VI. Четвертый порядок обнаружений божественного мироправления Видением 15 главы начинается новый (четвертый) порядок апокалиптических обнаружений Божественного мироправления. Предыдущий начался откровением о Церкви Христовой, через раскрытие видения жены, бежавшей от зверя в пустыню; кончился он сообщением откровения о страшном суде, который представлен в двух моментах: 1) выделение праведников и 2) казнь грешников. Этот порядок сообщил много нового сравнительно с предшествующими порядками. Но открыл не все, и следующий порядок должен внести некоторые дополнения и пояснения. Видение ангелов о семью последними язвами (15:1–8) Новое видение и новый порядок Иоанн начинает почти теми же словами, как и порядок предыдущий. Так же, как и тогда (12:1), он видит на небе великое знамение; но здесь он это великое знамение называет еще «чудным» (θαυμαστν). Цель добавления, конечно, та, чтобы показать, что это знамение, как достойное удивления, должно обратить на себя особенное внимание. Если вся вселенная дивилась, видя исцеленною рану зверя, вышедшего из моря (13:3), то она должна более дивиться этому новому знамению, ибо оно означает более важное для нее, чем исцеленная рана зверя. Иоанн видит семь ангелов. Сам он не определяет, кто были эти ангелы и была ли речь о них ранее, но уже отсутствие определенного члена говорит в пользу предположения, что это суть совершенно новые ангелы. Потому нет основания сближать их 1234 с ангелами (8:2 и 1:4), 1235 и тем более совершенно отождествлять. Миссия и тех и других ангелов совершенно другая. И если престол Божий окружает бесчисленное множество ангелов, всегда готовых исполнять волю Божию, и если нужно предполагать (7:1; 14:18; 16:5), что ангелы имеют свои особые назначения, то и по отношению к нашему месту необходимо допустить, что здесь речь идет о совершенно особенных ангелах. Можно только предполагать о их высшем чине, так как явление их названо великим и дивным знамением. О их высшем чине говорит последующий эпитет: они имеют семь последних язв. Господь Бог, подобно как некогда Моисею в Египте ( Исх. 9:13–15 ), поручил им произвести последние казни, которыми должна окончиться ярость Божия. Эти язвы – казни (πληγ) есть обнаружение гнева Божия над грешным миром, подпавшим по своей доброй воле власти дьявола и антихриста; казни не первые, а последние. Они, как обнаружения Бож. гнева в его последней степени, говорят об окончательном суде над грешным миром и о последних земных человеческих мучениях, за которыми последуют мучения вечные. Таким образом, миссия семи ангелов важна в том отношении, что они являются провозвестниками и совершителями высшего проявления Бож. гнева, слугами праведного Судии и Мздовоздателя ( Ис. 9:19 ; Дан. 11:36 ) 1236 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

Восьмое место среди книг 12 малых пророков занимает и в еврейской и в греческой Библии книга пророка Аввакума, евр. Хабакук, LXX: Αμβακουμ (или: " Αββακουμ, как в код. 51, 97, 106, 228, 310 у Гольмеса и др.), Vulg.: Навасис. Еврейское имя пророка раввины, блаженный Иероним и многие новые толкователи произносит от евр. гл. хабак, обнимать. По объяснению блаж. Иеронима, имя пророка понимается в смысле объятие или, как более выразительно на греческом мы будем употреблять: περιληψις т. е. обхватывание... пророк называется объятие или потому, что он есть возлюбленный Господень, или потому, что он вступает в спор, в борьбу и, так сказать, в рукопашное состязание с Богом, так что имя его происходит от состязателя, т. е. обхватывающего (противника) руками (Блаж. Иероним. Две книги толкований на пророка Аввакума к Хромитию. Русск. перев. Творен. ч. 14. Киев 1898, с. 130–131), на основании дерзновенного призывания пророком Бога к разрешению вопроса о справедливости ( Авв 1.2–4 ). Такое словопроизводство в отношении имени пророка Аввакума довольно распространено и в новое время, но рядом с ним теперь существует и иное, по которому имя пророка производится от ассирийского корня hambakuku, означающего некоторое садовое растение (подобно тому как, напр., женское имя Сусанна ( Дан.13:2 ; Лк 8.3 ) взято также из мира растений – означает лилию): в пользу этого производства может говорить форма имени пророка у LXX-mu. Впрочем, традиционное производство имеет свои преимущества, поскольку не только вполне оправдывается законами словообразования в еврейском языке (аналогию в данном случае представляет, напр., слово тебаллул, бельмо, в Лев. 21.20 ), но и соответствует общему содержанию и основной идее книги пророка Аввакума. Проф. М. А. Голубев («Книга пророка Аввакума» в Христ. Чтен. 1867, II, 681 сл.) справедливо замечает: «В знаменательном имени емлющегося с Богом, посылающим нечестивых и ужасных людей против своего народа (подобно как Иаков боролся с Богом, говоря с твердою верою: «не отпущу тебя, пока не благословишь меня» ( Быт 32.26 ), или как бы обнимаемого Богом и обнимающего народ Божий – утешающего его, после страшных откровений, надеждою лучшей будущности, подобно тому как мать обнимает или утешает плачущее дитя (ср. 1Фес 2.7 ; Гал 4.19–20 ), – в имени Аввакума предуказывается уже особенное свойство возвещаемого бремени для иудеев и для врагов их: для первых это – бремя исправления или вразумления (ср. Авв 1.12 ), для последних – бремя истребления огнем (ср. Авв 2.13 ) или безвозвратной погибели (с. 705–706).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Украина – семь потерянных лет для России Будем и дальше предаваться пацифизму? 26.04.2021 2361 Время на чтение 7 минут Примерно год назад отмечал, что Россией раз от раза бездарно теряются возможности возвращения Малороссии в Русский мир. Тогда было шесть потерянных лет , сегодня – семь. Сразу, в 2014 году, предлагал конкретные и реальные меры, причём относительно мягкие, без прямого вхождения военизированных формирований. Отмечал тогда (как и сегодня), что возражения политиканствующих наблюдателей насчёт того, что нельзя допустить упрёков «мировой общественности» в адрес России в её якобы агрессивности, не должны приниматься. Антироссийская военная истерия, объявление западными странами России агрессором в случае более решительных действий России на Украине были бы ровно в такой же степени, как и в ситуации, когда Россия «демонстрирует взвешенность». Подвергать риску само существование «бесценной» «западной цивилизации» Запад из-за Украины не будет. Более высокая вероятность крупномасштабной войны со стороны Запада как раз в обратной ситуации, когда Запад видит нерешительность, слабость и податливость России. В этом году надо было действовать после того, как Украина в очередной раз усилила обстрелы ЛДНР, перебросила практически все свои ВС к границам независимых республик и Крыма, а Запад открыл очередную информационную кампанию против России. Этот «гордиев узел» нужно было разрубать сразу в марте-апреле. Но вот президент США позвонил 13 апреля российскому лидеру и предложил встретиться в обозримом будущем. В России позже уточнили , что «обозримое будущее» встречи президентов России и США – июнь текущего года. А пресс-секретарь Белого Дома Дженнифер Псаки заявила, что президенты могут встретиться предстоящим летом. Лето – понятие растяжимое. Байден в телефонном разговоре 13 апреля также подтвердил приглашение Путину на саммит по климату в режиме видеоконференции на 22-23 апреля. Позже Байден заявил , что, как бы, Соединенные Штаты воодушевлены призывами президента России Владимира Путина на климатическом саммите и Вашингтон настроен на совместную работу с Москво й в данной сфере. Соответственно в России, как всегда в подобных случаях, многие стали выражать воодушевление от «воодушевления» президента США. А ничего, что ещё несколько дней назад Байден назвал В.В. Путина «убийцей»?! Как быстро забыли об этом на фоне сомнительного комплимента! Лучше бы подумали, а для чего сделал хвалебное заявление президент США? На самом Западе, не без издёвки, отмечают со ссылкой на источники в российской власти, что в Кремле восприняли звонок Байдена и его предложение о личной встрече с Путиным как свою тактическую победу, свидетельствующую о «вынужденном признании» новой американской администрацией необходимости взаимодействия с Москвой. Чуть ранее США был дан сигнал киевской хунте несколько сбавить обороты по обстрелу ЛДНР и уничтожению людей в независимых республиках.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/26/uk...

О клятве и присяге I. Православное учение о клятве и присяге Так как Бог есть Истина, любит истину и ненавидит ложь, то клятва именем Божиим имеет силу внушить тому, который произносит ее, говорить по правде, истину, как истину Божию, в той уверенности, что Бог, как вездесущий, невидимо присутствует при сем; как всеведущий, слышит и знает, говорит ли кто истину или ложь; как праведный, карает за ложь и обман. Тем же, которые снимают клятву, она внушает верить словам клянущегося, ибо тут свидетель и поручитель за истину – Сам Бог, и надеяться, что Он не попустит надругаться над Его именем. По такому своему характеру клятва в чистом ее смысле не заключает в себе ничего предосудительного и не только не опасна, но полезна и даже необходима для благоденствия общественного, и потому позволительна. I .Она установлена и освящена Самим Богом для народа израильского. Господа Бога твоего да убоишися, – говорит Он чрез Моисея, – и Тому единому послужиши, и именем Его клянешися ( Втор. 6:13 ; Ис. 22:11 ; Иер. 4:2 ). Пророки предсказали, что во времена Мессии и самые язычники будут клясться именем Бога истинного ( Ис.19:18; 65:16 ). II .Свящ. Писание ясно дает видеть употребление клятвы и в Ветхом, и в Новом Завете. Ею клянутся патриархи, пророки, благочестивые цари, апостолы; все люди; ею клянутся все ангелы, ею клянется Сам Бог ( Евр. 6:13–16 ; Быт. 21:23–24; 22:16–18 ; Пс. 88:4–5 ; Дан. 12:7 ; Откр. 10:5–6 и др.). Сам Господь, будучи вопрошен первосвященником иудейским с клятвою, .уважил клятву и дал ему прямой ответ о Божестве Своем ( Мф. 26:63–64 ). III . Клятвы требует блого общественное. Она есть наилучшее средство к сохранению порядка, верности, правосудия и повиновения между людьми и сопровождается самыми благодетельными последствиями, как для частных лиц и семейств, так и для целых обществ. Она не нужна была бы только в таком обществе, где господствует совершенная святость, или где вовсе нет никакого благочестия и благоговения пред именем Божиим. А где нет еще владычества совершенной правды, но и не совсем еще ослабело благочестие, там в важных и необходимых случаях она составляет действительнейшее средство к сохранению взаимной верности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Скачать epub pdf Глава 7. Пост Раздел о посте тематически примыкает к разделам о милостыне и молитве. Мы вновь слышим критику лицемеров, делающих из поста средство для публичной демонстрации своей праведности: Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно ( Мф. 6:16–18 ). В изложенном учении Иисус не оспаривает саму практику поста. Он выступает лишь против такого понимания поста, при котором акцент делался на внешние, бросавшиеся в глаза формы при игнорировании внутреннего содержания. В Ветхом Завете словом «пост» ( ôm) обозначалось полное воздержание от пищи и питья в течение одного светового дня – от рассвета до заката: именно такой смысл вкладывается в выражение поститься весь день до вечера ( Суд. 20:26 ). Пост мог длиться от одного дня до целой недели ( 1Цар. 31:13 ; 2Цар. 12:16–20 ), а в исключительных случаях и больше. Посты бывали как общие, так и индивидуальные. В день очищения ( Лев. 16:29–31 ) и в некоторые другие дни пост был предписан всему народу израильскому. Постились в Знак покаяния ( Иоил. 1:14; 2:15–17 ) или траура ( 1Цар. 31:13 ; 2Цар. 1:12 ; Есф. 4:3 ); постились, чтобы предотвратить наказание Божие и другие беды ( Есф. 4:16 ; Иер. 36:9 ; Ион. 3:5–9 ); постились перед крупными сражениями ( Суд. 20:26 ; 1Цар. 7:16; 14:24 ; 2Пар. 20:3 ). Пост мог быть как общим, так и индивидуальным: Моисей постился сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил ( Исх. 34:28 ; Втор. 9:9, 18 ); царь Давид в знак покаяния постился семь дней ( 2Цар. 12:16–20 ); пророк Даниил постом сопровождал молитву ( Дан. 9:3 ). Помимо воздержания от пищи пост обычно сопровождался некоторыми другими внешними знаками: постившийся мог разодрать свои одежды, облачиться во вретище, спать во вретище и ходить с печальным видом ( 3Цар. 21:27 ), посыпать голову пеплом ( Неем. 9:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В начале говорится, что Иов жил в стране Авситидийской; потом Писание свидетельствует о благочестивой его жизни, говорит о том, что у него было семь сыновей и три дочери, и о числе стад его. Сыновья его, приходя друг к другу, устраивали пиршества каждый день с тремя сестрами своими; а Иов призывал их и очищал сыновей своих, принося о них жертву Богу. Первое свидетельство Господа об Иове перед дьяволом ; первая клевета дьявола на Иова перед Господом. Господь дает власть дьяволу над всем, что было у Иова, кроме него самого. Прежде всего, дьявол посылает Иову весть о взятии в плен коней и ослов его, и об избиении слуг. Второй вестник сказал Иову, что сожжены овцы его и пастухи их. Третий вестник донес Иову о пленении верблюдов и избиении слуг. Четвертый вестник приходит к нему и говорит, что обрушился дом и убиты все дети его. При всем этом, случившемся с Иовом, он не согрешил перед Господом. Второе свидетельство Господа перед дьяволом в похвалу Иова, и вторая клевета дьявола на Иова перед Господом. Господь предает ему Иова, с тем, чтобы оставалась неприкосновенной душа его. Дьявол, вышедши, поразил Иова от ног до головы. Иов, сидя на навозной куче, скоблил свой гной. Жена убеждает Иова сказать слово против Господа и умереть; но он укоряет ее. Три друга Иова, Елифаз, царь Феманский, Валдад, властитель Савхейский, и Софар, царь Минейский, услышали о всем, случившемся с ним, и пришли к нему, каждый из страны своей, посмотреть на него, и, увидев его, разодрали каждый одежду свою при виде такого бедствия. При таком страдании Иов впервые отверз уста свои и проклял день и ночь, в которую родился. Он сказал: «Раб свободен от господина своего ( Иов.3:19 ), так дан страдальцу свет, и жизнь..., которые ждут смерти, и нет ее» ( Иов.3:20–21 ). Обрадовались бы до восторга, восхитились бы, что нашли гроб?» ( Иов.3:22 ). В ответ на это Елифаз Феманский говорит Иову: «Вспомни же, погибал ли кто невинный, и где праведные бывали искореняемы? ( Иов.4:7 ). Рев льва и голос рыкающего умолкает, и зубы скимнов сокрушаются; могучий лев погибает без добычи, и дети львицы рассеиваются ( Иов.4:10–11 ). Нет ни одного смертного, который был бы праведнее... Бога. И муж чище... Творца своего?» ( Иов.4:17 ). Безумные, говорит, хотя бы и укоренялись, но «тотчас проклял дом его» ( Иов.5:3 ), потому что «жатву его съест голодный и из-за терна возьмет ее, и жаждущие поглотят имущество его» ( Иов.5:5 ). «Но человек, – продолжает он, – рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх» ( Иов.5:7 ). Господь «уловляет мудрецов их же лукавством, и совет хитрых становится тщетным» ( Иов.5:13 ); а невинного Господь избавляет от нужд «и в седьмой раз не коснется тебя зло» ( Иов.5:19 ). «Вот, что мы дознали; так оно и есть: выслушай это и заметь для себя» ( Иов.5:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Глава 9 Первая половина ответной речи Иова на речь Вилдада. Иов.1:1–35 . Правосудие Божие есть правосудие существа сильного, нарушающего требования правды по отношению ко всем людям, в частности, и по отношению к Иову. Иов.9:1 .  И отвечал Иов и сказал: Иов.9:2 .  правда! знаю, что так; но как оправдается человек пред Богом? Соглашаясь с мнением Вилдада о Божественном Правосудии ( Иов 7.3, 20 ), Иов в то же время не допускает, подобно псалмопевцу ( Пс 142.2 ) мысли о возможности оправдания человека пред Богом ( «как оправдается человек перед Богом?»). Отсюда само собою следует, что Божественное Правосудие представляется ему в ином, чем друзьям, свете. Иов.9:3 .  Если захочет вступить в прение с Ним, то не ответит Ему ни на одно из тысячи. Иов.9:4 .  Премудр сердцем и могущ силою; кто восставал против Него и оставался в покое? По взгляду Иова, человек должен признать Бога правосудным потому, что Он превосходит его двумя свойствами: премудростью и всемогуществом, – силою. Бог – премудр; человек не в состоянии возразить ни на одно из тысячи Его слов, а потому каждое из них вынужден признать истинным, справедливым. Премудрый сердцем, Господь обладает достаточною силою для того, чтобы заставить людей исполнить свои повеления. И сколько бы ни противился последним человек, в конце концов он принуждается подчиниться им, согласиться, что так и должно быть ( «кто восставал против Него и оставался в покое?» ст. 4). Правда Божия – правда существа сильного по уму и, благодаря всемогуществу, непреклонного в Своих определениях. Иов.9:5 .  Он передвигает горы, и не узнают их: Он превращает их в гневе Своем; Иов.9:6 .  сдвигает землю с места ее, и столбы ее дрожат; Иов.9:7 .  скажет солнцу, – и не взойдет, и на звезды налагает печать. Эта не терпящая противодействия (ст. 4) сила божественного всемогущества сказывается прежде всего в мире физическом, в таких его явлениях, как землетрясения и затмения. Во время первых передвигаются и уничтожаются горы, земля сдвигается с того места ( Ис 13.13 ), которое она занимает в мировом пространстве ( Иов 26.7 ), и колеблются ее основания ( Пс 103.5 ; Иов 38.6 ), при вторых солнце не дает света, кажется как бы не взошедшим, и ослабевает блеск звезд («печатать» в смысле ограничивать силу у Дан. 9:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   Когда Господь говорит в научение наше: «Вы есте соль земли» (Мф 5.13), когда Он заповедует нам при незлобии быть простыми и с простотою соединять мудрость (Мф 10.16), то не приличнее ли всего нам, возлюбленнейшие братья, предусматривать козни лукавого врага, с сердечной заботливостью и бдительностью предузнавать и избегать их, чтобы, облекшись во Христа — Премудрость Бога Отца, мы не оказались неразумными в охранении своего спасения? Так, должно бояться не того только гонения, которое открытым нападением усиливается поразить и низвергнуть рабов Божиих: там легче уберечься, где очевидна опасность, и дух заранее настраивается к битве, когда неприятель объявляет о себе; гораздо более должно бояться и остерегаться врага в том случае, когда он тайно подкрадывается, когда, обольщая образом мира, неприметно скрытыми проходами подползает, отчего и получил название «ползуна», или змия. Таково всегдашнее его лукавство! Таково скрытое и хитрое притворство его в обольщении людей! Так он обольстил в самом начале мира, возбудив ласкательно-лживыми словами неосторожное легковерие в простых душах! Пытался он также искусить и самого Господа и для того подошел тайно, чтобы нечаянно напасть и обольстить; однако был узнан и отражен, а отражен потому, что был познан и открыт. В этом дан нам пример — избегать пути ветхого человека и неуклонно идти по стопам Христа-Живодавца, чтобы нам снова по неосторожности не впасть в сеть смерти, но чтобы предусмотрением опасности достигнуть получения бессмертия. Но как же нам достигнуть получения бессмертия, если мы не сохраним велений Христовых, которыми поражается и побеждается смерть? Господь в научение говорит: «Аще ли хощеши внити в живот, соблюди заповеди» (Мф 19.17); и опять: «Аще творите, елика Аз заповедаю вам: не ктому вас глаголю рабы, но и други» (Ин 15.14—15). Он таковых называет еще мужественными и стойкими, основанными на крепком тяжеловесном камне, огражденными непоколебимым и нерушимым оплотом против всех бурь и волнений века: «Всяк..., — говорит Он, — иже слышит словеса Моя сия и творит я, уподоблю его мужу мудру, иже созда храмину свою на камени: и сниде дождь, и приидоша реки, и возвеяша ветри, и нападоша на храмину ту: и не падеся, основана бо бе на камени» (Мф 7.24—25). Итак, мы должны держаться слов Его; должны учиться тому и делать то, чему Он учил и что делал. Да и как назовет себя верующим во Христа тот, кто не исполняет заповеданного Христом? Или как достигнет награды веры тот, кто не хочет сохранить веры в заповеди? По необходимости он будет колебаться, влаяться и, увлеченный духом заблуждения, носиться как прах, возметаемый ветром: не держась истины спасительного пути, он не достигнет спасения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3494...

Во второй книге Исход исчисляются семьдесят душ, вошедших с Иаковом в Египет; повествуется о том, что умерли Иосиф и сыны рода его, что восстал новый царь и убивал младенцев, что Моисей спасен в ковчеге и стал сыном дочери Фараоновой, что пришел он к братиям своим с тою мыслию, что его рукою дано будет им спасение (Деян.7:25), что убил Египтянина, укорил Еврея и был обвинен им, что бежал в землю мадиамскую, сел у кладезя, защитил от обиды дев, вошел в дом Иофора, и женился на дочери его Сепфоре, что умер Фараон, что сыны Израилевы воздохнули от тяжкого рабства. Повествуется о том, как Евреи молились и были услышаны, как Бог явился Моисею в купине, как жезл стал змием, рука покрылась проказою и очистилась, как Моисей идет в Египет, как сретает его на стану Ангел и грозит убить его, как Моисей входит в Египет, и встречает его Аарон, как Моисей совершает знамения пред старейшинами народа, и они верят ему; как Моисей и Аарон входят к Фараону, но он не хочет отпустить Евреев, увеличивает их работы, запрещает давать им плевы, как жезл превращен в змия, река претворена в кровь, потом жабы, зараза, скнипы, песии мухи, гнойные струны, огонь и град, саранча, тьма и избиение первенцев, как в четырнадцатый день Евреи заколают и едят агнца, как поспешно исходят из Египта, вооружившись и украсившись золотом, серебром и одеждами, взятыми у Египтян. Потом описывается разделение моря, переход Евреев и потопление Египтян; повествуется: как Мариам воспела хвалебную песнь при море; как Израильтяне шли три дня, и не было у них воды; как древом услаждены горькие воды Мерры, как нисходила манна, явились крастели; как в Хориве Моисей источил воду из камня; как пришли Амаликитяне, вступают с Евреями в брань; как пришел к Моисею тесть его Иофор; как дан Израильтянам закон на горе Синае; как на гору Синай нисходит Бог; как там даны законы и суды; как Моисей восходит на гору и приносит оттуда скрижали, приемлет от Бога заповедь, как и из чего построить скинию; как народ, когда Моисей замедлил на горе, выливает тельца; как Моисей возвращается и вторично восходит на гору, приемлет новые скрижали и ходатайствует за преступный народ; как молит Бога, чтобы сам шествовал Он с сынами Израилевыми, и говорит: покажи ми славу Твою, да разумно вижду Тя (33:18.13); как Бог являет себя Моисею и увещавает хранить данные заповеди, и после поклонения тельцу изрекает законы. Наконец, описывается устроение скинии и всех ее утварей, и поставление ее в первый день первого месяца; повествуется, как скинию во время дня осеняет облако, и извещает Израильтян о времени вступления их в путь. Все сие описывает Моисей в книге Исход и в начале ее говорит так:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/887/...

Глава 20 Синайское законодательство. Исх.20:1 .  И изрек Бог [к Моисею] все слова сии, говоря: Судя по 19 ст. данной главы ( Исх.20:19 ), равно Втор. 4:36, 5:4 , «все слова сии», т.е. десятословия ( Втор. 4:13, 10:4 ), были изречены Господом непосредственно самому народу. В виду этого свидетельство Втор. 5:5 , должно быть понимаемо в том смысле, что посредником между Богом и народом в деле передачи Его велений Моисей явился позднее ( Исх.20:19 ). В данное время он, сойдя с горы ( Исх. 19:25 ), находится вместе со всем народом у ее подошвы, не восходит на вершину ( Исх.20:21–22 ). Служение Ангелов, о котором говорит архидиакон Стефан ( Деян. 7:53 ), возвещение слова (т.е. закона) через Ангелов, о котором упоминает Апостол Павел ( Евр. 2:2 ), и преподание закона через Ангелов ( Гал. 3:19 ) указывают не на то, что Бог изрекал заповеди через Ангелов, но или на то, что Господь-законодатель сошел на Синай с сонмом Ангелов ( Втор. 33:2 ), присутствовавших при изречении заповедей, или на то, что закон ветхозаветный, взятый во всей совокупности его предписаний, а не в смысле одного десятословия, был дан народу еврейскому через многих провозвестников («Ангелов») божественного откровения. Исх.20:2 .  Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; Исх.20:3 .  да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Я Господь, Бог откровения, завета, проявивший Себя истинным Богом в целом ряде казней, и факт изведения народа из Египта ( Втор. 4:32–35 ) должен быть твоим «Всевышним» – предметом твоего почитания. «Господь есть Бог, нет другого, кроме Его» ( Втор. 4:4, 35, 6:4 ). Поэтому с верою в Него несовместимо почитание других богов, – оно исключается ею; «да не будет у тебя других богов пред лицем Моим», при Мне, вместе со Мною ( Втор. 5:7 , 4Цар. 17:35 ). Исх.20:4 .  Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; Исх.20:5 .  не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010