В кон. XV в. прп. Даниил нек-рое время провел в обители, игуменом к-рой был его родственник, Иона (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. С. 616). В 1540 г., после смерти прп. Даниила, свящ. Андрей начал собирать материалы к его биографии, чтобы составить Житие святого. Работу над ним свящ. Андрей продолжил в Москве, куда переехал в 1549/50 г., став царским духовником. Предания, связанные с П.-З. Н. м., к 1561 г. были включены им в «Книгу степенную» царского родословия (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1. С. 248-249). В 1-й пол. XVI в. интерес агиографов к Переславлю-Залесскому и его святыням не был случайным. Город входил в традиц. богомольный маршрут Московских вел. князей. Их поездки сопровождались посещением окрестных мон-рей Переславля-Залесского. Помимо вел. князей в обитель приезжали молиться и делать вклады сопровождавшие их родственники, бояре и служилые люди. Так, перед смертью 14 февр. 1521 г. угличский кн. Дмитрий Иванович Жилка завещал монастырю «селцо Микитино з деревнями на Оулече в Ванине слободе, что за Олешкою за Оупиным поместье» (ДДГ. 99. С. 410). Значение Переславля-Залесского и его обителей выросло в кон. 1-й четв. XVI в., когда Московский вел. кн. Василий III Иоаннович начал строительство новой резиденции - Александровской слободы ( Пуришев. 1970. С. 15). Традицию выезда на богомолье вел. кн. Василия III, духовником к-рого стал старец Мисаил (Сукин), продолжил его сын, царь Иоанн IV Васильевич Грозный, крестный сын прп. Даниила Переславского. В 60-х гг. XVI в. он начал в мон-ре строительство каменной крепости. Монашеская жизнь в обители не всегда отличалась благочестием. Это было связано с пострижением в монахи богатых вкладчиков, к-рые, оставаясь в мон-ре, иногда пытались сохранить черты светской жизни. Так, напр., поступал влиятельный старец Мисаил (Сукин), к-рый в окт. 1533 г. был вызван из Москвы в Волок Ламский по приказу умиравшего вел. кн. Василия III Иоанновича для сопровождения его при возвращении в столицу. В ночь на 4 дек. 1533 г. вместе с Московским митр. Даниилом Рязанцем он был участником пострижения монарха в монашество и свидетелем его кончины ( Кром М.

http://pravenc.ru/text/2579996.html

Вид В кроме подзаголовков имеет 2 блока дополнительных статей, в к-рых рассказывается о попытке обретения мощей Н. митр. Фотием в 1420-1425 гг., о посещении царем Иоанном IV Васильевичем Грозным Никитского мон-ря, о строительстве церкви и посмертных чудесах преподобного. Первый блок, по мнению Н. В. Понырко, создан царским духовником митр. Афанасием ; второй,- повторяющий сюжеты первого блока, но содержащий ряд дополнений (о новом общежительном уставе мон-ря, о строительстве ц. во имя вмч. Никиты с приделом во имя прп. Никиты Переяславского, о земельных пожалованиях и льготах обители),- игум. Вассианом. Чудеса добавляются к Житию с сер. XVI в. Первое из них сообщает о попытке митр. Фотия обрести мощи Н.: уже обретенное нетленное, обернутое берестой тело святого было засыпано землей во время сильной бури, неожиданно поднявшейся во время раскопок. Это чудо было записано со слов, как сказано в Житии, прп. Даниила Переславского. Важным для почитания святого является чудо «О царском хожении по святым местам, о царских детях, и чудо о воде святаго Никиты и о расширении его монастыря»: по молитве святому в семье царя Иоанна Грозного появился наследник - царевич Иоанн Иоаннович, который в годовалом возрасте исцелился водой из колодца Н. Это чудо без изменений читается в 17-й грани Степенной книги (ПСРЛ. 1913. Т. 21. 2-я пол. С. 651-652), составленной митр. Афанасием, что еще раз убеждает в том, что именно митрополит, родом переславец, ставший духовником Иоанна Грозного, был автором этих и др. чудес Н. О чудесных событиях митр. Афанасий мог слышать и от своего духовного отца - прп. Даниила. Свое имя автор 2-го блока чудес зашифровал в записи: «И аще хощеши уведати имя игумену обителя тоя, второе первый началствуй, двое сотное сотным слагай, а с пятъдесятным ером навершается» (т. е. Вассианъ). Можно выделить 3 группы списков этого вида. Важное отличие 1-й группы текстов от 2-й заключается в том, что в подзаголовок о смерти святого добавлен год - 1193. Во 2-й группе дата преставления отсутствует, опущены посмертные чудеса, рассказывающие только об исцелениях Н. и не имеющие исторического содержания. В 3-й группе списков отсутствует Похвала святому.

http://pravenc.ru/text/2565364.html

Дмитрий Прилуцкий, вологодский чудотворец. Родился в начале XIV в. в Переславле. Происходил из богатой купеческой семьи Покропаевых (Прокопаевых). Постригся в переславском Горицком монастыре ( по другим данным, в Борисоглебском " на горе " ). Был близок с Сергием Радонежским и Дмитрием Донским. Основал Никольский монастырь в Переславле и Спасо-Прилуцкий монастырь в Вологде. Сочетал в себе необыкновенно привлекательную внешность и духовную красоту. Умер в 1392 г. Похоронен в Спасо-Прилуцком монастыре. Канонизирован в XV в. Даниил Переславский. Родился около 1460 г. в Переславле. Мирское имя Дмитрий. В 18 лет постригся в Пафнутьевом Боровском монастыре. Возвратившись на родину, жил сначала в Никольском, а затем в Горицком монастыре. В Переславле на месте братского кладбища- " скудельниц " основал Троицкий Данилов монастырь. Был известен праведным и строгим образом жизни. Крестный отец Ивана Грозного, духовный наставник Василия III. Умер в 1540 г. Был похоронен в переславском Троицком Даниловом монастыре. Житие Даниила написано его учеником - выдающимся древнерусским писателем митрополитом Афанасием по личному указанию Ивана Грозного. Канонизирован в XVII в. Его мощи ныне покоятся в Троицком соборе Данилова монастыря. Герасим Болдинский. Родился в конце XV в. в Переславле. Мирское имя Григорий. Ученик, постриженик и друг Даниила Переславского. 26 лет провел в переславском Даниловом монастыре. Затем ушел из него и основал несколько монастырей в Поволжье и Поднепровье. Умер в 1554 г. в последнем из них - Болдинском Свято-Троицком под Смоленском, где и похоронен. Своим ученикам и последователям оставил духовное завещание " Закон " . Канонизирован в XVI в. Корнилий Переславский. Родился в XVII в. в Переславле-Рязанском (ныне Рязань) в купеческой семье. Мирское имя Канон. Монашествовал в переславском Борисоглебском " на песках " монастыре. Добровольно принял на себя пожизненный обет молчания. Умер в 1693 г. Мощи находились в Смоленско-Корнилиевской церкви. Почитается местно.

http://pravicon.com/info-3182

Основатель Троицкой обители Даниил (в миру Дмитрий) родился в конце 90-х годов XV века в Переславле-Залесском «от благородных родителей Константина и Феклы». С юных лет мечтал о монашестве, он покинул родительский дом и тайно постригся в Пафнутьвом Боровском монастыре. Вернувшись в Переславль, жил сначала в Никитском, а затем в Горицком монастырях, был рукоположен в сан священника. Свойственные Даниилу с детства любовь и жалость к несчастным и убогим людям предопределили своеобразие его монашеского подвига. Уже будучи игуменом Горицкого монастыря, он надолго покидал монастырские стены и бродил по окрестностям Переславля, помогал нищим, калекам, отпевал «нечаянно умерших» и потому не получивших отпущения грехов. Даниил часто бывал на «божедомье». Здесь он хотел основать новый монастырь и поминать всех погребенных в скудельницах во время литургии, ибо «от многих лет многи скудельницы полны человеческих мощей изсыпаны». Но местные церковные власти противились этому. Как гласит предание, нашедшее отражение в Житии Даниила, основанию обители помог случай. Даниил был духовником опальных переславских бояр Челядниных. Однажды, когда он служил в их домовой церкви явился гонец из Москвы с вестью о снятии великокняжеской опалы. В благодарность за свершившееся чудо Челяднины помогли Даниилу получить у московского митрополита разрешение на строительство монастыря и рассказали о переславском праведнике великому князю Василию III. Первоначально новая обитель получила название Всехсвятской, так как ее единственный деревянный храм был освящен в память Всех Святых, - в этот день православные христиане поминают всех умерших. Монастырь сразу же стал пользоваться вниманием великокняжеской семьи, его неоднократно посещал Василий III. Великий князь уговорил Даниила окончательно покинуть Горицы и стать настоятелем основанного им монастыря. Вскоре после этого, благодаря усердной молитве преподобного, у Василия III родился долгожданный наследник престола – будущий царь Иван IV Грозный. Даниил вместе с Кассианом Босым принимал великого князя Ивана Васильевича от купели во время крещения в Троице-Сергиевом монастыре.

http://sobory.ru/article/?object=00434

В одну тёмную зимнюю ночь Преподобный шёл из своей кельи в церковь на утреннее славословие Господу, и на половине пути к церкви споткнулся ногами своими, и упал на землю. В темноте он не заметил сперва, обо что споткнулся, и подумал, что тут лежало какое-нибудь дерево; осязав же руками, он ощупал мёртвого человека, лежащего тут, и узнал в нём того самого странника. Тело его ещё не остыло, но душа его отошла к Богу. Затрепетало страннолюбивое сердце Преподобного: он взял тело любимого странника, уготовил его к погребению, отпел над ним надгробное пение и положил его вместе с другими странными в скудельнице, которых он тайно погребал там. Когда начал он петь по нём четыредесятницу (сорокоуст), то не знал его имени, чтобы при поминовении называть его, и жалел о нём и много укорял себя за то, почему не положил этого странного мужа у церкви Пресвятой Богородицы в Горицком монастыре. «Увы, увы неразумию моему!» – восклицал он, полный горести душевной, когда его мысль была обращена к тому страннику. Преподобный проводил ночи без сна в молитве, и за молитвою всегда поминал того странника. Он хотел перенести тело его в Горицкий монастырь; но, к скорби Преподобного, оно было закладено многими телами других усопших. После молитвы ночью Преподобный часто исходил из кельи на заднее крыльцо – и всё своё внимание и взоры обращал на любимое своё место скудельницы, которое было прямо против его кельи. Однажды, когда стоял он на том крыльце, смотря на скудельницы и горюя о страннике, вдруг увидел исходящий от скудельниц свет и над ними многие горящие свечи; другой и третий раз исходит Преподобный ночью из кельи – и опять видит то же чудное явление. «Коликих угодников, – восклицал он в чувстве благоговейного удивления, – имеет Бог, которых недостоин весь мир – и мы грешные недостойные сподобляемся видеть такие чудные видения! Мы их презираем, уничижаем – и по отшествии их из сей жизни лишаем погребения у Святых Божиих церквей, – не творим о них ни приношения, ни памяти; но Господь не только не оставляет их, но и прославляет».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

В Федоровском монастыре часто бывал и большой почитатель Ивана Грозного Петр Первый. Здесь на Плещеевом озере юный император создавал свой потешный флот, который стал колыбелью российский флота. В 1913 году в Федоровском монастыре торжественно встречали святого страстотерпца российского государя Николая Второго с его царственным семейством. Перед революцией 1917 года прихожанином Федоровского монастыря являлся местный земский врач Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий - будущий русский святой архиепископ Лука. Несколько лет назад в Федоровском женском монастыре довелось служить и автору этих строк, но тогда Федоровский собор еще только восстанавливался, а сегодня в нем уже совершаются богослужения. Здесь же на территории Федоровской обители разместилось сегодня управление новообразованной Переславской и Угличской епархии, которую возглавляет молодой очень деятельный епископ Федор Казанов, уроженец здешних мест. Неподалеку от Федоровского монастыря возвышается другая белокаменная обитель, история которой неразрывно связана с именами первого русского царя Ивана Васильевича Грозного и его отца - Василия Ивановича Третьего. Великий московский князь Василий Иванович основал этот монастырь вместе с местным игуменом преподобным Даниилом Переславским, а когда у великого князя и его супруги великой княгини Елены Глинской в 1530 году родился будущий русский государь Иван Васильевич, то великокняжеская чета построила здесь каменный храм в честь Святой Троицы. Так они благодарили Бога за рождение долгожданного сына, крестным отцом которого был преподобный Даниил. В Троицком соборе почивают мощи Даниила Переславского. Недавно в Свято-Троице-Даниловом монастыре случилась трагедия - в праздник Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна был убит наместник этой обители игумен Даниил Соколов. Молился Иван Грозный и в Преображенском соборе. Собор находится в самом центре Переславля на Красной площади. Это самое древнее церковное здание в Ярославской области. Собор начал строиться в 1152 году Юрием Долгоруким, а достроен был его сыном святым благоверным великим князем Андреем Боголюбским в 1157 году. Здесь возле собора находился княжеский терем, в котором 30 мая 1220 года родился великий русский полководец святой благоверный великий князь Александр Невский. Здесь в Преображенском соборе Александр Невский был крещен.

http://ruskline.ru/analitika/2016/09/28/...

В этом году Ярославской епархии исполняется 1019 лет. Она самая древняя на территории современного Российского государства. Ее многовековая история неотделима от истории народа. Все, что происходило в нашей Церкви на протяжении последнего тысячелетия, нашло свое отражение и в истории Ярославской епархии. Можно привести имена многих подвижников веры и благочестия, чьи деяния сохранены и в истории Церкви, государства, народной памяти: святителей Димитрия Ростовского, Игнатия (Брянчанинова), Филарета (Дроздова), Филарета (Амфитеатрова), Иова, Патриарха Московского и всея Руси , Луки (Войно-Ясенецкого), Патриарха Тихона ; преподобных Ярославского края: Никиты Столпника, Авраамия Ростовского, Даниила Переславского, Адриана Пошехонского и других. Их жизнь и служение были связаны с Ярославским краем. Богатое духовное прошлое Ярославской епархии прямо проецируется в сегодняшний день. К примеру, труды святителя Леонтия Ростовского по преодолению невежества, искоренению язычества, просвещению молодежи могут быть примером для современного духовенства. О недочетах духовного воспитания писал еще святитель Димитрий Ростовский, и его озабоченность близка и понятна каждому священнику. Священномученик Арсений (Мацеевич) в свое время выступал противником секуляризации церковной собственности, за что претерпел гонения и смерть. Твердым стоянием за веру снискал он венец святости. Его подвиг учит правильному и благоговейному отношению к святыне. Когда в XVII веке в Ярославле собиралось и формировалось народное ополчение, полное обеспечение его легло на плечи местного населения, в частности ярославских купцов. Они в полной мере ощутили «социальную ответственность бизнеса» за современное им общество, как мы сказали бы сегодня. Каждый считал своим долгом отдать десятину ради спасения своего Отечества от иноплеменников. Это еще один важнейший урок прошлого. Святая Русь — это не только храмы и монастыри, но прежде всего жизнь со Христом каждого человека, верного чада Матери-Церкви. И эта жизнь должна быть нормальной, радостной, наполненной духовным смыслом. Именно эту идею одухотворения человеческой жизни много столетий назад принес на северо-восток Руси, в город Ростов, монах Киево-Печерского монастыря, будущий святитель Леонтий. Он твердо знал, ради чего он пришел на Ярославскую землю: ради любви к Богу и человеку. Он как бы предрек путь, которым и по сей день живет Ростов и весь наш край. Мы являемся наследниками евангельского благовестия, проповедником которого был святитель Леонтий в этой земле. И другие святые истекшего тысячелетия тоже в определенном смысле повторяли путь святителя Леонтия, епископа Ростовского. Мы тоже должны понимать, что требуется переступить через самого себя, пробить стену непонимания и неприятия, потому что христианство — это всегда противоречие комфортному человеческому быту, гордому человеческому состоянию.

http://patriarchia.ru/db/text/1268880.ht...

Взял его старец Даниил к себе в келью под духовное руководство. И проявлял Герасим свой добрый нрав во всем, жил же у старца в послушании добродетельном, почитая старца, как Бога, а братию, как ангелов. Смирением своим и послушанием, трудами и подвигами, строгим воздержанием и молитвами пребывающих в монастыре удивил, так что и сам старец Даниил дивился, как в таком молодом возрасте мудрость зрелая может быть; и много раз старец Даниил молил о нем Бога, чтобы дал Бог Герасиму терпение и крепость до конца жизни. Так прожил Герасим у старца Даниила в келье двадцать лет во всяческом послушании и угождении Богу. Затем старец Даниил, видя, что Герасим живет во всем по заповедям Господним и по обету иноческому, дал ему отдельную келью и повелел в ней жить. Преподобный же ни в чем не перечил старцу своему, но во всем волю его исполнял во благо, и принимал повеление старца как повеление Божие. И когда начал он жить в своей келье, стал труды к трудам прилагать и подвиги к подвигам, в посте и молитве беспрестанно день и ночь без сна пребывая. Было у него смирение великое и любовь ко всем, целомудрие и прочие добродетели, и имел он в себе начало премудрости – страх Божий, о земной же проходящей тленной жизни сей не заботился и презирал ее. Когда же Герасим начал жить в своей келье, стал он помышлять об уходе в другое место, в пустыню, чтобы одному безмолвствовать. И поведал он о своем помышлении старцу Даниилу. Старец же не велел ему и ругал за такое намерение. И стал преподобный Герасим молиться Богу со слезами беспрестанно, день и ночь без сна пребывая, и думал про себя втайне: «Господи, устрой все, как ты изволишь, твоя воля, а не моя». Прожил преподобный Герасим с этим помыслом шесть лет, и, еще более распаляясь сердечным желанием уйти в пустыню, стал он старца молить со слезами, говоря: «Отче, отче, не презирай своего чада, подай прощение рабу своему, отпусти Бога ради и даруй мне молитвы свои, чтобы стали они сопутствующими и пребывающими со мною во все дни до скончания жизни моей». Старец Даниил, видя, что Герасим непреклонен в своем намерении, возложил все на Бога, сказав: «Воля Господня да будет». И отпустил его с миром, оградил его крестом и вооружил молитвою, дал наказ обо всем, благословил его и сказал: «Да будет, чадо, на тебе Божья милость, а Пречистая Богородица во всем тебе помощница и заступница, и молитвы с тобою преподобного отца нашего Сергия чудотворца и старца моего преподобного Пафнутия, чудотворца Боровского», – ибо был блаженный Даниил учеником преподобного Пафнутия чудотворца Боровского, Пафнутий же – ученик старца Никиты Переславского чудотворца, а Никита – ученик преподобного Сергия чудотворца. И так отпуская его, сказал старец Даниил с радостными слезами: «Мир тебе, чадо, мужайся и крепись перед ополчением невидимых врагов». И еще пророчески добавил: «Много будет тебе, чадо, от дьявола искушений и от злых людей, которые принесут тебе лютые беды. Но сила их немощна против милости Божией». И с тем отпустил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вторым «исполином духа», о котором рассказал митрополит Исидор, был преподобный Герасим Болдинский (первая половина XVI в.), выдающийся подвижник и основатель четырех монастырей. Главной из этих обителей стал Свято-Троицкий Болдин монастырь, который в минувшем году отметил 490-летие основания и 30-летие возрождения. Преподобный Герасим, духовный наследник преподобного Сергия Радонежского, первый распространитель почитания Игумена земли Русской, а также ученик и соратник святого Даниила Переславского, является ярким выразителем русского идеала святости. Благодаря таким личностям, подчеркнул владыка Исидор, идеал Святой Руси смог сохраниться в недрах народного сознания и в наступивший позднее период церковных реформ, гонений на монашество, внедрения секулярной культуры. «Духовная сущность и миссия русского иночества, которую Святая Русь стяжала подвигами сонма святых угодников Божиих, до сего дня остается главной духовной силой Православия», — этим утверждением архиерей завершил свое выступление. Епископ Лидский и Сморгонский Порфирий , председатель Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского экзархата , посвятил доклад главному монашескому деланию, о чем свидетельствовало само его название «Монастырь — место молитвы». В согласии с мыслями, прозвучавшими в предыдущих выступлениях, владыка Порфирий подчеркнул: цель жизни в монастыре — это соединение с Богом через молитву. Однако молитва невозможна без послушания духовнику и братии; хорошим монахом не сможет стать человек, не расположенный к смирению и отсечению своей воли. В наше время эти добродетели подвергаются большим испытаниям в силу господствующих в миру жизненных установок. Поэтому очень важно, чтобы настоятель и старшая братия показывали новоначальным пример послушания, любви, доброго отношения друг к другу. Архиерей напомнил в связи с этим, как бережно и терпеливо относился к своим духовным чадам архимандрит Софроний (Сахаров), следуя духу своего старца — преподобного Силуана Афонского. Истинный духовник прежде всего берет на себя труд молитвы за окормляемых им людей, несет тяготы их грехов и ошибок и одновременно стремится взрастить в них видение небесной правды и красоты, которое освобождает человека от «плена миру».

http://patriarchia.ru/db/text/5928654.ht...

Димитрием (Туптало) , митр. Ростовским. При содействии В. было установлено почитание схим. Сергия († 1685), его гробница находилась в переславском Феодоровском мон-ре, а также убитого разбойниками схим. Адриана. Деятельность В. по прославлению новых чудотворцев находилась в противоречии с религ. политикой Петра I . 10 февр. 1722 г. по доносу протоинквизитора иеродиак. Пафнутия в Переславле начала свою деятельность комиссия, в к-рую помимо протоинквизитора входили синодальный секретарь Варлаам (Овсянников) и игум. костромского Ипатьевского мон-ря Гавриил (Бужинский) . В результате освидетельствования мощи прп. Корнилия признали не нетленными и погребли, раку над ними сломали. Комиссия запретила почитание прп. Даниила Переяславского и св. блгв. кн. смоленского Андрея Переяславского , опечатав их мощи и разрушив сени над гробницами. По результатам деятельности комиссии 15 марта последовал указ Синода, в котором резко осуждались выявленные в переславских мон-рях факты почитания несвидетельствованных мощей. В. был вынужден принести покаяние, но благодаря высокому покровительству при дворе избежал более сурового наказания. После восшествия на престол Анны Иоанновны в качестве ее духовника В. сумел добиться пересмотра нек-рых результатов деятельности комиссии. Все время пребывания в Переславле В. состоял в переписке с супругой императора Екатериной Алексеевной, 7 мая 1724 г. присутствовал на ее коронации, в 1725 г. участвовал в погребении Петра I. В 1726 г. был вызван на чреду богослужений в С.-Петербург. В том же году 15 июля по указу имп. Екатерины I был назначен настоятелем подмосковного Троице-Сергиева монастыря. 13 сент. 1726 г. прибыл в С.-Петербург. 25 февр. 1728 г. присутствовал на коронации имп. Петра II . В 1727-1728 гг. тянулась тяжба В. с Рязанским еп. Гавриилом (Бужинским), с марта 1722 по окт. 1726 г. являвшимся настоятелем Троице-Сергиева мон-ря; В. обвинял еп. Гавриила в хищении книг и золотых панагий из монастырской ризницы. В февр. 1729 г. В. доносил Синоду о том, что по причине скудости казны у Троицкого мон-ря нет возможности платить подати и содержать отставных солдат и офицеров.

http://pravenc.ru/text/154181.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010