Москва. Церковь Казанской иконы Божией Матери в Узком. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. История церкви в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Узком насчитывает более трех столетий. Владелец усадьбы, по повелению которого была построена в 1698 году каменная церковь - видный государственный деятель, родственник Петра I боярин Тихон Никитич Стрешнев. Он хотел видеть ее соборным храмом будущего монастыря. Так возник в Узком великолепный храм, подлинная шедевр русского зодчества конца XVII столетия, создателем которого, вероятно является выдающийся русский зодчий О.Д. Старцев. Кисти крупнейших русских мастеров - жалованных царских иконописцев Оружейной палаты Григория Зиновьева, Николая Соломонова и Василия Леонтьева принадлежала роспись величественных резных иконостасов, установленных в трех приделах храма. После прекращения в храме богослужений иконы были вывезены, и современное местонахождение этого бесценного собрания остается неизвестным. Из святынь храма сохранилась лишь одна - Казанский образ Божией Матери. Он находится на западной наружной стене над главным входом в храм. В 1930-е годы в храме были прекращены богослужения и здание его использовалось под хозяйственные нужды Академии наук СССР. По окончании второй мировой войны в храме разместили хранилище богатейшего книжного собрания, в составе которого находились и издания мировой ценности и архивы немецких городов, вывезенные из Германии. В 1990 году храм был возвращен Русской Православной Церкви. Богослужения стали совершаться с 22 апреля 1992 года, когда силами прихожан были вывезены книги, и храм был подготовлен к освящению. В настоящее время в Казанской церкви по образцам XVII века воссоздаются иконостасы. По благословению Святейшего Патриарха Алексия Второго в храм переданы из Фонда “Сохранение” отреставрированные иконы, и здесь вновь начинается их благодатная жизнь. По материалам Имение «Узкое» известно с начала XVI в., деревянный храм в нем – с 1641 г. Ныне существующий каменный храм построен в 1698 г. боярином Тихоном Никитичем Стрешневым, дядей Петра I, в стиле «московское барокко» (возможно, арх. О.Д. Старцев). На протяжении двух столетий храм был центром духовной жизни усадьбы «Узкое», владельцами которой в разные годы являлись древние фамилии русских князей: Голицыны, Гагарины, Стрешневы, Оболенские, Нееловы, Толстые, Трубецкие. История храма и усадьбы связана и с именем гениального русского религиозного философа Владимира Соловьева. В этой подмосковной усадьбе 31 июля 1900 г. в возрасте 47 лет В. Соловьев скончался. Кроме храма в «Узком» сохранился усадебный дом и старинный парк XVIII в. Храм был закрыт в 1928 г. и использовался как хранилище ценнейших книг, которые в разные годы были изъяты из научного и культурного обращения. Возвращен Церкви в сентябре 1990 г. Богослужения возобновлены в день Пасхи 1992 г.

http://sobory.ru/article/?object=03294

Москва. Церковь Николая Чудотворца в Троекурове. Карта и ближайшие объекты Церковь, построенная на рубеже XVII-XVIII вв., имеет ряд нестандартных конструктивных решений, что позволяет сделать предположение об участии в ее строительстве иностранных мастеров. Храм центрический, я бы даже сказал, концентрический. Внутреннему цилиндрическому объему отвечает завершающая храм ротонда. Внешний объем также цилиндрический, имеет выступы-ризалиты, ориентированные по сторонам света (некоторые описывают этот объем как " четверик со скругленными углами " ). Ризалиты имеют полуциркульное завершение, и, если смотреть со стороны, создается впечатление, что церковь имеет крестово-купольную конструкцию. Это, однако, не так. Собственно храм, а точнее храмы, поскольку церковь имеет два яруса, находятся во внутреннем цилиндре. Внешние стены образуют галереи нижнего и верхнего ярусов. Верхний и нижний храмы между собой не связаны, доступ в верхний храм осуществляется через колокольню. Колокольня, построенная в середине XVIII века, соединена с верхним храмом переходом. Нижний теплый храм действующий, освящен в честь Николая Чудотворца, в верхнем летнем храме Алексия Митрополита сейчас идут работы по росписи интерьеров, после чего храм, надо полагать, будет заново освящен. Декоративная обработка фасадов, по всей видимости, предполагала широкое использование резьбы по камню, однако замысел не был воплощен, поэтому декор имеет упрощенные  сухо-геометрические формы. Завершение храма первоначально выглядело несколько иначе - его украшала корона, подобная той, которую имеет церковь Знамения в Дубровицах. Храм Николая Чудотворца в Троекурове — православный храм Михайловского благочиния Московской епархии. Расположен в бывшем селе Троекурово, ныне — в московском районе Очаково - Матвеевское (ЗАО). Деревня Троекурово (так же Хорошёво или Никольское) известна с XVI века и, по-видимому, тогда уже имела свой деревянный храм, освящённый в честь Николая Чудотворца. После того, как село перешло от Годуновых во владение Троекуровых, там в 1640-х годах была возведена новая деревянная церковь, которая в начале XVIII века была заменена существующей каменной. Строительство нового храма продолжалось с 1699 по 1706 годы, при этом имя возводившего его зодчего до нашего времени не дошло, хотя выдержанный в стиле раннего московского барокко проект храма считается довольно оригинальным. Построенная одновременно с основным объёмом храма шатровая колокольня была в 1745 году заменена на сохранившуюся до сих пор трехъярусную башню.

http://sobory.ru/article/?object=03281

Москва. Церковь Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе. Карта и ближайшие объекты Первое упоминание о деревянном храме в Рогожской Ямской слободе относится к 1625 г. В 1721 и 1812 гг. храм горел и снова восстанавливался. Во время пожаров каким-то чудом удавалось спасать древний семиярусный иконостас храма, иконы которого относились к XVIIb. После пожара 1834 г. храм был выстроен из камня на средства московского купечества и церковного старосты. Освящение состоялось в 1838 г. Трапезная сохранилась от храма XVIII века. По приделу, освященному раньше других, храм получил свое нынешнее название. В 1864 г. с запада была пристроена высокая четырехярусная колокольня, в 1876 г. стены были расписаны А.С. Рогожкиным. В 1920-х годах храм стал обновленческим. Перед войной его закрыли. Все древние иконы храма безвозвратно исчезли (в т.ч. Иерусалимская икона Божией Матери). Богослужения возобновлены в 1991 г. Главный престол освящен в честь Живоначальной Троицы, южный придел - во имя преподобного Сергия Радонежского, северный - святителя Николая. Первый деревянный храм прп. Сергия был построен в Рогожской Ямской слободе (или в Гонной) в начале XVII в. Об этом свидетельствует писцовая книга 1628 г., сообщающая, что в 1627 г. церковь была обложена (т. е. уже существовавшая до этого) данью «деревянного церковного строения ямских охотников» с главным престолом Живоначальной Троицы и приделом прп. Сергия. В XVII в. район Рогожской слободы активно застраивается, также здесь резко возрастает и плотность населения. Кроме Ямской слободы, здесь очень компактно были расположены различные ремесленные слободы, у многих из них имелся свой храм. Именно по этой причине буквально напротив храма стоит храм Святителя Алексия, основанный в начале XVII в. В 1720-е гг. деревянную Сергиевскую церковь сменяет каменный храм, о чем свидетельствует первое упоминание о каменном храме, относящееся к 1722 г., и последующее, к 1727 г. Главный престол храма был освящен в честь Святой Троицы. Вероятно, по причине наличия в Москве большого числа храмов — называвшихся Троицкими, этот храм был назван в честь преподобного Сергия Радонежского, престол во имя которого был освящен в приделе. На выбор названия, несомненно, оказал влияние расположенный рядом Спасо-Андроников монастырь, первым игуменом которого, был ученик преподобного.

http://sobory.ru/article/?object=02321

Муром. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты В древности храм во имя Успения Божией Матери стоял на самой окраине города. Впервые в документах он упомянут под 1566 годом. В начале 17 века храм пользовался особым вниманием купцов московской гостиной сотни братьев Судовщиковых. В 18 веке в приходе Успенской церкви значился древний муромский род Лихониных. В 1790 году один из представителей этой династии, купец 2-й гильдии Дмитрий Иванович Лихонин, торговавший в Петербурге юфтью, выстроил новый кирпичный храм. В церкви устроили два престола: главный - в честь Успения Пресвятой Богородицы, второй, в тёплом приделе, во имя Дмитрия Солунского. Впоследствии храм неоднократно перестраивали. В 1829 году расширили трапезную, а в 1835 году соорудили колокольню. 7 мая 1896 года в храм ударила шаровая молния. К 1910-м годам церковь пришла в ветхость и требовала ремонта. В 1915 году её осмотрел владимирский епархиальный архитектор. Найдя храм " ветхим и опасным для доступа молящихся " , он разрешил церковному старосте и прихожанам разобрать и перестроить холодную церковь, что и было сделано. Храм оставался действующим до марта 1940 года. К тому времени служили в приделе, т.к. основной объём церкви был разрушен в 1923 году. В 1990-е годы храм передали Владимиро-Суздальской епархии. Источник: Чернышев В.Я. Муром, 2012 Первые известия об Успенской церкви относятся ко второй половине XVI ст.; она упоминается вместе с другими церквами в сотной книге г. Мурома 1574 г. В описи Бартенева 1637 г. о ней сообщается: «за осыпью в Успенской улицы церковь Успения Пресвятой Богородицы, древяна с папертью да два придела – вел. Чудотв. Николы и св. Жен Мироносиц… другая теплая церковь Богоявление Господа Христа древяна, на колокольнице 4 колокола невелики. А церкви и в церквах все церковное строение московских гостей Смирнова да Третьяка Микитиных детей Судовщикова. На церковной земле двор попа Григория». В 1790 г. на средства муромского купца Д. Лихонина вместо деревянных церквей был устроен каменный храм. В новом храме было устроено два престола: главный – в честь Успения Пресвятой Богородицы, а в приделе теплом – в честь вмч. Димитрия Селунского. В 1829 г. трапеза была перестроена, а в 1835 г. построена вновь каменная колокольня, и с того времени внешний вид храма остается без изменений, внутренние же украшения его обновлялись не однажды.

http://sobory.ru/article/?object=01328

Невель. Спасо-Преображенский мужской монастырь. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1682. Год утраты:приблизительно 1958 (разобран на кирпич) Адрес: Россия, Псковская область, г. Невель, пл. Карла Маркса (Красная площадь)Замковая улица, 1 Координаты: 56.017441, 29.916042 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Дата образования Спасо-Преображенского монастыря не установлена. Монастырь находился в городе Невеле Витебской губернии, был расположен недалеко от берега реки Еменка и занимал видное место на Торговой площади г. Невеля. С 1795 года монастырь был нештатным и необщежительным. Притеснения православным жителям города от поляков и иезуитов были весьма тягостны, это и побудило их объединиться в братство вокруг находившейся в городе деревянной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1682 году по просьбе жителей города переведен к Благовещенской церкви упраздненный мужской Троицкий монастырь, находившийся в 3 верстах от Невеля. В 1720 году Благовещенская церковь сгорела. Жители решили построить каменную церковь, и в 1725 году приступили к строительству церкви на собственные деньги. Новый храм было решено посвятить Преображению Господню. Храм был освящен 1 августа 1732 года, имел в высоту 8 саженей, в ширину 6 и в длину 11 саженей. Храм венчал восьмигранный купол. Крыша была двускатная, в храме было 25 окон разной величины. Храм был холодный. Вначале были два придела, но позднее, после пожара их убрали и храм стал одно-престольный. С правой стороны, перед алтарем, помещалась ризница. В 1907 году в храме был произведен капитальный ремонт. Под сводами храма за алтарем в 1752 году был погребен благотворитель монастыря бургомистр г. Невеля Симон Быховец. Имя архитектора, автора проекта храма, не известно. С южной стороны к Преображенскому храму был пристроен теплый храм во имя Святого Николая Чудотворца. Дата его строительства и архитектор не известны. Кровля храма была шатровая, односкатная. К востоку от Преображенского храма был выстроен холодный каменный храм во имя Нила Столобенского. Храм был устроен в 1811-1825 гг., имя автора проекта не известно. Над храмом возвышалась двухъярусная колокольня. Храм был устроен на средства братчиков и пожертвования верующих.

http://sobory.ru/article/?object=37637

Никольский храм (Царево) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Никольский храм построен в 1812 году на средства владельцев села князей Дурасовых, на месте деревянной церкви XVI века. Кирпичное здание выстроено в величественном стиле русской неоготики. Содержание История [ править править код ] Церковь во имя святителя Николая Чудотворца в селе Царёво – ровесник Отечественной войны 1812 года, свидетель всенародного подвига мужества, героизма, верности Отечеству и православной вере. Два века отечественной истории вместили немало событий: несколько войн, революцию, смены государственного строя, периоды смуты, развития и застоя, репрессии и борьбу с верой. По Божьей милости Никольский храм выстоял и всегда оставался действующим. В конце второго века своей истории храм обрёл ктиторов, и начались трудные работы по воссозданию и преображению святыни. С 2004 по 2021 годы выполнен громадный объем ремонтно-реставрационных работ. В 2022 году храм отмечает юбилей – 210 лет со дня основания церкви. Отсчёт третьего столетия для Никольского храма начинается с рукотворных деяний, сопоставимых по значимости и масштабности, разве что, с началом постройки, два столетия назад, нового храма. Свой юбилей Никольский храм встречает во всем великолепии и величии. Это большое событие для всего прихода и каждого, кто прилагал и прилагает свои силы к возрождению и восстановлению святыни. Девятнадцатый век Начало девятнадцатого века, 1811 год. Селом Царёво и прилежащими землями владеет известный московский барин Николай Алексеевич Дурасов. В стороне от больших дорог, поодаль от крупных населённых пунктов. Барской усадьбы в селе не было, да и село невелико: два десятка крестьянских дворов и деревянная церковь, сооруженная ещё в семнадцатом веке, над обрывом у речки Талицы. Барин Дурасов, одолеваемый благочестивым стремлением построить храм в честь своего небесного покровителя и в память о своей матери, Агриппине Ивановне Дурасовой (дочери богатого уральского промышленника И.С. Мясникова), владевшей селом Царёво с 1774 года, решает возвести здесь величественный каменный храм.

http://azbyka.ru/palomnik/Никольский_хра...

Общее дело. Возрождение деревянных храмов Русского Севера. Итоги года ФОТОГАЛЕРЕЯ Портал Православие.Ru не раз писал о проекте «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера», целью которого является сохранение русского деревянного храмового зодчества. Ниже представлены фотографии храмов и часовень, в которых в 2012 году проводились консервационные и другие работы. В настоящий момент планируются экспедиции на 2013 год. Получить подробную информацию о поездках и оставить заявку на участие в одной из них можно на сайте проекта: www.obsheedelo.ru . Березник. Храм Вознесения Господня, конец XVIII в. Адрес: Архангельская обл., Пинежский р-он, д. Березник. Сроки проведения работ : 16 – 25 июля 2012 года. Выполненные работы: vk fb tw ok @ g+ lj Березник. Храм Вознесения Господня, конец XVIII в. vk fb tw ok @ g+ lj Березник. Храм Вознесения Господня, конец XVIII в. vk fb tw ok @ g+ lj Березник. Храм Вознесения Господня, конец XVIII в. vk fb tw ok @ g+ lj Березник. Храм Вознесения Господня, конец XVIII в. vk fb tw ok @ g+ lj Березник. Храм Вознесения Господня, конец XVIII в. vk fb tw ok @ g+ lj Березник. Храм Вознесения Господня, конец XVIII в. vk fb tw ok @ g+ lj Березник. Храм Вознесения Господня, конец XVIII в. vk fb tw ok @ g+ lj Березник. Храм Вознесения Господня, конец XVIII в. Березник. Часовня Вознесения Господня, начало XVIII в. Адрес: Архангельская обл., Пинежский р-он, д. Березник. Сроки проведения работ: 16-25 июля 2012 года. Выполненные работы: vk fb tw ok @ g+ lj Березник. Часовня Вознесения Господня, начало XVIII в. vk fb tw ok @ g+ lj Березник. Часовня Вознесения Господня, начало XVIII в. vk fb tw ok @ g+ lj Березник. Часовня Вознесения Господня, начало XVIII в. vk fb tw ok @ g+ lj Березник. Часовня Вознесения Господня, начало XVIII в. Верховье. Часовня Смоленской иконы Божьей Матери Адрес: Архангельская обл., Онежский р-он, д. Верховье (Верхняя Мудьюга, Митинская). Сроки проведения работ : 28 мая – 2 июня 2012 года.  Выполненные работы: vk fb tw ok @ g+ lj

http://pravoslavie.ru/62155.html

Осеченки. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Краснокирпичная церковь Покрова Пресвятой Богородицы с белёным декором v построена в 1896 г. Храм в стиле эклектики, с ярко выраженными чертами древнерусской архитектуры возводился по проекту известного архитектора Р.И. Клейна, постройки которого уцелели в подмосковном Архангельском (храм-усыпальница Юсуповых) и в Серпуховском Высоцком мужском монастыре (храм Всех Святых). Покровская церковь окружена со всех сторон приделами, со стороны входа v притвором. Колокольня храма невысокая с шатровым завершением. Храм так же перекрыт небольшим шатром с ложными слухами, а не традиционным пятиглавием. Наружный декор Покровской церкви чрезвычайно насыщен и наряден. Здесь зодчий использовал многочисленные декоративные приёмы и элементы, от широко распространённых ширинок и консолек с гирьками, до плавных текучих форм в силе модерн окон второго света. Храм был закрыт в 1930-е гг. и использовался под склады и производство. Ныне восстановлен и действует. Церковь в Осеченках (Покровском-Осеченках) ведет свою историю с 1687 г., когда здесь кн.Т.А.Козловским строится деревянный Покровский храм. Существующая кирпичная церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделами свт.Николая Чудотворца и Успения Пресвятой Богородицы (первоначально-прп. Иосифа Песнописца). Храм возводился на средства многочисленных благотворителей среди которых: московский купец Е.М.Кульков, его сноха А.Г.Кулькова, богородский купец П.Г.Брунов, московские купцы А.А.Андреев и Г.Милованов. Церковь начата строительством в 1894 г., освящена в 1896 г. Проект принадлежит известному архитектору Р.И.Клейну, автору музея изящных искусств на Волхонке в Москве. Это одна из ранних его работ. Богато украшенный шатровый храм с пониженными притворами-приделами, небольшим притвором соединенный с двухъярусной шатровой же колокольней - яркий образец художественной эклектики с ориентацией на зодчество средневековой Руси. Между 1937- 1940 гг. церковь была закрыта и частично искажена. В 1990 г. храм возвращен верующим и отреставрирован. С 1995 г. проходят регулярные богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=01148

Пёт. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Впервые упоминания о церкви в этом селе имеются в окладных книгах 1676 года. В 1850 году на средства помещика Каликарова была построена тёплая деревянная церковь с тремя престолами: главный в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, правый – святителя Николая Чудотворца, левый – великомученика и победоносца Георгия. В 1889 году на средства сельских обществ была построена церковно-приходская школа. В 1912-1913 годах на средства купца Портнова была построена каменная церковь с тем же наименованием. Дата закрытия церкви после революции 1917 года неизвестна. После революции Введенский храм долгие годы стоял в запустении. За это время он был сильно разорен и утратил большую часть росписи. Никаких икон и самого иконостаса не осталось. С каждым годом храм всё больше разрушается. За долгие годы запустения провалилась крыша и еще больше покосились купола. По материалам сайта www.pitelino.ru На архитектурное чудо, расположенное на окраине небольшого села Пёт Пителинского района, приезжают посмотреть многие любители-путешественники. Здесь часто бывают туристы из столицы. Своими впечатлениями от увиденного они активно делятся в сети Интернет. Все в один голос восхищаются загадочным архитектурным памятником и одновременно с болью говорят о его нынешнем состоянии, ведь с каждым годом он всё больше и больше разрушается. По рассказам местных жителей, ещё лет пятнадцать назад храм стоял ровно и крыша была целой, замки висели. Потом лестницу на колокольню сломали, чтоб дети не залезали. В первозданном виде она сохранилась только на картинах местного живописца. Он рисовал её перед войной. Информации об этом удивительном храме крайне мало. В основном все приводят коротенькую цитату из книги «Рязанские достопамятности», написанной Г. К. Вагнером, С. В. Чугуновым и впервые изданной в 1974 году. Из книги мы узнаём, что «в селе Пёт в 1912-1913 годах по заказу купца Портнова был сооружён крайне любопытный храм, напоминающий некоторые произведения А. В. Щусева, навеянные древнерусскими образцами, как, например, храм-памятник на Куликовом поле. Снова, как и в Гусь-Железном, бросаются в глаза непомерно большие размеры храма, сильно контрастирующие с более чем скромным окружением. Что это? Тщеславие купца (такое ведь бывало нередко) или желание увековечить памятное событие? Этот вопрос пока остаётся без ответа, но не исключено первое, так как заказчик постройки изображён на одном из столбов». К слову, сейчас этого изображения уже не видно, так как храм утратил большую часть росписи. Единственная полностью сохранившаяся до наших дней фреска — с изображением преподобного Ефрема Сирина.

http://sobory.ru/article/?object=09857

Салтыково. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделами Николая Чудотворца и Алексия Митрополита выстроена в своей вотчине кн. М.П. Щербатовым в 1748 г. в стиле елизаветинского барокко. Возведённая во второй половине XVIII в. кирпичная колокольня имеет три яруса и повторяет декоративные черты храма. Успенская церковь долгое время была бесхозной и почти полностью утратила своё декоративное убранство. Ныне возрождается и действует. Земли вокруг села Салтыково в XVI веке были вотчиной боярина Морозова, который при Иване Грозном получил кличку Салтык, что говорило о незаурядном росте, ширине плеч и отменном здоровье. Под немилость Грозного царя попал и Салтык. Только одному сыну из пяти удалось избежать кары, и он продолжил род Салтыковых, который в начале XVIII века закончился. Последней Салтыковой была дочь Дарья, которая вышла замуж за князя Н. Щербатова, участника азовских походов Петра I. Сын Дарьи и Николая Щербатова построил Успенский храм в селе Салтыково в 1748 году на месте более древнего деревянного храма и установил крест с морской символикой по завещанию отца. На наличие этой символики указал потомок князей Щербатовых — Алексей Павлович, ныне проживающий в Нью-Йорке, историк и лингвист из рода Рюриковичей. А присутствие короны на верхней части креста свидетельствует о том, что храм посещали царские особы. Здание храма белокаменное, принадлежит к памятникам раннего барокко. Храм типа «восьмерик на четверике» и завершен стройным барабаном. В храме два придела — Успенский и Никольский. Никольский придел был построен 100 лет спустя после возведения храма. Прихожане со всех окрестных деревень, Василёво, Вишнякова, Дор, Нестерово, Панино, Малышево посещали Успенский храм вплоть до конца 20-х годов XX века. Успенский храм села Салтыково Успенский храм села Салтыково Успенский храм села Салтыково В 1928 году богоборческая власть закрыла храм и использовала его для хозяйственных нужд (хранили зерно). А позднее храм был разграблен местными жителями. Были сняты двери, оконные рамы, выламывался белый камень из стен и проемов. Утрачена роспись. Рухнули своды трапезной Успенского и частично Никольского приделов. Южная стена трапезной отсутствовала, задняя стена Никольского придела разобрана.

http://sobory.ru/article/?object=01154

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010