Итак, вслед за кратким свидетельством о том, что дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде ( Иов. 42:10 ), библейское повествование показывает дальнейшую судьбу Иова более подробно. Прежде всего здесь рассказывается о том людском утешении, которое он получил после прекращения своих несчастий и болезней, вместе с приходом к нему его братьев, сестер и всех его прежних знакомых: Тогда пришли к нему все братья его и все сестры его и все прежние знакомые его, и ели с ним хлеб в доме его, и тужили с ним, и утешали его за все зло, которое Господь навел на него, и дали ему каждый по кесите и по золотому кольцу ( Иов. 42:11 ). Святитель Григорий Великий в связи с этим библейским стихом замечает, что источником страданий Иова во время его несчастий были не только попущенные Богом потеря близких, утрата имущества и болезни, но и жесткие слова друзей – Елифаза, Вилдада и Софара, – то есть мучительные и несправедливые упреки со стороны находящихся рядом людей. Именно поэтому Иов теперь не только удостаивается того, чтобы быть утешенным дарами, исходящими непосредственно от Бога, но и заслуживает того, чтобы оказаться взлелеянным проявлениями подлинной человеческой любви 1149 . К Иову приходят те, кто ему действительно дорог; они пируют вместе с ним, утешают его и дарят ему подарки, являя прежнему страдальцу добрую и искреннюю теплоту общения – в противовес минувшей холодности речений Елифаза, Вилдада и Софара. Пресвитер Филипп видит в этих обстоятельствах жизни Иова и еще одно очередное прообразовательное указание на будущую евангельскую реальность. Такое пиршество утешения, устроенное Иовом совместно с пришедшими к нему близкими и друзьями, прообразует собой Новозаветный пир веры, на который придут в Церковь Христову все те, кто примут Спасителя мира. Среди них будут и те Его «братья» и «сестры», что родились иудеями; ведь именно из их числа Господь и произойдет по плоти. Но среди них окажутся и те многочисленные братья и сестры Спасителя, что обратятся ко Христу из среды языческих народов. И их также можно смело именовать Его «сродниками»: ведь Господь будет единосущен по плоти и им. Мы знаем: Христос сделался в Воплощении единосущен по Своему Человечеству всем потомкам Адама и посредством этого воистину стал Братом для всех живущих на земле: не только для иудеев, но и для других народов. Вот что пишет об этом, комментируя 11-й стих 42-й главы, пресвитер Филипп: «Когда говорится, что [к Иову] пришли... братья его и все сестры его и все прежние знакомые его ( Иов. 42:11 ), то пришли [здесь]... означает, что они через веру соединились с ним, дабы собраться вместе в Церковь в едином духе, ибо все верующие в Бога суть члены Церкви. Братья и сестры обозначают все родство иудеев, из семьи которых родился и Христос. Но мы можем также понимать «братьев» и «сестер» как множество народов, потому что [Христос] воспринял плоть рода человеческого, через которую удостоил всех людей сделаться Ему братьями и сестрами» 1150 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

В других местах сочинений названных отцов и учителей Церкви ясно говорится о богоучрежденности церковно-иерархических степеней священства, во что веровала вся вселенская Церковь со времени апостолов. Во-вторых, и сами указанные отцы и учителя Церкви состояли в церковно-иерархических степенях, признавали себя лицами, получившими чрез священное руковозложение церковно-иерархические степени, коих не имели миряне, пасомые. Святые Иоанн Златоуст , папа Лев, Амвросий Медиоланский , Григорий Двоеслов и блаженный Августин были епископами, а учители Церкви Тертуллиан и Ориген имели степень пресвитера. В-третьих, если бы учение о иерархических степенях священства явилось в христианской Церкви после времен апостолов, то история не умолчала бы об этом величайшей важности явлении. Но ни из писаний отцов и учителей Церкви, ни из писаний еретиков и раскольников, враждовавших против Церкви, высказывавших разные упреки против ней, ничего не видно о том, чтобы степени епископа, пресвитера и диакона в Церкви Христовой появилось после апостолов. 3) Что все люди, верующие во Христа, имеют одинаковое и равное право исполнять обязанности пастырей и учителей и устроить свою религиозную жизнь по своему усмотрению, мнимомудрые христиане в подтверждение этой мысли ссылаются и на следующие слова Писания: и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом ( 1Пет.2:5 ). 30 Умоляю вас, братия, милосердием Божием, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего ( Рим.12:1 ). Верно говорят мнимодуховные христиане, что апостол Петр приглашает христиан устроять из самих себя духовный храм. В этом храме первый краеугольный камень – Христос, камень живой, человеками отверженный, но Богом избранный, драгоценный ( 1Пет.2:4 ), составляющий вечно незыблемое основание истинной Церкви, на котором созидали и продолжают созидать Церковь апостолы и преемники их служения пастыри и учителя проповедью евангельского учения, силою молитвы, благодатными таинствами и подвигами жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Итак, вслед за кратким свидетельством о том, что дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде (Иов 42, 10), библейское повествование показывает дальнейшую судьбу Иова более подробно. Прежде всего здесь рассказывается о том людском утешении, которое он получил после прекращения своих несчастий и болезней, вместе с приходом к нему его братьев, сестер и всех его прежних знакомых: Тогда пришли к нему все братья его и все сестры его и все прежние знакомые его, и ели с ним хлеб в доме его, и тужили с ним, и утешали его за все зло, которое Господь навел на него, и дали ему каждый по кесите и по золотому кольцу (Иов 42, 11). Святитель Григорий Великий в связи с этим библейским стихом замечает, что источником страданий Иова во время его несчастий были не только попущенные Богом потеря близких, утрата имущества и болезни, но и жесткие слова друзей — Елифаза, Вилдада и Софара, — то есть мучительные и несправедливые упреки со стороны находящихся рядом людей. Именно поэтому Иов теперь не только удостаивается того, чтобы быть утешенным дарами, исходящими непосредственно от Бога, но и заслуживает того, чтобы оказаться взлелеянным проявлениями подлинной человеческой любви . К Иову приходят те, кто ему действительно дорог; они пируют вместе с ним, утешают его и дарят ему подарки, являя прежнему страдальцу добрую и искреннюю теплоту общения — в противовес минувшей холодности речений Елифаза, Вилдада и Софара. Пресвитер Филипп видит в этих обстоятельствах жизни Иова и еще одно очередное прообразовательное указание на будущую евангельскую реальность. Такое пиршество утешения, устроенное Иовом совместно с пришедшими к нему близкими и друзьями, прообразует собой Новозаветный пир веры, на который придут в Церковь Христову все те, кто примут Спасителя мира. Среди них будут и те Его «братья» и «сестры», что родились иудеями; ведь именно из их числа Господь и произойдет по плоти. Но среди них окажутся и те многочисленные братья и сестры Спасителя, что обратятся ко Христу из среды языческих народов. И их также можно смело именовать Его «сродниками»: ведь Господь будет единосущен по плоти и им. Мы знаем: Христос сделался в Воплощении единосущен по Своему Человечеству всем потомкам Адама и посредством этого воистину стал Братом для всех живущих на земле: не только для иудеев, но и для других народов. Вот что пишет об этом, комментируя 11-й стих 42-й главы, пресвитер Филипп: «Когда говорится, что [к Иову] пришли… братья его и все сестры его и все прежние знакомые его (Иов 42, 11), то пришли [здесь]… означает, что они через веру соединились с ним, дабы собраться вместе в Церковь в едином духе, ибо все верующие в Бога суть члены Церкви. Братья и сестры обозначают все родство иудеев, из семьи которых родился и Христос. Но мы можем также понимать ”братьев“ и ”сестер“ как множество народов, потому что [Христос] воспринял плоть рода человеческого, через которую удостоил всех людей сделаться Ему братьями и сестрами» .

http://pravoslavie.ru/79381.html

Если мирянин, изгнав свою жену, возьмет иную или отпущенную другим, то да будет отлучен [ 439 ] . (VI Всел. 87; Анкир. 20; Карфаг. 113; Василия Велик. 9, 21, 35, 77.) Толкование Поскольку Сам Господь в Евангелии возгласил: Кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует ( Мф. 5:32; 19:9 ), – постольку и божественные апостолы, следуя заповеди Господа, говорят в настоящем правиле: тот мирянин, который разведется со своей женой не по причине блуда, т. е. прелюбодеяния (потому что евангелист здесь под блудом имел в виду прелюбодеяние, см. об этом 4-е правило св. Григория Нис.), и возьмет другую, свободную от брачных уз, да будет отлучен. Подобным образом да будет он отлучен и в том случае, если после того, как развелся со своей женой не по причине блуда, он взял другую жену, также разведенную со своим мужем не по причине блуда, т. e. прелюбодеяния. То, что мы сказали о мужчине, следует относить и к женщине, которая оставит своего мужа не по причине прелюбодеяния и выйдет за другого. Мужчина или женщина, которые разведутся без уважительной причины и вступят во второй брак, по правилам должны быть на семь лет отлучены от церковного общения как блудники, согласно VI Всел. 87, Анкир. 20, правилам 77 и 37 Василия Велик. Прочти и правило Карфаг. 113, которое определяет, что если супруги разлучатся не по причине блуда, то им следует или оставаться безбрачными, или примириться и соединиться, как об этом говорит и ап. Павел в 7-й гл. Первого послания к коринфянам. Правило 49 Если епископ или пресвитер вопреки установлению Господа крестит не во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф. 28:19 ), но во имя трех безначальных, или трех сынов, или трех утешителей, то да будет извержен. Толкование Когда Господь послал учеников на проповедь Евангелия, Он сказал им: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа 440 . Итак, и настоящее апостольское правило определяет: тот епископ или пресвитер, который крестит не таким образом, не согласно с этим установлением Господа, но в трех безначальных, или трех сынов, или трех утешителей, должен быть извержен. В самом деле, некоторые еретики, возводя хулу на Святую Троицу, крестили таким образом. В Православной же Церкви принято именовать безначальным одного только Отца, поскольку Он не имеет причины и не рожден. Впрочем, и Сын, равно как и Дух Святой, именуется безначальным относительно начала во времени, как богословствует Григорий Богослов , но не относительно также и причины и начала по природе, ибо это – свойство одного только Отца 441 . И только одного Церковь именует Сыном из-за неизреченного рождения, и только одного – Утешителем, Духа Святого, из-за Его непостижимого исхождения от Единого Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Толкование К тем, кто имеет увечные и поврежденные члены тела, люди с невредимыми и здоровыми членами должны быть особенно сострадательны, должны помогать им и поддерживать их, а не смеяться и глумиться над ними. Поэтому настоящее правило определяет отлучать всякого клирика, который посмеется над глухим, или хромым, или слепым, или имеющим раненые или искалеченные ноги. Равным образом и мирянин, если он так поступает, пусть будет отлучен. Ведь неужели недостаточно для таких калек наказания, которое посылает им Бог по судам, Ему одному ведомым? Зачем еще и люди, предваряя суд Божий, своими глумлениями и насмешками добавляют этим многострадальным наказание к наказанию?! О бесстрашие перед Богом и великая бесчувственность! Нет, братья мои, ради Господа не дерзайте впредь ни высмеивать таких убогих, ни бежать от них, как от огня и заразы; не привыкайте твердить бессмысленную и безрассуднейшую поговорку: «Бог шельму метит». Напротив, спешите помочь им чем только можете, чтобы и вас помиловал Господь за то, что вы оказались сострадательными и милостивыми к сорабам. Ведь и Бог повелевает не бранить глухого, потому что он не слышит, и не класть под ноги слепому того, обо что бы он споткнулся, потому что не видит. Не злословь глухого и пред слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему; бойся Господа Бога твоего ( Лев 19:14 ). Правило 58 Епископ или пресвитер, не заботящийся о клире или народе и не учащий их благочестию, да будет отлучен. Если же он и впредь пребудет в нерадении и лености, да будет извержен. (IV Всел. 25; VI Всел. 19, 80; Двукрат. 16; Сардик. 11, 12; Карфаг. 79, 82, 86, 131–133; Григория Нис. 6; Петра Александр. 10.) Толкование Епископ имеет непременный долг каждый день учить подчиненный ему народ догматам православной веры и направлять его к правой вере и добродетельной жизни. Ибо говорит Бог через прор. Иезекииля к правителям народным: Сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву и дому Иудову. Если не возвестишь и не скажешь, то умрет беззаконник в беззаконии своем, и кровь его от руки твоей взыщу (см. Иез. 3:17–18 ). Поэтому и настоящее правило определяет: епископ или пресвитерпресвитеры должны быть способны поучать других) [ 453 ] , который не заботится о своих клириках и обо всем остальном народе и не учит их догматам православной веры и делам благочестия, да будет отлучен до тех пор, пока не исправится. Если же и потом останется в нерадении и лености, да будет окончательно извержен как недостойный епископства и пресвитерства [ 454 ] .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

– Я не считаю себя равным и псам, потому что они служили тебе и никому не делали зла, а я... Но природа требует пищи, считай меня за пса. Я с ними буду есть, и день и ночь буду находиться у забора, без крова. – Делай, чадо, так, как говоришь теперь пред Богом, и уповай на великую милость Его. Три года провел Варвар у пресвитера, ползая, как четвероногое животное, на коленях и локтях, не подымаясь от земли, считая себя недостойным быть с людьми, и живя днем и ночью вне дома, со псами. И когда прошли эти три года, пресвитер сказал ему: «чадо, перестань питаться со псами – Господь умилосердился к тебе!», а Варвар отвечал: «нет, отец, не пришло время: я хочу пастись со скотами». На это пресвитер сказал: «чадо, Бог и это обещание твое видит, которое предлагаешь ты Ему от смирения своего в жажде страдания и казни за грехи твои!» И стал Варвар пастись со скотами, ходя все так же на локтях и коленях, и питаясь зелеными злаками. Двенадцать лет провел он вдали от людей, на пастбищах и в рощах, без одежды, не имея и рубища для прикрытия наготы; и была его плоть как древесная кора, которая то опаляется солнечным жаром, то трескается от мороза; весь он почернел, как уголь, и в таком вольном мученичестве проводил свою жизнь. Страшна и тяжка была казнь, которую избрал себе покаявшийся разбойник. Он привык к безудержной вольной жизни, к почету и власти, и к бешеному разгрому, когда был атаманом разбойников, и его имя, хотя злом, но гремело повсюду; а теперь он уничижил себя, как не уничижал ни один человек. Только это грозное бичевание и невиданная казнь могли сколько-нибудь смягчить тоску раскаяния, которое невыразимым мучением жгло его душу. Когда его тело и сердце изнемогали от мук, тогда душе его становилось легче... Одно только могло заглушить терзавшую его тоску: он жаждал омыться кровью своею от той крови, которую проливал, и погибнуть на земле, как губил других. Прошло двенадцать лет его страдания в пустыне, и был он извещен откровением Божиим, что прощены ему грехи его, и что довершит он подвиг покаяния своего мученическим венцом.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Елеосвящение Елеосвящение есть таинство, в котором Дух Святый нисходит на больного Своею благодатью: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне ( Иак.5:14 ). И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак.5:15 ). Елеосвящение должно быть совершаемо непременно над больным верующим, и при том находящимся в полной памяти: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне ( Иак.5:14 ). Елеосвящение совершается лицами освященными, церковными пресвитерами: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне ( Иак.5:14 ). Цель елеосвящения: · отпущение грехов: И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак.5:15 ); · исцеление от болезни: И молитва веры исцелит болящего и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак.5:15 ). Почему не все после совершения елеопомазания выздоравливают? Это зависит, во-первых, от воли Божией, ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею ( Рим.9:15 ; сн. Исх.33:19 ). Во-вторых, это зависит от того, насколько крепка вера и усердна молитва самого больного и окружающих его [и молитва веры исцелит болящего… молитесь друг за друга, чтобы исцелиться]. Сам Спаситель для получения от Него исцеления требовал от приходящих веры: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему ( Мк.9:23 ). По вере вашей да будет вам ( Мф.9:29 ). На каком основании в сем таинстве елей смешивается с вином? По примеру того, как милосердный самарянин помазывал раны избитого разбойниками маслом и вином ( Лк.10:34 ). Читать далее Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины/Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Тогда Ерван со всем множеством Евреев просил архиепископа исцелить ослеплённые очи их и подать им святое крещение. Святитель спросил их, истинно ли веруют в Господа Иисуса Христа? И все свидетельствовали, что веруют несомненно. И так, огласив их и приготовив к таинству Крещения, сам с бывшими при нём епископами и пресвитерами сподобил их святого Крещения. И во святой купели прозирали они вместе телесными и душевными очами, сердцем и устами исповедуя Господа нашего Иисуса Христа во своё спасение. Ервану восприемником от купели был сам царь, который и сделал его, как мужа благоразумного и достойного чести, приближённейшим к себе вельможей, а имя, во святом крещении данное ему, было Лев. Так страна Омиритская вся просветилась светом святой веры, и приняли крещение по всем городам и селениям не только Евреи, но и язычники. И великая радость была по всей земле той, но и ангелы радовались о толиком покаянии и обращении душ. И везде славим был Бог, Который хочет, чтобы все люди спасались и достигали познания истины ( 1Тим.2:4 ). Святейший же архиепископ Григорий дал совет царю повелеть, чтобы дома и жилища Евреев не были скучиваемы вместе, а рассеяны между жилищами давних христиан, и таким образом предупреждались тайные между ними сборища и совещания. Издан был царём и закон о том, чтобы никто из новообращённых не выдавал дочерей своих за мужей из рода Еврейского, а брал зятя из христиан, равно и сыны Евреев женились только на девицах христианских. Это сделано было для того, чтобы род Еврейский, слившись с христианами, забыл свою веру и обычаи. Святой Григорий, утвердивши веру на основании Апостолов и пророков и сотворивши многие знамения и чудеса во славу Божию, оставил свою временную жизнь месяца декабря в 19-й день (552 года), и честное тело его положено было в усыпальнице кафедральной церкви при торжественном собрании епископов, священников, диаконов, отшельников и бесчисленного множества народа – людей, оплакивавших лишение такого отца. Потому что был благ и милостив, любезен людям и благоприятен Богу, Которому и предстоит в лике святых иерархов, с ними славя Отца и Сына и Святого Духа во веки, аминь. Свв. муч. Бонифатия и праведной Агдаиды

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Ибо душа созерцает и лики Ангелов, и взаимное общение блаженных душ, и величие вечного лицезрения Божия и еще более рыдает о своем отлучении от вечных благ, чем прежде плакала, когда страшилась вечных мучений. Таким образом, полное сокрушение по страху приводит душу к сокрушению по любви. Прекрасно представлено это в том истинном, священно-историческом рассказе. И взял его Гофониил, [младший] сын Кеназа, брата Халевова, и отдал он в жену ему Ахсу, дочь свою. Когда надлежало ей идти, ее научили просить у отца ее поле, и она сошла с осла. Халев сказал ей: что тебе? ( Нав 15.17–19 ). Асхань, сидящая на осляти, это – образ души с ее неразумными плотскими стремлениями. Как та со вздохом просит у отца влажной земли: так и мы с великим стенанием должны испрашивать у Господа дара слез. Ибо некоторые получили дар свободно защищать истину, охранять угнетаемых, бедным оказывать пособие, быть ревнителями веры, но дара слез еще не имеют. Они владеют землею полуденною и сухою и нуждаются еще в земле влажной. Пусть они ревностно творят добрые дела, их возвеличивающие: нужно, необходимо нужно им, по страху ли мучений, или по любви к Царству Небесному, оплакать прежде содеянные грехи. Но, как я сказал, есть два рода сокрушения; отец дает им землю влажную, вышнюю и нижнюю. Душа приобретает вышнюю землю, когда желание Царствия Небесного возбуждает в ней скорбные слезы. Душа приобретает землю нижнюю, когда плачет, трепеща мук адских. Впрочем, прежде дается нижняя земля, а потом уже вышняя. Но как сокрушение любви по достоинству выше, то необходимо было упомянуть прежде о земле вышней, а потом уже о земле нижней. Петр. Доволен твоим объяснением. Но после того как ты сказал, какими совершенствами обладал благочестивый Елевферий, хотелось бы знать, есть ли и ныне в мире сем такие люди. Глава тридцать пятая. Об Аманции, пресвитере Тусцийской области. Григорий. Флорид, епископ Тибурской Церкви, которого святость и правдолюбие известны твоей любви, рассказывал мне, что у него был один пресвитер, шенем Аманций, человек, отличавшийся особенно простотою и обладавший, по его словам, таким дарением, что он, по примеру апостолов, возлагал руки на больных и исцелял их: и как бы ни сильна была болезнь, она исчезала при его прикосновении.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

У Иоанна Диакона в этой фразе, вложенной в уста Григория, на первом месте стоит «что сделал меня понтификом святой Своей Церкви», а уже потом — об ангеле. Убрав указанный пассаж, преп. Симеон Метафраст вновь подчеркнул тем самым высочайшее благочестие и набожность свт. Григория. 17 Ср. Мф 25:34, 36, 40. В издании Ж. — П.Миня, с которого сделан наш перевод, ошибочно указано Мф 25:43. При переводе новозаветного текста с латинского мы сочли возможным перевести слово hospes не как «странник» (так в синодальном переводе), а как «чужак», так как, по нашему мнению, подобная трактовка более точно передает психологический оттенок этих слов Иисуса (hospes одного корня с hostis — «чужеземец, неприятель, соперник». «Странник» же в нынешнем массовом понимании отождествляется со словом «путник», тем самым смысл данн 18 Шерстяная ткань (груз.). 19 Они, посаженные при потоках благочестия, вовремя приносят плод… — ср. Пс. 1, 3: «И будет он, как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое» 20 …тот рождением своим разрешил родильные муки матери, а этот навеяно скончал. — Иоанн Креститель был поздним (потому он «разрешил родильные муки своей матери») и единственным сыном, а Николай «скончал», так как после него мать уже больше не имела детей. 21 …следуя… святому правилу… — подразумевается соблюдение двух постных дней, среды и пятницы. 22 Пресвитер — вторая степень священства; сан, соответствующий священническому. 23 Миры — город в Ликии. 24 Укажи мне, Господь, путь, по которому мне идти… — Пс. 142 (143), 8. 25 Научи меня исполнять волю твою… — Пс. 142 (143), 10. 26 …на тебя оставлен я от утробы… — Пс. 21 (22), 11. 27 Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца… — Пс. 61 (62), 11. 28 Милость и истина да не оставляют тебя. — Притчи Сол. 3, 3. 29 …левой руке не доверять то, что свершаешь… — намек на слова Евангелия: «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Матф. 6, 3). 30 …вследствие ослушания моего воплотившийся… — под «моим ослушанием» имеется в виду грех Адама и Евы (т. е. человека), вопреки запрещению Бога вкусивших от древа познания добра и зла. Согласно евангельскому мифу, Христос воплотился (принял телесный облик), чтобы спасти впавшее в грех человечество. 31

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010