Для верующего человека существенным доказательством бытия будущей жизни служит Священное Писание. Для православного человека Писание является источником всех познаний, в том числе и познания о будущей жизни. Еще в Ветхом Завете эта тайна была возвещена людям, и люди уверовали в будущую жизнь. Премудрый Соломон говорит: И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его (Еккл. 12, 7). В Новом Завете эта истина открывается с еще большей ясностью. Сам Господь во Святом Евангелии неоднократно уверяет нас в бытии будущей загробной жизни: Истинно, истинно говорю вам: наступает время, ... когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут ... и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения (Ин. 5, 25, 29). Святые Апостолы, имея твердую веру в будущую жизнь, все свои послания основывали на этой незыблемой вере. Святой Апостол Павел глаголал: Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут... как мы носили образ перстного [Адама], будем носить и образ небесного [Адама] (Христа) (1 Кор. 15, 22, 49). Наконец, есть и опытное доказательство действительного существования будущей жизни - явление душ умерших. В христианской Церкви имеется множество свидетельств явления из потустороннего мира людей как прославленных, так и самых простых смертных. Начиная с явления святых пророков Моисея и Илии, явившихся во славе на Фаворе при Преображении Господнем, святые часто по изволению Божию являлись людям на земле и возвещали им те или другие истины ради спасения человеческих душ. Были и примеры явлений из потустороннего мира грешников. Вот что повествует об этом святой Григорий Двоеслов. Он говорит, что в его время жил один пресвитер, который часто ходил в баню. Однажды, придя в баню, он увидел подошедшего к нему незнакомца, который начал ему прислуживать; он прислуживал так же и по окончании бани. Так повторялось несколько раз. Пресвитер, желая отблагодарить незнакомца, взял однажды в баню две просфоры. Незнакомец пришел и на этот раз и стал помогать пресвитеру снимать сапоги и подавать полотенце после купания. Пресвитер протянул ему за его усердие и любовь обе просфоры, но незнакомец изрек с горькими слезами: " Отче! Что ты делаешь! Ведь это хлеб святой, мне его есть нельзя. Я, которого ты видишь, был господином этих мест, но за свои грехи осужден. Если ты хочешь оказать мне любовь, то принеси этот хлеб Господу и помолись обо мне у Престола Божия, и если меня в следующий раз здесь не увидишь, то значит, твоя молитва была услышана " . Пресвитер целую неделю со слезами молился о душе этого незнакомца, принося за него каждый день бескровную жертву. Когда он снова посетил баню, незнакомец ему более не являлся.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Так же сказала и Марфа, когда она сомневалась, воистину ли воскрес брат ее Лазарь: «Знаю, что он воскреснет в воскресение, в последний день» 1707 . И рек ей Господь: «Я есмь воскресение, путь и истина и жизнь» 1708 «. На эти слова пресвитер возразил: «Как же в псалме говорится: «Не пребудут нечестивые на суде?» 1709 «. И я ответил: «Не пребудут, чтобы судить, но пребудут, чтобы быть судимыми. Ибо судия не может сидеть с нечестивыми, когда он потребует отчета об их делах». И тот в ответ: «Господь говорит в Евангелии: «Кто не уверовал, тот уже осужден» 1710 ; во всяком случае он лишится воскресения». И я ответил: «Ведь он уже осужден на вечные муки, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божия, однако он воскреснет телесно, чтобы само тело, в котором он согрешил, терпело наказание. И в самом деле, суд не может состояться раньше, чем воскреснут мертвые, потому что как те, которые умерли в святости, находятся, как мы верим, на небесах, на могилах которых проявляется такая чудодейственная сила, что благодаря ей слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются от проказы и немощным по их молитве даруются другие блага исцеления, так и грешники, как мы верим, пребудут до суда в адовом узилище». И сказал пресвитер: «Но в псалме мы читаем, «Душа отходит от человека, и его не будет; и он больше не узнает «своего места» 1711 «. Я ответил: «Это то, что говорил Господь в притче богатому, который испытывал муки от огня в аду: «Ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое» 1712 . Но тот богатый не знает больше ни своего пурпура, ни дорогих материй, ни пиршественных яств, которые ему доставляли воздух, земля и море, так же как и Лазарь – своих язв и струпьев, которые у него были, когда он лежал у дверей богатого; когда же Лазарь покоился в лоне Авраамовом, богатый мучился в пламени». Пресвитер сказал: «В другом псалме мы читаем: «Выходит дух их, и они возвращаются в землю свою, в тот день исчезают все помышления их» 1713 «. На это я ответил: «Ты говоришь правильно, что когда дыхание жизни покидает человека и остается лежать мертвое тело, он не думает уже больше о том, что он оставил в этом мире, как если бы ты, например, говорил: «Он больше не думает ни о постройке, ни о растениях, ни о возделывании поля, не помышляет больше о приобретении золота, серебра и прочих богатств земных».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОСИФ ПЕСНОПИСЕЦ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Иосиф Песнописец Иосиф Песнописец (греч. Ιωσφ μνογρφος; + 883 / 886 ), преподобный Память 4 апреля Родился в Сицилии в благочестивой христианской семье. Родители его, Плотин и Агафия, спасаясь от варварского нашествия, переселились в Пелопоннес . В возрасте 15 лет святой Иосиф ушел в Фессалоники и поступил в монастырь. Он отличался благочестием, трудолюбием, кротостью и пользовался любовью всей братии обители. Впоследствии преподобный был посвящен в сан пресвитера. Преподобный Григорий Декаполит посетил монастырь и заметил молодого инока. Он взял его с собой в Константинополь и поселился с ним вместе при церкви святых мучеников Сергия и Вакха. Это было в царствование императора Феофила (829-842) - время жестоких иконоборческих гонений. Преподобные Григорий и Иосиф безбоязненно отстаивали почитание святых икон. Они проповедовали на площадях города, посещали дома православных, утверждая их против еретиков. Положение Константинопольской Церкви было крайне тяжелое: не только император, но и патриарх были иконоборцами. В то время римские епископы были в единстве со Вселенской Церковью, и папа Лев III , неподвластный византийскому императору, мог бы оказать большую помощь православным. Православные иноки избрали посланником к папе преподобного Иосифа как наиболее стойкого и красноречивого. Преподобный Григорий благословил его ехать в Рим и известить о положении Константинопольской Церкви и опасности, грозящей Православию. Во время путешествия преподобный Иосиф был схвачен разбойниками-арабами, подкупленными иконоборцами, и отправлен на остров Крит . Там они передали его иконоборцам. Преподобный Иосиф был заключен в темницу. Мужественно перенося все лишения, он поддерживал и других узников. По молитвам преподобного один православный епископ, начавший было колебаться, настолько укрепился духом, что мужественно принял мученическую кончину.

http://drevo-info.ru/articles/10027.html

Однажды святой Григорий отправился в город с тем, чтобы посетить больных и нищих, и все жители, у которых только были больные, полагали их по дороге, по которой должен был пройти святой врач, который и исцелял всякие болезни одним прикосновением рук. Между прочим, у пресвитера Савина была расслабленная дочь, которая лежала на постели и совершенно лишена была сил, так что сама не могла сделать ни одного движения, и уже другие поворачивали ее. Мать ее, услыхав, что епископ пойдет мимо их дома, вынесла ее наружу и положила на пути святого. Когда Григорий приблизился, она с плачем упала к его ногам и сказала: — Помилуй меня, раб Божий, и умилосердись над моей расслабленною дочерью. Святой спросил ее, чья она жена. Тогда пресвитер Савин вышел из дома и, поклонившись епископу, сказал: — Это — твоя раба, господин мой, и моя жена. — Давно ли болеет ваша дочь? — продолжал епископ. — Девять лет, владыка, — отвечали они, — как она лишилась сил. Сотворив молитву, святой осенил девицу крестным знамением и сказал: — Во имя Иисуса Христа, девица, встань и стань на ноги твои. И тотчас девица встала совершенно здоровою и воздала благодарение своему исцелителю. Народ же, следовавший за святителем, удивлялся совершавшимся чрез него чудесам. Но чрез несколько лет ненавистник всякого добра — диавол восстал против святого и замыслил лишить его престола чрез того же самого Савина, дочь которого исцелил святой Григорий, и чрез упоминавшегося также Крискента. Оба они были пресвитерами в Акраганте и в свое время, как уже упомянуто, каждый из них добивался епископства, почему они и находились во вражде друг с другом. Теперь же они примирились и вместе стали действовать против святого Григория и, подвигнутые диаволом на зависть, говорили между собою: — Долго ли мы будем повиноваться этому человеку, — волхву, который творит чудеса своими чарами и изумляет простой народ? Или не знаем мы, что когда-то он бежал из нашего города, жил у одного волхва и научился от него волшебству, а теперь, возвратившись сюда, обольщает людей, утверждая, что он — человек Божий, на самом же деле, он подобен бесу, потому что не ест и не пьёт, как и бес?!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

Они, по выражению святителя Григория, «всегда желают быть свободными в своем нечестии жить без исправления и радоваться греху». Их ум, ликующий от их нечестивых дел, становится, по выражению Двоеслова, «превратным», то есть извращенным, а их радость отныне – это «радость смертоносная» 830 . В подобном состоянии в их духовной жизни все как бы переворачивается, становится «с ног на голову». Они, по выражению святителя Григория, «рады творить зло и кичатся самыми ужасными делами...» Такие люди «ходят во мраке словно при свете потому, что радуются ночи греха так, будто их окружает свет праведности...» 831 Душа их постоянно колеблется страстями. Именно поэтому Иов и говорит о них: Легок такой на поверхности воды ( Иов. 24:18 ). Ведь, по выражению того же святителя Григория, «если представим себе непрочное сердце любого нечестивого, то что мы найдем, как не поверхность воды, открытую ветрам?» 832 Поясняя слова Иова, в которых страдалец выражает пожелание в отношении подобных грешников о том, чтобы была проклята часть их на земле ( Иов. 24:18 ), пресвитер Филипп говорит, что здесь Иов выражает убежденность: «Кто не находится на земле праведников, которая есть земля живущих, будет проклят» 833 . Вместе с тем Иов желает и того, чтобы судьба и место в мире таких богопротивников были прокляты человеческим родом 834 . Затем Иов говорит о том, что достойной судьбой для подобных грешников – по причине их злодеяний – может стать один лишь ад: Засуха и жара поглощают снежную воду: так преисподняя – грешников. Пусть забудет его утроба [матери]; пусть лакомится им червь; пусть не остается о нем память; как дерево, пусть сломится беззаконник, который угнетает бездетную, не рождавшую, и вдове не делает добра. Он и сильных увлекает своею силою; он встает и никто не уверен за жизнь свою ( Иов. 24:19–22 ). Здесь, по мысли пресвитера Филиппа, Иов свидетельствует о том, что «грех нечестивого и порочного столь велик и столь тяжек, что погружает их в ад подобно свинцу в воде» 835 . Иов завершает свою речь новым утверждением о том, что Бог сознательно попускает грешникам совершать на земле все эти многочисленные беззакония и дозволяет им благополучно завершить дни их земной жизни: А Он дает ему [все] для безопасности, и он [на то] опирается, и очи Его видят пути их.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Петр. Прошу мне объяснить яснее, можно ли молитвами помочь предопределению? Григорий. Все, о чем я говорил тебе, Петр, можно сказать очень быстро. Ибо ты, без сомнения, знаешь, что сказал Господь Аврааму: «В Исааке наречется тебе семя». И еще сказал ему: «Сделал Я тебя отцом многих народов». И еще немного спустя: «Благословлю тебя, и умножу семя твое, словно звезды небесные и словно песок, что на берегу моря» 469 . И из сего очевидно явствует, что всемогущий Бог предопределил распространить семя Авраама через Исаака. И еще вот что написано: «Молил Исаак Господа за жену свою, ибо была она бесплодна. И когда Он услышал его, дал Он зачать Ревекке» 470 . И если было предопределено, что род Авраама размножится через Исаака, то почему он взял бесплодную жену? Но это-то и показывает, что предопределение исполняется через молитву, ибо тот, кому Бог предопределил преумножить семя Авраамово, только благодаря молитве смог получить возможность иметь потомство. Петр. Поскольку слова твои открыли мне тайну, то никаких сомнений у меня уже не осталось. Григорий. А хочешь, я расскажу тебе что-нибудь о живших в Тусции, дабы узнал ты, какие и там были мужи и насколько они приблизились к познанию Бога всемогущего? Петр. Хочу и всячески прошу тебя об этом. VIIII. Григорий. Жил некий муж почтенной жизни по имени Бонифаций, который занимал пост епископа в городе Ференте, украшая его своим образом жизни О его чудесах много рассказывает пресвитер Гауденций, который жив и сейчас. Воспитанный под его руководством, он мог рассказать о его жизни очень правдиво, ибо сам был очевидцем этого. Церковь та находилась в то время в состоянии крайней бедности, каковая для добрых людей обычно служит охранительницей смирения. И не было у нее никаких иных средств к существованию, единственно только один виноградник. И вот однажды он был так сильно опустошен градом, что во всем винограднике едва можно было увидеть хоть несколько нормальных лоз. И вот когда упомянутый достопочтенный муж епископ Бонифаций вошел туда, то воздал он всемогущему Господу великую благодарность за то, что посетил их скорбью в самой бедности. Когда пришло время созреть немногим оставшимся ветвям винограда, поставил он, как обычно, к винограднику сторожа, приказав ему как можно бдительнее стеречь его.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/patris...

В других местах сочинений названных отцов и учителей Церкви ясно говорится о богоучрежденности церковно-иерархических степеней священства, во что веровала вся вселенская Церковь со времени апостолов. Во-вторых, и сами указанные отцы и учителя Церкви состояли в церковно-иерархических степенях, признавали себя лицами, получившими чрез священное руковозложение церковно-иерархические степени, коих не имели миряне, пасомые. Святые Иоанн Златоуст , папа Лев, Амвросий Медиоланский , Григорий Двоеслов и блаженный Августин были епископами, а учители Церкви Тертуллиан и Ориген имели степень пресвитера. В-третьих, если бы учение о иерархических степенях священства явилось в христианской Церкви после времен апостолов, то история не умолчала бы об этом величайшей важности явлении. Но ни из писаний отцов и учителей Церкви, ни из писаний еретиков и раскольников, враждовавших против Церкви, высказывавших разные упреки против ней, ничего не видно о том, чтобы степени епископа, пресвитера и диакона в Церкви Христовой появилось после апостолов. 3) Что все люди, верующие во Христа, имеют одинаковое и равное право исполнять обязанности пастырей и учителей и устроить свою религиозную жизнь по своему усмотрению, мнимомудрые христиане в подтверждение этой мысли ссылаются и на следующие слова Писания: и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом ( 1Пет.2:5 ). 30 Умоляю вас, братия, милосердием Божием, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего ( Рим.12:1 ). Верно говорят мнимодуховные христиане, что апостол Петр приглашает христиан устроять из самих себя духовный храм. В этом храме первый краеугольный камень – Христос, камень живой, человеками отверженный, но Богом избранный, драгоценный ( 1Пет.2:4 ), составляющий вечно незыблемое основание истинной Церкви, на котором созидали и продолжают созидать Церковь апостолы и преемники их служения пастыри и учителя проповедью евангельского учения, силою молитвы, благодатными таинствами и подвигами жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Если мирянин, изгнав свою жену, возьмет иную или отпущенную другим, то да будет отлучен [ 439 ] . (VI Всел. 87; Анкир. 20; Карфаг. 113; Василия Велик. 9, 21, 35, 77.) Толкование Поскольку Сам Господь в Евангелии возгласил: Кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует ( Мф. 5:32; 19:9 ), – постольку и божественные апостолы, следуя заповеди Господа, говорят в настоящем правиле: тот мирянин, который разведется со своей женой не по причине блуда, т. е. прелюбодеяния (потому что евангелист здесь под блудом имел в виду прелюбодеяние, см. об этом 4-е правило св. Григория Нис.), и возьмет другую, свободную от брачных уз, да будет отлучен. Подобным образом да будет он отлучен и в том случае, если после того, как развелся со своей женой не по причине блуда, он взял другую жену, также разведенную со своим мужем не по причине блуда, т. e. прелюбодеяния. То, что мы сказали о мужчине, следует относить и к женщине, которая оставит своего мужа не по причине прелюбодеяния и выйдет за другого. Мужчина или женщина, которые разведутся без уважительной причины и вступят во второй брак, по правилам должны быть на семь лет отлучены от церковного общения как блудники, согласно VI Всел. 87, Анкир. 20, правилам 77 и 37 Василия Велик. Прочти и правило Карфаг. 113, которое определяет, что если супруги разлучатся не по причине блуда, то им следует или оставаться безбрачными, или примириться и соединиться, как об этом говорит и ап. Павел в 7-й гл. Первого послания к коринфянам. Правило 49 Если епископ или пресвитер вопреки установлению Господа крестит не во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф. 28:19 ), но во имя трех безначальных, или трех сынов, или трех утешителей, то да будет извержен. Толкование Когда Господь послал учеников на проповедь Евангелия, Он сказал им: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа 440 . Итак, и настоящее апостольское правило определяет: тот епископ или пресвитер, который крестит не таким образом, не согласно с этим установлением Господа, но в трех безначальных, или трех сынов, или трех утешителей, должен быть извержен. В самом деле, некоторые еретики, возводя хулу на Святую Троицу, крестили таким образом. В Православной же Церкви принято именовать безначальным одного только Отца, поскольку Он не имеет причины и не рожден. Впрочем, и Сын, равно как и Дух Святой, именуется безначальным относительно начала во времени, как богословствует Григорий Богослов , но не относительно также и причины и начала по природе, ибо это – свойство одного только Отца 441 . И только одного Церковь именует Сыном из-за неизреченного рождения, и только одного – Утешителем, Духа Святого, из-за Его непостижимого исхождения от Единого Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Итак, вслед за кратким свидетельством о том, что дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде (Иов 42, 10), библейское повествование показывает дальнейшую судьбу Иова более подробно. Прежде всего здесь рассказывается о том людском утешении, которое он получил после прекращения своих несчастий и болезней, вместе с приходом к нему его братьев, сестер и всех его прежних знакомых: Тогда пришли к нему все братья его и все сестры его и все прежние знакомые его, и ели с ним хлеб в доме его, и тужили с ним, и утешали его за все зло, которое Господь навел на него, и дали ему каждый по кесите и по золотому кольцу (Иов 42, 11). Святитель Григорий Великий в связи с этим библейским стихом замечает, что источником страданий Иова во время его несчастий были не только попущенные Богом потеря близких, утрата имущества и болезни, но и жесткие слова друзей — Елифаза, Вилдада и Софара, — то есть мучительные и несправедливые упреки со стороны находящихся рядом людей. Именно поэтому Иов теперь не только удостаивается того, чтобы быть утешенным дарами, исходящими непосредственно от Бога, но и заслуживает того, чтобы оказаться взлелеянным проявлениями подлинной человеческой любви . К Иову приходят те, кто ему действительно дорог; они пируют вместе с ним, утешают его и дарят ему подарки, являя прежнему страдальцу добрую и искреннюю теплоту общения — в противовес минувшей холодности речений Елифаза, Вилдада и Софара. Пресвитер Филипп видит в этих обстоятельствах жизни Иова и еще одно очередное прообразовательное указание на будущую евангельскую реальность. Такое пиршество утешения, устроенное Иовом совместно с пришедшими к нему близкими и друзьями, прообразует собой Новозаветный пир веры, на который придут в Церковь Христову все те, кто примут Спасителя мира. Среди них будут и те Его «братья» и «сестры», что родились иудеями; ведь именно из их числа Господь и произойдет по плоти. Но среди них окажутся и те многочисленные братья и сестры Спасителя, что обратятся ко Христу из среды языческих народов. И их также можно смело именовать Его «сродниками»: ведь Господь будет единосущен по плоти и им. Мы знаем: Христос сделался в Воплощении единосущен по Своему Человечеству всем потомкам Адама и посредством этого воистину стал Братом для всех живущих на земле: не только для иудеев, но и для других народов. Вот что пишет об этом, комментируя 11-й стих 42-й главы, пресвитер Филипп: «Когда говорится, что [к Иову] пришли… братья его и все сестры его и все прежние знакомые его (Иов 42, 11), то пришли [здесь]… означает, что они через веру соединились с ним, дабы собраться вместе в Церковь в едином духе, ибо все верующие в Бога суть члены Церкви. Братья и сестры обозначают все родство иудеев, из семьи которых родился и Христос. Но мы можем также понимать ”братьев“ и ”сестер“ как множество народов, потому что [Христос] воспринял плоть рода человеческого, через которую удостоил всех людей сделаться Ему братьями и сестрами» .

http://pravoslavie.ru/79381.html

Итак, вслед за кратким свидетельством о том, что дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде ( Иов. 42:10 ), библейское повествование показывает дальнейшую судьбу Иова более подробно. Прежде всего здесь рассказывается о том людском утешении, которое он получил после прекращения своих несчастий и болезней, вместе с приходом к нему его братьев, сестер и всех его прежних знакомых: Тогда пришли к нему все братья его и все сестры его и все прежние знакомые его, и ели с ним хлеб в доме его, и тужили с ним, и утешали его за все зло, которое Господь навел на него, и дали ему каждый по кесите и по золотому кольцу ( Иов. 42:11 ). Святитель Григорий Великий в связи с этим библейским стихом замечает, что источником страданий Иова во время его несчастий были не только попущенные Богом потеря близких, утрата имущества и болезни, но и жесткие слова друзей – Елифаза, Вилдада и Софара, – то есть мучительные и несправедливые упреки со стороны находящихся рядом людей. Именно поэтому Иов теперь не только удостаивается того, чтобы быть утешенным дарами, исходящими непосредственно от Бога, но и заслуживает того, чтобы оказаться взлелеянным проявлениями подлинной человеческой любви 1149 . К Иову приходят те, кто ему действительно дорог; они пируют вместе с ним, утешают его и дарят ему подарки, являя прежнему страдальцу добрую и искреннюю теплоту общения – в противовес минувшей холодности речений Елифаза, Вилдада и Софара. Пресвитер Филипп видит в этих обстоятельствах жизни Иова и еще одно очередное прообразовательное указание на будущую евангельскую реальность. Такое пиршество утешения, устроенное Иовом совместно с пришедшими к нему близкими и друзьями, прообразует собой Новозаветный пир веры, на который придут в Церковь Христову все те, кто примут Спасителя мира. Среди них будут и те Его «братья» и «сестры», что родились иудеями; ведь именно из их числа Господь и произойдет по плоти. Но среди них окажутся и те многочисленные братья и сестры Спасителя, что обратятся ко Христу из среды языческих народов. И их также можно смело именовать Его «сродниками»: ведь Господь будет единосущен по плоти и им. Мы знаем: Христос сделался в Воплощении единосущен по Своему Человечеству всем потомкам Адама и посредством этого воистину стал Братом для всех живущих на земле: не только для иудеев, но и для других народов. Вот что пишет об этом, комментируя 11-й стих 42-й главы, пресвитер Филипп: «Когда говорится, что [к Иову] пришли... братья его и все сестры его и все прежние знакомые его ( Иов. 42:11 ), то пришли [здесь]... означает, что они через веру соединились с ним, дабы собраться вместе в Церковь в едином духе, ибо все верующие в Бога суть члены Церкви. Братья и сестры обозначают все родство иудеев, из семьи которых родился и Христос. Но мы можем также понимать «братьев» и «сестер» как множество народов, потому что [Христос] воспринял плоть рода человеческого, через которую удостоил всех людей сделаться Ему братьями и сестрами» 1150 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010