Что касается бытовой стороны подданных Алексея Михайловича, по крайней мере, в первые годы после восстания Стеньки Разина, о ней можно судить по следующим выдержкам из сборника челобитных за это время. Так, в 1671 г., сотник стрелецкий, посланный из Бежецкой пятины 138) в Новгород, с 20-ю стрельцами, бил челом, что «едучи дорогой, он, сотник, стрельцев от всякого дурна унимал и обижать никого дорогою едучи не велел, и они-де стрельцы его ни в чем не слушали, и его бранили и были противны» 139) . Александро-Свирского монастыря игумен с братией, объяснив, что они, по приказу митрополичьему, работников своих «временных Бога ради тружавшихся» переписали, «и те бывшие работники, заслыша великого государя указ, что имена их переписаны, из монастыря все разбрелись», били челом, что если «тех их работников, к какому делу спросят, и им бы (игумену с братией) Великого Государя в опале не быть». Московского приказа стрельцы били челом на губного старосту: что были «посыланы они к нему с памятьми и с книгами для денежнаго сбору и для дозорных дел. И он-де губной собрал в пятине сверх наказу себе лишния деньги. И он за то их бил, и подводы у них отнял, и от дела отказал, и они пришли из Миницкого погоста в Великий Новгород пеши, болше 200 верст, и отписки у него просили, и он-де отписки им не дал». 1672 г. «Подал челобитную Дружина Веревкин… был он в тысяцких у Семена Палицына, и будучи на свадьбе вдовин Татьянин сын Федор Дирин, назвал его Дружину, плутом; а тем он его обезчестил». Подал челобитную князь Петр, княж Иванов сын Мышецкой, на Петра Васильева, сына Скобельцына: «Мимо-де деревню свою он, Петр, ему, князь Петру, ездить не велит и к церкви Божией ему, князь Петру, приходить не велит и угрожает ему, князь Петру, всякими угрозы, и говорит он, Петр Скобельцын, князь Петру: как-де от церкви здорово отъедешь!.. А стала-де дорога мимо его Петру усадьбу Скобельцына и церковь Божия в его Петрове усадьбе; а он, князь Петр, и с людьми и со крестьяны своими ругу тем церковным причетникам дает 140) и родители у него князь Петра, у той церкви погребены».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

С. 221–222). Воспоминания об Александре Грине. С. 500. Там же. Ср. также слова Грина в мемуарах Д. Шепеленко: «Эдгар По, Стивенсон, Брет Гарт и прочие подобные! А всех остальных – на съедение моралистам и критикам» (РГАЛИ. Ф. 2801. Оп. 1. Ед. хр. 3). Ср. также у Калицкой: «В первый год нашей семейной жизни Александр Степанович подарил мне томик Эдгара По и сказал: – Вот гениальный писатель! Много лет спустя я спросила Александра Степановича, по-прежнему ли он любит Эдгара По. Он ответил несколько снисходительным тоном: – Да, конечно, хороший писатель» (Воспоминания об Александре Грине. С. 170). Ср. также у Ю. Домбровского: «Он спросил меня, а понравился ли мне этот сборник, – я ответил, что очень – сжатость, четкость, драматичность этих рассказов мне напоминают новеллы Эдгара По или Амбруаза Бирса. Тут он слегка вышел из себя и даже повысил голос. „Господи, – сказал он горестно, – и что это за манера у молодых все со всем сравнивать. Жанр там иной, в этом вы правы, но Эдгар тут совсем ни при чем“. Он очень горячо произнес эти слова – видно было, что этот Эдгар изрядно перегрыз ему горло» (Воспоминания об Александре Грине. С. 556). Воспоминания об Александре Грине. С. 397. Горнфельд А. Г. Рец. на кн.: Грин А. Искатель приключений: Рассказы. М., 1916//Русское богатство. 1917. 6–7. С. 279–282. Воспоминания об Александре Грине. С. 317. Левидов Ю. Героическое…//Лит. газета. 1935. 15 февраля. Послесловие к романам «Золотая цепь» и «Дорога никуда». Л., 1957. С. 379. РГАЛИ. Ф. 127. Оп. 2. Ед. хр. 16. Там же. Шевцова Г. Мечта разыскивает путь: Материалы VI Гриновских чтений, посвященных 120-летию А. С. Грина. Киров, 2001. С. 88–92. Вдовин А. Миф Александра Грина//Урал. 2000. Алиев Э. О некоторых малоизвестных произведениях А. С. Грина//Литературный Азербайджан. 1970. 7. С. 148–151. Воспоминания об Александре Грине. С. 501. Там же. Ковский В. Е. Романтический мир Александра Грина. С. 94. Пришвин М. М. Дневник 1918–1919. М., 1994. С. 116. Воспоминания об Александре Грине. С. 517.

http://azbyka.ru/fiction/aleksandr-grin-...

По еще одной гипотезе, строителем часовни был священник из Колы Алексий Симонов. Его миссией было просвещение коренного населения Кольского Севера. В некоторых лопарских становищах он строил часовни. Никодим (Коливатов), настоятель кафедрального собора Воскресения Христова поселка Умба: «По указу Москвы заново фактически шло просвещение лопарей, чтобы установить полноценное окормление лопарей, чтобы они не просто крещёные были, а еще и жили христианской жизнью, причащались, исповедовались, соответственно, должны быть места». И даже спустя столетия, в советские годы ловозерские оленеводы знали, что где-то в тундре есть забытая часовня. В разные годы прошлого века на нее наталкивались то сенокосы, то охотники, то геологи. Владимир Школьников, корреспондент ТВ-21: «О том, что часовню в советские годы неоднократно находили люди, свидетельствуют многочисленные граффити, оставленные на стенах часовни: «Здесь были студенты ЛИТО», а вот эта надпись датирована 1938 годом». Восстановить часовню согласился архитектор-реставратор из Ярославля Олег Береснев. Он занимался восстановлением и реконструкцией разрушенных церквей во многих городах России. Сегодня его задача - провести замеры, оценить масштаб работ. Вердикт неутешительный. Часовня в плачевном состоянии, дерево отсырело и разрушается. Олег Береснёв, реставратор: «При реставрации те части, которые мы сейчас видим, поврежденные, их придется удалить, чтобы не распространялось на более-менее сохранившиеся. Процент сохранившейся древесины, вероятно, будет небольшой». По оценке реставратора, работа займёт не один год. Часовню придется разбирать практически до основания. Нижние брёвна сруба сгнили, часовню нужно приподнимать и делать фундамент, чтобы постройка не разрушилась. Вопрос еще и в финансировании. Сколько потребуется денег на реставрацию - пока неизвестно. Иван Вдовин, краевед: «А дальше мы найдем способ… И средства найдём, я надеюсь… Я уверен! И люди будут. Они уже просятся. А это тоже очень важно!» Важно, что когда работа закончится, контозерская часовня станет местом не только религиозного паломничества, но и привлечет туристов, которые всё чаще посещают Кольский край.

http://sobory.ru/article/?object=60829

На маргиналов в историографии можно было бы не обращать внимания. Но на тех же «документах» основывает свои выводы о природе церковно-государственных отношений в 1930-е годы и ряд патентованных историков. В их числе доктора исторических наук А.И. Вдовин («Русские в XX веке», М. 2004), СИ. Васильцов (статья «XX съезд и русский вопрос в России»), Ю.А. Катунин (статья «Изменение политики партии и государства в отношении православной церкви в 1939 г.» и докторская диссертация с соответствующей главой), Т.В. Волокитина (раздел «Власть и православные церкви в СССР и странах Восточной Европы (1944—1953 гг.)» в коллективной монографии «Москва и Восточная Европа. Власть и церковь в период общественных трансформаций 40-50-х гг. XX века», М. 2007), Н.А. Нарочницкая (труд «Россия и русские в мировой истории», М. 2005), доктор философских наук, эксперт по вопросам церковно-государственных отношений В.А. Алексеев (брошюра «Тернистый путь к живому диалогу (из истории церковно-государственных отношений в 30-е — 50-е гг. XX столетия», М. 1999)7 и др. Большинство авторов ссылается на некие «тайные архивы», где столь важные документы многие десятилетия, до 1999 г. были скрыты от общества, но точных архивных ссылок никто из них не дает. Нарочницкая, основываясь на этих материалах, пишет о «едва ли не полной ревизии ленинской линии по религиозному вопросу, начиная с 1917 г.» и о начале в 1939 г. радикального поворота советского государства навстречу церкви. При этом автор не делает попыток разобраться в надежности использованных источников, а удовлетворяется изложением публикации Алексеева, якобы получившего доступ в «секретные архивы». «Документы» удачно вписываются в концепцию Нарочницкой о «неофициальной смене курса государства по отношению к РПЦ», вызывающей «неприятие» у «ортодоксального большевизма» и разрушительных «антихристианских сил». «Эта смена, как теперь становится известным из документов», по мнению Нарочницкой, «произошла совсем не в заключительный период войны, якобы вынужденно, и даже не в момент эпохальной встречи в кремле Сталина с тремя митрополитами РПЦ 4 сентября 1943 г., но значительно раньше… Эти документы дополняют картину перемен в 30-е годы, подтверждают планомерный характер определенного поворота от цельной концепции 1917 года, являющейся частью всемирного исторического проекта, исполняемого в России определенным российским отрядом, тесно связанным с общемировой структурой»8.

http://pravmir.ru/o-mnimom-povorote-stal...

Интересен такой факт, описанный в Ведомостях за 1888 год, к Риддерскому руднику в то время было причислено: мужчин – 1801 человек православного вероисповедания, женщин - 1902 православного вероисповедания; католиков - 1 мужчина и 1 женщина; раскольников - 6 мужчин и 7 женщин. Безусловно, на тот момент численность людей православного вероисповедания превалировала. В 1937 году Церковь в честь Честного и Славного Успения Божией Матери была закрыта и в последствии разрушена. Печально, но 12 лет в городе Риддере (Лениногорске) вообще не было храмов. Однако православная вера продолжала жить в сердцах многих риддерцев, несмотря ни на какие запреты и гонения. История прихода и Никольского храма. (записано со слов настоятеля Игоря Копылова) Первые попытки возрождения церковной и приходской жизни наметились в Риддере после победы в Великой Отечественной войне, когда вера помогла людям не только выжить и выстоять, но и победить в этой ожесточенной схватке с врагом. Согласно найденной домовой книге тех лет и по опросам старожилов засвидетельствовано, что в 1949 году риддерской православной общиной был куплен дом и к Владыке Николаю были направлены ходоки с просьбой, открыть приход. Священноисповедник митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Николай (Могилевский) [почил 25 октября 1955 года, а в 2000 г. на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви причислен к лику святых] благословил открытие в этом доме Никольского прихода. Почему приходу было дано такое название, существует несколько версий. Одна из них, вероятно, такова, что приход назвали в честь благословившего это дело Владыки Николая, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского, тезоименитство которого связано со Святителем и Чудотворцом Николаем. Еще одно предположение такое. В то время председателем райисполкома был Николай Вдовин, у которого мама была глубоко верующим человеком. Двери ее дома буквально всегда были открыты для всех, она была очень добрым человеком и всем помогала, чем могла. И люди к ней всегда шли за советом или помощью, шли по разным своим нуждам. В доме у нее всегда было полно икон(!). И вот прихожане решили посвятить молитвенный дом святителю Николаю.

http://sobory.ru/article/?object=15463

После отречения от веры Сергия Калиновского Антонин назначает о. Эндека настоятелем Гребневской церкви. Если митрополит хотел показать прихожанам, что в православной церкви и в обновленческом движении есть не только продажные ренегаты, но и порядочные люди, то он достиг своей цели. Чтобы убедиться в этом, достаточно упомянуть о том образе жизни, который тот вел. Не желая стеснять дочь, жившую с семьей в кошмарных квартирных условиях, о.Эндека обычно во все времена года, кроме сильных морозов, принимал на московских бульварах. Москвичам примелькалась маленькая фигурка пожилого священника, который до позднего вечера бродил от храма Христа Спасителя до памятника Пушкину, погруженный в глубокую задумчивость. В церкви о. Александр обычно оставался целый день. Только в 2 часа дня он переходил Лубянку, чтобы пообедать в вегетарианской столовой. Каждую службу (утром и вечером) он проповедовал. Беседы о. Эндека привлекали много слушателей. В начале проповеди он обычно читал целиком главу из Евангелия, а потом начинался своеобразный и вдумчивый анализ прочитанного, с большим количеством примеров из жизни. Все свободные от службы часы о. Александр проводил за чтением (сидя у свечного ящика) или в беседах с прихожанами. Этот человек примкнул к СОДАЦу, надеясь на то, что теперь начнется настоящее, евангельское обновление церкви. Александр Эндека в 1929 г. был расстрелян за спекуляцию (!). Он организовал мастерскую, в которой делались крестики. Протоиерей Вдовин (из Царского Села) и Федоровский (из Подмосковья) были порядочными интеллигентными людьми, которые покорно следовали во всем за Введенским. Колоритной была личность А.И.Новикова. Человек талантливый, великолепный администратор, А.И.Новиков был прирожденным общественным деятелем. Уроженец и житель Ярославля, А.И.Новиков в течение долгого времени был крупным приходским деятелем. Летом 1922 г. Красницкий, встретясь с ним, оценил его способности и перетащил в Москву. С июля он делается управделами ВЦУ. Красницкий, желавший сделать из Новикова слепое орудие, однако, просчитался. Новиков оказался человеком самостоятельным и волевым. В сентябре Новиков примыкает к Антонину, оставаясь в то же время членом ЦК “Живой Церкви”. Вместе с несколькими священниками он организует так называемое “левое крыло” “Живой Церкви”. Так как практически Новиков всегда в ВЦУ шел вразрез с Красницким, тот видел в нем своего смертельного врага и добился в декабре его исключения из группы “Живая Церковь ”. После это-то Новикову оставался лишь один путь – в СОДАЦ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860; Тихомиров П. , свящ. Исторические сведения о святых угодниках Божиих, открыто и под спудом почивающих в Софийском соборе, новгородских церквах и окрестных монастырях и о древних святых иконах, прославленных чудотворениями. Новгород, 1861; Толстой М. В. Новгородский месяцеслов. М., 1862; Краснянский Г. , свящ. Месяцеслов (святцы) новгородских святых угодников Божиих, открыто и под спудом почивающих в соборах, церквах, часовнях и монастырях не только Новгорода, его ближайших окрестностях, но и всей Новгородской епархии с историческими, хронологическими и географическими сведениями о местах их почивания и указатель чудотворных святых икон. Новгород, 1876; Конкордин Ан., свящ. Жития святых, угодников Божиих, почивающих в Софийском соборе в Новгороде. Новгород, 19022. Обонежье. [ Барсов Е. В. ] Преподобные обонежские пустынножители. Петрозаводск, 1868. Олонец. Докучаев-Басков К. Подвижники и монастыри крайнего севера//ХЧ. 1885–1891; Никодим (Кононов), архим. Олонецкий патерик, или Сказания о жизни, подвигах и чудесах преподобных и богоносных отец наших просветителей и чудотворцев олонецких. Петрозаводск, 1910. Оптина пустынь. Концевич И. М. Оптина пустынь и ее время. Джорд., 1970. Серг. П., 1995р; Цветочки Оптиной пустыни. М., 1995; Оптинская Голгофа: К убийству иноков на Святую Пасху. М., 1996; Акафист преподобным отцем и старцам, в Оптиной пустыни просиявшим. М., 1996; Преподобные Оптинские старцы: Жития и наставления/Изд. Введенской Оптиной пустыни. [М.], 1998. Оренбург. Стремский Н. Е., свящ. Мученики и исповедники Оренбургской епархии XX века. Кн. 1. Саракташ, 1998. Песноша. Руднев В., прот. Цветник Песношский: Подвижники благочестия Николаевского Песношского монастыря. М., 1898, 1997п. Переславль. Свирелин А. , прот. Жития святых переславских чудотворцев. Владимир, 1889. Пермь. Дамаскин. Кн. 2. Прибалтика и северо-запад. Голиков А., свящ., Фомин С. Кровью убеленные: Мученики и исповедники северо-запада России и Прибалтики, 1940–1955: Мартиролог православных священнослужителей и церковнослужителей Латвии, репрессированных в 1940–1955 гг. М., 1999. Псков. Хронологический список Псковских угодников Божиих, издревле во Пскове почитаемых, из коих иные внесены Российскою Церковью и в Месяцесловы церковные, иных пам. творится только в церквах, при гробах их, а иные вписаны только в псковские синодики церковные//Евгений (Болховитинов), митр. История княжества Псковского. К., 1831. Ч. 3. С. 74–81. Псково-Печерский монастырь. Малков Ю. Г. Летопись Псково-Печерского монастыря. М., 1993; В Псково-Печерском монастыре: Воспоминания насельников. М., 1998; У «пещер, Богом зданных»: Псково-Печерские подвижники благочестия XX века/Сост. Малков Ю. Г., Малков П. Ю. М., 1999. Ростов. Жития ростовских угодников. Б. м., 1865. Саров. Авель (Вдовин), иером. Общежительная Саровская пустынь и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся. М., 1853, 18844, 1996р.

http://azbyka.ru/kanonizaciya-svyatyx-v-...

Василий (Никольский), епископ Дмитриевский 690 Василий (Павлов), обн. архиепископ 690–691 Василий (Ратмиров), бывш. обн. архиепископ 528, 532, 541, 548, 691–693, 1017 Василий (Смелов), обн. митрополит 89, 274–276, 299, 309, 346, 402, 418, 421, 441, 500, 522, 603, 693–694 Василий (Троицкий), обн. епископ 694 Василий III, патриарх Вселенский (Константинопольский) 73, 91, 93, 94, 405–407, 409, 410, 418, 430. 446, 451,456. 468, 492 Василий Великий , свт, 66, 116, 117, 372, 404, 453, 512, 513, 515 Василий Владивостокский см. Василий (Смелов), обн. митрополит Василий, епископ Вороговский см. Василий (Лебедев), обн. епископ Василий, патриарх см. Василий III, Патриарх Вселенский (Константинопольский) Василий, архиепископ Черниговский см. Василий (Богоявленский), архиепископ, свмч. Василий, архиепископ, арестованный в Киеве см. Василий (Богдашевский) , архиепископ Василий, епископ Иркутский см. Василий (Виноградов), обн. митрополит Василий, епископ Союза Церковного Возрождения см. Василий (Лебедев), епископ СЦВ Василий, представитель Вселенского Патриарха см. Василий (Димопуло), архимандрит Васильев Г., обн. священник Рязанской епархии 242 Васильева О. Ю., историк 16 Введенский А. И, протоиерей см. Александр (Введенский I), обн. митрополит-благовестник Введенский Александр Александрович, священник 542, 552, 573, 581, 599 Введенский Александр Иванович , протоиерей см. Александр (Введенский I), обн. митрополит-благовестник Введенский Андрей Александрович, диакон 542–544, 561, 574, 578, 599 Введенский Владимир Александрович, священник 574, 599 Введенский, митрополит см. Александр (Введенский I), обн. митрополит-благовестник Вдовин, обн. протоиерей, член ВЦУ 283, 285 Великанов Иван Иванович, псаломщик, оперный певец, член Собора 1917–1918 гг. 197 Велтистов Александр, обн. священник Ярославской епархии 243 Велтистов Василий, петроградский протоиерей 304, 305 Венедикт (Плотников), епископ 230, 250, 251, 253, 414 Венедикт, Высокопреосвященный см. Венедикт (Плотников), епископ Венедикт, епископ Кронштадтский см. Венедикт (Плотников), епископ

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Святейший Патриарх Кирилл встретился с Президентом Ливана Мишелем Сулейманом 25 февраля 2010 г. 23:55 25 февраля 2010 года в Москве в Патриарших палатах кафедрального соборного Храма Христа Спасителя состоялась встреча Предстоятеля Русской Православной Церкви с Президентом Ливана Мишелем Сулейманом. Во встрече также приняли участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси архиепископ Филиппопольский Нифон , заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, исполняющий обязанности секретаря ОВЦС по межправославным отношениям священник Игорь Якимчук, сотрудник Отдела внешних церковных связей М.Х. Паласио. От МИД Российской Федерации участвовали специальный представитель Президента России по Ближнему Востоку, заместитель министра иностранных дел А.В. Салтанов, Чрезвычайный и Полномочный посол России в Ливане С.Н. Букин, посол по особым поручениям МИД России А.В. Вдовин, начальник отдела Сирии и Ливана Департамента Ближнего Востока и Северной Африки Министерства иностранных дел Российской Федерации А.Л. Панов. Президента Ливанской Республики сопровождали заместитель Председателя Правительства, министр обороны Элиас Мурр, министр иностранных дел и по делам эмигрантов Али Аш-Шами, государственный министр, председатель федерации ТПП Ливана Аднан Кассар, министр экономики и торговли, председатель ливанской части Российско-Ливанской комиссии по торговле и экономическому сотрудничеству Мохаммад Сафади, министр промышленности Абрахам Дадьян, Чрезвычайный и Полномочный посол Ливанской Республики в Российской Федерации Ассем Жабер, генеральный директор Администрации Президента Нажи Аби Асси. Приветствуя высокого гостя, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал визит М. Сулеймана в Москву событием по-настоящему историческим, поскольку впервые в истории двусторонних отношений Президент Ливанской Республики посещает Россию. «Убежден, что Ваш приезд и переговоры в Москве будут плодотворными и послужат к пользе народов наших стран», — отметил Его Святейшество.

http://patriarchia.ru/db/text/1101706.ht...

– 15-й юбилейный " Даждь " -фестиваль в феврале, чем он был уникален? – " Даждь " -фестиваль – это такая живая книга песен, состоящая из глав, каждый год – новая глава с новым названием. Летопеснь. Первая фестивальная глава называлась " Складень " , вторая – " За жизнь поэтов " . Новая 15-я глава – " Ткань " . Этот образ живой " Божией ткани " , в которую каждый вплетает свои нити и все друг с другом связаны, я нашел в книге " Поющее сердце " русского философа Ивана Ильина. Этот образ очень близок тому, к чему мы стремимся как Содружество. На этот раз мы соткали " ткань " из трех концертов. Первый, в фолковом ключе, проходил в возрожденном клубе " АртЭриа " . Зрители потом в ходе постфестивального опроса отметили Александра Логунова, Константина Золотарева, группу " Лепота " , Сергея Канунникова, Людмилу Щербакову. Второй концерт в " Месте действия " – самый яркий и запоминающийся. Здесь отличились Павел Федосов, Артем Белов, Сергей Елисеев, " Действующие лица " , Маргарита Ильина. Из Питера приезжал Вячеслав Лопатин с сыном Данилой, их выступление тоже многие отметили. Юлия Тузова была прекрасна, как всегда. Третий концерт в клубе " Гармония " получился более философским и созерцательным. Например, питерский семейный дуэт " Ч.Ч. " – Марал и Юрий Чиковани кроме собственных песен исполнили духовные песнопения. После своего воцерковления они поют на клиросе знаменным распевом в одном из храмов Санкт-Петербурга. Марал недавно перенесла тяжелую онкологическую операцию и поблагодарила за помощь всех, кто участвовал в сборе средств. К нам успешно вернулись после некоторого перерыва Алексей Вдовин и Юлия Белова. Из Воронежа приезжала и очень бодро сыграла группа Александра Шубина " Лествица " . – Но собрать всех, кого хотели, конечно, не удалось? – Да. Но более или менее удалось продемонстрировать все то, что мы накопили за последние 15 лет. Появилась еще одна интересная тенденция: многие музыканты делали перерыв, несколько лет не играли в связи с личными обстоятельствами, например, с рождением детей. Но вот дети подросли, и теперь эти люди возвращаются на сцену.

http://religare.ru/2_100380.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010