Через некоторое время Дмитрия Михайловича перевели в Таганскую тюрьму в Москве, где он снова был допрошен. -Вы обвиняетесь в контрреволюционной деятельности, дайте показания. – Я контрреволюционной деятельности не вел. – Как участник контрреволюционной организации вы уличаетесь не только показаниями свидетелей, но и самих обвиняемых, требуем от вас правдивых показаний. – Я ни в какой контрреволюционной организации не состоял и виновным в этом себя не признаю. Впоследствии, в 1957 году, органами внутренних дел было проведено расследование, которое вскрыло факты нарушения в 1937 году сотрудниками Коломенского районного отделения НКВД законности. В частности, было установлено, что следователи арестовывали людей без всяких оснований, во время следствия заставляли подписывать выдуманные показания. К тем, кто отказывался это сделать, применяли непрерывные, так называемые «конвейерные», допросы, длившиеся несколько суток и сопровождавшиеся оскорблениями, угрозами, многочасовыми стояниями и побоями. Но и эти испытания не сломили Дмитрия Михайловича. 9 октября 1937 года тройка НКВД приговорила Дмитрия Михайловича к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Наказание он был отправлен отбывать в Бамлаг на станцию Известковая, поселок Кульдур Бирского района. В лагерь Дмитрий Михайлович прибыл с этапом 16 ноября 1937 года и сначала работал на лесоповале. Затем он заболел флегмоною ног, вследствие чего в феврале 1938 года был помещен на излечение в сангородок. В октябре 1938 года комиссией врачей он был актирован как инвалид, с поражением левой ноги, вследствие флегмоны, и потерей общей трудоспособности. Лагерное начальство назначило его экономистом. Жена Дмитрия Михайловича Надежда Ивановна в феврале 1940 года подала в НКВД жалобу с просьбой пересмотреть дело мужа, а в сентябре того же года жалобу подал и сам Дмитрий Михайлович. Но обе эти жалобы остались без последствий. Дмитрий Михайлович Вдовин умер 23 апреля 1942 года в Средне-Бельском исправительно-трудовом лагере от туберкулеза легких и погребен в безвестной могиле.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Эти материалы получили широкое распространение в отечественной историографии начала нового тысячелетия. Свою лепту в это дело внесли и церковные люди. Так, один из их первых публикаторов, священник отец Димитрий Дудко, диссидент советской эпохи, " прозревший " после перестройки и ставший духовником газеты " Завтра " , делает вывод, что публикуемые им " сенсационные " " архивные находки " реабилитируют Сталина как " православного " , " верующего " человека. На тех же " документах " основывают свои важнейшие историософские выводы о природе церковно-государственных отношений в 1930-е гг. и ряд современных солидных ученых, докторов наук. В их числе доктора исторических наук А.И. Вдовин (труд " Русские в ХХ веке " . М., 2004), С.И. Васильцов (статья " ХХ съезд и русский вопрос в России " ), Ю.А. Катунин (статья " Изменение политики партии и государства в отношении Православной Церкви в 1939 г. " и докторская диссертация с соответствующей главой на эту тему), доктор философских наук, известный эксперт по вопросам церковно-государственных отношений В.А. Алексеев (брошюра " Тернистый путь к живому диалогу " (из истории церковно-государственных отношений в 30-50-е гг. ХХ столетия.). Не отстают в этом ряду и некоторые просталински настроенные мыслители и общественные деятели - писатель В.В. Карпов (труд " Генералиссимус " , где данные " документы " воспроизведены факсимильно, вероятно, чтобы усилить впечатление их " достоверности " ), маршал Д.Т. Язов, бывший председатель КГБ В.А. Крючков и многие другие публикаторы и комментаторы этих интересных " архивных находок " . Большинство авторов ссылаются на некие " тайные архивы " , где столь важные документы многие десятилетия скрывались от общества, оставаясь неизвестными до 1999 г., но точных архивных ссылок никто из них не дает. Так, авторы, основываясь на этих материалах, пишут и о " едва ли не полной ревизии ленинской линии по религиозному вопросу, начиная с 1917 года " , и о начале в 1939 г. радикального поворота советского государства навстречу Церкви, при этом не делая попыток разобраться в надежности использованных источников.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

— Дайте показания о вашей церковной деятельности! — потребовал он от Дмитрия Михайловича. — В 1928–1929 годах я состоял членом церковного совета. С 1929 года членом церковного совета я не состою, но остался приверженцем тихоновской ориентации То есть на стороне Патриарха Тихона, а не поддерживаемого властями раскольнического движения обновленцев. — Ред . до сегодняшнего дня, — отвечал тот, не пожелав скрывать своего отношения к Церкви. — Вы арестованы как участник контрреволюционной церковно-монархической организации. Вы признаете это? — зашел следователь с другой стороны. — Категорически отрицаю. — Вы лжете перед следствием. Следствие располагает данными, изобличающими вас в участии в контрреволюции. Требуем от вас правдивого показания. — Вторично утверждаю, что я членом контрреволюционной церковно-монархической организации никогда не состоял. — Предлагаем вам прекратить запирательство и приступить к исчерпывающим показаниям о вашей контрреволюционной деятельности, — настаивал следователь. — Я еще раз утверждаю, что никакой контрреволюционной деятельности никогда и нигде не проводил. На этом допрос был закончен, и Дмитрий Михайлович, прочитав текст протокола и расписавшись под ним, потребовал, чтобы ему была дана очная ставка с оговорившим его лжесвидетелем. И 28 августа такая очная ставка состоялась. Свидетель подтвердил, что все его показания истинны. На что Дмитрий Михайлович сказал, что считает их ложными и категорически отрицает, и спросил лжесвидетеля, что же он так делает или умирать не собирается? Свидетель ответил, что если бы Дмитрий Михайлович был на его месте, то поступил бы точно так же, как бы не замечая, что тот уже находится в таком положении, и если есть между ними разница, то разве что в вере и совести, которые не зависят от внешних обстоятельств. 1 сентября 1937 года Дмитрий Михайлович был перевезен из Коломенской тюрьмы в Таганскую, в Москву, где следователь снова потребовал от него показаний о контрреволюционной деятельности, на что он ответил: «Я ни в какой контрреволюционной организации не состоял и виновным себя в этом не признаю».

http://foma.ru/ne-hotel-by-pisat-o-ploho...

Несмотря на незначительность личных средств, Дмитрий Михайлович, как торговец в прошлом, был лишен избирательных прав. 15 апреля 1935 года власти Коломны приказали всем лишенцам в десятидневный срок покинуть Коломенский район, и Дмитрий Михайлович поселился в городе Озёры Московской области. Но он не согласился с неправым решением и добился его отмены: 9 марта 1936 года ВЦИК удовлетворил его ходатайство, и он вернулся домой. Город Озёры В 1937 году руководство страны дало разнарядку на арест определенного числа людей по каждой республике и области. Московские областные руководители расписали эти цифры на города и веси подчиненной им территории. Коломенский отдел УНКВД приступил к исполнению приказа. Были арестованы почти все еще находившиеся в это время на свободе священно- и церковнослужители Коломенского района, а также и некоторые миряне, и среди них — Дмитрий Михайлович. Он был арестован 22 августа и заключен в Коломенскую тюрьму. На допросе следователь предъявил ему обвинение в недовольстве советской властью. — Мне нечем быть недовольным, — запротестовал Дмитрий Михайлович, — я живу неплохо, работаю, имею троих хороших детей, которые все устроены и работают. — Ну, хорошо, давай говорить по существу, — по-дружески стал уговаривать его следователь, — ведь ты раньше торговал, у тебя сейчас дело порушили — как же тебе быть довольным? Но Дмитрий Михайлович, не связывавший цели своей жизни исключительно с материальным благополучием, не согласился с его доводами, и на следующий день следователь заготовил для допроса иные вопросы. На этот раз он обвинил Дмитрия Михайловича в агитации против советской власти. — Ну, скажите тогда, когда и где были случаи такой агитации? — резонно спросил его Дмитрий Михайлович. — Ну как где? Ну, возможно, в Москве. Вы ведь снабженец — будучи по делу в Москве, могли агитировать. Услышав эти нелепые утверждения, Дмитрий Михайлович запротестовал. Через два дня глубокой ночью, чтобы застать обвиняемого врасплох, следователь снова вызвал его на допрос.

http://foma.ru/ne-hotel-by-pisat-o-ploho...

Мученик Димирий родился 3 февраля 1883 года в городе Коломне Московской губернии в небогатой купеческой семье. По окончании Коломенского городского училища отец отдал Димитрия «в мальчики» в торговую лавку к брату, и здесь он проработал до службы в армии. В 1910 году Димитрий обвенчался с дочерью купца Ивана Архипова Надеждой и через два года завел свою посудную лавку, где был и хозяином, и продавцом. После революции Димитрий Михайлович нанялся на работу в коломенскую артель кондитеров. В 1919 году он был мобилизован в Красную армию, где прослужил до конца 1920 года. После демобилизации стал работать в Коломенском уездном отделе здравоохранения. В 1924 году он вместе с будущим зятем и двумя племянниками открыл москательную торговлю, став совладельцем одной четвертой части магазина «Казаков и Вдовины». В 1928 году он занялся продажей сит и решет. Однако свобода хозяйственной деятельности в стране вскоре была отменена, и в 1932 году Дмитрий Михайлович поступил рабочим в лесопильный цех коломенского завода. В течение двух лет, в 1928 и 1929 годах, он был старостой в одном из храмов города Коломны. Несмотря на незначительность личных средств, Дмитрий Михайлович, как торговец в прошлом, был лишен избирательных прав. 15 апреля 1935 года власти Коломны приказали всем лишенцам покинуть Коломенский район, и он вынужден был переселиться в город Озёры Московской области. Но при этом не согласился с неправым решением и добился его отмены. 9 марта 1936 года ВЦИК удовлетворил его ходатайство, и он вернулся домой. В 1937 году, получив от руководства разнарядку на аресты в рамках подчиненной им территории, власти Коломны арестовали почти всех еще находившихся в это время на свободе священников и церковнослужителей, а также некоторых мирян, и среди них — Дмитрия Михайловича. Он был арестован 22 августа и заключен в Коломенскую тюрьму. На допросе следователь предъявил ему обвинение в недовольстве советской властью. Обвинения сопровождались лжесвидетельскими показаниями. 1 сентября 1937 года Дмитрий Михайлович был переведен из Коломенской тюрьмы в Таганскую, в Москву. 9 октября его приговорили к десяти годам заключения и отправили в Бамлаг (Байкало-Амурский исправительно-трудовой лагерь). Первое время он работал на лесоповале, потом тяжело заболел и был переведен в мастерские, обслуживавшие строительство железной дороги. 26 января и 5 сентября 1940 года Дмитрий Михайлович обращался к руководству НКВД с заявлениями о пересмотре его дела и освобождении из заключения. Но пересматривать дело никто не стал. С началом Великой Отечественной войны условия жизни заключенных значительно ухудшились. Последнее письмо от Дмитрия Михайловича, полученное его родными, было отправлено им 28 мая 1941 года. Мученик Димитрий (Вдовин) скончался 23 апреля 1942 года в Средне-Бельском исправительно-трудовом лагере и был погребен в безвестной могиле.

http://foma.ru/bibliografija-foma-4-216-...

и уничтожена в 1970-х гг.), в которой находилась чтимая Страстная икона Божией Матери (ныне в Богоявленском храме Коломны); действовали церковно-приходская школа, народная библиотека, Елисаветинские ясли (ясли уездного комитета Елисаветинского благотворительного общества, основанного в 1892 г. св. преподобномученицей Великой Княгиней Елисаветой Феодоровной). С начала 1930-х гг. настоятелем Троицкого храма являлся священник В.А. Соловьев, с которым священник М.И. Страхов поддерживал добрые отношения. После расстрела о. Виктора Соловьева последним настоятелем церкви Пресвятой Троицы был священник Иоанн Стефанович Розанов (1864-1951). В 1940 г. церковь закрыта и осквернена. Внутреннее убранство уничтожено. Возвращена Русской православной церкви в 1998 г. Кочергины Аркадий и Василий Степановичи, возможно, потомки коломенского купеческого рода Кочергиных. Данные не обнаружены. Лосев Алексей Васильевич (1904-1937) – рыбный торговец в г. Коломна. Родился в Коломне. Арестован 28 августа 1937 г. за контр-революционную агитацию. 13 октября 1937 г. осужден тройкой УНКВД на 8 лет лишения свободы. Направлен в Ухтинско-Печорский исправительно-трудовой лагерь (Ухтпечлаг). Умер в заключении от невыносимых условий 14 декабря 1937 г. ; дата обращения 18 сентября 2023 г. Вдовин Александр Михайлович (1895-1937). Родился в Коломне в семье мелкого торговца Михаила Антоновича Вдовина и и его супруги Любови Пантелеймоновны. Брат новомученика Димитрия Вдовина (1893-1942). Служил бухгалтером расчетной части Коломенского тепловозостроительного завода им. В.В. Куйбышева. Проживал по адресу: Коломна, ул. Ивановская, 13. Арестован 28 сентября 1937 г. 17 октября 1937 г. осужден тройкой УНКВД к высшей мере наказания – расстрелу. Реабилитирован в 1957 г. ; дата обращения 18 сентября 2023 г. Блинов Александр Иванович – главный врач Детской больницы г. Коломна. Другие данные не обнаружены. Мальгин Александр Васильевич – заведующий хозяйством Коломенской детской больницы. Член ВКП(б). Другие данные не обнаружены.

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/06/...

«В 5 верстах от Лявозерского погоста находится ветхая часовня во имя Рождества Христова, неизвестно когда и кем построенная». Одно лишь упоминание в церковных документах позапрошлого века сподвигло краеведов годами искать забытую часовню. Нашёл её Иван Вдовин в 2002 году. Сейчас его цель - сохранить её... Иван Вдовин, краевед, организатор экспедиции: «За счет своей геометрии, за счет материала, он всё это выдерживает, и я просто знаю, что тут ничего не сломается, ничего не разрушится. Замечательная конструкция! Вокруг море снега, а здесь сухо». Выглядит старинная часовня плачевно. Крыша рухнула несколько лет назад. Купол спас часовню от дальнейших разрушений. Архитектурным памятником покосившуюся постройку не назвать. Иван думал заняться реконструкцией еще в 2002 году, но тогда до дела не дошло: не была известна история часовни. Иван Вдовин, краевед, организатор экспедиции: «Всегда тот или иной объект, он интересен своей историей. И спустя много лет, только в 2016 году я выяснил, что у часовни, оказывается, древнейшая история. И это послужило мощным импульсом, чтобы начать активную кампанию по спасению этой часовни». Существует несколько гипотез происхождения контозерской часовни Рождества Христова. По одной из них, она была построена по указу царя Фёдора Алексеевича. В то время датчане брали дань с лопарей, и нужно было решать, чьи это земли. А наличие православной часовни могло быть весомым аргументов в спорах за территорию. Никодим (Коливатов), настоятель кафедрального собора Воскресения Христова поселка Умба: «Это одно из древнейших церковных строений на Кольском полуострове, уступающий по времени наверное, только Успенской церкви в Варзуге. Нам не так много о ней известно. По всей видимости, она была построена в конце 17 века, и в какой-то период она была затеряна». Снова нашли часовню в конце 19 века. Тогда её даже пытались ремонтировать. Об этом есть записи в церковных архивах. Никодим (Коливатов), настоятель кафедрального собора Воскресения Христова поселка Умба: «Следы реставрации как раз можно здесь увидеть. Нам точно известно, что в 1894 году была пристроена сень к часовне, был поменян купол. И до начала революции 1917 года часовня ежегодно окормлялась священниками».

http://sobory.ru/article/?object=60829

Иван Васильевич обследовал находку. Обнаружил на одной стене надпись, сделанную карандашом: " 1933 года 31 июня здесь косил Филиппов Даниил Харитонович. Больше не думаю косить здесь " . Брусья и доски, из которых собрана часовня, по виду явно заводского производства. Деревянная обшивка стен приколочена коваными гвоздями. На многих бревнах вырезано одно и то же клеймо, похожее на цифру восемь. Позже выяснилось, что это родовое клеймо саамов Шаршиных, потомки которых проживают в селе Ловозеро. Уже после экспедиции Вдовин случайно обнаружил в музейном архиве еще одно свидетельство существования часовни. В " Третьем выпуске Архангельского Епархиального Церковно-Археологического комитета от 1896 года " было написано: " В пяти верстах от Лявозерского погоста находится ветхая часовня Во имя Рождества Христова, неизвестно кем и когда построенная " . - Сегодня это единственое старинное культовое православное здание на территории Ловозерского района. Все остальные давно сгорели. Последней в 1989 году была уничтожена церковь Петра и Павла в Поное, - говорит Иван Вдовин. - Ветхому храму надо срочно крышу отремонтировать, иначе она в ближайшее время проломится под тяжестью снега. Кто будет заниматься реставрацией часовни, неизвестно. В надежде спасти находку, Вдовин передал фотографии часовни и информацию о ней в Ловозерскую администрацию и Мурманскую епархию. Ответов пока нет. О привлечении ученых-экспертов Иван Васильевич даже не мечтает. - К сожалению, это никому не интересно, - заметил он. - Люди к часовне не ходят, потому что очень далеко. Только я туда и наведываюсь. Перевезти ее поближе к жилью? Не знаю, правильно ли это. Вот кровлю новую надо обязательно сделать... Ольга Феофанова " Мурманский вестник " Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=43328

Контозеро. Часовня Рождества Христова. Рождественская часовня на Контозере /// Епархия неизвестна Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты В Ловозерском районе Мурманской области найден уникальный исторический и архитектурный памятник - часовня во имя Рождества Христова. Она затерялась в одном из густых березовых лесов в верховьях реки Харловки, поиски велись в течение долгих лет. Обнаружил старинную часовню Иван Вдовин, директор краеведческого музея ОАО " Севредмет " из Ревды. Новизна любого факта теряет свой вкус с течением времени, но никогда не умирает история. В ней порой причудливо переплетаются эпохи и человеческое упорство в стремлении заглянуть в прошлые столетия. И судьба часовни представляет особый интерес. Год с небольшим прошел с того июньского дня, когда Вдовин обнаружил в лесной глуши культовый памятник. С тех пор тот никому не нужен. В лесной глуши его навещает только один человек - сам открыватель. - История часовни окутана тайной, - рассказывает Иван Васильевич. - В течение многих экспедиций я и сотрудники музея пытались ее найти, расспрашивали местных пастухов. Они слышали о часовне, но где она находится, кто ее строил, не могли сказать. Некоторые говорили, что искать следует у Сухого Контозера, однако предупрежали: место, где стоит часовня, худое и лучше туда не ходить. На момент поиска не было даже никаких документов, подтверждающих существование часовни. Иногда казалось, что мы гоняемся за призраком. Первый раз Контозерскую часовню пытались найти тринадцать лет назад. Экспедицию по реке Харловка организовал Александр Комаров, руководивший тогда краеведческим музеем. В числе участников был и Иван Вдовин. Поиски, увы, ни к чему не привели и были отложены до лучших времен. У работников музея хватало и других забот, поэтому интерес к часовне-призраку постепенно отошел на второй план. И вот пару лет назад Контозерская легенда неожиданно напомнила о себе. В музей попали две ее фотографии, сделанные геологами в середине 1970-х годов. Значит, все-таки была часовня!

http://sobory.ru/article/?object=43328

Представителями же третьей группы являлись люди сравнительно часто посещающие храм и уже знающие о нашей акции. Они просили Евангелия своим знакомым, пару раз даже брали всю пачку. Подобных людей было мало, около 10 %. Таким образом, за первый день мы втроем раздали 160 пачек (8 тысяч). В третий день со стации «Беговая», где было очень мало народу, нас перекинули на «Динамо». За третий день мы раздали около 60 пачек (3 тысячи). Примечательно, что за все время нашей раздачи люди выбросили всего одно Евангелие. Яков Матросов, 1-й курс   Узнав, что Русская Православная Церковь будет проводить впервые акцию по раздаче Евангелия от Марка, я обрадовался, но стал сомневаться, что люди отнесутся к этому доброжелательно. В понедельник мы (Вдовин Алексей и Норкин Константин) находились на станции метро «Петровско-Разумовская». Многие брали Евангелие с недоверием, но через несколько часов приезжали и с улыбкой просили еще Евангелия на работу и домой. Во вторник, когда мы были уже в подрясниках, на станции метро «Савеловская» люди относились более доброжелательно. Только единицы ругались и обзывались. Все остальные, бравшие Евангелие, взаимно поздравляли с Пасхой и благодарили Патриарха и наместника Сретенского монастыря. Многие жаловались на иеговистов и баптистов. Многие с надеждой спрашивали: «Будут ли издаваться другие Евангелия?» Мне было интересно общение с людьми, и я остался доволен от такой акции. Буду рад, если такие акции будут проводиться чаще. Алексей Вдовин, 1-й курс   Мне очень понравилась акция по раздаче Святого Евангелия от Марка. Я считаю, что это событие произвело громадное впечатление на семинаристов и дало неоценимый опыт в общении с людьми. Я заметил, насколько народ незнаком с Церковью; некоторые даже не знают, чем отличается Русская Православная Церковь от других религий и сект. Одна продавщица помогала нам, выкрикивая: «Это наши, православные!», после этих слов народ брал Евангелие гораздо лучше. Так же я заметил, что люди хотят знать больше о православной вере, хотят читать Евангелие. Многие спрашивали другие Евангелия – от Матфея, Луки, Иоанна. Было заметно, что в первый день раздача Евангелий происходила медленно, но потом, когда народ узнал об этой акции от знакомых или увидел по телевизору, раздавать стало гораздо легче и быстрее. Это замечательное событие останется в памяти каждого семинариста. 

http://pravoslavie.ru/5909.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010