Патриарх построил несколько новых домов и магазинов в Иерусалиме и Яффе, которые дают патриархии большой доход, и приобрёл в её пользу значительные земельные участки. Затем, патриарх Герасим опять открыл богословскую школу Св. Креста, закрытую в прежнее время, построил несколько школ в различных местах Палестины и храмов и возобновил некоторые монастыри. Вообще, по своему образованию, нравственному характеру и административной деятельности блаженнейший Герасим должен быть поставлен в ряду самых лучших патриархов иерусалимской церкви. Поэтому его кончина, 9 февраля 1897 года, на 55 году жизни, от тяжкого и застарелого недуга – рака печени, вызвала глубокую скорбь во всем православном мире. Блаженнейший Дамиан, нынешний патриарх иерусалимский В настоящее время иерусалимскую патриаршую кафедру занимает (с 10 июля 1897 г.) блаженнейший Дамиан. Он в мире именовался Димитрием Касоти, родился на острове Самосе, где потом и служил товарищем мирового судьи, затем овдовел и поступил в число иноков святогробского братства. Через несколько лет Дамиан был отправлен в Россию, в качестве эпитропа Гроба Господня, и сперва (1878–1880 гг.) заведовал иерусалимским Александровским монастырём в Таганроге, а потом (1881–1886 гг.) святогробскими имениями на Кавказе. При патриархе Никодиме он состоял патриаршим эпитропом в Константинополе, а затем был отозван в Иерусалим. При патриархе Герасиме Дамиан был избран митрополитом филаделфийским и состоял патриаршим наместником в Вифлеемском монастыре, а по кончине кир-Герасима единодушно был избран на кафедру св. Иакова, брата Господня. Блаженнейший Дамиан с честью несёт своё высокое служение и уже ознаменовал немногие годы своего патриаршества заботами о просвещении народа и духовенства и энергичной борьбой с иноверной пропагандой. В каталоге иерусалимских патриархов он занимает 145-е место. Иерусалимский патриарх занимает четвёртое место в каталоге первосвятителей православного греческого востока. Он носит следующий титул: «блаженнейший, божественнейший и святейший отец, и патриарх святого града Иерусалима и всей Палестины, Сирии и Аравии за Иорданом, Каны Галилейской и святого Сиона господин и владыка».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

с Ростово-Суздальской земли, ГТГ; икона XVI в., РИАМЗ), но иногда один из святых представлен юным, другой - средовеком (миниатюра из Пролога XIV-XV вв.- РГБ. Погод. 59. Л. 103; икона 1-й пол. XV в. из Пятницкой ц. Дмитрова (ЦМиАР)). В этом же ряду памятников двусторонняя икона-таблетка со святыми Киром и Иоанном на обороте (XV в., ГТГ); подписная икона «Аги Козма агио Дамиан иже в Агосе» (1601, ГТГ), созданная иконописцем Семейко Бороздиным для храма в Сольвычегодске «на посаде»,- без ковчежцев в руках. Св. бессребреники Косма и Дамиан Асийские, в житии. Икона. XIX в. (частное собрание) Св. бессребреники Косма и Дамиан Асийские, в житии. Икона. XIX в. (частное собрание) Образы св. целителей присутствуют в мелкой пластике и шитье: на новгородской каменной иконке (сер. XIV в., ГТГ); на медной мощехранительнице мастера Самуила из краковского собора Божией Матери (XIV в.; прорисовка - Толстой, Кондаков. 1899. С. 187; Рыбаков. 1948. С. 755); среди 88 святых на епитрахили митр. Фотия (нач. XV в., ГММК); на обороте иконы-мощевика (70-е гг. XV в., ГММК) - по сторонам образа Богоматери «Знамение», нек-рые врачи - среди святых разных чинов святости. Особый интерес представляют рус. житийные иконы К. и Д. Асийских, наиболее ранняя из к-рых относится к кон. XIV - нач. XV в. и происходит из Вологды (ВГИАХМЗ). В среднике К. и Д. представлены в рост, оба средовеки, с традиц. атрибутами (ковчежцы, скальпель и лжица). Средник окружен 14 клеймами (рождение близнецов, крещение, приведение в учение, Д. принимает от исцеленной Палладии в дар яйца, явление Христа К., исцеление верблюдов, верблюд уговаривает людей похоронить К. рядом с Д., погребение К. рядом с Д., вселение змея во чрево некоего мужа, К. и Д. изгоняют змея из чрева некоего мужа, Малх поручает свою жену Феклу под покровительство К. и Д., чудеса исцеления (3 клейма)). Несколько иной иконографический извод представлен на иконе «Святые Косма и Дамиан, в житии» из Ипатиевского мон-ря (2-я пол. XVI в., КГОИАМЗ). В среднике изображены св.

http://pravenc.ru/text/2458823.html

Достигнув в 1816 году 20-летнего возраста, благочестивый Дамиан стал искать себе пути ко спасению. Родители его стали было предлагать ему жениться, но не то было на сердце и уме Дамиана. Прослышав, что некоторые из знакомых его собираются на богомолье в Киев, он, испросив благословение родителей, осмелился, несмотря на свою больную ногу, пуститься в дальний путь – в Киев, и Господь не оставил ревностного раба Своего: по выходе из родного дома Дамиан тотчас же почувствовал облегчение ноги своей и легко пришел в отдаленную Киево-Печерскую лавру, где молитвами нетленно почивающих там Угодников Божиих, нога его исцелилась совершенно и потом уже никогда не болела до самой его кончины. Получив от Господа, через святых Его Угодников, таковую милость, Дамиан твердо решил следовать неуклонно по пути Господню и с тех пор стал искать для себя тихого пристанища. Из Киева юный благочестивый странник возвратился домой. Недолго погостив под кровом родительским, боголюбивый Дамиан отправился уже один, хранимый Богом, в Соловецкий монастырь. Сподобившись поклониться местной святыне, он на возвратном пути посетил Андрусовскую пустынь. Здесь усердный богомолец, наслышавшись о Валаамском монастыре, возгорел желанием побывать во святой обители Валаамской, видеть ее святыни и поклониться. По дороге к Валааму ему повстречались белобережские старцы: иеросхимонах Леонид, схимонах Феодор и иеромонахи – Гавриил и Иоанникий, державшие путь с Валаама в Александро-Свирский монастырь. Увидев Дамиана, все эти честные отцы, прозревая в нем непростого странники, низко поклонились ему. Такое смирение старцев на всю жизнь осталось в памяти его. На Валааме Дамиану так, с первого же раза, полюбилось в обители, что он возжелал тогда же, хотя бы навсегда остаться в ней, но не пришло еще то время... Пожив недолго на Валааме, отправился он на Коневец, откуда прошел в г. Тихвин и прибыл как раз к празднику Тихвинской иконы Божией Матери; пробыв здесь праздники, возвратился благополучно на родину. В 1819 году Дамиан вновь отправился на Валаам во святую обитель, теперь уже с паспортом и на более долгий срок.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пробыв некоторое время на Валааме, Дамиан отправился по монастырям, но в 1819 г. прибыл на Валаам на более долгий срок. По дороге в скит он встретил монаха Феодорита, который отдал ему свои четки и показал, как творить Иисусову молитву. С этого момента Дамиан решил остаться на Валааме навсегда. Игумен Иннокентий принял странника в число братства и поручил его старцу Евфимию для совета в духовной жизни, под его руководством молодой Дамиан возмужал и окреп в подвигах иноческой жизни 292 . Дамиан нес тяжелые послушания, воздерживался в пище, каждую ночь вставал на полунощную молитву, на которую его будил опытный старец Евфимий. В 1823 г. послушник Дамиан был пострижен в рясофор, а в 1825 г. на 31-м году жизни был пострижен в монашество с именем Дамаскин. Через год Дамаскин удаляется в Валаамский скит, а в 1827 г. поселяется на жительство в отдаленную пустынь, где бдением, постом и молитвой наедине служит Богу. В небольшой келье он совершал молитвенное правило и клал поклоны, здесь же на низеньком стуле упражнялся в умной молитве. В свободное время Дамаскин переписывал отеческие книги и занимался рукоделием, вытачивая деревянные ложки. Проживал с Дамаскиным одно время монах Амфилохий, в схиме о. Антоний, который по шесть часов и более упражнялся в умной молитве. Другим сподвижником был в другое время другой старец-пустынник Афанасий. Шесть лет, с 1827 г. по 1833 г., пустынножительствовал о. Дамаскин 293 . В 1833 г. он был вынужден покинуть пустынь и принять под управление скит «Всех святых». В 1837 г. по рекомендации архимандрита Игнатия Брянчанинова о. Дамаскин был рукоположен в Петербурге в иеродиакона и иеромонаха, а через месяц получил сан игумена. Весной 1839 г. игумен Дамаскин возвращается на Валаам и принимает настоятельство над Валаамским монастырем. И тотчас же новый настоятель принимается за внешнее и внутреннее благоустройство обители. В течение 42-х лет своего начальства игумен Дамаскин заботился о монастыре со скитом, на близлежащих островах устроил около 20 часовен и поставил множество крестов.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Старец Гедеон так тихо говорил, что Дамиан с трудом мог разбирать его беседу. Еще когда только Дамиан поступил к старцу Гедеону, то известный тогда старец, иеромонах Антоний, сказал ему: – Держись этого старца; я его знаю с молодых лет, он всегда находится в молитве и плаче пред Господом и Божией Матерью – Дамиан много раз замечал за о. Гедеоном, что от плача в молитве стеснялся дух его, и когда спрашивал старца: – Что с тобою, отче? – старец отвечал: – Ты не знаешь этого! – О молитве старец говорил: – Надо удаляться от всех вещей мира и не любить их, пребывать в мире душевном и никого не осуждать; кто желает навыкнуть в молитве, должен хранить эти три! Беспопечительность старца была такая, что хоть неделю, бывало, просидит без хлеба, не печалится о том. Так поступал он во всем, и все свое внимание устремлял к Богу, Который и посылал ему потребное после такого испытания его веры и всецелой преданности Ему. Бывало, когда приходил Дамиан откуда-то с торбою утомленный, старец заставлял его спать, и если Дамиан исполнял это, то бывал спокоен духом. На руках сего же Дамиана скончался известный всем прежним отшельникам духовник о. Христофор. Он перед смертью говорил собравшимся к нему: – Отцы, держите молитву Иисусову, и когда душа моя отрешится от тела, тяните за меня четки, чтобы Господь сотворил со мною милость! – Говоря это Христофор скончался, будучи преклонных лет. Лице его просветилось, и все прославили Бога. Духовник Христофор по прибытии на Св. Гору поступил к старцу Захарии, жившему на кельи Вознесения Господня в Кавсокаливии. По кончине старца он крайне стеснялся возлага- емой от скита обязанности дикея, духовника и пр., и, продав келью, переселился на место называемое Яннокопуло, вблизи пещеры преп. Афанасия. Старец Длиннобрадый – грек († 1835) В начале 19-го века жил в скиту Кавсокаливе блаженнейший старец. Борода его была как у преп. Онуфрия и преп. Петра Афонского – на четверть лежала на земле. Когда кто желал посмотреть ее, то он становился на скамейку, и тогда она висела до земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Помимо бытовых проблем он столкнулся с тем, что ему не удается пересилить чувство отвращения от ужасающего зловония, исходившего от больных. Чтобы побороть его, он начал курить трубку, и это вошло у отца Дамиана в привычку. Прокажённые поначалу посмеивались над ним и всё ждали, когда этот большой белый человек сбежит с острова. Но отец Дамиан, наоборот, старался сблизиться с отвратительными обитателями острова. На первой же проповеди он сказал, обращаясь к народу: «Мы, прокажённые», и эти слова он потом не раз повторял. Чтобы завоевать доверие больных, Дамиан полностью отказался от мер предосторожности, которые могли бы защитить его от заражения. Он никогда не избегал прикасаться к своим прихожанам, насколько отвратительными бы они не были. Он активно начал оказывать больным медицинскую помощь по мере своих сил, перевязывая раны и язвы. Это очень много значило для гавайцев, в общении которых многое строится на физическом контакте людей. Часто в жилищах островитян его приглашали сесть за стол. Ели обычно мучную похлебку с мясом, макая руку в общую миску. Зная, чем это ему грозит, отец Дамиан ел, не подавая вида. Видя отчаяние и страх людей, отец Дамиан всегда старался казаться весёлым, старался подбодрить людей, ожидающих смерти. Удивительно, но именно со смерти он начал реформы в поселении прокажённых. Люди, ожидавшие своей смерти, совершенно не заботились о смерти других. Трупы валялись, разлагаясь, на улицах, их жрали собаки, свиньи. Отец Дамиан выписал из Гонолулу досок и начал делать гробы для умерших. Первые могилы для островитян он копал сам. Кладбище располагалось вокруг небольшого домишки, в котором он жил. Для проведения похорон отец Дамиан собрал небольшое «похоронное братство» из пациентов лепрозория, которое сопровождало похороны чтением молитв и боем барабана. Удивительно, но это простое действие произвело огромное влияние на жителей острова. Смерти человека было возвращено достоинство. Так оно начало возвращаться и к остальным, ещё живым, но уже давно записавшим себя в мёртвые, людям.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

5. Самоотверженный подвиг миссионера среди прокаженных Бельгийский миссионер, священник Дамиан Вейстер, десять лет проповедуя евангелие на Сандвичевых островах (с 1863 г. по 1873 г.), до глубины души тронут был положением пораженных проказою, которых очень много на этих островах, и которых правительство выселяет на особо назначенный для них уединенный остров Молокаи. В 1873 г., 33-х лет от роду, в полном расцвете сил, о. Дамиан решился поселиться на острове Малокаи, с тем чтобы посвятить всю свою жизнь этим брошенным страдальцам – прокаженным не только физически, но и нравственно. Отчаяние, гнетущая тоска и разврат – вот что встретил на острове о. Дамиан, где было до тысячи прокаженных. В неделю их умирало от 10 до 12-ти человек, но взамен умерших являлись новые, и убыли не было заметно. Прокаженные приготовляли водку из туземного растения «ки» и, подавленные отчаянием, пили это зелье без меры, чтобы забыться в опьянении. Последствием была страшная распущенность, особенно поражающая и омерзительная среди этих обезображенных, разлагающихся живых трупов. Но о. Дамиан не отшатнулся от этой бездны порока; он кротко, с словом любви и увещания обратился к этим озверевшим людям, и – в короткое время переродил их. «Ки» исчезло, и его заменили молитва и труд... О. Дамиан стал неразлучен с своей паствой, давая им пример во всем; меняя топор на лопату, лопату на кирку, устраивал он опрятные, удобные жилища, изыскивал колодцы, строил церкви. Страшную болезнь, разумеется, нельзя было излечить, но попечениями и мероприятиями о. Дамиана разъедающая сила болезни была приостановлена, самые же страдания значительно уменьшены. О. Дамиан сумел утешить страждущих, возбудить в них веру, наполнив души их надеждою на иную, лучшую жизнь их там, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание». За время своего служения на острове о. Дамиан обратил к христианской вере и напутствовал при кончине более двух тысяч прокаженных. Великая сила любви принесла свой плод: не один из прокаженных говорил, что если исцеление связано с уходом с острова и разлукой с о.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Отчаяние, гнетущая тоска и разврат – вот что встретил на острове о. Дамиан, где было до тысячи прокаженных. В неделю их умирало от 10 до 12 человек, но взамен умерших являлись новые, и убыли не было заметно. Прокаженные приготовляли водку из туземного растения «ки» и, подавленные отчаянием, пили это зелье без меры, чтобы забыться в опьянении. Последствием была страшная распущенность, особенно поражающая и омерзительная среди этих обезображенных, разлагающихся живых трупов. Но о. Дамиан не отшатнулся от этой бездны порока. Он кротко, со словом христианской любви и увещания, обратился к этим озверевшим людям и в короткое время переродил их. «Ки» исчезло и его заменили молитва и труд... О. Дамиан стал неразлучен со своей паствой, давая им пример во всем. Меняя топор на лопату, лопату на кирку, устраивал он опрятные, удобные жилища, изыскивал колодцы, строил церкви. Страшную болезнь, разумеется, нельзя было излечить, но попечениями и мероприятиями о. Дамиана разъедающая сила болезни была приостановлена, самые же страдания значительно уменьшены. О. Дамиан сумел утешить страждущих, возбудить в них веру, наполнив их души надеждой на иную, лучшую жизнь их там, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание». За время своего служения на острове о. Дамиан обратил к христианской вере и напутствовал при кончине более двух тысяч прокаженных. Великая сила любви принесла свой плод: не один из прокаженных говорил, что если исцеление связано с уходом с острова и разлукой с о. Дамианом, то он не хочет исцеления. Что касается о. Дамиана, то никакие земные побуждения не могли бы разлучить его с прокаженными. «Меня жалеют, – говорил он, – а я счастливейший из миссионеров»... Тринадцать лет проказа не коснулась о. Дамиана и при непосредственном и постоянном общении с прокаженными, все приписывали это чуду. Через 13 лет, в 1885 году, о. Дамиан впервые почувствовал в себе признаки заражения и остался совершенно спокоен. «Я всегда ожидал этого», – проговорил он. Через год, уже в жестоких страданиях, измученный проказой, он пишет: «Слава Богу, до сих пор руки целы, яежедневно служу обедню и это для меня величайшее утешение. Так как у меня много работы, то время проходит быстро и радость, которою Бог наполняет мою душу, делает меня счастливым. Вероятно, Господь для Своих благих целей и для пользы моей души послал мне эту болезнь».

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Далмат Долгополов ХЕРСОНСКАЯ 10.04.1883 23.12.1883 Дамаскин Бодрый в/у ТАМБОВСКАЯ 28.09(11.10)1972 05(18)10.1972 ТАМБОВСКАЯ 05(18)10.1972 21.08(03.09)1974 ВОЛОГОДСКАЯ 21.08(03.09)1974 21.09(04.10)1979 ПОЛТАВСКАЯ 21.09(04.10)1979 06(19)04.1985 МУКАЧЕВСКАЯ 06(19)04.1985 18.06(01.07)1989 Дамаскин Малюта ЖИТОМИРСКАЯ 06(19)08.1940 ЧЕРНОВИЦКАЯ КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ Дамаскин Оскаронский КОСТРОМСКАЯ 21.05.1758 16.06.1769 Дамаскин Россов СТАРОРУССКАЯ 14.12.1819 06.11.1821 в/у НОВГОРОДСКАЯ 24.03.1821 19.06.1821 ТУЛЬСКАЯ 06.11.1821 19.12.1850 ПЕТРОЗАВОДСКАЯ 19.12.1850 07.02.1851 Дамаскин Семенов-Руднев ОРЛОВСКАЯ 05.07.1782 22.09.1783 НИЖЕГОРОДСКАЯ 22.09.1783 12.01.1794 Сщмч. Дамаскин Цедрик ГЛУХОВСКАЯ 05(18)11.1923 09. 1925 в/у СТАРОДУБСКАЯ 05(18)11.1923 09. 1925 в/у ЧЕРНИГОВСКАЯ 05(18)11.1923 09. 1925 Дамиан ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ (25.01.1487) Дамиан ХОЛМСКАЯ (1473) Дамиан БЕЛОЦЕРКОВСКАЯ (Др. Юрьевская) (1147, 1155) Сщмч. Дамиан Воскресенский в/у ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКАЯ 12(25)04.1918 16(29)04.1918 ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКАЯ 16(29)04.1918 09(22)12.1925 в/у ВЛАДИМИРСКАЯ 11.1925 09(22)12.1925 ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКАЯ, григ. 09(22)12.1925 20.01(02.02)1926 в/у ВЛАДИМИРСКАЯ, григ. 09(22)12.1925 20.01(02.02)1926 ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКАЯ, паки 20.01(02.02)1926 25.04(08.05)1927 в/у ВЛАДИМИРСКАЯ, паки 20.01(02.02)1926 05.1927 ПОЛТАВСКАЯ 05.1927 22.04(05.05)1928 в/у ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ 05.1927 22.04(05.05)1928 КУРСКАЯ 22.04(05.05)1928 13(26)07.1932 Дамиан Говоров ЭРИВАНСКАЯ 03.1916 03.07.1917 ПЕТРОВСКАЯ 03.07.1917 15(28)09.1918 ВОЛГОГРАДСКАЯ 15(28)09.1918 Дамиан Марчук ЧЕРНОВИЦКАЯ 20.03(02.04)1961 02(15)10.1964 ЛЬВОВСКАЯ 02(15)10.1964 25.09(08.10)1965 в/у ЧЕРНОВИЦКАЯ 13(26)10.1964 РОВЕНСКАЯ и ВОЛЫНСКАЯ 25.09(08.10)1965 17(30)12.1986 Даниил БЕЛОЦЕРКОВСКАЯ 06.11.1114 09.09.1122 Даниил ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ 1451(1441) ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ, паки 28.10.1452 в/у КИЕВСКАЯ 28.10.1452 Даниил ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская) 03.1330 ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская), паки Даниил ВСЕРОССИЙСКАЯ 27.02.1522 02.02.1539

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В представлении к награде отца Лаврентия сказано: «...Во всех движениях войск находился, не отставая ни на шаг, за что был пожалован скуфьею и наперсным крестом из кабинета его величества, украшенным алмазами». 123 Отец Лаврентий за свои подвиги был награжден орденом Св. князя Владимира 4-й степени, который имел девиз «Польза, честь и слава». 1829 г. На Балканских горах сражался отряд генерала Рота. Священник Петр Евламов 31-го егерского полка во время боя был ранен в правое плечо ружейной пулей, в левое кинжалом, в голову пикой и в левый бок тремя штыками, и только после этого его смогли взять в плен турки. Протоиерей Дамиан Борщ, священник 45-го Азовского пехотного полка, за время 11-месячной кровопролитной осады Севастополя неотлучно находился в рядах защитников города. Принимал участие в деле при взятии редутов на Балаклаве, у деревни Коммары, в Инкерманском бою, у Сапун-Горы, в боях на знаменитом 4-м бастионе. По рассказам участников обороны, отец Дамиан, невзирая на смертельную опасность, вел себя в сражениях с удивительным хладнокровием. То в качестве утешителя, то как брат милосердия, то как духовный отец, он напутствовал умирающих, оказывал первую помощь раненым, выносил из-под огня. Бывало, когда заканчивались бинты, он разрывал на себе рясу, подрясник, рубашку, чтобы раненый воин не истек кровь. 4 февраля 1855 года в ходе боя у реки Черной контуженый командир полка полковник Норденстренг упал в воду и утонул бы, но за ним бросился в реку и спас его отец Дамиан. Сам же отважный пастырь в ходе боев был неоднократно ранен и контужен. Когда заканчивался очередной бой и люди шли на отдых, отец Дамиан принимался за солдатские письма, сообщая их семьям предсмертные просьбы героев, погибших на поле брани. По ходатайству командования, за добросовестную службу и подвиги отец Дамиан был награжден двумя золотыми наперсными крестами (в том числе один на Георгиевской ленте Св. Анны 3-й степени с мечами) и орденом. Уже в 1896 году, когда доблестный старец отмечал свой полувековой юбилей в сане священства, его чествовали многие известные военачальники, среди которых был и М.И.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010