Астрахань. Церковь Афанасия Афонского на старом кладбище. Афонская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Кроме Духосошественской церкви, на православном кладбище находилось ещё три приписных к ней храма. Первым из них - храм в честь Преподобного Афанасия Афонского, находившийся в самой западной части кладбища. Первоначально этот храм был монастырским и его история долгое время была связана со Спасо-Преображенскою обителью. В 1653 году царём Алексеем Михайловичем был пожалован Спасо-Преображенскому монастырю учуг Чурка. Здесь иноками была выстроена деревянная церковь в честь Николая Чудотворца, служившая духовным утешением для живших тут монахов и работных людей. В 1744 году вместо этой деревянной церкви архимандритом монастыря Мефодием была выстроена каменная, освящённая в то же имя Святителя Николая Чудотворца. Старая деревянная церковь старанием архимандрита была перенесена на Кулаковский бугор, где находился монастырский огород, и освящена в честь Преподобного Афанасия Афонского. Этот святой, живший в IX–X веках и подвизавшийся в иноческих подвигах на Святой горе Афон, с древних времён считался покровителем монашества. В 1757 году монастырский огород с располагавшимся на нём виноградным садом был куплен у монастыря казённою садовою конторою. После этого деревянная церковь в честь преподобного Афанасия Афонского 22 августа того же года, по желанию братии обители, была перенесена на остров Яманчуг, где находились монастырские сенокосные луга. Остров этот находился на реке Болде, рыболовные воды которой брались в аренду Спасо–Преображенским монастырем. Жившие здесь ловцы не имея возможности во время путины посещать далеко расположенные храмы, давно желали иметь свою церковь прямо на промысле. Перенесенный на Яманчуг храм был переименован по желанию братии в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских. Архимандрит же монастыря Мефодий пообещал выстроить новый храм в честь Преподобного Афанасия Афонского. Место для нового храма было выбрано на Ивановском бугре, в виноградном саду, купленном монастырём у жены астраханского купца Ивана Чарина.

http://sobory.ru/article/?object=41147

Богоявленский собор (Томск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Богоявленский собор — кафедральный собор Томской епархии Русской Православной Церкви. Находится в городе Томске. Содержание История [ править править код ] Деревянная церковь Богоявленский собор берет свое начало от небольшой Богоявленской церкви, построенной в 1633 году. Называлась она Христокрещенской, была деревянной двухпрестольной: один в честь Крещения Господня, второй во имя преподобного Михаила Малеина (небесного покровителя Государя Михаила Федоровича Романова, при крещении нареченного в честь преподобного Михаила Малеина). Деревянный храм неоднократно страдал от пожаров, но каждый раз снова восстанавливался. Через сто лет, в 1737 году, в храме было уже три придела: во имя Богоявления Господня, во имя пророка Илии и во имя Архистратига Михаила. В апреле 1741 года и эта церковь полностью сгорела на глазах известного ученого-путешественника Иоганна Гмелина, бывшего в то время в Томске. Следующая деревянная церковь была четырехпрестольной: в честь Богоявления Господня, в честь иконы Божией Матери Одигитрии, во имя Архистратига Михаила и во имя пророка Илии. 15 апреля 1770 года на площади произошел пожар. Горели деревянные купеческие лавки близ церкви Богоявления. В результате храм был почти полностью утрачен. Через год 9 июля 1771 года вместо сгоревшей церкви Богоявления Господня вновь была построена деревянная с наименованием собора святого Архангела Михаила. Наконец, 31 декабря 1776 года, было решено возвести на месте обветшалой деревянной церкви каменную. Каменный храм Заложен новый каменный двухэтажный храм был в 1777 году, метров на 50-70 к западу от прежней деревянной церкви (ближе к реке Томь). А на том месте, где у старого деревянного храма находился алтарь и святой престол, по церковному обычаю был устроен небольшой кирпичный памятник (в 1858 году этот памятник убрали и на его месте соорудили Иверскую часовню). Церковь строилась только на средства прихожан и жертвователей, постоянного источника денег на строительство не имелось, поэтому и само строительство шло неравномерно.

http://azbyka.ru/palomnik/Богоявленский_...

Елабуга. Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский собор Карта и ближайшие объекты Деревянная холодная Покровская церковь существовала уже в середине XVII в. Позднее рядом была построена церковь во имя Ильи Пророка. В 1798 году Покровская церковь была разобрана из-за ветхости, а в 1799 году на ее месте построена каменная часовня, сохранившаяся поныне и являющаяся старейшей постройкой Елабуги. В 1818 году была разобрана и Ильинская церковь, на месте которой к 1820 году была воздвигнута каменная Покровская церковь с приделами во имя трех Святителей и Ильи Пророка. В 1884 году была построена трехъярусная колокольня. Покровский храм своеобразной архитектуры представляет собой в плане крестчатый восьмигранник с высокой купольной ротондой. Храм образует одну из градостроительных доминант Елабуги и является уникальным сооружением со сложными объемными формами, сохраняющими элементы ампира, позднего барокко и раннего классицизма. До революции особую достопримечательность храма составляли литые серебряные и позолоченные царские врата. Храм, как и многие церкви, был закрыт в 30-е годы. В 1989 году возвращен Православной Церкви и является действующим. С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП. Самая первая церковь, основанная в селе Трехсвятском. Она была построена к великому празднику Покрова Божией Матери и освящена в этот день. Царь Иоанн Васильевич Грозный, «узнав об основании нового русского селения Трехсвятского, послал в него икону Трех Святителей, которая была поставлена в первой церкви Покрова Пресвятой Богородицы, бывшей в то время единственной во всей Елабуге». Вначале это была деревянная церковь. Рядом с ней был построен придел во имя Пророка Божия Илии. Отец Петр Кулыгинский, со слов своего отца, протоиерея Никиты, служившего при этой церкви в течение 5 лет, оставил нам описание устройства этой церкви. Деревянная эта церковь стояла по левую сторону нынешней. Она была огромная и высокая, с небольшими окнами в два ряда, обнесенными железными решетками. Наверху церкви было сделано 10 глав, обитых белым железом. У входа в храм с запада до северных дверей было большое крыльцо с крышею на столбах. Внутри храма подле стен и даже посредине наделаны были лавки.

http://sobory.ru/article/?object=10250

Малые Карелы. Музей деревянного зодчества. Церковь Георгия Победоносца из с. Горка Верхнетоемского р-на. Георгиевская церковь Карта и ближайшие объекты Георгиевская церковь из села Вершины Верхнетоемского района Летняя (холодная) церковь святого великомученика Георгия первоначально находилась на правой стороне речки Верхней Тоймы (правый приток Северной Двины) и входила в число храмов Николаевского прихода Вершинского погоста. Сведений о времени его образования не сохранилось, так как пожар 1717 года уничтожил зимний (теплый) храм этого прихода (тоже деревянный – во имя святителя Николая) и все записи о селении. В 1777 году на месте сгоревшего храма поставили новый, поэтому наиболее древним строением стала считаться Георгиевская церковь 1672 года. «Сей и сгоревший теплый были первые храмы по открытии здесь прихода, который, вероятно, составили поселившиеся жители соседственного селения - Верхней Тоймы, стесненные нуждами жизненного продовольствия». Ансамбль из теплого и холодного храмов некогда дополняла колокольня. Находившийся на ней старинный колокол относился к несколько более раннему времени, нежели Георгиевская церковь. Такой вывод следует из текста надписи, вылитой на нем: «HENRICX TER HORST FECIT DAЛENTRIAE ANNO 1633» Надпись имеет некоторые неточности, но несомненно, что колокол отлил некий мастер Генрих … Хорст в 1633 году. Возможно, это дает основание отнести возникновение села и строительство первого Никольского храма примерно к 1630 году. Ни колокольня, ни теплый деревянный храм не сохранились до нашего времени. В 1872-1875 годы на месте теплой церкви построили каменный Никольский храм, тоже не сохранившийся Сегодня единственной уцелевшей постройкой этого комплекса остается деревянный Георгиевский храм. В 1960-е годы его перевезли в музей деревянного зодчества «Малые Корелы» (Приморский район Архангельской области). В 1969 году церковь была отреставрирована под руководством В.А. Крохина. Проведенные в ходе работ исследования позволили восстановить обходную галерею и высокое «боярское» крыльцо с нарядным перекрытием «бочкой» и двумя лестницами-всходами по обе стороны от него

http://sobory.ru/article/?object=06047

Михаило-Архангельский храм (Вертлино) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание История [ править править код ] Село Вертлинское на реке Сестре (таково старинное название современной д. Вертлино), впервые встречается в летописях 1570г., когда Вертлинское уже было селом и принадлежало Кирилло-Белозерскому Успенскому монастырю. Известно, что Вертлинское с деревнями и пустошами Кирилловскому монастырю пожертвовал царь Иоанн Васильевич, когда еще храма в нем не было. Церковь была построена на средства монастыря и ее престол по монастырской традиции освятили в честь преподобного Кирилла, Белозерского чудотворца. Деревянный храм преподобного Кирилла существовал до начала XVII столетия, когда подобно многим подмосковным церквям он был сожжен, а само село превратилось в пустошь. Во второй половине XVII столетия (1676 г.) в царствование Алексея Михайловича пустошь Вертлинская была вновь заселена монастырскими крестьянами. В 1680 г. по благословению настоятеля Кирилло-Белозерского монастыря архимандрита Никиты на старом церковном месте в селе Вертлинском Дмитровского уезда Лутосенского стана была построена новая деревянная церковь. Тогда храм в Вертлинском получил новое посвящение в честь Святого Архистратига Михаила, а старый престол во имя преподобного Кирилла был перенесен в отдельный придел. К концу XVII в. деревянная церковь сильно обветшала, и в 1775 году была построена вновь однопрестольная деревянная церковь в честь святого Архангела Михаила. В начале мая 1825 года на имя архиепископа Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) поступило прошение от прихожан села Вертлинского о желании построить на собственные средства каменную церковь в честь святого Архангела Михаила. К прошению прилагался приговор общего схода прихожан, а так же выполненный архитектором план и фасад предполагаемого храма. Возможно, автором проекта является известный московский архитектор А.Ф. Элькинский, которому заказывали проекты храмов для казенных селений. Высокопреосвященный Владыка Филарет одобрил проект Архангельского храма и 30 сентября 1825 года подписал храмозданную грамоту. Помня о принадлежности села Вертлинского Кирилло-Белозерскому монастырю, храмоздатели решили устроить в трапезе нового храма теплый придел во имя преподобного Кирилла Белозерского и тем самым подтвердить старую духовную традицию особого почитания своего святого покровителя.

http://azbyka.ru/palomnik/Михаило-Арханг...

Мураново. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Барский колодец, Храм–часовня на святом источнике Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Казанской иконы Божией Матери Год постройки:2003. Ссылки:   Адрес: Россия, Московская область, Пушкинский район, д.Мураново Координаты: 56.178495, 37.894368 Проезд:На автомобиле 35 км от МКАД по Ярославскому шоссе (поворот на Мураново), далее 10 км по дороге местного значения. На пригородном ж.д. транспорте от Ярославского вокзала г. Москвы до пл. «Ашукинская», далее 4 км автобусом 34 до остановки «Музей Мураново», далее 800 м пешком на запад (за усадьбой " Мураново " ). Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Казанский храм на святом источнике вблизи музея-усадьбы «Мураново» В 1998 году, по благословению правящего архиерея Московской Епархии митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, началось возрождение Спасской церкви музея-усадьбы «Мураново», которая получила статус приписной к Страстному храму д.Артемово. Настоятель Артемовского храма иеромонах (ныне игумен) Феофан (Замесов) начал регулярные богослужения в усадебной церкви. В скором времени он узнал от местных старожилов, что вблизи усадьбы находится заброшенный святой источник. Эти же сведения подтвердили и научные сотрудники мурановского музея, добавив, что согласно сохранившимся старым фотографиям и дневниковым записям обитателей усадьбы, в это святое место из усадебного храма регулярно совершались крестные ходы, а на самом источнике когда-то стояла деревянная часовня. В период гонений на церковь в конце 20-х годов ХХ столетия часовня была сожжена, а место источника осквернили. Осмотрев святой родник, о.Феофан сподвиг прихожан произвести его расчистку, после чего здесь был установлен памятный крест. В дальнейшем здесь были сооружены небольшая купальня и часовня. 26 августа 1999 года родник был освящен благочинным Пушкинского округа протоиереем Иоанном Монаршеком (старшим). Зная, что с 1818 по 1836 годы в усадьбе Мураново существовала домовая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери, церковная община решила воздвигнуть на источнике одноимённый деревянный храм. В 2003 году на это было получено благословение правящего архиерея Московской Епархии митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия и начались строительные работы. За лето 2003 года храм был возведен и 4 ноября в день Казанской иконы Божией Матери протоиерей Иоанн Монаршек (старший), после литургии в усадебном храме совершил на источнике водосвятный молебен и окропил святой водой новосооруженную церковь.

http://sobory.ru/article/?object=17884

Палауз. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Первоначально в Палаузской волости, относившейся к Пыелдинскому приходу, была построена часовня в честь Владимирской иконы Божией Матери. В 1672 г. староста Стенка Мелетьев с крестьянами подавали челобитную Преосвященному Симону, архиепископу Вологодскому и Белоезерскому, с просьбой разрешить воздвигнуть храм в честь той же иконы Богородицы. Свою просьбу крестьяне подкрепляли следущей жалобой: " ...мы бедныя крестьянишка живем от церквей Божиих и от священника сухим путем за сорок верст, а водою по реке за пятдесят верст и болши, и для того дальняго растояния без священника многие мы крестьянишка без даров и без покаяния помираем и младенцы наши без крещенья помирают " . В окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года упоминалась церковь в честь вмц. Параскевы в Палаузской волости Яренского уезда. В начале 19-го века здесь находилась деревянная церковь Рождества Богородицы, теплая, одноэтажная. В клировой ведомости за 1871 год упоминаются церковь Рождества Пресвятой Богородицы, деревянная, ветхая, предназначенная к сломке, и строящийся каменный храм. Храм строился в 1850-1875 г.г. на средства прихожан и частных благотворителей. Теплая церковь отстроена в 1860 г. и освящена в 1863 г. Престолы: в теплой - по правую сторону во имя свт. Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской (освящён в 1863 г.), по левую - во имя свт. Тихона Амафунтского Чудотворца (освящён в 1870 г.); в холодной - во имя Рождества Пресвятой Богородицы (освящён в 1879 г.). Храм пятиглавый, над западной частью здания возвышалась колокольня, на которой находилось 6 колоколов, самый большой из них весил 25 пудов. В 1888 г. вокруг церкви на средства прихожан была устроена деревянная ограда. В 1788 г. при церкви числилось 402 человека, в 1868 г. - 729. Палауз. Первая церковь в Палаузе, согласно челобитной палаузских крестьян архиепископу Вологодскому и Белозерскому Симону, и документам, содержащимся в летописи церкви Рождества Пресвятой Богородицы, была построена в период между 1664 и 1670гг.

http://sobory.ru/article/?object=13125

Севск. Часовня Успения Пресвятой Богородицы в колокольне Успенского собора. Карта и ближайшие объекты Деревянная Успенская церковь на Гостиной горе (пл. Октябрьской революции)впервые упоминается в переписной книге 1646 г., её видел Павел Алеппский, проезжая через Севск в 1654 г. Последний по времени собор сооружён в камне в 1801-09 гг., колокольня пристроена в 1822 г. Часы на колокольне установлены в 1901 г. купцом П.И. Прохоровым. Собор сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, разобран в 1950 гг. Оставшаяся колокольня отреставрирована в 1980-х гг. (арх. Л.Н.Ряжская). Колокольня Успенского собора находится в сквере на центральной площади. Деревянная Успенская церковь на Гостиной горе впервые упоминается в переписной книге 1646 года. Ее видел Павел Алеппский, проезжавший через Севск в 1654 году и отметивший окружавшую храм красивую галерею. В 1683 году церковь была сооружена заново с приделом Николая Чудотворца. В 1747 году деревянная Успенская церковь заменяется каменной. 16 июня 1801 года Преосвященным Досифеем (Ильиным), епископом Орловским и Севским, на месте старой Успенской церкви был заложен новый каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, 6 июня 1809 года храм был освящен. До 1820 года храм был приходским, 19 мая 1820 года указом Святейшего Синода учрежден главным городским собором. В 1822 году к храму была пристроена каменная колокольня. Собор был построен по широко применявшейся крестово-купольной системе. Крупный четверик увеличивался цилиндрическим световым барабаном с куполом. В архитектуре прослеживались черты, принадлежавшие стилю раннего классицизма. Собор утрачен, но колокольня сохранилась до наших дней. Благодаря размещению на самом видном месте - на вершине возвышенности - колокольня служит градостроительным ориентиром, господствующим над пространством и застройкой. В " Церковном летописании города Севска " , хранящемся в Орловском архиве, сказано: " В 1901 году в июле, августе и сентябре был сделан капитальный ремонт соборной колокольни для постановки на ней башенных часов с боем и четвертей, выписанных для собора купцпримом ктитором Прхоровым П.Н.

http://sobory.ru/article/?object=01625

Тундрино. Церковь Пантелеимона Целителя. Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Пантелеимона Целителя Год постройки:не ранее 1894. Адрес: Россия, Ханты-Мансийский автономный округ, Сургутский район, с. Тундрино, ул. Центральная, д. 40 Координаты: 61.226026, 72.058146 Проезд:на высоком берегу поймы реки Оби, храм главенствует над селом Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты 13 июня 2012 года управляющий Ханты-Мансийской епархией Преосвященнейший Павел, епископ Ханты-Мансийский и Сургутский совершил Божественную литургию в храме Великомученника и Целителя Пантелеимона посёлка Тундрино Сургутского района. Архиерейская служба в старейшей церкви Югры была совершена епископом Павлом впервые. Храм в селе Тундрино был построен в 1894 году. В Клировой ведомости от 1897 г. записано, что " церковь построена тщанием прихожан, зданием деревянная, в одной связи с колокольнею, новая, приделов в ней один во имя Великомученика и целителя Пантелеймона " . Она стоит на высоком берегу (до революции было около 2000 дворов) на широкой пойме притока Оби. Рядом с церковью расположено кладбище. Автор строительства не известен. На протяжении советских лет здание церкви использовалось под зернохранилище, клуб, склад, некоторое время в здании размещалась библиотека, а также небольшой кинотеатр. Жители же села никогда не забывали о церкви. Реконструкция, согласно разработанной документации началась и завершилась 1997-1998 годах. В настоящее время восстановлен облик церкви. Во время восстановления под полом была обнаружена церковная книга 19 века. Ею оказался Типикон (Устав), выпущенный в Москве типографией Синода в 1877г. Чудом сохранившийся в Тундрино храм в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона, является образцом традиционного деревянного зодчества Сибири.Выстроенная на высоком берегу поймы реки Оби, храм главенствует над селом и является подлинным украшением этих просторов. Небольшая по размерам, но удивительно гармоничная и светлая церковь радует глаз прихожан.

http://sobory.ru/article/?object=24916

Фома на Свири Журнал «Фома», группа «АукцЫон», музыканты, поэты, артисты, художники, композиторы и многие-многие другие восстанавливают уникальный деревянный храм апостола Фомы в деревне Красный бор Подпорожского района Ленинградской области 19 октября, 2009 Журнал «Фома», группа «АукцЫон», музыканты, поэты, артисты, художники, композиторы и многие-многие другие восстанавливают уникальный деревянный храм апостола Фомы в деревне Красный бор Подпорожского района Ленинградской области Журнал «Фома» , группа «АукцЫон» , музыканты, поэты, артисты, художники, композиторы и многие-многие другие восстанавливают уникальный деревянный храм апостола Фомы в деревне Красный бор Подпорожского района Ленинградской области. Церковь Святого Апостола Фомы была построена в 1871-1873 гг. Местные жители говорят, что закладной камень, что под ней — XIV века. В 1932 году церковь закрыли и сделали в ней начальную школу. А в 70-е и школу закрыли. В 1979 её хотели разобрать на дрова, но поленились. Тридцать лет церковь стояла бесхозной. После того, как закрыли школу, местные жители разобрали печи на кирпич. В металлической кровле образовались дыры от труб, через которые внутрь стали попадать вода и снег. Летом 2008 был проведен «субботник», на котором разобрали потолочные балки и перегородки, относящиеся к школе. Стал виден весь объем храма. Сейчас проект по восстановлению Фомы на Свири — в самом разгаре. Деньги ищутся трудно, но авторы проекта уверены: потихоньку, всем миром, средства на спасение храма будут собраны! О том, зачем вообще нужно возрождать разрушенные храмы, рассуждают рок-музыканты: Леонид музыкант: — Я думаю, что у нас так мало в жизни хорошего, или, скажем,- немного. Или не очень много. К каждой церкви был приставлен Ангел, который неотступно находится на этом месте вплоть до Страшного Суда — независимо от того, разрушен храм или нет. Я думаю, ему будет приятнее находиться не на пустом месте. Алексей КОРТНЕВ, актёр, переводчик, музыкант: Я, с вашего позволения, выскажусь от гильдии неверующих, каковых тоже, в общем, достаточно много. Самое парадоксальное,- вернее, ничего парадоксального в этом нет, как раз это абсолютно нормально,- что я считаю, что нужно не просто восстанавливать храмы, а восстанавливать и строить новые, потому, что помимо религиозной составляющей, в этом присутствует, ну, как бы, отпечаток культуры. Древней культуры, которая существует на этой земле. Культуры, которая взрастила и окормила огромное количество людей, лучших людей, родившихся здесь. Поэтому вне зависимости от отношения к религии,- я еще раз подчеркиваю, вы уж извините, пожалуйста,- я не религиозный человек и не собираюсь таковым становиться, но, упаси меня высшая сила, упаси меня Бог, сказать, что мне безразличны русские церкви. Это символы, это огни, которые горят на нашей земле, и я считаю, что этим нужно очень и очень серьезно заниматься.

http://pravmir.ru/foma-na-sviri/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010