Здания больницы, где работал хирург Валентин Войно-Ясенецкий, и прилегающая к ней территория находятся неподалеку от Феодоровского женского монастыря . Именно ему священноначалие поручило руководство этим проектом. Такое решение епископа Переславского и Угличского Феоктиста обосновано исторически. В архиве Феодоровского монастыря сохранились документы, которые свидетельствуют: будущий святитель в годы своей жизни в Переславле долгое время был постоянным лекарем монастыря и выполнял свои обязанности безвозмездно 2 . Кроме того, по свидетельству прислуги Войно-Ясенецких в Переславле Елизаветы Кокиной, чьи воспоминания записаны в 1960-е годы первым биографом святителя Марком Поповским, настоятельница монастыря игумения Евгения постоянно общалась с членами семьи хирурга: «Ни в киятры, ни в гости они не ездили. И к нам редко кто ходил. Только игуменья Феодоровского монастыря, большого ума женщина, приезжала чайку попить» 3 . О близком общении с настоятельницей Феодоровского монастыря в Переславле игуменией Евгенией (Георгиевской) говорит и сохранившаяся в семейных архивах фотография 1913 года. На ней Анна Васильевна Войно-Ясенецкая сидит рядом с матушкой Евгенией и тремя своими детьми. Фото, по-видимому, сделано самим будущим святителем, у которого в это время появился собственный фотоаппарат. Атмосфера непринужденности, теплоты и взаимопонимания пронизывает эту фотографию. Так что Феодоровский монастырь, по-видимому, был самым духовно и душевно близким местом для хирурга Войно-Ясенецкого в годы его служения в Переславле. Поэтому вполне логично, что нынешняя игумения Даниила (Севериненко) и сестры этого монастыря будут играть ведущую роль в осуществлении проекта, связанного с именем святителя Луки. Значительное пространство будущего музея в Центре имени святителя Луки планируется отвести под информационные блоки, связанные с его научной деятельностью. Здесь будут не только научные книги и статьи святителя, не только стенды, объясняющие сущность его открытий в анестезии и хирургии в контексте науки его времени и последующего ее развития, портреты его предшественников и последователей, но и интерактивные игры для молодых посетителей. «Архитектура» человеческого тела, его возможности и загадки интересуют детей не меньше, чем фантастические истории. Поэтому интерактивное путешествие, к примеру, по нервной системе человека может дать юным посетителям центра прекрасную возможность оценить достижения хирурга Войно-Ясенецкого. Кроме того, объяснения, какие возможности предоставляет медицина сегодня для решения тех или иных задач и какие трудности, порой неразрешимые для своего времени, стояли тогда перед главным хирургом, помогут ребятам точнее оценить собственные интересы и возможности при выборе специальности в сфере медицины.

http://e-vestnik.ru/db/voyno-yasenetskiy...

Из книги С.В. Демидов, Е.В. Кудряшов " Нерехта " . Отчий дом, Москва, 1996. Выразительный по архитектуре и планировочно развитый сельский культовый комплекс, включающий храм в традициях костромского зодчества 17 в., получивший новый облик благодаря более поздним приделам, и колокольню в стиле классицизма. Исключительную ценность представляют росписи и иконостасы церкви, которые признанно считаются выдающимися произведениями местных живописцев и резчиков. Комплекс расположен на вершине пологого холма, рядом со старой Костромской дорогой, и доминирует в открытом ландшафте; высокая тетеринская колокольня видна из Нерехты, отстоящей на 6 км. Село Тетеринское с деревнями в кон. 14 – нач 15 в. принадлежало боярину Аксандру Остею, а позже его сыну и внуку Андрею Романовичу Остееву (Хрулю), который пожертвовал владение Переславскому Горицкому монастырю. В 1627–1628 гг. в селе стояли две деревянные церкви – холодная Никольская, с приделами Успения и пророка Даниила, и теплая Параскевы Пятницы. В 1720–1724 гг. по ходатайству настоятеля монастыря архимандрита Льва (Юрлова) и прихожан на месте первого был возведен новый каменный пятиглавый храм с трапезной, северным приделом и шатровой колокольней. Придел во имя Николая Чудотворца освятили в 1724 г., а основной престол, посвященный Успению Богоматери, – годом позже. В 1745 г. церковь была выведена из владений Горицкого монастыря и стала приходским храмом Костромской епархии. Крупные работы, проводившиеся в церкви в кон. 18 – нач. 19 в., инициировались Петром Агриколянским, назначенным сюда священником в 1791 г. Его попечением к 1797 г. церковная территория была окружена каменной оградой с воротами, калитками и сторожкой, а в 1795-1799 гг. стены основного храма были расписаны большесольскими мастерами. Главными вкладчиками выступили Гавриил и Василий Степановы, о чем свидетельствует запись на откосе южного портала храма. Вероятно, к кон. 18 в. относится и четырехъярусный главный иконостас храма, по формам очень близкий иконостасу Благовещенской церкви в с. Протасово, освященной в 1782 г.

http://sobory.ru/article/?object=03115

Историко-культурные мероприятия начнутся 19 июня с двухдневной научно-практической конференции «Роль монастырей в формировании социокультурного пространства малых городов». В Феодоровском соборе в 8 утра будет отслужен молебен на начало благого дела. Затем мероприятие торжественно откроют в актовом зале городской администрации епископ Переславский и Угличский Феоктист, глава Переславля-Залесского Валерий Астраханцев и настоятельница Свято-Феодоровской женской обители, игумения Даниила (Севериненко). Валерий Астраханцев возглавит первое пленарное заседание на тему: «1700-летие подвига великомученика Феодора Стратилата, 715 лет основания Феодоровского монастыря». В этот же день владыка Феоктист в культурно-досуговом центре «Ювента» даст старт Летнему фестивалю «Отражение Света. Пространство визуальных впечатлений». В рамках открытия состоится семейный просмотр созданных детьми мультфильмов о новомучениках и исповедниках российских. Памяти новомучеников посвящен также и документальный фильм Натальи Гугуевой «Свидетели любви», премьерный показ которого пройдет 21 июня. Это лента о жертвах Бутовского полигона завоевала приз «За лучшую режиссерскую работу» на XV Севастопольском фестивале документальных фильмов и телепрограмм «Победили вместе», который прошел в середине мая этого года в Севастополе. После фильма состоится встреча с автором. В формате летнего фестиваля откроется выставка ярославских художников «Между прошлым и будущим», которую до 21 июля можно будет увидеть в Феодоровском соборе.   Летняя часть Форума приурочена ко второму Дню памяти св. влм. Феодора Стратилата (+319), который празднуется 21 июня - дату перенесения тела святого на его родину, в город Евхаит, для погребения.  В этот же день в 1304 году состоялось сражение  за Переславль войска московского князя Юрия Даниловича с тверичами, пытавшимися захватить город. Переславско-московское воинство победило, и на месте битвы в благодарность небесному воеводе (стратилат в пер. с греч. – воевода) за покровительство заложили в его честь Свято-Феодоровский монастырь, который изначально был мужским. Всенощное бдение состоится 20 июня, а Божественная литургия 21 июня совершит, после Литургии состоится крестный ход.

http://e-vestnik.ru/culture/svyato-feodo...

Мы вели долгие духовные беседы – батюшка давал мне правильные наставления, я им старался внимать. Родом он с Украины. Вначале учился в семинарии в Свято-Успенском мужском монастыре в Одессе, и затем по послушанию он оставил дорогую сердцу обитель. Но Господь привел его в Псково-Печерский монастырь: как раз в те годы там жили многие замечательные старцы, а наместником был широко известный в церковном сообществе архимандрит Гавриил (Стеблюченко), по характеристике батюшки, «добрейший человек с жестким характером». Хорошая подготовка была у отца Антония к служению, которое он несет последние три десятилетия в качестве бессменного настоятеля Болдина монастыря! Поднял обитель из руин, возродил в ней монашескую жизнь. Я с благодарностью воспоминаю о нем и поминаю его в своих молитвах. Часто вспоминаю и 20 апреля 1992 года, когда по благословению митрополита Кирилла игумен Антоний постриг меня в мантию, с наречением имени в честь преподобного Даниила Переславского, учителя преподобного Герасима Болдинского. С тех пор у меня сложилась духовная связь с Переславлем-Залесским и его обителями. Особая память осталась от встречи и беседы после Божественной литургии в Свято-Троицком Даниловом монастыре в Переславле-Залесском с ветераном Великой Отечественной войны архиепископом Ярославским и Ростовским Михеем (Хархаровым). Владыка, при котором одна из старейших на Руси епархия преображалась на глазах – массово открывались храмы, открывались монастыри – поразил простотой в общении и вниманием, какое он проявлял ко всем, независимо от их сана и положения. Ориентиры духовной жизни Батюшка, всегда интересно слушать рассказы о людях из церковной среды, которых можно назвать ориентирами внутренней жизни, духовными компасами. Через них происходит узнавание Христа. Кто еще для Вас стал таким компасом? Господь по Своему милосердию постоянно посылал мне учителей и духовных наставников, за что я не устаю Его благодарить. Так летом 1992 года по благословению отца Антония я совершил паломническую поездку в Псково-Печерский монастырь, где прожил неделю.

http://pravoslavie.ru/138764.html

Наиболее значительным в жизни города стал 1374 год, когда князья во главе с Владимирским вел. кн. св. Димитрием Иоанновичем Донским провели т. н. Переяславский Собор. На нем было принято решение о вооруженной борьбе и об отказе от выплаты дани Мамаевой Орде. Другим важным событием стало рождение здесь 26 нояб. 1374 г., в день памяти св. Алипия Столпника и вмч. Георгия , буд. Владимирского и Московского вел. кн. Георгия (Юрия) Димитриевича , к-рого крестил прп. Сергий Радонежский ( Присёлков М. Д. Троицкая летопись: (Реконструкция текста). М.; Л., 1950. С. 397-398). Вероятно, в этих событиях участвовал и настоятель П.-З. Н. м.; он хлопотал перед вел. князем о льготах для своей обители, к-рые ей были необходимы после Третьей «Литовщины», когда захватчики разорили окрестности и посад Переяславля (Там же. С. 394). В кон. авг. 1382 г., во время Тохтамышевой рати, ордынцы вновь напали на город (Там же. С. 424), в дек. 1408 г., во время Едигеевой рати, ордынцы «взяша град Переславль и огнем пожгоша» (Там же. С. 468). По-видимому, в этот раз обитель пострадала наиболее сильно. К кон. XIV - нач. XV в. относится написание древнейшей из сохранившихся редакций Жития прп. Никиты Столпника ( Понырко. 1988. С. 307), необходимость в составлении которого могла возникнуть не только из-за местного почитания святого, но и из-за совпадения дня рождения представителя правящей московской династии Калитовичей с днем памяти св. Алипия Столпника. Оно могло вызвать значительный интерес к судьбе прп. Никиты Столпника. По-видимому, этим же объясняется поиск митр. Киевским свт. Фотием его мощей, к-рый, судя по времени выдачи святителем основной части переяславских актов, скорее всего был осуществлен в 10-х гг. XV в. Начавшаяся в доме Калитовичей династическая война в 1425-1454 гг. отвлекла власти от прославления местночтимого прп. Никиты Столпника. Новый период истории мон-ря связан с деятельностью прп. Даниила Переславского и его ученика свящ. Андрея (впосл. митрополит Московский и всея Руси Афанасий ).

http://pravenc.ru/text/2579996.html

После Новгорода он был в Москве и затем подвизался в монастыре, основанном преподобным Герасимом Болдинским (†1554; пам. 1 мая). “Летописец” старец Иосиф написал, будучи “крылошанином, живущу тогда во обители Пресвятыя Живоначаныя Троицы в Герасимове монастыре” 13 . Интересна духовная генеалогия этого подвижника. Он был духовным сыном преподобного Даниила Переславского (†1540; пам. 7 апр.). В свою очередь преподобный Даниил был духовным другом святителя Макария, а оба они были пострижениками Пафнутиево-Боровской обители. Преподобный Герасим Болдинский устроил Болдинский Троицкий монастырь, где в 1540 году был воздвигнут каменный храм. Затем в его завещании говорится, что на вопрос братии о преемнике в обители он ответил: “Да будет вам игумен, пастырь и наставник обители сей Иосиф Краснописецъ” 14 . После этого в завещании описано, как он устраивал другие три монастыря. Поэтому встаёт вопрос, произошло ли назначение старца Иосифа Доброписца после того, как преподобный Иосиф направился основывать другие монастыри, или же в конце жизни святого? В самом Болдинском монастыре это назначение относили к концу жизни святого, о чём писал Болдинский игумен Варлаам в 1781 году 15 . Р. П. Дмитриева датирует игуменство старца Иосифа в Болдинской обители между 1554 и 1567 годами 16 . Поэтому появление в Болдинском монастыре макарьевского книжника, несомненно, было связано с личным участием святителя Макария в судьбе этого монастыря. К тому же преподобный Герасим завещал перед своей кончиной основанную им обитель попечению Митрополита Макария 17 . Об игуменстве старца Иосифа известно немного. При нём получил исцеление от мощей преподобного Герасима некий монастырский работник, которого игумен Иосиф постриг перед этим в монашество страха ради смертного, назвав его Александром 18 . В приписке 1569 года в рукописи с творениями святителя Иоанна Златоуста старец Иосиф называет себя бывшим игуменом 19 . Почил он, возможно, находясь на покое в Троицкой обители, занимаясь переписыванием книг. Таков жизненный путь макарьевского книжника-каллиграфа.

http://pravmir.ru/neopublikovannoe-proiz...

С XIV в. и до упразднения в 1764 г. вотчинный, по терминологии с кон. XVII в. приписной, К. м. управлялся властями Троице-Сергиевой обители. В 1438 г. К. м. управлял строитель, но жалованную грамоту на монастырские владения вел. кнг. София Витовтовна выдала троицкому игумену. В 1744-1764 гг. К. м. относился к Переславской епархии, в 1764 г. был упразднен, храмы обращены в приходские церкви казенного с. Киржач Переславского у. С 1778 г., при образовании Владимирского наместничества, с. Киржач и располагавшееся рядом с. Селиванова Гора были преобразованы в уездный г. Киржач. В 1796 г. Киржач стал заштатным городом Покровского у. Владимирской губ. Настоятели и братия Численность насельников К. м. в XIV - 1-й пол. XVI в. неизвестна. Однако в Житии прп. Сергия отмечается, что мон-рь достаточно быстро «наполнился множеством братии». Как писал агиограф, в обитель к прп. Сергию постоянно переходили троицкие монахи: «овогда два, овогда три, иногда же и множае». В первые годы существования К. м. управляли игумены. В XVI-XVIII вв. мон-рь возглавляли строители, к-рые, так же как и игумены, назначались властями Троице-Сергиевой обители. Впервые данные о численности монашествующих указываются в сотной грамоте из писцовой книги 1562/63 г.: в монастыре числились строитель Варлаам и 90 иноков. Очевидно, К. м. пострадал в голодные годы 2-й пол. XVI в. (по писцовым книгам 1592-1593 гг., в обители проживали строитель, 4 черных священника и 29 старцев) и был разорен в Смутное время , в нач. XVII в. Писцовая книга 1626-1629 гг. фиксирует 8 монашеских келий. К 1764 г. насельники К. м. проживали в 3 кельях, в богадельне при обители находились 6 женщин. Первым настоятелем мон-ря был прп. Исаакий , Радонежский молчальник, поставленный прп. Сергием. Но, «любя безмолвие и молчание», он отказался управлять К. м. Вместо него прп. Сергий назначил своего ученика прп. Романа Киржачского, к-рого благословил и на священство. В XVII в. лит. трудами прославился строитель старец Александр, составивший Житие прп. Даниила, основателя и игумена переславль-залесского Данилова во имя Св. Троицы мон-ря , и службу ему.

http://pravenc.ru/text/1840171.html

Так провел он 30 лет. Такова жизнь того, кто не хотел быть знаемым во время земной жизни своей. По догадке преосв. Филарета Черниговского , он был сын князя Феодора Фоминского Слепого и скончался около 1390 года. Позднее при этой церкви был монастырь Князь-Андреевский; теперь – она приходская. Здесь почивают под спудом мощи св. князя Андрея, Переславского чудотворца. («Рассказы из Ист. Р. Церкви», стр. 418). Мощи обретены 27 октября 1540 года, при чем присланным из Москвы следователям преп. Даниил показывал в «старых книгах» службу кн. Андрею, стихиры и канон, по которым еще недавно праздновали блаженному Андрею в церкви, в которой он покоился. «Кто-то в Переяславле», замечает Ключевский, «выписал целиком этот рассказ из жития Даниила и, приделав к нему небольшое вступление, пустил под именем жития кн. Андрея» (стр. 282). В «Иконописном Подлиннике», под 29 октября: «подобием рус, главою плешаст, брада аки Никиты мученика, ризы княжеския, в руке крест, в другой меч» (Филимонов, стр. 37). 218. Преподобный Корнилий Затворник Борисоглебскаго монастыря преставися в лето 7100. И Корнилий Новый память его июля 22 день В мире Конон, сын Рязанского купца, в юных летах скрылся из дома родительского и прожил 5 лет в Лукиановой пустыни, потом пришел в Переславскую обитель св. Бориса и Глеба, что на Песках. Там он усердно ходил в храм и усердно трудился в послушании – молол рожь, носил дрова в трапезу и хлебную, таскал воду и принимал пищу только три раза в неделю. Он прожил 30 лет в обители, молчал и считался юродивым. Ум. 22 июня 1693 года. Мощи обретены в 1702 году, а в 1705 св. Димитрий, митрополит Ростовский, свидетельствовал мощи, и они положены были в новом храме под спудом. Святитель написал тропарь и кондак преподобному; тогда же написана была икона его. По «Иконописному Подлиннику»: «подобием власы рус, брада не велика, на главе схима, ризы преподобническия» (Филимонов, стр. 65). Не канонизирован. 219. Преподобный Роман строитель Введенскаго монастыря иже на Киржаче, ученик бе святому Сергию чудотворцу, преставися в лето 6900 Когда в пустыню преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Ты честности пример нам жизнию явил: Отрекшись благ земных, к небесным прилепился, Средь бурь, средь подвигов, непоколебим явился; В молитве и трудах всю жизнь свою провел, Нетленный тем венец на небесах обрел; Споспешествуй и нам расторгнуть сети мира, Чтоб духом воспарить, как ты, в края ефира. II. Великим за труды плетут венки лавровы; Но что воздать тому, кто подвиги суровы – Решился перенест, окончил их, и вдруг По горьких опытах вручает Богу дух? Чем должно ублажить тебя, душа святая, Сердечный фимиам тебе здесь воскуряя, Сожителю небес?! Се от лица любви Приносим перстный дар; от нас его прими, И буди вождь ты нам, у Бога заступленье, Будь радость для сердец, будь царства огражденье! Арка над мощами расписана священными изображениями – Тихвинской Божией Матери и преподобного Даниила; сень над мощами резная, вызолоченная. Живопись писал переславский купец Павел Гусев. И живопись и сень сделаны усердием купчих девиц Гладковых в 1858–1860 годах при архимандритах Леонтие (Лебединском) и Платоне (Троепольском). 8 Пред ракою преподобного Даниила большая привесная лампада с тарелкою о 12 шандалах, на серебряных цепях с серебряным колпаком; весу в ней 18 фунтов 27 золотников. кг] Ныне почивают святые мощи преподобного в гробнице в арке между Троицкою и придельною церковию, а прежде они почивали близ алтаря. В 1716 году мая 13 дня архимандрит Варфоломей подал Императору Петру I-мy челобитье, что то место тесное и для прикладывания к мощам неудобное, и просил позволения перенести их на более свободное и удобное теперешнее место. Великий Государь на челобитной сей написал: «Господь да благословит делать против сего доношения в честь Богу, дивному во святых своих» (Настольная книга, л. 3). На южной стороне соборной церкви находился прежде придел во имя Усекновения честныя главы Иоанна Крестителя, построенный вместе с нею государем Василием Иоанновичем в память рождения ему сына Иоанна Васильевича. Придела сего ныне не существует, и когда он нарушен, неизвестно. С южной стороны приделана была на каменных столбах деревянная молитвенная келья, от которой к настоятельским покоям простирался балкон на каменных же столбах; но в 1796 году по приказанию архиерейскому всё сие было сломано.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

У себя – в Горицком монастыре, Преподобный служил за тех несчастных Божественную литургию и со всем усердием заботился, чтобы христианские тела не оставались без погребения поверженными на земле и обречёнными на снедение лютым зверям и кровожадным птицам. Скудельница та находилась близ Горицкого монастыря и отстояла от него менее чем на одно поприще на восток. Местом скудельничьим владел тогда некто из воинов, именем Григорий Иванов Изъединов. Как владетель, он хотел извлечь из того места доход себе, почему приставил одного из служащих своих быть тут сторожем и поручил ему с каждого желающего похоронить тут умершего брать деньги; а без платы не позволял погребать. Священника на этом месте не было и не творилось поминовения об умерших; почему и звали тогда скудельницы зацепляницами. О странном немом, глаголющем токмо «дядюшко» В одно время пришёл в Горицкий монастырь странный некий муж; он ничего не выговаривал, кроме одного слова: дядюшко. Откуда он был, – от немоты, или юродства ради принял на себя такой обет молчания, – было известно одному Богу. Преподобный полюбил этого странника, – часто упокоивал его в своей келлии и доставлял ему всё потребное для его жизни. В одну тёмную зимнюю ночь Преподобный шёл из своей келлии в церковь на утреннее славословие Господу, и на половине пути к церкви споткнулся ногами своими, и упал на землю. В темноте он не заметил сперва, обо что споткнулся, и подумал, что тут лежало какое-нибудь дерево; осязав же руками, он ощупал мёртвого человека, лежащего тут, и узнал в нём того самого странника. Тело его ещё не остыло, но душа его отошла к Богу. Затрепетало страннолюбивое сердце Преподобного: он взял тело любимого своего странника, уготовил его к погребению, отпел над ним надгробное пение и положил его вместе с другими странными в скудельнице, которых он тайно погребал там. Когда начал он петь по нём четыредесятницу (сорокоуст), то не знал его имени, чтобы при поминовении называть его, и жалел о нём и много укорял себя за то, почему не положил этого странного мужа у церкви Пресвятыя Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010