исцеление эпарха Мариана. Реликварий-энколпион вмч. Димитрия. 2-я пол. XII в. (мон-рь Ватопед на Афоне) исцеление эпарха Мариана. Реликварий-энколпион вмч. Димитрия. 2-я пол. XII в. (мон-рь Ватопед на Афоне) Вмч. Димитрий Солунский. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30-е гг. XI в. Чудеса 8-15 рассказывают о защите Фессалоники от различных бедствий. Чудо 8 «О помощи великомученика в голоде» ( Lemerle. 1979. Т. 1. P. 100-103; BHG, N 507). После снятия осады города (см. Чудеса 13-14) наступил голод, т. к. нападавшие варвары уничтожили посевы и все припасы в округе. К тому же из-за распространившихся слухов, что Фессалоника захвачена, торговые корабли перестали приходить в город. Жителям угрожала голодная смерть. Тогда великомученик явился во сне Стефану, капитану кораблей с хлебом, идущих в К-поль, и велел ему изменить курс и плыть в Фессалонику. Святой шел по морю впереди корабля и указывал путь. Когда капитан прибыл в город, он рассказал о видении. Д. С. впервые проявил чудотворную силу вне стен Фессалоники. Событие датируется осенью 586 г. Чудо 9 «О помощи мученика в голоде другой раз» ( Lemerle. 1979. Т. 1. P. 103-108; BHG, N 508) имеет много общего с предыдущим. Великомученик направил суда с продовольствием в родной город, к-рому грозил голод, но на этот раз он не являлся купцам, а внушил им идти в Фессалонику. Датируется ок. 610 г. Чудо 10 «О госпоже Евтаксии» ( Lemerle. 1979. Т. 1. P. 109-116; BHG, N 509-509b). Рассказ относится к времени кровопролитной гражданской войны при имп. Фоке (602-610), начавшейся на Востоке (Киликия, М. Азия), а затем перекинувшейся на Иллирик и Фессалонику. Одному человеку, недавно прибывшему в город и еще незнакомому с ним, приснилось, что он находится в храме Д. С., в левой части к-рого был киворий необычайной красоты. Он спросил, что это за сооружение, и ему ответили, что, по слухам, там покоится вмч. Д. С. Человеку захотелось заглянуть внутрь, и ему отворили врата кивория. Там он увидел некое подобие серебряного ложа, в изголовье которого был золотой престол, усыпанный драгоценными камнями, а на нем восседал сам Д. С. В нижней части ложа был др. престол, из серебра, на к-ром сидела красивая знатная женщина. Она поднялась и сделала шаг к двери, но святой остановил ее и просил не покидать город, к-рый нуждается в ней. Видевший сон поинтересовался, кто она, и получил ответ, что это некая Евтаксия. Она послана Богом в спутницы Д. С. Сон был истолкован как знак того, что великомученик не позволяет Евтаксии (имеется в виду персонификация: греч.- благочиние) покинуть город, переживающий междоусобицу. Это чудо содержит самое детальное описание кивория, предполагаемого надгробия Д. С. Чудо 11 «О богохульствующем эпархе»

http://pravenc.ru/text/178231.html

Кириллу 7 . Это канон св. Димитрию Солунскому: он совершенно отличен от положенного в печатной славянской минее, и переведенного с греческого. Надеемся, что это воспоминание не отвлечет нас от предмета, но даст нам услышать голос Самих Солунских проповедников. В последней песни сего канона св. Димитрию читаются следующие тропари: «Услыши, славьне, нищая твоя, ныня, и умилися, яко отълучихомъся далече суще от светьла храма твоего, и горять дьньсь вънутрь сьрдьца наша, и желаем, святе, твоея церкъве и поклонитися къгда твоими молитвами». «Почьто, мудре, нищие твои раби едини лишаемъся твоея убо красоты, любъве ради Зижителя по чюжим землям и градъмь ходяще на пострадание, блажене, трьязычник и еретик лют воини бывающе». Т. е. Услыши ныне, славный, твоих убогих рабов и сжалься над нами: отлучились мы далеко от святого храма твоего, и сердца наши сгорают внутрь нас желанием поклониться еще раз твоей церкви, твоими молитвами. " Почто, мудрый, одни мы, рабы твои убогие, лишаемся зрения твоей красоты, из любви к Создателю странствуя по чужим землям и городам, и претерпевая, блаженный, лютые нападения от треязычников и еретиков. Думаем, что эти жалобы на треязычников, указание на отдаленное странствование из любви к Создателю и томительное желание снова видеть благолепие и святыню храма св. Димитрия, особенно возбудившееся в день его памяти (26 октября), – все это, как нельзя ближе идет к положению Солунских братьев проповедников, и, может быть, их одних. Возвращаемся к канону св. Кирилла. Нам остается привести из него последние тропари, в которых говорится о его кончине и св. мощах его». Павьлу блаженууму ученик бысть, егоже детельм последуя, пройде до край западьныих, слово расевая в языцех, в Каоне и в Риме дух свой Богу своему в руце предасть». Т. е. Ты был подражателем блаженному Павлу: последуя его подвигам, прошел до пределов запада, рассевая слово между язычниками (в Каоне) и в Риме предал дух свой в руце Бога своего (п. 9.). Слова: «в Каоне и в Риме предал дух свой Богу» – указывают на два разные источника сведений о месте кончины св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

В Вологодских Епархиальных Ведомостях мною были найдены методические рекомендации о том, как должны были вестись уроки в церковно-приходских школах, в частности, «Краткие записки по дидактике», составленные священником П. Ивановым. В них дано подробное, пошаговое, грамотное с точки зрения современной педагогики описание начального обучения чтению, письму и началам арифметики. Также о том, как учить географии с использованием карт и глобуса, объяснять о пользе географии. Это очень важный момент. Потому что, хотя в программе церковно-приходской школы не было естественнонаучных предметов, учителя знакомили учеников с основами этих предметов в порядке личной инициативы. В «Вологодских епархиальных ведомостях» мы находим множество тому подтверждений. Очень важной стороной учебного процесса автор считает соблюдение чистоты и опрятности учениками. Он категорически против применения телесных наказаний (и судя по его статье, они в церковно-приходских школах не применялись) и главным методом учителя считает словесное убеждение. Учитель начальных классов средней общеобразовательной школы 24 г. Вологды Т.П. Беспалова, ознакомившись с данной статьей, сказала, что все методы преподавания, указанные в данной статье, эффективны и используются по сей день в общеобразовательных школах. Следует отметить, уже упомянутое здание церковно-приходской школы при церкви Димитрия Солунского было построено в 1885-1887 годах на пожертвования крестьян Хреновской, Благовещенской и Попадьинской волостей, а также на вспомоществование уездного земства. Уездное земство выделяло значительные средства для этой школы. Причиной для этого стало то, что 20 октября 1888 года церковно-приходскую школу в Широгорье объявили образцовой в память о спасении царской семьи во время крушения поезда 17 октября того же года. В качестве поощрения уездное земство выделило для школы 643 рубля 59 копеек, на которые был произведен ремонт школьного здания и планировалось устройство мезонина на нем. Губернским архитектором Рот были составлены две сметы: «На ремонт школьного здания выделить 123 рубля 41 копейку. На устройство мезонина над школьным зданием для квартиры учителя - 520 рублей 18 копеек».

http://sobory.ru/article/?object=12308

Ин. Ирмос: Отроцы еврейстии в пещи/попраша пламень дерзновенно/и на росу огнь преложиша, вопиюще:/благословен еси, Господи Боже, во веки. Канон иной. Ирмос: Отроки Еврейские в печи/попрали пламя дерзновенно,/и огонь превратили в росу, взывая:/«Благословен Ты, Господи Боже, вовеки!» Воду почерпсти Исаия жаждущим, Димитрие, предповелевает./Аще бы видел твой гроб, возопил бы всяко:/мvpa источнику приходите и почерпите спасение. Воду жаждущим почерпнуть/Исаия пророчески повелевает;/но если бы он видел твой, Димитрий, гроб,/то воскликнул бы непременно:/«К источнику мvpa приходите/и почерпните спасение!» Земли убо пород был еси,/вселился же еси в земли кротких,/идеже вода сладости;/еяже напився в сытость,/мvpa источник присный ныне, Димитрие, проливаеши. Земли порождением ты был, Димитрий,/но вселился в землю кротких, где вода сладка;/ее напившись вдоволь, ныне проливаешь/источник мvpa постоянный. Возрасл еси, яко розга в винограде,/пребывая неотсечен Богу и совокуплен;/и Сего исполнився тука неизреченнаго,/мvpo, яко струи, всем ныне, Димитрие, точиши. Возрос ты, как в винограднике побег,/пребывая неотсеченным от Бога и с Ним соединенным;/и, Его неизреченной тучности исполнившись,/мvpo, как струи, ныне всем,/Димитрий, источаешь. О, новых твоих борений! О, странных мученических страданий!/Твоя бо поты, за Него пролиянныя, блаженне,/Христос приим, источник мvpa тя показует. О, небывалые борения твои!/О, неслыханные мученические страдания!/Ведь струи пота твоего, за Него пролитые, Христос приняв,/источником мvpa являет тебя, блаженный. Струю мvpa твоего проливая,/велию пучину простерл еси чудес,/и душ, и телес недуги потопляеши,/и напастей, Димитрие, всяку бурю усповуя. Струю мvpa твоего проливая,/ты простер пучину великую чудес:/и душ, и тел недуги, Димитрий, потопляешь,/успокаивая и напастей бурю всякую. Богородичен: Млеком питала еси, Дево,/Плотоносца, Твоего Бога рожденнаго,/яко да болезнь Адамову сущую во аде облегчит,/от древа снедша знания, и заповеди преслушавша. Богородичен: Молоком Ты питала, Дева,/Бога Твоего, Который родился, плоть нося,/чтобы облегчить болезнь Адама, во аде пребывавшего,/за то, что от древа познания вкусил/и заповеди ослушался.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/velikomuc...

Славяне окружили Солунь и с моря и с сухого пути; они были тут и с семействами своими и с домашнею собственностью, намереваясь по взятии города, основаться в нем 53 . В городе поднялась тревога; кораблей иностранных и своих, которые могли бы, по крайней мере, заградить вход в пристань, не было. В этот раз точно тоже было, что и в предшествовавшую войну. Солунянам дано было время собраться с духом. Славяне стали обшивать лодки кожами, чтобы тем защитить их от стрел. Потом, когда решились на приступ, вместо того, чтобы прямо подходить к стенам, какой-то страх заставил их делать дальний обход около города. Солуняне ободрились, заградили вход в пристань цепью и лодками, защитили рвом и орудиями слабую част стены 54 . На третий день Славяне подошли ближе к Солуню с моря, а на четвертый с рассветом бросились с криком на стены; одни метали из машин каменья, другие подставляли лестницы, третьи бросали облака стрел и огонь 55 . В это время не только Христиане, но даже Евреи Солунские, ясно видели славного защитника Солунского, Св. Димитрия; в белой хламиде он сперва ходил по стенам города, потом по морю, как по суше; Славяне поражены были страхом и смятением; поднявшийся ветер мешал управлять лодками, которые сталкивались и разбивались одна об другую; флот почти весь погиб; Славяне бежали. Князь их, Хатцон (Χατζων), обратился к богам своим с вопросом: взойти ли ему в город, и, получив утвердительный ответ, взошел, но нашел здесь смерть 56 . Чрез два года после третьей, открылась четвертая война Славян с Солунем 58 . Славяне, досадуя частью на неудачу в последней войне, частью на то, что захваченные ими пленники скрылись от них в Солуни, просили Аварского Кагана воевать вместе с ними против Солуня. «Не должно быть тому, говорили они чрез послов, чтобы тогда, как опустошены все города и области, один сей город оставался цел и принимал к себе беглецов с Дуная из Паннонии, Дакии, Дардании и других областей и городов.» 59 Каган охотно согласился с Славянами, собрал многочисленное войско из своих Славян, Булгаров и других народов; содержание на все войско должны были доставить Драговичи 60 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По сведениям 1804 г., в приходе Димитриевской церкви Стрелецкой слободы насчитывалось около 100 дворов, в которых проживали 300 мужчин и 350 женщин. В 1807-1808 г.г. при Димитриевском храме строится каменная колокольня, заменённая в начале XX в. новой. Изображение старой звонницы сегодня можно увидеть только в проекте 1859 г. и на одной из фотографий конца XIX в. Указом Святейшего Синода от 14 февраля 1818 г. «удостоены ношения на узкой ленте ордена Святого Владимира бронзовых крестов, устроенных для духовенства в ознаменование эпохи 1812 г., г. Данкова… Дмитриевской церкви священник Пётр Игнатов». В это время штат храма состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря. В приходе Димитриевского храма насчитывалось 115 дворов, в которых проживали 360 мужчин и 390 женщин. По данным на 1859 г., в Стрелецкой слободе - приходе храма св. Димитрия Солунского - состояло 109 дворов с 261 мужчиной и 265 женщинами. Несмотря на уменьшение количества прихожан жители слободы приняли в этом году решение расширить трапезную своего храма на север и юг и заказали для этого проект, который был рассмотрен и утверждён Рязанской губернской строительной и дорожной комиссией 30 марта 1859 г. Проект предусматривал строительство новой трёхнефной трапезной с размещением в ней двух придельных престолов. При этом предполагалось растесать новые оконные проёмы в храмовой части. Проект, одобренный священноначалием Рязанской епархии, был направлен в Святейшего Синод, где 25 мая 1859 г. слушалось доношение Преосвященного Смарагда (Кржижановского), архиепископа Рязанского, коим он испрашивал разрешение на распространение каменной Димитриевской церкви г. Данкова путём пристройки тёплого придельного храма. Из Синода проект был передан в Департамент искусственных дел Главного управления ПСиПЗ, где в августе 1859 г. «по рассмотрении этого проекта, выполнение которого предположено произвести иждивением прихожан с помощью церковной кошельковой суммы, не одобрив в техническом отношении изображенное на нём предположение», было признано необходимым несколько изменить проект. К 22 октября 1859 г. проект исправили, и 29 октября того же года он был утверждён императором Александром II по докладу главноуправляющего ПСиПЗ Чевкина, в котором сообщалось, что расходы на выполнение проекта в сумме до 6 тыс. руб. серебром принимают на себя прихожане, при помощи имеющейся церковной кошельковой суммы до 1 750 руб. серебром. Одобренный императором проект 6 ноября 1859 г. вернулся в Святейший Синод, откуда 12 ноября того же года был отправлен Преосвященному архиепископу Рязанскому для исполнения.

http://sobory.ru/article/?object=11405

Двадцать шестой день. Поучение 1-ое. Св. великомученик Димитрий Солунский. (Об отношении христиан к удовольствиям). I. Уроженец города Солуня, святой Димитрий, память коего ныне, был правителем родного города. Он заботился о благе граждан своего города – не только настоящем, но и будущем, уча их вере Христовой. Прибывший в Солунь император Максимиан заключил его за это в темницу. После того император предался одной недостойной забаве: он смотрел, как один силач, по имени Лий, бросал людей с возвышенного места вниз на копья. Но нашелся юноша христианский, который лишил царя недостойной забавы. Нестор, так звали этого юношу, задумал погубить Лия; он отправился к св. Димитрию и начал просить у него благословения выйти на состязание с силачем. Св. Димитрий похвалил намерение юноши, ободрил его и предсказал ему как победу над Лием, так и мученическую кончину. Действительно Нестор с помощию Божиею сбросил Лия на копья. Император разгневался и приказал Нестора вместе с Димитрием исколоть копьями. Чрез несколько времени при копании рвов найдены были мощи св. Димитрия, которые источали целебное миро. II. По поводу грубых и безнравственных удовольствий, которыми наслаждался языческий император Максимиан, о чем повествуется в жизни св. великомученика Димитрия Солунского, побеседуем об отношении христиан к чувственным удовольствиям вообще. а) Общий предлог и общая цель всех удовольствий и увеселений есть необходимое отдохновение от трудов. Труд сам по себе необходим для нас, как заповедь Самого Творца нашего. Еще невинному человеку было поставлено в обязанность «делати и хранити» вверенный ему рай. И этот труд был для него источником наслаждения: ибо он видел и чувствовал, как деланию его покорялась вся природа, как деланием его возвышалось и совершенствовалось все окружающее его. По падении человека, труд уже вменен ему в наказание и потому сопровождается изнурением сил, истощением телесных органов, утомлением и дряхлостию тела: «в поте лица твоего снеси хлеб твой», сказал ему Господь Бог, «дондеже возвратишися в землю, от неяже взят еси». При том и этот изнурительный труд редко сопровождается удовольствием, а чаще всего печалию и скорбию душевною; ибо проклятая в делах человека земля не вполне покоряется самым тяжким его трудам и усилиям. Посему не только тело человека имеет нужду в отдохновении и обновлении сил, а и душа его, утомляемая суетою дел своих, также нуждается в отдохновении, освежении и обновлении. Тело укрепляется пищею и сном, а душа ищет забвения своих печалей, освежения к ободрения сил своих – в других, более свойственных ей, наслаждениях; призывает на помощь искусство, разнообразит увеселения и хочет создать себе нечто похожее на потерянный рай. Все это естественно, даже необходимо, а потому и не может быть осуждаемо. «Вся ми леть суть».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Перейти к основному содержанию Мобильное приложение 02:41 05.05.2024 В Киевской области захватили храм канонической Украинской Православной Церкви 30.05.2023 14:37:37 МОСКВА Союз православных журналистов сообщил в своем Telegram-kahaлe о захвате храма Дмитрия Солунского канонической Украинской Православной Церкви в Киевской области, передает РИА " Новости " . " В селе Черняхов, Обуховского района, Киевской области захватили храм Димитрия Солунского. Десять человек срезали замки и вошли в храм. Сегодня суд должен выносить решение об изменении подчиненности. Община храма просит молитвенной поддержки. Церковных рейдеров немного, есть возможность отстоять храм " , - пишет Союз православных журналистов. За последний год украинские власти организовали самую масштабную в новейшей истории страны волну гонений на УПЦ. Ссылаясь на ее связь с Россией, местные власти в разных регионах Украины приняли решения о запрете деятельности УПЦ, а в парламент страны внесен законопроект о ее фактическом запрете на Украине. В отношении некоторых представителей духовенства УПЦ властями введены санкции. Служба безопасности Украины стала заводить уголовные дела против духовенства УПЦ, проводить " контрразведывательные мероприятия " – обыски у епископов и священников, в храмах и монастырях, в поиске доказательств " антиукраинской деятельности " . Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Новости Все материалы Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected] Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2023/05/30/v-kievskoy...

Колокольня - монументальное пятиярусное сооружение из кирпича в формах позднего классицизма, за исключением верхнего барочного по характеру яруса, несущего выпуклую граненую главку с чашеобразным завершением на высокой шейке. Грани всех ярусов, кроме верхнего, имеют сдвоенные полуколонны по сторонам арочного проема. В нижнем ярусе колонны тосканские, в других они завершаются упрощенными ионическими капителями. На колоннах покоится широкий антаблемент с изящными фигурными консолями по фризу; в нечетных ярусах под антаблементом помещены пологие фронтоны. В пятом ярусе арка проема опирается на крупные опоры типа консолей, с филенками между ними, при этом верхняя часть арки врезается в край кровли, образуя подобие люкарн. Нижний ярус по оси восток-запад прорезан высоким арочным проходом. Небольшие проемы во внутренних стенах его мощных устоев ведут в кладовую и к лестнице на второй ярус. Остальные ярусы разделены деревянными перекрытиями с люками для лестниц. Дом причта - одноэтажное квадратное в плане здание с высокой вальмовой кровлей над оштукатуренными и побеленными кирпичными стенами. С юга примыкает небольшая поздняя пристройка. Строгую простоту фасадов слегка оживляют лишь карниз в три уступа без раскреповок, опоясывающий стены, и деревянные обрамления окон. Внутри дом разделен каменной стеной на две половины. Западная, в свою очередь, расчленена на три комнаты одинаковой площади; в восточной размещались столовая с дверью наружу и просфорная, разделенные дощатой перегородкой. Окна на восточном и западном фасадах забраны решетками сер. 19 в. со сложным рисунком, индивидуальным в каждом окне. Внутри дома сохранился ампирный шкаф. Ограда и Святые ворота. Первоначальная кирпичная часть ограды огибает западный, почти квадратный, участок кладбища. Ее продолжает деревянный штакетник, прерываемый на восточной стороне парадными Святыми воротами. Их широкий арочный проезд, забранный изящной ампирной решеткой, фланкируют пары массивных тосканских колонн, а над проездом возвышается антаблемент-аттик с пологим трапециевидным фронтоном. К пилонам проезда примыкают волнообразно повышающиеся в сторону центра отрезки стены, прорезанные узкими арочными проходами-калитками. Участок ограды вокруг кладбища представляет собой невысокую кирпичную стенку с квадратными столбами, между которыми закреплена металлическая решетка простого рисунка. Углы ограды отмечены глухими круглыми башенками в рост человека, украшенными филенками. Эти башенки, как и промежуточные столбы ограды, заканчиваются простыми деревянными крестиками. Вход с запада оформлен очень скромно.

http://sobory.ru/article/?object=06186

Введение женщин на клирос для пения за богослужением наравне с мужчинами и на виду у всего народа было совершенно невозможным в силу неприличия и церковных запретов , и тогда был найден способ избежать все возможные прещения, препятствующие пению женщин в церкви: крепостных девок стригли, одевали в мужские одежды и в таком виде ставили на клирос с мужчинами . Общепринятым считается факт введения женских голосов в церковные хоры в России (как в профессиональные, так и в любительские) Александром Андреевичем Архангельским в 1880 году. Но необходимо сделать существенное уточнение: Архангельскому принадлежит инициатива открытого введения женских голосов в церковные хоры, то есть с сохранением женской одежды, без мужских стрижек и с возможностью стоять на виду у прихожан. В качестве доказательства значительно более раннего использования женских голосов в церкви приведём две цитаты об одном и том же событии, произошедшем в 1805 году в Москве. Е. Ф. Тимковский в своих воспоминаниях пишет: «Бекетовский хор пел обыкновенно в церкви св. Димитрия Солунского, близ Тверского бульвара. В нём отличалась какая-то девушка Анисья (непригожая, впрочем) своим прелестным голосом и методою пения, почти театральною. Вот поют, кажется, “Достойно есть”, и под конец Анисья своим solo и в хоре, а более своими руладами так поразила благочестивых и светских слушателей, что один из сих последних, некто князь Визапур, выкрещенный индеец, лев того времени, захлопал в ладоши в каком-то неистовом восторге. Такой соблазн был слишком гласен и дерзок, по требованию известного Московского Митрополита Платона г. Бекетов принужден был немедленно отправить своих певчих в деревню» . С. П. Жихарев подтверждает это событие: «12 февраля, воскресенье, вечер Ездили в голицынскую больницу к обедне. Певчие очень хороши, но всё не то, что колокольниковские у Никиты-мученика. Из числа последних тенор Самойлов взят на петербургский театр. Отлично также поют у Дмитрия Солунского. Черномазый Визапур — не знаю, граф или князь, — намедни пришел в такой восторг, что осмелился зааплодировать. Полицеймейстер Алексеев приказал ему выйти» .

http://bogoslov.ru/article/6174691?yscli...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010