Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Воспоминания Часть II 22.10.2013 1321 Время на чтение 23 минут Часть I Отец Дмитрий Дудко Теперь я попробую рассказать об о. Дмитрии Дудко, с которым я познакомился чуточку позже, чем с Агурским. Меня тот же Марк Васильевич Доброхотов направил к нему. Он (Доброхотов), кстати, был большим человеком, собирал книги для священников. Он написал записку, я пришел в храм, после службы отдал записку о. Дмитрию. Он сам из брянских крестьян. Все они сильно пострадали, по его словам. Когда началась война, его забрали в армию, и он, ненавидя советскую власть, свою винтовку, как он мне рассказывал, бросил в туалет. Но ему это как-то сошло с рук - была неразбериха. А после войны он поступил в Семинарию, в Троице Сергиеву лавру. Там-то его и арестовали - за его стихи. Но и видать кто-то стукнул. По-моему, он лет восемь отсидел, боюсь соврать. Воспоминая о войне, он говорил: «поразительная вещь, людей ободрали полностью, все у них отняли, но началась война и все равно они «За Сталина!», «За Родину!», «Вперед!»». Он никак не мог понять этого отношения простых русских людей. Он говорил, что очень рад, что никого не убил - иначе у него были бы канонические препятствия к рукоположению. А он очень хотел быть священником. В лагере его, между прочим, считали евреем, несмотря на его крестьянское происхождение. По одной причине - он не умел физически работать, был человеком больным, не от мира сего, глубоко верующим с детства. В лагере он просто умирал, но чудесным образом приходила помощь - приходили переводы неизвестно от кого (а у него родственники сами с голода помирали, и никакие переводы не могли прийти), и еще что-то такое он рассказывал... Сразу после войны его посвятили в Преображенском храме на Преображенке, которого сейчас уже нет (этот храм я помню - там я впервые исповедовался, причащался). Это был хороший храм, и потому в хрущевскую эпоху его решили сломать. Верующие об этом узнали, и там огромные толпы собирались и стояли, чтобы храм не могли сломать - едешь на трамвае - там толпы стоят. Затем храм огородили деревянным забором и ночью взорвали . Кстати, там прокладывали метро, но храм никому не мешал, а сейчас на этом месте сквер.

http://ruskline.ru/analitika/2013/10/23/...

На строительство деревянной части храма «клетьского» типа с деревянной кровлей уходит девять месяцев. Но, когда само строение воздвигнуто, в нем еще три года следует проводить разного рода работы. Прошло полгода — надо кровлю вскрыть и стены пропитать восковым взваром. А еще через полгода — «перетянуть» полы, проконопатить стены, и так далее. Дерево дышит, идет процесс осадки. Храм невозможно построить за один раз и навсегда уйти куда-то. Еще лет пять мы должны работать с этим храмом. Храм может и должен действовать, но первые года два в церкви будет прохладно, потому что забивать щели паклей сразу нельзя — это делается через год после возведения стен. Девять месяцев требуется на создание, как и у человека, а потом его так же и «вырастить» надо. Настоящий русский храм рубится из калиброванного, то есть, подобранного по размеру, отборного бревна. Бревно везется с Севера, где древесина плотнее. Задача строителей — так раскрыть дерево, чтобы храм магнитом тянул бы к себе людей — верующих и неверующих. А уж задача батюшки, который станет там служить, более сложная — помочь человеку раскрыть душу Богу. Налицо разные уровни одного процесса. Но чтобы храм притягивал, он должен быть построен «по-божески», то есть с соблюдением всех мер и пропорций. В основе древнерусской системы мер простая идея — человек. Раз Господь в таких пропорциях и такой мерой создал человека, то и людям надлежит преображать мир по Божьей мере. И когда этот принцип учтен, тогда получается всё благолепно. Человек по природе своей тянется к красоте, но если эта красота содержит еще и тепло, то она особенно привлекательна… Деревянные церкви очень близки человеку. Они, подобно ему, ранимы и уязвимы. Храм из дерева боится огня и воды, как и все мы, нуждается в заботе и любви. В последнее время, скорости ради, всё больше строят сооружения из бетона, чем-то напоминающие бункер Гитлера… Конечно, во время службы и в таких храмах пребывает благодать Божия, но хотелось бы другой обстановки, более близкой нашему духу, нашему мировоззрению…

http://pravoslavie.ru/44868.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > " Горячая точка " " Программы-200 " : первый храм на Ходынке построен 07.10.2014 559 Время на чтение 6 минут Ситуация с постройкой храмов в густонаселенных окраинных районах столицы по-прежнему вызывает много вопросов. Тот факт, что горожане порой имеют один, а то и вообще ни одного храма на район отнюдь не облегчает процесс строительства. А ведь храм нужен никак не меньше спортивных секций, культурных и досугово-развлекательных центров, с которыми обычно не возникает проблем в силу их коммерческой окупаемости. Принятие на муниципальном уровне " Программы 200 храмов " почти не сдвинуло ситуацию с мертвой точки. Любая попытка построить храм в Москве неизбежно наталкивается на крикливые протесты небольшой антиклерикальной группы, поддерживаемой политиками (обычно это " яблочники " , иногда КПРФ). Правда, большая часть членов таких атеистических " ультрас " - гастролеры. Каждый " местный " в их среде ценится на вес золота, таких принято всячески обхаживать... Но статистические подсчеты в таких случаях обычно не ведутся. Одна из последних " горячих точек " , по поводу которой случился конфликт верующих и храмоборцев - небольшой деревянный храм Архангела Гавриила в Хорошевском районе. Едва началось строительство, группа воинствующих атеистов принялась распространять " информацию " о том, что за высоким забором " возводится незаконное строение " . И это несмотря на то, что место - далеко не из самых дачных. Здание находится в конце аллеи, а вокруг - сплошной бетон. Окраина района: добираться не очень удобно. Но и этого верующим слишком много? Свое мнение порталу высказывает один из старожилов района, известный пианист, композитор, дирижер и общественный деятель Олег Казьмин: " Согласно начальному плану там и воскресная школа должна была быть. Отец Василий хотел и спортзал рядом устроить, и мемориальный комплекс, посвященный летчикам. Но эти планы уже превратились в несбыточные мечты. " . На ум приходит история с храмом, который строил покойный иерей Даниил Сысоев. Все было сделано очень быстро и наполовину построенное здание никто не рискнул сносить. Уж больно свежи в памяти " подвиги " атеистов 1920-х и 1960-х. Исторический взгляд у общественности, слава Богу, еще не до конца замылился. Но в Хорошевском районе такой темп точно невозможен: были проблемы с бюджетом. А любое промедление в строительстве грозит его полной остановкой.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/1...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Сердюков разоряет православные храмы 05.11.2010 419 Время на чтение 4 минуты 30 сентября 2010 года в 16.10 министр обороны России Анатолий Сердюков посетил учебный центр «Сельцы» Рязанского воздушно-десантного училища (ныне филиал Общевойсковой академии им. Фрунзе). В поездке его сопровождал заместитель министра обороны по строительству и обустройству господин Новицкий. Прибыли они на вертолете, опоздав на 3 часа от запланированного времени визита в 13.00. Но прежде чем сойти с вертолета, они с воздуха осмотрели территорию учебного центра и полигона училища. Их встретили начальник рязанского училища Герой России гвардии полковник Андрей Красов и зам. начальника училища по тылу гвардии полковник Игорь Волков, а также офицер военной контрразведки ФСБ России. Командующему ВДВ Герою России генерал-лейтенанту Валерию Шаманову было запрещено министром обороны участвовать в посещении учебного центра училища ВДВ. Министр вышел из вертолета уже «взвинченный» и сразу стал крыть нецензурной бранью начальника училища. Анатолий Эдуардович многократно называл Героя России словами ненормативной лексики. Стараясь унизить подчиненного побольнее, господин Сердюков, наконец, объяснил, что причина его гнева - построенный на территории учебного центра деревянный храм Илии Пророка. Строительство десантного храма ведется исключительно на деньги спонсоров из числа ветеранов ВДВ и местных жителей, а также на средства Рязанской епархии, но это министра не интересовало. «Бюджетных денег на храм не затрачено ни копейки, - стойко отвечали ему русские офицеры. - Храм нужен членам семей офицеров и сотням солдат и курсантов, поскольку ближайший за 15 километров на другом берегу Оки, а моста нет». «В 2011 году именно здесь запланировано учить будущих капелланов для всей Российской армии, 90% из них будут православные священники храм, и для них». «В трех ближайших деревнях и двух других городках учебных центрах сокращенных военных училищ храма нет и жителям здесь он нужен». «Полторы тысячи будущих профессионалов-сержантов готовятся здесь по трех летней программе и духовная работа с ними священников должна помочь воспитать в них желание служить России не только за деньги». «ВДВ - войска для войны, а на войне атеистов нет».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

Сортировать по Исключить новости В самом Ступино сегодня живет полторы сотни человек, треть из которых — дети. На этом «краю мира», окруженном болотами, озерами и лесами , вместо асфальтовых – деревянные тротуары, в дверях до сих пор нет замков. Длинными зимними ночами на улице появляются волки, а в другое время года стоит зайти солнцу и вы превращаетесь в комариную «авиабазу». И вот здесь-то рождаемость превышает смертность в два раза… А еще здесь строят храм В деревне Ступино Архангельской области, которую местные власти собирались «закрыть» как «неперспективную», рождаемость превысила смертность и треть населения теперь составляют дети. А еще здесь строят храм. Комариный рай «Сами посудите, ежемесячный бюджет нашей семьи — 15 тыс.рублей, на одну детскую одежду и обувь в месяц уходит половина из них. Сколько же теперь денег надо, чтобы троих ребятишек одеть и обуть! Это я еще школьные учебники и канцелярские товары не считаю, а работаем — то мы с мужем оба. Поэтому пункт раздачи детских вещей при нашем храме — настоящее подспорье всем многодетным мамам, особенно кто детей в одиночку воспитывает», — делиться с нами Надежда, прихожанка домового храма Ильи Пророка села Ступино Архангельской области. Ее послушание в храме — распределять среди многодетных семей (а таковых восемь) «гуманитарную помощь» — детскую одежду, которую присылают из храма Зосимы и Савватия, расположенного в районом центре, городе Няндома. В самом Ступино сегодня живет полторы сотни человек, треть из которых — дети. На этом «краю мира», окруженном болотами, озерами и лесами (ближайший «оплот цивилизации» станция Шалакуша — 70 километров ухабистой дороги), вместо асфальтовых – деревянные тротуары, в дверях до сих пор нет замков. Длинными зимними ночами на улице появляются волки, а в другое время года стоит зайти солнцу и вы превращаетесь в комариную «авиабазу». И вот здесь-то рождаемость превышает смертность в два раза. А ведь еще недавно местная власть хотела «закрыть» Ступино, как неперспективную деревню.

http://pravmir.ru/pomogi-xramu-byli-by-k...

Предисловие Проезжая по России, посещая ее города и села, даже самый далекий от православия, а впрочем и от религии вообще, путешественник не может не заметить зданий с куполами и колокольнями, увенчанных крестами. Таких зданий, каменных и деревянных, в дореволюционный период было очень много, особенно в старинных русских городах; после Октябрьского переворота число их стало сильно уменьшаться, к концу Великой Отечественной войны снова несколько возросло, в 60-е гг. резко сократилось, теперь вновь заметно растет. Как читатель уже догадался, речь идет о храмах, по преимуществу православных. Православными называют себя большинство их посетителей. Что означает для них вера? Для одних православие – это торжество архиерейской литургии, где на глазах у переполняющей храм толпы опытные священнослужители выполняют сложные, прекрасные в своей непонятности обрядовые действия; для других православие – это прежде всего благостный лик на иконе, озаренный умилительно слабым огоньком лампады. Для иных православие – заполняющая храм изысканная духовная музыка, исполняемая солистами под аккомпанирующий рокот мощного хора, а для других – затейливая вязь древнего знаменного распева, строгие звуки которого доносятся с заполненного черными фигурами монастырского клироса. Православие – это и монотонное чтение псаломщика в буднично пустой полутемной церквушке, но это и радостное движение сердца в ответ на раздающуюся с амвона проповедь . В православии совмещаются слезы умиления при чтении покаянного канона священником, стоящим перед черным аналоем, и ликующий взрыв пасхальной радости, когда из того же храма, залитого теперь ослепительным светом, в безбрежное море огней, мерцающих в руках осаждающих храм людей, выходит крестный ход. Многообразны и бесконечно богаты наши православные богослужебные впечатления и молитвенные переживания! Но ведь это все эмоции, и трудно различить, где кончается любованье произведениями живописи и начинается молитвенное умиление, где музыкальное переживание гармонической стройности и мелодического рисунка превращается в молитву, динамическая вовлеченность в которую с большой силой воспроизводится звуковым потоком мистически проникновенной музыки.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Скачать epub pdf К 60-й годовщине священнического служения протоиерея Виктора Шиповальникова Если ехать на пригородной электричке с Казанского вокзала, возле станции Удельная можно увидеть деревянный Троицкий храм, увенчанный множеством куполов. Среди скучных и привычных картин дачных участков, пробегающих с обеих сторон поезда, неожиданно выплывает храм, разрушая монотонность серых построек и пленяя своей красотой и выразительностью. Хочется остановить бег поезда, сойти возле храма, постоять немного, ощутить мир и спокойствие, исходящие от этого намоленного места, заглянуть вовнутрь и погрузиться в благоухающую атмосферу богослужения в старом храме. Вот и мы открываем двери этого храма. Откуда-то издалека доносится пение хора, слышны возгласы священника. В его интонации ощущаются северные нотки, и ты сразу представляешь себя на Русском севере, где-то в Архангельской губернии, среди вековых сосен и пронзительно синего неба. Робко подходишь к свечному ящику и тихонько, чтобы не нарушить установившуюся гармонию звуков, спрашиваешь у свещницы: «А кто сегодня служит»? Глаза свещницы вспыхивают удивлением: «Как кто? Это же наш батюшка, отец Виктор, настоятель!». Становится неловко за неудачный вопрос. Действительно, как же можно, придя в этот храм, не знать его настоятеля, о. Виктора Шиповальникова, – священника, вот уже шестьдесят лет предстоящего престолу Божиему, прошедшему множество испытаний, спасшему множество удивительных святынь, видевшему столько замечательных людей. После службы о. Виктора плотным кольцом окружают прихожане, а он медленно продвигается к дому. Его внимательный взгляд останавливается на каждом подходящем под благословение. После долгой постовой службы ему трудно идти, ведь ему скоро уже будет девяносто, но поддерживаемый под руку, он продолжает благословлять подходящих к нему людей. Несмотря на свой возраст, о. Виктор неустанно совершает свой священнический подвиг. Мы договариваемся с о. Виктором о встрече. Отец Виктор живет через несколько остановок. Его неприметный дом расположен в старом дачном поселке, ничем не выделяясь среди остальных подобных участков. Но все же есть в нем что-то необыкновенное. Вот сейчас нажмешь звонок, откроется дверь, и ты окажешься в мире добра и света, пронесенного через всю жизнь о. Виктором.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

< >< назад > День второй Проснулась Даша от петушиного крика. Первые лучи солнышка заглядывали в окно. За тонкими деревянными перегородками раздавались переливы храпа на все лады сольфеджио. Тихонько одевшись, девушка вышла на улицу. После пропахшей лекарствами кельи она не могла надышаться воздухом, напоенным утренней свежестью. Даша умывалась ледяной водой из уличного умывальника, когда мимо нее важно прошествовала огромная пятнистая корова. За ней семенила баба Нина. – Куди пошла, стрекоза? – она проворно хлестнула ивовым прутом по широкой спине, пресекая попытку буренки ущипнуть куст садовых ромашек, росших у крыльца. Корова с обидой посмотрела на нее грустными глазами и встала. – Ти это чиго удумала? – растерялась баба Нина, – давай иди, тебя трава ждет вкусная, – она почмокала губами. Буренка потянулась к Даше, и ткнулась ей в руки теплым носом. – Хорошая корова, – девушка почесала ее за ухом, и та тронулась с места. – Она с тобой хотела поздороватися, – засмеялась баба Нина и поспешила вслед за своей подопечной. Невидимый за забором петух вновь пропел побудку. Словно по его сигналу на улицу вышла игуменья, мать Кирилла. Невысокая, пухленькая, она напоминала добрую бабушку из сказки. Сестры звали ее за глаза «матушка-любовь». Несмотря на внешнюю мягкость и любящее сердце, она управляла монастырем твердой рукой. Бывшая журналистка, мать Кирилла, хорошо разбиравшаяся и в жизненных ситуациях и в людях, могла подобрать ключик к любому. Перекрестившись на храм, она направилась к Даше. – Матушка, благословите, – бросилась к ней де-вушка. – Бог благословит, Дашенька, с приездом. Пойдем-ка в храм на утреннюю молитву. Слышала, петушок-то уже свою радость и благодарность Господу пропел, а мы еще нет. – Матушка, благословите! – Мать Кирилла, благословите, с приездом! На крыльцо вышли монахини и, обступив игуменью, стали наперебой рассказывать новости. – Сестры, – смеялась мать Кирилла, – меня всего лишь день не было, а у вас новостей, как за неделю. Давайте-ка все спокойно обсудим после молитвы и трапезы.

http://zavet.ru/b/rogaleva/vp/03.htm

Сортировать по Исключить новости Епископ Барнаульский и Алтайский Сергий: В Пасху солнце играет Верующим сердцем Пасха всегда ощущается с трепетом и радостью, где бы ты ни находился. 17 апреля, 2014 Верующим сердцем Пасха всегда ощущается с трепетом и радостью, где бы ты ни находился. Владыка ответил на вопросы «Комсомолки» Ваше Преосвященство, с каким чувством Вы готовитесь к пасхальному богослужению на Алтае? — Верующим сердцем Пасха всегда ощущается с трепетом и радостью, где бы ты ни находился. Всегда испытываешь это непередаваемое внутреннее чувство — чувство восторга, крылатости. В детстве перед этим праздником мы всей семьей наводили идеальный порядок, все перемывали, вычищали, ненужное выбрасывали. Если в будни мы обедали за деревянным столом, который бабушка после чистила водой и ножом, то на Пасху всегда расстилалась белая скатерть, на нее ставилась миска с крашеными яйцами, кулич, который у нас назывался «паска». Старики говорили: «Солнце на Пасху будет играть». Мы все время хотели узнать, как оно играет, и просили бабушку разбудить пораньше, но она нас жалела. Теперь я знаю: кто-то видит, как солнце играет, а кто-то не может определить. Видимо это от внутреннего настроения зависит. Если человек говорит : «Да все в этот день обыкновенно», значит не надо разубеждать, он не готов. Бабушка ездила на службу в районный храм накануне. Транспорт тогда был гужевой: одна лошадь на весь совхоз и на храм председатель лошадь дать не мог. Сельские жители разговлялись дома. С появлением приемников стали ловить «радио Ватикана» и «голос Америки», где транслировали пасхальную службу. Прерывисто, глухо, но было слышно «Христос Воскресе», а потом было пение, и в этот момент бабушка давала разговеться уже за полночь, если мы не спали: протягивала яичко, резала паску. Утром приходили гости, мы бежали играть на лужайку .К обеду оживало все село и люди вереницами шли на кладбище. Надевали самое лучшее, старики — свои галифе , сапоги начищенные, фуражки обязательно. У родных могилок здоровались, поздравляли друг друга: «Христос Воскресе». А учителя, коммунисты, партактив это время куда-то прятались. А если попадали навстречу, смущенно отвечали «Воистину Воскресе». Все шли на могилки с яичками и куличами. И, конечно, несли с собой напитки, не вполне запрещенные. Там постилалось расшитое полотенце, ставились яства. Люди молились, крестились, кто как умел. После этого за помин души и с праздником «Христос Воскресе» употребляли эти яства и питие.

http://pravmir.ru/episkop-barnaulskiy-i-...

Сортировать по Исключить новости На Прощеное воскресенье Вот уже скоро Прощеное воскресенье. Когда в храме погасят свет, и настоятель, выйдя в темной епитрахили на амвон, будет говорить тихим голосом о наступающих днях Поста, и о том, что мы сейчас будем друг у друга просить прощения. 13 февраля, 2010 Вот уже скоро Прощеное воскресенье. Когда в храме погасят свет, и настоятель, выйдя в темной епитрахили на амвон, будет говорить тихим голосом о наступающих днях Поста, и о том, что мы сейчас будем друг у друга просить прощения. Вот уже скоро Прощеное воскресенье . Когда в храме погасят свет, и настоятель, выйдя в темной епитрахили на амвон, будет говорить тихим голосом о наступающих днях Поста, и о том, что мы сейчас будем друг у друга просить прощения . Уже когда идешь в храм, ступаешь тише, и, затаив дыхание, входишь в темноту… Все молчат, многие в темном, и храм весь переоделся… Душа трепещет. Хочется начать жизнь заново, прожить по-иному эти дни, чисто, свято, отказаться от суеты, не прилепляться мыслями и сердцем ко всему земному, и заботы житейские делать только руками, а мыслями быть горЕ. И замираешь душой — сможешь ли сейчас от сердца всех простить? Получится ли нелицемерно кланяться и падать ниц, сумеешь ли выбросить из головы все мелкие обиды, которые, возможно, накопились в храме, и крупные обиды, которые были дома или на работе, с друзьями. Проще всего прощения просить у малознакомых людей. Мы падаем на деревянный пол храма, бьем головой поклон, ладонями касаясь пола, поднимаемся и обнимаемся.. «Прости меня!» «Бог простит. Меня прости!» И в ответ: «Бог простит». Везет монахам. У них в обителях ежевечерне такой чин прощения . «Солнце да не зайдет во гневе вашем». Выполняется этот совет буквально. Мирянам сложнее. У них такой чин раз в году. Вот и хочется войти в Пост очищенным от всяких обид, без камней за пазухой, и чтобы это было от души, нелицемерно, а от всего сердца. И так себя хранить до самой Пасхи. Да и  всю жизнь. А что же Постом? А постом тоже  искушения. Не удастся нам ровно-гладко отговеть совсем без огорчений, соблазнов, обид. Как назло, первые три дня ходишь голодная и злая.  Всё не так, и чего-то не хватает. И это при всем огромнейшем желании поститься строго, мало говорить, поменьше есть, и не отвлекаться мыслями на суету, и на чужие грехи. А вот тут-то нас и ожидают сюрпризы.

http://pravmir.ru/na-proshhenoe-voskrese...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010