Сначала он поселился на Онежском озере при устье реки Кены, но местные жители отнеслись к нему враждебно, и Диодор покинул эти негостеприимные места. По дороге он встретил путника и рассказал ему свои бедствия. Путник этот оказался богатым московским купцом, имевшим при дворе связи. Он пришел в негодование и сказал, что подаст жалобу на кенских крестьян. Еле уговорил его Диодор не делать этого. Впоследствии виновные покаялись. Диодор же дошел до границы Архангельской и Олонецкой областей, где у подножия Юрьевой горы находилось озеро того же названия. Здесь он водрузил крест, поставил келью и начал подвизаться. Семь лет провел он в полном одиночестве. Потом пришел к нему инок Прохор и отдал себя под его руководство. После этого прп. Диодору явился неизвестный ему светозарный угодник Божий, повелевая ему основать здесь обитель с тремя церквами. Прп. Диодор, следуя святоотеческому учению не доверять явлениям, сначала не обратил на это внимания. Но явление повторилось. Таинственный угодник Божий велел ему идти в Москву, к келарю Троице-Сергиевой лавры Александру. Средств у прп. Диодора не было. Тогда он пошел в Москву и нашел о. Александра. Тот дал ему письмо к архиепископу Новгородскому и представил его инокине Марфе, матери царя Михаила Феодоровича, и она снабдила его церковной утварью, богослужебными книгами и деньгами, а новгородский владыка дал разрешение основать монастырь и никогда не переставал благоволить к нему. Когда начались работы, прп. Диодору явился на самой вершине Юрьевой горы крест, весь усаженный воронами, и таинственный голос сказал ему, что церковь во имя Святой Живоначальной Троицы должна быть создана на этой самой вершине, а братии в обители будет столько, сколько он видит воронов на кресте. На этом самом месте было древнее языческое кладбище, и прп. Диодор начал с изгнания живших там бесов. Скоро стала собираться братия. Преподобный был милостив к ним, но за молодыми смотрел строго, приучая их к труду и молчанию. Раз преподобный увидел в видении столп до неба, по нему взбирались монахи. И если какой-нибудь инок достигал вершины, пред ним открывалось небо, великий свет окружал его, и небо за ним закрывалось. Но по большей части, добравшись до середины столпа, иноки падали вниз и опять начинали восхождение. |
Пока в обители не были очищены и обработаны поля, она очень нуждалась в хлебе. В это трудное время прп. Диодору опять явился тот же таинственный угодник Божий, который приказывал ему основать монастырь, и велел уповать на Бога и ловить в озере рыбу. Прп, Диодор спросил его имя. «Я игумен Ошевенского монастыря, — ответил ему явившийся, — мое имя Александр» (память Александра Ошевенского 20 апр.). Он повторил ему свое обещание помогать ему во всем и стал невидим. Ловитва была чудесна. В другой раз, в подобном же случае, голос от иконы Божией Матери приказал преподобному ловить рыбу. И опять ловитва была чудесна. Когда же поля были наконец засеяны, нужда в обители прекратилась. Много невзгод и скорбей пришлось претерпеть прп. Диодору в своей обители. Он достиг многих благодатных даров и между прочими — дара прозорливости. Пришел раз к нему за советом один человек и сказал, что хочет выдать замуж свою дочь. Преподобный велел ему подождать определенное время. По истечении этого срока девица умерла. Прп. Диодор предсказал и свою кончину. Он поручил обитель своему первому сподвижнику — иноку Прохору, а сам поехал в Каргополь по монастырским делам и там скончался в доме одного священника 27 ноября 1633 г. Ученик его Прохор перенес его нетленное тело в обитель и там похоронил, а Господь прославил его многими чудесами. Был в монастыре молодой послушник Андрей, невнимательной жизни. Господь наказал его слепотой. Он неоднократно каялся на гробе преподобного, прозревал, но опять возвращался к прежнему — и опять терял зрение. Так продолжалось, пока он не покаялся во всем чистосердечно настоятелю. Тогда он исцелился окончательно. Этот Андрей хотел оставить монастырь. Ему явился прп. Диодор во сне и сказал: «Потерпи, останься здесь — и будешь блажен!» Андрей проснулся в страхе и радости, вспомнил все милости преподобного и остался в монастыре, обещая терпеть все, что Богу будет угодно ему послать. Впоследствии он постригся и стал хорошим монахом. • Преподобный родился в поморской семы, на р. Онеге близ Белого моря. |
Известна одна подписная икона М. 1711 г.- св. Андрея Стратилата, небесного покровителя 1-го киновиарха А. Денисова (ГРМ, опубл.: Образы и символы старой веры: Памятники старообрядческой культуры из собр. Русского музея. СПб., 2008. С. 24. 3). В 30-х гг. XVIII в. М. создал сводную икону новой иконографии - «Образ всех российских чудотворцев», включавшую изображения 186 рус. святых, в т. ч. малоизвестных и местночтимых. Первая такая икона была помещена в местном ряду выговской Богоявленской часовни, симметрично ей располагалась икона «Образ всех святых» («Суббота всех святых»), что подчеркивало старообрядческие представления о целостности православного мира вплоть до сер. XVII в. В настоящее время известно 8 списков «Образа всех российских чудотворцев», происходящих исключительно из беспоповской среды (наиболее ранний из сохранившихся списков, кон. XVIII - нач. XIX в., ныне находится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия). По свидетельству Павла Любопытного , работами М. являются также рисованные лубки «Изображение некоторых атрибутов обрядности и символики, принятых в официальной православной церкви» и «Семь смертных грехов» ( Дружинин. 1912. С. 205. 25, 26). Лит. труды М. сохранились гораздо лучше, мн. сочинения дошли в автографах. Его перу принадлежат 60 сочинений различных жанров: поздравительные и надгробные слова (Даниилу Викулину, А. и С. Денисовым, М. Петрову), полемические сочинения (в защиту старых обрядов, о царском богомолье, против федосеевцев ), многочисленные послания. В 40-х гг. XVIII в. от имени выговских пустынножителей М. писал приветственные послания имп. Елизавете Петровне (1742) и вел. кн. Петру Феодоровичу (1744). Каргополец по происхождению, М. способствовал сохранению памяти о каргопольских святых и подвижниках. Важной частью творческого наследия М. являются 2 похвальных слова прп. Александру Ошевенскому, в которых нашли отражение устные каргопольские предания о святом, и Слово похвальное каргопольским чудотворцам, в котором прославляются 5 каргопольских пустынножителей и основателей мон-рей - Александр Ошевенский , Кирилл Челмогорский, Пахомий Кенский, Никодим Кожеезерский, Дамиан (Диодор) Юрьегорский; в этот ряд включен также ученик Пахомия Кенского прп. |
С. 85). Вопрос о возвращении дня памяти Д. на 27 нояб. рассматривался по представлению Соловецкого мон-ря на заседании Синодальной Комиссии по канонизации святых 29-30 нояб. 2000 г. По данному вопросу было принято положительное решение, о чем говорилось в рапорте председателя Комиссии по канонизации святых митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) от 5 дек. 2000 г.: «В связи с тем, что память прп. Диодора Юрьегорского совершается по ст. ст. 20 ноября, а не 27 ноября - в день его блаженной кончины, о котором упоминается в рукописных святцах и Житии преподобного,- братия монастыря просит перенести день празднования памяти преподобного на 27 ноября, чему члены Комиссии также не нашли препятствий». Заключение Комиссии было утверждено 9 дек. 2000 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II (Архив Синодальной Комиссии по канонизации святых, Архив Соловецкого мон-ря). В Минее помещены тропарь, кондак и 2 молитвы Д. (Минея (МП). Нояб. Ч. 2. С. 164-166). О. В. Чумичева Иконография Первое упоминание об изображении Д. содержится в его Житии, в рассказе о том, как старец Феодосий, сосланный в Юрьегорский мон-рь патриархом Филаретом ок. 1633 г., избивал Д. и сеял смуту в обители. Тогда же Феодосий «по вражию научению на бревне вырезав лице старцево и подписа имя Демьяново и поругався много, бив щелыгами, и сотвори смеятися всем братиям, иже с ним» ( Докучаев-Басков . Подвижники и мон-ри Крайнего Севера; Васильев . Прп. Диодор). Первый образ Д. был написан вскоре после его смерти. Он уподоблялся иконографическому типу прп. Сергия Радонежского, уже сложившемуся в рус. иконописной практике («брада аки Сергиева»). Историческая связь Д. с Троице-Сергиевым мон-рем, его неоднократные поездки в обитель объясняют сравнение образа святого с прп. Сергием. Иконописный подлинник сводной редакции XVIII в. рекомендует писать Д., «Каргопольскаго новаго чудотворца», т. о.: «...подобием надсед, изжелта, брада аки Сергиева, ризы преподобническия и в схиме» ( Филимонов. Иконописный подлинник. |
С. 65). Эту информацию повторил в 1882 г. Н. П. Барсуков ( Барсуков. Источники агиографии. С. 144-145). В текстах др. подлинников XVIII в., 30-х гг. XIX в. под 27 июля сказано: «В схиме, надсед, брада изжелта Сергиева, ризы преподобническия» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 123; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 96-97). В составе Собора Новгородских святых Д. был представлен в 6-м ряду на «старинном» образе из ризницы кафедрального собора Чернигова ( Филарет (Гумилевский). РСв. Май. С. 96-97). Сохранилось его изображение на иконе свящ. Георгия Алексеева «Новгородские чудотворцы» 1728 г. (ГТГ). В издании Соловецкого патерика помещен оплечный образ преподобного с накинутым на голову куколем и округлой бородой средней величины ( Никодим (Кононов). Верное и краткое исчисление. С. 89). Аналогичный рисунок содержится в «Архангельском патерике», со ссылкой на икону из собрания ЦАМ СПбДА ( он же. Архангельский патерик. С. 65). Рисунок был заимствован с иконы «Собор русских святых» 1814 г. письма старообрядческого мастера Петра Тимофеева (в наст. время в ГРМ; прорись - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 452-453). На этой композиции и на подобных поморских иконах кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК) и 1-й пол. XIX в. из с. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ) Д. представлен замыкающим 3-й ряд в левой группе преподобных, рядом с прп. Кириллом Челмогорским («Челмским») (на иконе из ГТГ - с непокрытой головой). На образе близкой иконографии нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ) святой изображен в верхнем ряду 2-м справа, тоже с куколем на плечах (надпись: «Прп[д] Диодор Каргопо[л]»). Ничего не известно о разработке его иконографии в Соловецком мон-ре. Более вероятно, что она создавалась на землях Каргополья, Белоозера, где в XVII в. работало много талантливых иконописцев. Особенно Д. почитали в Юрьегорском мон-ре и его окрестностях (в бассейне р. Онеги, в р-не Кенозера и Водлозера). Опись мон-ря 1765 г. упоминает в алтаре Троицкого храма пядничный «образ преподобного Диодора Чудотворца», следов., к этому времени на иконах его именовали «чудотворцем» ( Докучаев-Басков. |
Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Диодор (Дамиан) Юрьегорский (+ 1633) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 27 нояб. в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Прп. Диодор (иногда называемый Дамианом) родился в конце XVI в. в семье крестьян-поморов. Когда ему было 15 лет, родители отпустили его на богомолье в Соловецкий монастырь, и он больше не вернулся. Прожив 3 года трудником, он в 19 лет принял постриг с именем Диодор (или Дамиан). Через некоторое время отец его пришел посетить его и также остался в обители, став иноком. Впоследствии поступил в монастырь и его брат. Старец Иосиф, руководивший юным иноком, часто рассказывал ему о древних пустынножителях, и в сердце его возгорелось желание последовать их подвигам. Однажды на работе Диодор увидел, что по водам монастырского озера ходит пустынник. Он сказал об этом работавшим с ним братьям. Они взглянули, но никого не увидели. После этого случая Диодор тайно оставил монастырь для отшельнического жития. Но скоро силы его изнемогли, и братия нашли его без чувств и принесли обратно в монастырь. Однако же по выздоровлении он повторил свой побег и поселился на одном из уединенных монастырских островов. Часто ходил он и по другим островам, отыскивая пустынников. Их было там много. Один из них, мирянин Никифор, не носил одежды, невзирая на суровость климата. Увидав Диодора, он сказал: «Посещай нас, Диодор, чтобы и Господь тебя посетил!» — и убежал. Другой, по имени Тимофей, рассказал ему, что он три года очень страдал, пока не явился ему светозарный муж и не показал воду и траву, которой он с тех пор и питается. Но у Диодора нашлись подражатели, и началось столько тайных побегов на отшельничество, что монастырские власти нашли нужным принять против этого меры и вернуть всех отшельников-монахов в монастырь. Тогда Диодор решил совсем оставить монастырь. |
Т. о., полное жизнеописание Н. содержится только в 2 ранних редакциях Повести, сохранивших рассказ об отшельнической жизни святого. Согласно их тексту, Н. родился в семье священника из Вел. Новгорода. Когда он пришел на Соловки в 1602 г., то был юн и очень красив («красен лицем») и поэтому в ответ на просьбу о пострижении в монашество получил отказ. Тогда Н. остался в мон-ре трудником, решив не возвращаться к своим родным. Любимым его чтением было Житие отшельника Марка Фраческого, жившего в Ливийской пустыне у подножия Фраческой горы. Однажды во время этого чтения Н. удостоился чудесного видения, после которого, перекрестившись, снял с себя пояс и сандалии и убежал в лес. Он поселился в пещере у подножия горы и стал жить, подражая подвигам древних отшельников и мужественно перенося нападения бесовские. Когда спустя 9 лет к его жилищу пришел один из соловецких иноков, Н. коротко рассказал ему о себе, не назвав, впрочем, ни своего имени, ни причину, к-рая привела его в пустыню. На вопросы инока он ответил, что Богу это известно. Н. поведал соловецкому иноку, что его чудесным образом посещают 2 старца, к-рые приносят ему хлеб и просфоры. Сообщил он также, что рядом с ним живет др. отшельник и что был еще один брат, к-рый скончался. Кроме того, Н. дал попробовать ему свою обычную пищу - белый мох, сквашенный с брусникой. В заключение Повести приводится рассказ о Н. др. св. пустынножителя - прп. Мисаила. В нем говорится, что Н. прожил в пустыне 15 лет, за 3 года до кончины принял постриг с именем Никита, умер в 1616 г. в Вербное воскресенье. Еще один краткий эпизод, связанный с Н., содержится в Житии прп. Дамиана (в схиме Диодор) Юрьегорского. В нем упоминается об их случайной встрече в лесной чаще в зимнюю пору. Дамиан увидел, что отшельник в мороз был совершенно нагим. Зная, что Дамиан втайне от монастырских властей навещает пустынников Соловецкого о-ва и приносит им необходимые вещи, Н. напутствовал его: «Посщай, посщай, Домияне, и самъ от Бога посщенъ будеши». Как сказано в Житии, Дамиан хотел поговорить с ним и бежал вслед, чтобы догнать, но Н. вдруг сделался невидим. |
Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Карельские свв. - житие Собор Карельских святых Святые, входящие в Собор Карельских Святых (3 июня по новому стилю): Авраамий (в схиме Антоний) Кенский, Кожеезерский, прп. Ин. 7 Новг. Авраамий Палеостровский, игумен, ученик прп. Корнилия Палеостровского Ав. 21 Авраамий (в миру Аверкий) Ростовский, архим., чудотворец Окт. 29 Адриан Ондрусовский (Андрусовский), прмч. М. 17; Ав. 26 Александр (в схиме Алексий) Невский, вел. князь Ав. 30; Н. 23 Александр Ошевенский, игумен Ап. 20 Александр (в крещении Амос) Свирский, игумен, чудотворец Ап. 17; Ил. 17 (2-е обретение мощей); Ав. 30 Антоний Карельский, прп. Ап. 18 Антоний (в миру Андрей) Сийский, иером. Д. 7 Арсений Коневский, прп. Ин. 12 Артемий Веркольский, отрок Ин. 23; Окт. 20 Афанасий Мурманский, Олонецкий, игумен Мр. 8 Афанасий Наволоцкий, прп. Ян. 18 Афанасий Островский, прп., ученик прп. Александра Свирского Ав. 30 Афанасий Сяндемский (Сянжемский), Вологодский, прп. Ян. 18 Варлаам Керетский, Архангельский, иером. Ян. 15; Н. 6 Варлаам Пинежский, Важский, Шенкурский, прп. Ин. 19 Вассиан Пертоминский, Соловецкий, прп., чудотворец Ин. 5, 12 Геннадий Важеозерский, прп., ученик прп. Александра Свирского Ф. 9 Геннадий Новгородский, архиеп. Д. 4 Герман Валаамский, прп., чудотворец Ин. 28; С. 11 Герман Соловецкий, прп. Ил. 30; Ав. 8 Дамиан (в миру Диомид, в схиме Диодор) Юрьегорский, Каргопольский, прп. Н. 20 Дионисий Островский, прп., ученик прп. Александра Свирского Ав. 30 Евфимий Карельский, прп. Ап. 18 Евфросин (в миру Ефрем) Синозерский, Новгородский, прмч. Мр. 20 Елеазар (Севрюков) Анзерский, Соловецкий, прп. Ян. 13 Елисей Сумский, Соловецкий, прп. Ин. 14 Зосима Соловецкий, игумен Ап. 17; Ав. 8; С. 3 Игнатий Островский, прп., ученик прп. Александра Свирского Ав. 30 Иоанн Яренгский, прп. Ил. 3 Иона Климецкий (Клименецкий), Олонецкий, прп. Мр. 28; Ин. 6 Иона Пертоминский, Соловецкий, прп., чудотворец Ин. 5, 12 Иона Яшезерский, прп. С. 22 |
Дамиан (Диодор) Юрьегорский, прп. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Дамиан (Диодор) Юрьегорский, прп. - житие Эта страничка относится к разделу   Дамиан (Диодор) Юрьегорский, прп. Преподобный Диодор Юрьегорский (Дамиан) родился в селе Турчасово на реке Онеге. Родители его – Иерофей и Мария назвали сына Диомидом. Пятнадцатилетним юношей он отправился на богомолье в Соловецкий монастырь и остался там послушником. Здесь же он в 19 лет принял постриг от игумена Антония, жил с отшельниками на пустынных островах, а затем удалился на Водл-озеро. Семь лет прожил он там в подвигах вместе с учеником своим Прохором. Решив основать монастырь во Имя Пресвятой Троицы на Юрьевой горе, преподобный отправился в Москву, где получил разрешение от царя Михаила Феодоровича (1613-1645) и деньги на строительство монастыря от матери царя, старицы-инокини Марфы. Незадолго до своей кончины преподобный Диодор должен был по делам обители поехать в Каргополь. Прощаясь с братией, он предсказал свою скорую смерть. Скончался и был погребен в Каргополе († 27 ноября 1633 года). Через два года его нетленное тело было перенесено в Троицкую обитель и похоронено на южной стороне соборного храма. Память преподобного Диодора совершается 20 ноября, так как преставление совпадает с празднеством Божией Матери ради Ее иконы Знамения. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Дамиан (Диодор) Юрьегорский, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты |
Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Дамиан (Диодор) Юрьегорский, прп. Описания иконы Дамиан (Диодор) Юрьегорский, прп. - житие Преподобный Диодор Юрьегорский (Дамиан) родился в селе Турчасово на реке Онеге. Родители его – Иерофей и Мария назвали сына Диомидом. Пятнадцатилетним юношей он отправился на богомолье в Соловецкий монастырь и остался там послушником. Здесь же он в 19 лет принял постриг от игумена Антония, жил с отшельниками на пустынных островах, а затем удалился на Водл-озеро. Семь лет прожил он там в подвигах вместе с учеником своим Прохором. Решив основать монастырь во Имя Пресвятой Троицы на Юрьевой горе, преподобный отправился в Москву, где получил разрешение от царя Михаила Феодоровича (1613-1645) и деньги на строительство монастыря от матери царя, старицы-инокини Марфы. Незадолго до своей кончины преподобный Диодор должен был по делам обители поехать в Каргополь. Прощаясь с братией, он предсказал свою скорую смерть. Скончался и был погребен в Каргополе († 27 ноября 1633 года). Через два года его нетленное тело было перенесено в Троицкую обитель и похоронено на южной стороне соборного храма. Па[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. 1959-1962.] Лицевые святцы русских святых. Ноябрь (лист 2). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского/Сахарова/(Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собрание. Файл 5375.jpg: Размер: 308x1184, 0.36 MPix, 54 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (121) , (0) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 5377.jpg: Размер: 524x1259, 0.66 MPix, 89 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (131) , (0) . |
| |