— Господи помилуй! Честный же архиепископ лежал лицом на земле, со слезами вознося за людей моление Господу. После этого все собравшиеся на собор: царь с синклитом и народ стали почитать архиепископа Григория с особенным уважением и благоговением, изумляясь его святости и силе молитвы. Евреи же спрашивали друг друга: — Брат, видишь ли что-нибудь? И отвечал каждый: — Ничего не вижу. И все воскликнули к Ервану: — Учитель, что нам делать? Ерван отвечал: — Одни ли вы ослепли, увидев Бога христианского, или христиане также пострадали? Христиане, слыша это, сказали: — Мы, благодатью Христа, хорошо видим, и наши глаза теперь здоровее, чем были, вы же одни слепы за ваше неверие. «Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя» (Пс. 93:1), Он уничтожил зрение ваше, так как вы, будучи недостойными, видели Его. Тогда Ерван со всеми евреями стал умолять со слезами архиепископа, чтобы он исцелил их ослепленные глаза и преподал святое крещение. Архиепископ спросил их: искренно ли они веруют в Господа Иисуса Христа? И все засвидетельствовали, что веруют с убеждением. Сейчас же архиепископ и бывшие с ним епископы и пресвитеры огласили их и приступили к совершению таинства крещения. Когда евреи входили в святую купель тотчас с глаз их отпадала как бы некая чешуя, и все прозревали и телесными и духовными очами, «сердцем веруют к праведности, устами же своими, Господа нашего Иисуса Христа, исповедуют к спасению» (Рим. 10:10), и все были крещены во имя Отца и Сына и Святого Духа, начиная с Ервана, у коего сам царь был восприемником от купели и которому дано было в святом крещении имя — Лев, царь присоединил его к своему синклиту, сделав его патрицием как человека умного и достойного чести. Ерван сильно раскаивался в своем первоначальном заблуждении, и с ужасом изумлялся, непрестанно вспоминая в уме явление Господа. — Как это, — говорил он, — жив Господь Иисус Христос, Которого наши отцы распяли и погребли и Который, как мы думали, мертв? И со слезами восклицал: — Господи Иисусе Христе, Сыне Бога Живого! Прости мне, что я согрешил в своем неведении.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

   Когда диакон вышел из воды и поспешил к выходу, бес держал двери и не давал ему выйти. Но и эту преграду разрешила сила крестного знамения, и двери открылись. Так диакону удалось все, что он хотел, и тогда бес, как говорят, вскричал человеческим голосом:    – Не думай, что ты сам, своей силой, избег гибели! Ты был поручен Тому, Кто защищал тебя. Это молитва твоего ходатая спасла тебя!    То, что диакон, как уже сказано, остался невредимым, поразило местных пресвитеров — ведь никто из тех, кто осмеливался войти в воду в этот час, не оставался в живых. Тогда диакон рассказал все, что с ним случилось. Он узнал от них и о подвиге мучеников: те пострадали именно так, как это описал святой Григорий в своей пустыне. К этим чудесам святого диакон добавил и то, что видел и слышал, а также и то, как на собственном опыте испытал силу веры святого и как это подтвердил бес. Затем диакон вернулся к учителю, а всем христианам, как его времени, так и последующим, оставил общее прибежище- поручать себя Богу чрез его священников. И доныне по всей Церкви, а особенно в тех местах, сохраняется это выражение как память о молитвенной помощи Григория этому человеку.    Авва Даниил рассказывал: «Однажды авва Арсений подозвал меня и сказал мне:    – Доставь покой своему ближнему, чтобы он молился о тебе, когда отойдет ко Господу, — и будет тебе благо». 2. К авве Аммуну пришел брат из Скита и говорит:   – Мой духовный отец посылает меня на послушание (видимо в город), а я боюсь впасть в блуд.    Старец отвечал ему:    – Когда ты окажешься в искушении, скажи: «Боже сил, молитвами моего Отца избави мя!» 3. У одного старца был знакомый, который помогал ему. Он жил в деревне. Однажды этот человек замешкался и не пришел к тому сроку, когда он приходил обычно. У старца стали кончаться запасы. Тот все не появлялся, и запасы вышли совершенно. Кончился даже материал для рукоделия, которым старец занимался в келии. Старец начал скорбеть: у него не было ни работы, ни еды. Тогда он говорит ученику:   – Может, сходишь в деревню?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3712...

13. А в эти дни в числе наших пресвитеров оказался некто, отравленный ядом лжеучения саддукеев 1691 , говоривший, что воскресения из мертвых не будет. А когда мы утверждали, что это предсказано в Священном Писании и доказано учением апостолов, он ответил: «Известно, что об этом сказано много. Но мы не уверены, так это или нет, тем более что Господь, разгневавшись, сказал первому человеку, сотворенному им святой рукой: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься» 1692 . Что вы на это ответите, вы, которые предсказываете грядущее воскресение? Ведь божество не обещает, что человек, который превратился в прах, вновь воскреснет». А я ему в ответ: «Полагаю, что всякому католику ведомо сказанное об этом самим Господом и нашим Искупителем и патриархами. Ибо в книге Бытия записано, что когда умирали патриархи, Господь говорил: «Ты умрешь в доброй старости и приложишься к народу своему» 1693 . А Каину сказал: «Голос крови брата твоего вопиет ко мне от земли» 1694 . Отсюда ясно, что души, после того как они покидают тело, живут и с нетерпением ожидают грядущего воскресения. И Иовом написано, что он воскреснет при воскресении из мертвых 1695 . И пророк Давид, хотя я он говорит от лица Господа, предвидя воскресение, сказал: «Разве тот, кто спит, не должен воскреснуть?» 1696 . То есть кто будет сражен сном смерти, неужели ему не выпадет на долю воскресение? И Исайя учит, что восстанут мертвые из могил 1697 . И когда пророк Иезекииль говорит, что после того как «кости сухие» 1698 покроются кожей, укрепятся жилами, облекутся плотию, оживятся дыханием, и человек снова будет живым, то он весьма ясно говорит о грядущем воскресении. Кроме того, очевидным доказательством воскресения было и то, что когда угасшее тело одного покойного коснулось костей Елисея, оно благодаря его чудодейственной силе вновь ожило 1699 . Это доказало и воскресение самого Господа, который является «первенцем из мертвых» 1700 , который смертью смерть попрал и погребением своим вновь даровал жизнь мертвым».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Все сие свидетельствует о том, что надобно верить в воскресение. Ведь если не будет грядущего воскресения, то что пользы праведным жить честно и что помешает грешникам жить бесчестно? Итак, если не будет будущего судного дня, то все предадутся своим порокам и каждый будет делать то, что ему захочется. Или ты, безбожник, не боишься того, что сказал Сам Господь блаженным апостолам. «Когда же приидет, – говорит он, – Сын Человеческий во славе Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «Приидите, благословенные, наследуйте Царство»; тем, которые по левую сторону» 1723 : «Отойдите от Меня все делатели неправды» 1724 . И как само Писание учит. «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» 1725 . Итак, веришь ли ты в воскресение мертвых и в суд над делами людей, когда Господь будет его вершить? Так пусть тебе ответит апостол Павел, как другим неверующим, говоря: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша» 1726 «. Сраженный этими словами, пресвитер исчез с наших глаз, обещая верить в воскресение, согласно словам Священного Писания, которые мы выше привели. 15. Ссора, возникшая по наущению диавола в монастыре в Пуатье 1728 , с каждым днем все больше разгоралась. И когда Хродехильда, собравшая около себя, как мы упоминали выше, убийц, злодеев, прелюбодеев, беглых и всякого рода преступников 1729 , пребывала в готовности к мятежу, она приказала этим людям ворваться ночью в монастырь и вытащить оттуда аббатису. Услышав, что мятежники подходят, аббатиса, страдавшая подагрой, попросила отнести себя к ларцу со святым крестом 1730 , дабы защитить себя им. И когда эти люди ворвались в монастырь, они зажгли свечу и рыскали там с оружием, заглядывая повсюду в поисках аббатисы. Войдя в часовню, они нашли ее лежащей на земле перед ларцом со святым крестом. Тогда один из них, более жестокий, чем остальные, который уже ринулся совершить злодеяние и рассечь аббатису мечом, был поражен ножом другого, как я думаю, силою божественного провидения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Соборных посланий 7: одно ап. Иакова, два Петровых, три Иоанновых и одно ап. Иуды. Послание ап. Иакова. Ап. Иаков, брат Господа по плоти (или сын Иосифа от первой жены, или сын Марии, сестры Матери Божией), один из 12-ти апостолов. По воскресении Господь явился ему и поставил его предстоятелем иерусалимской Церкви. В этом звании ап. Иаков приобрел высокое уважение не только христиан, но и иудеев. На соборе иерусалимском он подал примирительное мнение, которому последовали все. За свое благочестие и строгое соблюдение закона он получил прозвание «Праведного». «Он был истинный Назорей; не пил вина и сикера, и не ел мяса; имел право входить в храм во всякое время, и молился за народ так часто и долго, что кожа на его коленах отвердела» (Егез.). Он умер мученическою смертию от иудеев. Не задолго пред смертию ап. Иаков обнародовал послание к христианам из иудеев, направленное против современных нравственных беспорядков. В то время между некоторыми христианами распространилось мнение, будто для спасения достаточно одной веры в Иисуса Христа без дел закона. Ап. Иаков называет такую веру мертвою и пустою. Истинная вера должна сопровождаться делами. Под делами апостол разумеет преимущественно дела нравственного закона, дела христианской любви и милосердия. Богатый должен делиться своим богатством с бедными, а не презирать их ( Иак. 2 ). " Если кто скажет, – пишет апостол, – что он имеет веру... и, видя нагих и голодных братьев, скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», и не даст им потребного для тела, того суетна вера» ( Иак. 2:14–16 ). Другое важное условие истинной веры состоит в обуздании языка, которым мы наичаще согрешаем. «От языка происходят раздоры и вражда; кто не обуздывает языка, того суетна вера и благочестие; а кто не согрешает в слове, тот муж совершенный» ( Иак. 3:2 ). У ап. Иакова находится также учение о таинстве елеосвящения. «Болен ли кто из вас, говорит апостол, пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего» ( Иак. 5:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

а) у святого Амвросия : «для защищения паствы Божией, не только поставил Господь епископов, но и ангелов определил;» б) у святого Василия Великого , — который писал к пресвитерам Никопольской церкви: «вас печалит, что низринуты вы из ограды стен; но вы водворяетесь в крове Бога небесного, и с вами — ангел-хранитель церкви (т.е. Никопольской);» и у других. Цель, с какой приставляются Богом ангелы-хранители к частным церквам, не может быть другая, кроме той, чтобы они были руководителями этих церквей и всех членов их к горнему отечеству; чтобы, как более сильные пред Богом, они ходатайствовали у престола Его за вверенные им словесные стада, а как более мудрые, наставляли самих пастырей и внушали им спасительные советы для их паствы — думать так научают нас верные понятия о Боге, который вверяет, и об ангелах, которым вверяются на хранение общества верующих. Святой Григорий Богослов в одном месте, хотя мимоходом, пишет об этом следующее: «Господь взывает и ангелам-покровителям (ибо я уверен, что особенный ангел покровительствует каждую церковь, как научает меня Иоанн в Апокалипсисе): приготовляйте путь народу! Ровняйте, ровняйте дорогу, убирайте камни (Ис. 62:10), чтобы небыло затруднения и препятствия народу Моему в божественном шествии и вхождении — ныне в рукотворенные храмы, а впоследствии в горний Иерусалим и в тамошнее Святая святых.» § 108. Ангелы-хранители частных лиц 1. Учение об ангелах-хранителях частых лиц имеет твердые основания в Священном Писании. 1.1. Следы этого учения встречаются еще в книгах ветхозаветных. Так Псалмопевец, изображая состояние людей, боящихся Бога и уповающих на Него, говорит в одном месте: Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их (Пс. 33:8); и в другом: не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих (90:10—11). Отсюда видно, по крайней мере, то, что и к частным лицам Бог ниспосылает ангелов, которые ополчаются вокруг боящихся Его и сохраняют их во всех путях их; Следовательно, сохраняют постоянно, в продолжение всей жизни, — хотя еще не видно, чтобы к каждому из подобных людей приставлялся особый, определенный ангел.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Ибо если он и говорит, что Христос находился во всех этих (местах), однако одним только божеством, как все наполняющий, нашим же смешением от плоти, Сам ипостасью целиком став, взошел на небеса и нам путь открыл на них, чтобы, согласно божественному обетованию Его, и мы были бы, где Он Сам. Сказал ведь: Куда Я иду, вы знаете, и путь знаете чтобы и вы были, где Я 8. То, что божественный Григорий, прославленный в богословии, как ты написал в письме, сказал об отце нашем Василии Великом: " И пройдя мимо пламенного меча (совершенно знаю) достиг рая " указывает на тот рай, в который вошел, будучи восхищен, Павел и (в нем) услышал неизреченные слова, по которого ты не постиг, воспринимая Божественное Писание согласно букве. Но пойми меня, что и Павел рассказывает о нем Коринфянам так: Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, - в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает, - восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке, - только не знаю - в теле., или вне тела: Бог знает, - что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать Знай, что Василий Великий попал в тот рай, в котором восхищенный Павел услышал то именно, что услышал. Этот (рай) же есть превыше неба небес, где одесную Отца пребывает Сын, ипостазировавший в ипостаси Себя Самого наше естество. 9. То, что речь у Павла об этом (рае), а не о земном, он сам утверждает тем, что прибавляет к речи своей. Ибо после сказанного: знаю человека... который был восхищен до третьего неба добавил, так говоря: и знаю о таком человеке... что он был восхищен в рай Ибо если речь его о том рае, который был на земле, он сказал бы: " И знаю о таком (человеке), что спустился оттуда в рай " , и никогда бы не сделал последующее добавление Так как после восхищения его на третье небо добавляет, говоря: и знаю о таком человеке... что он был восхищен в рай указал, что, и само третье небо пройдя, был восхищен на еще большую высоту, где находится Сам Бог, восседающий на престоле величия на высоте и, можно сказать, что степенью добродетели достигнув достоинства и самих Херувимов, предстал престолу Святой и Непостижимой Троицы, куда Предтечею за нас взошел Христос, вознесший в жертву Самого Себя, где находится мысленный, божественный и пренебесный жертвенник Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/584/...

Известен он только из письма Григория, которое мы здесь решаемся привести в целом виде: «Несколько раз уже писал я собрату моему Иоанну, но от него ответа не получал. Кто-то иной светский под его именем писал мне; еслибы письма выходили из-под его пера, то я бы так не тревожился, – я, который был о нем иного мнения, чем он оказался на самом деле. Я писал по поводу пресвитера Иоанна и жалоб исаврийских монахов, из которых один, уже имеющий священную степень, был наказан у вас палочными ударами; из письма, подписанного святейшим братством твоим, я узнал, что вы находитесь в неведении относительно дела, о котором я сообщал вам. Этому я сильно дивился... Что может быть хуже того, что так поступают со служителями Божиими, и этого не знает даже сам лава? Какое оправдание может быть для пастыря, если волк расхищает овец, а он об этом даже не ведает? Если же святость ваша знали то, о чем я уведомлял, и то, что сделано с пресвитером Иоанном и с монахом и пресвитером исаврийским Афанасием, после этого писали мне, но об этом не упомянули, то я не могу ответить на это иначе, как словами самой Истины, изрекшей в Писании: уста неправедных убивают душу. Спрошу тебя, святейший брат, до того ли дошло воздержание, что от брата своего скрыл то, о совершении чего знал? Не было ли бы лучше, если бы эти уста ели мясо, чем источали ложь для обмана ближнего, как и Истина говорит: не то, что входит в уста, оскверняет человека, а то, что исходит из уст, это оскверняет человека? Но да не будет, чтобы я думал что либо подобное о вас. Эти письма ко мне помечены вашим именем, но не думаю, чтобы они были ваши. Я писал блаженнейшему Иоанну, но вижу, что отвечал мне ваш родственник – юноша, который о Боге ничему не учился, в сердце любви не имеет, в преступных делах всеми обвиняется, который, говорят, для многих тайными доносами умышляет смерть, не боясь Бога и не стыдясь людей. Не верь ему, святейший брат, если ревнуешь по истине, и исправь скорее, чтобы по примеру тех, которые близки к вам, исправились и те, которые к вам не близки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

Подобное чтение 24-го стиха позволяет святителю Григорию Великому увидеть в словах Иова надежду на милосердие Божие в отношении тех грешников, что – через наказание Божие – достигают на земле очищения и исправления. Двоеслов пишет: «Итак, Господь не простирает руку Свою на погибель грешникам, если наказанием Он отвращает их от греха; и падающих Он спасает, если впадающие в грех исцеляются телом через их раны. Будучи низвергнутыми внешне, они поднимаются внутри; поверженные телом, они восстают внутренне, в то время как стоящие внешне духовно падают» 900 . Рассматривая конечное свидетельство Иова о том, что он не перестает кричать и стенать о своих несчастьях перед лицом других, и используя при этом чтение Септуагинты – Чрево мое закипело, и не умолкнет; настигли меня дни нищеты; стеная, хожу без обуздания. Стою в собрании, вопия ( Иов. 30:27–28 ; Септуагинта), – святитель Иоанн Златоуст пишет: «...преизбыток постигших его бед понуждал его стенать и сетовать. «Даже желая, я не могу умолкнуть, – говорит. – Стою в собрании, вопия, не стыдясь никого из присутствующих и не смущаясь скопления народа». Это происходит от величины [его] несчастья» 901 . В третьей части своей обширной заключительной речи ( Иов. 31:1–40 ) Иов решительно заявляет о своей нравственной безупречности, несмотря на которую его преследует Бог. В начале ( Иов. 31:1–4 ) Иов говорит о том, что он в своей жизни никогда не согрешал даже помыслами, зрением, а не только поступками. И несмотря на это, Бог, Которому – по Его всеведению – безупречность Иова должна быть хорошо известна, приуготовал праведнику такие несчастья, которых заслуживают одни лишь нечестивцы. Иов говорит: Завет положил я с глазами моими, чтобы не помышлять мне о девице. Какая же участь [мне] от Бога свыше? И какое наследие от Вседержителя с небес? Не для нечестивого ли гибель, и не для делающего ли зло напасть? Не видел ли Он путей моих, и не считал ли всех моих шагов? ( Иов. 31:1–4 ). Как характеризует содержание данного фрагмента, а также сказанного Иовом далее пресвитер Филипп, «начиная с этого места [своей речи] и до конца [ее Иов] описывает свою праведность, особенно – милосердие и добродетели...

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Тем более непознаваема Она для сил преисподней, упоминаемых здесь Иовом под именами Аваддона и смерти ( Иов. 28:22 ). По убеждению пресвитера Филиппа, «этими двумя словами («Авадон» и «смерть») может быть назван дьявол , поскольку он определяется как смерть...» 870 По мысли святителя Григория Великого по отношению к Божественной Премудрости, «увидеть» ее означает то же самое, что и Ею обладать. Силы же ада лишь «слышат» о Ней, то есть знают о Ее существовании, но не лицезреют Премудрость, потому что, будучи низринуты в глубины ада по причине своей гордости, духовно и нравственно на это не способны 871 . Впрочем, речь здесь, в этом библейском стихе – Сокрыта она от очей всего живущего и от птиц небесных утаена ( Иов. 28:21 ), – идет о времени еще собственно ветхозаветном: о той эпохе, когда Сын Божий, Отчая Премудрость, был невидим, ибо еще не воспринял человеческого естества. Именно поэтому о Нем тут говорится как о невидимом, незримом. Однако, как мы знаем, сердца Иова уже коснулась надежда на то, что он в грядущем «своими глазами» (ср.: Иов. 19:27 ) узрит эту Божественную Премудрость, ибо в Новом Завете Она, воплотившись, навеки соделается видимой для человека. Далее ( Иов. 28:23–27 ) Иов говорит о том, что лишь Один только Бог ведает пути Премудрости и подлинное место Ее пребывания. Праведник также свидетельствует о том, что Премудрость всегда пребывала с Богом от создания мира, являлась Участницей устроения всех законов тварной вселенной. Иов произносит: Бог знает путь ее, и Он ведает место ее. Ибо Он прозирает до концов земли и видит под всем небом. Когда Он ветру полагал вес и располагай воду по мере, когда назначал устав дождю и путь для молнии громоносной, тогда Он видел ее и явил ее, приготовил ее и еще испытал ее ( Иов. 28:23–27 ). По убеждению святителя Амвросия Медиоланского , в этот миг Иов пророчески прозревает величайшую из небесных тайн – тайну Божественной Троичности – через посредство приоткрывающейся ему тайны «места» пребывания Премудрости: он познает, что Второе Лицо Пресвятой Троицы – Сын, Слово, Ипостасная Премудрость – всегда и целиком пребывает в Боге Отце.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010