в древности, служит колокольней. Внешние стены храма повсюду прорезаны множеством разделенных беломраморными колонками оконных проемов. В клерестории они 4-частные, в средних боковых нефах - одинарные полуциркульные, в боковых стенах - 3-, 4- и 5-частные (в верхнем ярусе) и двойные (в нижнем). Зап. фасад украшен расположенными друг под другом 5-частным и двумя 3-частными окнами, апсида - торжественной аркадой огромного 5-частного проема. Художественное убранство Мозаики датируют (В. Н. Лазарев, А. Турта) в промежутке между V и XI вв. Их стиль близок в целом к стилю искусства этого времени, сочетающему чувство античной пластики, портретной выразительности, «этюдности» письма и особую, относящуюся к миру христ. понятий вдохновенность образов, стремление к их духовной концентрации, эмоциональной сдержанности. В стилистических приемах эти мозаики отличаются мягкостью и пластичностью форм, переливающимся колоритом, приемами «импрессионистической» кладки (особенно в ликах и в пейзаже); определенную близость в рисунке и приемах кладки, в колорите (особенно фигура св. Димитрия в позе оранта) можно усмотреть с мозаиками ротонды вмч. Георгия в Фессалонике (3-я четв. V в.).

http://pravenc.ru/text/178245.html

Мозаики VII в.- самый представительный ансамбль монументального искусства этого времени на греч. Востоке. По ряду стилистических приемов и в целом по содержанию образы принадлежат к той линии ранневизант. искусства, принципы к-рой сформулированы в VI в. в искусстве Равенны (мозаики базилики Сант-Аполлинаре ин Классе, Сан-Витале), Рима (мозаики базилики Санти-Козма э Дамиано) и Синая (мозаики в апсиде кафоликона мон-ря вмц. Екатерины), отличаются духовной значительностью и аскетическим содержанием, иератической фиксированностью жестов персонажей, статикой форм. При отсутствии прямых стилистических аналогий мозаики Д. б. имеют ряд характерных для VII в. особенностей, представляющих собой дальнейшее развитие принципов искусства VI в.: выбеленность и высветленность цвета, обобщенный рисунок, геометризованный до абстрактной простоты силуэтами одежд, стереометрической формой голов (ср. рим. мозаики базилики Сант-Аньезе фуори ле Мура (ок. 625), ц. Сан-Теодоро на Палатине (642-649), ц. Санто-Стефано Ротондо (642-649), капеллы Сан-Венанцио Латеранского баптистерия (VII в.), базилики Сан-Пьетро ин Винколи (ок. 680), а также фрески ц. Панагии Дросиани на о-ве Наксос (VII в.), мозаики ц. Панагии Ангелоктисты в Кити, Кипр (2-я пол.- кон. VI в.)). Тончайшая красочная лепка полутонами заменяется линейной трактовкой, акцент с живописного блика-мазка (как на мозаиках V-VI вв.) перемещается на контур и штрих, на строгие, четкие линии и крупные, застывшие цветовые пятна (в нек-рых случаях почти орнаментального характера), на смену лепке объема мягкими «живыми» линиями приходит линейная очерченность силуэтов, все художественные средства окончательно отрешаются от иллюзорности раннехрист. живописи. Фигуры уплощенные, с маленькой головой, узкими плечами, с расширяющимся книзу внешним контуром драпировок, в движении фигур чувствуется церемониальная статичность, в композициях царит строгая торжественность, симметрия или повторное чередование фигур, не предполагающие возможности движения, исчезает ощущение пространственности сцены, однообразные отрешенные (образы вмч. Димитрия) лица с преувеличенно большими глазами лишены индивидуального начала. В то же время в ряде образов видны духовная активность и напряженность.

http://pravenc.ru/text/178245.html

День радости духовной совершаем мы,/видя непрестанно источающий мvpo твое источник./Ты же, Димитрий, разгоняя омрачение страстей,/ибо исполнен Божественного света,/как днем ходить благообразно даруй нам/и созерцать Свет Божий неприступный. Богородичен: Ты, Всечистая, златая голубица еси,/яко сучец масличный, носящая Слово Божие,/помазавшее плоть Свою елеем Божества./Егоже в сердцы, яко ковчег, прием страдалец,/из гроба мvpo точит, и умащает верных лица. Богородичен: Ты, Всечистая – златая голубица,/как ветвь масличную носящая Слово Божие,/помазавшее плоть Свою елеем Божества./Его в сердце, как в ковчег, приняв,/страдалец из гроба мvpo источает/и умащает верных лица. Катавасия: Всяк земнородный/да взыграется, Духом просвещаемь,/да торжествует же Безплотных умов естество,/почитающее священное торжество Богоматере,/и да вопиет:/радуйся, Всеблаженная,/Богородице Чистая Приснодево. Катавасия: Всякий на земле рожденный/да ликует, Духом просвещаясь;/да торжествует и бесплотных Умов естество,/почитая священное торжество Богоматери,/и да взывает:/«Радуйся, Всеблаженная,/Богородица чистая, Приснодева!» Светилен. Подобен: Свете неизменный: Светилен Крестом вооружил еси Нестора,/чрез онаго Лиеву разорив гордыню, Димитрие,/на тризнищи, якоже Христос, отверзаеши копием ребра твоя,/имиже стадо твое храни. Крестом вооружил ты Нестора,/через него разрушив гордыню Лия./Во время подвига твоего ты, как Христос,/копьем отверзаешь ребра свои, Димитрий:/ими стадо твое храни! Слава, и ныне: Господи, призираяй на землю с небесе/и творяй всю трястися,/избави ны от труса Богородицы молитвами,/Юже даровал еси христианом Предстательницу. Слава, и ныне: Господи, взирающий на землю с неба/и всю ее в трепет приводящий!/Избавь нас от землетрясения по молитвам Богородицы,/Которую Ты христианам даровал, как Заступницу. На хвалитех стихиры мученика, на 6, глас 4. Подобен: Яко добля: На «Хвалите:» стихиры мученика, на 6, глас 4 Прободен быв, борца твоими копиями уязвил еси/и мертва сотворил еси, и недейственна,/егоже злобы, Димитрие, нас избави,/крепки на страсти мучащия всегда содевая священными твоими молитвами,/Божественным страхом умиляя сердца/и души наша, святе.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/velikomuc...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010