Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА НИКИТЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Никитский мон-рь в Переславле-Залесском. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: А. И. Нагаев Никитский мон-рь в Переславле-Залесском. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: А. И. Нагаев (Переславской епархии Ярославской митрополии), находится в г. Переславле-Залесском Ярославской обл. Основан в кон. XII в. или на рубеже XII и XIII вв. на сев. окраине г. Переяславля (ныне Переславль-Залесский), на сев.-вост. берегу Плещеева оз. Первым ктитором мон-ря мог быть прп. Никита Столпник, раскаявшийся в жестокости и др. прегрешениях княжеский тиун. Он пришел в обитель для принятия монашеского пострига после завершения строительства новых городских укреплений. Из летописей известно, что это событие произошло в 1195 г., когда Владимирский вел. кн. блгв. Всеволод (Димитрий) Юрьевич Большое Гнездо «заложи… град Переяславль месяца иуля в 29 день на память святаго мученика Калинника; того же лета и срублен бысть» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 412). Когда прп. Никита стал монахом, игумен благословил его принять обет молчания и затвориться в узкой «хлевине». Преподобный стал подвизаться, возложив на себя «железа тяжка» и кресты. Согласно Житию, близ мон-ря он ископал 2 колодца (по преданию, один из них сохр.). В нач. XIII в., после гибели подвижника от рук родственников (или разбойников), его железные вериги и кресты были чудесным образом обретены и возвращены в обитель. Мон-рь неоднократно разоряли захватчики Переяславля и прилегавшей к городу территории, в т. ч. в февр. 1238 (нашествие монг. царевича Батыя), в 1252 (т. н. Неврюева рать), 1281, 1293, 1372, 1382, 1408, 1608 и 1611 гг. Отношения с Московскими вел. князьями установились в 1302 г., когда переяславским князем стал буд. Владимирский, Московский и Новгородский вел. кн. Георгий (Юрий) Даниилович . Поскольку с кон. 1-й трети XIV в. потомки вел. кн. блгв. Даниила Александровича почти постоянно были правителями Владимирского великого княжества , они время от времени пребывали в Переяславле, посещали местные церкви и мон-ри.

http://pravenc.ru/text/2579996.html

Нашествие поляков и Литовцев на наше отечество, сопровождавшееся ужасными опустошениями в нём, коснулось и скромной обители преподобного Даниила, и отозвалось в ней горькими последствиями. Вот что повествуют об этом нашествии монастырские документы 1 . В грамоте царя Михаила Фёдоровича в Данилов монастырь от 7123 года (1615), февраля 28, прописано челобитье архимандрита с братиею следующего содержания: «В Переславле стояли Польские и Литовские люди, Сапега с товарищи, монастырь выжгли и храмы разорили, и монастырския жалованныя грамоты, и вотчинныя крепости, изодрали». Таким образом, буйные толпы поляков и литовцев не пощадили святой обители, не уважили самых храмов Божиих, лишили на время скромных мест жительства братию; варварская рука их простёрлась, по-видимому, на самые бесценные для них вещи, на грамоты и крепости. Господь помиловал только саму братию. Ни один из братии монастырской не был жертвою буйства их, ни один не предан был ими пыткам и не казнён. Ни в челобитной братии царю Михаилу Фёдоровичу, ни в переписи губного старосты (1610 г.), сколько в монастырских вотчинах было иссечено людей, ничего о том не говорится. Опустошение в вотчинах Данилова монастыря было гораздо ужаснее. Здесь не было пощады никому и ничему. Крестьяне, попавшиеся им, были сечены или умерщвляемы, дома их были разграбляемы или сожигаемы, скот всякого рода был уводим; кто не хотел даться им живой в руки, тот бежал, куда глаза глядят; женщины, схватив своих детей, оставляли мужей и хозяйство своё в жертву варварам, и скитались по миру: везде слышны были стон и слёзы, повсюду ужас и смятение. Сохранилось для нас подробное описание 2 злодейств и грабительств поляков в вотчинах Данилова монастыря, составленное в 1610 году, октября 28, по приказу государя и великого князя, Василия Ивановича Шуйского, губным старостою, Осипом Дахиным. Выписываем его тем охотнее, что оно касается истории нашего отечества. Описание это было писано порознь, по следующим статьям: 1 . Село Романово. В нём остались целыми после разорения поляками: храм Воздвижения честного Креста, двор монастырский, двор попов, да жилых дворов крестьянских 16, а животы из них пограбили воры, литовские люди; да в том же селе осталось 5 дворов пустых, и крестьяне из них выбыли без вести, да три крестьянина посечены до смерти, а жёны и их дети скитаются по миру.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Переславль-Залесский. Троицкий Данилов монастырь. Карта и ближайшие объекты Троицкий Данилов монастырь основан в начале XVI в. Данилом, монахом Горицкого монастыря. Данила похоронен на территории монастыря. Над местом погребения основателя поставлена небольшая нарядная церковь с маленькой изящной главкой. Торжественность входу на территорию обители придают главные монастырские ворота. Ансамбль монастыря окончательно сложился в начале XVIII в. Внутри каменной ограды располагались многочисленные хозяйственные постройки, колокольня, миниатюрная Всехсвятская церковь (построена в 1687 г.) с больничными палатами, братский корпус. Две постройки монастыря уникальны: Троицкий собор и трапезная палата с Похваленской церковью. Троицкий собор строился с 1530 по 1532 гг. по велению царя Василия III в честь рождения сына Ивана, будущего царя Грозного. Одноглавый Троицкий собор спокоен и величав, фасады почти лишены убранства. Узкие окна стен и барабана скупо освещают внутреннее пространство. Роспись собора хорошо сохранилась. Фрески XVII в. свидетельствуют о таланте замечательных художников Гурия Никитина и Силы Савина. Лучшее создание живописцев - образ Спаса на куполе в главе храма. Лик Спаса - один из шедевров монументальной живописи XVII в. История Данилова монастыря и его архитектурный ансамбль. Старинный город Переславль-Залесский, основанный в 1152 году князем Юрием Долгоруким на берегу Плещеева озера, известен своими памятниками древнерусской архитектуры XII-XVII веков. Особое место среди них занимает Троицкий собор Данилова монастыря XVI столетия с фресковой росписью, созданной в 1662-1668 годах артелью знаменитого костромского иконописца Гурия Никитина. Фрески Троицкого собора принадлежат к числу наиболее значительных произведений мастеров костромской школы монументальной живописи второй половины XVII века, сохранившихся до нашего времени. Троицкий Данилов монастырь – один из древнейших в городе. Его ансамбль, состоящий из храмов и келий XVI – начала XVIII века, хорошо виден с пересекающей Переславль московской дороги. Он был основан в 1508 году известным местным подвижником Даниилом. Сразу за монастырским прудом расположена живописная Сокольская слобода, в которов в XV-XVII веках жили государевы сокольники, выращивавшие хищных птиц для великокняжеской и царской охоты. Тогда эта местность на юго-восточной окраине современного Переславля находилась далеко за городской чертой и считалась глухой, уединенной и далеко не безопасной для одиноких путников. Здесь же на невысоком холме находилось «божедомье» или скудельницы – братские могилы, в которых хоронили умерших без церковного покаяния, бедняков, не имевших родственников и бродяг. Один раз в год, на Троицу, вокруг могил совершался крестных ход, и устраивалось общее отпевание. История появления здесь монастыря изложена в Житии Даниила Переславского.

http://sobory.ru/article/?object=00434

Переславль-Залесский. Церковь Николая Чудотворца. Никольская Князь-Андреевская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца , Андрея Смоленского , Димитрия Солунского Год постройки:не ранее 1737. 1812. Год утраты:приблизительно 1930 Адрес: Ярославская область, город Переславль-Залесский, улица Кардовского Координаты: 56.730141, 38.8465 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Церковь с главным престолом в честь Николая Чудотворца известна в городе больше под именем Князь-Андреевской; находится она вблизи старинного вала за прежде бывшими «Никольскими воротами». Церковь на этом месте существует с глубокой древности; несомненные свидетельства о ней относятся к XIV в. В половине XIV века пришёл в Переславль-Залесский из Смоленска князь Андрей, сын Фёдора Константиновича слепого, князя Фоминского. Убегая политических смут и тревог своей родины, он в одежде странника пошёл искать покоя для своей души. В Переславле местом своих подвигов он избрал церковь во имя Николая Чудотворца. С благословения местного священника князь Андрей принял на себя служение пономаря: звонил к богослужению, наблюдал чистоту в храме, возжигал свечи и лампады, читал и пел на клиросе. Для смирения своей плоти, он возложил на тело тяжёлые железные вериги; дни и ночи проводил в молитве. В таких подвигах никем неузнанный благоверный князь провёл при Никольском храме 30 лет и около 1390 года скончался. На теле усопшего нашли золотую княжескую цепь и перстень, а в руках грамоту, в коей было написано: «Азъ есмь Андрей, единъ отъ Смоленскихъ князей, зависти же ради и крамолы отъ бpamiй моихъ, оставихъ khяжehie мое и отечество свое». Тут только и узнали, кто был скромный пономарь. Чрез 150 лет после смерти благоверного князя Андрея, по настоянию преподобного Даниила Переславского, открыты были мощи его, завёрнутые в берёзовую скалу, и по освидетельствовании вновь погребены, и с того времени почивают под спудом. Цепь же и перстень, оставшиеся после преподобного, взяты были царём Иоанном Васильевичем IV.

http://sobory.ru/article/?object=60850

Переславский Свято-Феодоровский форум 29 июня 2019 г. 10:05 Переславский Свято-Феодоровский историко- культурный форум: наука и церковная жизнь В Переславле-Залесском состоялась научно-практическая конференция на тему «Роль монастырей в формировании социокультурного пространства малых городов». В мероприятии, проходившем в рамках работы Переславского Свято-Феодоровского форума, приняли участие духовенство, реставраторы, художники и культурологи.       Центральное событие Форума - научно-практическая конференция «Роль монастырей в формировании социокультурного пространства малых городов» в первый же день принесла неожиданные практические результаты.  Так, доклад к.и.н., докторанта Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв.Кирилла и Мефодия Аллы Виденеевой : «Колокольные наборы переславских монастырей на рубеже XVII-XVIII столетий» стал значимым для сестер и настоятельницы Свято-Феодоровского женского монастыря, игумении Даниилы (Севериненко). Как рассказала она корреспонденту «Журнала Московской Патриархии», благодаря докладу в обители впервые узнали, что набор колоколов Феодоровской обители в начале XVIII века был самым многочисленным монастырским ансамблем в Переславле-Залесском, и состоял из 10 колоколов, самый большой из них весил 105 пудов. Восстановление колокольни Свято-Феодоровской обители, главной городской доминанты, разрушенной в 1930-м году – едва ли не основная забота монастыря сейчас. Проект в настоящее время дорабатывается, вносятся правки специалистов. Новые сведения сразу взяли в работу. «Теперь уже точно установлено место нахождения колокольни, но требуются археологические раскопки, - сказала игумения Даниила. - Ранее шурф был заложен не в том месте - по плану 1925-го года, который был составлен очень приблизительно. Повторные исследования хотелось бы провести этим летом».       Доклад монахини Сергии (Каламкаровой) (Успенский женский монастырь г. Александров) об исторических связях Успенской и Феодоровской обителей пополнил монастырский синодик именами сестер и настоятельниц предшествующих поколений.

http://e-vestnik.ru/news/svyato_fedorovs...

Прп. Левкий Волоколамский. Икона. Кон. XVII в. (?) под записью сер. XIX в. Оклад. 40–50-е гг. XIX в. (ц. Сретения Господня в Песках) († до 1503), прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), основатель Левкиева в честь Успения Пресв. Богородицы мужского монастыря в 35 верстах от Волоколамска (ныне Шаховской р-н Московской обл.). Основные сведения о святом содержатся в Житии прп. Даниила Переславского. В сокращенной редакции Жития (по классификации С. И. Смирнова), известной под названием «Сказание вкратце о преподобном старце Данииле Переяславском», говорится, что Даниил (в миру Димитрий) много слышал о прп. Пафнутии Боровском († 1 мая 1477) и хотел быть его учеником, но «не улучи». Он пришел в обитель, когда святой уже преставился (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. С. 615). После пострига Даниил был отдан «под начало нкоему старцу велику житиемъ, именемъ Левкий, иже послди изволи в пустыню вселитися и во уединении безмолъствовати, еже и донын словет пустыня Левкиина, в ней ж Левкия добр потрудися и соверши житие свое о Господ» ( Смирнов. 1908. С. 10). Под началом Л. он находился 10 лет, учась «иноческому житию и правилу, и великимъ подвигомъ, и смиреномудрию; и без того воли ничто же творяше». Если следовать хронологии Жития, ок. 1487 г. Л. покинул мон-рь и поселился в пустыни. Согласно первоначальной редакции Жития, его ученик остался в Боровской обители (Там же. С. 10). По сведениям «Сказания...», Даниил ушел со старцем и вместе с ним подвизался в Левкиевой пуст. 2 года. К нач. XVI в. Л. уже не было в живых; о почитании святого свидетельствуют духовные грамоты кн. рузского Ивана Борисовича (1503) и кн. волоцкого Федора Борисовича (ок. 1506), завещавших поминальные вклады в Левкиев мон-рь (ДДГ. С. 352, 407). Святой был погребен около Успенской ц. Согласно описи XVII в., при храме была устроена «часовня деревянная, а в ней почивает преподобный отец Левкий под спудом» ( Леонид (Кавелин). 1870. С. 73). К сер. XVIII в. вместо часовни построили каменный «приделец», освященный во имя Л. (он имел небольшие размеры: 3,5 саж. в длину и столько же в ширину). Имя святого включено в «Книгу глаголемую Описание о российских святых»: «Преподобный Левкий, игуменъ Успенскаго монастыря иже бысть на Руз рц, преставися в лето 6000». Празднование святому в его пустыни традиционно совершалось 17 июля. Память Л. отмечена в иконописных подлинниках под 17 июля (БАН. Строг. 66. Л. 128 об., кон. XVIII в.; РНБ. Погод. 1931. Л. 190), под 7 апр.- в Сводном иконописном подлиннике Г. Д. Филимонова.

http://pravenc.ru/text/2463333.html

Патриарх Кирилл выразил соболезнования в связи с убийством игумена Даниила (Соколова) 8 июля, 2016. Новостная служба Предстоятель Русской Церкви выразил глубокие соболезнования всем, кому был дорог отец Даниил 8 июля. ПРАВМИР. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил соболезнование епископу Переславскому и Угличскому Феодору в связи с трагической кончиной наместника Троицкого Данилова мужского монастыря в Переславле-Залесском игумена Даниила (Соколова). «Болью в моем сердце отозвалось известие об убиении игумена Даниила (Соколова), наместника Свято-Троицкого Данилова мужского монастыря в Переславле-Залесском, внесшего весомый вклад в возрождение этой древней обители», — говорится в Патриаршем послании. Предстоятель Русской Православной Церкви выразил глубокие соболезнования всем, кому был дорог отец Даниил, «тем, кто потерял духовного отца и пастыря, сослужителя и помощника, брата во Христе и близкого человека». «Человеколюбец Господь да упокоит душу новопреставленного раба Своего игумена Даниила в обителях небесных и ниспошлет утешение всем скорбящим», — заключил Святейший Патриарх. В четверг 7 июля в Свято-Троицком Даниловом мужском монастыре в Переславле-Залесском обнаружено тело игумена Даниила (Соколова) с признаками насильственной смерти. Настоятель был найден убитым в своей келье. Источник агентства в силовых структурах уточнил, что на теле священника были колото-резаные раны. Подозреваемый в убийстве объявлен в розыск. Отпевание новопреставленного игумена Даниила состоится 9 июля в Троицком монастыре Переславля-Залесского. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 июля, 2016 8 июля, 2016 14 апреля, 2022 4 июля, 2021 3 ноября, 2020 10 июля, 2016 9 июля, 2016 20 апреля, 2016 8 ноября, 2015 Поделитесь, это важно

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-vyiraz...

Тело игумена Даниила (Соколова) было найдено после утренней службы в его келье 8 июля. ПРАВМИР. В четверг 7 июля в Свято-Троицком Даниловом мужском монастыре в Переславле-Залесском обнаружено тело игумена Даниила (Соколова) с признаками насильственной смерти. «Тело настоятеля монастыря игумена Даниила (Соколова) было найдено после утренней службы в его келье», — сообщают в пресс-службе Переславской епархии. Соболезнования в связи с трагической кончиной отца Даниила выразили митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон и епископ Переславский и Угличский Феодор. «Примите мои сердечные соболезнования в связи с трагической кончиной настоятеля Свято-Троицкого Данилова монастыря г. Переславля игумена Даниила (Соколова). Избрав монашеский путь, отец Даниил пришел подвизаться в полюбившуюся его сердцу Троицкую Данилову обитель. Его трудами восстанавливался монастырь, его молитвы были в числе тех первых молитв, которые прозвучали в монастырских стенах после возвращения святыни Церкви. Спустя несколько лет отцу Даниилу было дано послушание трудиться настоятелем Троицкого Данилова монастыря, окормлять прихожан его храмов, возрождать и созидать монашескую жизнь. И это послушание отец Даниил нес с любовью и смирением. Мы уповаем на милость Божию и верим, что молитвы и труды отца Даниила будут приняты Всемилостивым Господом, и Господь упокоит пастыря в селениях с праведными. Вечная память новопреставленному рабу Божию игумену Даниилу!», — отмечается в соболезновании митрополита Пантелеимона. 7 июля 2016 года в одном из домов, расположенных на улице Луговая города Переславля-Залесского было обнаружено тело 42-летнего мужчины, сообщает Следственное управление СК РФ по Ярославской области. В ходе наружного осмотра выявлены телесные повреждения. Возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст. 105 УК РФ (убийство). На месте происшествия работали следователи и криминалисты следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области и сотрудники полиции, идет следствие.

http://pravmir.ru/v-pereslavle-zalesskom...

Подозреваемый в убийстве настоятеля монастыря в Переславле-Залесском объявлен в розыск 8 июля, 2016. Новостная служба Убитый в Переславле-Залесском Ярославской области отец Даниил был «самым тихим и самым скромным батюшкой» 8 июля. ПРАВМИР. Следователи определили подозреваемого в убийстве настоятеля монастыря в Переславле-Залесском. Подозреваемый в преступлении объявлен в розыск, передает РИА Новости представитель СУ СКР по Ярославской области. Следователи не раскрывают его имя. Рассматриваются разные версии случившегося, устанавливаются мотивы преступления. В четверг 7 июля в Свято-Троицком Даниловом мужском монастыре в Переславле-Залесском обнаружено тело игумена Даниила (Соколова) с признаками насильственной смерти. Настоятель был найден убитым в своей келье. Источник агентства в силовых структурах уточнил, что на теле священника были колото-резаные раны. Священник был найден минувшим вечером с признаками насильственной смерти в своей келье, но уже установлено, что преступление было совершено днем ранее, передает «Интерфакс». По неофициальной информации, в убийстве настоятеля подозревается один из послушников монастыря — житель Нижнего Новгорода, пишут «Ярновости». Из кельи игумена Даниила якобы исчезли 300 тысяч рублей. Ранее в пресс-службе Переславской епархии сообщили, что «Свято-Троицкий Данилов мужской монастырь малочислен и достаточно беден, чтобы предполагать, что настоятеля убили ради наживы». Прихожане рассказали корреспонденту телеканала «Россия», что в убийстве подозревают одного из послушников монастыря, работавшего там поваром. Накануне убийства у него случился конфликт с настоятелем. Мужчина по имени Александр якобы попросил у отца Даниила разрешения съездить домой, но не получил его и затаил обиду. По словам священников монастыря, Александр ранее был судим, а в обители появился около месяца назад. Сейчас этого человека разыскивают сотрудники правоохранительных органов. Убитый в Переславле-Залесском Ярославской области настоятель монастыря отец Даниил был «самым тихим и самым скромным батюшкой», рассказал РИА Новости в пятницу пресс-секретарь Переславской епархии отец Андрей. По его словам, окружение игумена не может поверить, что кто-то мог поднять руку на него. «Невозможно представить, что кто-то мог даже угрожать ему. Это самый тихий из всех батюшек, самый скромный. Невинный, молчаливый батюшка», — сказал собеседник агентства.

http://pravmir.ru/podozrevaemyiy-v-ubiys...

Убитого игумена Даниила похоронили на территории монастыря в Переславле-Залесском 10 июля, 2016. Новостная служба Обряд отпевания совершил митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон 10 июля. ПРАВМИР. Сегодня в Переславле-Залесском Ярославской области прошли похороны убитого игумена Даниила. Похороны священника были запланированы на 9 июля, однако из-за нужд следствия их перенесли на 10 июля, передает РИА Новости. Игумена Даниила похоронили на территории Свято-Троицкого Данилова монастыря, где он был настоятелем, за алтарем Троицкого собора. Утром в воскресенье в храме прошла литургия, а затем отпевание и погребение. Проститься с настоятелем пришли прихожане, а также представители духовенства. Обряд отпевания совершил митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон в сослужении епископа Калачевского и Палласовского Иоанна и епископа Переславского и Угличского Феодора. В числе священнослужителей был владыка Иоанн, который ранее служил игуменом в Свято-Троицком Даниловом монастыре. Он долгое время работал вместе с погибшим и сказал о нем много теплых слов. Игумен Даниил (Соколов) был убит 7 июля. Его тело с колото-резаными ранениями было обнаружено в одной из келий. Позже был задержан подозреваемый в убийстве — 27-летний трудник Александр Шулешов. После преступления он спешно покинул монастырь. В субботу СК сообщил о задержании предполагаемого убийцы на трассе «Волга» Москва–Нижний Новгород во Владимирской области. Шулешов шел по автодороге пешком и сопротивления при задержании не оказал. Ночевал он в лесу. Фото: pravoslavie.ru Как отмечают прихожане, настоятель был очень кроткого нрава. «Ходячая икона», говорили о нем. Отец Даниил пришел подвизаться в монашеском делании в Свято-Троицкую обитель в 1997 году. Спустя два года его постригли в монашество. Монашеский постриг он принял от архиепископа Ярославского и Ростовского Михея в храме Всех святых Свято-Троицкого Данилова монастыря. В этом же году был рукоположен в сан диакона и в сан священника. С тех пор уже в течение 17 лет отец Даниил служил у престола Божия. Сначала служение отца Даниила проходило в Троицком Даниловом монастыре. В течение 10 лет, до 2009 года, иеромонах Даниил был штатным клириком обители, вместе с настоятелем монастыря игуменом Иоанном (Коваленко), ныне епископом Калачевским и Палласовским, и братией восстанавливал монастырь, окормлял прихожан и нес различные послушания в обители. Вместе с тем отец Даниил получал духовное образование — в 2005 году он завершил обучение в Московской духовной семинарии.

http://pravmir.ru/ubitogo-igumena-daniil...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010