Я всею душою занят этою мыслию – и помышление о сём не отходит от меня: горит о сём душа моя; но не знаю, от Бога ли исходит то помышление. Ради Господа, прошу Вас – подайте мне в сём великом деле руку помощи, – сотворите о мне грешном усердную молитву вашу ко Господу, – пусть или совсем оставит меня помышление то, или, если угодно будет Господу, пусть совершится оно самым делом, и я устрою святый храм. Боюсь я и не доверяю себе, – быть может, это испытание мне не на пользу – вымолвите слово ваше на пользу мне; если скажете, что Господь соизволяет мне на сие дело, – я сотворю по повелению вашему». Тогда те три мужа, искусные в духовной жизни, все трое сказали в один голос так: «О таком великом деле Божем от себя мы ничего не дерзнём говорить; но будем отвечать тебе, руководствуясь правилами святых отец, опытных в монашеской жизни и умеющих разузнавать помыслы. Они вот что говорят: некоторые помыслы хотя и происходят от Бога, но не следует сей час приступать по ним к делу; особенно же не следует никак доверять своей мысли о помыслах, боясь коварства злого духа. Видим, что ты уже не юный подвижник, – но опытный муж, прилежный к исполнению монашеских обетов и удостоенный за своё добродетельное житие священного сана; мы сами много получили душевной пользы от тебя. Если ты требуешь от нас, странников, совета, то мы советуем тебе возложить сие великое дело на Господа, и от Него Единого просить помощи. Он Един сердцеведец, от Него Единого исходит всякое благо; с Его благословения начинается всякое благое дело, и при Его помощи приводится оно к совершению. Ещё скажем тебе вот какой совет, заповеданный святыми отцами: если на которое дело сильно влечёт наша мысль, и сердце сказывает, что оно будет на пользу; то и тогда не надобно приступать к делу три года, чтобы показать тем свою преданность воле Божией и недоверие к себе, к своим силам; если после трёх лет мысль так же будет сильна и не ослабнет – это знак, что мысль сию благословляет Сам Бог , и тогда не потерпим искушения от диавола и не напрасно начнём дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

И стыдно нам будет пред нашими предками, если будет упадать в нас ревность к учению и обучению; и совестно нам будет пред прошедшим временем учебной жизни их, если мы, сравнительно с ними обеспеченные, имея лучшие средства и способы к образованию, будем ослабевать в усердии, и наши успехи в науках будут упадать. Столетний старец завещает и передаёт деятелям в новом столетии дорогое [с. 37] наследие труда и бдения в науках неослабного. Нам нужно сохранить это наследие всяцем хранением, нужно быть, по Апостолу, тщанием не лениви, духом горяще, – задняя убо забывая, в предняя же простираяся ( Рим.12:11 ; Фил.3:13 ), то есть не останавливаться на том и не успокаиваться тем, что уже сделано, но прилагать усердие к тому, что ещё не сделано, что ещё остаётся совершить. Помыслих, наконец, дни первые, – и поучахся особому над нашим училищем покровительству Угодника Божия Преподобного Даниила, Переславского Чудотворца. В созданной им иноческой обители устроилось сначала наше училище, и 95 лет пребывало в ней под сению святых мощей его; и церковь училищная была церковь во имя Всех Святых на месте устроенной прежде им таковой же церкви. Когда же прежнее училищное здание обветшало и надобно было приискивать другое место для нового училища; то после долгих и многих изысканий, дум и даже скорбей, очистилось и открылось удобное для науки теперешнее место в Горицком монастыре, опять там, где Преподобный Даниил начал свои благочестивые подвиги в сане священства и жил 30 лет до перехода в свой монастырь. И чудное дело: церковь училищная опять стала во имя Всех Святых, построенная на месте той, в которой Преподобный молился. Всё могло быть иначе: и училище могло быть устроено в другом месте, и церковь могла быть выбрана другая из числа Горицких церквей; но сделалось именно так, как, видится, угодно было Преподобному Даниилу, чтобы мы опять вошли в благодатное общение с ним. Видим, Преподобный Отче, твоё ближайшее участие в судьбе нашего училища. Пробави милость и благословение твоё над нами, помогай нам в наших трудах и занятиях, и моли Христа Бога нашего, да будут они благоуспешны и во славу Пресвятыя Троицы и ныне и присно, доколе стоит училище на месте сём. Читать далее Источник: Свирелин А., свящ. Слово в день столетнего юбилея Переславского духовного училища 14 декабря 1888 года//Владимирские епархиальные ведомости (Часть неофиц.). 1889. 2. С. 34-37. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Следовательно, автор был или послушник преподобного, ученик его по которой-нибудь из обителей (Горицкой или Даниловой), или же духовный сын его из не-монахов. Последнее возможно в виду того передаваемого в Житии факта, что преподобный Даниил был выдающимся, популярным духовником мирян. Второму предположению, что автор Жития был только духовный сын подвижника, а не монах одной из двух названных обителей, нужно отдать решительное предпочтение. В одной из последних глав Жития – в «Повести чудной» автор представляет себя слушателем Даниила: «поведа же некогда нам чюдну повесть» (стр. 67, ср. 68). Краткое же Сказание передает, что святой поведал свой таинственный рассказ «приходящим к нему человеком пользы ради» (Степ. II, 231), т.е. приходящим на исповедь к подвижнику, духовным его детям 6 . В недавнее время в связи с изучением Степенной книги достаточно твердо установлено мнение, что автором Жития преподобного Даниила и составителем Степенной, или, по крайней мере, одним из главных ее составителей, был Андрей-Афанасий, упомянутый выше. Разумеем исследование г. Пл. Гр. Васенко, «Книга Степенная царского родословия и ее значение в древнерусской исторической письменности», стр. 204–212, а также рецензии на это исследование 7 . Отсылая читателя к указанным страницам книги г. Васенко, мы считаем своим долгом отметить здесь, что такое мнение об авторе изучаемого Жития вовсе не является новостью. Еще в 1863 г. оно было высказано А.И. Свирелиным (тогда священником) в брошюре «О начале и устроении Переславского Данилова монастыря» (стр. 80–85) и повторено в его «Житии преп. Даниила», Изд. 2-ое. Пересл.-Залесский 1894 г., стр. 36, прим., 49 и след. Это мнение провинциального исследователя, к сожалению, осталось, по-видимому, неизвестным г. Васенко, по крайней мере, в его книге не отмечено; не было оно известно и прежним ученым, занимавшимся Житием преподобного Даниила. Приведем те немногочисленные и отрывочные биографические данные об Андрее-Афанасии, которые сохранились в источниках и которые относятся к периоду его жизни до митрополитства, когда он мог писать Житие преподобного Даниила.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

1 . Образ преподобного Даниила находится за правым клиросом в резном вызолоченном киоте. На образе изображены особенно важные события из жизни преподобного Даниила. Риза на образе серебряная, чеканная, а на самом преподобном вызолочена с тремя на финифти надписями и венцом позолоченным; на житии 16 небольших венчиков, а поверх сего в вызолоченном сиянии поставлен медный крест с финифтью, найденный при открытии мощей преподобного Даниила. Риза сия устроена в 1822 году старанием купеческой жены Агафьи Крестовниковой, при архимандрите Павле (Подлипском), из разных серебряных прикладных вещей. Образ сей – древний; написан он был ещё до открытия святых мощей преподобного; о нём упоминается в грамоте патриарха Никона в 1653 году; к нему за 14 лет до открытия мощей в 1639 году, царь Михаил Феодорович в своё царёво пришествие приложил семь золотых (вкладная монастыря, л. 3). 2 . Образ Божией Матери Тихвинской находится за левым клиросом в столярном красивом киоте, вызолоченном на полимент. Киот сделан при архимандрите Евфимие (Беликовом), а вызолочен при архимандрите Платоне (Фивейском) усердием купчих девиц Гладковых. 6 Риза на сём образе серебряная, чеканная, вызолоченная, устроена в 1793 году при архимандрите Венедикте и переделана в 1851 году при архимандрите Евфимие (Беликовом). Венец Божией Матери украшен стразами, яхонтами, аметистами, алмазами и бриллиантами; по правую сторону изображён лик преподобного Пафнутия. Образ сей чествуется с особенным усердием. 3 . В арке между Троицкою настоящею и придельною церковию находится рака, в которой почивают на вскрытии мощи преподобного Даниила. Рака сия вся серебряная, устроена в 1816 году московским купцом, коммерции советником Косьмою Васильевичем Крестовниковым, который был сперва штатно-служителем Данилова монастыря. 7 Весу в ней серебра 6 пудов и 15 фунтов, кг] золота 288 золотников. 229 г] Со всем материалом и работою стоила она 42 565 рублей ассигнациями. Надписи на сей раке следующие: I. Угодниче Христов, Блаженный Даниил!

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Живоначальной Троицы, начатая построением в 1530 году, по благословению Митрополита Даниила, в следствие завещания В. К. Василия Иоанновича и на его иждивение, с приделом Усекновения Главы Иоанна Предтечи, в честь дня тезоименитства крестника препод. Даниила, Кн. Иоанна (что после царь Иоанн IV), и освящена в 1535 г. Впоследствии времени придел этот упразднен, а в 1660 г. устроен новый во имя св. Даниила Переславского, который возобновлен в 1813 году. Этот древней троицкий храм, и теперь в том же виде существующий, расписан внутри в 1668 году; в иконостасе его, сделанном в 1784 году, есть много образов старинного письма. Между главной церковью и приделом, в арке, почивают открыто мощи Преподоб. Даниила, в богатой серебряной раке, и так высоко, что кажутся лежащими на одре. Сей Угодник Божий погребен сначала вне соб. церкви; но чудеса, происходившие еще при жизни его, и увеличившиеся по кончине, дали поводе архимандриту Тихону, в 1652, испросить дозволение патриарха Никона на перенесение мощей внутрь самого храма, где и положены они подле жертвенника; на нынешнем же месте находятся с 1716 года, и троекратно были перекладываемы: 1770, декабря 30, в новую бронзовую раку, 1782, октября 16, в новый кипарисный гроб, причем рака посеребрена, и 1816, июля 28, в драгоценную серебряную раку, устроенную по усердию Коммерции Советника Крестовникова, и которая стоила более 42 т. руб. Последнее переложение совершено с особенным торжеством епископом Владимирским Ксенофонтом, и св. мощи были обнесены вокруг обители с крестным ходом; с тех пор 28 июля празднуется здесь ежегодно. Главный престол троицкого собора украшен серебряною вызолоченною чеканною одеждою, с рельефными изображениями, которая сделана в 1801 году Г. Мещаниновым. Тут же находится икона Тихвинской Богородицы, принесенная, как гласит предание, Преподобным Даниилом из Пафнутиева Боровского монаст., где он в XV веке принял иночество. 2 ) Похвалы Божией матери; она была прежде деревянная, построенная еще самим Преп. Даниилом; а в 1695 старец Ефрем (Кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Я не знаю, каким должен быть монах, но если бы принял монашество, я взял бы себе за идеал отца Даниила. Я старался бы вести себя так, как вел себя он: чураться не людей, но господствующего среди них греха, бояться не тишины, в которой живет Бог, но пустоты, в которую облекают себя люди, чтобы изолировать себя от Бога. Бояться Бога, а не сиюминутных и суетных своих страхований. И малодушие свое и трусость не выдавать за смирение! Я знаю, что для каких-то выводов нужно, чтобы прошло время. Но для меня вполне очевидно, что от нас ушел светлый и Божий человек, ушел, чтобы молиться за нас, грешных. Его мученическая кровь взывает к нашей христианской совести и свидетельствует о том, что зло давно уже и глубоко вторглось в наши пределы и пора уже проводить полную духовную мобилизацию. Куда еще отступать?! Или кого еще отдадим на заклание?! Сайт Переславской епархии скрыть способы оплаты Комментарии olga 10 июля 2016, 15:22 И рождение и смерть человека тайна, Бога Живаго. Вымолил новопреставленный игумен Даниил, свою мученическую кончину. Упокой Господи, душу усопшего Раба Твоего! И прости ему, согрешения его вольные и невольные. И даруй ему ,Господи, Царство Твое! Константин 10 июля 2016, 07:35 Отец Наш дал нам ещё одного святого иегумена Даниила.. Дал нам заступника и молитвенника за нас всех грешных.. Вспомните Оптинских святых.. Иеромонаха Василия, монаха Трофима и Феропонта.. Теперь и ОТЕЦ Даниил вместе с ними испрашивает за нас. Упокой Господи душу раба твоего Иегумена Даниила.. Роман 9 июля 2016, 13:52 Скорее всего сейчас поднимут голос те, кто будет говорить о необходимости тотальных проверок монастырей, не понимая, что бес может вселиться в каждого греховного человека. Монастыри на то и существуют, чтобы очищать, проверять и защищать народ Божий. А монахи - воины на передовой. Дай Бог всем братиям крепости, а всем " органам " разума. Батюшке Даниилу - Царства со Христом.Аминь Екатерина 9 июля 2016, 11:59 Да как-же так в мирное время гибнут мирные монахи.Так не должно быть!Упокой Господи душу убиенного раба Божия Диниила! Царствие Небесное игумену Даниилу!

http://pravoslavie.ru/95187.html

В Пафнутиевом монастыре юный подвижник Даниил под руководством этого старца пробыл десять лет и потом два года по уходе Левкия в пустыню при реке Рузе: всего он жил в Пафнутиевом монастыре двенадцать лет. 2 Получив опытность в духовной подвижнической жизни, преподобный Даниил, по сказанию древнего рукописного жития, волею Божиею наставляемый, (1489 г.) исходит из обители Пафнутиевой, обходит многие страны и монастыри, внимая благим обычаям и пользуясь добродетельною жизнью благочестивых старцев, и (около 1491 г.) опять приходит на свою родину во град Переславль. Отца своего Константина он уже не застал в живых; а мать его приняла иноческое житие и поступила в Переславский Вознесенский женский монастырь. Преподобный Даниил поступил в Переславский Никитский монастырь – и здесь, по сказанию древнего жития, в монастырской службе трудился не малое время. Когда же настоятелем Переславского Горицкого монастыря поставлен был Архимандрит Антоний, родственник Преподобного Даниила; тогда Преподобный Даниил перешёл жить в Горицкий монастырь. Здесь сперва он нёс послушание просфорника, а потом удостоен был сана священства и жил в этом монастыре тридцать лет (с 1495 по 1525-й). К священноиноку Даниилу многие стали приходить на исповедь и за советами; и никто не отходил от него, не получив пользы душевной. Сюда же, в Горицкий монастырь, пришли к Преподобному два родные брата: Герасим, с которым он ушёл в Пафнутиев монастырь, и Флор. Герасим, в сане диакона, скончался в Горицком монастыре, 3 а Флор в построенной после обители Преподобного. Работая Господеви со страхом и усердием, Преподобный Даниил совершал в то же время высокий подвиг любви к ближним. О странном немом, глаголющем «дядюшко». В одно время пришёл в Горицкий монастырь странный некий муж, который ничего не выговаривал, кроме одного слова: дядюшко. Откуда он был, – от немоты, или юродства ради, принял на себя такой обет молчания – было известно одному Богу. Преподобный полюбил этого странника, – часто упокоивал его в своей келье и доставлял ему всё потребное для его жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

В мире Димитрий, пострижен в Пафнутиевом Боровском монастыре, пришел в Переславль-Залесский в обитель Горицкую, и вскоре удостоился священства. Тут совершал он особенный подвиг любви к ближним: умерших странников, убитых, замерзших, утопших, бедняков, на своих оуках переносил в скудельницу; он просил и других сказывать ему, если увидят где застигнутого внезапною смертию и ночью шел отпевать покойного. Возведенный в сан архимандрита Горицкого монастыря, преп. Даниил один год управлял им: он перешел в свою новую обитель на Божедомье, отданном ему в. кн. Василием и там в 1530 году построил каменный храм св. Троицы. Посетив крестника своего, вел. князя Ивана Васильевича, св. старец доложил ему и митрополиту Иоасафу о мощах св. князя Андрея и получил дозволение осмотреть их (см. житие кн. Андрея). Ум. 7 апреля 1540 года, достигнув почти 90 летней старости. Нетленные мощи его обретены и освидетельствованы 30 декабря 1653 года. Они почивают открыто в сооруженном им соборном Троицком храме обители его, на северной стороне под аркою, соединяющей соборн с придельною церковью преп. Даниила. Великолепная рака устроена в 1816 году. («Опис. Данил. мон.», М. 1860, стр. 11–20). Житие написано тринадцать лет спустя по смерти пр. Даниила, неизвестным по имени учеником его, по двойному приказу царя и митрополита. Автор просто рассказывает о старце, которого любил и уважал (Ключевский, стр. 282). 217. Святый благоверный князь Андрей Смоленский и Переславский чудотворец, преставися в лето 6000, а обретены мощи его в лето 7048 месяца октября в 27 день По сказанию о нем (см. выше, в житии преп. Даниила Переславского), после смерти его нашли записку: «аз есмь Андрей, един от Смоленских князей», нашли также золотую цепь и перстень, которые потом взял себе царь Иоанн Васильевич и за то дал ругу для церкви святителя Николая. По преданию, князь удалился из родной стороны по крамолам; в Переславле жил он, как никем незнаемый бедняк и исправлял должность пономаря при церкви св. Николая; терпел всякую нужду, но был усердным молитвенником храма, вел жизнь чистую и строгую.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

После зачета члены комиссии ознакомились с библиотечным фондом обители. Для выездной комиссии сестры провели экскурсию, рассказав об истории монастыря и показав кедровник, где была явлена Толгская икона. Гости смогли помолиться у святынь обители — Толгской иконы и мощей святителя Игнатия (Брянчанинова). 8 июня аттестация обучающихся на курсах базовой подготовки в области богословия для монашествующих прошла в Никольском женском монастыре г. Переславля-Залесского (Переславская епархия). Зачет по дисциплине «Основы богослужебного устава и литургики» сдали четыре учащихся: настоятельница Феодоровского женского монастыря г. Переславля-Залесского игумения Даниила (Севериненко) и две насельницы этой обители, а также одна насельница Никольского женского монастыря г. Переславля-Залесского. Члены комиссии присутствовали на зачете, который принимал преподаватель курсов, настоятель Свято-Троицкого Данилова монастыря игумен Пантелеимон (Королев). После зачета члены комиссии ознакомились с библиотечным фондом Никольской женской и Даниловой  мужской обителей. Настоятельница Феодоровского женского монастыря г. Переславля-Залесского игумения Даниила (Севериненко) показала свою обитель и рассказала о ее истории и святынях. Члены комиссии поклонились почитаемому в этом женском монастыре Андрониковскому образу Пресвятой Богородицы. Вместе с настоятелем обители игуменом Пантелеимоном (Королёвым) члены выездной экспертной группы посетили Свято-Троицкий Данилов монастырь Переславля-Залесского, где помолились у мощей преподобного Даниила Переславского и посетили храмы обители. 8 июня во второй половине дня прошла аттестация обучающихся на курсах базовой подготовки в области богословия для монашествующих в Николо-Сольбинском женском монастыре Переславской епархии. Зачет по дисциплине «Священное Писание Нового Завета» сдали 12 насельниц Николо-Сольбинского женского монастыря. Члены аккредитационной группы присутствовали на зачете, который принимал кандидат богословия, преподаватель Московской духовной академии , проректор по учебной работе, доцент и заведующий кафедрой богословия Перервинской духовной семинарии иерей Александр Тодиев. После зачета члены комиссии ознакомились с библиотечным фондом обители. Выездная группа посетила также лабораторные классы и мастерские колледжа «Добрая школа на Сольбе». В завершении дня члены комиссии стали участниками концерта детского хора «Сольба» и посетили пасхальный спектакль театральной студии. Многие предметы в «Доброй школе на Сольбе» преподают насельницы обители, обучающиеся на курсах базовой подготовки в области богословия для монашествующих.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

1. Архимандричья жемчужная митра с надписью на обруче её: «лето 7198 (1690) Апреля в 10 день сию шапку построил в дом Живоначальной Троицы и Преподобного отца Даниила Переславского Чудотворца Боярин Князь Иван Борятинский». 2. Архимандричья жемчужная митра, низанная крупным и мелким жемчугом с стразами и простыми разноцветными камешками. Вклад боярина Ивана Борисовича Репнина 7199 (1691) года сентября 18-го дня. Но жаль, что не сохранились царские вклады, которые теперь могли бы быть драгоценными памятниками древности в Данилове монастыре. Так, в 1634 г. царь Михаил Феодорович по отце своём, патриархе Филарете, пожаловал ризы бархатные, епитрахиль и поручи. В 1692 году мая 1-го царь Пётр Алексеевич в своё царёво пришествие с матушкой своей Натальей Кириловной, именно в то самое время, как в первый раз спускал по озеру Переславскому два фрегата и три яхты 1 , пожаловал ризы изарбат золотной, оплечье бархатное, золотное, по чёрной земле, два покровца, воздух, аксамитные золотные, и стихарь байбарековый (см. вкладную книгу). В 1693 году государи Иоанн и Пётр Алексеевичи на Светлое Воскресение пожаловали на гроб преподобного Даниила покров. В 1649 году князь Дмитрий Михайлович Пожарский 2 пожаловал по своих родителях и по своей душе цветные ризы с бархатным оплечьем, стихарь и поручи. В 1667 году он же пожаловал по своих родителях ризы с оплечьем из золотного атласа по червятной земле. Всех этих вещей нет, и утратились они неизвестно когда и куда (см. вкладную книгу) 1 Свирелин, А. И. Историческая заметка/А. И. Свирелин//Владимирские губернские ведомости (часть неофициальная). – 1860. – 16 января 3). – С. 15. 2 Из грамоты под 33-м (7181–1673 года) видно, что одна половина сельца Исакова (в 40 верстах от Переславля) была вотчина князя Димитрия Пожарского, а другая принадлежала Данилову монастырю. Этим можно объяснить его вклад в Данилов. Читать далее Источник: Свирелин А., свящ. Утварь церковная и ризница в Переславском Данилове монастыре//Владимирские епархиальные ведомости (Часть неофиц.). 1861. 6. С. 21-22; 7. С. 25.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010