В мае 1993 года произошло значимое событие – монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. По окончании молебна вместе с игуменом и насельниками я получил благословение Святейшего и до сих пор бережно храню и пользуюсь его подарком – репринтным изданием книги Ивана Дмитриевского «Историческое, догматическое и таинственное изъяснение на Божественную литургию».      Если говорить о выборе монашества, то понятно, что за один день такие решения не принимаются. Они вызревают постепенно. Как-то утром я проснулся и понял, что всё –для меня наступило то время, когда остается только следовать словам Евангелия: «…аще кто хочет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и последует Ми» (Лк. 9, 23). Пришло четкое осознание, что единственным местом, где можно спастись, была и есть Церковь. На работе написал заявление, через две недели уволился и вот оно – Болдино! Сегодня, спустя три десятилетия, вижу: выбор был сделан правильно. В сентябре 1991 года, по благословению митрополита Кирилла, игумен Антоний (ныне архимандрит) постриг меня в рясофор, с сохранением моего мирского имени Александр – в честь святого благоверного князя Александра Невского. 20 апреля 1993 года, по благословению митрополита Кирилла, игумен Антоний постриг меня в мантию, с наречением имени в честь преподобного Даниила Переславского, учителя преподобного Герасима Болдинского, восстановившего и основавшего три монастыря на Смоленщине и один на Калужской земле. С тех пор у меня сложилась духовная связь с Переславлем-Залесским и его обителями. Еще одна встреча в Смоленской епархии с митрополитом Кириллом состоялась в декабре 1991 года перед моим рукоположением. В праздник Рождества Христова, 7 января 1992 года, в Смоленском Успенском соборе владыка Кирилл рукоположил меня в сан иеродиакона и 19 января, в день Крещения Господня, в сан иеромонаха. Сейчас, неся послушание в Церкви вот уже 30 лет, ты понимаешь, что каждый крест тяжел – и монашеский, данный при постриге, и священнический, врученный при рукоположении, и каждый наградной крест всё тяжелее и тяжелее.

http://pravoslavie.ru/136130.html

В таковых предприятиях, кроме расписания стен, почти во всех, не оставлял отца Филиппа усердными своими денежными пособиями родной его брат, пребывающий ныне на покое в Переславском Троицком Данилове монастыре, архиепископ Павел, бывый Черниговский. Между тем из сыновнего благоговения к памяти родителей своих сделаны сим преосвященным и особые пожертвования, а именно: приложены вкладом, 1 . сребропозлащённые сосуды с прибором в пять с половиною фунтов отлично искусной работы; 2 . сребропозлащённый напрестольный крест, весом 2 фунта; г] 3 . серебряное кадило; 4 . дорогие золотой парчи ризы со всеми принадлежностями; 5 . отличной живописи икона преподобного Сергия, Радонежского чудотворца, со сребропозлащённою ризою, весом 46 золотников, г] в память того, что под покровительством сего великого угодника Божия проходил он семинарский курс учения в Троицкой семинарии, и оттуда в 1808 году, из класса богословия, отправлен был в Санкт-Петербургскую духовную академию; 6 . таковой же живописи и в такой же ризе (весом в 80 золотников) г] образ преподобного Даниила игумена Переславского чудотворца, принятый им от Даниловской братии в напутственное благословение при последнем прощании с нею 1830 года, июня 6 дня; 13 7 . архиерейская панагия, 14 украшенная аметистами с изображением сошествия святого Духа на апостолов в день пятидесятницы в виде огненных языков и с надписью назади: «1830 года Мая 26 дня, в день святого Духа Владимирской семинарии Ректор архимандрит Павел хиротонисан во епископа Костромского и Галицкого в Москве, в большом Успенском соборе, Московским митрополитом Филаретом со епископы: Иннокентием Дмитровским, Викарием Московским, и Дионисием, бывым Пермским»; 8 . положено в разные времена на обеспечение церкви 1 258 рублей серебром; а на обеспечение причта церковного, также в разные времена, 4 014 рублей серебром с тем, чтобы родители его – иерей Иоанн, с супругою Евдокиею Александровною и прочими родственниками усердно поминаемы были пред престолом Божиим во время священнослужений.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Еще «Ковчег» в своем новом формате никогда не публиковал и не будет публиковать какие-либо изображения правящего архиерея. Но в каждом номере есть мои статьи, посвященные Евангелию. Подобные тексты я пишу для радио «Вера», в журнале же они выходят в несколько расширенной и более свободной форме. — Владыка, из новостей, поступающих из Вашей епархии, читателям «Монастырского вестника» запомнились те, что были посвящены круглому столу «Роль монастырей в формировании социокультурного пространства малых городов». Кто был инициатором и автором идеи этого форума? — Конечно, мне хочется сказать, что автором был я, но это было бы неправдой. Епархия довольно активно, как мне кажется, участвовала в организации форума, но все же инициатором был Феодоровский монастырь и его игумения Даниила (Севериненко), поэтому я не стану приписывать себе чужие заслуги. Этот круглый стол стал первым мероприятием постоянно действующего Свято-Феодоровского историко-культурного форума. Первоначальная его задача была локальной и касалась непосредственно Феодоровского монастыря. Вокруг святынь обители бытует довольно много мифов, и экскурсоводы включают в свои тексты информацию, которая подчас не соответствует действительности. Для того чтобы развенчать эти мифы, мы собрали экспертов, историков, других специалистов, вместе обсудили существующую проблему, вместе подумали о том, как именно следует готовить людей, которые работают с туристами и паломниками, как доносить до широкого круга людей достоверную информацию. И, конечно же, мы хотели привлечь внимание общественности к своим святыням. В Переславле-Залесском, где численность населения менее сорока тысяч человек, действуют четыре монастыря. Самому молодому из них — Свято-Троицкому Данилову мужскому монастырю — в 2018 году исполнилось 510 лет. Значение монастырей для региона трудно переоценить. Руководитель отдела охраны объектов культурного наследия Переславской епархии Ю.Ю. Епишкина в своем выступлении говорила о том, что Феодоровский монастырь с самого своего основания является «не только духовным центром, но и градообразующим элементом городской среды, центром, формирующим вокруг себя ландшафтную архитектуру и оказывающим значительное влияние на культурную и хозяйственную жизнь города». Участники форума были единодушны в вопросе о необходимости возрождения монастырских и храмовых ансамблей, а главное, духовной жизни наших обителей.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5653740...

К нач. XX в. мощи И. почивали в Успенском соборе Ростова, в стоявшей слева от иконостаса серебряной раке, к-рая была сделана по заказу Ярославского и Ростовского архиеп. Арсения (Верещагина ; 1783-1799). 25 апр. 1920 г. по постановлению 10-го уездного съезда Советов мощи И. вместе с мощами святителей Исаии и Димитрия (Савича (Туптало)) Ростовских, преподобных Авраамия Ростовского и Евфросинии Полоцкой, несмотря на протесты верующих, были выставлены в центре собора, с них сняты облачения. Через неделю раки с мощами были возвращены на свои места. В том же году рака И. была изъята из собора. В советское время мощи И. находились в деревянной раке в Успенском соборе (в храме богослужение не совершалось). В кон. 80-х гг. XX в. часть мощей И. была перевезена в Троице-Сергиеву лавру , часть передана Ярославскому и Ростовскому архиеп. Платону (Удовенко) . 5 июня 1999 г. Ярославский и Ростовский архиеп. Михей (Хархаров) передал в ростовский Успенский собор, где возобновилось богослужение, ковчег с частицами мощей святителей И. и Исаии, а также прп. Даниила Переславского. Арх.: Опись Ростовского архиерейского дома 1691 г.//Арх. ГМЗРК. Инв. Р-1083. Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 475-477, 525, 526; Т. 4. Ч. 1. С. 247, 523; Т. 5. С. 196, 201; Т. 6. Вып. 1. Стб. 348, 361; Т. 7. С. 162-163, 168, 171, 174, 175, 179; Т. 8. С. 213; Т. 9-10. С. 167; Т. 18. С. 73, 77, 78; Описание о российских святых. С. 92-93; Летописец о Ростовских архиереях/Примеч.: А. А. Титов. СПб., 1890. С. V, 5-6; Пролог. СПб., 1896. С. 196; Акт вскрытия и обследования мощей св. Игнатия и Исаии//СРМ. Ростов, 1993. Вып. 5. С. 50-52; Босли Р. Д. Житие св. Игнатия Ростовского//ИКРЗ, 1992. Ростов, 1993. С. 67-69; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. СПб., 2002 2. С. 337, 338. Лит.: СИСПРЦ. С. 101; Иерархи Ростовско-Ярославской паствы в преемственном порядке: с 992 г. до наст. времени. Ярославль, 1864; Толстой М. [В.] Святыни и древности Ростова Великого. М., 1866 3. С. 38-40; он же. Жизнеописания угодников Божиих, живших в пределах нынешней Ярославской еп. Ярославль, 1887. 3. С. 7-10; Ключевский. Древнерусские жития. С. 38-43; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 207-211; Филарет (Гумилевский). Обзор рус. духовной лит-ры. СПб., 1884 3. С. 66; Титов А. А. Ростовская иерархия: Мат-лы для истории Рус. Церкви. М., 1890. С. 29-30; Голубинский. Канонизация святых. С. 80-81; Васильев В. История канонизации святых Рус. Церкви. М., 1893. С. 103-105; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Май. С. 168-171; Дмитриева Р. П., Семенченко Г. В. Житие Игнатия Ростовского//СККДР. 1987. Вып. 1. С. 150-151; Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 17, 18, 80, 106, 161, 162, 199, 217, 219, 236, 315, 363, 383, 394, 433, 467; Кн. 4. Ч. 1. С. 125, 161; Ч. 2. С. 26, 28, 208; Подскальски Г. Христианская и богословская лит-ра в Киевской Руси (988-1237 гг.). СПб., 1996. С. 469, 470, 471, 483; Мельник А. Г. История почитания ростовских святых в XII-XVII вв. Ярославль, 2004.

http://pravenc.ru/text/293397.html

прав. Александра Чагринского Кинельской епархии  матушка Михаила (Солодухина); к.филос.н., член Экспертного совета Международного грантового конкурса «Православная инициатива» , эксперт грантовых конкурсов Е.В. Челнокова (ее доклад представила куратор конференции Е.Г. Балашова); заслуженный учитель Кубани, член Союза журналистов РФ, почетный работник общего образования РФ, председатель ветеранской организации Роговского сельского поселения В.В. Ситникова и почетный работник общего образования РФ, председатель Российского общества историков-архивистов Тимошевского района Краснодарского края И.В. Наделяева; руководитель отдела по работе с грантами и развитию социального проектирования Городецкой епархии И.И. Алабужина. Был представлен конкретный опыт реализации грантовых проектов, обращено внимание на то, чем авторы краеведческих проектов могут заинтересовать потенциальных грантодателей, даны конкретные рекомендации по подготовке грантовых проектов. География участников конференции была очень широкой. На конференции присутствовали участники Чтений из России и Республики Беларусь — жители Москвы, Ярославля, Рыбинска, Тутаева, Самарской и Пермской областей, Воронежа, Гомеля, Великого Новгорода и Боровичской епархии , Ульяновска, Кисловодска, Мурома, Балаково, Перми, Ленска ( Якутская епархия ), Сергиева Посада, Санкт-Петербурга, Сочи, Читы, Нижегородской области (Кстово), Екатеринбурга, Тюмени, Республики Чувашия, Городецкой, Мурманской и Тихорецкой епархий, Ульяновской области и др. Постоянными участниками конференции в Москве являются представители Липецкой , Городецкой, Переславской и Рыбинской епархий, с которыми сложилось многолетнее сотрудничество. В регистрационных листках участников официально зарегистрировалось более 60 человек. Смотреть видеозапись конференции Сайт Рождественских чтений /Патриархия.ru Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 . Служба по Триоди. На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие. 19 2024 р. 16 2023 р. з друзями

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6099075...

Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1905. С. 359–368. 22 . Иона Маленький//Православная богословская энциклопедия. Издание преемников проф. А. П. Лопухина « Под ред. проф. Н. Н. Глубовского. Т. VII. СПб., 1906. Кол. 286–287 . 23 . Казанский Петр Симонович //Там же. Кол. 678 –683э. 24 . Милосердный подвижник – Даниил Переяславский: (По поводу 400-летия его монастыря)//Богословский вестник. 1908. Т. II. Июль-авг. С. 569–576. 25 . Житие Преподобного Даниила, Переяславского чудотворца. Повесть о обретении мощей и Чудеса его: К 400-летию Троицкого Данилова монастыря в Переславле-Залесском (15 июля 1508 г. – 15 июля 1908 г.). Издание проф С. И. Смирнова . М., 1908. С. XXXVni†133. Рецензии и отзывы: Проф. А. А. Бронзов  – Церковные ведомости. Прибавления. 1909. 8. С. 401402; Ар. Л-в//Церковный вестник. 1908. 43. С. 1344; П. Петрушевский//Богословский библиографический листок. Приложение к Руководству для сельских пастырей. 1908. Вып. 8–9. С. 282–286. 26 . Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четиих-Миней св. Димитрия Ростовского с объяснительными примечаниями и изображениями святых (Четии-Минеи на русском языке). Книга дополнительная первая (Жития русских святых. Месяцы сентябрь-декабрь). Издание Московской Синодальной типографии. М., 1908. С. Ш†592†1н. Это издание редактировано С. И., и им написаны помещенное в нем «Житие преп. Диодора Юрьегорского», «Сказания о преп. Варлааме Керетском и о князе Андрее Смоленском, Переславском чудотворце». 27 . Бабы богомерзкие: Сборник статей, посвященных Василию Осиповичу Ключевскому его учениками, друзьями и почитателями ко дню тридцатилетия его профессорской деятельности в Московском университете (5 дек. 1879 г. – 5 дек. 1909 г.). М., 1909. С. 217–243. 27а. То же. Вырезка. Sine titulo. С. 217–243. 28 . Кирик и кирикаˆопрошание//Православная богословская энциклопедия. Т. X. Сост. под ред. проф. Н. Н. Глубоковского . Издание преемников проф. А. И. Лопухина . СПб., 1909. Кол. 204–212 . 29 . Речь при погребении профессора В. О. Ключевского .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Через две недели, 20 апреля, на праздник преподобного Даниила, Переславского чудотворца, произошло еще одно знаменательное событие. Из исторического музея в Никольский монастырь были перенесены мощи этого чтимого Переславского святого. Святые мощи преподобного Даниила в течение двух лет освящали своим пребыванием обитель, пока 20 апреля 1996 года не были перенесены на место своего постоянного пребывания во вновь открывшийся Переславский Свято-Троицкий Данилов монастырь. К началу 1995 года она насчитывала уже десять насельниц. Успенским постом, с 14 августа 1995 года было введено чтение неусыпаемой Псалтыри. В 1995 году от общества «Ярославская икона» были получены в дар колокола и сооружена временная звонница. При размывке стен и сводов в Благовещенском храме под слоем извести и грязи были обнаружены прекрасно сохранившиеся росписи. Их расчистили, укрепили и восстановили художники-реставраторы из Санкт-Петербурга Галина Яковцева, Алексей Лебедько и Николай Голубцов. В январе 1997 года обитель получила надел пахотной земли в селе Годеново Ростовского района. Стоящий на этой земле храм святителя Иоанна Златоуста стал подворьем Никольского монастыря. Приехав сюда, сестры почувствовали особую благодатную помощь от находящейся в храме святыни – небоявленного Животворящего Креста Господня. Никольский женский монастырь (Переславль-Залесский) Современное состояние [ править править код ] В 2000 году в жизни монастыря произошли два знаменательных духовных события. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия были обретены мощи одного из прославленных в древности Переславских святых – святого благоверного князя Андрея Смоленского. Второе знаменательное событие 2000 года – это принесение в обитель святых мощей преподобного Корнилия, Переславского чудотворца. С 1994 года мощи святого находились в Никитском мужском монастыре. В 2000 году, 4 августа – в день памяти преподобного Корнилия, было совершено перенесение его святых мощей торжественным крестным ходом из Никитского мужского монастыря в Никольскую обитель.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Никольск...

Заинтересовались ли горожане вашими проектами, готовы ли сотрудничать? И насколько активно в них принимают участие сестры монастыря? Игумения Даниила: Люди собираются, у нас есть сотрудники, готовые помогать. Сестры не так активно вовлечены в эту работу – только те, у кого есть склонность и способности, может быть, соответствующий опыт в мирской жизни. Привлечь серьезные ресурсы к изучению и популяризации истории монастыря Послушница Наталия: Говоря о привлечении мирян к сотрудничеству, наверное, стоит подробнее рассказать о Переславском Свято-Феодоровском историко-культурном форуме. Круглый стол, который упомянула матушка, – был первым мероприятием. И как уже было сказано, мы затеяли его в первую очередь, чтобы привлечь какие-то серьезные ресурсы к изучению и популяризации истории монастыря. К этому решению нас подвигли сразу несколько поводов. Когда я начала заниматься монастырской канцелярией и вести летопись обители, то столкнулась с большим объемом документов: предшествующие архивные изыскания сестер, документация, касающаяся реставрационных работ (поскольку монастырь является объектом культурного наследия федерального значения, то любой реставрационный проект должна предварять историко-культурная экспертиза, опирающаяся на архивные данные). Еще Господь нам подарил чудесного исследователя – Елену Константиновну Шадунц, старшего научного сотрудника Переславского музея-заповедника. Это человек горящий своим делом, неравнодушный, она открыла нам очень много интересных документов, касающихся монастыря. И в какой-то момент мы осознали, что архив Феодоровского монастыря достаточно хорошо сохранился (не только у нас, но в Ярославле, во Владимире), но он очень плохо, фрагментарно изучен. Священномученик Николай Дунаев      Сохранившийся архив – это ведь драгоценность, нечасто такое встречается… Послушница Наталия: Конечно. Ведь там много данных о сестрах, о священниках, которые здесь служили. Священномученик Николай Дунаев, например, начал служить в монастыре в 1901 году и ушел только с закрытием обители в 1923-м. Очень интересна судьба матушки Олимпиады – последней игумении. Матушка Евгения, которая была знакома со святителем Лукой, в 1916 году отошла от дел и, по-видимому, приняла схиму. А на долю игумении Олимпиады выпали все тяготы разорения, аресты, ссылки… Исповедница веры, она упокоилась 1955 году. Похоронена здесь, в Переславле, могилка ее известна, сейчас пытаемся установить точную дату смерти. А вообще после революции в монастыре оставалось около пятисот сестер, они все рассеялись, и теперь к нам поступают иногда разрозненные сведения о том, что кто-то из них пострадал, был репрессирован…

http://pravoslavie.ru/137684.html

Он был основан предположительно в 1348 году. Основателем его стал Дмитрий Прилуцкий, ученик преподобного Сергия Радонежского, не раз посещавшего Никольскую обитель. В храмах обители покоятся мощи двух переславских святых — благоверного князя Андрея Смоленского и преподобного Корнилия Молчальника. Основатель монастыря — инок Переславского Никитского монастыря Даниил († 7 апреля 1540), духовник великого князя Василия III. Среди его учеников, живших в обители, был святой Герасим Болдинский — впоследствии основатель Троицкого Болдина монастыря. Умер Даниил в глубокой старости, в 1540 году, незадолго до этого передав настоятельский пост своему постриженику Илариону. По приказу Ивана Грозного один из послушников монастыря составил житие преподобного. В 1653 году были обретены мощи Даниила, и он был канонизирован. Мощи святого Даниила покоятся в Троицком соборе, где есть придел его имени. Монастыри [ править править код ] Горицкий Успенский мужской монастырь [ править править код ] Дата основания: в начале XIV века при Иване Калите. Адрес: Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, Музейный пер., 4 Телефон: (48535) 2-31-24 Мужской монастырь, основанный в 1-й пол. XIV в. В XVI в. в монастыре начинается каменное строительство, к XVIII в. один из богатейших в городе. В 1744 преобразован в архиерейский дом вновь созданной Переславской епархии, перестроена большая часть зданий. В 1788 епархия упразднена, архиерейский дом закрыт, монастырский собор в 1788-1838 числился городским, постройки переданы городу, часть их пустовала. В 1881 на территории быв. монастыря открыто духовное училище. С 1919 на территории действует музей. В настоящее время - Переславский историко-архитектурный музей-заповедник. Название монастырю дано по его местонахождению на возвышенности - на " горице " . В XIV-XV вв. в монастыре подвизались прп. Димитрий Прилуцкий и прп. Даниил Переславский. Подробнее... Никитский мужской монастырь [ править править код ] Дата основания: 1010 Статус: действующий Адрес: Ярославская обл., Переславский р-н, с. Никитская слобода, ул. Запрудная, д. 20

http://azbyka.ru/palomnik/Переславль-Зал...

«Никому ещё я не открывал, – думал сам с собою Преподобный, – чудного видения о свете над скудельницами, и помышление моё о создании там святого храма ещё не известно никому. Вижу в сих трёх иноках особенный Божий промысл о мне, – признаю, что их послал ко мне сам Господь; потому, что они мужи благоразумные и искусные в духовной жизни; прилично и благо мне открыть им мою душевную мысль; что чрез них Господь возглаголет мне, пусть так и будет». И открыл он им чудное видение над скудельницами и свою мысль о создании храма – и со слезами так стал говорить им: «О, господие мои, вижу, что по воле Божией вы своим пришествием просветили мою духовную скудость и разрешили мои многие недоумения; ещё требую от вас благого совета вашего и молю вас разрешить подробно мои недоумения о моём желании воздвигнуть святый храм на скудельницах. Я всею душою занят этою мыслью – и помышление о сём не отходит от меня: горит о сём душа моя; но не знаю, от Бога ли исходит то помышление. Ради Господа, прошу вас, подайте мне в сём великом деле руку помощи, – сотворите о мне грешном усердную молитву вашу ко Господу, – пусть или совсем оставит меня помышление то, или, если угодно будет Господу, пусть совершится оно самым делом, и я устрою святой храм. Боюсь я и не доверяю себе, – быть может, это испытание мне не на пользу – скажите мне слово ваше на пользу; если скажете, что Господь соизволяет мне устроить сие дело, – я сотворю по повелению вашему». Тогда те три мужа, все в один голос сказали так: «О таком великом деле Божием от себя мы ничего не дерзнём говорить; но будем отвечать тебе, руководствуясь правилами святых отец, опытных в монашеской жизни и умеющих распознавать помыслы. Они вот что говорят: некоторые помыслы хотя и происходят от Бога, но не следует сей час приступать по ним к делу; особенно же не следует никак доверять своей мысли о помыслах, боясь коварства злого духа. Видим, что ты уже не юный подвижник, – но опытный муж, прилежный к исполнению монашеских обетов и удостоенный за своё добродетельное житие священного сана; мы сами много получили душевной пользы от тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010