Наслаждаясь трапезою ведения от Божественного ведения, изнесем – подобно источнику – глас радования в гимнах хваления, прославим благостное могущество Божественного Слова! Вместе с радостным ликованием исповедания, достойно восхвалим Божественную благость! Ибо и земля, и море, и вся тварь (ср. Псал. 95:11 ), видимая и невидимая, благословляют и прославляют любовь Бога к человеку, поскольку слава Его была среди нас (ср. Ин. 1:14 ). Будучи Богом, Он явился во плоти и, приняв крайнее уничижение, родился от Пресвятой Девы, дабы опять обновить омертвевшего непослушанием. Обратитесь, братие, и приступите! Будем хвалить Рожденного от Девы! Ибо, будучи славою и образом Божества (ср. Евр. 1:3 ) прежде век, Он сделался сострастным немощи нашей; будучи безмерно великою силой и образом Божиим, Он принял зрак раба ( Флп. 2:6, 7 ). Одеяйся светом, яко ризою ( Псал. 103:2 ), сожительствует с людьми, как уничиженный. Воспеваемый херувимами и тьмами ангелов, на земле пришельствует. Прежде всех воззвавший к жизни всякую тварь, от Пресвятой Девы рождается, дабы паки оживить первозданного. Христос, Бог наш, начинает жить, как человек, хотя соучаствует в безначальной жизни Бога Отца, дабы вознести падшего человека к безначальному началу Божества. От Пресвятой Девы Он воспринимает зрак раба, дабы призвать нас к прославленному Владычнему образу. Он облекается во образ перстного, дабы соделать нас участниками небесного зрака. Он возлежит на лоне Пресвятой Девы, дабы нас приискренне посадить одесную Отца Своего. Он – в бренном теле и в нем полагается во гроб, дабы провозгласить нас наследниками вечной жизни. Необъятный, Он вмещается во чреве Пресвятой Девы, дабы обновить Адама, поврежденного грехом. Сила Отчая и Источник жизни, Христос, Бог наш, Он есть живоносное таинство, в которое мы веруем по Его животворному гласу. Бесконечная жизнь, – Он добровольно награждает надеющихся на Него и Духом Благим просвещает все племена. От сего Источника, живого, приснотекущего и сладостного, напаяется и насыщается всякий, кто жаждет с верою.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Житие Григория чудотворца, епископа Неокесарийского Житие Григория чудотворца, епископа Неокесарийского День памяти: 17 ноября/30 ноября Текст читает:  Народный артист России Е.А.Киндинов Содержание аудиокниги соответствует текстовой версии Григория чудотворца, епископа Неокесарийского Житие Григория чудотворца, епископа Неокесарийского Святой Григорий происходил из славного и великого города Неокесарии, от родителей язычников. В молодых годах он потерял их. Занявшись изучением Еллинской премудрости, начал он уразумевать и совершеннейшую премудрость, которая состоит в познании Единого Истинного Бога: из творений познавал он Творца и старался благоугождать Ему незлобием и целомудренной жизнью. Ознакомившись со святым Евангельским учением, он немедленно стал последователем его и, приняв крещение, старался жить по заповедям Христа, в чистоте и нестяжательности, отказался от всей суеты мирской, богатств, гордости, славы и временных наслаждений. Отказавшись от угождения плоти, Григорий пребывал в великом воздержании, умерщвляя свою волю, и оберегал чистоту своего девства так строго, что в течение всей жизни, от чрева матери до блаженной кончины своей, не познал плотского греха и сохранил себя от скверны, чтобы быть угодным Единому Чистому и Безгрешному, от Безгрешной Девы рожденному, Христу Богу. Предавшись Ему от юности, с помощью Его он преуспевал от силы к силе, от добродетели к добродетели, и проходил путь жизни беспорочно: за то возлюбил его Бог и люди добрые, а злые ненавидели.    Когда он, будучи еще юношей, изучал в Александрии философию и врачебное искусство вместе со многими юношами, стекавшимися туда от всех стран, то целомудренная и непорочная жизнь его возбудила ненависть его сверстников. Будучи невоздержны и порабощены страстями, они жили нечисто, входя в дома блудниц, как было в обычае у языческих юношей; а святой Григорий, как юноша христианский, уклонялся от этого пагубного пути, избегал нечистоты и ненавидел беззаконие; как крин среди терния, так среди нечистых светился он своею чистотою.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Григорий Неокесарийский. Творения В немногочисленных сочинениях святителя Григорий Неокесарийского выражено главным образом тринитарное учение. Его Символ веры – квинтэссенция доникейской триадологии. Богословие апофатично неокесарийского чудотворца: Бога не только нельзя познать, но и воспеть достойным образом, но Он бесконечно близок нам, Его щедрость распространяется на всё сущее. Григорий Неокесарийский особо акцентировал внимание на единстве Отца и Сына. С помощью насколько возможно большего числа терминов и оборотов пытался выразить Невыразимое. Оказал огромное влияние на последующее богословие, особенно на Великих Каппадокийцев. В наше собрание творений Григория Неокесарийского вошли: «О возможности и невозможности страданий для Бога», «Слово о воплощении Господа», «Слово на Рождество Христово», «Слово на Богоявление», «Похвала Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии», «Подробное изложение веры», «12 глав о вере», «Переложение Екклезиаста», «На Благовещение Пресвятой Богородицы», «Каноническое Послание Святого Григория Неокесарийского», «Послание к Филагрию о единосущии», «К Татиану краткое слово о душе». Творения О возможности и невозможности страданий для Бога 1.  Однажды, когда я намерен был возвратиться в то место, где обычно проводил время, некий муж, имя которого было Феопомп, спросил меня, бесстрастен ли Бог? Я же немного помедлил и, сжав губы , ответил: «Как мы можем говорить, о Феопомп, что Бог подлежит страданию?» И, когда он пытался с моим ответом связать другой вопрос, я, более ускоряя шаг, поспешил, чтобы достигнуть того места, где обычно друзья собирались с друзьями, и, лишь только я сел возле тех, которые там были, я протянул им руку и приготовился спросить у них о том, что сказано было мною в предшествующий день. Но пришел Феопомп и, заняв место подле меня, начал говорить так: «Необразованные и незнакомые с наукой должны, о Григорий, старательно поучаться у ученых и у знающих все. А так как я решил снова усердно заняться этим предложенным мною вопросом, то я прошу тебя дать врачевство для этих мыслей, которые взаимно борются между собой и которые, постоянно пребывая во мне, расстраивают мой ум. Прошу тебя укрепить меня теми ясными доказательствами, которые у тебя по этому вопросу готовы в изобилии».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

иером. Макарий Симонопетрский Память святителя Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского 210 Св. Григорий родился ок. 213 г. в Неокесарии Понтийской 211 . Он происходил из знатной языческой семьи. Его мать, на которую по смерти супруга легла ответственность за воспитание трех детей, позаботилась о том, чтобы они получили блестящее образование. Григорий, которого тогда звали Феодором, проявил не только способности к учебе, и особенно к ораторскому искусству, но и глубокую мудрость, а также великую кротость. С четырнадцати лет он стал удаляться от суетных игр сверстников ради созерцания сотворенного мира – так у него стала зарождаться мысль о едином Творце. Христианская вера была в тех местах почти неизвестна: христиан в Неокесарии было всего лишь семнадцать человек. Товарищи юного Феодора из зависти, что он проводит столь целомудренную и чистую жизнь, однажды заплатили некоей блуднице, чтобы она объявила, будто тот предается с ней блуду. Услышав эту клевету, юноша не стал искать оправдания, не разгневался на тех, кто был ответствен за эти измышления, но удовольствовался тем, что отослал блудницу, дав ей столько денег, сколько она получила за распространение лжи, и попросил женщину оставить его в покое. Мать Феодора решила отправить его вместе с братом Афинодором в знаменитое училище в Берите, чтобы они продолжили изучение права. Но вначале попросила проводить их сестру в Кесарию Палестинскую, где она должна была встретиться со своим супругом, который был советником правителя области. Там двое юношей познакомились с великим Оригеном († 254), недавно приехавшим из Александрии. С первых дней пораженные словами учителя, которые зажгли в их душах пламя любви к Богу, юноши оставили всякую мысль об учебе, с величайшей жаждой стали внимать урокам Оригена и провели рядом с ним пять лет (233–238). Великий александрийский учитель наставил их в христианской вере и богословии, однако они были достаточно рассудительны, чтобы не впасть в те его заблуждения, которые были обязаны своим возникновением слишком дерзновенным рассуждениям Оригена о божественных тайнах 212 . Живя вместе с другими учениками Оригена 213 , молодые люди проводили все время в изучении Священного Писания и смотрели на учителя как на образец добродетели и благочестия. «Этот человек, – говорил св. Григорий, – получил от Бога величайший дар и от Неба – лучшую часть: он стал толкователем слов Божиих для людей, он понимает вещи божественные так, как если бы Сам Бог говорил с ним, и он объясняет их людям, чтобы они их понимали» 214 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации День обретения мощей свт.Алексия, митрополита Московского (комментарий в свете веры) Святитель Алексий, митрополит Московский и всея Руси. Икона XVIII в. 20 мая (2 июня) Русская Православная Церковь празднует День обретения мощей святителя Алексия, митрополита Московского, всея России чудотворца. Фото - Ю.Клиценко, Седмица.Ru 2 июня, в праздник обретения мощей святителя Алексия, Московского и всея России чудотворца, в Богоявленском кафедральном соборе Москвы, где покоятся мощи Первосвятителя, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию и молебен. За литургией Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин архиерейской хиротонии архимандрита Иеронима (Чернышова), настоятеля московского храма свт. Григория Неокесарийского на Большой Полянке, во епископа Орловского и Ливенского. Фото - Ю.Клиценко, Седмица.Ru Его Святейшеству сослужили: митрополиты Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии; Ташкентский и Среднеазиатский Владимир; архиепископы Истринский Арсений; Рязанский и Касимовский Павел; Белгородский и Старооскольский Иоанн; Орехово-Зуевский Алексий; Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан; епископы Красногорский Савва; Дмитровский Александр; Сергиево-Посадский Феогност; Люберецкий Вениамин; Бронницкий Амвросий; Шатурский Никодим. Фото - Ю.Клиценко, Седмица.Ru Среди присутствовавших на богослужении были: заместитель губернатора Орловской области В.В.Поляков; секретарь Орловской епархии протоиерей Владимир Дорош; начальник Главного управления Министерства обороны по международному военному сотрудничеству генерал-лейтенант В.Б.Федоров; секретарь Совета министров обороны государств-участников СНГ генерал-лейтенант А.С.Синайский; военный комендант г. Москвы генерал-лейтенант А.Н.Денисов; заместитель начальника ГУВД по г. Москве генерал-майор милиции А.В.Мельников, заместитель начальника ГУВД Москвы; военачальники и воины, которых духовно окормлял владыка Иероним, являвшийся также настоятелем войскового храма святого благоверного князя Димитрия Донского в расположении Отдельного Комендантского полка Министерства обороны РФ; клирики и прихожане храма свт. Григория Неокесарийского на Большой Полянке.

http://sedmitza.ru/text/414740.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации " Чудес многих прием действо, всемудре Григорие " 30 (17) ноября Православная Церковь празднует память святителя Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского (ок. 266-270). Святитель Григорий Чудотворец Фрагмент статьи из т. 13 «Православной энциклопедии». Москва, 2006 г. Григорий Чудотворец [греч. Γρηϒριος Θαυματουρϒς] (ок. 213, г. Неокесария Понтийская (совр. Никсар, Турция) - после 270, там же), свт. (пам. 17 нояб.), еп. Неокесарийский. Жизнь Основными источниками жизнеописания Г. Ч. являются: 1. «Благодарственная речь Оригену», произнесенная им в Кесарии Палестинской по окончании обучения. В ней Г. Ч. сообщает краткие сведения о своем происхождении, о первоначальном воспитании и образовании, о пути, приведшем его к Оригену , подробно описывает общение с ним. Это наиболее достоверный источник, охватывающий жизнь Г. Ч. до начала его церковно-общественного служения. 2. Письмо Оригена к Г. Ч. (PG. 11. Col. 87-92; рус. пер.: Творения св. Григория Чудотворца. С. 53-56) - важное дополнение к «Благодарственной речи...». 3. «Слово о жизни св. Григория Чудотворца», написанное свт. Григорием , еп. Нисским (Ες τν βον το ϒου Γρηϒορου το Θαυματουρϒο, De vita Gregorii Thaumaturgi//PG. 46. Col. 893-957; рус. пер. Творения св. Григория Нисского//ТСОРП. 1872. Т. 45. Ч. 8. С. 126-197), принадлежит к жанру похвальных слов. 4. «Повесть о славных деяниях блаженного Григория, епископа Неокесарийского», сохранившаяся в сир. переводе (ркп. VI в.- Британский музей (add. 14648, опубл.: Bedjan . Acta. T. 6. P. 83-106; рус. пер. этого Жития: Творения св. Григория Чудотворца. С. 1-17); др. сир. копия VI в.: Пигулевская Н . В . Каталог сирийских рукописей Ленинграда//Палестинский сборник. 1960. Т. 6 (69). С. 140-143 (ркп. N S. 4), груз.

http://sedmitza.ru/text/875879.html

Беседа на Богоявление Господне. Святого Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского Мужи, возлюбленные Христу и любящие общение и братство! Удостойте благосклонного вашего внимания мою беседу, и, отверзши слух свой, как бы некие двери, приимите слово мое и внемлите моей спасительной проповеди о крещении Иисуса Христа, совершившемся на реке Иордане, дабы вам сильнее возлюбить Господа, низшедшего к нам до такой степени. Хотя торжество Богоявления или откровения Спасителя нашего прешло уже; но благодать его всегда пребывает. Посему постараемся ею насытить и усладить ненасытимые сердца (в делах спасения такая ненасытимость похвальна). Итак, прейдем все из Галилеи в Иудею и изыдем вместе со Христом: ибо блажен тот, кто шествует вместе с Путем жизни. Изыдем, – и мысленными стопами достигнем Иордана, чтобы зреть, как Тот, Кто не имеет нужды в крещении, крещается от Иоанна Крестителя, дабы даровать нам благодать Крещения. Изыдем, – и узрим образ нашего возрождения, который напечатлелся в сих водах. Тогда приходит Иисус от Галилеи на Иордан ко Иоанну креститися от него ( Матф. 3:13 ). Какая кротость и смирение Господа! Какое снисхождение! Небесный Царь приходит ко Иоанну – Своему Предтече, не будучи окружен воинством Ангельским, и не предпосылая пред Собою вестников, т. е. бестелесных Сил; но, подобно простому и обыкновенному воину, Он приходит к собственному Своему воину, приступает к нему как бы кто-нибудь из среды простого народа; в числе пленников обретается Искупитель их и Судия; к погибшим овцам присоединяется добрый Пастырь, Который ради заблуждшей овцы низшел с неба, и между тем не оставил неба; с плевелами смешалась небесная пшеница, произросшая без человеческого семени. Иоанн Креститель, увидев Его, узнал, что это действительно – Тот Самый, Которого он исповедал и почтил, быв еще во чреве матери, ради Которого он так рано, преступив пределы естества, взыгрался в матерней утробе. Опустив свою руку, и преклонив свою главу, как возлюбленный раб Господень, Иоанн сказал Ему: аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне ( Матф. 3:14 )? „Что делаешь Ты, Господи? Для чего превращаешь порядок вещей? Для чего, наравне с рабами, от раба Твоего просишь того, что свойственно рабам? Для чего желаешь получить то, в чем не имеешь нужды? Для чего меня, Твоего раба, Ты подавляешь столь великим снисхождением и смирением? Аз требую Тобою креститися: но Ты не имеешь нужды креститься от меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы. Св. Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского Ныне Ангельские лики воспевают славу Божественную, и свет Христова пришествия воссиявает верным. Ныне для нас – радостная весна: Солнце правды – Христос лучезарным сиянием просветил нас и озарил умы верных. Ныне обновляется Адам и вознесенный на небо торжествует с Ангелами. Ныне вся вселенная исполняется радостью по причине снисшествия на людей Святого Духа. Ныне явилась Божественная благодать, надежда (благ) невидимых, и ясно открыла нам чудеса, превышающие ум, таинство сокровенное от века. Ныне соплетаются венцы за постоянство в добродетели. Ныне Бог, желая увенчать священные главы людей благопослушных и соблюдающих дни празднственные, именует хранителей веры званными и наследниками, и в небесное царство со тщанием приглашает мудрствующих небесное принять участие в Божественной службе бесплотных ликов. Ныне исполнилось слово Давида: да возвеселятся небеса и радуется земля. Возрадуются поля и вся, яже на них: тогда возрадуются вся древа дубравная от лица Господня, яко грядет ( Псал. 95:11–13 ). Давид говорить о деревах: Предтеча же Господень, во время самого пришествия Его, говорит уже о деревах, приносящих плоды достойные покаяния ( Матф. 3:8 ). А Сам Господь наш Иисус Христос возвещает и всегдашнюю радость для всех верующих в Него: ибо Он говорит: узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас ( Ин. 16:22 ). Так ныне проповедуется нам преславное и неизреченное таинство христиан, запечатлевших свое упование во Христа святостью и благочестием. Ныне Гавриил, предстоящий пред Богом, приходит к Пречистой Деве и благовествует Ей: радуйся, Благодатная ( Лук. 1:28 )! И когда Она начала размышлять в Себе, что бы это было за приветствие, Ангел тотчас присовокупил: Господь с Тобою! не бойся Мариам: обрела бо еси благодать у Бога. И се зачнеши во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус. Сей будет велий, и Сын Вышняго наречется: и даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его: и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца ( Лук. 1:29–33 ). Мариам сказала Ангелу: како будет сие, идеже мужа не знаю? то есть, останусь ли Я девою, или отнимется достоинство девства? Когда с удивлением размышляла об этом Святая Дева, то Ангел в кратких словах выразил Ей сущность своей речи: Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя: темже и раждаемое Свято наречется Сын Божий ( Лук. 1:34–35 ). т. е. каково Оно есть, таким действительно и будет названо.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы. Св. Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского Опять благовестие радости, опять возвещение свободы, опять воззвание, опять возвращение, опять обетование веселия, опять избавление от рабства. Ангел беседует с Девою, чтобы змий не говорил более с женою. В месяц шестый – говорится – послан бысть Ангел Гавриил от Бога к Деве обрученней мужеви. Послан Гавриил возвестить всемирное спасение. Послан Гавриил принести рукописание об освобождении Адама. Послан Гавриил к Деве, дабы изменить бесславие жены в честь. Послан Гавриил приготовить достойное жилище Жениху. Послан Гавриил обручить творение с Творцом. Послан Гавриил к одушевленному чертогу Царя Ангелов. Послан Гавриил к Деве, хотя обрученной Иосифу, но блюдомой для Иисуса Сына Божия. Послан раб бестелесный к Деве нескверной. Послан непричастный греху к беспорочной. Послан светильник предвозвестить Солнце правды. Послан утренний свет быть предтечею Света дня. Послан Гавриил возвестить о пребывающем в недре Отца и в ложеснах Матери. Послан Гавриил указать Того, Кто – на престоле и в вертепе. Послан воин открыть тайну великого Царя, – тайну, говорю, разумеваемую верою и недоступную любопытству, – тайну достопокланяемую и неисследимую, – тайну, усвояемую богословствующим, а неизмеряемую простым умом. В шестый месяц послан бысть Гавриил к Деве. В какой шестой месяц? – в тот, в который Елисавета приняла радостную весть, в который зачала Иоанна. Откуда это видно? Это изъясняет сам Архангел, говоря с Девою. Се Елисавет, говорит он, южика твоя, и та зачат сына в старости своей: и сей месяц шестый есть ей нарицаемей неплоды ( Лук. 1:36 ); поэтому в шестой месяц по зачатии Иоанна. Воин и оруженосец должен был предшествовать (своему Вождю), и слуге надлежало предварить пришествие своего Владыки. В месяц шестый послан Ангел Гавриил к Деве, обрученней мужеви, – обрученной, но несопряженной, – обрученной, но сохраненной. Для чего обрученной? – для того, чтобы враг не тотчас уведал тайну. Что чрез Деву имел прийти Царь, – это знал лукавый, потому что и он слышал слова Исаии: се Дева во чреве зачнет и родит Сына; поэтому постоянно наблюдал изречение о Деве, чтобы устроить бесславие в то время, когда надлежало исполниться этому таинству. Посему Владыка, чтобы сокрыть это от лукавого, пришел чрез обрученную: так как обрученная потом была вручена жениху.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Слово на Рождество Христово. Св. Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского 39 Великое и чудное таинство видим ныне мы, братия. Пастыри, с радостными восклицаниями, являются вестниками к сынам человеческим, не на холмах полевых со стадами своими беседуя, и не с овцами на поле играя, но во граде Давидовом Вифлееме духовные песни возглашая. В вышних поют ангелы, возглашают гимны архангелы: небесные херувимы и серафимы воспевают хвалы во славу Бога: „свят, свят " … Все вместе свершают радостный праздник, видя Бога на земле, и человека вземлемого к небесам. Дольние Божественным привидением воздымаются до вышних, вышние, по любви Божией к людям, склоняются к дольним, ибо Высочайший, по смирению Своему, вознесе смиренныя. В этот день великого торжества Вифлеем становится подобным небу, вместо блистающих звезд восприемлет ангелов, поющих славу, и вместо видимого солнца – беспредельное и неизмеримое Солнце правды, творящее все сущее. Но кто дерзнет исследовать столь великое таинство? Идеже хошет Бог, там побеждается естества чин, и не может препятствовать природа. Итак, немощи людей непричастный, Бог восхотел и снизшел, совершая спасение людей, ибо в воле Божией – жизнь всех людей. В настоящий радостный день Бог пришел родиться; в этот день великого пришествия Бог соделался тем, чем не был: будучи Богом, стал человеком, так сказать, отрешился от Божества (хотя Своей природы не совлекся); сделавшись человеком, остался Богом. Ибо хотя Он возрастал и преуспевал, однако же не так, как будто бы человеческою силою достиг Божественности и из человека соделался Богом; но, как был Словом, чуждым страдания, так воплотился и явился не изменившийся, не сделавшийся другим, не утратив той природы, какою обладал дотоле. Родился в Иудее новый Царь; но это новое и чудное рождение, в которое уверовали язычники, отвергли иудеи. Закона и пророков не понимали правильно фарисеи; то, что в оных противоречило им, толковали превратно. Новое, полное таинства рождение, старался узнать Ирод, но не для того, чтобы воздать почесть родившемуся Царю, а чтобы отнять у Него самую жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010