«Увы, увы неразумию моему!» – восклицал он, полный горести душевной, когда его мысль была обращена к тому страннику. Преподобный проводил ночи без сна в молитве, и за молитвою всегда поминал он того странника. Он хотел перенести тело его в Горицкий монастырь; но, к скорби Преподобного, оно было закладено многими телами других усопших. О светоявлении над скудельницами Преподобному Даниилу После молитвы ночью Преподобный часто исходил из келлии на заднее крыльцо – и всё своё внимание и взоры обращал на любимое своё место скудельницы, которое было прямо против его келлии. Однажды, когда стоял он на том крыльце, смотря на скудельницы и горюя о страннике, вдруг увидел исходящий от скудельниц свет и над ними многие горящие свечи; другой и третий раз исходит Преподобный ночью из келлии – и опять видит то же чудное явление. «Коликих угодников, – восклицал он в чувстве благоговейного удивления, – имеет Бог, которых недостоин весь мир – и мы, грешные и недостойные, сподобляемся видеть такие чудные видения! Мы их презираем, уничижаем – и по отшествии их из сей жизни лишаем их погребения у Святых Божиих церквей, – не творим о них ни приношения, ни памяти; но Господь не только не оставляет их, но и прославляет: мы не знаем, что и сделать – для них по достоинству их!» Таких мыслей и чувствований исполнялся Преподобный после чудесного видения! Что устроити по достоинству о сих – вот главная мысль, которая занимала его всю душу. Мысль Преподобного о поставлении храма И вложил ему Господь в сердце его, чтобы устроить храм на том чудном месте, – поставить при нём пресвитера, дабы совершалась там Божественная служба и творилось бы бескровное приношение и поминовение о бесчисленных душах, погребённых тут, да и тот странный муж немотствующий помянут будет. Благочестивая мысль сия глубоко запала в сердце Преподобного; но он долго не объявлял о ней никому, и одному Богу открывал желание своего сердца. О звоне над скудельницами Как бы в доказательство того, что Господь благословляет его желание, были открыты чудные видения над тем местом и другим лицам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

16 января 2012 года митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон назначает иеромонаха Даниила исполняющим обязанности настоятеля Свято-Троицкого Данилова монастыря города Переславля-Залесского. 19 марта 2014 года он назначается игуменом этой обители. Отпевание игумена Даниила совершилось в храме Похвалы Пресвятой Богородицы Данилова монастыря в воскресение 10 июля, в день памяти обретения мощей преподобного Амвросия Оптинского. Божественную литургию и следующее за ней отпевание при сонме переславского и угличского духовенства возглавляли Высокопреосвященнейший Пантелеимон, митрополит Ярославский и Ростовский, Преосвященнейший Иоанн, епископ Калачевский и Палласовский и Преосвященнейший Феодор, епископ Переславский и Угличский. В своем слове после отпевания владыка Иоанн, в частности, сказал: «Я познакомился с игуменом Даниилом в 1997 году в Троице-Сергиевской Лавре, куда он, тогда еще светский молодой человек, пришел к старцу, желая монашеского жития. Он был молод, занимался спортом. Казалось, его ждет блестящее будущее, а он избрал монашество. Отец Даниил принадлежит к тому поколению, которое пришло к Богу в 1990-е годы. Для кого-то это были «лихие» годы, а для нас благодатные: возвращались Церкви обители и храмы, возрождалась духовная жизнь. Никто не может упрекнуть это поколение в том, что люди искали в Церкви каких-то благ, выгоды для себя. Кругом была разруха, как после войны, руины. И не каждый мог понести тяготы восстановления и стен, и своей души, пройти школу выживания. Отец Даниил прошел ее с честью. Какие только профессии и специальности он не освоил в монашестве! И во всем он был первый и во всем доходил до конца. И сейчас можно задаться вопросом, а есть ли еще где-нибудь, к примеру, игумен-пчеловод? И, наверное, на отце Данииле сбываются слова Господа: «Не вы Меня избрали, но Я вас избрал». Пусть кровь игумена Даниила станет семенем для возрождения монашеской жизни, в том числе и в стенах этой древней обители…»     После заупокойной службы и панихиды 9-го дня, на свежей могиле новопреставленного игумена Даниила, погребенного за Алтарем Троицкого собора Свято-Троицкого Данилова монастыря, преосвященнейший Феодор, епископ Переславский и Угличский поддержал братию и прихожан: «…Теперь мы должны предаваться не скорби уныния, столь свойственной миру сему при подобных обстоятельствах, а скорби деятельной, молитвенной, которая будет нашим лучшим ходатайством перед Всевышним за отца Даниила. Теперь, находящемуся в любви Божией, отцу Даниилу открыто то, чего он не мог знать раньше, чего не знаем мы, но можем только догадываться. Наверное, он встретился и с основателем этой обители преподобным Даниилом и молится вместе с ним за наш древний город, за нас…»

http://e-vestnik.ru/obituaries/igumen-da...

С марта 2009 по январь 2012 года отец Даниил вместе с игуменом Иоанном и некоторыми монахами из числа братии обители стали восстанавливать Успенский Адрианово-Пошехонский монастырь на севере Ярославской области. Из Успенского Пошехонского монастыря отец Даниил был призван на новое служение. В 2012 году отец Даниил был назначен исполняющим обязанности настоятеля Свято-Троицкого Данилова мужского монастыря. Решением Священного Синода на заседании от 19 марта 2014 года иеромонах Даниил (Соколов) был назначен игуменом Свято-Троицкой обители. За время служения в Ярославской и Переславской епархиях игумен Даниил снискал любовь и уважение духовенства, монашествующих и мирян, активно участвовал в окормлении молодежи и военнослужащих. Обитель была основана в 1508 году иноком Переславского Никитского монастыря, духовником князя Василия III Даниилом. Монастырь сильно пострадал в Смутное время, был отстроен заново во второй половине XVII века. Во второй половине XVIII века в монастыре располагалась Переславская духовная семинария, а затем духовное училище. С 1923 по 1995 год обитель была закрыта и использовалась под складские и жилые помещения. Во время Великой Отечественной войны здесь располагались лагерь военнопленных и военная часть. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 июля, 2016 8 июля, 2016 9 июля, 2016 14 апреля, 2022 4 июля, 2021 3 ноября, 2020 8 июля, 2016 20 апреля, 2016 8 ноября, 2015 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/ubitogo-igumena-daniil...

С марта 2009 по январь 2012 года отец Даниил вместе с игуменом Иоанном и некоторыми монахами из числа братии обители стали восстанавливать Успенский Адрианово-Пошехонский монастырь на севере Ярославской области. Из Успенского Пошехонского монастыря отец Даниил был призван на новое служение. В 2012 году отец Даниил был назначен исполняющим обязанности настоятеля Свято-Троицкого Данилова мужского монастыря. Решением Священного Синода на заседании от 19 марта 2014 года иеромонах Даниил (Соколов) был назначен игуменом Свято-Троицкой обители. За время служения в Ярославской и Переславской епархиях игумен Даниил снискал любовь и уважение духовенства, монашествующих и мирян, активно участвовал в окормлении молодежи и военнослужащих. Ниже мы помещаем воспоминания об игумене Данииле хорошо знавших его сподвижников. «У него было все для того, чтобы иметь успех в мирской жизни» Епископ Калачевский и Палласовский Иоанн (Коваленко) , в прошлом – наместник Свято-Троицкого Данилова монастыря: Епископ Калачевский и Палласовский Иоанн (Коваленко) – Я познакомился с игуменом Даниилом в стенах Троице-Сергиевой Лавры в 1997 году. Отец Даниил принадлежит к тому поколению, которое пришло к вере в начале 1990-х. Для многих они были «лихими девяностыми», но для Церкви они были благословенными годами. Это годы восстановления Церкви, годы, когда многие молодые люди от неверия пришли к вере, и отец Даниил был одним из тех людей, про которых сказано: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15: 16). Вот тут много стоит людей, близко знавших отца Даниила: родственники, друзья… Но игуменом среди них он стал один… Он был спортсменом, у него было все для того, чтобы иметь успех в мирской жизни Он был спортсменом , у него было все для того, чтобы иметь успех в мирской жизни. Сначала он поступил в военное училище, но понял, что это не его стезя; второй год прослужил на срочной службе. Потом в светском вузе, в МАИ поучился, тоже понял, что не его, и ушел на непрестижную работу, казалось бы, но это была работа спасателя: пошел в пожарную охрану. Он об этом говорил немного небрежно. Но это те, кто всегда готовы прийти на помощь, спасти людей. Туда набирают сильных, ловких, спортсменов. И, имея свободное время от одного случая до другого, он прочитал всего Ф. Достоевского . Это был путь к святым отцам, потому что это писатель, который наиболее проникновенно говорит о душе человеческой, о пути человека к Богу, о покаянии: он знал это по себе и мог хорошо описать этот путь покаяния.

http://pravoslavie.ru/96139.html

Преподобный Даниил Переславский. Роспись Троицкого собора Данилова монастыря в Переславле-Залесском. 1668 г. Артель Гурия Никитина А еще? А еще там есть Даниил Переславский. Этот жил прямо во времена Ивана Грозного, который ходил на богомолье к Никите столпнику и при котором был прославлен Андрей Смоленский. Сей святой озаботился участью покойников, не получивших христианского погребения. Странники, безродные, жертвы злой руки человеческой, скончавшиеся от мора, утопшие… таковые хоронились отдельно или не хоронились вовсе. Даниил болезновал о них, хоронил их, поминал на Литургиях и вообще много молился об усопших. И случилось, что не могло со временем не случиться. Даниил оказал милость телу неизвестного угодника Божиего, который явился ему с благодарностью. Отсюда – от помощи неведомых миру святых – создан был Даниилом Свято-Троицкий монастырь в Переславле, стоящий доныне и ждущий к себе монахов и богомольцев. О чем говорит Даниил? О прозрачной стенке между мирами, о грядущем Царстве, в котором нет места тем, кто не сотворил милости. Мир сей тяжел и осязаем. Это ослепляет. На самом деле мир сей хрупок и прозрачен. Сквозь него просвечивает временами иная жизнь. И многие в эту жизнь раньше нас вступили. Если они грешны, им нужна молитва. Если они святы, они готовы говорить с Христом о нас, видя нашу заботу об их могилах, об их телах, имеющих воскреснуть. Великая мудрость. Глубокая тишина. Далеко не с каждым поговоришь об этом. Разве что с облаками, висящими сегодня в синем небе над Восточно-Европейской равниной точно так, как висели они во времена Даниила Переславского. Деревянная Россия глубока чрезвычайно. Оттуда всё. И эту Россию нужно узнать А еще Переславль-Залесский – родина Александра Невского. Здесь его садили на коня, препоясывали поясом, посвящали в князья. Но нет у меня цели говорить обо всех святых этой земли. Цель иная: с удивлением осмотреться. Россия привычно широка, и ее просторы вошли в поговорку. Но одноэтажная Россия необыкновенно глубока. Деревянная Россия со своей скупой красотой и пронзительной грустью глубока чрезвычайно. Оттуда всё: калики перехожие; богатыри, слезшие с печи; кающиеся грешники; князья, вытирающие ноги о слишком измаранную власть, и так далее, и так далее. Эту Россию нужно узнать. Нужно открыть ее, всмотреться в нее, влюбиться. Она ответит, откликнется, аукнет. Она, недолюбленная и подзабытая, ждет внимания к себе, потому ей есть чем ответить благодарному взору. Есть какие сундуки отворить и какими сокровищами поделиться.

http://pravoslavie.ru/81247.html

А что есми дал в дом живоначальные Троицы и препод. Даниилу, до того дела нет никому, после меня ни роду моему, ни племени не вступатися. А кто учнёт в ту вотчину которым бездельем вступатись, и тронет моею костью и моих родителей, и тому с нами судится пред истинным Богом нашим в день судный. У отходящего в другой мир, кроме означенной вотчины, остаётся ещё много пожитков, – он и их собирает всё и жертвует в монастырь. Да взяти мне на бывшем на зяте своём Григорье Львове отца моего живота и сестры моей 30 рублёв денег, да на 60-ти четвертях насеяно ржи в земле, да на сте сороке четвертях овса в земле, да стоячаго хлеба двести сотниц ржи, да четыреста сотниц овса, да молоченаго хлеба 150 чети ржи, да 350 чети овса, да 30 чети ячменю, да 15 чети пшеницы, да 3 чети семени коноплянаго, да две чети семени льнянаго, да четыре кони: конь чубар, конь сив, конь рыж, конь сер, да 15 страдных лошадей, да жеребят полтретьядцать, да 15 волов, да 20 коров, да 50 овец, да полтретьядцать боровов и свиней, да 20 гусей, да 50 куров, да 3 доспеха, да 3 шолома, да 8 сайдаковн6 1 , да 8 сабель; и яз Матфей и те денги 30 рублёв, и тот живот весь отца моего и вотчину свою приказал в дом живонач. Троицы и препод. Даниилу и архимандриту Сергию с братьею. А кто учнёт в ту нашу вотчину бездельем вступатись и учнут ту мою вотчину у монастыря отымати, и не буди на них молитва родителей моих и наша. А сию духовную написав, положил есми в дому живонач. Троицы и у препод. Даниила и ходити архимандриту Сергию с братьею по тому, как в сей духовной писано. – У сей духовной сидели и руки приложили: отец его (завещателя) духовный, два брата, 5 других свидетелей и 3 послуха. 2. Данные Девять данных пока открыто мною в монастырском архиве, и все они принадлежат к XVI веку. Содержание данных то же, что и духовных памятей, то есть пожертвование в монастырь какой-нибудь вотчины на вечный поминок души жертвователя и его сродников. При сём было объясняемо вкладчиком, что та вотчина, кроме архимандрита Данилова монастыря, иному никому не продана, не променена, ни по душе и в приданые никому не отдана, ни в кабалах денежных ни в хлебных не заложена ни у кого, ни в поручных ни в переводных записех, ни в иных крепостях не укреплена ни у кого ни в чём; а у кого явится на ту вотчину купчая или меновная, или рядная, или данная, или духовная, или кабала денежная или хлебная, или поручная, или переводная запись или иная какая крепость ни буди, – и мне та вотчина очищати ото всех крепостей, – архимандрита же с братьею в той своей вотчине убытка ни котораго не довесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Богоявления в нижнем ярусе. В XIX в. она использовалась как зимний храм. После упразднения Переславской епархии (1788) колокола с Богоявленской ц. были сняты и перевезены в С.-Петербург на колокольню Петропавловской крепости. После переезда в П.-З. Г. м. ДУ, в кон. XIX в., из кирпича Гефсимании был построен 2-этажный корпус общежития для учащихся и преподавателей, в к-ром к 2019 г. находится экспозиция художественного отдела Переславского музея. Тогда же появилась и небольшая башенка-звонница в сев.-зап. прясле монастырской стены. Книжное собрание мон-ря разрознено и рассредоточено по разным хранилищам. Среди немногих книг, хранящихся в Переславль-Залесском музее, наибольший интерес представляет вкладной синодик 1695 г., украшенный орнаментами и 10 миниатюрами (ПЗИХМЗ. 4284). После упразднения епархии многие чтимые иконы были вывезены из мон-ря. В собрании Переславль-Залесского музея сохранилась большая икона «Успение Богородицы» кон. XVI в. (ПЗИХМЗ. 1710), к-рая, вероятно, находилась в иконостасе древнего монастырского собора. Арх.: ГИМ ОР. Увар. 777; РГАДА. Ф. 235. Оп. 3. 149; Ф. 237. Оп. 1. 60; Ф. 280. Оп. 3. 149. Ч. 1. Ист.: ААЭ. Т. 2. С. 41; АИ. Т. 2. Стб. 279, 420; Т. 3. Стб. 141; Переславль-Залесский: Материалы для истории города XVII и XVIII ст. М., 1884. С. 12, 13, 15, 20, 40; Титов А. А. Синодики XVII в. переславского Горицкого мон-ря. М., 1902. С. 10-15; Смирнов С. И. Житие прп. Даниила, переяславского чудотворца, Повесть о обретении мощей и Чудеса его. М., 1908; ПСРЛ. Т. 21. С. 607, 616, 618, 622, 625; Шумаков С. А. Обзор «Грамот Коллегии экономии». М., 1917. Вып. 4; ДДГ. 2-3. С. 13-14; АСЭИ. Т. 1. 457; 187, 193, 228; Т. 3. 94-94а. С. 130-131; Антонов А. В. Перечни актов Переславских, Ярославских, Костромских и Галичских монастырей и церквей XIV - нач. XVII вв.//РД. 1997. Вып. 1. С. 43-44, 49-81; он же. Вкладчики Успенского Горицкого монастыря XV-XVI вв.//Там же. 2003. Вып. 9. С. 3-37; Антонов А. В., Баранов К. В. Акты XV-XVI вв. из архивов рус. мон-рей и церквей//Там же.

http://pravenc.ru/text/2580002.html

Даниилом из Пафнутиева Боровского мон-ря. С разрешения Синода с этой иконой и образом св. Даниила Переславского совершалось ежегодное хождение по селам Переславль-Залесского и Александровского уездов Владимирской губ. (местонахождение этих икон неизвестно). Не оставляли своим вниманием монастырь и богатые покровители. В 1816 г. московский фабрикант К. В. Крестовников, предки которого были бобылями монастырской Луговой слободки, изготовил новую серебряную золоченую раку для мощей прп. Даниила. На средства других благотворителей из московского и местного купечества осуществлялся ремонт зданий. С середины до конца столетия монастырь находился на попечении сестер В. В. и Т. В. Гладковых - незамужних бездетных владелиц красильной фабрики. Они завещали обители капитал в 100 тыс. р. К 1908 г. при П.-З. Д. м. имелись церковноприходская школа на 26 мальчиков, странноприимный дом для богомольцев (ежегодно посещали до 5 тыс. чел.). Мон-рь получал из казны 1249 р. 7 к. В нем проживали архимандрит, 12 монахов и 12 послушников. В 1923 г. П.-З. Д. м. был закрыт, а его постройки переданы Переславль-Залесскому художественно-историческому и краеведческому музею. Первый его директор М. И. Смирнов попытался организовать в зданиях обители экспозиции отдела «церковных ценностей». Но вскоре уездный исполком отобрал монастырский комплекс у музея. В кельях поселились местные жители, а ограду разобрали на кирпич. В части помещений была размещена машинно-тракторная станция. В конце Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы здесь был лагерь для нем. военнопленных, а затем учебная воинская часть. В 1958-1961 гг. в Троицком соборе была проведена частичная реставрация. В 70-80-х гг. XX в. настоятельские покои использовались как склад, в келейном корпусе были жилые квартиры и мастерские художников. В кон. 80-х гг. началась общественная дискуссия по вопросу о возвращении обители в пользование РПЦ. В 1993 г. П.-З. Д. м. был возобновлен. С 1995 г. восстановлены постоянные церковные службы.

http://pravenc.ru/text/2580004.html

Монах находится в храме несколько часов в сутки, и нужно сделать так, чтобы он понимал, что там происходит, чтобы ему было интересно вникать в смысл звучащего Священного Писания и гимнографии. Было бы замечательно, если бы, вникнув и проанализировав при помощи старших братий одно песнопение, он мог самостоятельно разобрать и другое. Цель нашей учебы — сделать так, чтобы богослужение было и уму, и сердцу полезно. Опыт многочасовых служб в скиту показывает, что молиться можно сколь угодно долго, если тебе интересно, если чтение Псалтири перемежается пением, назиданиями из творений святых отцов. Хочется, чтобы у нас сформировался максимально широкий круг людей, которых можно было бы привлечь к изучению богослужения. А если это интересно монахам — тем, кто находится в сердцевине церковной жизни, — то это будет интересно и прихожанам. Игумен Пантелеимон (Королев) родился в 1980 г. в Мос­кве. В 2001 г. закончил механико-математический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, после чего учился в Московской духовной семинарии и академии. Затем подвизался в Преображенском скиту Московского Данилова монастыря под Серпуховом, где и принял монашеский постриг в 2011 г. В 2014 г. рукоположен Святейшим Патриархом Кириллом во иеромонаха. С 2019 г. несет послушание игумена Свято-Троицкого Данилова монастыря г. Переславля. Свято-Троицкий Данилов мужской монастырь Переславля основан в 1508 г. иноком Горицкого Переславского монастыря преподобным Даниилом Пере­славским (1460-1540) на месте кладбища, где преподобный хоронил умерших странников. Даниил был духовником великого князя Василия III, отца Ивана Грозного. Из учеников святого Даниила известны святой Герасим Болдинский, основатель Троицкого Болдина монастыря, и митрополит Московский и всея Руси Афанасий, составивший житие преподобного. В 1615 г. монастырь был разорен польско-литовскими завоевателями. С 1753 г. по 1788 г. в нем располагалась Переславская духовная семинария, а затем Переславское духовное училище. Закрыт в 1923 г. В советское время здесь размещалась машинно-тракторная станция, лагерь для немецких военнопленных, заготовительная контора. Обитель возвращена Церкви в 1994 г. Обретенные в 1652 г. мощи преподобного Даниила ныне пребывают в монастыре.

http://patriarchia.ru/db/text/5873144.ht...

Наконец, есть и ещё область, в которой покойный Александр Иванович обнаружил свои недюжинные дарования, в которой немало приложил своей энергии. Бог судил ему провести почти всю свою жизнь в скромном уездном городке Владимирской губернии – Переславле-Залесском. Но этот довольно глухой ныне уездный город принадлежит к древнейшим городам России, имеет свою историю и хранит в себе до настоящего времени памятники старины. Как часто многие и интеллигентные люди, живя при подобных условиях, остаются совершенно равнодушными к окружающей их родной старине, не интересуются ею, не хотят её знать, имея полную к тому возможность. Александр Иванович не был таковым. Поселившись в Переславле, видя перед собою постоянно памятники глубокой старины, он счёл своим долгом приняться за их изучение и к своим вышепоименованным трудам присоединил ещё труды по истории и археологии. Более всего Александр Иванович занялся Даниловым монастырём, в котором долгие годы помещалось Переславское духовное училище. Он составил житие преподобного Даниила, основателя этого монастыря, изучил все выдающиеся моменты истории монастыря, составил его описание и издал сохранившиеся в монастырском архиве акты. Затем покойный составил историческое описание и других древних Переславских монастырей Никитского, Феодоровского и Горицкого и издал краткое житие Переславских чудотворцев Никиты Столпника, Даниила игумена, благоверного князя Андрея и Корнилия Молчальника. – Переславль, далее, известен своим озером Плещеевым, на котором Великий Преобразователь России брал первые уроки мореплавания. Александр Иванович посвятил особую статью этому озеру и рыбной слободе, доселе существующей в Переславле. В XVIII столетии выделена была особая Переславская епархия, епископ жил в Переславле в Горицком монастыре. Александр Иванович на третьем археологическом съезде в Киеве читал своё исследование об этой Переславской епархии. Немало было им написано и других статей по местной и общей археологии и истории, перечислять кои мы здесь не будем. Важно, что Переславская церковная старина, особенно Переславские обители имеют в лице Александра Ивановича главного своего историка; ему мы обязаны освещением и уяснением их старины.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010