Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКРИНА СТАРШАЯ [греч. Μακρνα Μεγλη] (до 270 - ок. 340, диоцез Понт (совр. Турция)), исп. (пам. зап. 14 янв.), бабка по отцу святителей Василия Великого , Григория , еп. Нисского, Петра , еп. Севастийского, и прп. Макрины Младшей , к-рая названа в ее честь. О М. С. известно из упоминаний в письмах свт. Василия Великого ( Basil. Magn. Ep. 204. 6; 223. 3), из «Послания о жизни прп. Макрины» свт. Григория Нисского ( Greg. Nyss. De vita Macr. 2) и из «Надгробного слова Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской» свт. Григория Богослова ( Greg. Nazianz. Or. 43. 4-7). Точных дат жизни М. С. источники не сообщают. Время рождения устанавливается относительно даты смерти ее учителя свт. Григория Чудотворца , которая в свою очередь также неточна (270-275); датировка кончины М. С. связана и с возрастом ее внуков - святителей Василия Великого (род. в 329/330) и Григория Нисского (род. в 331/335). М. C. весьма чтила «апостола Неокесарии», ученика Оригена , свт. Григория Чудотворца, еп. Неокесарийского, к-рый способствовал широкому распространению христианства в Понте. Свт. Василий Великий, чье детство прошло в тесном семейном общении с бабушкой, пишет, что от нее услышал и запомнил наставления святителя, к-рым она сама следовала. Кроме того, М. С., по его словам, воспитала его «в благочестивых учениях» и передала ему «речи блаженнейшего Григория [Чудотворца]» ( Basil. Magn. Ep. 204. 6; 223. 3; Pouchet. 1992. P. 591-592). Свт. Василий Великий сообщает также, что именно от М. С., а также от своей матери, прп. Емилии , он воспринял первое представление о Боге ( Basil. Magn. Ep. 223. 3). Во время гонения имп. Диоклетиана (у свт. Григория Богослова - Максимина, очевидно имп. Максимина Дайи ) у М. С. и ее мужа (имя неизв.) за исповедание Христа было отнято имущество, и они были вынуждены ок. 7 лет скрываться в понтийских лесах. Свт. Григорий Богослов рассказывает, как по их молитве Бог послал им для пропитания оленей, указывает на мужество людей, привыкших к достатку, но ради исповедания веры отказавшихся от удобств городской жизни и удалившихся в дикие леса ( Greg. Nazianz. Or. 43. 4-7).

http://pravenc.ru/text/2561532.html

Программа «Звонильной недели» 23 2006 р. 23:07 В рамках V Пасхального фестиваля в столичных храмах пройдет «Звонильная неделя». Завершится она Большим Пасхальным звоном 9 мая.    23 апреля, воскресенье 15.30 — храм Христа Спасителя    24 апреля, понедельник 13.30 — храм Христа Спасителя 15.30 — Богоявленский собор в Елохове 15.45 — храм Никиты Великомученика в Старой Басманной слободе 16.15 — храм Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе    25 апреля, вторник Вереница звонов. Никитские колокола: 15.30 — храм Вознесения Господня у Никитских Ворот («Большое Вознесение») 15.45 — храм Федора Студита у Никитских Ворот 16.00 — храм Вознесения Господня на Никитской («Малое Вознесение») 16.15 — храм Воскресения Словущего, что на Успенском вражке    26 апреля, среда Вереница звонов. Колокола Кремля и Зарядья: 15.30 — Колокола Московского Кремля 15.45 — храм Казанской иконы Божией Матери на Красной площади 16.00 — храм Василия Блаженного (Покрова на Рву) 16.15 — храм Варвары Великомученицы на Варварке 16.30 — храм Свт. Николая Чудотворца «Красный звон» 16.45 — храм всех Святых на Кулишках    27 апреля, четверг 14.00 — храм Николая Чудотворца в Звонарях 14.15 — Богородице-Рождественский женский монастырь    28 апреля, пятница 15.00 — храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках 15.30 — храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках    29 апреля, суббота Вереница звонов. Колокола Остоженки и Арбата: 14.00 — храм Христа Спасителя 14.15 — надвратная колокольня Храма Христа Спасителя 14.30 — Державная колокольня Христа Спасителя 14.45 — храм Пророка Ильи Обыденного 15.15 — храм Свт. Николая в Старом Ваганькове 15.45 — храм Симеона Столпника на Поварской 16.00 — храм Спаса Преображения на Песках 16.30 — храм Свт. Николая на Щепах    30 апреля, воскресенье 14.00 — храм Казанской Божьей Матери на Красной площади 15.30 — храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках    1 мая, понедельник Вереница звонов. Замоскворецкие колокола: 14.30 — храм Григория Неокесарийского в Дербицах

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202965...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ 15 апреля - память преподобного Тита Чудотворца 15.04.2003 Преподобный Тит был иноком Студийского монастыря. Всю жизнь он провел в трудах и молитвах, отличался кротостью, любовью к ближним и милосердием. За крепкую веру и благочестие преподобный стяжал у Господа дар чудотворений. И в день памяти преподобного Тита-чудотворца полезно будет обратить внимание на те чудеса, которые совершаются в Церкви Христовой. Чудо - это то, что не может совершаться силой человеческой, а только силой Божией. А поскольку не может оскудеть сила Божия, значит не могут прекратиться и чудеса. Цели чудес Божиих могут быть различны. Они могут послужить для распространения и утверждения веры Христовой, но могут совершаться и вообще для блага и спасения людей, для избавления людей от всяких бед и горестей. Зачем, например, Христос воскресил сына вдовы из Наина? Господь сжалился над бедной вдовой (Лк. 7, 12-15). Зачем по слову святого Григория Неокесарийского сдвинулась с места гора? Потому что она мешала ему устроить здесь церковь (Чет.-Мин., 17 ноября). Зачем разверзлась гора по молитве праведной Елизаветы? Чтобы укрыть ее с младенцем Иоанном от кровожадного Ирода (Чет.-Мин., 24 июня). Благость Божия помогает людям по мере их веры и молитвы. А что же наши чудо- творные иконы, постоянно являющие исцеления и знамения, а нетленные мощи святых угодников Божиих… Это ли не чудо? А святые Таинства? Крещение, в котором человек омывается от грехов и становится членом Церкви Христовой; Причащения, в котором хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христовы; Елеосвящения, в котором человек исцеляется не только от недугов духовных, но и нередко от недугов телесных, и другие Таинства - неужели и это не чудо? Есть люди, которые кроме этих постоянных чудес хотят видеть и те чудеса, о каких нам известно из житий святых, из Священного Писания. Неплохо было бы, если бы по одному слову вдруг сдви- нулась бы с места гора! Но искать чудес без нужды – значит искушать Господа, как, например, искушал Его диавол, предлагая превратить камни в хлебы. Если бы мы действительно имели веру хотя бы с горчичное зерно, Господь, без сомнения, творил бы для нас чудеса, когда в них была бы нужда, но никак не для удовлетворения нашего любопытства.

http://zavet.ru/wb/index.php?itemid=104

Москва. Часовня Спаса Всемилостивого. Карта и ближайшие объекты Часовня Спаса Всемилостивого, что в Дербицах. Деревянная часовня возведена в 2003 году на месте древнего деревянного храма, разобранного между 1679 и 1682 гг. Имеет высокие подклет и крыльцо. Фундамент выложен большими каменными валунами. Построена мастерами из Закарпатья. Доступ к часовне с улицы закрыт. Предшественником современной часовни стал небольшой обетный храм Григория Неокесарийского. Возможно, кто-то скажет, что храм и поныне там – в Дербицах. Но мало кто знает, что на самом деле нынешний каменный храм, освященный в честь этого святого, чаще называемого в народе Григорием Чудотворцем, стоит несколько в стороне от той первоначальной церкви, возведенной Василием Темным в середине XV в. Русские князья всегда отличались особой воинственностью и храбростью, а также огромной набожностью. Свидетельство тому – великие победы русских дружин, подкрепленных помощью свыше, и великое множество храмов, построенных в ознаменование тех или иных милостей Божиих. В 1445 г. Великий московский князь Василий II, получивший немало ран в бою с татарским ханом и попавший в плен, только на Бога возлагал свои надежды на освобождение. Он поклялся в случае спасения возвести храм на том самом месте, откуда он, возвратясь, впервые увидит стены родного Кремля. Василий, внук Дмитрия Донского, вовсе не был так уж удивлен, когда пленивший его хан Махмет внезапно освободил его, ведь он знал, какую помощь может оказать искренняя молитва. Более двух недель он добирался в Москву из-под Суздаля. 17 (30 по новому стилю) ноября 1445 г. сквозь расступившиеся лесные дебри (Дербицы – замшелая, залежная земля) засветились стены родного Кремля. В день этот Церковь чтила память Григория Чудотворца, в чью честь князь Василий, прадед Ивана Грозного, и поставил здесь храм, который впоследствии сгорел в одном из пожаров Около 1632 г. его сменила новая одноглавая деревянная церковь, а возле нее поставили колоколенку – простой деревянный столб с перекладиной для колокола и навесом сверху – классический вариант того времени. Когда начали, спустя несколько десятилетий, рядом строительство каменного храма, деревянный еще какое-то время действовал (надо же было где-то проводить богослужения и справлять требы). Старую церковь разобрали где-то между 1679 и 1682 гг. Однако обетный храм не ушел совсем в небытие. На месте его алтаря установили белокаменный столп с крестом наверху, напоминавший о чудесном спасении князя Василия из татарского плена, демонстрируя миру принцип «Никто не забыт, ничто не забыто».

http://sobory.ru/article/?object=11618

Символы веры раннего Христианства Скачать epub pdf Апостольский символ веры Символ веры священномученика Иринея Лионского Символ веры Тертуллиана Символ веры святителя Григория Неокесарийского, чудотворца Символ веры священномученика Дионисия, папы Римского Халкидонский символ веры Символ веры Афанасия Александрийского (Афанасиев Символ веры)     Символ веры – краткое исповедание веры, которое готовящийся принять крещение произносил перед крещением, выражая тем самым, свою готовность стать христианином. Все эти символы веры определяет несколько характерных особенностей: – Исповедание веры в Отца и Сына и Святого Духа, т.е. вера в Троицу. – Исповедание реальности воплощения Сына Божьего посредством Духа Святого от Девы Марии, Его страданий, смерти и трехдневного воскресения и вознесения. – Исповедание веры в Церковь , как собрание в котором верующий получает спасение. – Чаяние воскресения во плоти и вечной жизни в царствии Божьем. Отличия, которые мы можем обнаружить в этих отдельных высказываниях ранних Отцов и Учителей Церкви, как правило, незначительны. Из-за гонений которым подвергалась Церковь в первые века своего существования, у нее не было возможности выработать единый символ веры . Эти краткие исповедания рождались в ответ на выпады еретиков. Возьмем, к примеру, апостольский символ. Известно, что первые еретики с которыми столкнулась ранняя Церковь – это гностики, которые отрицали реальность воплощения Христова. Отголосок этого мы можем увидеть из посланий святого Иоанна: «Духа Божия узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога, и всякий дух, который не исповедует Иисуса, не есть от Бога; и это – дух антихриста, о котором вы слышали, что он грядет, и теперь есть уже в мире» ( 1Ин. 4:2–3 ). Подобные высказывания часто встречаются у Игнатия Антиохийского , Поликарпа Смирнского , которые также столкнулись с этой ересью. В апостольском исповедании четко выражена реальность воплощения Христова. Позднее, стали появляться еретики неправильно понимающие отношения Лиц Святой Троицы. Они пытались рационально объяснить троичность Бога. Например, Праксей один из еретиков II века, в попытках объяснить троичность Бога, при условии, что Бог един, пришел к следующей мысли: Отец, Сын и Святой Дух – это проявление одного и того же лица. По его представлению Бог подобно актеру менял маски (роли), но за различными Его проявлениями стояло одно и тоже лицо. В начале Бог проявил себя, как Творец, потом в деле искупления Он же явил себя, как Сын, и наконец сошел на апостолов, как Святой Дух . Эта идея нашедшая себе последователей не могла быть принятой Церковью , ибо Писание ясно различает личности Отца и Сына, а потому в символы веры начинают большую часть отводить внутритроичным отношениям, и начинают более подробно свидетельствовать о Божестве Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/simvol...

Храм Григория Неокесарийского (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание История [ править править код ] Храм Святителя Григория Неокесарийского в Дербицах своё историческое бытие начинает в глубокой древности. Первоначально он был деревянным. Его построил великий князь Василий II (Тёмный) в благодарность за чудесное избавление из татарского плена. Находясь в Орде, князь дал обет Богу: построить церковь на том месте, с которого увидит стены Кремля, в честь святого, память которого в тот день будет праздноваться, что и произошло 30 ноября 1445 г., в день памяти Святителя Григория Чудотворца. Просуществовал деревянный храм до конца XVII столетия. Сегодня на его месте по благословению Святейшего Патриарха Алексия II построена деревянная часовня-памятник в честь Всемилостивого Спаса. Часовня и историческое словосочетание " в Дербицах " , т.е. в лесном, болотистом месте, напоминают нам о тех далёких временах. В 1668-79 годах рядом с деревянным воздвигается величественный каменный храм тщанием царского духовника протопопа Андрея Савинова на средства царя Алексея Михайловича. Начало строительства благословил Святейший Патриарх Никон, а освятил построенную церковь Святейший Патриарх Иоаким в присутствии царя Феодора Алексеевича. Строили храм лучшие зодчие того времени Карп Губа и Иван Кузнечик. По своей архитектуре церковь относится к московскому типу пятикупольных храмов с шатровой колокольней. Фасады украшают изразцы с затейливым растительныи орнаментом " павлинье око " , изготовленные известным гончаром Степаном Полубесом. Современного человека несколько удивляют яркие цвета внешнего убранства храма. Но именно царь Алексей Михайлович, как сообщают нам исторические источники, приказал стены храма " прописать суриком в кирпич " , " стрелки у шатра перевить " , " и расписать бирюзой и белилами " . Церковь была настолько благолепна по своему виду, так полно соответствовала представлениям людей о красоте, что получила в народе название " Красной " , то есть красивой. Иконы для иконостаса писали царские изографы во главе с прославленным Симоном Ушаковым. Его Богоматерь Елеуса-Киккская из местного ряда иконостаса постоянно экспонируется в Третьяковской галерее.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Григория_...

30 ноября — день памяти святителя Григория чудотворца, епископа Неокесарийского. 30 ноября 2007 г. 13:00 Святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский, родился в городе Неокесарии (север Малой Азии) в языческой семье. Получив прекрасное образование, он с юности стремился к Истине, но мыслители древности не могли утолить его жажды познания. Истина открылась ему лишь в Святом Евангелии, и юноша стал христианином. Для продолжения образования святой Григорий отправился в Александрию, знаменитый тогда центр языческой и христианской учености. Любознательное юношество стекалось в Александрийское огласительное училище, где преподавал пресвитер Ориген, знаменитый учитель, обладавший огромной силой ума и глубиной познаний. Святой Григорий стал учеником пресвитера Оригена. Впоследствии святитель так писал о своем наставнике: «Этот человек получил от Бога величайший дар — быть переводчиком слова Бога к людям, разуметь Слово Божие, как Бог Сам его употреблял, и изъяснять его людям, как они могут уразуметь». Восемь лет учился святой Григорий у пресвитера Оригена и принял от него Крещение. Подвижническая жизнь святого Григория, целомудрие, чистота и нестяжательность вызывали зависть в самоуверенных и грехолюбивых сверстниках — язычниках, и они решили оклеветать святого Григория. Однажды, когда он беседовал с учителями на площади, к нему подошла известная в городе блудница и стала требовать платы за якобы совершённый с нею грех. Сначала святой Григорий кротко возразил ей, что она ошибается, принимая его за кого-то другого. Однако блудница не унималась. Тогда он попросил друга дать ей деньги. Как только блудница взяла в руки неправедную мзду, она тотчас же пала на землю в припадке беснования, а затем призналась в обмане. Святой Григорий совершил над ней молитву, и бес оставил ее. Вернувшись в Неокесарию, святой отказался от деятельности в миру, к которой его настойчиво склоняли влиятельные сограждане. Он удалился в пустыню, где в посте и молитве достиг высокого духовного совершенства и получил от Бога благодатные дары прозорливости и пророчества. Святой Григорий полюбил пустынножительство и хотел остаться в уединении до конца своих дней, однако Господь судил иначе.

http://patriarchia.ru/db/text/330885.htm...

Разделы портала «Азбука веры» Кондак 1 Избранный чудотворче и изрядный угодниче Христов, догматов творец предивный и ересей искоренителю неленостный, многоцелебный источниче и молитвенниче о душах наших, святителю Григорие, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи зовущих: Радуйся, чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение. Икос 1 Ангел земный и человек небесный был еси, святителю Григорие, от начала жития твоего чистоту души и тела возлюбив и Христу любовию усердно последовав, совершенства духовнаго достигл еси. Тем же изряднейшего жительства, аки молнией, сияя светом, ныне свету великому предстоя, поминай нас, усердно чтущих тя и воспевающих тако: Радуйся, Евангелия Христова верный последователю; радуйся, заповедей Иисусовых ревностный исполнителю, радуйся, благочестия стено необоримая; радуйся, звездо, сияющая благодати Божией зарею. Радуйся, дерзновение велие ко Господу стяжавый; радуйся, дар чудотворения свыше получивый. Радуйся, крепкое кормило церкве Христовой; радуйся, непоколебимый столпе православия; радуйся, правило веры благочестивыя; радуйся, образе кротости духовныя. Радуйся, апостольских преданий хранителю; радуйся, тайн Божиих истинный строителю. Радуйся чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение. Кондак 2 Видя нечестивии юноши александрийстии непорочное и целомудренное житие твое, святителю Григорие, ненавистию, от диавола вселяемою, распаляшеся, научиша жену некую оклеветати тя пред всеми, просити плату за блудодеяние. Ты же от чрева матерня даже до блаженной кончины твоея не познав греха плотскаго и сохранив девство неоскверненное, с кротостию и незлобием молил еси друга твоего подати просимое, поющи Богу, единому верному на небесех свидетелю: Аллилуиа. Икос 2 Разум и сердце имея грехом омраченныя, прияла блудница, иже в Александрии, мзду неправедную, с нею же и казнь лютую, вошел бо в ню бес страшный, начав мучити пред всеми, так что сия дщерь велиарова трепетала всем телом, скрежетала зубы своими и вопила безудержно. Ты же, святителю Григорие, сотворив о ней теплую молитву ко Господу, отгнал еси духа злобы поднебесныя. Мы же, дивящеся сему, вопием ти тако:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Белавино. Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Предтеченская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Рождества Иоанна Предтечи Год постройки:Между 1822 и 1845. Год утраты:Не установлен. Адрес: Московская область, Солнечногорский район, село Белавино. Координаты: 56.070085, 36.993186 Проезд:Церковное место находится на кладбище. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Известно, что в 1-й половине XIX века село Белавино досталось действительному статскому советнику Григорию Высоцкому. Он перестроил усадьбу, а также соорудил вместо прежней обветшавшей новую каменную церковь, освященную в 1822 году. В новой церкви были устроены три престола — старый, во имя Рождества Иоанна Предтечи, а также во имя преподобного Сергия Радонежского и во имя Чудотворца Григория Неокесарийского - святого, соименного Высоцкому. Высоко поднималась колокольня белавинской церкви, издалека указывавшая местоположение села. Ее было видно уже от Поварова. Храм стоял немного южнее самого села, на кладбище. Тогда же, вероятно, была реконструирована усадьба - переделан дом, разбит регулярный парк к западу и югу от дома, а в парке сооружено несколько копаных прудов. Огромный пруд был создан земляной запрудой с востока от села, на ручье, но утверждать, что он возник только в XIX веке, нельзя. В новый храм Высоцкий привез из Москвы несколько иконостасов, которые он раздобыл в упраздненных домовых церквах. В 1836 году в Белавино доставили иконостас из домовой церкви во имя Спаса Нерукотворного, находившейся в доме Е.П. Головиной. Этот храм был устроен первоначально в 1820 году у А.П. Глазовой, а к Головиной был перенесен только в 1833 году. Несколько лет спустя, в 1847 году, после смерти княгини А.М. Черкасской, из ее московского дома на Поварской Высоцкому отдали иконостас домашней Знаменской церкви, устроенной еще в 1811 году. Описывая иконостас этого храма, знаменитый исследователь московской церковной старины М.И. Александровский писал: " Иконостас и сень над престолом составляла одна ротонда на восьми колоннах с вызолоченными коринфскими капителями " . Церковь в Белавино с середины XIX века существовала не самостоятельно, а в качестве приписной - ее обслуживал причт соседнего села Покровского-Колычева (у современной деревни Новая).

http://sobory.ru/article/?object=45709

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Григорий Неокесарийский (Чудотворец), святитель (ок. 213 — после 270) – выдающийся церковный деятель, епископ, проповедник, мыслитель. Григорий Неокесарийский родился в известной богатой языческой семье. Смерть отца, как впоследствии писал Григорий Чудотворец стала для него началом религиозного поиска. Переехав в Кесарию Палестинскую Григорий знакомиться с Оригеном, который знакомит его с античной философией, и главное — учением Христа. Вернувщись в Неокесарию, становиться епископом, по свидетельтсву Григория Нисского, число его слушателей постоянно растет не только благодаря проповедью но и чудесам. После гонения Деция, восстановил церковную жизнь Неокесарии. Григорий Неокесарийский участвовал в соборе 264 года, осудившем ересь Павла Самосатского. О последних годах жизни Григория Неокесарийского почти ничего неизвестно, кроме того, что его влияние распростронилось на всю М. Азию. В немногочисленных сочинениях неокесарийского святителя выражено главным образом тринитарное учение. Его Символ веры – квинтэссенция доникейской триадологии. Богословие апофатично святителя Григория: Бога не только нельзя познать, но и воспеть достойным образом, но Он бесконечно близок нам, Его щедрость распространяется на всё сущее. Особо акцентировал внимание на единстве Отца и Сына. С помощью насколько возможно большего числа терминов и оборотов пытался выразить Невыразимое. Оказал огромное влияние на последующее богословие, особенно на Великих Каппадокийцев. Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book_author/gri...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010