Сам Господь Иисус явил однажды пример, как должно отгонять сих коварных лис. Некоторые из фарисеев предупредили Иисуса, чтобы Он удалился из Иудеи и не шел в Иерусалим, ибо царь Ирод хочет Его убить. На это Иисус сказал им: «Пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу; а впрочем... не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима» ( Лк. 13:31–33 ). Этим Господь указал на то, что все происходит не по воле Ирода, а по Промыслу Божию, которые, впрочем, на сей раз совпали – Иисус будет убит в Иерусалиме. Но Господь не обратился в бегство от Ирода, не исполнил Он и его воли, когда тот хотел видеть от Него чудо ( Лк. 23:8–9 ), не отвечал и на его вопросы. Таким образом Он отогнал от Себя и Своего Виноградника (Церкви) эту лису. А когда сия, отверженная Господом, «лисица» дерзнула принять Божеские почести, то «вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер» ( Деян. 12:23 ). Прп. Исихий, пресвитер Иерусалимский († 432 г.), ученик св. Григория Богослова , в «Слове о трезвении и молитве» тонко рассматривает различные состояния человеческой души. Он указывает, что началом греховного движения души, портящего ее, является принятие вражьего прилога. Помыслы прилога прп. Исихий и называет сими малыми лисами, которые сразу должны быть уловлены и отвергнуты, дабы они не выросли в больших лисиц, то есть чтобы человек от прилога не перешел к сочетанию с ним, сосложению и самому греховному действию. 22 «Такова хитрость лукаваго, и такими-то стрелами оядотворяет он всякую добычу. Посему, не безопасно, прежде приобретения умом большой опытности в брани, попускать помыслам входить в сердце наше, – особенно в начале, когда душа наша еще сочувствует демонским прилогам, соуслаждается ими и охотно устремляется в след их; но должно, как только они будут сознаны, тотчас, в самый момент нахождения их и приражения, отсекать их. Когда же ум, долгое время пребывая в таком дивном делании, обучится сему подвигу, все в нем разузнает и навык приобретет в ведении такой брани, так что верно будет распознавать помыслы, и, как говорит пророк, будет в состоянии легко ловить лисы малыя: тогда можно искусно попускать им входить внутрь, сражаться с ними с помощию Христовою, обличать и извергать вон» т. 2, стр. 168].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Иероним. De viris illust., 18. 46 9 . Написал он (Иоанн) также и одно послание, начинающееся словами: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и осязали руки наши, о Слове жизни» ( 1Ин.1:1 ), которое признается всеми церковными и учеными мужами. Остальные же два, из коих одно начинается словами: «Старец – избранной госпоже и детям ее, которых я люблю по истине, и не только я, но и все, познавшие истину» ( 2Ин.1:1 ), а другое: «Старец – возлюбленному Гаию, которого я люблю по истине» ( 3Ин.1:1 ) приписываются Иоанну пресвитеру, коего другая (из двух, называемых Иоанновыми) гробница и теперь находится в Эфесе, хотя некоторые думают, что были две гробницы одного и того же Иоанна-евангелиста, о чем мы будем говорить, когда дойдем по порядку до Папия, ученика Иоаннова. Иероним. De viris illust., 9. 47 10 . Более того, слух, достигший тебя – что я перевел книги Иоанна и творения св. Папия и Поликарпа – неверен; я не имею ни времени, ни способностей переводить произведения, подобные этим, на другой язык с надлежащей элегантностью. Иероним. Ad Lucinius. (Ep.71.5). 48 11 . Ириней… ученик Папия (который был слушателем Иоанна-Евангелиста)… связывает… Иероним. Ad Theodora. (Ep.75.3). 49 12 . Признавая, однако, божественное вдохновение книги (т.е. «Откровения Иоанна»), мы считаем излишним говорить много, так как блаженный Григорий (я имею ввиду Богослова) и Кирилл, так же как и представители более ранних поколений, а именно Папий, Ириней, Мефодий и Ипполит, свидетельствуют о ее подлинности. Андрей Кесарийский (563–637). Предисловие к Апокалипсису. 50 13 . Но Папий говорит, слово в слово: «Некоторых из них» – ясно имея в виду тех, которые ранее были святыми, – «он назначил управлять аккуратно устроенной землей и поручил им управлять хорошо». И далее он говорит: «Но как оказалось, их управление не привело ни к чему хорошему. И великий дракон, древний змей, который зовется Дьяволом и Сатаной, был свергнут; и обманщик всего мира был сброшен под землю вместе со своими [падшими] ангелами».

http://azbyka.ru/otechnik/Papij_Ierapols...

31). И сбывались таким образом слова апостола: «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение так, чтобы мы могли перенести» ( 1Кор.10:13 ). д) Чудесным явлением Иисуса Христа. Иногда Сам Господь Иисус Христос в видимом образе являлся страдавшим за веру в Него и Своим явлением утешал их так, что они без малейшего смущения, с невозмутимым миром душевным принимали казнь. Так, в книге Деяний апостольских о св. первомучен. архидиаконе Стефане повествуется, что он в то время, когда враги его «рвались сердцами и скрежетали на него зубами... воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога» ( Деян.7:54–55 ), и, объятый радостью Божественного видения, он, побиваемый камнями, мирно перешел в вечно-блаженный мир, среди коленопреклонной молитвы ( Деян.7:60 ). – (Другие примеры явления И. Христа св. мученикам см. выше в тексте этой статьи). (Извл. в сокращении из ноябрьской кн. «Душеполезн. чт.» за 1873 г., стр. 317–321). 154 Св. великомученик Пантелеимон. Он родился в г. Никомидии от матери-христианки Еввулы и отца-язычника Евсторгия. Мать его умерла, когда еще он был в детстве, и воспитан он был в язычестве. По окончании учения в языческом училище, Пантолеон (первоначальное имя в.-мученика) стал обучаться врачебному искусству у знаменитого в то время придворного врача Евфросина и делал такие быстрые успехи, что на него уже было обращено внимание императора, который выразил даже желание приблизить к себе умного и отличавшегося успехами в науке молодого человека. В это время произошло событие, которое решило неожиданным образом судьбу Пантолеона. Это была встреча его с пресвитером Никомидийской церкви – Ермолаем. Ермолай жил в Никомидии, скрываясь с немногими христианами от язычников, когда при наступившем гонении здешний храм был разрушен и до 20,000 христиан сожжены, а епископ Аифим и многие пресвитеры погибли мученической смертью. Из окна уединенного домика, в котором Ермолай нашел себе убежище, он заметил благообразного юношу Пантолеона и прозорливо угадал в нем избранный сосуд благодати Божией...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

усердно и искренно молятся Ему и просят Его только о том, что согласно с Его святой волей. О спасительной силе молитвы нередко напоминает нам Слово Божие. Так, апостол Иаков говорит, что за болящих нужно молиться Богу, с участием пресвитеров церковных, и такая молитва веры спасет болящего, и отпустятся ему грехи его ( Иак.5:14–15 ). То же говорят пророки и другие апостолы: «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется» ( Иоил.2:32 ; Рим.10:13 ; Деян.2:21 ). И здесь пророк Давид говорит то же самое, именно, что Господь не только молитву призывающих Его услышит и спасет их, но и волю боящихся Его сотворит, т.е. всякое желание их, согласное с волей Божией, исполнит. В предпоследнем (20-м) стихе псалма сего пророк Давид говорит, как бы обращаясь к людям грядущего, Нового Завета, – говорит о любящих Бога, тогда как в предыдущем (19-м) стихе он говорил о людях, боящихся Бога, успокаивая последних тем, что Господь исполнит не противные Ему желания их, и молитву их услышит и спасет их. Здесь же пророк как бы проводит границу между Ветхим Заветом, когда был дан Закон Божий чрез Моисея, и принят был народом израильским не столько верою, сколько страхом, и между Новым Заветом, данным чрез Христа, Сына Божия ( Ин.1:17 ), и принятым после всеми языки, не столько страхом, сколько верою и любовию. Дарование ветхозаветного Закона сопровождалось грозными, устрашающими явлениями, между тем, как Новый Завет , не имея никаких страшных предвестников, явился в лице Иисуса Христа, как тихий Свет «святыя славы безсмертнаго Отца Небеснаго, святаго блаженнаго», Которого воспели ангелы небесные, при рождении Боголепного Младенца, и все совершенное Сыном Божиим на земле дело спасения рода человеческого было утверждено Духом Святым, снисшедшим на апостолов в 50 день, по вознесении Христа на небо. При даровании Закона ветхозаветного, говорил Господь об обязанности человека знать и почитать Бога и близких к человеку людей, а о любви к Богу и ближнему ничего не было сказано, тогда как в Новом Завете Господь Иисус, на вопрос некоего законника, хотя и кратко, но ясно выразил весь Закон так: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближняго твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь Закон и пророки» ( Мф.22:37–40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

7. В начале своего монашеского жительства авва Евагрий пришел к некоторому старцу и сказал ему: авва! преподай мне душеспасительное слово. Старец сказал ему: если хочешь спастись, то к кому бы ты ни пришел, не говори прежде, нежели он спросит тебя. 8. Однажды по какому-то делу было собрание в келлиях, и авва Евагрий говорил тут. Пресвитер говорит ему: мы знаем, авва, что если бы ты был на своей стороне, уже давно бы мог быть епископом и начальствовать над многими; а теперь ты сидишь здесь как странник. Авва Евагрий, хотя был тронут сим, но не смутился и, кивнув головою, сказал: точно так, отец, но единою глаголах, – второе не приложу (Иов. 39, 35). 9. Евагрий в своем Гностике говорит: мы научились у праведного Григория, что главных добродетелей четыре: разумность (φρονησις), мужество, целомудрие и справедливость. Дело разумности, говорил он, состоит в том, чтоб созерцать умные святые силы; дело мужества – стоять в истине и, хотя бы встретилось противоборство, не уклоняться к не сущему; приняв семена от первого земледельца, – отвращаться от всевателя (врага) свойственно, по его мнению, целомудрию. А дело справедливости – воздавать каждому по достоинству. 10. Там же говорит он: столп истины – Василий Каппадокийский говорит: знание, происходящее от людей, усовершается постоянным занятием и упражнением; а происходящее от благодати – правдою, кротостию и милосердием: первое могут приобретать и люди страстные; а последнее в состоянии принимать только бесстрастные, которые во время молитвы зрят свет, осиявающий их ум. 11. Еще говорил он там: Ангел Тмуитской церкви Серапион сказал, что ум очищается, упоеваясь духовным ведением, любовь врачует гнев, воздержание обуздывает похоть и пожелание. 12. Еще: Дидим говорил: непрестанно беседуй сам с собою о Промысле и о суде, и предметы их старайся содержать в памяти. Промысл особенно виден в возведении нас от греха и неведения к добродетели и ведению. Примечания Дотоле работа под навесом, или в сенях, кои назывались иногда внешнею келлиею.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

XI. Хананеянка: «Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» ( Мф.15:27 ). XII. Елисавета: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» ( Лк.1:43 ). XIII. Ап. Петр: «Увидев это, Симон Петр припал в коленам Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» ( Лк.5:8 ). XIV. Ап. Павел: «Я наименьший из Апостолов и недостоин называться Апостолом, потому что гнал Церковь Божию» ( 1Кор.15:9 ). – «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» ( 1Тим.1:15 ). 11. Церковно-исторические примеры нищеты духовной или христ. смирения Древняя Церковь почитала смирение венцом всех христианских добродетелей, основным началом христианского совершенства, лучшим украшением последователей Христа ( Тертуллиан , св. Киприан, св. Златоуст). И в истории древней христ. Церкви мы встречаем много прекрасных образцов истинно христианского смирения, в особенности же среди монашества. Вот несколько церковно-исторических примеров дивно-прекрасного христианского смирения. I. Один из замечательных церковных учителей, известный своим образованием Климент Александрийский не хотел иметь никакой другой должности, кроме учителя в огласительной школе. II. Св. Ефрем Сирин всегда отказывался от степени пресвитера и епископа и оставался простым, скромным дьяконом. Предсмертное завещание св. Ефрема Сирина свидетельствует о великом его смирении. В предсмертном завещании своем Ефрем выразил то, что наполняло душу его целую жизнь; выразил дух свой сокрушенный. Он писал: «Кто положит меня под алтарем, да не узрит он алтаря Бога моего; неприлично смердящему трупу лежать на месте святом. Кто погребет меня в храме, да не узрит храма света; недостойному бесполезна слава пустая... Возьмите меня на плечи и бегите бегом со мной и бросьте, как человека отверженного... О, если бы кто показал вам дела мои! Вы стали бы плевать на меня. Истинно, если бы мог быть замечен запах грехов моих; вы убежали бы от смрада Ефремова...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Церковь воспоминает и прославляет своих учителей и Святителей со времен Апостольских. Ибо Ап. Павел заповедовал достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении ( 1Тим.5:17 ): поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их ( Евр.13:7 ). По примеру Иисуса Христа – Архиерея великого, – пастыря доброго, святого, непричастного злу, непорочного, отлученного от грешников, принесшего Самого Себя в жертву для спасения мира ( Евр.7:26–27 ) 398 , Святители и пастыри, прославляемые Церковью, посвятили все свои дарования и жизнь обращению неверующих ко Христу, и спасительному руководству верных. По словам ее, они были пастыри добрые 399 , всезлатые свещники, светившие всем, находившимся в дому Церкви, и светившие так, что другие, видя их добрые дела, прославляли Отца небесного ( Мф.5:14–19 ) 400 ; были благими делателями винограда Христова; имели житие, подобное Владыке, и слово подобное житью своему. Седине их спросияли разум и мудрость 401 . Светлость лица их свидетельствовала о душевном их незлобии, – их молчаливость о кротости их. Божественно совершая Божие и чистейшим помыслом прикасаясь чистому, они явились непорочными служителями Божиими. Вместо оружия, они языком и словом отсекали чуждое учение и ясно изъяснили всем Троицу; просвещали паству крещением и наставлениями, сами царствуя над своими плотскими страстями. И так св. пастыри велики в царстве небесном; ибо кто сотворит и научит тот велий наречется в царствии небесном. В Святителях Церковь прославляет особенно мудрость и святость, относя к ним слова Господа: будьте мудры, как змии, и просты, как голуби ( Мф.10:16 ) 402 . Мученикам, приносившим себя в жертву Богу, как славным участникам в страданиях и смерти Господа, Церковь во все времена воздавала великое почтение, согласно с заповедью Самого Господа, ублажающего гонимых за правду, поносимых и злословимых неправедно за Него, и обещавшего таковым царство небесное и великую награду на небеси ( Мф.5:10–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Отправившись, он встретил на пути человека, страдавшего двумя недугами, — немого языком и хромого ногами. Взяв его за руку, святой Агапит исцелил его от хромоты; причастив же его Святых Таин Тела и Крови Христовых, разрешил язык его. Пребывая в Константинополе, святой Агапит увидел там слепого, сидевшего у так называемых Золотых ворот и просившего милостыню. Сжалившись над ним, святой Агапит возложил ему на глаза свою правую руку, после чего слепой прозрел. Во время пребывания святого Агапита в Константинополе здесь, по повелению императора Юстиниана, собрался поместный собор [ 4 ], на котором был низложен патриарх Анфим [ 5 ], возведенный на патриарший престол незаконно, противно церковным правилам [ 6 ]. На место низложенного Анфима был возведен некоторый пресвитер, по имени Мина [ 7 ], проводивший жизнь святую и строгоподвижническую. Вместе с тем на этом же соборе была предана осуждению ересь Северова [ 8 ]. Вскоре после этого святой Агапит преставился ко Господу [ 9 ] и был погребен в Константинополе. Память 18 апреля Память преподобного отца нашего Иоанна, ученика святого Григория Декаполита Мы знаем две страны с именем Декаполиса [ 1 ]. Одна из них находилась в Палестине, близ Галилеи [ 2 ]; о ней упоминает святой Евангелист Матфей, говоря: «И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана» (Мф.4:25). Именем Декаполиса называлась еще одна небольшая страна находившаяся в Исаврии [ 3 ]. Из этого-то последнего исаврийского Декаполя и происходил преподобный Григорий [ 4 ], учитель сего преподобного Иоанна, память которого совершается в настоящий день. С юных лет отрекшись от этого мира и возлюбив Христа, преподобный Иоанн удалился к упомянутому своему учителю Григорию Декаполиту и, приняв от него пострижение в чин иноческий, подвизался вместе с ним, добродетельною жизнью своею угождая Богу. Он достиг такого смирения, послушания и вообще духовного совершенства, что за него радовался и прославлял Бога и сам учитель его святой Григорий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Утром же, когда открыли ворота и впустили войско, они предали мечу 1233 весь народ, убивая даже пресвитеров и их причетников 1234 прямо около церковных алтарей. Когда они всех перебили, так что не осталось из них никого, «мочащегося к стене» 1235 , они сожгли весь город вместе с церквами и остальными зданиями, не оставив ничего, кроме голой земли. 39. И вот когда Леодегизил вернулся в лагерь вместе с Муммолом, Сагиттарием, Хариульфом и Ваддоном, он тайно послал к королю послов, чтобы узнать, как он думает поступить с этими людьми. А король приказал казнить их. Тогда Ваддон и Хариульф, оставив заложниками своих сыновей, ушли от них. Когда распространилась весть о том, что они должны умереть, и когда Муммол узнал об этом, он, вооружившись, устремился к жилищу Леодегизила. А тот, увидев его, сказал: «Почему ты в таком виде, как будто собираешься бежать?» Муммол ему в ответ: «Как я вижу, ничего не соблюдается из того, что обещано, ведь я понимаю, что нахожусь в смертельной опасности». Тот ему говорит: «Я выйду наружу и все улажу». Как только он вышел, тотчас по его приказу окружили дом, чтобы убить Муммола. Но и Муммолу, после того как он очень долго отбивал атаки нападающих, удалось пробиться к двери. Но когда он выходил, двое пронзили его с обоих боков копьями. Тогда он упал и умер. Когда епископ увидел это 1236 , его охватил страх и ужас. Зато кто-то из присутствующих сказал ему: «Смотри, епископ, своими собственными глазами, что происходит. Покрой голову, чтобы тебя не узнали и иди в лес, укройся там на некоторое время, а когда гнев утихнет, ты сможешь выйти». И тот, вняв совету, покрыл голову и попытался убежать, но кто-то, вытащив меч из ножен, отрубил ему голову вместе с покрывалом. После этого они возвратились домой и по дороге немало грабили и убивали. В эти дни Фредегонда направила Хуппу в область Тулузы, для того чтобы он любым способом вызволил оттуда ее дочь. Многие же говорили, что она послала его, дав ему всяческие обещания, для того, чтобы он привел к ней Гундовальда, если он найдет его живым.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

(13.1) Как-то вышли мы из Рима в место, называемое Равенна 326 , и пригласил нас во дворец Григорий 327 , сын Боэтия 328 ; ибо он был там принцепсом и был нам другом с самого начала. И был там некий диакон византиец, поставленный служить в тамошней церкви. (13.2) Нам рассказывал он и говорил: «Во времена Ираклия царя я был схвачен и отведен в плен и много времени провел у них. (13.3) И в конце концов я бежал с прочими товарищами, которые были вместе со мной схвачены и уведены; и ночами мы шли по Фракийской пустыне много дней, но днем не ходили из боязни. (13.4) И ничего совсем не осталось у нас из еды, так что были мы на грани смерти 329 . И был день тот утро дня Господня 330 ; и горевали мы сильно, не только из-за еды, но и о том, что переходим от временного без приобщения Таин Божиих. (13.5) Начали те со мной просить меня, заклиная и принуждая, и говорили мне: «Не оставь нас умереть без приобщения; если же [сделаешь это], ты дашь ответ Господу за нас в страшный день Судный». (13.6) Я же ответил им и сказал: «Зачем так неразумно умоляете и принуждаете меня? Первое то, что я не пресвитер, и второе – у меня нет хлеба. И как мне возможно причастить вас?» (13.7) И поднялся один из них, и перетряс все наши карманы, и нашел малую долю хлеба; и когда увидели они его, поднялись все, и протянули мне, и сказали: «Возьми это и как хочешь сделай нам жертву». Я же спорил ними и говорил: «Не разрешается так делать». Они же принялись понуждать меня со многим плачем. (13.8) Тогда положился я на милосердие Божие и веру их, и поднялся, и нашел в месте том, по промыслу Божию, камень большой и голый. И дерзнул, и взял долю , и положил на него. И пал на землю, преклонив колени со своими товарищами, и долгое время плакал. И встал, и сотворил молитву диакона, и сказали мы, как в литургии говорят – и «Верую», и «Отче наш», и были очи наши устремлены в небо. И сказали: и как дальше следует. (13.9) И сделалась доля хлебом большим и святым 331 . И когда увидели мы это, прославили Бога и возблагодарили за таковое чудо. И приобщились от него, и укрепились; согласно слову, И более чем прежде укрепились. И вкушали от него двадцать дней, доколе не пришли в селение» 332 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010