Антонием; настоятель поручил его в надзор духовному иноку, иеромонаху Иосифу Новгородцу. Похоронив отца своего, скончавшегося иноком на Соловках, Диодор пожелал видеть Соловецких отшельников, о которых говорил ему Иосиф. Он ушел на пустынный остров, не взяв с собою ни пищи, ни питья; ходя 40 суток по острову, он изнемог до крайности; некоторые из братий нашли его под деревом едва живым; они принесли его на монастырское подворье и призвали духовника. После исповеди, укрепившись пищею, ревнитель отшельнической жизни поселился на пустынном острову, при двух найденных им отшельниках. Отселе ходил он беседовать и с другими отшельниками, каковы были: старец Ефрем, Никифор белец, Алексей Калужанин, Иоасаф, Тихон Москвич, Феодор Рязанец, Трифон, Иоасаф, Севастиан и другие. Пустынник Тихон, по настоятельной просьбе его, рассказал о себе, что он ушел из Алексина во время Разстриги, оставив все свое и, переплыв на утлой лодке море, после трехлетней борьбы живет покойно. Никифор, встреченный без всякой одежды, поспешил скрыться и только сказал: «посещай, посещай, Диодор, чтоб и самому иметь от Бога утешение». Диодор усердно посещал пустынников, доставляя им необходимое для жизни. Впоследствии братия обители стали роптать на то я говорили: «хлеб обители тратится на тех, которые не трудятся для обители». Особенно же, когда ушел в отшельничество больничный келарь Кирик, лучше которого никто не ходил за больными, братия сильно возмутились, и игумен Иринарх вынужден был принять меры против страсти к отшельничеству. Он послал «братию, стрельцев и рабочих» на острова с тем, чтобы они возвратили отшельников в монастырь; тогда Диодор заключен был в оковы, в больнице, и к нему приставлена была стража. Спустя три месяца он снова ушел на остров и прожил здесь полгода. Брат его, живший также в Соловецком монастыре, отыскал его, но в самом жалком положении, расслабевшим от борьбы с нечистыми духами. Диодор решился теперь расстаться с Соловками и удалился на Оеегу. Невдали от Кеноозера, в пустынном лесу, избрал он себе место для пребывания и начал подвизаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

священник Николай Фетисов Часть первая. Жизнь Диодора «Свидетели вы, как он (Диодор) проводил всё время, показывая жизнь апостольскую, не имея никакой собственности, но получая пропитание от других и сам непрерывно пребывая в молитве и служении слову” (Ioannes Chrysostomus. Laus Diodore episcopi – PG. LII, col. 764; русский перевод, т. III, ч. 2, стр. 819). „Мудрый и мужественный Диодор, подобно прозрачной и великой реке, доставлял своему стаду питие и потоплял богохульство противников. Ни во что он ставил знатность своего рода и охотно переносил все труды за веру”. (Theodoretus Cyr. Hist. Ecclesiastica IV, 25. Ed. Parmentier 264 S.; русский перевод, стр. 289–290). Глава первая. Диодор в первые годы своей жизни. Родина Диодора – мнение о тарсском происхождении его; Антиохия, как родной его город. Вопрос о годе рождения и родителях Диодора. Естественные условия развития Диодора в Антиохии. Антиохийское школьное обучение его. Свидетельства истории об образовании Диодора в Афинах. Общая характеристика афинских школ того времени. Знаменитые представители риторики в Афинах. Кафедра философии в Афинах в связи с кратким очерком популярной тогда философской системы неоплатонизма. Неоплатонизм в отношении к Диодору и значение этого вопроса в его биографии. Относительно места рождения Диодора существует два мнения. Генке 1 , Марэн 2 , Кунце 3 , Кавалера 4 думают, что родиной Диодора был г. Тарс. Тильмон 5 , Сейлье 6 , Гфрёрер 7 , Винэбльс 8 , Семиш 9 , Эрмони 10 , Кин 11 , Годе 12 , Барденхевер 13 называют родным городом Диодора Антиохию π Δφνης, столицу сирийского царства. Первые в подтверждение своего мнения приводят письмо блаж. Иеронима к папе Дамасу от 374–375 г. В этом письме блаж. отец уведомляет своего высокого адресата, что в Антиохии сильно волнуют церковь кампенсы вместе с тарсянскими еретиками, проповедуя три ипостаси в древнем смысле 14 . Справляясь с историей названного города за это время, под тарсянскими еретиками защитники тарского происхождения Диодора и подразумевают последнего с его сподвижниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

Феодорита, как бы её „вторую кафедру” 636 . В самый расцвет переговоров Василия с Западом Диодор находился у Мелетия в Армении в с. Гитасах, был там, когда св. Василий приходил туда и, несомненно, говорил со св. Мелетием относительно сношений с Афанасием и западными 637 . Не возвращаясь в Антиохию до 378 г., Диодор мог быть всё время с Мелетием. Таким образом, все письма св. Василия к Мелетию, все посольства проходили на глазах его. Мог ли он, ближайший помощник Мелетия по управлению Антиохией отличавшийся всегда замечательным характером проницательного и мужественного деятеля, пассивно относиться к серьёзным замыслам Василия, относительно своего отца и архипастыря? Сам св. Василий не скрывает, что он в затруднительных обстоятельствах пользовался советами и указаниями Диодора 638  – мог ли он обойтись совсем без указаний и одобрений Диодора в осуществлении такого грандиозного плана, как успокоение родной последнему церкви под священным исповеданием никейской веры и её исповедника – Мелетия Антиохийского ? Мог ли – особенно тогда, когда был с ним у Мелетия и когда после особенно полюбил его? Нам думается, что в самой-то идее св. Василия Великого успокоения Антиохии под главенством Мелетия можно находить не что иное, как расширение и развитие идеи, практически осуществлённой давно уже тем же Диодором, выношенной и выстраданной им. Мы разумеем союз Диодора с арианствующими в первом избрании Мелетия на кафедру Антиохии, когда, по инициативе Диодора, вся почти антиохийская церковь после 30-летних разделений и несогласий, под условием некоторых видимых уступок, готова была соединиться около Мелетия, епископа Севастийского. Не предвидел ли тогда Диодор возможности в будущем великой и серьёзной унии около личности Мелетия?! Не в видах ли широких светлых перспектив он принимал деятельное участие тогда в интронизации святого, богобоязненного Мелетия?! Всё это невольно создает гипотезу участия Диодора в известных сношениях св. Василия с Западом и св. Афанасием относительно объединения Антиохии около кафедры Мелетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

В те времена немало являлось желающих заводить новые обители; но Диодор был не из числа многих 879 . Уроженец Турчасовского прихода, Диомид, на девятнадцатом году жизни отправясь в Соловецкий монастырь для молитвы, остался здесь жить и, по испытанию в послушании, пострижен в иночество игуменом Антонием; настоятель поручил его в надзор духовному иноку, иеромонаху Иосифу Новгородцу. Похоронив отца своего, скончавшегося иноком на Соловках, Диодор пожелал видеть Соловецких отшельников, о которых говорил ему Иосиф. Он ушел на пустынный остров, не взяв с собою ни пищи, ни питья; ходя 40 суток по острову, он изнемог до крайности; некоторые из братьев нашли его под деревом едва живым; они принесли его на монастырское подворье и призвали духовника. После исповеди, укрепившись пищею, ревни тель отшельнической жизни поселился на пустынном острове при двух найденных им отшельниках. Отселе ходил он беседовать и с другими отшельниками, каковы были: старец Ефрем, Никифор белец, Алексей Калужанин, Иоасаф, Тихон Москвич, Феодор Рязанец, Трифон, Иоасаф, Севастьян и другие. Пустынник Тихон, по настоятельной просьбе его, рассказал о себе, что он ушел из Алексина во время расстриги, оставив все свое, и, переплыв на утлой лодке море, после трехлетней борьбы живет покойно. Никифор, встреченный без всякой одежды, поспешил скрыться и только сказал: «Посещай, посещай, Диодор, чтоб и самому иметь от Бога утешение». Диодор усердно посещал пустынников, доставляя им необходимое для жизни. Впоследствии братья обители стали роптать на то и говорили: «Хлеб обители тратится на тех, которые не трудятся для обители». Особенно же когда ушел в отшельничество больничный келарь Кирик, лучше которого никто не ходил за больными, братья сильно возмутились, и игумен Иринарх вынужден был принять меры против страсти к отшельничеству. Он послал «братию, стрельцов и рабочих» на острова с тем, чтобы они возвратили отшельников в монастырь; тогда Диодор заключен был в оковы, в больнице, и к нему приставлена была стража.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Сирия. Антиохия. Борцами за православие при Валенте, теперь при Феодосии Великом, стоявшем во главе восточных церквей, были Диодор в Тарсе, Флавиан в Антиохии. Диодор до поставления в епископы (378) жил и учил в Антиохии. Говоря языком нашего времени, был профессором богословия той высшей школы, которая сложилась в языческую пору в столице Востока. Диодор был последователем методов Аристотеля. Он преподавал Священное писание Ветхого и Нового заветов. Полемизировал и против Ария, и против Аполлинария. По настроению аскет. Учениками Диодора были Иоанн Златоуст и Феодор Мопсуестийский в их студенческие годы. Они в последующем богословском творчестве оставались твердыми учениками научно-философского метода Диодора. Дефекты этой сказались в историческом опыте. Несторианская ересь опиралась на выучку в школе Диодора самого Феодора Мопсуестийского. Β чем сказались «перегибы» Диодорова богословия? Диодора, как и многих, возмутило ухищренное лукавство христологии прославленного антиохийца Аполлинария. Последний ухищренно усек полноту человеческой природы в Богочеловеке, заменив в Нем разум — логос человеческий Логосом только божественным. Против этой возмущающей фальши со всей силой ревности восстала вся антиохийская школа. Она не вынесла столь прославленного авторитетного фальсификатора в ее среде. Аполлинарий на всех антиохийских богословов наводил тень сомнения как на своего рода обманщиков. И это их возмущало и толкало к четким до грубости формам утверждения во Христе полноты, неусеченности двух Его природ: как Божеской, так и человеческой. Аполлинарий в конечном счете пустил в ход несчастное крылатое словечко μα φσις του θεο Λγου σεσαρκωμνη — одна природа Бога Слова воплощенная . Диодор и все настоящие антиохийцы ему напоперек: две природы . Диодор не говорил «два Сына,» «два Лица,» как его окарикатуривали, но выражался иногда так: «Христос человек, как и пророки, через все моменты жизни был соединен с Божеством.» Наблюдатели со стороны могли подозревать, не воскресает ли тут ядовитое антиохийское наследие от Павла Самосатского, утверждавшего во Христе натурального человека, только обоженного свыше. Так сгущались и повисали в воздухе ядовитые подозрения и обвинения, которые не могли не волновать эллинский христианский мир. Тут такие тревоги мозга легко преображались в боевые страсти сердца.

http://sedmitza.ru/lib/text/435104/

Однажды, когда Косма один находился в церкви, он обратился к Богородице на иконе с такими словами:«Пресвятая Богородица, умоли Сына Своего и Бога нашего, да наставит меня на путь спасения». И в тот же момент он услышал голос от иконы:«Сыне Мой и Боже Мой, наставь раба Своего на путь спасения». Христос же отвечал Богородице:«Пусть оставит монастырь и идет на безмолвие». Выйдя из церкви, преподобный обо всем, что слышал, поведал игумену, и тот поселил его в тихой келье рядом с обителью. Безмолвствуя там в течение нескольких лет, преподобный, с помощью Божией, достиг всех добродетелей, и даже сподобился получить дар прозорливости, так что многие приходили к нему на исповедь. Однажды пришли к нему из Хиландарского монастыря двое иеромонахов, которые спрятали по дороге тыкву с вином, чтобы на обратном пути забрать ее. Получив от преподобного благословение, они уже собирались уходить, как прозорливый старец сказал им:«Тыкву, что спрятали вблизи дороги разбейте, потому что в нее вползла змея; и не пейте это вино, иначе отравитесь». Иеромонахи так и поступили: разбив тыкву, они обнаружили внутри змею и прославили Бога, Который избавил их от смерти, при этом благодарили и преподобного Косму. Был некий монах добродетельной жизни по имени Дамиан. Он подвизался близ монастыря Эсфигмен в месте называемом Самария, и имел благословение не ночевать в чужой келье. Однажды Дамиан по какому–то срочному делу пришел к одному знакомому, а поскольку того не было дома, он вынужден был подождать его до самого вечера. Сделав дела, Дамиан собрался вернуться в свою келью, но друг уговаривал его остаться, потому что уже сильно стемнело и пошел дождь. Но Дамиан из–за благословения, которое имел, не остался у друга. Поскольку же было очень темно и лил сильный дождь, он, в конце концов, заблудился. Не зная, что же делать, он воззвал ко Господу:«Господи, спаси меня, погибаю». После этой просьбы, он тотчас же оказался в своей келье. Позже, придя к преподобному, он поведал ему о том, что с ним случилось, чтобы узнать, почему это произошло и не согрешил ли он невольно в чем пред Богом. Святой же ответил ему:«Брат, ты исполнил заповедь, и Бог сохранил тебя от смерти». Утешенный таким образом, Дамиан вернулся в свою келью, прославляя Бога.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=800...

Во времена императора Диоклетиана (284–305 гг.) Косьма и Дамиан пришли в Киликийскую область Малой Азии, где они подверглись гонению со стороны префекта Лисия. Их арестовали, заставляли отречься от Христа, долго мучили и в конце концов обезглавили в 303-ом году. Вместе с ними приняли мученический венец и братья-христиане Леонтий, Анфим и Евтропий. Их святые останки были похоронены в городе Кир в Сирии, где от них стали совершаться многочисленные исцеления. Император Юстиниан I (527–565 гг.), будучи исцелен святыми Косьмой и Дамианом от опасной болезни, в благодарность перестроил и украсил их храм в Константинополе. Этот храм стал местом паломничества для всего Востока. Будучи врачами-бессребрениками, святые Косьма и Дамиан почитаются покровителями врачей и изображаются на некоторых медицинских эмблемах. (Среди святых известны три пары братьев, которых звали Косьма и Дамиан). Кроме двух близнецов из Аравии, о которых мы здесь рассказали, были еще братья Косьма и Дамиан, которые жили в Малой Азии и мирно скончались в 3-ем веке в Месопотамии. Память их 1-го ноября по церковному календарю. Чтятся еще римские братья Косьма и Дамиан, которые пострадали в правление императора Карина (283–284 гг.). Память их совершается 1-го июля по церковному календарю. Тропарь: Святии безсребренницы и чудотворцы, посетите немощи наша: туне приясте, туне дадите нам. Праведный отец Иоанн Кронштадтский 1 нояб. и 2 янв. (19 окт. и 20 дек. по церк.кал.) Святой Иоанн (полное имя которого Иоанн Ильич Сергиев) родился 19-го октября 1829-го года в бедной семье в селе Суре Архангельской губернии. Думая, что он недолго проживет, его крестили сразу после рождения с именем Иоанн, в честь празднуемого в этот день преподобного Иоанна Рыльского. Но ребенок стал крепнуть и расти. Детство его протекало в крайней бедности и лишениях, но набожные родители заложили в него твердый фундамент веры. Мальчик был тихим, сосредоточенным, любил природу и богослужения. Когда Иоанну исполнилось девять лет, отец, собрав последние крохи, отвез его в приходское Архангельское училище. Трудно давалась ему грамота и случалось, что на него нападало отчаяние. Тогда мальчик молил Бога о помощи. Однажды, в один из таких тяжелых моментов, в глубокую полночь, когда все воспитанники спали, он встал на молитву и молился особенно горячо. Господь услышал его молитву: божественная благодать осенила его, и, по его собственному выражению, как бы “завеса спала с его очей”. Он вспомнил то, что говорилось в классе, и как-то все прояснилось в его уме. С тех пор он стал делать большие успехи в учении. В 1851-ом году Иоанн Сергиев окончил с отличием семинарию и поступил в Петербургскую духовную академию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Дамиан Печерский, Целебник, прп. - житие Житие Преподобных Дамиана, пресвитера и целебника, Иеремии и Матфея прозорливых, Печерских. Преподобный Дамиан подвизался в Киево-Печерской обители во время игуменства преподобного Феодосия (память 3/16 мая). О преподобном Дамиане св. Нестор в житии преподобного Феодосия пишет, что он во всем подражал равноангельскому житию наставника своего и ревностно подвизался во всяких добродетелях. Многие свидетельствовали о добром его житии, смирении и послушании. Дамиан отличался покорностью; удивлял всех своей кротостью. Его подвижническая жизнь, бодрствование по ночам, прилежное занятие чтением святых книг и частое восстание на молитву — все это было хорошо известно братии и вызывало благоговение ко св. Дамиану. Многие говорили о нем, что он был великий постник и подвижник и до самого дня смерти своей не вкушал ничего, хроме хлеба и воды. За свою благочестивую жизнь он удостоился получить от Господа дар чудотворения, особенно же благодать исцеления болящих, подобно святому бессребренику и чудотворцу Дамиану, имя которого носил. Приносил ли кто к преподобному больного ребенка или приводил к нему взрослого человека, страдавшего каким-либо недугом, Феодосий повелевал блаженному Дамиану творить молитву над болящим. Со смирением и безропотной покорностью, считая себя недостойным дара исцеления, творил тогда Дамиан над болящими молитвы и помазывал их святым елеем, и, Божией благодатью, все получали исцеление и уходили здоровыми. В богоугодных делах прошла вся жизнь святого. Перед кончиной он заболел и, лежа на смертном одре, со слезами молился: «Господи мой, Иисусе Христе, сподоби меня быть сообщником славы святых Твоих, и с ними причастником Царствия Твоего; не отлучи меня, Владыко, от отца моего и наставника преподобного Феодосия, но вместе с ним всели меня во свете Твоем, который приготовил Ты праведникам». Когда он так молился, вдруг у одра его предстал Ангел в образе прп.

http://pravicon.com/info-2141

2 Ныне существуют за Яузой по берегу Москвы реки улицы: Гончарная, Каменьщики; переулки: Котельнический, Гончарный, Старый Кузнецкий (последний только с нынешнего столетия стали называть Старым Космодамианским). 5 Кузнецами, быть может, построена и самая церковь . В древности на Руси св. бессребреники Косма и Дамиан почитались, между прочим, покровителями кузнецов. Так, кроме нашей церкви в Кузнецах, есть церковь в Костроме Космы и Дамиана в Кузнецах; Московской губернии, в Бронницком уезде есть село Гвоздня с храмом во имя св. Космы и Дамиана; в западных губерниях кузнецы до сих пор ставят большую братскую свечу св. Косме и Дамиану в день их памяти. В народе до сих пор существует загадка: узловат Кузьма – развязать нельзя, – имеющая разгадку: кованая железная цепь. Объяснить взаимное отношение слов Кузьма и цепь ничем нельзя, если не предположить, что в древности кузнецы в св. Косме видели своего покровителя. 6 Смотри вязку дел в Архиве Московской Духовной Консистории по Космодамианской церкви. Дело о церковной земле 1788 года; где приложен и план церковной земли. 7 Почему рядом две церкви устроены в честь св. Космы и Дамиана, местные жители объясняют так: два брата – богатые люди жили вместе и построили храм во имя св. Космы и Дамиана; построивши храм, они поссорились и один из них, отделившись, рядом с первым храмом соорудил свой новый храм во имя тех же святых – Космы и Дамиана. Такое объяснение ничем не доказывается. Мы объясним это иначе. В древности на Руси лица св. бессребреников с именами Космы и Дамиан различали строго: так как их была не одна, а три двоицы (см. брошюру «св. бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан.» Диакона Вас. Руднева. Москва 1866 г.) Храм Космы и Дамиана Старого, сооружен во имя св. бсссребрен. Асийских (1 ноября) иже с миром усопша; погребение их, как почивших в мире, изображено и на местной иконе в том храме; храм Космы и Дамиана – нового сооружен во имя св. бессребреников – в Риме пострадавших (1 июля). Здесь на местной иконе они изображены с крестами в руках – символом мученичества. Очень может быть, что благочестие жителей построившее храм во имя бессребреников Асийских, восхотело почтить и других бессребреников – Римских. В прежнее время иногда на одной доске – рядом изображали обе двоицы св. бессребреников с надписью: «Косма и Дамиан Асийские; Косма и Дамиан Римские». Такая икона есть в храме свят. Николая чудотворца, в Котельниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/m...

Ист. и лит.: Служебник. СПб., 19056; Требник: В 2 ч. М., 1915. Ч. 1; Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского/Изд. Введенской Оптиной Пустыни. М., 1992-1997; Минея (МП): Сент.-авг. М., 1978-1989; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1-3. Игум. Андроник (Трубачёв) Иконография Б. изображаются в хитонах и гиматиях (одно из ранних изображений - мозаика купола ц. вмч. Георгия в Фессалонике V в., где представлены мученики Косма и Дамиан в длинных светлых одеяниях, в позах орантов на фоне архитектуры), иногда с лентой, похожей на орарь (вмч. Пантелеимон, каменная резная икона, XII в. (Музей истории искусств в Вене), святые Косма и Дамиан - ц. св. Иоанна Предтечи в Задаре (Хорватия), нач. XIII в.), со специфическим медицинским атрибутом - красной сумкой у пояса (ап. Лука - катакомбы Комодиллы, VII в.; святые Косма и Дамиан - ц. святых Космы и Дамиана в Риме, 526-530, и на миниатюре из Минология Василия II (Vat. Gr. 1613, 976-1025 гг.- сумка в Божественной деснице)), в руках, как правило, держат завершающиеся иногда крестиком кисточку, лжицу или палочку для елея, или хирургические инструменты, футляр для сосуда с маслом или ларец (святые Кир, Пантелеимон, Косма и Дамиан - ц. Санта-Мария Антиква в Риме, VIII в.). Б. могут изображаться как мученики с крестом в руке (св. Диомид - Пала д " Оро, XI в. (Собор Сан-Марко в Венеции)), или с венцом (святые Косма и Дамиан держат венцы в руках - ц. святых Космы и Дамиана в Риме; Христос венчает святых Б.- ц. св. Врачей в Кастории, кон. XII в.), или со свитком в руке. Вмч. Пантелеимон. Икона из кафоликона Свято - Пантелеимоновая мон-ря на афоне. Фотография. 2000г. Вмч. Пантелеимон. Икона из кафоликона Свято - Пантелеимоновая мон-ря на афоне. Фотография. 2000г. В священнических одеждах с Евангелием в руках изображаются: сщмч. Ермолай Никомидийский (Пала д " Оро, фрески Каппадокии: Киличлер-килисе, X в., Саклы-килисе, XI в.), прп. Сампсон Странноприимец (лицевая минея, XI в., ГИМ. Gr. 9), сщмч.

http://pravenc.ru/text/149067.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010