Все книги, кроме Библии суть плод ума человеческого, естественного или облагодатствованнаго, а Библия есть слово – есть глас Самого Бога. «Все писание», т.е. священное, «богодухновенно» ( 2Тим. 3, 16 ), говорит ап. Павел. Вся Библия написана по вдохновению Духа Святаго. Бог влагал мысли в пророков и апостолов и заставлял их передать эти мысли в письменах. Царственный пророк Давид, писавший в свое время псалмы, составляющие часть священного писания, чувствуя, что в этом случае не его ум действовал, а Дух Святый внушал ему что писать, сказал о себе: «язык мой трость книжника скорописца» ( Псал. 44, 2 ),т.е. я только писец, а Бог – Автор слов, мною написанных. Как же нам не читать того писания, которое ниспослано нам от Создателя нашего, от Отца нашего небеснаго? Если грубо, невежественно и почти неестественно оставить без прочтения, без внимания то, что пишут нам наши родители земные, то тем более неблагоразумно, грубо не прочитать, или не выслушать того, что пишет нам Отец небесный. вв) Наконец святое писание надобно читать еще потому, что Сам Бог велит читать и исследовать его. «Испытайте писаний» ( Иоан. 5, 39 ), сказал I. Христос. Одного же смысла с приведенными словами и следующия слова Божии: «внемлите людие Мои закону Моему, приклоните ухо ваше во глаголы уст Моих» ( Псал. 77,1 ). А что Бог повелевает, то надобно исполнять, надобно читать или слушать священное писание охотно, часто, со вниманием. (См. поуч. Иакова, архиеп. нижегородск. и арзам.). б) Будем, во-вторых, подражать благоразумной осторожности святителя Григория в жизни. Сознавая, что его преждевременная смерть, как опытного пастыря церкви, во время гонения может причинить великое замешательство в церковных делах, а главное, опасаясь малодушие неокрепших в вере христиан, он, как мы сказали, отправился с ними в пустынные горы и тут скрывался от гонителей, искавших его, как ловцы – добычу. Из своего убежища он не переставал управлять делами своей церкви и мудрыми распоряжениями достиг того, что в неокесарийской области гонение Диоклитиана не причинило существенного вреда церкви и в среде пасомых св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Плачущие, как последний род кающихся, несли на себе самый тяжкий образ покаяния. Они стояли в паперти, как во внешнем притворе и месте, находящемся вне церкви, и стоя в грубом одеянии и на голой земле, всем входящим в церковь кланялись, и просили прощения и молитв о себе к Богу и умоляли принять их по-прежнему в церковь . Плачущие не впускались ни в какую часть храма, но должны были стоять на паперти и на открытом воздухе, подвергаться холоду, пыли и грязи. Сии плачущие в 17 правиле собора Анкирского называются ввающиеся, т.е. терпящие зиму или холод: потому что этот род кающихся обречен был переносить все непогоды, сырость, большие болезни и страдания. В пятом правиле собора Неокесарийского о плачущих сказано: Из церкве весьма да изринутся. Феодор Вальсамон, патриарх Антиохийский, объясняя второе правило Дионисия Александрийского , пишет: «предхрамие (внутренний притвор) есть место второго рода кающихся, называемых слушающими; в нем не позволено стоять людям, которым запрещено входить в церковь и которые должны вне притвора плакать». Следовательно, место плачущих было вне предхрамия или внутреннего притвора. Св. Григорий чудотворец говорит: «плакание должно быть вне дверей храма, где стоящему грешнику следует просить верных, входящих в храм, дабы они за него помолились». Без всякого сомнения, св. Григорий разумеет здесь паперть, как внешний притвор, вне храма находящийся. С сим святым согласен Властарь, который (в гл. 6) пишет: «кающиеся разделяются на четыре разряда, на плачущих, слушающих, припадающих и стоящих с верными. Плачущие суть те, кои стоят за дверью молитвенного храма, и от верных, входящих в церковь и исходящих, просят молитвы и прощения своих грехов». Некоторые думают, что вне внутреннего притвора вместе с плачущими иногда стояли и требующие крещения. Но другие писатели готовящихся ко крещению освобождают от этого тяжкого наказания; впрочем, во время наставления в вере они находились вне церкви, как это показано будет ниже (в §11). Род покаяния, назначенный кающимся, несли и беснующиеся, и это было установлено для того, чтобы смирить гордость вселившегося в них беса, и чтобы службу церковную и слушание слова Божия совершать без всякого смятения и препятствия, в мире и свободе от врага мира и покоя. §5. Слушающие

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

После открытой паперти или внешнего притвора, в котором стояли плачущие, ближе к церкви следует внутренний притвор. Эта часть храма в некоторых церквах, а особенно в обителях называется трапезою, потому что в ней иноки обедают. Внутренний притвор есть второе место кающихся, т.е. слушающих, об исправлении которых печется церковь . Св. Григорий чудотворец пишет: «слушающие должны стоять внутри храма в притворе, и этим грешникам здесь можно стоять только до оглашенных (т.е. до того времени, до которого позволено стоять на литургии оглашенным), а потом уже выходить оттуда. Слушающий, выслушав чтение и поучение, должен выходить; он недостоин принимать участие в молитвах». То же говорит и Властарь: «слушающие, стоящие за дверью, в так называемом притворе, по выслушании Божественного Писания и общего учения, должны выходить с оглашенными». §6. Припадающие Местом припадающих была последняя половина среднего или молитвенного храма. Им дозволялось, войдя из притвора в храм одною дверью, стоять близ оной, не доходя до амвона, где архиерей облачается. Властарь (в той же 6 гл.) пишет: «припадающими называются те, кои стоят внутри храма, позади амвона, и когда диакон скажет: елицы оглашении, исходят с оглашенными». В пятом правиле собора Неокесарийского припадающие называются преклоняющими колена, и говорится: «оглашенный, если согрешит, и если находится с преклоняющими колена, должен быть причислен к слушающим, да не согрешает. Если же, находясь и между слушающими, он согрешит, тогда должен извергнуться». Припадающие и преклоняющие колена, по окончании молитвы об оглашенных, могли, если хотели, стоять всю литургию в притворе, потому что это, как говорит Вальсамон в изъяснении на второе правило Дионисия Александрийского , служит к большему их сокрушению. §7. Стоящие с верными Стоящие с верными находились, как кажется, в самом недре храма. Они вместе с верными стояли и участвовали во всех молитвах, пениях и поклонении до конца всей службы, но причащения Св. Таин признавались недостойными. Эти кающиеся, удостоенные имени стоящих с верными, несли последний род покаяния. Св. Григорий, сказав о припадающих, говорит и о стоящих с верными: «припадание», пишет он, «совершается близ двери храма, и стоящий здесь грешник исходит с оглашенными. Стояние же с верными бывает тогда, когда грешник вместе с верными молится и с оглашенными уже не исходит». Властарь в вышеозначенной главе говорит: «стоящие с верными вместе с ними молятся и поют псалмы, но причащения святыни (Св. Таин) удерживаются дотоле, пока, по исполнении совершенного времени, примут Божественное общение». §8. Причастившиеся

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

56. Слово на Богоявление. 1833. I. 8. I. 57. Обличение на Иудеев. 1841. II. 313. Св. Священномученика Киприана, Епископа Карфагенского †258 58. Беседа о молитве Господней. 1839. I. 131. Слова: 59. О зависти и злобе. 1825. XVIII. 3. 60. О благочестии и одежде девственниц. 1825. XVIII. 123. 61. О терпении. 1832. XLVIII. 3. 62. О милостыне. 1835. IV. 3. 63. О смертности. 1936. II. 3. 64. О единстве Церкви. 1837. I. 19. 65. О падших. 1847. II. 161. Письма: 66. Донату, о благодати Божией. 1825. XVIII. 244. 67. Димитриану. 1830. XXXIX. 241. 68. Епископу Немезиану и другим мученикам, в рудокопнях заключенным. 1832. XLVII. 190. 69. Мученикам и исповедникам. 1832. XLVIII. 161. 70. Исповедникам. 1337. III. 52. 71. Некоторым Пресвитерам и Диаконам. 1838. III. 141. 72. Исповедникам. 1839. III. 127. Св. Григория Чудотворца, Епископа Неокесарийского †265 73. Изложение Веры. 1821. I. 235. 74. Беседа на Богоявление Господне. 1827. I. 349. 75. Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы. 1838. I. 3. 76. Слово третье, на Благовещение Пресвятой Богородицы. 1840. I. 249. Св. Дионисия, Епископа Александрийского †265 77. Послание к Павлу Самосатскому, бывшему Епископу Антиохийскому. 1840. IV. 3. Св. Отцев первого Антиохийского Собора 269 78. Послание к Павлу Самосатскому, писанное до его низвержения. 1840. I. 237. Св. Мефодия, Епископа Патарского †311 79. Слово в неделю Ваий. 1837. II. 8. Св. Феоны, Епископа Александрийского 80. Письмо Лукиану, начальнику придворных. 1825. XX. 163. Луция Целия Лактанция Фирмиана †325 81. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви. 1833. III. 22. 156. 235. Александра Епископа Александрийского †326 Письма: 82. О ереси Ария и отлучении его от Церкви, к Александру, Епископу Константинопольскому. 1826. XXII. 282. 83. Всем Епископам Вселенской Церкви. 1826. XXII. 315. 84. Краткая речь к пресвитерам и диаконам Александрийским и Мареотским, о низложении Ария и его последователей. 1826. XXII. 328. Св. Пахомия †348 85. Наставления. 1827. XXVI. 285. 86. Правила. 1827. XXVI. 289. Св. Иакова, Епископа Низибийского † 350

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Весной 1858 г. оба согласования были получены, и в воскресный день 27 апреля того же года церковь была заложена. Этому предшествовали божественная литургия в церкви Св. Григория Неокесарийского (и ныне находящейся в ограде Троицкой церкви), совершенная самим епископом Евсевием, и крестный ход к месту закладки. Насколько большое значение придавалось в то время основанию нового храма, свидетельствует тот факт, что в процессии участвовали председательствующий в совете Главного управления Восточной Сибири, управляющий губернией, председатель казённой палаты и городской голова. Храм был воздвигнут в течение полутора лет. 18 сентября 1859 г. на имя кафедрального протоиерея Ф. Петухова поступил рапорт об окончании сооружения храма и его полной готовности к освящению: приготовлении иконостаса, церковной утвари, ризницы, богослужебных книг и пр. В воскресенье 20 сентября новопостроенный храм был освящён преосвященным Евсевием с соборным духовенством. Сооружение и обустройство храма обошлись Я. С. Малкову примерно в 10 тыс. руб. серебром, кроме того, на богослужебные книги, ризницу и другие нужды от разных благотворителей поступило ещё около 2 тыс. руб. Строительство храмов во все времена было делом достаточно дорогим. Церковь была построена в стиле классицизма. Здание храма составили притвор, включающий нижний ярус колокольни и служебные помещения, четверик храма и апсида, предназначенная для размещения алтаря. Боковые стороны алтаря, вытянутого с севера на юг, были выполнены заподлицо с четвериком храма. Двускатная кровля храма, первоначально деревянная, была увенчана малым восьмериком. Скупой декор фасадов составляли плоские лопатки с прямоугольными филёнками по всей высоте, рамочные наличники. Вход в церковь находился с западной стороны, с крыльца. Стены церкви были сложены из кирпича 8х13х27 см, оштукатурены и побелены. Общие размеры постройки в плане соответствовали 21,7х18,4 м. Возможно, однопрестольный храм довольно быстро стал тесен для растущего населения Глазково. Вероятно, причиной его расширения явились какие-то иные проблемы, но уже четыре года спустя, также в воскресный день 16 июня 1863 г., преосвященный Парфений совершил литургию в Николо-Иннокентьевской церкви, по случаю заложения придела к северной стороне храма, сооружаемого на средства местного жителя И.С. Могилева. При заложении присутствовал исполняющий должность генерал-губернатора М.С. Корсаков.

http://sobory.ru/article/?object=19813

Выслушав все это, Архангел размышлял сам с собою: „странно это дело; превосходит разумение то, что мне сказано. Тот, Кого трепещут Херувимы, на Кого не могут взирать Серафимы, – Непостижимый для всех Сил небесных объявляет Отроковице особенное с Нею событие, возвещает Ей Свое личное пришествие и притом обещает вшествие посредством слуха. Осудивший Еву хочет так прославить Ее Дщерь, говорит: „отверзи Мне входы слуха”. Но может ли чрево вместить Невместимого? Поистине, страшно это таинство”! Когда Ангел помышлял об этом, Владыка сказал ему: «что смущаешься и недоумеваешь, Гавриил? Не ты ли был послан от Меня прежде к Захарии священнику? Не ты ли благовестил ему о рождении Иоанна? Не ты ли наказал молчанием священника за неверие? Не ты ли осудил старца на лишение голоса? Не подтвердил ли и Я того, что ты предрек ему? Не оправдалось ли твое благовестие самым событием? Не зачала ли неплодная? Не повиновалось ли чрево? Не удалилась ли болезнь неплодства? Не исчезло ли бездействие природы? Не сделалась ли ныне плодоносною та, которая прежде была бесплодною? Ужели изнеможет у Меня, Творца, всяк глагол? Итак, зачем ты недоумеваешь?» Что же на это – Ангел? «Владика! Исправить недостатки природы, укротить бурю скорбей, воззвать омертвевшие члены тела к жизненному действию, повелеть природе рождать детей, разрешить неплодство заматеревших членов, преобразить устаревший стебель в зеленый, тотчас сделать бесплодную землю матерью обильной жатвы, – эти дела обыкновенно совершаются Твоею силою. Свидетели этому – Сарра, за нею Ревекка, потом – Анна, которые, страдав тяжкою болезнью неплодства, были избавлены Тобою от нее. Но родить Деве без мужа это – превыше всех законов природы, – и Ты возвещаешь пришествие Свое Отроковице! Небо и земля не вмещают Тебя: как же вместит Тебя утроба девическая?» Владыка же сказал: «как Меня вместила куща Авраамова?» – «Но, отвечал Ангел, Авраам был море гостеприимства, – и Ты, Владыка, явился Аврааму в куще и прошел ее, как все наполняющий; а как Мария стерпит огнь Божества? Трон Твой пылает блеском огненным; может ли же понести Тебя Дева, не опалившись?» «Подлинно – возразил ему Владыка – если огонь опалил в пустыне купину: то опалит, конечно, и Марию Мое пришествие; но если этот огонь, прообразовавший сошествие Божественного огня с неба, оросил купину, а не сжег: то что ты скажешь о самой истине, сходящей не в пламени огненном, а в виде дождя?»

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

И святитель Василий Великий с исключительной силой являет нам, что значит быть крещеным человеком, что значит тайна послушания. С одной стороны, он с детских лет, еще до принятия крещения, смиренно повинуется всему, чему наставляют его в семье (невозможно не заметить, что семья эта совершенно необыкновенная, буквально икона семьи — особенно обращенная к нашему времени: в ней десять человек детей, пятеро из которых будут причислены к лику святых, а воспитанием его главным образом занимается бабка Макрина, ученица святителя Григория Чудотворца Неокесарийского). Он обучается риторике, то есть искусству точно и ярко выражать свои мысли, под руководством своего отца, затем занимается дальнейшим светским, как сказали бы теперь, образованием в Кесарии Каппадокийской, в Константинополе и наконец в Афинах. Скромно преподает риторику, не помышляя ни о чем великом. А по принятии крещения старательно изучает азбуку духовной жизни. И скоро для ознакомления с монашеской жизнью отправляется в путешествие по Сирии, Палестине и Египту, где вступает в близкое общение с некоторыми подвижниками. Так он учится науке более совершенного послушания, о чем можно было бы еще долго говорить. Упомянем лишь, что по возвращении из путешествия он раздает свое имущество бедным и удаляется в пустыню близ Неокесарии, где предается аскетическим подвигам — прежде чем вступить на церковное служение. Это одна сторона его жизни, внешняя, которая становится все более значительной, оттого что всегда неразрывно связана с любовью к Богу. По свидетельству преподобного Ефрема Сирина, когда святитель Василий проповедовал, белый сияющий голубь напевал ему на ухо слова, которые он произносил. А когда он совершал Божественную литургию, то весь был подобен столпу огня, поднимающемуся от земли на небо. До сегодняшнего дня православная Церковь за Божественной литургией самых наших главных праздников молится его молитвами, исполненными высокого богословского вдохновения. Он заботился о том, чтобы с особой торжественностью совершалась память мучеников и почитание святых мощей. Он был первым из православных отцов, кто ясно и дерзновенно возвестил, что Дух Святой — истинный Бог, единосущный Отцу и Сыну. Вдохновляемый Самим Духом Божиим, имея общение по дару благодати со Святой Троицей, святитель Василий с несравненной ясностью и точностью формулировал главные богословские понятия, такие как сущность , ипостась , никогда не отделяя их от тайны нашего спасения и обожения человека. Вся жизнь его была сражением с еретиками, сеющими смуту в Церкви. Он был совершенным епископом, живым образом Христа, всем для всех, и в то же время по-человечески ему сопутствовали сплошные поражения среди разного рода церковных разделений и бурь.

http://moral.ru/обрезание-господне/

Императорская дочь тотчас ощутила облегчение. Однако император медлил и вознамерился было отправить киприотам не саму чудотворную, а точный список с нее, исполненный искусным мастером. Но Пречистая явилась к базилевсу в сновидении и грозно сказала: «Оставь свою икону здесь, а Мою немедля отправь иноку Исаие, так Мне угодно». После этого император снарядил корабль и с великими почестями проводил образ на Кипр к старцу Исаие. Старец водрузил «Милостивую» в выстроенный для нее храм, вокруг же поселились другие иноки. Мануил подарил новой обители три ближних селения, а базилевс подтвердил сие особой грамотой, дав также и денег на обустройство пустынножителей. Потому и монастырь, где пребывает «Милостивая» Киккская, и доныне называют Императорской обителью. С тех самых пор не иссякает поток ищущих заступничества «Милостивой», страждущих и по вере своей получающих исцеление и утешение. Не одни только православные, но и турки-киприоты преклоняются пред Ее дивной благодатью. По молитвам перед иконой Киккской многократно ниспадал во время засухи дождь, бесплодные жены получали чадородие, немые обретали речь. Однажды дерзнул ударить Ее образ некий язычник, после чего десница его немедленно отсохла, и в напоминание об этом к окладу чудотворной была прикреплена железная кисть руки (почему образ этот по незнанию порою смешивают с «Троеручицею»). Богоматерь «Милостивая» (Киккская) принадлежит к типу «Елеуса» (на котором ланиты Пречистой и Младенца соприкасаются), лик Ее повернут в левую сторону, Младенец Своею десницей поддерживает край мафория Богородицы; Ее и Его левые руки соприкасаются и вместе держат свиток с греческим текстом. Именно так выглядит образ Киккской кисти Симона Ушакова (1668), созданный царевым изографом для московского храма во имя святителя Григория Неокесарийского в Дербицах (на Большой Полянке; в 1935 году он был забран в Третьяковскую галерею, где завершает экспозицию отдела древнерусского искусства). Более славился в российских пределах местночтимый список с «Милостивой» Киккской, пребывавший во Флорищевой Успенской пустыни Владимирской епархии, близ города Гороховец.

http://pravoslavie.ru/1960.html

Итак, благодать достойно избрала из всех родов одну Святую Марию. Она была, подлинно, премудра во всем и во всех родах никогда не нашлось подобной Ей. Она поступила не так, как прежде дева Ева , которая, уединенно ходя в райском саду, рассеянным умом неосторожно вняла слову змия – виновника зла, и таким образом растлила свои ум, а чрез нее льстивый враг излил яд и ввел смерть во весь мир (отчего произошли бедствия, постигающие святых): это падение вознаграждено только Святою Девою. Святая не прежде приняла дар, как узнав, кто послал, и что это – за дар, и кто приносит его. Рассуждая с Собою в недоумении, Она как бы так говорит Ангелу: „откуда ты принес нам такое благословение? из каких сокровищниц послана нам эта жемчужина слова? откуда подается такое обетование? Ты снисшел с неба, но ходишь по земле; являешься в человеческом образе и, однако же, сияешь блеском света». Когда Святая помышляла об этом в Себе, то Архангел разрешил Ее недоумение следующими словами: Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя: темже и раждаемое свято, наречется Сын Божий. Не бойся, Мариам: я пришел не для того, чтобы поразить Тебя страхом, но удалить от Тебя причину страха. Не бойся Мариам: обрела бо еси благодать у Бога; не мысли о благодати по тому, что в природе: ибо благодать ни мало не подчиняется законам естества. Мария! Ты узнала то, что было сокрыто от патриархов и пророков. Дева! Ты постигла то, что доселе оставалось неведомым для самих Ангелов. Пресвятая! Ты услышала то, чего не удостоился слышать сонм мужей Богоносных. Моисей, Давид, Исаия и Даниил и все пророки хотя и проповедовали об этом, однако же не постигали способа совершения. Только Ты одна, Пресвятая Дева, восприемлешь ныне таинства, незнаемые ими всеми, и понимаешь образ совершения. Где – Дух Святой, там все совершается скоро; где – Божественная благодать, там все возможно для Бога: Дух Святый найдет на Тя, и сила Всевышняго осенит Тя: темже и раждаемое Свято наречется Сын Божий; если Сын Божий, то, без сомнения, и Бог, соестественный, совечный Отцу, в Котором проявляется все величие Отца. Он есть образ Ипостаси и сияние славы Отчей. Как из нескудного источника текут реки, так из этого вечного и всегда живого Источника проистекает вечный и истинный Свет мира – Христос Бог наш. Об этом взывали и пророки: речная устремления веселят град Божий ( Псал. 45:5 ). Он веселит не только один град, но и все, и подобно одному граду – всю вселенную.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Конечно, последователи ереси Савельевой находились также в Азии и, вероятно, для предохранения верующих от этих еретиков святой Григорий чудотворец написал для своей Неокесарийской Церкви исповедание веры о Святой Троице. Этот древний и уважаемый памятник должно здесь привести. (Выписываем его из Четьи Минея 17 ноября из житья св. Григория епископа Неокесарийского чудотворца). «Един Бог Отец Слова живого, составные (существенной) Премудрости и силы и начертания вечного, совершенный совершенного Родитель, Отец Сына единородного. «Един Господь, един от единого, Бог от Бога, начертание и образ Божества, Слово действенно, Премудрость, содержащая сущих сложение, и сила творительная всей твари. Истинный Сын истинного Отца, Невидимого Отца Сын невидимый, и нетленный нетленного, бессмертный и вечный вечного. «Един Дух Святой, иже от Отца существо имать 450 и через Сына явлен есть человеком, образ Сына совершенного, совершенный живот, вина живущих, источник свят, святыня, подающая освящение, в нем же откровен бывает Бог Отец, иже есть выше всех и во всех, и Бог Сын, иже через вся.» 451 " Троица совершенная, яже славой и вечностью и царствием не разделяется, ниже умаляется». В рукописях к этому исповедании веры прибавлены были следующие слова, которые в сущности только вывод, сделанный св. Григорием Нисским : »Ниже убо созданное есть что или работное в Троице, ниже прибытное, еже бы чего первее не бе, потом привниде: ниже бо Сын когда не бе у Отца, ниже у Сына Дух, но неизменна и непреложна, всегда есть тая же Троица». Яснее и глубокомысленнее невозможно изложить сущности и взаимных отношений трех лиц Божества: Отец – источник бытия, Сын предвечно от Отца рожденный, Святой Дух, исходящей от Отца и проявляющей в мире Отца и Сына, первого источником всякого бытия, а второго началом всякого действия. Есть еще некоторые творения святого Григория чудотворца , а особенно его похвальное слово учителю его Оригену и каноническое послание. Когда Азией овладели Ворады (Borades) и Готфы, то христиане до того унизились, что содействовали им в грабежах и насилиях. Св. Григорий по запросу одного из епископов, как поступать с виновными, написал Каноническое послание – самый древний памятник о благочинии церковном.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010