Елеосвящение Человек был создан с легким, чистым, нетленным и бессмертным телом. После грехопадения оно утратило эти свойства, стало материальным, тленным и смертным. Человек «облекся в кожаные ризы – тяжелую плоть, и стал трупоносцем», как говорит святитель Григорий Богослов . 201 В жизнь человека вошли болезни. По учению Церкви, причины всех болезней коренятся в общей греховности человека: грех вошел в его естество, как некий диавольский яд, осквернивший и отравивший его. И если смерть является следствием греха («сделанный грех рождает смерть»; Иак. 1:15 ), то болезнь находится между грехом, за которым она следует, и смертью , которой предшествует. Хотя все болезни происходят от разных причин, общий корень у них один – тленность человеческого естества после грехопадения. Как говорит преподобный Симеон Новый Богослов , «врачи, которые лечат тела людей... никак не могут вылечить основную природную болезнь тела, то есть тление; они стараются разными способами вернуть телу... здоровье, а оно снова впадает в другую болезнь». 202 Поэтому человеческому естеству необходим, по мысли преподобного Симеона, истинный врач, способный исцелить его от тления: таким врачом является Христос. В течение Своей земной жизни Христос совершил множество исцелений. Часто Он спрашивал обращавшихся к Нему за помощью: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» ( Мф. 9:28 ). Исцеляя тело от болезни, Он исцелял и душу от самого страшного недуга – неверия. Христос указывал на виновника всех душевных и телесных болезней – диавола: о скорченной женщине Он говорит, что ее «связал сатана» ( Лк. 13:16 ). Исцеления совершали также апостолы и многие святые. Для помощи больным уже в апостольское время существовало таинство, получившее впоследствии название Елеосвящения. О нем говорит апостол Иаков в своем Послании: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь, и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Каждая хр. община имела свою «сокровищницу бедных», на средства которой и поддерживались эти последние, нередко весьма значительные числом. Так, например, одно время константинопольская Церковь давала пропитание 3.000 бедняков, а от щедрот александрийской Церкви одновременно пользовалось 7.500 душ. Всем таким несчастным требовалось, затем, помещение. И вот, повсюду начали возникать госпитали. В короткое время в одной Византии насчитывалось их тридцать семь. Убежища для путников и иностранцев, приюты для больных, для неизлечимых, сиротские дома, пристанища для инвалидов, убежища для престарелых и другие благотворительные учреждения воздвигались, как по волшебному мановению. Возбуждая ревность своей паствы к благотворительности, предстоятели Церкви не ограничивались одними прекрасными речами. В отличие от тех демагогов, которые яростно вопиют против господства капитализма и, в тоже время, ревниво оберегают свои миллионы, отцы Церкви показывали веру свою от дел своих. Свв. Амвросий Медиоланский , Григорий Нисский , Василий Великий , блаженный Августин , с целью облегчить тяжкую участь бедных, буквально отказались от всех мирских благ и ограничивались только самым необходимым. «Первое серебро, которое роздал Златоуст со дня своего посвящения в сан пресвитера, было его собственным, и с той поры он более уже ничего не имел; сам он сделался первым бедняком сначала антиохийской, а потом константинопольской Церкви» (Maury, La prédication sociale au quatrième sièlce. Revue de théologie de Montauban, 1-er décembre 1896). Таким образом, христианство обращает внимание каждого, стремящегося к истинной жизни, прежде всего, на свое внутреннее «я». С себя самого нужно начинать дело преобразования жизни и в себе самом углубиться настолько, чтобы не видеть пока чужих пороков. И, действительно, в нагорной проповеди Спаситель преподает подлинно высочайшие заповеди: что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в своем глазе не чувствуешь? Или, как скажешь брату: дай, я выну сучок из глаза твоего; а вот, в твоем глазе бревно! Лицемер, вынь прежде бревно из своего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего ( Мф.7:3–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Ты же, муж достопочтеннейший, и поступай достойно себя, уповай на Бога, и пример наших несчастий да не препятствует тебе быть прекрасным и добрым; полезный же и праведный исход дел вручи Богу правосудному и действуй так, как направит тебя Божественная мудрость. И Иосиф, конечно, не огорчался завистью братьев, посему злоба его единокровных была для него путем к царству. 17. Пресвитерам Никомидийским «Отец щедрот и Бог всякия утехи» ( 2Кор. 1, 3 ), все премудро устрояющий на пользу, да управит вас своею благодатью, да привлечет к себе, творя в вас благоугодное себе, и да снидет на вас благодать Господа нашего Иисуса Христа и общение Его Святаго Духа для исцеления вас от всякой скорби и огорчения, для преуспеяния во всяком добре, для умиротворения Церкви и назидания душ ваших и в похвалу славы имени Его. Мы же в оправдание себя любовью вашею говорим, что не были нерадивыми в исполнении обязанностей (пастырского) надзора ни в предшествующее время, ни после кончины блаженного Патрикия; но много было смут среди церквей наших, велика же дряхлость тела, увеличивающаяся, как и следует, вместе с подвигающимися вперед годами, велико и небрежение ваше к нам, потому что никогда не было ни одного возбуждающего слова в письме и никакого отношения к нашей церкви, тогда как блаженный Евфрасий епископ любовью, как бы некоторыми узами, связал, благодаря своей высокой святости, меня с собою и вами. Но хотя бы прежде сего и не была исполнена обязанность любви ни нами чрез надзор, ни вашим благочестием чрез возбуждение нас к тому; но ныне мы, призывая на помощь нашему сильному желанию и вашу молитву к Богу, молим Бога, чтобы нам как можно скорее прийти к вам, вместе получить утешение и постараться, при руководстве Божием, найти средства и к исправлению уже совершившихся несчастий, и к ограждению себя от них на будущее время; так чтобы вы, разделяемые таким несогласием, что один стремится так, другой иначе отделиться от Церкви, уже не были предметом посмеяния для дьявола, желания и действия которого в противоположность Божественному изволению состоят в том, чтобы никто не спасся и не пришел к познанию истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Охотник, сняв с себя верхнюю одежду, положил ее на пол, а сам вышел из церкви и, подождав немного, пока женщина та одевалась в его одежду, опять вошел и увидел ее на том самом месте, где она была прежде. То была преп. Феоктиста. Удивлению охотника не было теперь границ. Припав со слезами к ногам преподобной, он просил ее помолиться за него и благословить его. Та, после кратковременной молитвы, обратилась к нему с такими словами: «Бог пусть помилует тебя, чадо, но скажи мне, что заставило тебя придти сюда?» Затем, сказав, что вероятно ради ее недостойной Господь внушил ему посетить ее, преподобная исповедала охотнику всю свою жизнь прошедшую и, в заключение, присовокупила: «но об одном прошу тебя: если на следующий год ты придешь сюда для ловитвы, а я знаю, что ты непременно придешь – Богу так угодно, – захвати с собою в чистом сосуде часть пречистых тайн Христовых и принеси их мне, ибо с тех пор, как я поселилась в этой пустыне, мне ни однажды не привелось приобщиться этого дара. А теперь иди с миром к своим товарищам и никому не говори обо мне». Охотник, дав обещание в точности исполнить желание преподобной, поспешил к своим товарищами с ними вместе отправился на родину. Прошел год со времени только что описанной встречи. Охотники опять собрались на пустынный остров Парос ловить зверей. К ним присоединился и вышеупомянутый благочестивый зверолов. Но, собираясь в путь, он испросил у пресвитера часть пречистых тайн Христовых и, положив ее в небольшой ковчежец, взял с собою 239 . Когда охотничий корабль пристал к берегу, охотник, о котором идет речь, прежде всего пошел в церковь пресв. Богородицы, где спасалась преп. Феоктиста. Увидя блаженную, он упал на землю и поклонился ей. Но она, подойдя к нему, со слезами сказала: «не делай этого, ибо ты носишь Божественные дары». И затем, взяв охотника за край одежды, подняла его с земли. Тот вручил ей ковчежец с Божественными тайнами, а она, сначала поклонившись до земли, приняла оный и, приобщившись животворящего тела Христова, с умилением проговорила: «ныне отпущаеши рабу Твою, Владыко, яко видеста очи мои спасение Твое, и яко оставление грехов в руце приях, ныне отъиду, идеже велит благость Твоя».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ввиду такой важности пост установлен Самим Господом еще в раю, именно: сотворив первых людей, Он заповедал им не вкушать плодов дерева познания добра и зла ( Быт. 2:17 ). Во время Моисея Богом был дан уже положительный закон о посте, и Библия свидетельствует, что многие ветхозаветные люди действительно постились, напр., Моисей на горе Синайской 40 дней и 40 ночей ( Исх. 34:28 ; Втор. 9:9, 18 ), царь и прор. Давид ( Пс. 34:13; 108:24 ), прор. Илия (3 Цар. гл. 19). Иоанн Предтеча ( Мк. 1: 6 ) и др.; постились жители Ниневии и этим спаслись от наказания Божия ( Ин. 3:5–10 ), а евреям Бог даже напоминал о посте, говоря через прор. Иоиля: «назначьте пост... и взывайте к Господу»; «обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании ( Иоил. 1:14; 2:12 ). В Новом Завете Сам Спаситель показал пример поста, пропостившись пред выступлением на общественное служение 40 дней и 40 ночей ( Мф. 4:1–2 ), и даже разъяснил, как нужно соблюдать пост (6:16 – 18). По примеру и наставлению Спасителя апостолы тоже постились. Так, ап. Павел постился после призвания его Спасителем ( Деян. 9:9 ), перед отправлением из Антиохии на проповедь (–13: 2–3), при рукоположении пресвитеров (–14:23) и вообще часто пребывал в посте ( 2Кор. 11:27 ), советуя и другим делать это, чтобы получить венец нетленный ( 1Кор.9:24–27 ). По свидетельству истории, ап. Петр (Григорий Назианз. Слово о нищелюбии) и Матвей (Клим. Алекс. Педагог, кн. 2, гл. 1) питались одними только хлебными семенами, а ап. Иаков воздерживался от мяса и вина (Евсев. ист. кн. 2, гл. 22). Подражая апостолам, первенствующие христиане александрийские принимали пищу только вечером, а мяса и вина вовсе не употребляли (там же гл. 17); так же поступали и поступают великие подвижники Церкви Христовой до сих пор. 661 Вопреки указанным свидетельствам и учению, сектанты-рационалисты утверждают, что телесный пост не только не нужен, но даже вреден, так как, не приводя человека к спасению, обессиливает тело и вредит здоровью. Истинный пост, говорят они, должен состоять в воздержании от грехов, а не от той или другой пищи, и в делах благотворительности, как учит прор. Исайя: «вот пост, который Я (т. е. Господь) избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» ( Ис. 58:6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

" Честен в своих мыслях, в труде, в отношениях к людям, к Богу, к своему званию; вся его жизнь и деятельность должны носить печать правды, безукоризненности. Честный не присваивает чужого как материального (вещей или денег), так и духовного (чужой славы, чужих заслуг), он нелицемерен и справедлив ко всем. С ним легко жить и работать, ему легко и радостно подчиняться. Пастырю помогает быть честным сознание, что он ходит постоянно пред глазами Всевидящего, Справедливого Бога. " Страннолюбив. " Страннолюбив — то же, что и человеколюбие. Все мы " странники и пришельцы " на земле, все дети Единого Отца Небесного. Все заповеди для нас объединяются в одном слове — " люби, " т.е. принимай в свое сердце всякого, с кем ты сейчас имеешь дело. " Скромную трапезу твою, — учит Блаж. Иероним, — пусть разделят с тобою бедные, странные и вместе с ними Сам Христос. " " Учителей. " Учительство составляет первую обязанность христианского пастыря. " Ибо, если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую! " (1-е Кор. 9, 16). По мысли св. Иоанна Златоуста, чтобы быть учительным, надо располагать обширным, всесторонним религиозным ведением, которое возможно только под условием глубокого изучения слова Божия. Пастырь должен учить не только словом, но и примером своей жизни. " Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного, " — дал заповедь всем нам Сам Христос Спаситель (Мф. 5:16). Пастырь должен быть " не пьяница. " Насколько в пастыре пьянство мерзко пред Богом, можно видеть из того, что оно в Ветхом Завете запрещено было священникам под угрозою смерти (Лев. 10:9; Иез. 44:21). Пьяницы, — говорит Апостол, — Царствия Божия не наследуют (1-е Кор. 6:10; Гал. 5:21). " Пьянство,—говорит св. Григорий Богослов, — ив мирском человеке есть тяжелый грех, а в клирике — святотатство. " По 42 апостольскому правилу, " епископ, или пресвитер, или диакон, преданный игре или пьянству, или да престанет, или да будет извержен.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=182...

Это учение о посте, а вот и примеры поста. V. Сам Спаситель наш постился сорок дней и сорок ночей, и искусителю сказал: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом исходящим из уст Божиих» ( Мф.4:2–4 ; Мк.1:13 ; Лк.4:4 ). VI. Об апостолах говорится: «когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла, на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» ( Деян.13:2–3 ); «рукоположив же им пресвитеров в каждой церкви, они помолились с постом, и предали их Господу» ( Деян.14:23 ). VII. Св. Анна пророчица, вдова 84 лет, не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь ( Лк.2:36–37 ). VIII. Св. ап. Павел, в начале обращения своего, три дня не ел и не пил ( Деян.9:9 ); и вообще – о пощениях своих неоднократно говорит в посланиях своих. Кроме этих примеров можно бы указать и другие в новом завете, доказывающие, что в новом завете есть заповедь о посте, и она исполнялась в самые первые времена христианства. Но и приведенных указаний достаточно для наших целей. (Из кн. «Догмат о св. пост.» по Стефану Яворскому , изд. 2. стр. 7 и др.). б) Польза постов, по учению слова Божия. Первая польза, происходящая от поста, есть обуздание плоти. А это весьма радует Бога, Которому угодно, чтобы мы распинали грехолюбивую плоть свою со страстями и похотями. Об этом говорит св. ап. Павел: умерщвляю тело мое и порабощаю (т. е. духу). Обуздание св. постом плоти есть дело, по истине, весьма полезное, – ибо как, если стремление коня бывает необузданно, всадник несется на нем, куда тот желает, и носимый безпутным стремлением его впадает в ров или погибельную пропасть: так и для тех, которые имеют необузданную плоть, у которых нет правила, от пути лукавого уклоняющего и на путь правый наставляющего, открыты врата на всякое беззаконие. Вторая польза, происходящая от св. поста, заключается в том, что он делает душу способною к молитве и небесному мудрствованию. Моисей предуготовал душу свою постом прежде, чем дерзнул приступить к Богу, беседовать с Ним и принять от Него богоначертанные скрижали закона ( Исх.34 ). Илия сорок дней постился прежде, чем сподобился, на горе Хориве, видеть Бога во гласе хлада или света тонка ( 3Цар.19 ). Даниил трехнедельным постом приготовился к видению и разумению откровений Божиих ( Дан.10 ). Пост есть как бы лествица, возводящая умна небо, – есть как бы крылья, которыми душа возлетает к Богу, к богомыслию и горнему мудрствованию.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ап. Павла к Филимону: «мы имеем великую радость и утешение в любви твоей; потому что тобою, брат, успокоены сердца» (ст. 7) и затем следующая надпись: «благодарные студенты Московской духовной академии своему дорогому инспектору, о. архимандриту Григорию. 1893 г. октября 26-го». Приняв и возложив на себя поднесенный ему крест, о. Григорий обратился к студентам со следующей речью: «Этот священный дар Вашей любви ко мне недостойному и это слово Ваше наполнило мою душу двоякими чувствами. Мое сердце невыразимо тяжело сжималось печалью о разлуке с Вашей прекрасной юной семьей, где я жил, как в раю; и вот это знамение победы, эта любовь Ваша победила во мне мою скорбь, и мое сердце преисполнилось радости. Но вместе с радостью вселился в нем и страх при виде этого креста. Я устрашаюсь за себя. Такого высокого чувства любви Вашей я не достоин, ничем её не заслужил. И Ваш крест и слово крестное, где было так много похвал мне, стоят предо мною, как грозные обличители. Мне чудится, что я слышу с этого креста слова укорения: «вот ты каким должен бы быть, но не таким, каким ты был». «Простите, дорогие, если я буду в эти священные минуты моей жизни не красноречив. Но я буду искренен. Вы знаете, друзья, какая причина заставила меня покинуть этот родной райский уголок и променять его на одинокое почти затворничество где-то там, среди иноверцев. Недуг телесный разлучает меня с Вами. И кто знает: исцеление или смерть ждет меня там. Быть может, я должен теперь Вам сказать тоже, что говорил св. Ап. Павел ефесским пресвитерам: «вот ныне иду я, не зная, что там встретится со мною, быть может, уже не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я» ( Деян. 20: 22 ; Деян. 20:25 ). Посему я буду говорить с Вами, как бы в предсмертный прощальный час. Какое тут красноречие? Раскрою Вам, как сумею, свою душу. Когда будущий историк этой духовной школы дойдет в своем летописании до наших дней и остановится на моем имени, то я уверен, что кроме этого имени, он ничего не занесет в свою летопись.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010