Вместе с тем большинство древних экзегетов считает, что речь здесь идет не о тех или иных явлениях мироздания, но о духовном состоянии всякого человека, отступающего от Бога. Так, пресвитер Филипп подчеркивает: Вилдад здесь выражает мысль о том, «что, как тростник и камыш не могут жить без воды, так» и человек не может пребывать в состоянии блаженства в Боге «без пищи и пития праведности» 588 . Слова Вилдада: Обопрется о дом свой и не устоит ( Иов. 8:15 ), по убеждению пресвитера Филиппа, свидетельствуют о том, что лицемер, поступающий «лживо и коварно пред Богом» и «надеющийся на себя и полагающийся на свои силы, не устоит, но высокомерие его приведет к большему падению» 589 . Святитель Григорий Великий в связи с этим замечает: несмотря на то, что такой лицемер в этой жизни, как может внешне казаться, «зеленеет» и даже «пускает корни», на самом деле он никогда не будет иметь подлинного духовного плода 590 . Потому-то Господня сила рано или поздно вырвет его из кажущегося благополучия земного существования, и тогда само мироздание Божие – как место, где он произрос, – засвидетельствует: я не видало тебя ( Иов. 8:18 ). При этом Двоеслов говорит и о том, что, по выражаемой здесь мысли Вилдада, за временную и мимолетную радость лицемеров, распространявших свое зло среди других, они получат тысячекратное грозное воздаяние от Бога, в то время как не поддавшиеся этому злу праведники многократно же возрастут в своей духовной славе 591 . Затем Вилдад произносит: Видишь, Бог не отвергает непорочного и не поддерживает руки злодеев. Он еще наполнит смехом уста твои и губы твои радостным восклицанием ( Иов. 8:20–21 ). Здесь, по убеждению святителя Григория Великого , Вилдад говорит как раз о грядущем торжестве праведных. Двоеслов предлагает нам очень яркое описание такого будущего состояния святых: «Когда избранные исполняются радостью полноты видения [Бога], они внутренне озаряются улыбкой радости. Восторгом же называем [такое состояние], когда в сердце принимаем такую радость, что слова бессильны ее выразить; но восторг сердца умеет выразить себя таким голосом, которого не знает речь.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Вновь настаивает Иов и на том, что он никогда не был лицемером. Иов произносит: Радовался ли я погибели врага моего и торжествовал ли, когда несчастье постигало его? Не позволял я устам моим грешить проклятием души его. Не говорили ли люди шатра моего: о, если бы мы от мяс его не насытились? Странник не ночевал на улице; двери мои я отворял прохожему. Если бы я скрывал проступки мои, как человек, утаивая в груди моей пороки мои, то я боялся бы большого общества, и презрение одноплеменников страшило бы меня, и я молчал бы и не выходил бы за двери ( Иов. 31:29–34 ). Экзегеты древности не устают восхищаться многочисленными добродетелями Иова. Так, комментируя слова праведника Радовался ли я погибели врага моего и торжествовал ли, когда несчастье постигало его? ( Иов. 31:29 ), пресвитер Филипп пишет: «Удивительно, что кто-то, будучи в состоянии, отказывается от мести врагам своим. Но если он даже не радуется в сердце своем их погибели, то это еще более угодно Богу» 908 . Вслед за этим, засвидетельствовав о собственных многочисленных добродетелях, Иов смело утверждает ( Иов. 31:35–37 ) свою готовность предстать перед Вседержителем и судиться с Ним. Он убежден, что всякое обвинение, которое бы на этом суде выдвинул против праведника Бог, оказалось бы опровергнуто, что послужило бы великой славе Иова в очах Господних. Иов убежден, что таким путем он смог бы вновь соединиться с Богом, восстановить разрушенное единство с Господом, сблизиться с Ним. Ранее Елифаз призывал Иова сблизиться с Богом путем покаяния (см.: Иов. 22:21 ). Однако Иов желает достичь подобной близости лишь путем самосвидетельства собственной правоты и нравственной непорочности перед Творцом. Святитель Григорий Великий пишет об этом, используя в своем комментарии версию 35-го стиха Вульгаты – Кто даст мне Помощника, чтобы Вседержитель услышал мое желание ( Иов. 31:35 ; Вульгата): «Праведник, после того как он засвидетельствовал о столь многих достижениях в собственной добродетели, хорошо знает, что он не сможет достичь больших высот лишь собственными добродетелями, и молит о Помощнике.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

А вот для пресвитера Филиппа сказанное здесь Иовом свидетельствует о страданиях Самого Христа. Так, комментируя 11–13 стихи 16-й главы и приводя слова самого Иова, интерпретируемые одновременно в двух смыслах – историческом и типологическом, – пресвитер Филипп пишет: «Предал меня Бог беззаконнику и в руки нечестивым бросил меня ( Иов. 16:11 ). Это значит [что Иов был предан для испытания] дьяволу и ангелам его. Но это следует понимать и в отношении Христа, когда Он предан был в руки иудеев. Я был спокоен, но Он потряс меня; взял меня за шею и избил меня и поставил меня целью для Себя ( Иов. 16:12 ). То есть из богатого стал бедным; и Христос, будучи Богом, стал Человеком. Окружили меня стрельцы Его; Он рассекает внутренности мои и не щадит, пролил на землю желчь мою ( Иов. 16:13 ). Упоминаемые здесь стрелы надо понимать [не только] как переносимые Иовом мучения, но и как богохульства, которые Христос претерпел от иудеев...» 730 А вот, по святителю Григорию, слова Иова молитва моя чиста ( Иов. 16:17 ), также изъясняемые в типологическом смысле, прообразуют моление Христа за мучителей на Кресте к Богу Отцу: Отче! прости им, ибо не знают, что делают ( Лк. 23:34 ) 731 . Далее ( Иов. 16:18–19 ) Иов выражает желание, чтобы вопль его мучений не оказался сокрыт на земле, но вознесся к самому небу. Он жаждет, чтобы вышний Свидетель и Заступник предстал за него пред Богом. Иов говорит: Земля! не закрой моей крови, и да не будет места воплю моему. И ныне вот на небесах Свидетель мой, и Заступник мой в вышних! ( Иов. 16:18–19 ). По мысли святителя Амвросия Медиоланского , эти слова Иова свидетельствуют о силе молитвы страдальца, которую не в силах удержать в себе земля и которая возносится и прямо «устремляется к Господу подобно фимиаму»; ведь «молитва святых пронзает облака...» 732 Вместе с тем, как уже говорилось, Иов именно здесь делает еще один – новый – шаг к постижению тайны Христовой. Он молит о том, чтобы у него нашелся небесный, по сути Божественный Заступник и Свидетель безвинности его страданий перед Самим Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

О пресвитерах говорится в тех же «пастырских посланиях» (напр., 1Тим. 5, 17 ), а также в книге Деяний свв. апостолов (см. Деян. 14, 23 ), и в соборном послании ап. Иакова (см. Иак. 5, 14 ). О диаконах сказано в «пастырских посланиях» (см. 1Тим. 3, 8–13 ). Епископы вместе с диаконами упоминаются в послании ап. Павла к Филиппийцам (см. Флп. 1, 1 ). Вопрос : Где в Священном Писании говорится о рукоположении, употребляемом для поставления в священный сан? Ответ : О семи лицах, избранных по предложению апостолов, чтобы «пещись о столах» ( Деян. 6, 2 ), т.е. заботиться о правильном распределении приношений и пожертвований среди нуждающихся членов общины, говорится: «Их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки» ( Деян. 6, 6 ). Рассказав о том, как апостолы Павел и Варнава проповедали слово Божие в малоазийских городах Листре, Иконии, Антиохии Писидийской, дееписатель св. ап. Лука говорит далее: «Приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию... Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» ( Деян. 14, 21–23 ). Вопрос : В чем состоит невидимая сторона таинства священства? Ответ : В сообщении рукополагаемого особого дара или «благодати священства». Об этом даре ап. Павел говорит в своем наставлении его ученику апостолу Тимофею: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» ( 1Тим. 4, 14 ). В другом послании к Тимофею ап. Павел увещавает его: «Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» ( 2Тим. 1, 6 ). Св. Григорий Нисский так говорит о действии благодати Божией в таинстве священства: «Бывши вчера и прежде одним из простого народа, вдруг является он (рукоположенный) наставником, предстоятелем, учителем, совершителем сокровенных таинств, ... оставаясь, по-видимому, тем же, чем и был, он преобразился в невидимой душе к лучшему некоторой невидимой силой и благодатью».

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

А св. ап. Павел? – Вначале был фанатиком-гонителем Церкви Божией, врагом Христа и христиан. Это он, еще будучи юношей, присутствовал при побиении камнями св. архидиакона Стефана – первого христианского мученика, стерёг одежду убийц и одобрял их поступок ( Деян. 7, 58 ). Но как изменились святые апостолы Петр и Павел, когда благодатная сила Божия вселилась в них, осияла их сердца! Они переродились – из слабых и немощных стали сильными, великими и ревностными тружениками во славу Божию и во спасение души. Прежний неизвестный рыбарь превратился в глашатая Истины, бывший жестокий гонитель – в самоотверженного Апостола языков, в учителя вселенной. Св. ап. Петр по сошествии Св. Духа первый безбоязненно и решительно «возвысил голос свой и возгласил» народу о Христе распятом и воскресшем: «Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли... Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов – и получите дар Святого Духа» ( Деян. 2, 36, 38 ). – И уже в тот день обратилось ко Христу около трех тысяч человек ( Деян. 2, 41 ). Св. Петр первый возвестил слово Божие и язычникам ( Деян. 10, 35 ). Переходя из одного места в другое, он исцелял больных, укреплял слабых духом, основывал новые христианские общины и рукополагал для них пресвитеров. Другой первоверховный Апостол после того, как открылся ему Господь на пути в Дамаск ( Деян. 9, 1–22 ), воспламенился преданнейшей любовью к Нему и всё свое усердие, все свои силы применил на благовестие о Христе Спасителе, о том, «что Он есть Сын Божий» ( Деян 9, 20 ). «Где же, Павел святый, хочешь ты быть? – спрашивает св. Димитрий Ростовский . – Не у огня ли любви? – Воистину так» 163 . В этом убеждает сам св. Апостол «Кто отлучит нас от любви Божией, – говорит он, – скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?... Всё сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим. 8, 35, 37–39 ). " О, – восклицает тот же Ростовский Святитель, – сколь велик и неугасим пламень любви к Богу святого Павла! Хорошо сказано в Песни Песней: «Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее» ( Песн.8, 7 ). Итак, вот где Павел святый есть» 164 . Хотя св. Павел называл себя меньшим из Апостолов и хвалился «только немощами» ( 2Кор. 12, 5 ), но потрудился больше всех ( 1Кор. 15, 10 ). Он, по свидетельству св. Григория Богослова , за всех ратоборствовал, за всех молился, о всех ревновал, за всех воспламенялся. «Он дерзал на нечто большее за братий своих по плоти. Павел молит, по любви своей к братьям, чтобы они вместо него приведены были ко Христу, Какое величие души, какая горячность духа! 165 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Левнаст, архидиакон буржский, из-за бельма лишился зрения. Хотя он ходил по многим врачам, он никак не мог восстановить зрение. И тогда он пришел к базилике блаженного Мартина. Там он, постоянно постясь и моля вернуть ему зрение, пробыл два или три месяца. Когда же наступил праздник, глаза его прояснились, и он начал видеть. Однако, вернувшись домой, он позвал одного иудея, который поставил ему на лопатки пиявки для того, чтобы лучше видели глаза. Но как только ему спустили кровь, он опять ослеп. Когда это случилось, он снова вернулся к святому храму. И там он вновь оставался долгое время, но зрение так и не восстановилось. Я полагаю, что это ему не было даровано из-за его грехов. Как говорит Господь: «Ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» 687 ; и еще: «...вот, ты выздоровел, не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» 688 . В самом деле, он оставался бы здоровым, если бы, помимо божественной силы, не воспользовался помощью иудея. Ведь апостол об этом напоминает и объясняет в таких словах: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Что общего между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместимость храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь» 689 . Посему пример этот да научит каждого христианина, чтобы он, если сподобился небесного исцеления, не прибегал бы к земному врачеванию. 7. Но следует упомянуть и о том, кто и какие мужи были призваны в этом году ко Господу. Я считаю великими и угодными Богу таких людей, которых он призвал с нашей земли к себе в рай. Именно так ушел из мира благословенный пресвитер Сенох, который жил в Type. Родом же был он тейфал 690 . Став клириком в Турской области, он удалился в келью, которую сам построил в древних стенах. Собрав монахов, он восстановил давно разрушенную часовню. Он же сотворил множество чудес над болящими, о чем мы написали в книге его жития 691 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Та после кратковременной молитвы обратилась к нему с такими словами: «Бог пусть помилует тебя, чадо. Но скажи мне, что заставило тебя прийти сюда?» Затем, сказав, что, вероятно, ради ее недостойной Господь внушил ему посетить ее, преподобная исповедала охотнику всю свою жизнь прошедшую и в заключение присовокупила: «Но об одном прошу тебя: если на следующий год ты придешь сюда для ловитвы, а я знаю, что ты непременно придешь – Богу так угодно, захвати с собой в чистом сосуде часть Пречистых Тайн Христовых и принеси их мне; ибо с тех пор, как я поселилась в этой пустыне, мне ни однажды не привелось приобщиться этого дара. А теперь иди с миром к своим товарищам и никому не говори обо мне». Охотник, дав обещание в точности исполнить желание преподобной, поспешил к своим товарищам и с ними вместе отправился на родину. Прошел год со времени только что описанной встречи. Охотники опять собрались на пустынный остров Парос ловить зверей. К ним присоединился и вышеупомянутый благочестивый зверолов. Но, собираясь в путь, он испросил у пресвитера часть Пречистых Тайн Христовых и, положив ее в небольшой ковчежец, взял с собой. Когда охотничий корабль пристал к берегу, охотник, о котором идет речь, прежде всего пошел в церковь Пресвятой Богородицы, где спасалась преп. Феоктиста. Увидя блаженную, он упал на землю и поклонился ей. Но она, подойдя к нему, со слезами сказала: «Не делай этого, ибо ты носишь Божественные дары». И затем, взяв охотника за край одежды, подняла его с земли. Тот вручил ей ковчежец с Божественными Тайнами, а она, сначала поклонившись до земли, приняла оный и, приобщившись Животворящего Тела Христова, с умилением проговорила: «Ныне отпущаеши рабу Твою, Владыко, яко видеста очи мои спасение Твое и яко оставление грехов в руце приях, ныне отъиду, идеже велит благость Твоя». Сказав это, она воздала хвалу и благодарение Богу, сподобившему ее приобщиться Св. Тайн и, благословив охотника, с миром отпустила его. Но что же случилось потом? Когда через несколько дней охотник опять пришел в церковь Пресвятой Богородицы, то св. Феоктисты уже не было в живых: она сопричислилась к лику небожителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

3) Слово Божие учит только о двух царствах Христовых: Царстве благодати, которое будет продолжаться до кончины мира ( 1Кор. 15:23–26 ), и Царстве славы, которое начнется после Страшного Суда и не будет иметь конца ( Лк 1:33 ; 2Петр. 1:11 ); хилиазм допускает еще какое–то среднее, третье Царство Христово, которое будет продолжаться только тысячу лет. 4) Учение о чувственном Царстве Христовом явно противно Слову Божию, согласно которому Царство Божие не есть «брашно и питие» ( Рим.14:17 ), в воскресение мертвых не женятся и не посягают ( Мф. 22:30 ); обрядовый закон Моисеев имел только прообразовательное значение и навсегда отменен совершеннейшим новозаветным законом ( Деян 15:23–30 ; Рим. 6:14 ; Гал. 5:6 ; Евр. 10:1 ). 5) Некоторые древние учители Церкви, как Иустин, Ириней и Мефодий, держались хилиазма лишь как частного мнения. В то же время другие решительно восставали против него, каковы: Кай, пресвитер Римский, св. Дионисий Александрийский , Ориген , Евсевий Кесарийский , св. Василий Великий , св. Григорий Богослов , св. Епифаний, блаж. Иероним, блаж. Августин. С тех же пор, как Церковь на Втором Вселенском Соборе в 381 году осудила учение еретика Аполлинария о тысячелетии Христовом и для того внесла в символ веры слова «Егоже Царствию не будет конца», держаться хилиазма, даже как частного мнения, стало уже непозволительно. Надо знать также, что Апокалипсис – книга глубоко таинственная, а потому понимать и толковать буквально содержащиеся в ней пророчества, особенно если это буквальное понимание явно противоречит другим местам Священного Писания, совершенно противно правилам священной герменевтики В таких случаях правильно искать иносказательный, аллегорический смысл недоуменных мест. Откр. 20:7. И егда скончается тысяща лтъ, разршенъ будетъ сатана от темницы своея и изыдетъ прельстити языки сущыя на четырехъ углхъ земли, Гога и Магога, собрати ихъ на брань, ихже число яко песокъ Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Для Бога мы абсолютно прозрачны. Сказано: «Ведомы Богу от вечности все дела » ( Деян.15:18 ). Смотрите, что пишет Иаков, брат Господень: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» ( Иак.1:13–14 ). Итак, Бог никого не искушал, Бог даже никого не испытывает. Тогда зачем Он посылает нам трудности? С одной целью – усовершенствовать нас. Помните, как в Писании говорится, что «золото, огнем очищенное» ( Откр.3:18 ), представляет собой большую ценность. Бог посылает болезни, социальные трудности, сложные взаимоотношения в семье с одной целью: Он хочет усовершенствовать нас. Поэтому наша задача – из всего делать правильные выводы. Там, где ты мог бы начать раздражаться, злиться, ты должен сделать правильные выводы, понять урок, который тебе дает Бог , и усовершенствоваться. Святитель Василий Великий пишет: «Почти всякое здешнее злострадание приобретает нам вечные блага» 13 . Задумайтесь над этими словами. Святитель Григорий Богослов пишет: «Чем сильнее меня угнетают, тем более приближаюсь к Богу; страдания теснее соединяют меня с Богом; это для меня – преследующее воинство врагов, которое заставляет укрыться в стены» 14 . Церковь с древних времен учит, что если бы не было соблазнов, то никто не смог бы спастись. Итак, делаем первый и очень важный вывод: Бог нам посылает трудности с одной целью – усовершенствовать нас. Сказано: «О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота» ( 1Пет.1:6–7 ). Искушение посему, как мера вразумляющая может носить и временный характер: «Авва Иоанн, пресвитер монастыря евнухов, передал нам слышанное им от отшельника аввы Сизиния. Он рассказывал: «Однажды ко мне в пещеру, что близ Иордана, пришла сарацинка. Я пел в это время третий час. Войдя в пещеру, она разделась донага и легла передо мной. Я, однако, не смутился, но продолжал совершать правило со спокойствием и страхом Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Он учил, что Иисус Христос есть воплотившийся Сын Божий, который во всем равен своему Отцу, так что составляет с Ним одно и тоже Лицо. Праксей хорошо сознавал, что мыслить единоличие Бога Отца и Сына Божия совершенно невозможно, потому что такая мысль представляется для человеческого разума сущею нелепостью, – но в этом он желал видеть только слабость человеческой мысли пред непостижимостью Бога. Если, рассуждал он, человек не может быть отцом себя самого, то эту невозможность нельзя распространять и на Бога, потому что Он всемогущ; следовательно, нечего и возражать против единоличия в Боге Отца и Сына. Таким образом, Праксей утверждал в сущности тот же самый монархианизм, из противодействия которому и вышел. Выяснить неправославие праксеевского учения и вместе с тем раскрыть истинное учение о св. Троице взялся карфагенский пресвитер Тертуллиан , написавший специальное сочинение – Adrersus Praxeam 316 . „Так как, – говорит Тертуллиан , – патрипассиане 317 хотят, чтобы два были единым, чтобы один и тот же почитался Отцем и Сыном, то исследование о Сыне должно простираться на все, и нужно решить вопросы: есть ли Он, и кто Он, и как существует 318 . Для доказательства действительности личного бытия Сына Божия Тертуллиан обращается к обычной аналогии между Логосом Божиим и словом человеческим, и из этой аналогии выводит, что подобно тому, как слово человеческое является естественным собеседником человека, выражая его мысли, – является как будто иным в человеке, хотя и существует с ним и в нем нераздельно, – так и в Боге есть совершеннейшее Слово, вечный советник Отца, существующий с Ним и в Нем нераздельно, и все-таки отличный от Него. Слишком близко придерживаясь неточной аналогии 319 , Тертуллиан выяснил эту нераздельность бытия Сына Божия с Богом Отцом в очень темных и двусмысленных выражениях. Он указывает на тот истинный факт, что человек, как только начинает мыслить, непременно мыслит словами, хотя бы и не выражал своих мыслей вслух; в этом случае его слово существует только в нем; когда же человек мыслит и говорит, он произносит свое слово, как бы отделяет его от себя, и таким образом оно существует уже не только в нем, но и вне его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nesmelov_Vikto...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010