Постановлено, что все бумаги, исходящие из ВЦУ, должны иметь три обязательных подписи: председателя, заместителя председателя и управляющего делами. Постановлено, что председатель ВЦУ должен жить в стенах Троицкого подворья. Митрополиту Антонину предложили переехать на подворье в ближайшие дни» (см. журнал Соборный разум). «Стану я им ездить взад и вперед», – заявил Антонин и остался жить у себя, в Богоявленском монастыре. Вообще Антонин не проявил ни малейшего желания сделать свой контакт с Петроградской группой более тесным. «Все они совсем другого духа, чем мы, – говорил он у себя в Заиконоспасском своим сторонникам, – не надо нам растворяться в них, они все загадят своей пошлостью, карьеризмом – пусть нас лучше будет мало, очень мало, но мы сохраним наш огонек, чем мы будем многочисленны и богаты, а духовно бедны». С особенным недоверием относился Антонин к А.И.Введенскому , зачастую упрекая его публично в честолюбии, духовной неустойчивости, в грехах против нравственности. «Не такой он уж плохой человек, даже хороший, но грешник – большой грешник; где уж такому реформировать церковь – самого себя прежде надо реформировать!» – с искренней болью говорил Антонин. А.И.Введенский спорил, но как-то нерешительно и робко: он побаивался и уважал Антонина. В начале октября А.И.Введенский попробовал начать переговоры с Антонином – для участия в переговорах приехал из Петрограда А.И.Боярский. Главным предметом спора был белый епископат – Антонин отказался от него наотрез; отказался также признать второбрачие духовенства. Переговоры кончились полной неудачей – Петроградский Комитет «Союза церковного возрождения» объявил о своей независимости от Антонина. К петроградцам присоединились некоторые московские и провинциальные батюшки; так возник «Союз общин древлеапостольской церкви», во главе которого встал А.И.Введенский . Таким образом, возникла третья крупная обновленческая организация СОДАЦ. В соответствии с этим в октябре ВЦУ было окончательно сформировано в следующем составе: митрополит Антонин (председатель); заместители – протоиереи А.И.Введенский и В.Д.Красницкий, митрополиты Сергий, Евдоким и Иоанн, архиепископ Краснодарский; члены: протоиереи Боголюбский и Федоровский («Союз возрождения»); прот. Вдовин и свящ. Эндека (СОДАЦ); епископ Богородский Николай Федотов, прот. Нименский, Красотин и Покровский (от «Живой Церкви»).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Опубликованные в ряде подобных сочинений материалы по истории церковно-государственных отношений в 1919 и в 1939 гг. являются национал-коммунистическим подлогом, грубо сфабрикованным в конце 1990-х годов для достижения грязных политических целей — формирования и внедрения в общественное сознание мифа о расположенности Сталина к церкви и православной религии, создания положительных образов «православного» Сталина и «патриотического» сталинского руководства. Соответственно, все сюжеты в историографии и в учебных пособиях и хрестоматиях, толкующие о радикальном изменении государственно-церковного курса до войны, не соответствуют действительности. Примечания 1. ДУДКО Д. Он был верующим. — Наш современник, 1999, 12; «За Родину, за Сталина», 1999, 7; и др. 2. Цит. по: ДУДКО Д. Ук. соч. 3. МАРКОВ В.М. Коммунисты и церковь. http://www.beatles.ru/postman/forummessages. asp?msg_id 9643 &cfrom 1 &showtype0&cpage5 85. 4. ЯЗОВ Д.Т. Удары судьбы. Воспоминания солдата и маршала. М. 2002, с. 43—46. 5. ДУДКО Д. Ук. соч. 6. РЫБАС С.Ю., РЫБАС Е.С. Сталин. Т. 2. М. 2007, с. 222, 223; МАРТИРОСЯН А.Б. 200 мифов о Сталине. М. 2007; КАРПОВ В.В. Генералиссимус. Т. 1. Калининград. 2002, с. 97—99; ЗОРКАЛЬ-ЦЕВ В.А. Духовное единение Ч. 2. М. 2003, с. 238, 239; ЕМЕЛЬЯНОВ Ю.В. Европа судит Россию. М. 2007; КРЮЧКОВ В.А. Воспоминания. М. 2007; КОЖИНОВ В.В. Россия. Век XX. Опыт беспристрастного исследования. Т. 2. М. 2000; НАЗАРОВ Г.А. Какое-то безумие тлело в нем. и др. 7. ВДОВИН А.И. Русские в XX веке. М. 2004; ВАСИЛЬЦОВ СИ., ОБУХОВ СП. XX съезд и русский вопрос в России. — Вестник организационно-партийной и кадровой работы ЦК КПРФ, 2006, вып. 4(34), 28.11.2006; КАТУНИН Ю.А. Изменение политики партии и государства в отношении православной церкви в 1939 ЕГО ЖЕ. Православная церковь и государство: проблемы взаимоотношений в 1917—1939 гг. (на материалах Крыма). Докт. дисс. Симферополь. 2003; ВОЛОКИТИНА Т.В. Власть и православные церкви в СССР и странах Восточной Европы (1944—1953 гг.). В кн.: Москва и Восточная Европа. Власть и церковь в период общественных трансформаций 40—50-х гг. XX века. М. 2007; НАРОЧНИЦКАЯ Н.А. Россия и русские в мировой истории М. 2005; АЛЕКСЕЕВ В.А. Тернистый путь к живому диалогу (из истории церковно-государственных отношений в ЗО-е — 50-е гг. XX столетия). М. 1999; и др.

http://pravmir.ru/o-mnimom-povorote-stal...

Толкование. Аще который пресвитер без вины епископа своего оставит не познав того согрешивша, что в правоверии или что в которой правде и отшед и собор людей соберет и церковь другую сотворит да извержется; яко властолюбец сам же и последовавшие ему причетницы и людие да отлучатся. Тому подобно к. Кор. глава 9-я да поместного собора правило 5-е: всяк пресвитер или диакон епископа своего приобидя и отступая от него зиждя иную церковь и позывает от своего епископа. Аще пребывает в том в таковом безумий да будет извержен. Тояже книги глава 8-я правило 6-е. Аще кроме соборныя церкви о себе собираются и нерадя о церкви церковная хощет творити не сущу с ним пресвитеру по воле епископа да будет проклят. За несоблюдение сих правил и за иконоборную ересь и за искажение святоотеческих книг и мы соборные обсудили не принимать от него никаких ни треб, ни таинств донележе вразумится и обратится ко священному собору, принесет чистосердечное раскаяние; тогда собор присоединит его ко святой, соборной церкви согласно правилам святых отец и в чем удостоверяю своеручным подписом. Смиренный Иосиф епископ нижегородский. Священноиерей Василий Иванов Бухаров. Октября 16 дня. 7385 года. В дополнение сего засвидетельствовав всем христианам что Макарий в Саратове объявил свое еретическое мудрование что от великороссийской церкви подобает совершенно крестить. Саратовское общество от Макария отказалось и московский духовный совет рассудили за благо разослать во все христианское общество, чтобы желающие не принимать никаких ни треб ни таинств и не сообщаться с ними в богослужении, так равно и с Якимом Карповым донележе принесет чистосердечное раскаяние с тем, чтобы устранить, себя от всех еретических мудрований. Смиренный Иосиф епископ нижегородский. Октября 16. Сия книжица называемая Путь жизни, по немуже ходяще обрящешь жизнь вечную, в семь пути к ниже воззвание к некоему иерею именем Иоакиму раскольнику действующему во извержении сущу ему и всем его поборником. (Составили Григорий Николаев Вдовин и Евсевий Савельев Мартимьянов).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedy-s...

877. Радзиховский Леонид. Борис и Николай//Сегодня. 20.07.1998, 156. 878. Лысенко Bлaдuмip. Прощание с эпохой. Почему я участвовал в захоронении останков Николая II//Вечерняя Москва. 21.07.1998. 879. Что бы вы сделали с Николаем II? Большевики зверски убили последнего русского царя без суда. А как бы вы распорядились его судьбой, окажись она в ваших руках? Bлaдuмip Яковлев, губернатор Санкт-Петербурга; Геннадий Бурбулис, депутат Государственной Думы; Сергей Беляев, депутат Государственной Думы; Дарья Митина, депутат Государственной думы, член КПРФ; Иван Губенко, председатель правления Нефтепромбанка; Геннадий Пушко, генеральный директор компании " Сибнефтегаз " ; Юрий Гарин, президент банка " Российский капитал " ; Юлий Дубов, генеральный директор АОЗТ ЛогоВАЗ; Сергей Калугин, президент финансово-инвестиционной компании " КФП-Капитал " ; Bлaдuмip Воротняк, председатель правления Европейского индустриального банка; Александр Звягинцев, руководитель центра информации и общественных связей Генеральной прокуратуры России; Александр Яншин, академик РАН; Никита Музыря, президент группы " Автолайн " ; Константин Кобец, генерал, бывший главный военный инспектор; Геннадий Вдовин, генеральный директор музея-усадьбы " Останкино " ; Виктор Анпилов, лидер движения " Трудовая Россия " ; Евгений Евтушенко, поэт; Борис Рубин, продюсер//Власть. (Еженедельник группы " Коммерсантъ " ). 21.07.1998, 21 (279). 880. Дорофеев Владислав. Один день Николая Александровича//Власть. (Еженедельник группы " Коммерсантъ " ). 21.07.1998, 21 (279). 881. Новикова Татьяна. Эдвард Радзинский: Ходынка – это ошибка царя//Власть. (Еженедельник группы " Коммерсантъ " ). 21.07.1998, 21 (279). 882. Померанцев Н. Великая Княжна возглавляла комитет помощи беженцам//Молва (r.Bлaдuмip). 21.07.1998. 883. Стуруа Мэлор. Ну, поехали! Путешествие из Москвы в Петербург на царские похороны//Независимая газета. 21.07.1998. 884. Югина Елена. Множатся ряды лжеРомановых//Парламентская газета. 21.07.1998. 885. Данилевич Надежда. Национальное достояние. Царские сокровища идут с молотка. На мipobыx аукционах коллекционеры платят бешеные деньги за реликвии императорского дома//Парламентская газета. 21.07.1998.

http://religare.ru/2_47504.html

Марина Жердева 30 марта 2016, 09:41 Спаси Боже,дорогая Мария!!! Очень поучительны всегда ваши рассказы-притчи.А главное на реальных событиях.И эта подборка обличает всех нас.Вот и я прожив жизнь,мне 52 года,понимаю,что все по грехам моим,что многих ожидала,так и не попросив прощения. Ирина 27 марта 2016, 18:31 С огромным удовольствием читаю Ваши рассказы.Жду новых с нетерпением.Храни Вас Господь. Мария Сараджишвили 26 марта 2016, 11:23 Благодарю всех за теплые отзывы! Марии26 марта 2016, 06:00: Автор того рассказа я. Если Вы хотите пообщаться с бывшей инокиней и задать какие-то вопросы, напишите мне на адрес masha1969@mail.ru. Я дам ее координаты. Мария 26 марта 2016, 06:14 Дорогая Мария! Спаси Господь за Ваши рассказы! После смерти Нины Александровны Вы даёте людям духовную пищу. Вы сами знаете, как это важно - держать себя в духовном тонусе, особенно, во время поста. У меня к Вам такой вопрос: год-два назад я прочитала рассказ о том, как молодая девушка, будучи монахиней, приехала домой в отпуск, и там встретила парня и влюбилась. Далее ушла из монастыря, вышла за него замуж, родились четверо детей. Жизнь у них была очень тяжелая, в бедности. Может быть, Вы знаете, кто автор? Спасибо Вам большое и храни Вас и сына Господь! Мила 25 марта 2016, 13:19 Какой то Немилостивый Господь предстает в рассказах! Как так-согрешила одна а отвечает дочь? Ведь в Новом Завете сказано, что каждый отвечает по своим делам. Мне кажется надо быть осторожнее в таком. татьяна 24 марта 2016, 18:32 Мария, милостивый и щедрый Господь да благословит Ваши труды во славу Его Юрий Вдовин 24 марта 2016, 08:03 Спаси Бог,за рассказы.!прочитал и как током ударило.в юности грех совершил в пьяной драке ножом ударил человека в область печени.жив слава Богу он оказался,а у меня в 2011 году инфекцию выявили тоже печени.слава Богу за всё.прости Всевышний прегрешения наши,не оставь погибнуть не покаявшись. р.Б. Наталья 23 марта 2016, 20:51 Маша! Храни Вас и Ваших деток и всю Вашу семью Господь за то,что Вы сами того не зная назидаете меня своими рассказами и предупреждаете об ошибке или просто греете и трогаете душу. Они навсегд остаются в памяти. Всегда их жду.

http://pravoslavie.ru/91749.html

По рассказам старожилов в Епифанове за околицей по тропке, идущей в Сергеево, был женский монастырь. У монастыря была своя земля, которую обрабатывали монашки. Кроме того, они держали коров. После пожара монастырь сгорел, а монашки перебрались в другое место. Из церковной летописи видно,  что в Епифанове долгоевремя не было школы. Из ста с лишним домохозяев только одна пятая часть умела читать и писать.  И только 6 октября 1892 года была открыта церковная школа – грамоты. В 1895году школа разместилась в новом, просторном, светлом помещении. В то время в школе обучалось 26 человек. С 6 октября 1892 года до 1896 года в школе преподавали закон божий   священник,    арифметику  –  его   жена,   а   чтение   и   письмо -  псаломщик П. Победоносцев. С января 1894 года псаломщик по слабости здоровья был освобождён от занятий. За ним оставили только преподавание пения, а по остальным предметам преподавал сын бывшего священника села Павлова - Леонид Александрович Соколов, которому платили 75 рублей в год. При школе работала ученическая библиотека. 13 января 1930 года священник Иоаким Вдовин вышел за штат по слабости здоровья. Он прожил при храме 8 лет. 15 февраля 1932 года он вновь становится священником в селе Епифанове. В 1938 году одновременно с разрушением церкви были разрушены  могилы священников, а икона Тихвинской Божией Матери была утеряна. Но жители села всегда мечтали о строительстве Храма и свою мечту воплотили в жизнь. Однажды, бывшему жителю села Епифанова Александру Викторовичу Лисину, приснилась его покойная мама Мария Васильевна, которая попросила сына построить церковь в селе. И он, недолго думая, все свои сбережения вложил в строительство молельного Дома, которое началось в 2006 году. В данном вопросе ему помогли земляки. Например, Александр Васильевич Волков,  ныне проживающий в городе Павлово,  подарил купол для молельного дома; Евгений Леонидович Козлов, ныне проживающий, в Нижнем Новгороде, полностью помог материалами для покрытия крыши этого святого сооружения; Сергей Викторович Лисин в 2009 году подарил малую звонницу из пяти колоколов. Большую помощь в строительстве молельного Дома оказывали жители Епифанова и Сергеева, администрация сельского Совета.

http://sobory.ru/article/?object=22145

Вдовин Дмитрий Михайлович (брат А.М. Вдовина, упоминавшегося в протоколе допроса священника М.И. Страхова), (1883-1942) – новомученик, староста храма Пресвятой Троицы на Репне г. Коломна. Родился в Коломне в семье мелкого торговца Михаила Антоновича Вдовина и его супруги Любови Пантелеимоновны. Окончил городское 4-х классное училище. В 1904-1906 гг. был писарем на военной службе. В 1906-1912 гг. работал продавцом в лавке своего брата А.И. Вдовина. Вступил в брак с купеческой дочерью Надеждой Ивановной (урожд. Архиповой). В 1912 г. открыл в Коломне собственную посудно-москательную лавку. В 1918 г. подвергся экспроприации. Нанялся в Коломенскую артель кондитеров. В 1919-1920 – служил в РККА писарем в запасном батальоне на Западном фронте. После демобилизации служил в Коломенском уездном отделе здравоохранения. Член церковно-приходского совета, затем староста коломенского Успенского кафедрального собора (1922-1929). В 1929 г. – староста коломенской церкви Пресвятой Троицы на Репне. Знаток Богослужебного устава и церковного пения. В годы НЭПа занимался торговлей; являлся совладельцем посудного магазина «Казаков и Вдовины» (1924-1927). В 1928-1932 – кустарь; изготавливал сита и решета. Лишен избирательных прав. Затем служил в различных предприятиях, а в 1935 г. устроился в Озерский райпромкомбинат, так как «лишенцев» выселили из Коломны. Добился восстановления своих прав и устроился агентом по снабжению в Коломне. Проживал по адресу: Коломна, ул. Коломенская (при большевиках – Красногвардейская), 28. Арестован 22 августа 1937 г. 9 октября 1937 г. тройкой УНКВД приговорен к 10 годам заключения в исправительно-трудовом лагере (ГАРФ, Ф. 10035, Оп. 1, Д. П-50945). Отправлен в Хабаровский край, в Байкало-Амурский ИТЛ (Бамлаг) на лесоповал. В связи с болезнью (флегмона (острое гнойное воспаление) ног) признан инвалидом, утратившим общую работоспособность. Направлен в Средне-Бельский ИТЛ в Хабаровском крае. Скончался там от туберкулеза лёгких 23 апреля 1942 г. Внесён в список Новомучеников и исповедников Российских в 2002 г. ; дата обращения 16 сентября 2023 г.; http://drevo-info.ru/articles/24305.html ; дата обращения 19 сентября 2023 г. (ГАРФ. Ф. 10035, д. П-50945).

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/06/...

Т.В. Волокитина обусловливает этот «поворот» сталинского руководства тем, что «в условиях приближающейся мировой войны советское государство было вынуждено осуществить отступление в религиозных делах, в очередной раз продемонстрировав некоторое смягчение церковной политики». Однако в подтверждение приведены тот же «протокол постановления» и «справка Берии», сопровождаемые ссылкой не на архивные источники, а на карповского «Генералиссимуса»9, хотя известно, что этот труд наполнен фальшивками и примитивными фальсификациями, частью — откровенно антисемитского характера 10. Легализации и попыткам введения в научной оборот сомнительных «документов» способствует и создание псевдонаучной основы поверившими в их «подлинность» исследователями. Действительно, в 1939 г. тон антирелигиозной пропаганды был несколько смягчен и даже «недобитые» в годы террора остатки структур Московской патриархии («староцерковники») впервые использовались сталинским государством для распространения своего влияния в западных областях Украины, Белоруссии и в Прибалтике в 1939—1940 гг., но нет почвы для утверждений о том, что был совершен серьезный поворот политического курса именно в сфере религии. Вдовин, ссылаясь также на «Генералиссимуса», рассматривает «постановление Политбюро от 11 ноября» как часть происходившего в 1930-е годы «возрождения некоторых русских традиций», когда «власть сочла необходимым умерить антирелигиозный пыл партийных богоборцев»12 — как если бы «партийные богоборцы» действовали самостоятельно — без санкции и руководства сталинской власти. Между тем известные сталинские реверансы 1930-х годов в сторону частичной реабилитации старой России и возрождения некоторых имперских символов не затрагивали сферы религиозной или церковной политики. Активисты и идеологи КПРФ Васильцов и СП. Обухов трактуют указанное «постановление» («прекращение гонений на церковь») как важнейшую часть мифического «русского консервативного проекта» Сталина, якобы введенного в действие до войны. Этот «проект» авторы противопоставляют «плохому» космополитическому проекту закрытого доклада Н.С. Хрущева на XX съезде КПСС, якобы «оклеветавшего» Сталина13. Однако «русский консервативный проект Сталина» является политической фантазией подобных авторов и не находит подтверждения в источниках. С помощью ряда натяжек «проект Сталина» искусственно слеплен ими в целях политической реабилитации «вождя». Разумеется, без легенды о Сталине как «друге церкви и верующих» «русский консервативный проект Сталина» грешил бы явной неполнотой.

http://pravmir.ru/o-mnimom-povorote-stal...

Еп. Антонин дал согласие при условии, что «Живая церковь» не должна иметь в ВЦУ никаких привилегий и касса ВЦУ будет самостоятельной. Эти условия Красницким были приняты. 29 окт. 1922 г. ВЦУ провело пленум в обновленном «коалиционном» составе. Во главе ВЦУ стоял председатель - «митрополит Московский» Антонин (Грановский), его заместителями являлись протоиереи А. Введенский и В. Красницкий, митрополиты Сергий (Страгородский), Евдоким Мещерский, «архиепископ Краснодарский» Иоанн Левицкий . Членами ВЦУ состояли протоиереи Николай Боголюбский, Фёдоровский (от Союза церковного возрождения), Вдовин, свящ. Александр Эндека (от СОДАЦ), еп. Николай Федотов, протоиереи Алексий Нименский, Павел Красотин и Покровский (от «Живой церкви»). Управляющим делами ВЦУ являлся А. И. Новиков. 25 дек. 1922 г. на Троицком подворье в Москве состоялся Всероссийский съезд ВЦУ и членов Московского епархиального управления, на к-ром было решено созвать Собор на Фоминой неделе 1923 г. 1 февр. 1923 г. члены обновленческого ВЦУ подписали положение о созыве Поместного Собора Православной Российской Церкви в 1923 г., к-рый должен был обсудить проблему преобразования Церкви «соответственно новым условиям жизни в России». «Поместному собору 1923 г.,- было записано в положении,- предстоит освободить Православную Русскую Церковь от материальной и идейной зависимости от объединения мирового капитала и его представителей в России и обеспечить ей действительную возможность служить нравственному пробуждению Русского общества». Для этого Собор должен был провести коренную реформу церковного управления и обеспечить руководящее положение людям, к-рые живут «от своего производительного труда». Предполагалось пересмотреть все стороны церковной жизни (вероучение, богослужение, церковноприходское управление) с целью устранения тех наслоений, к-рые возникли под влиянием союза Церкви с капиталистическим гос-вом, и выявления сокровищ Апостольского предания. Положение о созыве собора 1923 г. было подписано расширенным составом ВЦУ под председательством «митрополита» Антонина, при заместителях протоиереях Введенском и Красницком, членах «митрополите Киевском» Тихоне Василевском , архиеп.

http://pravenc.ru/text/161105.html

Национальный вопрос влиял и на развитие государственности в России в советский период, и на решение важнейших социальных и экономических проблем. Не имеет смысла закрывать на это глаза, как не имеет смысла оставлять за скобками исторических дискуссий вопрос о судьбах русского народа, который не сливался с общесоветским единством, а представлял собой определенный исторический субъект на протяжении всего существования СССР. Вдовин и Барсенков в своем учебнике показали это, показали, что проблемы на национальной почве существовали на протяжении всего советского периода, так или иначе влияли на уровень жизни, на возможности карьеры, на распределение высших управленческих кадров. На мой взгляд, стоит поддержать Вдовина и Барсенкова, потому что они высказались честно и профессионально. Этот опыт достоин не того, чтобы судить за него, а того, чтобы его применять в других вузовских учебниках. Полагаю, что в вузовские программы по истории 20-го века отдельным параграфом должны войти национальные проблемы — как в СССР, так и в России. Отечественная историческая наука, в частности, исторический факультет МГУ, должны быть благодарны Вдовину и Барсенкову за то, что те с умеренно государственнических позиций на основе глубокого профессинализма подняли сложный вопрос. А что касается господина Сванидзе, то он пытается навязать науке свои идеологические позиции и с помощью своей идеологии оскопить научное знание, отрезать то, что ему кажется лишним. Такую позицию иначе как несерьезной не назовешь. Я противник списка запрещенных книг Максим Шевченко, член Общественной палаты РФ, журналист для сайта rus-obr По инициативе Николая Сванизде комиссия Общественной палаты по межнациональным отношениям и свободе совести будет судить авторов учебника «История России 1917-2009 гг.» Вдовина и Барсенкова. Я противник писем в прокуратуру и различных форм судебного преследования за интеллектуальные изыскания, даже за те, с которыми я не согласен. Я противник списка запрещенных книг, который с каждым днем множится на сайте Минюста. Если они будут выискивать в общем интеллектуальном багаже человечеств вещи, которые им будут казаться ксенофобскими, то запрещена может быть вся русская классика. Можно запретить Достоевского, рассказы Чехова, «Степь», например, «Тараса Бульбу», «Воскресение» Толстого, потому что там Нехлюдов оскорбительно думает о православном причастии. Поназапрещать можно чего угодно. Но я не хотел бы жить в стране, где интеллектуальные дискуссии будут разрешаться с помощью прокуратуры.

http://pravmir.ru/istoriya-rossii-v-naci...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010