И вот, встречаясь с ними теперь, Диодор, существенным образом дополняет то, что было ему известно из возвышенной философии неоплатонизма. Другими словами, Диодор под влиянием этих мужей христианской веры и жизни, возвратившись в Антиохию, делается сам верующим христианином. Сложившаяся затем жизнь Диодора побуждает нас видеть в нём самом не пустынника-анахорета, а последователя религиозного союза братьев Афраата. По словам Сократа 146 , Феодора Чтеца 147 и Свиды 148 , Диодор был монах, что указывает на его безбрачие. Сократ 149 , Созомен 150 и Феодорит 151 согласно оттеняют в жизни Диодора чрезвычайную склонность к аскетическим подвигам, а св. Иоанн Златоуст к подвигам поста и молитвы красноречиво присоединяет особенное миссионерское служение его делу просвещение братьев: „Мудрый наш отец (Диодор) подражает образу Иоанна (Крестителя)... у того не было стола, ни постели, ни дома на земле, и у этого ничего такого никогда не было. Свидетели – вы, как он проводил всё время, показывая жизнь апостольскую, не имея никакой собственности, но получая пропитание от других и сам непрерывно пребывая в молитве и служении слова ( Деян. 6:4 ). Тот проповедовал за рекой, пребывая в пустынях, а этот выводил некогда за реку весь город и преподавал здравое учение” 152 . Феодорит в своей „Церковной Истории” добавляет, что Диодор, не получив должностей священнослужения и находясь в числе мирян, днём и ночью возбуждал всех к ревности по благочестию 153 . Но только монах типа Афраата – bar Q’yâmâ в IV веке мог принять на себя широкую, мирскую и в тоже время просветительную деятельность, уединённой жизни анахорета или пустынника, предпочесть подвиги добровольной нищеты, безбрачия и миссионерства в больших культурных городах. Сократ и Созомен свидетельствует, что Диодор, вместе с неким Картерием, был предстоятелем знаменитейших монастырей в Антиохии 154 . Неандер в своё время никак не мог примирить это известие Сократа и Созомена с ясно засвидетельствованным историей практически-церковным служением Диодора.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

Повесть Василия глубоко запала в душу Дамиана. Он желал отшельнической жизни; жаждал беседы с подвижниками пустыни, ведомыми одному Богу, а потому в пустынных местах острова провел сорок дней в поисках пустыннолюбца. Наконец силы его изнемогли, и Он, едва дышащий, лег под дерево. Здесь нашли его соловецкие иноки, положили на носилки и, принесши к монастырскому подворью, призвали духовного отца. «Что с тобой, Дамиан?» – спрашивал духовник. «Прости меня, отец; с тех пор, как я вышел из монастыря, не видал хлеба, а питался только травой». Тогда дали ему хлеба, и Дамиан оправился. Опять пробудилось в нем желание отыскать отшельников. После усердной молитвы к Богу и преподобным Зосиме и Савватию, он вышел из обители и в этот раз нашел многих пустынников, подвизавшихся на Соловецком и Анзерском островах. Это были: старец Ефрем черный и мирянин Никифор Новгородец, потом Алексий калужанин, Иосиф и Тихон москвитянин, Феодул рязанец, Порфирий, Трифон, Иосиф младый, Севастиан и многие другие. Сердечной любовью прилепился к ним Дамиан, начал часто посещать их. Когда умирал кто-либо из них, то он своими руками совершал погребение. Во время таких трудов встретил его однажды пустынник Никифор. «Посещай, Дамиан, чтобы и сам ты был посещен от Бога», – сказал отшельник и скрылся. Дамиан нашел в пустыне Тимофея, который, во время смуты самозванцев, оставив в Алексине дом родительский, приплыл из Архангельска на остров в малой лодке, выстроил себе хижину и поселился в ней. Подобно Андрею, он питался травой. Дамиан пожелал подражать примеру отшельников, выстроил себе уединенную келью и удалился туда на безмолвие. Но здесь посетило его тяжкое искушение. Однажды служивший Дамиану брат, придя навестить его, сотворив молитву, не получил ответа. Инок отворил дверь и нашел Дамиана едва живым, всего распухшим. Пустынника перевезли в монастырскую больницу, где он пробыл полгода, под надзором опытных старцев. Но лишь только Дамиан оправился, решился искать иного места для уединенной жизни. На малой лодке он пустился в море и поселился на Онеге. Здесь звероловы тяжело избили его; но, оправившись, пустынник пошел отсюда за озеро Бодло и вблизи острова на Юрьевой горе водрузил крест и поставил себе келью, где провел семь лет. Дамиан начал строить здесь храм во имя Святой Троицы и, положив основание обители, скончался ноября 27 дня 1633 года.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=853...

На пути к Киеву ему лежал заштатный, киевской епархии, Жаботинский монастырь. Дамиан направил путь свой к сему монастырю, где, проживши некоторое время, отправился в другой заштатный Виноградский монастырь той же епархии. Как в Первом, так и в сем монастыре Дамиан, по козням диавольским, не мог долго жить; о чем будет сказано ниже, и отправился прямо в Киев. Здесь первоначально жил он в гостинице Флоровского женского монастыря; но и отсюда по проискам вражиим был выслан. После чего он определился свечепродавцем при Троицкой церкви на старом городе; Но промысл призывал его к высшему. Когда Дамиан был свечепродавцем при упомянутой церкви, одна благочестивая старица, видя его строгую подвижническую жизнь, предложила ему деньги, дабы он на оные кормил и покоил странников. «Предложением сим, говорил о. Вонифатий , я смутился и не знал принять ли оное, или нет. В это время услышал я внутренний голос: «не смущайся, исполни прошение старицы, ибо это призывание от Вышнего». Для большего уверения его в сем призывании, в то время живший в Киево-Китаевской пустыни иеросхимонах Феофил-прозорливец, не видевший никогда Дамиана, как и Дамиан его, призывает к себе Дамиана и, надевши на него рясу и подвязавши веревкой, сказал: «предложение старицы исполни и упокоевай меньшую Христову братию, а Бог устроит так, что ты в свое время будешь иеромонахом». Сие предсказала ему и столетняя старица схимонахиня, в то время жившая в Киеве, а впоследствии в Воронеже. (Обо все этом о. Вонифатий говорил многим). Вследствие сего, Дамиан, приняв от упомянутой старицы деньги, нанял комнаты в двух этажах под Киево-Андреевской церковью, по смерти своего наставника в христианских добродетелях, жившего там, о котором будет сказано в особой статье. Дамиан в сих комнатах кормил и покоил странников. 1849 года Дамиан подал прошение об увольнении его из новороссийского поселения для определения в монастырь. 1850 года, (Июля 25 дня), по всеподданнейшему докладу, Государь Император Николаи 1-й, повелеть соизволил «уволить Дамиана из новороссийского поселения для определения в один из киевских монастырей». Вследствие сего Дамиан, по его прошению 1850 года (Июля 8 дня), по резолюции митрополита киевского, был определен в заштатный ржищевский монастырь (ныне женский).

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

Вот распорядок дня отца Дамиана из года в год: 5:00 Подъем, молитва в церкви, утреня, уединенная молитва и размышление 6:30 Служение Литургии, Проповедь, Благодарственная молитва, беседа с приходящими 8:00 Завтрак и работа по дому 9:00 Прием больных на крыльце деревянного дома 9:30 Чтение из святых отцов, изучение богословия, ответы на письма 12:00 Обед, посещение больных, посещение христиан, каждый дом посещается обязательно раз в неделю 17:00 Вечерня и работа по дому 18:00 Ужин, молитва по четкам, вечерняя молитва 20:00 Отход ко сну С течением времени к внешнему деятельному подвигу начинает все более добавляться подвиг внутренний. Отцом Дамианом овладевает глубокое чувство одиночества. Не имея сил преодолеть эту оставленность, Дамиан просит епископа прислать в помощь миссионера, а лучше, родного брата. Но, несмотря на единовременные редкие посещения братии, он навсегда остался один. В 1884 году для отца Дамиана наступает время переосмыслить свое постоянное обращение за помощью со словами " мы прокаженные " . Отец Дамиан заболевает проказой. Тяжкая болезнь медленно овладевает человеком. Как всякий больной, отец Дамиан не хочет умирать и пытается лечиться. С годами, состояние его ухудшается настолько, что он с трудом дышит, а дневной свет вызывает боль. Одиночество полностью овладевает им, ведь даже двум посланным для окормления детских домов миссионерам запрещено посещать отца Дамиана. Преодолевая боль, Дамиан продолжает стоять на ногах, но с 23 марта 1889 года уже не может отслужить Литургию. Уже 30 марта Патер Дамиан исповедуется и по древней монашеской традиции христианского запада, вновь приносит монашеские обеты. Отец Дамиан отказывается от приема медикаментов и 13 апреля в полночь причащается Святых Христовых Тайн, свидетельствуя, что видит перед собой двух ангелов. В Великий Понедельник 1889 года отец Дамиан умирает, тихо, " как засыпающий ребенок " А. Соколовски Фрибург, Швейцария БИБЛИОГРАФИЯ Daws, Gavan, Damian de Veuster, Freiburg im Breisgau 1994. Gil de Muro, Eduardo, Seliger Damian de Veuster, Leutesdorf 1995.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Дамиан (Дмитрий Григорьевич Воскресенский), архиепископ Курский и Обоянский 177. Беспарточный, Б. Д., Ильина, З.Д., Карнасевич, В. Г. Культура и власть: из рассекреченных архивов ВЧК – ОГПУ – НКВД. Курск, 1998. С. 170–171. 178. Дамиан (Воскресенский)//Реквием: Книга Памяти жертв политических репрессий на Орловщине. Орел, 1996. Т. 3. С. 45. 179. Ильина, 3. Д. Владыка Дамиан: охранение православного культурного наследия в России и Курском крае//Пятые Дамиановские чтения: материалы Всерос. науч.-практ. конф., г. Курск, 26–28 марта 2008 г. Курск, 2008. Ч. 1. С. 7–15. 180. Мануил (Лемешевский) . Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979–1989. Т. 3. С. 15–17. 181. Раздорский, А. И. Дамиан (Воскресенский)//Православная энциклопедия/под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М.: Правосл. энцикл., 2006. Т. 13: Григорий Палама – Даниель Ропс. С. 707–708. 182. Раздорский, А. И. Дамиан (Воскресенский Дмитрий Григорьевич) (23.10.1873 – 03.11. 1937), св., архиепископ Курский и Обоянский//Раздорский, А.И. Архиереи Курского края XVII-XX ВВ. Курск, 2004. С. 47–50. 183. Реутов, В. Архиепископ Дамиан – сын земли Курской//Вторые Дамиановские чтения: посвящ. пам. архиеписк. Курск, и Обоянск. Дамиана (Воскресенского), др. правосл. священнослужит. и верующих, ставших жертвами необоснов. полит, репрессий: сб. материалов/под общ. ред. В.В. Гвоздева, З.Д. Ильиной. Курск, 2003. С. 17–23. 184. Священномученик Дамиан, архиепископ Курский: [житие]/[сост.: архимандрит Зиновий (Корзинкин) и [др.]. Курск, 2004. 15 с.: ил. 185. Священномученик Дамиан, архиепископ Курский и Обоянский. Духовное наследие: проповеди , очерки, письма, протоколы допросов/предисл., коммент. и сост. свящ. В. Русина; Изд. Покровского храма с. Кунье Горшеченского р-на Курской обл. Старый Оскол: ИПК «Кириллица», 2011. 264 с. (Труды курских архипастырей). Жураковский Анатолий Евгеньевич, священник 186.Дмитренко, А. Г. Жизнь и деятельность сщмч. Анатолия Жураковского (1897–1937)//Свет Христов просвещает всех: альм. Св.-Филарет, ин-та. М.: Ассоц. выпускников и студентов СФИ, 2007. С. 182–198.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Игумен Дамаскин Часть 1 (1795 – †23 января/5 февраля 1881 год). Игумен Дамаскин (в миру Дамиан Кононов) родился в 1795 году в крестьянской семье в деревне Репенки Мичковской волости Старицкого уезда Тверской губернии. С юных лет Господь вдохнул Своему избраннику благие чувства – идти по пути заповедей Его. Будучи младенцем, Дамиан пострадал от перелома ноги: родители, уходя в поле, оставили мальчика на попечение семилетней сестры, которая, неся брата на руках, по неосторожности упала с ним и повредила ему ногу. После этого Дамиан с трудом мог ступать ею. В раннем отрочестве Дамиан отличался скромностью и до того был робок, что, по его собственным словам, боялся даже людей. В 1816 году, будучи 20 лет от роду, испросив благословение родителей, которые по житейскому обычаю увещевали его жениться, он отправился с паломниками в Киев. И совершилось чудо: по выходе из родного дома, Дамиан тотчас почувствовал облегчение от боли в ноге и легко пришел в Киево-Печерскую Лавру. Здесь нога совершенно исцелилась и никогда с тех пор не болела. Через год, томимый духовной жаждой боголюбивый Дамиан, отправился в Соловецкий монастырь. В Андрусовской пустыни он услышал о Валаамской обители и захотел ее посетить. По дороге на Валаам юноше повстречались белобережские старцы – схимонах Феодор 31 и иеромонах Леонид 32 . И эти честные отцы, прозревая в нем не простого странника, поклонились ему. Такое смирение старцев запомнилось Дамиану на всю жизнь. Но не пришло еще время остаться ему в обители: он посетил Коневец, Тихвин и затем благополучно возвратился на родину. В 1819 году Дамиан вновь прибыл в Валаамскую обитель при игумене Иннокентии. По совету встретившегося ему на пути в скит Всех Святых монаха Феодорита Дамиан посетил старца иеросхимонаха Евфимия, который, провидя духом, что пришедший к нему – будущий светильник Валаама, встретил его земным поклоном. Смирение старца так поразило Дамиана, что он растерялся и только смог сказать старцу: «Желаю спастись – научите». Отец Евфимий, много поговорив на пользу, благословил остаться на Валааме и послал его проситься к отцу Игумену.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вскоре после смерти Мелетия, св. Григорий Богослов с решительностью заявил отцам собора о своём намерении сложить с себя бремя правления Константинопольской церкви и уйти на покой 696 . Как собор ни уговаривал его взять своё слово назад и принять вновь попечение о граде Константина, утомлённый епископ оказывался твёрд в своём решении. Тогда пред членами собора возник новый серьёзный вопрос о замещении столь важной кафедры, как кафедра Константинополя 697 . Была выдвигаема кандидатура на это служение многих виднейших епископов 698 . Но Диодор, много передумав о положении столичного епископа 699 , выдвинул неожиданно своего кандидата и с обычной энергией начал настаивать на хиротонии последнего. Диодор в это время познакомился со знатным тарсским жителем, Нектарием, который, собираясь ехать на родину, зашёл к Диодору с тем, чтобы взять от него письма, если ему будет угодно писать 700 . Знатное происхождение, седина, благообразие вида и кротость нрава нового знакомого 701 произвели на Тарсского епископа такое сильное впечатление, что он решил предложить собору выбрать этого человека преемником св. Григорию. Предложение Диодора было, действительно, смелое – тем более, что Нектарий был не только светский человек, но ещё и не был крещён – человек, совершенно незнакомый собору. Не удивительно, что многие епископы с недоумением встретили предложение Тарсского епископа. Даже новый епископ Антиохии, Флавиан, и тот добродушно сначала рассмеялся, когда его друг, Диодор, изложил ему свои планы 702 . Но, зная много лет Диодора, Флавиан всё же не мог не задуматься над кандидатурой Нектария – если его выдвигает Диодор, то, значит, в этом муже, действительно, скрываются какие то причины, вполне соответствующие его будущему высокому служению. Флавиан поэтому решил познакомиться лично с Нектарием и, побеседовав с ним, посоветовал ему... помедлить с отъездом 703 . Тем временем, нужно полагать, Диодор, со свойственной ему энергией и убедительностью, постарался склонить в пользу Нектария самого императора.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

Расставаясь часто со слезами с родиной 58 , юноши очень быстро осваивались со своим новым положением свободного независимого искателя знаний за родными пределами, с жаром молодых энтузиастов они переезжали из города в город и переходили из класса в класс славившихся там учителей. История не говорит нам, что Диодор, по окончании своего образования в Антиохии, тоже принадлежал к числу упомянутых учёных странников, т. е. посетил многие центры древне-языческого образования. Но она сохранила нам определённое свидетельство о том, что он получил завершение своего антиохийского образования в самой высшей и популярной тогда языческой школе, в Афинах. Это путешествие Диодора в Афины и изучение преподаваемых там наук, мы видели уже 59 , было известно императору Юлиану, как несомненный факт. Император-отступник в упоминавшемся у нас письме к еретику Фотину свидетельствовал: „Путешествуя в Афины и изучив философию на зло общего благосостояния, он (Диодор) изощрил ум в искусствах и риторическими упражнениями вооружил свой язык против небесных богов” 60 . Некоторые 61 , на основании этого письма, думают, что Диодор по афинским школам был даже сотоварищем императора Юлиана и вместе с ним – Василия Кесарийского и Григория Назианзина . Но одна лишь осведомлённость Юлиана об образовании Диодора в Афинах не требует ещё признания школьного их товарищества. Кроме этого, такое предположение противоречит хронологическим данным жизни Диодора. 350-е годы, когда в Афинах появились Василий Кесарийский , Григорий Назианзин и Юлиан 62 , были временем уже церковно-общественной деятельности образованного Диодора в Антиохии. Юлиан мог познакомиться с Диодором, как с видным общественным деятелем Церкви, во время своего пребывания в Антиохии и тогда же мог узнать в нём образованного ученика афинской школы. Замечательно, что блаженный Иероним , несмотря на ясное и определённое свидетельство императора Юлиана о светском образовании Диодора, в своём Каталоге знаменитых мужей заявляет, что Диодор не знал или не изучал светских наук, и в этом, будто, причина того, что Диодор не мог превзойти в красноречии Евсевия Эмесского 63 .

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

Весьма сомнительно, говорит он, чтобы Диодор должен был когда-либо оставлять практическое церковное служение и быть предстоятелем отдельного монашеского общества. Иоанн Златоуст , продолжает он, в своей похвальной речи Диодору, в которой изыскал всё, чтобы сравнить его с Иоанном Предтечей, не выставляет на вид того пункта, что Диодор, как и Иоанн Предтеча, вращался в пустыне. Поэтому Неандер решился, даже вопреки истории, утверждать, что Диодор был только пресвитером антиохийской церкви 155 . Но Неандеру не был известен самобытный институт афраатовского монашества в Сирии. Если Диодора, на основании общих выражений историков, признать монахом в виде анахорета и пустынника, то, действительно, трудно примирить с таким подвижничеством всю дальнейшую его жизнь 156 . Автохтонический же, специальный союз сынов завета Афраата прекрасно толкует известия Сократа и Созомена  – монах Афраата, именно церковно-общественный деятель в самом широком смысле этого слова. Есть сведения, что сыны завета для удобства подвигов соединялись в отдельные общины, под руководством духовного отца или настоятеля, и эти общины могли называться монастырями 157 . Вполне возможно, что Диодор, благодаря своему образованию, усиленным подвигам христианского аскетизма, достиг особенной популярности среди членов союза, и был избран ими предстоятелем или настоятелем одной из общин сынов завета, о чём и говорят Сократ и Созомен 158 . Итак Диодор, возвратившись из Афин в Антиохию и познакомившись с христианством, удалился не в пустыню, и не там, в уединении, предал себя подвигам благочестия, а отдал себя в руководство кого либо из монахов религиозного союза Афраата, захотел сам стать bar Q’yâmâ 159 . На основании известного нам письма Св. Василия Великого к Патрофилу, еп. Эгейскому, мы можем определить и того Q’yâmâ, который стал первым руководить христианским воспитанием Диодора. Св. Василий Великий называет Диодора θρμμα το μακαρου Σιλουανο 160 . Мы уже говорили, что этот Силуан мог быть воспитателем Диодора до своего епископства в Тарсе и что поэтому не будет противным мнению св.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

Муж апостольской жизни и исполненный пламенной ревности к делу Божию, твердый в защите евангельской истины, обладавший обширными сведениями, особенно в богословии. Диодор пользовался особенным уважением и искренней любовью в обществе антиохийских христиан. Не имея никакой собственности, ни даже пристанища постоянного, он, в отсутствие Мелетия, ходил из дома в дом, всех ободряя, утешая и вразумляя. Во время гонений на православных, он один стоял за всех, как некая скала высокая и несокрушимая, с силою разрушал все хитросплетения и ковы еретиков и охраняя мир церкви. Не менее был славен Диодор, как учитель и образователь христианского юношества; к нему собирались многие христиане, ревнители добродетельного жития и духовного просвещения, и под его руководством изучали священное писание. Диодор написал много книг, в которых открывал смысл священного писания, всего до 600 книг. По отзыву Иеронима, Диодор преподавал по способу Евсевия Емесского и был равен ему по серьезности, но слабее по красноречию, так как позднее стал изучать светские науки. Василий Великий упоминает о двух книгах, писанных Диодором, и хвалит его за ясность, простоту и безыскусственность слога, приличные намерению христианина, который пишет не на показ, а для общей пользы. В таком же духе Диодор беседовал с учениками своими и читал с ними книги св. Писания, предостерегая от крайностей того способа объяснения Слова Божия, по которому его изречения и события, в нем повествуемые, принимаются часто за образы и тени и часто получают смысл им чуждый и изобретенный самим толкователем. Между учениками Диодора был между прочим св. Иоанн Златоуст , Феодор, впоследствии епископ мопсуестский, и Флавиан, впоследствии епископ антиохийский. Св. Иоанн Златоуст всегда благодарил и другим внушал благодарить Бога, даровавшего им в столь смутное время столь мудрого отца и учителя. В 379 году Диодор был рукоположен Мелетием антиохийским в епископа в Тарс. Будучи епископом, Диодор принимал самое деятельное участие в делах всей церкви, был самым видным представителем антиохийского патриархата.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010