Рим, 6 февраля. Обнародовано Послание Папы Франциска на Великий Пост 2018 года, вдохновленное стихом из Евангелия от Матфея: «По причине умножения беззакония во многих охладеет любовь» (24,12). Папа отмечает, что Четыредесятница «дана нам Божественным Провидением» для того, чтобы подготовиться к Пасхе Господней. Великий Пост – это «знак нашего обращения», он «возвещает и реализует возможность вернуться к Господу всем сердцем и всей жизнью». Понтифик приглашает Церковь «прожить в радости и в истине это благодатное время», сообщает Радио Ватикана . Ссылаясь на процитированные вначале слова из Евангелия от Матфея, Папа поясняет, что они прозвучали в Иерусалиме, в Гефсиманском саду, как раз там, где начались Страсти нашего Господа. Отвечая на вопрос учеников, Иисус предвозвещает великую скорбь и описывает ситуацию, в которой может оказаться община верующих: перед скорбными событиями некоторые лжепророки завлекут своим обманом многих и подвергнут угрозе любовь, которая является центром всего Евангелия. «Какие же формы обретают лжепророки?» На этот вопрос Папа приглашает ответить в первой части послания. Он отмечает, что лжепророки подобны заклинателям змей: они «пользуются человеческими эмоциями, чтобы порабощать людей и вести их туда, куда им захочется». «Сколько сынов Божиих поддались лести мгновенного наслаждения, путая его со счастьем! - констатирует Папа Франциск. – Сколько мужчин и женщин живут под чарами денежных иллюзий, делающих их рабами прибыли или мелочных интересов!». Еще один вид лжепророков – это «шарлатаны», предлагающие легкий и непосредственный выход из страданий: с помощью наркотиков, беспорядочных связей, нечестного заработка. Среди таких средств Папа называет также «всецелую виртуальность» отношений. Во второй части Послания на Великий Пост Епископ Рима ссылается на описание ада у Данте Алигьери: дьявол восседает на ледяном престоле; он живет во льду подавленной любви. «Каким образом в нас охладевает любовь?» - снова обращается Папа с вопросом к верующим, приглашая задуматься о «сигналах» этого риска.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Языческая культура построила возвышенный идеал мудреца. Это живое воплощение гармонии, человек, идущий «царским путем» умеренности. Он способен радоваться простым удовольствиям, не расплачиваясь за них страданием и тревогами. Он любит жизнь, но расстается с нею без страха и сожаления. Его душевное состояние – безразличие, бесстрастие и безмятежность. Мудрецу доступна подлинная свобода, и потому только он с полным правом может сказать о себе: «Мир ловил меня, но не поймал». На этом фоне странным диссонансом звучат евангельские заповеди блаженства, возвышающие в качестве идеала «нищих», «алчущих», «жаждущих» и «плачущих». «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Чтобы в полной мере уяснить эти слова Христа, нужно представить себе страдающего или скорбящего человека и задаться вопросом: кто способен ему позавидовать? Большинство из нас могут лишь пожалеть убитого горем влюбленного, который потерял подругу сердца или был безжалостно отвергнут ею. Но существуют те, кому несчастный представляется заслуживающим восхищения, а не жалости. Таков поэт, утративший вдохновение, и художник, который уже давно ничего не писал. «Блажен сей плачущий, – думает поэт, – вот бы мне такую трагедию! Вот бы мне столь неистовую страсть! О, как бы вдохновенно я работал тогда! Глупый влюбленный! Твое страдание – ядерный реактор, неисчерпаемый источник творческой энергии. А ты вместо того, чтобы радоваться, малодушно помышляешь о смерти. Посмотри на великого Данте: смерть забрала у него Беатриче и тем оказала услугу не только ему, но и всему человечеству. Бессмертная “Божественная комедия” – вот дитя Алигьери и его почившей возлюбленной. Не всякий сын или дочь может столь громко прославить имена своих родителей!» «Утри свои слезы, не расточай зря столь драгоценного дара, – вторит поэту художник. – Приступи скорее к делу. Там, где ничего нельзя сделать для той, которую ты любишь, всегда остается возможность сделать что-то ради нее. Возьми холст в руки твои, напиши на нем ее имя, как это сделал когда-то великий Нико Пиросмани, и сотвори портрет твоей “Маргариты”. Я, познавший когда-то вдохновение и радость творчества, говорю тебе: великим утешением обернется для тебя твоя скорбь – настолько великим, что я желал бы претерпеть второе ради первого».

http://pravoslavie.ru/60806.html

Если бы Данте жил сегодня… Его ‘Комедия’ раздражала бы уже одним названием, поскольку в ней безуспешно искали бы поводов для смеха, а смеяться там, как известно, не над чем. Пришлось бы объяснять — почему ‘Комедия’ и почему ‘Божественная’. Чем бы он зарабатывал на жизнь? 13 августа, 2013 Его ‘Комедия’ раздражала бы уже одним названием, поскольку в ней безуспешно искали бы поводов для смеха, а смеяться там, как известно, не над чем. Пришлось бы объяснять — почему ‘Комедия’ и почему ‘Божественная’. Чем бы он зарабатывал на жизнь? Что бы делал Данте Алигьери, живи он сегодня? Неожиданным вопросом задался протоиерей Андрей Ткачёв… Если бы Данте жил сегодня, написал бы он «Божественную комедию»? Хороший вопрос. Думаю, вряд ли. Просто эта книга рисковала бы остаться без читателя, а пишется вовсе не то, что ты хочешь или можешь написать, а то, что могут прочесть и понять. Читатель всегда успешно обойдется без писателя. Не будет этого, будет другой. Что-нибудь прочитаем. Зато писатель без читателя не обойдется. И дело не в том, что писатель заранее ставит себя на суд обывателя, знакомого с радостью печатного слова. Дело в том, что писатель не столько творит, сколько ловит порхающие в воздухе идеи. Он ловит их, словно бабочек, и помещает на писчую бумагу, как в специальный альбом. Что порхает, то со временем и замрет, распластавши крылья. А что не порхает, того не поймаешь. Понюхайте ветер. Откуда он веет и что с собой приносит? Купите прибор, проверяющий воздух на наличие высоких идей, если вы знаете, где этот прибор продается. Чувствуете? В воздухе не машут цветастыми крыльями грандиозные идеи. И мир не целостен. В сознании современника он фрагментарен, раздроблен. Он скорее конструктор «Lego», нежели средневековый собор. И значит, современный опус, родись он, не охватит собою небесное, земное и преисподнее, а только срисует один из поворотов одного из коридоров то ли Ада, то ли Чистилища. Что бы, следовательно, делал Данте? Во-первых, сменил дресс-код. Как проигравший боксер — перчатки, он повесил бы на гвоздь свой лавровый венок, а пахнущую серой тогу сменил на мятую футболку с надписью «Don’t worry». Ничего красного и вызывающего. Только серые тона. Так же и в творчестве.

http://pravmir.ru/esli-by-dante-zhil-seg...

«Божественную комедию» Данте хотят убрать из программы итальянских школ Рим, 16 марта 2012 г. «Божественная комедия» Данте Алигьери должна быть удалена из программы по литературе в итальянских школах, поскольку в ней содержится много антисемитских, исламофобских, гомофобских и расистских высказываний, передаёт РИА Новости. К такому выводу пришли исследователи и специалисты из организации Gherush92, которая считается одним из консультантов Экономического и Социального совета ООН и осуществляет на Апеннинах проекты по развитию образования, защите прав человека. Как рассказала агентству Adnkronos президент Gherush92 Валентина Серени (Valentina Sereni), внимание специалистов, в частности, привлекли XXXIV, XXIII, XXVIII, XIV песни поэмы Данте, которая считается столпом итальянской литературы. Так, например, в XXVIII песне описаны ужасные боли, от которых страдают зачинщики раздора, как политического, так религиозного и семейного. По мнению специалистов, исламский пророк Магомет представлен здесь как «раскольник», а религия ислам как «ересь». Кроме того, образ Магомета, который в поэме обезображен за свои грехи, оскорбляет исламскую культуру. Гомосексуалистов же Данте называет «содомитами», насильниками над естеством, напомнила исследователь. «Мы не выступаем за введение цензуры, но мы бы хотели, чтобы было признано, что в " Божественной комедии " имеются расистские, исламофобские и антисемитские выражения. Искусство состоит из формы и содержания, но даже если признать, что в " Комедии " существуют разные уровни интерпретации - символический, метафорический, иконографический и эстетический, они не могут отменить текстуальную часть произведения, в которой встречаются очевидно порочащие высказывания», - пояснила президент Gherush92. Эксперты отмечают, что в наше время существуют международные законы и конвенции, которые призваны защищать культурное разнообразие и не допускать дискриминацию, ненависть или насилие в отношении расовых, этнических, религиозных или сексуальных меньшинств. Поэтому Gherush92 пытается донести до компетентных органов информацию, что «Божественная комедия» содержит ряд спорных моментов, которые требуют дальнейшего более глубокого изучения. 16 марта 2012 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/52250.html

Выставка копий древних мозаик Равенны открывается в Петербурге 24 сентября 2008 г. 15:09 Выставка копий древних мозаик из города Равенна откроется в Мраморном дворце Русского музея в среду, сообщили РИА «Новости» в пресс-службе музея. Небольшой древний итальянский город Равенна — место захоронения Данте Алигьери — обязан своей всемирной славой великолепному комплексу раннехристианских и византийских построек, прежде всего храмов, украшенных мозаичными панно со сценами христианской иконографии. По мнению искусствоведов, по своей художественной ценности эти мозаики превосходят образцы из других городов древнего мира, таких как Константинополь, Антиохия, Иерусалим и Александрия на Востоке, а также Рим, Милан, Аквилея, Трир и Кельн на Западе. В 1997 году ЮНЕСКО включила в список объектов мирового культурного наследия семь зданий из Равенны, украшенных прославленными мозаиками. Среди них мавзолей Галлы Плацидии, базилика Сан-Витале, базилика Сант-Аполлинаре-Нуово, Арианский баптистерий, Баптистерий православных, мавзолей Теодориха Великого и базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе. Копии мозаик из этих зданий можно увидеть на выставке в Мраморном дворце. На экспозиции представлено около 60 уникальных произведений — копии древних мозаик, созданных ведущими мозаичистами Италии с целью распространения знаний о Равенне и ее бесценных собраниях по всему миру. Коллекция копий древних мозаик Равенны была создана в начале 1950-х годов по инициативе профессора Джузеппе Бовини. Для точного соответствия оригиналам, все они выполнялись по сложной и весьма скрупулезной технологии. Прежде всего, каждый образец снимался на кальку, затем определялись цветовые оттенки смальты, которая заказывалась стекольным заводам Мурано в Венеции. Слепки по форме мозаичных пластинок вырезались вручную. Мозаичные циклы Равенны являются величайшими памятниками древнехристианского символизма. Они наиболее полно и конкретно обогатили христианство (первоначально не имевшее икон) развернутой иконографией и универсальным аллегорическим языком для передачи христианских символов и догматики. РИА «Новости» /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/464578.htm...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Димитрий Ростовский, святитель Родился в декабре 1651 года в сотенном местечке Макарове Киевского полка Русского царства. Учился в Киево-Братской коллегии, ставшей впоследствии Киево-Могилянской академией. В 1668 году принял постриг… далее» Достоевский, Фёдор Михайлович Один из величайших христианских мыслителей, гениальный писатель. Он как никто другой, исследовал экзистенциальные бездны, в которых пребывает современный человек, как никто другой сумел показать, что и… далее» Данте Алигьери (1265 — 1321 гг.) — величайший поэт Средневековья и Ренессанса зараз, интересный мыслитель, родоначальник итальянской литературы. протоиерей Григорий Сергеевич Дебольский Дебольский Григорий Сергеевич (1808 — 1872) — выдающийся русский литургист, магистр Санкт-Петербургской духовной академии, сначала священник-законоучитель в разных учебных заведениях, потом протоиерей-настоятель Казанского собора в Санкт-Петербурге… далее» протоиерей Алексей Иванович Дружинин Священник Алексей Дружинин  — выпускник и преподаватель Казанской Духовной Академии, магистр, затем профессор богословия. Он был последним преподавателем педагогики, в 1896-1918 гг. До того как занять кафедру… далее» Добрачинский Ян (1910 — 1994 гг.) — польский журналист и писатель, воевал против фашистов, участник Варшавского восстания, депутат Сейма Польской Народной Республики, католический активист. Известен прежде всего своим… далее» Диесперов Александр Фёдорович Диесперов (Диэсперов) Александр Фёдорович (1885-1931) — русский историк, исследователь жизни и творчества блаженного Иеронима и Эразма Ротердамского, поэт, переводчик, автор литературно-критических и исторических работ. Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book_author_cat...

Действительно, временами читать Писание бывает очень трудно. Как и в древней иконе, в нем, как говорит Августин, «есть нечто темное — не чтобы закрыть тебе доступ, но чтобы обострить понимание». Блестяще эти слова Августина комментирует святитель Григорий Двоеслов, Папа Римский (540—604), когда в проповеди на книгу пророка Иезекииля пишет: «Огромна польза от темноты Слова Божия, она упражняет разум, расширяя его усилием, а упражнение помогает схватить то, чего не схватывает праздный ум». Необходимо иметь в виду и то обстоятельство, что Писание, о чем лучше всего говорит в одном из своих писем Данте Алигьери, «может быть названо многосмысленным ( polisemos), то есть имеющим несколько смыслов, ибо одно дело — смысл, который несет буква, другое — смысл, который несет то, что выражается при помощи буквы. Первый называется буквальным, второй же — аллегорическим, моральным или анагогическим. Подобный способ выражения, чтобы он стал ясен, можно проследить в следующих словах: «Когда вышел Израиль из Египта, дом Иакова из народа иноплеменного, Иуда сделался святынею Его, Израиль владением Его». Таким образом, если мы посмотрим лишь в букву, то увидим, что речь идет об исходе сынов Израилевых из Египта во времена Моисея; в аллегорическом смысле здесь речь идет о нашем искуплении, дарованном Христом; моральный смысл открывает переход души от плача и от тягости греха к блаженному состоянию; анагогический — переход святой души от рабства нынешнего разврата к свободе вечной славы». Разумеется, Данте пользуется инструментарием средневековой риторики, однако при этом он лаконично, но в высшей степени точно касается чрезвычайно важных проблем. У каждого библейского текста именно в силу его заведомой обращенности к читателю, которого он призван преобразить и вывести к каким-то новым горизонтам, кроме его буквального смысла, дорогого нам тем, что он превращает нас в настоящих свидетелей того, что говорит и делает Иисус, есть, во-первых, моральное или общечеловеческое содержание, во-вторых, аллегорический или духовный смысл

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

1147–1149 Второй крестовый поход 1152–1190 Правление германского императора Фридриха I Барбароссы 1154–1399 Династия Плантагенетов в Англии 1154–1189 Правление английского короля Генриха II Плантагенета 1167–1216 Правление английского короля Иоанна Безземельного 1180–1223 Правление французского короля Филиппа II Августа 1189–1192 Третий крестовый поход 1190–1197 Правление германского императора Генриха VI Гогенштауфена 1193–1980 Немецкий богослов–схоласт епископ Альберт Великий 1198–1216 Понтификат папы Иннокентия III 1202–1204 Четвертый крестовый поход Захват Константинополя крестоносцами 1204–1261 Латинская империя 1209–1229 Альбигойские войны во Франции «Детский» крестовый поход 1214–1292 Богослов и ученый Роджер Бэкон «Великая хартия вольностей» в Англии, Латеранский собор 1217–1221 Пятый крестовый поход 1220–1250 Правление германского императора Фридриха II Гогенштауфена 1223–1226 Правление французского короля Людовика VIII Капета 1225–1274 Богослов–схоласт Фома Аквинский 1226–1270 Правление французского короля Людовика IX Святого 1228–1229 Шестой крестовый поход 1248–1254 Седьмой крестовый поход 1250–1254 Правление германского императора Конрада IV Гогенштауфена 1272–1307 Правление английского короля Эдуарда I Плантагенета Возрождение византийской империи 1261–1453 Династия Палеологов в Византии 1261–1282 Правление византийского императора Михаила VIII Палеолога 1263–1267 Гражданская война в Англии Возникновение английского парламента 1265–1321 Данте Алигьери, автор «Божественной комедии» 1266–1337 Итальянский живописец Джотто «Оксфордские провизии», выработанные «Бешеным парламентом» в Англии Восьмой крестовый поход Лионская уния Византии и Рима 1285–1314 Правление французского короля Филиппа IV Красивого Образование швейцарского союза 1294–1303 Понтификат папы Бонифация VIII 1297–1360 Св. Григорий Палама, основоположник исихазма 1300–1361 Немецкий мистик Иоганн Таулер Созыв Генеральных штатов во Франции, победа фландрского ополчения над французским войском в битве при Куртрэ («битва шпор»)

http://sedmitza.ru/lib/text/441106/

Вспомним, армяне приняли христианство, как государственную религию в 301 году. А во времена Григория Просветителя Армении – армянские князья возвели 47 монастырей на территории святой земли Палестины! Уже в V веке Армения обогатила мировую культуру такими философами, богословами и поэтами, как Егише, Павстос Бюзанд, Мовсес Хоренаци, Езник Кохбаци, Давид Анахт. Позже эту традицию продолжили великие Саят Нова и Григор Нарекаци. Словно вся поэзия мира вышла из Нарекаци, родившегося в 951 году, т.е. на 314 лет раньше Данте Алигьери и на 453 года Франческо Петрарки! Какие тайны, какие пророчества открываются безсмертной «Книги скорбных песнопений» Григора Нарекаци (в переводе Владимира Борисовича Микушевича!). К сожалению я не Тер-Мкртчян… Тер – свидетельство причастности к священническому роду, а вот моя родственница и близкая подруга Лоретта Христофоровна Тер-Мкртчян, в отличие от меня всю жизнь изучала историю Карабаха. Это от неё я узнала о том, что мощи Святого Захария – отца Предтечи и Крестителя Господня Иоанна покоятся в Амарасском монастыре! Здесь в Карабахе в этом монастыре в начале V века Месроп Маштоц создал армянский алфавит. Такое же чудо совершил в России XIX века Александр Сергеевич Пушкин, завещая своему народу великий литературный Русский язык. Уже с 30-х годов IV века Амараксский монастырь стал епархиальным центром. Но где же сегодня воззвание Верховного Патриарха и Католикоса Гаригина II? Где слово Карабахского Владыки Вартанеса?! Снова и снова мы убеждаемся в том, что всё, везде и всегда зависит только от Церкви. При незабвенном отце нашем Патриархе Московском и всея Руси Алексии II не было никаких майданов, даже «всесильный» предатель Варфоломей ничего тогда сделать не смог. Это были годы, когда через всю Москву свободно шли многотысячные крестные ходы, всюду совершались многочасовые стояния, даже у входа в Останкинский телецентр. Свидетельствую, как непосредственный участник. Это было время, когда на глазах у всего, ещё не до конца обезумевшего мира, средь бела дня, был расстрелян армянский парламент, требовавший воссоединения с Россией…

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/16/ar...

Гурвич Жорж (Георгий Давыдович) (1894–1965), русско-французский философ и социолог. Гуссерль Эдмунд (1859–1938), немецкий философ, основатель феноменологии. Давид (библ.), царь Израильско-Иудейского государства в кон. XI в. – ок. 950 до н. э., автор «Псалмов». Данте Алигьери (1265–1321), итальянский поэт, философ и политический деятель. Дейссен (Деусен) Пауль (1845–1919), немецкий философ. Декарт Рене (1596–1650), французский философ и математик. Демад (Демадий), афинский оратор IV в. до н. э., современник и враг Демосфена, сторонник «магедонской партии», казненный Антипатром. Де-Ман Гендрик (1885–1953), бельгийский социолог и политический деятель. Демосфен (ок. 384–322 до н. э.), афинский оратор и политический деятель. Державин Гаврила Романович (1743–1816). Джинс Джеймс Хопвуд (1877–1946), английский физик, астроном и натурфилософ. Дионис (миф ), сын Зевса и фиванской царевны Семелы, покровитель виноградарства и виноделия. Дионисий (Псевдо-Дионисий) Ареопагит, христианский мыслитель V или нач. VI в., представитель поздней патристики. Достоевский Федор Михайлович (1821–1881). Екатерина II (Великая) (1729–1796), российская императрица с 1762 г. Жильсон Этьен (1884–1978), французский историк-медиевист. Зайцев Борис Константинович (1881–1972), русский писатель, с 1922 г. в эмиграции. Зеньковский Василий Васильевич (1881–1962), русский философ и богослов, протоиерей. Зомбарт Вернер (1863–1941), немецкий экономист, историк и социолог. Иаков (библ.), младший из сыновей Исаака, купивший у своего брата Исава право первородства за чечевичную похлебку, один из родоначальников еврейского народа. Иаков (библ.), апостол, автор послания, вошедшего в канонический текст Нового Завета. Иван (Иоанн) IV Васильевич Грозный (1530–1584), великий князь с 1533 г., первый русский царь с 1547 г. Иегова, искаженная форма имени бога (Яхве) в иудаизме. Иеремия (кон. VII – нач. VI в. до н. э.), древнееврейский пророк, чьи проповеди вошли в Ветхий Завет . Иисус Христос. Иларион (XI в.), древнерусский мыслитель, митрополит Киевский.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010