Даниил Заточник Даниил Заточник – автор известного литературного произведения, занимающего видное место в ряду древнерусских памятников; называется оно «Слово» или «Моление Дан. Зат.» До нашего времени оно не дошло, сохранились только два отдельных слова, представляющих собою измененные редакции подлинного. Оба слова, сходные по содержанию, различаются в порядке изложения и называют различных князей, к коим адресовано «Моление». По одному – мол. адресовано Юрию Владимировичу Долгорукому (ум. 1157 г.), по другому – Ярославу Всеволодовичу Переяславскому (ум. 1247 г.). Более вероятно предположить, что «Слово» составлено во времена последнего из этих двух князей, хотя вообще трудно определить, какая из этих двух редакций наиболее близка к подлиннику. Высказывалось даже (Модестов, Ж. Мин. Н. Пр. 1880 г. окт.), и теперь еще поддерживается предположение, что самое имя автора вымышлено и присоединено к популярному народному чтению. В летописи память о Д. З. сохранилась до XIV в.: случайно упоминается под 1378 г. В народной памяти это имя, очевидно, оставило по себе память в пословицах: «как Данило бессчастный не заслужив ни хлеба мягкого, ни слова сладкого», в сказках «О Даниле бессчастном», в былинах: «О Ставре», которого иногда называет Данилом. В самом молении есть указание на личность автора: он – подданный переславского князя, сын его рабыни, родом из Переяславля; возрастом юн, любит словесную сладость, обогащающую его ум и дающую ему перевес над другими: «аще ти есмь на рати не храбр, но на слове ти есмь кроток, да тем избираю сладость словесную, совокупляя, аки воды морския, и извития словес, и речения причтами хитрыми, а глаголив язык и... уветливы уста, яко струя речныя быстрины». Обыкновенно, в нем видят дружинника или, точнее, члена младшей дружины князя. Как памятник старины, моление очень интересно и с бытовой, и с литературной стороны. Оно дает материал для характеристики древнерусской жизни, указывает на объем начитанности тогдашних книжников и заключает в себе несколько старинных пословиц и поговорок.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Предисловие Настоящее повествование о начале и устроении Данилова Монастыря 1 составлено по рукописному житию Преподобного Даниила в том виде, в каком оно представлено в нём. Повествование сие касается начала основания и образования монастыря при жизни самого Преподобного, так как это основание монастыря особенно представляет много чудесного и замечательного. При конце жизни Преподобного, по ходатайству его, монастырь возведён был на степень архимандричьих монастырей, «и от того времени, – сказано в житии, – в монастыре вся по чину устрояшеся», то есть дальнейшее образование его не представляет особенно чудесного и необыкновенного: монастырь устроялся сам собою по мере собственных средств, какие были у него в распоряжении. О начале Переславского Троицкого Данилова монастыря Местность монастыря Троицкий Данилов Монастырь находится на краю города Переславля-Залесского с южной стороны его (недалеко от нынешнего Московско-Ярославского шоссе). Основан Монастырь сей в 1508 году Преподобным Даниилом, когда жил он ещё в Переславском Горицком Монастыре 2 . На месте Данилова Монастыря прежде были скудельницы, или место, где погребались странники и умершие внезапною смертью. Всецелая любовь к тем несчастным побудила Преподобного устроить храм Божий, чтобы на месте погребения их приносилась за них бескровная жертва и возносилась тёплая молитва к Богу о упокоении их со святыми. Общие мысли эти раскрываются в рукописном житии с большею подробностью так: О странноприимстве Преподобного Всякий странник, пришедший в Горицкий монастырь, обретал у Преподобного Даниила добрый покой. Преподобный с особенным усердием расспрашивал о всех несчастных, чтобы подать им благовременную помощь; платил деньги тому, кто сказывал о них. Когда слышал, что где-нибудь лежит поверженным на распутье какой странник, или умерший от мраза, или заеденный зверями, или убиенный от разбойников, или скончавшийся другою какою внезапною смертью , то сам он, тайно ото всех, ночью исходил из Монастыря и, по сказанию поведающих, отыскивал тело несчастно-погибшего, лобызал его, проливал над ним горькие слёзы и на раменах своих относил в скудельницу, называвшуюся домом убогих; здесь отпевал над ним надгробное пение и полагал в скудельную гробницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

I. Посреди монастыря каменная соборная церковь во имя Пресвятой Троицы. Она сооружена Государем и Великим Князем Василием Иоанновичем в 1530 году. В настоящее время иконостас в ней и царские двери столярной работы в три яруса; колонны, рамы, карнизы и прочие вещи в иконостасе – резные – поставлены в 1784-м году, при архимандрите Иосифе Быкове, и вызолочены на полимент червонным золотом в 1801 году мастером московским купцом Иваном Хрипуновым при архимандрите Павле Предтеченском. 1 Иконы в иконостасе древнего письма; но украшение их состоит только в том, что венцы на священных изображениях серебряные. Храмовая икона Живоначальныя Троицы – образ древний; на нём три венца с коронами и цатами серебряные, вызолочены, на коронах 10-ть камней разноцветных простых; нижнее и верхнее поля обложены серебром басемным с позолотою. Поверх образа в клеймах Богоявление Господне. Святый престол обложен серебряным листом с чеканными изображениями – Вечери Господней, положения Спасителя во гроб, Успения Божией Матери и Воскресения Христова. Одеяние сие устроено коллежским асессором Демидом Мещаниновым в 1801 году. Клиросы и место настоятельское – новые, резные, 2 устроены переславскими 2-й гильдии купчихами, почётными гражданками, девицами Варварою и Татьяною Васильевными Гладковыми в 1859 году при архимандрите Платоне (Троепольском). Церковь расписана стенным писанием в 1668 году, при архимандрите Григории Неронове. Предметы для картин живописи взяты большею частию из Апокалипсиса. Двери западные и южные – железные, 3 устроены купчихами девицами Гладковыми в 1858 году при архимандрите Платоне (Троепольском). Глава и верх церкви покрыты листовым железом в 1805 году при архимандрите Модесте. На северной стороне летней церкви находится каменный придел во имя преподобного Даниила. Придел сей сооружён в 1660 году, вскоре после открытия мощей преподобного Даниила с благословения патриарха Никона , при архимандрите Никите. Иконостас в нём столярной работы, вызолочен на полимент усердием купеческой жены Агафьи Васильевны Крестовниковой в 1811 году; святые иконы писаны из усердия переславским мещанином Иваном Мельниковым; в 1813 году придел сей снова весь был возобновлён и освящён архимандритом Иосифом Величковским; в 1835 году устроен в нём чугунный пол усердием доброхотных дателей; в 1856 году, при архимандрите Платоне Фивейском , особенно усердием вкладчиц девиц Гладковых и некоторых других сделана живопись, 4 изображающая некоторые события из жизни преподобного, и их же усердием придел сделан тёплым и устроены, при архимандрите Леонтие (Лебединском), в нём под полом духовые трубы, 5 в 1805 году при архимандрите Модесте покрыт вновь железом. Из предметов, особенно замечательных, обращают на себя внимание – икона преподобного Даниила и Тихвинской Божией Матери, и рака с мощами преподобного Даниила.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прп. Герасим Болдинский. Икона. Кон. XVIII - 1-я треть XIX в. (ГНИМА) (Григорий Михайлович; 1488/89, Переславль-Залесский - 1.05.1554, Герасимов Болдинский мон-рь), прп. (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых), основатель 4 общежительных мон-рей. Главными источниками сведений о Г. являются 2 редакции его Жития и завещание («Изустная память», «Закон», устав Г.). В юности святой избрал духовным отцом прп. Даниила Переславского . В 1501/02 г., в возрасте 13 лет, Григорий поступил послушником в переславль-залесский Горицкий в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь , где настоятельствовал его духовник. Позднее юноша перешел в основанный прп. Даниилом в 1508 г. переславль-залесский Данилов во имя Св. Троицы муж. мон-рь , где был пострижен в монашество своим духовным отцом, о чем сообщается в Житии прп. Даниила (написано в 1553-1562), к-рое также рассказывает о том, что Г. был «кожествец» (кожевник). Г. был любимым учеником прп. Даниила, неоднократно сопровождал его в поездках в Москву; переславских подвижников хорошо знали при дворе вел. кн. Василия III Иоанновича . В 1526 г. (согласно Житию, за 2 года до основания Герасимова Болдинского во имя Святой Троицы мужского монастыря , что, по свидетельству Г., произошло в 1528) Г., получив благословение прп. Даниила на пустынножительство, покинул Данилов Троицкий мон-рь (сообщение Жития Г. о том, что святой прожил в Троицком мон-ре 26 лет, следов., покинул его в 1527/28, отражает позднейшие подсчеты агиографов и не подтверждается «Изустной памятью»). Г. поселился в смоленских землях, к-рые незадолго до этого (1514) вошли в состав Российского гос-ва, после того как в течение более 100 лет являлись частью Литовского великого княжества . Преподобный поставил небольшую хижину в Дорогобужском у., недалеко от Ст. Смоленской дороги («многошественной стези»), повесил при дороге на дереве «кузовец» для сбора милостыни, питался тем, что клали в него проходившие по дороге люди, к-рые «веляху ему молити Бога о них», делился полученным хлебом и деньгами с путниками и нищими. Когда святой покидал хижину, ее и «кузовец», согласно Житию, от зверей, птиц и людей охранял ворон. На подвижника неоднократно нападали местные жители (согласно 2-й редакции Жития, за то, что занял их «вотчину»), «злии убийцы разбойницы», проходившие по дороге путники.

http://pravenc.ru/text/164547.html

Прп. Левкий Волоколамский. Икона. Кон. XVII в. (?) под записью сер. XIX в. Оклад. 40–50-е гг. XIX в. (ц. Сретения Господня в Песках) († до 1503), прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), основатель Левкиева в честь Успения Пресв. Богородицы мужского монастыря в 35 верстах от Волоколамска (ныне Шаховской р-н Московской обл.). Основные сведения о святом содержатся в Житии прп. Даниила Переславского. В сокращенной редакции Жития (по классификации С. И. Смирнова), известной под названием «Сказание вкратце о преподобном старце Данииле Переяславском», говорится, что Даниил (в миру Димитрий) много слышал о прп. Пафнутии Боровском († 1 мая 1477) и хотел быть его учеником, но «не улучи». Он пришел в обитель, когда святой уже преставился (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. С. 615). После пострига Даниил был отдан «под начало нкоему старцу велику житиемъ, именемъ Левкий, иже послди изволи в пустыню вселитися и во уединении безмолъствовати, еже и донын словет пустыня Левкиина, в ней ж Левкия добр потрудися и соверши житие свое о Господ» ( Смирнов. 1908. С. 10). Под началом Л. он находился 10 лет, учась «иноческому житию и правилу, и великимъ подвигомъ, и смиреномудрию; и без того воли ничто же творяше». Если следовать хронологии Жития, ок. 1487 г. Л. покинул мон-рь и поселился в пустыни. Согласно первоначальной редакции Жития, его ученик остался в Боровской обители (Там же. С. 10). По сведениям «Сказания...», Даниил ушел со старцем и вместе с ним подвизался в Левкиевой пуст. 2 года. К нач. XVI в. Л. уже не было в живых; о почитании святого свидетельствуют духовные грамоты кн. рузского Ивана Борисовича (1503) и кн. волоцкого Федора Борисовича (ок. 1506), завещавших поминальные вклады в Левкиев мон-рь (ДДГ. С. 352, 407). Святой был погребен около Успенской ц. Согласно описи XVII в., при храме была устроена «часовня деревянная, а в ней почивает преподобный отец Левкий под спудом» ( Леонид (Кавелин). 1870. С. 73). К сер. XVIII в. вместо часовни построили каменный «приделец», освященный во имя Л. (он имел небольшие размеры: 3,5 саж. в длину и столько же в ширину). Имя святого включено в «Книгу глаголемую Описание о российских святых»: «Преподобный Левкий, игуменъ Успенскаго монастыря иже бысть на Руз рц, преставися в лето 6000». Празднование святому в его пустыни традиционно совершалось 17 июля. Память Л. отмечена в иконописных подлинниках под 17 июля (БАН. Строг. 66. Л. 128 об., кон. XVIII в.; РНБ. Погод. 1931. Л. 190), под 7 апр.- в Сводном иконописном подлиннике Г. Д. Филимонова.

http://pravenc.ru/text/2463333.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ (Величковский Иоаким; 1773, Москва - 26.09.1851, Киев), еп. Смоленский и Дорогобужский. Род. в семье московского протоиерея. Окончил Славяно-греко-латинскую академию, служил диаконом в одной из московских церквей. Овдовев, в 1801 г. был пострижен в монашество, служил учителем в низших классах СПбДА, затем законоучителем С.-Петербургского коммерческого училища. В 1803 г. И. был назначен соборным иеромонахом Александро-Невской лавры; известны проповеди И., сказанные в день праздника апостолов Петра и Павла (Два слова, говоренные в ц. св. ап. Павла, что при С.-Петербургском коммерческом училище. СПб., 1804). В 1807 г. определен настоятелем белгородского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря с возведением в сан архимандрита ректором Курской ДС и присутствующим в Курской консистории. 23 июня 1809 г. И. возглавил переславль-залесский Данилов во имя Святой Троицы монастырь . По инициативе И. в 1811 г. в Троицком соборе обители был отремонтирован и позолочен иконостас, а над ракой прп. Даниила Переславского возобновлена сень. 10 авг. 1813 г. И. освятил особый придел над местом погребения преподобного. 28 июля 1816 г. мощи прп. Даниила переложили в новую, серебряную раку и поставили в арке между приделом и основным пространством Троицкого собора. При И. в монастыре производился ремонт теплой ц. в честь Похвалы Пресв. Богородицы (кон. XVII в.) и ц. во имя Всех святых (кон. XVII в.); в последней переславским мастером И. Шманаевым «возобновлены святые иконы» ( Свирелин. 1860. С. 23, 24, 29, 32, 92). Одновременно с 1811 г. И. состоял членом Владимирского губ. оспенного комитета. С 1814 г. ректор и профессор богословия Владимирской ДС. Летом 1819 г., во время пребывания И. в С.-Петербурге на чреде священнослужения, обязанности ректора исполнял архим. Павел (Подлипский) . 9 нояб. 1819 г. в столичном Казанском соборе митр. Новгородским и С.-Петербургским Михаилом (Десницким) И. был хиротонисан во епископа Архангельского и Холмогорского.

http://pravenc.ru/text/578499.html

1. Духовная память Содержание духовных памятей монастырям составляло пожертвование от частных лиц в монастырь на помин своей души и душ сродников своих. В архиве Данилова монастыря есть такой акт 1586 года. Он начинается словами: «во имя Отца и Сына и Святаго Духа Троицу единосущную и нераздельную»; затем: Се яз раб Божий Матвей Дмитриев Пыжов пишу сее духовную память целым умом и разумом, кому что дати, и на ком что взяти и кому моя душа поминати. Приказываю свою душу поминати отцу своему духовному, Духовскому игумену Марку, да приказываю свою душу поминати Троицкому Данилова монастыря государю своему архимандриту Сергию с братьею. А дал есми в дом живоначальные Троицы и препод. Даниилу по своих родителех и по своей душе, в наследие вечных благ, на поминок, вотчину свою отца моего благословение Дмитрия Ивановича Пыжова, да дяди моего благословение Фёдора Ивановича Пыжова в Юрьеве Польском, в Кривцове стану, на р. Шахе, сельцо Микульное, да к тому селцу пустошь Бузаново, в срок без выкупа, в наследие вечных благ. Благочестивый завещатель не просто завещевает поминать свою душу; но, кроме всеобщего поминовения, назначает особые дни, в которые душа особенно нуждается в поминовении и молитвах церковных. А поминати, – говорит он далее, – моя душа архимандриту Сергию с братьею за тот вклад четыредесятницу (то есть сорокоуст) обедню служити по всяк день, а на третины и на девятины и на полусорочины обедниж служити и панихиды пети собором. Устроивши, так сказать, по себе поминовение, завещатель начинает заботиться о поминовении душ сродников своих. Да архимандритуж Сергию с братьею после моего живота впрок за тот вклад поминати деда моего Ивана, да отца моего Дмитрея и матерь мою Ульяну и дядю моего Фёдора, мои родители, и дважды в год на братью кормы чинити, и деда моего и отца моего и матерь мою и меня в сенодик написати во вседневной, и иных моих родителей написати в общей сенодик. Во вклад его в монастырь, после смерти его, могли вступиться его родственники, могли, как родовым имением, воспользоваться, отнять его у монастыря; – на этот случай в духовной помещена угроза суда божия над ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

29 июня 2019 г. 10:05 Переславский Свято-Феодоровский историко- культурный форум: наука и церковная жизнь В Переславле-Залесском состоялась научно-практическая конференция на тему «Роль монастырей в формировании социокультурного пространства малых городов». В мероприятии, проходившем в рамках работы Переславского Свято-Феодоровского форума, приняли участие духовенство, реставраторы, художники и культурологи.       Центральное событие Форума - научно-практическая конференция «Роль монастырей в формировании социокультурного пространства малых городов» в первый же день принесла неожиданные практические результаты.  Так, доклад к.и.н., докторанта Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв.Кирилла и Мефодия Аллы Виденеевой : «Колокольные наборы переславских монастырей на рубеже XVII-XVIII столетий» стал значимым для сестер и настоятельницы Свято-Феодоровского женского монастыря, игумении Даниилы (Севериненко). Как рассказала она корреспонденту «Журнала Московской Патриархии», благодаря докладу в обители впервые узнали, что набор колоколов Феодоровской обители в начале XVIII века был самым многочисленным монастырским ансамблем в Переславле-Залесском, и состоял из 10 колоколов, самый большой из них весил 105 пудов. Восстановление колокольни Свято-Феодоровской обители, главной городской доминанты, разрушенной в 1930-м году – едва ли не основная забота монастыря сейчас. Проект в настоящее время дорабатывается, вносятся правки специалистов. Новые сведения сразу взяли в работу. «Теперь уже точно установлено место нахождения колокольни, но требуются археологические раскопки, - сказала игумения Даниила. - Ранее шурф был заложен не в том месте - по плану 1925-го года, который был составлен очень приблизительно. Повторные исследования хотелось бы провести этим летом».       Доклад монахини Сергии (Каламкаровой) (Успенский женский монастырь г. Александров) об исторических связях Успенской и Феодоровской обителей пополнил монастырский синодик именами сестер и настоятельниц предшествующих поколений.

http://e-vestnik.ru/history/svyato_fedor...

I. [Где было подворье?] Московское подворье досталось в собственность Данилова монастыря по данной памяти какого-то Василья Воронцова, в 1572 году. Из каких служб оно состояло тогда, всего лучше можно видеть из той данной. Се яз Василей Фёдоров сын Воронцов, что был на Москве двор брата моего Ивана Дмитревича Воронцова, а на том дворе хоромы: изба, да клеть, да мыльня, да конюшенка плетёная, и яз с того двора хоромы те все отдал в дом Живоначалные Троицы и Преподобнаго Даниила по душе брата своего Ивана Дмитревича архимандриту Аврамью с братьею. До 1677-го года сведений о нём по документам не найдено; с этого же года оно становится очень известным. Место, где находилось в Москве подворье, узнаём из отписки стряпчего о постигшем его пожаре в 1681 году. Ведомо вам, государи, чиню, – писал он монастырским властям, – в нынешнем 189 году против 12-го апреля в ночи на Москве на Петрове у Сергия Чудотворца в приходе учинился пожар за два двора до монастырскаго подворья, и от того пожару монастырское наше подворье сгорело всё без остатку и монастырская вся дворовая рухлядь и запас всякий. После пожара оно, по всей вероятности, осталось на том же месте. Стряпчий в той же отписке пишет архимандриту и другим властям монастырским: А что ваше изволение о подворье, как вам государем подворье строить и мне докаместа по межам двор кольем огородить ли или изволите кого прислать строить, а докаместа до строения велят огородить кольем, а продать то дворовое место стало ныне неразумно, потому что белыя дворовыя места отягчены мостовыми деньгами. Из расходных книг стряпчего за 1685-й год именно видно, что оно и в этот год состояло в приходе Сергия Чудотворца; за май месяц пишет он в расходе: «Сергиевскому приходскому священнику от Николаевской воды дано два алтына». Как велико было подворье – это тоже видно из отписки стряпчего 86) 1 1861 года марта 20-го: «Да спрашивают и правят на мне, – пишет он, – в Земский Приказ мостовых денег против стараго вдвое с сажени по 8 гривен с поперечника с двора, и того с четырнадцати сажен с полутретью денег наляжет 11-ть рублёв 11-ть алтын». Подворье это было небогатое; в одно время стряпчий писал архимандриту (1684 г. марта 2-го 30): «да изволите ли на монастырском дворе у горниц приделать сенцы, как ваш приезд будет, нельзя и вытти; буде надобны, по дороге б леску припас»; в другой раз (1700 г. декабрь 371) пишет: «а в кельях, государь, в обоих печи развалились и жить стало невозможно, разве сойти со двора; прикажи, государь, прислать, чтоб печи скласть и двор заборы загородить». II. Кто жил на подворье?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ ФЕОДОРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Переславль-Залесский Феодоровский женский монастырь, 2016 год. Фото Марины Ческис В начале XIV века Переславль являлся вторым центром Московского княжества. Москве не раз пришлось бороться за верный Переславль и не раз защищать его от других князей, имевших на него виды. Так, когда московский князь Юрий Данилович отправился в Орду за ханским ярлыком на княжение в Переславле, полки тверичей под водительством боярина Акинфа решили захватить союзный Москве Переславль. Переславцы и москвичи хорошо подготовились к встрече противника. 8 июня 1304 года, в день памяти вмч. Феодора Стратилата, в окрестностях Переславля между двумя войсками произошло сражение. Тверичи потерпели поражение, а сам Анкинф погиб в бою. В честь победы переславцы на месте битвы основали мужской монастырь во имя святого великомученика Феодора Стратилата , покровителя воинов. В 1511 году великий князь Московский Василий III Иоаннович (1479- 1533) пожаловал монастырю деревни и пустоши, что нашло отражение в документах монастырского архива. В частности, сохранилась «великого князя Василия Ивановича всея Руси старая тарханная грамота за красной печатью на подмонастырское сельцо Феодоровское и на село Половецкое и на деревню Потанино с пустошами…» Расцвета Феодоровский мужской монастырь достиг при царе Иоанне IV Васильевиче (Грозном) (1530-1584). Как и его отец, царь Иван Грозный любил ездить в Переславль-Залесский на богомолье. Одним из его восприемников при крещении был игумен Переславского Троицкого Данилова монастыря Даниил. Повзрослев, Иоанн испытывал особую привязанность к Переславлю, он неоднократно бывал здесь со своими домочадцами. Иногда причиной поездки в Переславль-Залеский было паломничество. По его личному распоряжению были укреплены два монастыря – Феодоровский и Никитский, фланкирующие въезды в город и охраняющие переславскую дорогу. Иоанн Грозный неоднократно жаловал Феодоровскому монастырю обширные земли с селами и деревнями. В 1551- 1552 годах при игумене Макарии царь дал вклад " слободку Ямскую, свое дворцовое село Ивановское, да село Петровское, да 500 рублей на монастырское строение по сыне своем Иоанне " .

http://drevo-info.ru/articles/5001.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010