494 Rom als idée. Статья под таким заглавием был опубликована в 1927 году в третьем номере журнала Die Antike. Среди прочего ее автор, Фридрих Клингер, утверждал, что наиболее совершенное выражение «идея Рима» получила у Данте (Die Antike. 1927. Bd. III. S. 33). На сегодняшний день нет никаких данных, позволяющих подтвердить или опровергнуть знакомство Прокоповича с творениями последнего – непосредственно или через других авторов, – но нельзя не отметить ощутимые параллели в восприятии империи тем и другим. Вопрос требует дополнительных исследований. 495 «...Кто соблюдает повеление добровольно, подтверждает делом, что оно справедливо... но Христос, как свидетельствует летописец его Лука, соизволил родиться от Девы Матери в дни, когда было обнаро-довано повеление римской власти, дабы при этой исключительной переписи рода человеческого Сын Божий, став человеком, был записан как человек; а это и значило соблюсти повеление. А может быть, благочестивее будет полагать, что повеление было сделано цезарем по Божественному наитию, дабы Тот, Кого столько времени ожидали среди смертных, Сам вместе со смертными вписал бы Себя в их число. Следовательно, Христос делом подтвердил, что повеление Августа, действовавшего от имени римлян, было справедливо» (Данте Алигьери. Малые произведения. СПб., 1996. С. 404). Ср. в «Божественной комедии»: «Ты здесь на краткий срок в сени лесной,/дабы затем навек средь граждан Рима,/где римлянин – Христос, пребыть со мной» (Данте Алигьери. Божественная комедия. СПб., 1996. Т. 2. С. 219). 496 «В самом деле, если мы припомним состояние людей и времена от падения прародителей, ставшего началом нашего уклонения от правого пути, мы не найдем мгновения, когда мир был бы повсюду совершенно спокойным, кроме как при божественном монархе Августе, когда существовала совершенная монархия» (Данте Алигьери. Малые произведения. С. 371–372). 497 Поставив в третьей книге «Монархии» вопрос: «...зависит ли власть римского монарха (являющегося по праву монархом всего мира, как это было доказано во второй книге) непосредственно от Бога, или же она зависит от наместника, или служителя Божия, под которым я разумею преемника Петра»? (Там же. С. 408) – Данте доказывает в итоге, что «светская власть монарха без всякого посредства нисходит в него из Источника Власти Вселенской» (Данте Алигьери. Малые произведения. С. 443).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

После Карла врывается в город мессер Корсо Донати , во главе изгнанников, Черных. И водружает знамя свое на воротах Сан-Пьеро, квартала, где живет Данте. 10-го марта 1303 года, конный глашатай Флорентийской Коммуны, с длинной серебряной трубой, объезжая площадь за площадью, улицу за улицей, возглашает приговор: – Во имя Отца и Сына и Духа Святого, Данте Алигьери, бывший приор, гнусный лихоимец, вымогатель, взяточник, вор, вместе с тремя сообщниками своими, уличенный в подстрекательстве граждан к междоусобный брани и в противлении святой Римской Церкви и Государю Карлу, миротворцу Тосканы, осуждается ныне вторым приговором на вечное изгнание и вечный позор. Так как обвиненный, не явившись на вызов суда, тем самым признал вину свою, то если будет схвачен, огнем да сожжется до смерти, igne comburatur sic quod moraitur. Ночью буйная толпа черни, под предводительством большого Мясника Пэкоры , жжет и грабит старое гнездо Алигьери на Сан-Мартиновой площади. – Вон как ветром головни понесло, прямо на дом Портинари! Видно гореть и ему, – говорит кто-то в толпе. – Матерь Царица Небесная, помилуй нас и спаси! – шепчет другой и крестится. – Вот когда исполнилось пророчество Данте: Город этот потерял свое Блаженство, Беатриче, и то, что я могу сказать о нем, заставило бы плакать всех людей… Джемма , выгнанная на улицу, как нищая, сидит на тюках старой домашней рухляди, рядом с люлькой, где плачет грудное дитя. Выброшенные из окна листки «Новой жизни» по ветру летят розовея в зареве пожара, как белые голуби, и, когда мясник Пэкора въезжает верхом на площадь, один из упавших ни нее листков лошадиным копытом раздавлен. X. Данте изгнанник Поздней осенью на вилле Пальмерию, недалеко от Болоньи, сидя на скамье, посреди круглой площадки, где сходятся аллеи старых буков и кленов, Данте беседует с двумя Флорентийцами-изгнанниками мессером Пальмерию дэльи Альтонити и мессером Орландучию Орланди. Глупо, очень глупо! – говорит Данте задумчиво, как будто про себя. – Что глупо? – спрашивает Пальмерию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=193...

В Комедии Данте зрит человеческую историю в ином свете и в развернутой перспективе. И более смел в обличении вырождения Церкви, говоря об этом непосредственно устами святого Петра (Рай, 27. 40–66). «О difesa di Dio, perche pur giaci»? [О божий суд, восстань на нечестивых!] (cf. Psalm 40:23 : Exsurge: quare obdormis, Domine [ Пс.43:23 : Восстань, что спишь, Господи!]). Только в данном случае, придавая значение тому, что очищение более необходимо для исцеления Церкви, нежели для сохранения независимости империи. Важно отметить, что Соловьев целенаправленно цитирует именно эти канцоны Комедии. Вопреки своему утверждению о непререкаемом авторитета св. Петра, он стремится вынести Священство (Sacerdotium) за пределы политики, сохранив за Государством (Imperium) последнее право на одобрение Истины. Обо всем этом ему поведал Данте 176 . 4 Теократическое построение Соловьева было ладно сложенной концепцией. Мы можем различить следы отдельных влияний и впечатлений, испытанные Соловьевым в непрерывном порядке. В этом построении легко обнаружить определенные противоречия. Держится ли Восток незыблемого предания, а его предельность заключается именно в том, что он заточен в прошлое, оказавшись не способен к какому-либо историческому действию, в то время как Запад представляет всю мощь человеческого поступка? Такова его позиция в «Великом споре». В книге же «La Russie et lEglise Universelle» надежды возлагаются на Восток, именно Россию, которая от лица всех славян «возьмется за дело Константина и Карла Великого», будет влиять на текущие события, в то время как прошлое является воплощенным в Вечном Риме, в отцовстве Великого Понтифика. Отдавал ли Соловьев себе отчет в этой смене фигур и диспозиций? Необходим более скрупулезный анализ мессианского видения Соловьева в свете изменений его взглядов, чтобы дать ответ на этот вопрос. Цель этого очерка – отдать должное Данте, возможно оказавшему влияние на формирование теократических взглядов Соловьева. 145 ...quella Roma onde Cristo è romano. Purgatorio 32, 102./...тот Рим, где римлянин – Христос. Чистилище 32, 102. У Михаила Лозинского полностью терция (100–103) переведена так: Ты здесь на краткий срок в сени лесной,//Дабы затем навек, средь граждан Рима,//Где римлянин – Христос, пребыть со мной». Далее, все цитаты из комедии даются в его переводе по изданию: Данте Алигьери. Божественная Комедия. – М: Гос. Изд. Худож. Лит., 1961. – Прим. перев.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

После первой встречи с Беатриче, «бог Любви воцарился моей душе так, что я вынужден был исполнять все его желания. Много раз повелевал он мне увидеть этого юнейшего Ангела». Отрок Данте видит Биче и говорит с нею все в той же длинной черной тени, откинутой утренним солнцем от башни Дэлла Кастанья на белую площадь Сан Мартино. Сэр Алигьери заключает у нотариуса письменный договор с ближайшим соседом своим. Манетто Донати , о помолвке сына с маленькой двенадцатилетней дочерью Манетто, Джеммой . Данте знал ее давно, раньше, чем Беатриче, потому что они жили почти под одною кровлею, в двух соседних домах, разделенных только небольшим двором, видятся постоянно, вместе игрывали и беседовали на той же солнечно-белой площади, в той же черной тени от башни, где встречался он и с Биче . Но в день помолвки, глядя на Джемму , эту знакомую, миловидную, но почему-то ему опостылевшую, скучную девочку, он вспоминает ту, другую, единственно ему родную и желанную, – Биче . II. Пожираемое сердце Флорентийские празднества «бога Любви», Signor Amore, происходят в том самом году, когда этот бог явился впервые восемнадцатилетнему юноше, Данте. «В 1283-м году от Рождества Христова, в месяце Июне, в Иванов день, в городе Флоренции, бывшем тогда в великом спокойствии, мире и благополучии, благодаря торговле и ремеслам, – многие благородные дамы и рыцари, все в белых одеждах, шествуя по улицам, с трубами и многими другими музыкальными орудиями, чествовали в играх, весельях, плясках и празднествах, того Владыку, чье имя: „бог Любви“. И праздновалось то празднество около двух месяцев, и было благороднейшим и знаменитейшим из всех, какие бывали когда-либо во Флоренции. Прибыли же на него и из чужих земель многие благородные люди и игрецы-скоморохи, и приняты были все с великим почетом и ласкою». В эти дни вся Флоренция – город влюбленных юношей и девушек; таких же, как Данте и Беатриче. «Ровно через девять лет после первого явления той Благороднейшей, gentilissima, она явилась мне снова, в одежде белейшего цвета, между двумя благородными дамами старшего возраста, и, проходя по улице, обратила глаза свои в ту сторону, где я стоял, в великом страхе, и с несказанною милостью поклонилась мне так, что я, казалось, достиг предела блаженства».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=193...

Согласно «Посланию итальянских братьев» (60-е гг. XIV в.), когда папа Сильвестр принял от императора «сокровища», с неба послышался голос, возвестивший, что в Церковь проник смертельный яд. Несмотря на преследования со стороны «ложных христиан», товарищи Сильвестра отказались нарушить обет бедности и сохранили истинную веру (Ibid. S. 356). Учение о несовместимости христ. веры с властью и богатством и о том, что католич. Церковь из-за К. д. утратила благодать, было воспринято гуситами и моравскими братьями (см.: Gonnet J., Molnar A. Les Vaudois au Moyen Âge. Torino, 1974. P. 412; Cadili. 2013. P. 629-636). Представления итал. гуманистов о К. д. сложились под влиянием гибеллинов, которые рассматривали его как незаконный акт, и спиритуалов, считавших его безнравственным. Позицию гибеллинов выразил Данте в трактате «Монархия»; он привел как юридические («Константин не мог отчуждать права и владения империи, а церковь принимать их... Империи не подобает разрушать самое себя»), так и моральные («Церковь вовсе не была предрасположена к тому, чтобы принять светское... [Но] мог и наместник божий принять дарение... на благо церкви и бедняков Христовых») аргументы против К. д. ( Данте Алигьери. Монархия/Пер.: В. П. Зубов. М., 1999. С. 118-123). В «Божественной комедии» Данте писал о К. д. как о щедром и бескорыстном благодеянии образцового правителя-христианина, к-рое, однако, стало причиной великих бедствий (il mal dedutto/dal suo bene operar non li è nocivo,/avvegna che sia " l mondo indi distrutto - La Divina Commedia. Inferno. 19. 115-117; Paradiso. 20. 55-60). Впосл. на характеристику К. д. в сочинениях Данте опирались гуманисты ( Nardi. 1944; Puletti. 1993; Cadili. 2013. P. 624-626). Л. Валла. Гравюра. Мастер Ж. Ж. Буассар. 1597–1598 гг. Л. Валла. Гравюра. Мастер Ж. Ж. Буассар. 1597–1598 гг. В XV в. было сделано несколько независимых попыток доказать подложность К. д. Кард. Николай Кузанский в соч. «О вселенском согласии» (1433) критиковал К. д. с позиций Соборного движения , доказывая божественное происхождение имп.

http://pravenc.ru/text/2057118.html

Он провозгласил верховным правителем Флоренции Иисуса Христа (подобная практика была распространенной среди итал. городских республик, это отчасти уравнивало их с Римом). Обличение папы Александра VI (1492-1503), апелляция к власти Соборов (см. Соборное движение ) привели к конфликту Савонаролы с католич. Церковью - его учение было объявлено подозрительным, в апр. 1498 г. он был заключен в тюрьму, а 23 мая повешен и затем сожжен. После казни Савонаролы во Флоренции установился полуолигархический режим при сохранении довольно широкого представительства зажиточных горожан и избирательных процедур; шагом к укреплению центральной власти было введение пожизненного поста гонфалоньера («знаменосца») республики, в 1502 г. им был избран Пьеро Содерини. Секретарем флорентийского правительства в эти годы служил историк и политический мыслитель Никколо Макиавелли . Флоренция вновь присоединила отделившуюся Пизу, было создано собственное народное ополчение. В Неаполе после длительной борьбы между представителями разных ветвей Анжуйской династии на троне утвердились выходцы из Арагона, владевшие Сицилией. Кор. Арагона и Сицилии Альфонс V Великодушный (1416-1458) был усыновлен неаполитанской кор. Джованной II (1414-1435) и в 1442 г. провозгласил себя королем «обеих Сицилий», т. е. всего юга И. Ему наследовал его побочный сын Ферранте (Фердинанд), узаконенный с разрешения папы Римского. При Фердинанде I (1458-1494) неаполитанский двор стал одним из центров итал. Ренессанса: здесь стали известны своими произведениями Лоренцо Валла , Джованни Понтано, поэт Якопо Саннадзаро. Формально Неаполь оставался церковным леном, и папы активно вмешивались в светскую политику. Данте Алигьери. 1465 г. Худож. Доменико ди Микелино (Музей собора Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция) Данте Алигьери. 1465 г. Худож. Доменико ди Микелино (Музей собора Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция) С кон. XIV в. ситуацию в католич. Церкви в И. определяла борьба пап с антипапами. После возвращения в 1377 г. в Рим папы Григория XI профранцузски настроенная «авиньонская партия» избрала антипапу Климента VII, чья резиденция находилась в Авиньоне.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

Даже блаженный Августин в своем трактате о сошествии во ад главным образом делился своими недоумениями и ставил вопросы, но не давал на них окончательного ответа. Латинская схоластика, отталкиваясь от Августина и основываясь на его догадках и предположениях, ответила на те вопросы, которые он поднимал, и подвела черту под многовековым развитием западной богословской мысли с ее учениями о первородном грехе, о предопределении и о чистилище. Следует отметить, что в Средние века на Западе о сошествии во ад писали не только в схоластическом духе. Широкое распространение получила также восходящая к «Евангелию Никодима» и другим подобным памятникам раннехристианской литературы традиция описания сошествия во ад в красочных поэтических образах. К этой традиции относятся те строки «Божественной комедии» Данте Алигьери (1265—1321), в которых упоминается сошествие Христа во ад. Данте, в частности, говорит о сокрушении врат ада Христом и о землетрясении, сопровождавшем сошествие Христа во ад  . Поэт упоминает о том, что Адам провел в аду 4302 года  и что Иоанн Креститель находился в лимбе (первом круге ада) в течение двух лет перед сошествием туда Христа  . Данте говорит и о том, как Христос вывел из ада ветхозаветных праведников (повествование ведется от лица Вергилия): …«Здесь внове был тогда я, Когда нисшел могучий Посетитель, Победоносным знаменем сияя. С ним отошли Адам, наш прародитель, И Авель, сын его, и Моисей, Народа вождь и Господа служитель, Ной, Авраам, Давид — пример царей, Израиль сам с семьей благословенной, С отцом слепым, с Рахилию своей, И многих к жизни Он возвел блаженной; А ведать надо, что до тех святых Краткий обзор высказываний писателей Западной Церкви на тему сошествия во ад показывает, что, если у ранних западных Отцов эта тема раскрывалась в том же ключе, что и у писателей христианского Востока, то в позднейшую эпоху расхождения становятся все более заметными. Уже у Августина и Григория Двоеслова наблюдаются некоторые весьма существенные отличия от восточных Отцов — в частности, в вопросе о том, на кого распространялось спасительное действие сошествия Христова во ад. Что же касается схоластического богословия, то оно выработало свое понимание сошествия во ад, весьма далекое от того, которое мы находим как у ранних латинских авторов, так и у Отцов Восточной Церкви. Глава III. Восточно-христианская литургическая поэзия IV—VI веков

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=848...

Даже блаженный Августин в своем трактате о сошествии во ад главным образом делился своими недоумениями и ставил вопросы, но не давал на них окончательного ответа. Латинская схоластика, отталкиваясь от Августина и основываясь на его догадках и предположениях, ответила на те вопросы, которые он поднимал, и подвела черту под многовековым развитием западной богословской мысли с ее учениями о первородном грехе, о предопределении и о чистилище. Следует отметить, что в Средние века на Западе о сошествии во ад писали не только в схоластическом духе. Широкое распространение получила также восходящая к «Евангелию Никодима» и другим подобным памятникам раннехристианской литературы традиция описания сошествия во ад в красочных поэтических образах. К этой традиции относятся те строки «Божественной комедии» Данте Алигьери (1265–1321), в которых упоминается сошествие Христа во ад. Данте, в частности, говорит о сокрушении врат ада Христом и о землетрясении, сопровождавшем сошествие Христа во ад 386 . Поэт упоминает о том, что Адам провел в аду 4302 года 387 и что Иоанн Креститель находился в лимбе (первом круге ада) в течение двух лет перед сошествием туда Христа 388 . Данте говорит и о том, как Христос вывел из ада ветхозаветных праведников (повествование ведется от лица Вергилия): ... " Здесь внове был тогда я, Когда нисшел могучий Посетитель, Победоносным знаменем сияя. С ним отошли Адам, наш прародитель, И Авель, сын его, и Моисей, Народа вождь и Господа служитель, Ной, Авраам, Давид – пример царей, Израиль сам с семьей благословенной, С отцом слепым, с Рахилию своей, И многих к жизни Он возвел блаженной; А ведать надо, что до тех святых На свете не было души спасенной» 389 . Краткий обзор высказываний писателей Западной Церкви на тему сошествия во ад показывает, что, если у ранних западных Отцов эта тема раскрывалась в том же ключе, что и у писателей христианского Востока, то в позднейшую эпоху расхождения становятся все более заметными. Уже у Августина и Григория Двоеслова наблюдаются некоторые весьма существенные отличия от восточных Отцов – в частности, в вопросе о том, на кого распространялось спасительное действие сошествия Христова во ад. Что же касается схоластического богословия, то оно выработало свое понимание сошествия во ад, весьма далекое от того, которое мы находим как у ранних латинских авторов, так и у Отцов Восточной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Из схватки французской монархии и папства победителем вышел король, будто заранее предначертав путь прогресса. Наиболее значительный, выдающийся учитель католической церкви, систематизатор учений о папском абсолютизме потерпел тяжелое политическое поражение. Эта политическая неудача положила конец великодержавным устремлениям григорианского папства. Папы последующих столетий осуществляли примат уже с помощью других средств. В политическом отношении Бонифаций VIII действительно потерпел поражение от французского короля, но идеи папы продолжали искушать. Король Филипп предпринимал попытки по их развенчанию. Так, через несколько лет после смерти Бонифация, в 1306 году, он заставил начать процесс по канонизации Пьетро дель Мурроне. Затем в 1313 году был причислен к лику святых авиньонский папа Целестин V, а против Бонифация VIII задним числом начат судебный процесс. (Согласно обвинению, Бонифаций якобы приказал убить в тюрьме Пьетро дель Мурроне.) Но и таким образом оказалось нелегко очернить память о великом противнике. Гибеллин Данте, который по политическим мотивам также ненавидел Бонифация VIII, в «Божественной комедии» изобразил этого папу в главе «Ад», песнь 19, в числе наказанных за симонию. Данте Алигьери (1265-1321) и его «Божественная комедия» выступают межевым знаком между средневековьем и новым временем. Будучи человеком эпохи перелома, он стремился к синтезу, универсализму. Развивавшийся готический стиль достигал этого своими соборами с рвущимися вверх, в небо куполами; внешнее противоставлялось внутреннему, земное - небесному. На этой двойственности основывались и великие систематизации. В поэзии - Данте, а в философии - Святой Фома Аквинский (1225-1274) с помощью разума хотели установить мост между Небом и Землей, между знанием и верой. (Такой же синтезирующий универсализм проявляется и у папы Бонифация VIII.) Наиболее выдающимся философом христианского средневековья, основателем схоластики был Фома Аквинский. Фома Аквинский происходил из графской семьи. В Неаполе, где началась его учеба в школе, он вступил в доминиканский орден. Дальнейшее образование он продолжил в Париже и Кельне. Его учителем был один из первых зачинателей научно-естественного образования, Альберт Великий, немец по происхождению. Папа вызвал Фому Аквинского из Парижа в Рим, где тот находился при папском дворе около десяти лет, затем с 1268 по 1272 год вновь занимался преподавательской деятельностью в Парижском университете. Наиболее значительными трудами Фомы Аквинского являются комментарии к произведениям Аристотеля, «Сумма против язычников» и состоящая из трех томов «Сумма теологии», в которой Фома Аквинский дает синтез христианской религии и философии. В 1274 году во время следования на II Лионский собор его настигла смерть. (Согласно историческим сплетням, и его отравил Карл Анжуйский.)

http://sedmitza.ru/lib/text/441620/

Итак, если тирания не доходит до эксцессов, лучше терпеть ее, чем предпринимать какие бы то ни было меры против нен. Если же тирания превышает всякую меру терпения, то во всяком случае, – отдельному ли лицу, или массе – не может быть дозволено насильственно устранять тирана: ни тираноубийство со сторопы отдельных лиц, ни революция со стороны массы не могут быть оправданы, а нужно идти правильным юридическим путем. Именно, если государственное устройство такого рода, что народ сам себе избирает властителя, предписывая ему в выборных капитуляциях способы управления, то народ, в случае нарушения условий, может в правовых формах, предписанных государственным устройством, лишить его власти, или ограничить его власть. Если же государство не таково по своему устройству, а, напротив, какой-либо высшей власти (напр., папе или императору) прпнадлежит право дать определенному общению властителя, то к этому высшему и следует обратиться с жалобой на тирана. Если, наконец, против тирана не возможпо прнбегнуть ни к какой человеческой помощи, остается предоставить дело суду Царя Царствующих, который, когда время придет, поможет страждущему народу. § 23. Данте Мысль, что государство есть особая область с установленной Богом главой для достижения свойственной этой области задач, еще с большею силою, чем это было сделано Фомой Аквинским, развита была знаменитым автором „Божественной комедии» Данте Алигьери († 1321 г.) в его трактате „De monarchia». По его мнению, считать церковь источником власти государственной противоречит истории, естественному закону и существу самой церкви. Источник, и притом непосредственный, императорской власти есть Сам Бог; от Него одного она проистекает и от Него одного она зависит. Человек нуждается в двояком руководстве в виду его двоякого назначения: в руководстве папы для вечной жизни и в руководстве императора для земного благополучия. Помещая в аду (в своей „Бож. Комедии») папу Бонифация VIII, который довел до последних пределов свои притязания на оба меча – духовный и светский, – Данте иомещает в аду и Филиппа Красивого, которого называет „современным Пилатом», за то, что он в борьбе с тем же Бонифацием VIII превысил всякие границы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010