Наиболее ранним и полным из известных в настоящее время является цикл Сказания на 22 серебряных черневых дробницах на пелене XVIII в. к престолу Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК; Вилкова. 2001. С. 167-175; Вера и власть: Эпоха Ивана Грозного: кат. выст. М., 2007. С. 126-127). Состав сюжетов на дробницах свидетельствует о том, что при их создании была использована наиболее полная редакция «Сказания...», расширенная за счет Жития патриарха Германа К-польского и содержания «Послания трех восточных Патриархов императору Феофилу» (самая ранняя рукопись «Послания…» датируется IX в.; см.: Чудотворная икона. С. 421-435), в т. ч. собрание кратких сказаний о византийских чудотворных образах, в частности о 2 Нерукотворных образах Божией Матери, явленных в г. Лидде. Т. о. появились дублирующие друг друга сюжеты: обретение Нерукотворного образа Богоматери на столпе храма и явление Нерукотворного образа Богоматери в храме, построенном Энеем. В результате неоднократных переделок последовательность дробниц на пелене из Благовещенского собора была нарушена. Однако порядок можно восстановить благодаря, напр., «Римской иконе Божией Матери» из ц. свт. Григория Неокесарийского в Москве работы иконописцев Ивана Карпова, Федора Карпова Попова, Георгия Зиновьева и Симона Ушакова (1668, ГТГ; см.: Чинякова. 2009), где последовательно помещены 24 сюжета «Сказания...»: 1. Ласкание Пресв. Богородицы; 2. Моление Пресв. Богородицы на Елеонской горе; 3. Обретение на столпе в храме г. Лидды Нерукотворного образа Пресв. Богородицы; 4. Прение Энея с иудеями о посвящении нового храма; 5. Написание евангелистом Лукой образа Богоматери; 6. Обретение Нерукотворного образа Богоматери в храме, построенном Энеем; 7. Пресв. Богородица указывает место для храма; 8. Моление патриарха Германа перед Нерукотворным образом Богоматери в Лидде; 9. Написание списка на столпе с чудотворного образа для патриарха Германа; 10. Имп. Анастасий просит Германа стать патриархом; 11. Патриарх Герман запрещает Льву Исавру бороться с иконами; 12.

http://pravenc.ru/text/Лиддская ...

Никон, приняв (с 1392 г.) начальство, положил с точности выполнять все, что заповедал великий основатель обители, и разделял с братиями труды их. Но тяготясь известностию и стремясь к безмолвию, сперва уклонился он от молвы начальствования в келию, а потом предоставил братии избрать другого начальника. Так он провел в безмолвии еще 6 лет. Когда же избранный Савва отказался от начальствования, братия убедила Никона опять принять на себя труды игумена. «Неприлично тебе, говорили они, искать пользы для себя одного, попекись и о спасении ближних». Любовь заставила Никона расстаться с любимым уединением, но с условием – уступать ему из каждого дня часть для него самого. Пустынная жизнь текла тихо и богоугодно. Но вот, слух о приближавшемся Едигее с свирепым войском привел (в 1408 г.) в страх всю Россию. Преп. Никон молил Господа о защите и призывал на помощь переселившегося на небо наставника своего, дабы не погибли плоды трудов его пустынных. Раз, после долгой молитвы, сел он для отдыха и был в полудремоте или тонком сне. Внезапно явились ему святители Петр и Алексий и с ними преп. Сергий. «Так угодно судьбами. Божиим, сказал Сергий, чтобы нашествие иноплеменников коснулось сего места. Но ты, чадо, не скорби, не смущайся: искушение будет непродолжительно и обитель не запустеет, а распространится еще более «. Затем, преподав мир, святые перестали быть видимы. Предсказание исполнилось. Обитель сожжена. Преп. Никон и братия, предваренные небесным извещением, временно удалились из нее и имели возможность спасти от свирепых хищников некоторые святыни, книги и келейные вещи. Так, спасены были некоторые книги и утвари преп. Сергия, доселе целые. Декабря 20-го Едигей отступил от Москвы и скрылся в степях. Никон и братия возвратились на пепелище обители. Игумену надлежало строить вновь всю обитель. Великий Сергий шел путем жестким, путем крайних лишений, по своей воле. Ученикам его пришлось идти путем нужд и лишений по неволе. После наставления небесного, Никон трудился над устроением обители с твердостию покойною.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Но в 1879 г. знаменитый исследователь древних Символов, норвежский профессор Каспари, в сочинении «Новые и старые источники к истории крещальнаго Символа и правил веры» 7 установил принадлежность Аполлинарию Лаодикийскому некоторых сочинений, сохранившихся под именами св. отцов, а именно: 1) надписанного именем св. Григория Чудотворца , епископа Неокесарийского, «Пространного изложения веры», κατ μρος πστις, 2) приписываемого св. Афанасию Великому «Слова о воплощении Бога Слова» и 3) двух сочинений, приписываемых Юлию, епископу Римскому. Как оказывается, о принадлежности этих сочинений Аполлинарию знали и древние авторы; только на их сообщения в последнее время никто не обращал внимания, и до Каспари почти никто не давал себе труда исследовать эти небольшие произведения с догматической точки зрения 8 . Каспари выполнил эту задачу, и принадлежность этих сочинений Аполлинарию стала для всех очевидным фактом. Каспари же объяснил и то, кем и с какою целью эти сочинения Аполлинария надписаны были именами св. отцов: сделали это не позднейшие еретики-монофизиты, а сами же последователи Аполлинария с целью спасти таким путём хоть что-либо из написанного их учителем. – Каспари был учёный авторитет первого ранга. О нём говорили, что там, где он работал, другим учёным делать нечего. Принадлежность упомянутых сочинений Аполлинарию доказана была им так, что нашла всеобщее признание. Но эти сочинения – далеко не единственные в древнехристианской литературе, которые не могут принадлежать тем отцам и учителям Церкви, под именем которых дошли до нас. Патристическая литература содержит много произведений подложных и ложноподписанных. Например, под именем св. Иустина Философа , кроме его «Апологии» и «Диалога с Трифоном Иудеем», сохранился ряд других сочинений, которые несомненно не могут принадлежать Иустину. Рукописи творений св. Василия Великого содержат 5 книг против Евномия. Но из них самому Василию принадлежат несомненно только 3 книги; а автором 4-й и 5-й книг, как давно признано, был кто-то другой.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Посему Ты зачнешь и родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус, да спасет Он людей от смерти греха“ (ср. Лук. 1:35, 37 ; Матф. 1:21 ). Дева сказала в ответ ангелу: „Мой ум утопает в словах твоих, как в море. Как будет это со Мною, когда Я желаю не знать земного мужа, поскольку посвятила Себя Небесному Жениху? (ср. Лук. 1:34 ). Я не хочу изменять почести Моего девства». Но ангел опять утвердил Пресвятую Деву такими словами: „не бойся, Мария: ибо я пришел не устрашать Тебя, а отогнать все страшливые мысли. Не бойся, Мария: ибо Ты обрела благодать в руках Божиих. Не разумей узко пределов действия благодати, потому что она не подлежит законам естества. Дух Святой найдет на Тебя, почему и рождаемое от Тебя – свято, и Сын Божий (ср. Лук. 1:30, 35 ), общник образа и соучастник природы Отца, разделяющий с Ним вечность. Являя Себя в Нем всецело, Отец лицом к лицу отражается в Нем и во свете Его блистает Своею славой. Велика сия тайна! Ты, Мария, узнала, что доселе было сокрыто от ангелов. Ты постигла то, что лишь не ясно прозревали пророки и патриархи, и услышала, чего не удостоивались слышать даже сонмы богоносных мужей. Давид и Исаия и все пророки предсказывали в своих предречениях о пришествии Господа по плоти; но только Ты одна, Пресвятая Дева, получила откровение незнаемой ими тайны. Посему внимай и не смущайся относительно того, как будет это с Тобою. Поскольку Тот, Кто создал некогда человека из девственной земли, Он Сам совершит ныне сие для спасения Своего создания, якоже хощет“. Новый блеск вечного света сияет нам ныне по вдохновенной красоте этих слов. Ныне и мне прилично и благовременно выразить удивление пред величием Пресвятой Девы, Которую достойно приветствует ангел прежде всего так: „радуйся и веселися“, потому что вместе с Ним возрождаются и оживают все сокровища благодати. Во всем мире лишь Она одна – и Дева и Матерь, не познавшая мужа, святая по телу и по душе. Во всем мире Она одна соделалась достойною носить Бога; Она одна носила в Себе Того, Кто есть нося всяческая глаголом силы Своея ( Евр. 1:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Приидите же и вы, возлюбленные, и на псалтири Богодухновенного Давида воспоем предуказанные слова; воскресни Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея ( Пс. 131:8 ). Подлинно, Святая Дева есть кивот, внутрь и вне позлащенный и принявший в Себя все сокровище освящения. Воскресни, Господи, в покой Твой. Изыди, Господи, из недр Отца, дабы восставить падший род прародителя. Воссылая такое моление и в пророчественном духе обращаясь к лозе, имеющей произрастить цвет прекраснейшего плода, Давид говорит: слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего: и возжелает царь доброты твоея, зане той есть Господь твой, и поклонишися Ему ( Псал. 44:11, 12 ). Слыши, Дщи, то, что предсказано о Тебе и собственными очами созерцай самое дело. Слыши меня, благовествуюшего Тебе Архангела, который ясно возвещает Тебе величайшее таинство. Приидите, возлюбленные, и мы, возобновив в памяти прошедшее, прославим, ублажим и возвеличим отрасль Иессея, произрастившую для нас сверхъестественно жезл (Христа). Лука в Божественном Евангелии, свидетельствуя не только об Иосифе, но и о Богородице Марии, повествует о родственном союзе Ее с Давидом. Взыде Иосиф от Галилеи – говорит он – из града Назарета во Иудею, во град Давидов, иже нарицается Вифлеем, зане быти ему от дома и отечества Давидова, написатися с Мариею, обрученою ему женою, сущею непраздною. Бысть же, егда быша тамо, исполнишася дние родити Ей: и роди Сына Своего первенца, и повит Его, и положи Его в яслех; зане не бе им места во обители ( Лук. 2:4–7 ). (Мария) пеленами повила Того, Кто одевается светом, яко ризою ( Пс. 103:2 ), – пеленами повила Того, Кто создал всю тварь, – положила в яслях Того, Кто седит на Херувимах, и Кого славословят бесчисленные сонмы Ангелов. Слово Божие почило в яслях бессловесных животных, для того, чтобы людям, соделавшимся неразумными по своей свободной воле, даровать смысл. На трапезе животных предложен хлеб небесный, чтобы людей, огрубевших, подобно животным, сделать участниками таинственной трапезы. Зане не бе им места во обители. На земле не имел места сотворивший словом небо и землю; и это потому, что Он богат сый, обнища нас ради ( 2Кор. 8:9 ), и по сродной Ему благости к нам, избрал для спасения естества нашего самое крайнее уничижение. Тот, Кто исполнил во всей точности совет домостроительства (Божия), положенный в небе, в недрах Отца, – возлег в вертепе, в ложеснах матерних и в яслях. Сонмы Ангелов окружали Его, воспевая славу на небе и мир на земле. Он сидел на небе одесную Отца, и в то же время почивал в яслях, как бы на Херувимах. Но, поистине, и здесь был тогда престол Херувимский, престол царский, Святое святых, престол единый славный на земле, святейший: на нем почивал Христос Бог наш. Ему слава, честь и держава со безначальным Отцем, со Святым и животворящим Духом, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь 130 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

В настоящий великий день Он родился от Девы, победив естества чин. Он выше супружества и свободен от повреждения. Довольно Тому, Кто был учителем чистоты, славно возблистать, изойдя из чистого и неврежденного чрева. Ибо Он – Тот самый, Кто вначале из девственной земли создал Адама, и от Адама без женщины произвел ему жену Еву. И как Адам без жены, прежде чем имел жену, произвел в мир первую женщину, так и в настоящий день Дева родила без мужа Того, о Ком сказано Пророком: „Он – человек, но кто знает Его“? Человек Христос, ибо ясно виден людьми, рожденный от Бога, так как роду женскому должно было совершить то же для рода мужеского, что совершено было родом мужеским для женского. И как от Адама взята жена, без ущерба и умаления его мужеской природы, так из женщины должен был без мужа произойти муж, по подобию произведения Евы, дабы не превозносился Адам тем, что без посредства жены произвел женщину. Потому-то Дева без сожительства с мужем родила Бога-Слово, соделавшегося человеком, чтобы в одинаковой мере равным чудом воздавалась равная честь тому и другому полу – мужу и жене. И как из Адама взята жена без умаления его: так из Девы взято тело (рожденного Ею): но Дева не понесла умаления, и Ее девство не потерпело разрушения. Здрав и неповрежден пребыл Адам, когда взято было от него ребро: так без порока пребыла Дева, когда произвела из Себя Бога-Слово. По этой-то причине от Девы, а не , Слово восприняло плоть Свою и Свою (телесную) одежду, чтобы не считался невинным грех Адама. Так как уязвленный грехом человек стал сосудом и орудием зла, то Христос воспринял на Себя это вместилище греха в Свою плоть, чтобы, соединившись с телом Творца, оно освободилось от скверн врага, и человек облекся в тело вечное, которое не может быть ни разрушено, ни расстроено во веки. Однако Вочеловечившийся рождается не так, как обыкновенно рождается человек. – Он рождается как Бог, делающийся человеком, являя при сем всю Свою (божественную) силу, ибо, если бы рожден был по общим законам природы, Слово казалось бы сделавшим нечто несовершенное. Посему от Девы родился и воссиял, – посему родившись сохранил неврежденною утробу девичу, чтобы неслыханный образ рождения был для нас знаком великого таинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

В настоящий великий день Он родился от Девы, победив естества чин. Он выше супружества и свободен от повреждения. Довольно Тому, Кто был учителем чистоты, славно заблистать, изойдя из чистого и поврежденного чрева. Ибо Он - Тот Самый, Кто вначале из девственной земли создал Адама, и от Адама без женщины произвел ему жену Еву. И как Адам без жены, прежде чем имел жену, произвел в мир первую женщину, так и в настоящий день Дева родила без мужа Того, о Ком сказано пророком: " Он - Человек, он кто знает Его? " Человек Христос, ибо ясно виден людьми, рожденный от Бога, так как роду женскому должно было совершить то же для рода мужеского, что совершено было родом мужеским для женского. И как от Адама взята была жена, без ущерба и умаления его мужеской природы, так из женщины должен был без мужа произойти муж, по подобию произведения Евы, чтобы не превозносился Адам тем, что без посредства жены произвел женщину. Потому-то Дева без сожительства с мужем родила Бога Слово, соделавшегося Человеком, чтобы в одинаковой мере равным чудом воздавалась равная честь тому и другому полу - мужу и жене. И как из Адама взята жена без умаления его, так из Девы взято тело (Рожденного Ею), но Дева не понесла умаления, и Ее девство не потерпело разрушения. Здрав и неповрежден пребыл Адам, когда взято было от него ребро: так без порока пребыла Дева, когда произвела из Себя Бога Слово. По этой-то причине именно от Девы Слово восприняло плоть Свою и Свою (телесную) одежду, чтобы не считался невинным грех Адама. Так как уязвленный грехом человек стал сосудом и орудием зла, то Христос воспринял на Себе это вместилище греха в Свою плоть, чтобы, соединившись с телом Творца, оно освободилось от скверн врага, и человек облекся в тело вечное, которое не может быть ни разрушено, ни расстроено вовеки. Однако Вочеловечившийся рождается не так, как обыкновенно рождается человек, - Он рождается как Бог, делающийся Человеком, являя при этом всю Свою (Божественную) силу, ибо, если бы рожден был по общим законам природы, Слово казалось бы сделавшим нечто несовершенное. Поэтому от Девы родился и воссиял, - поэтому, родившись, сохранил неврежденною утробу девичью, чтобы неслыханный образ рождения был для нас знаком великого таинства.

http://zavet.ru/kalendar/rx-005pr.htm

И должно удивляться не только чистоте Пресвятой Богоматери, но также и превосходству Ее духа. Посему мы к Ней равно взываем – и: „Господь с тобою» и: „Господь из тебя». А это значит, что Он, как многомилостивый, спасет созданного по образу Своему. Пречистая Дева соделалась как бы готовым вместилищем Божественной тайны, в коем была облечена во плоть и запечатлена Жемчужина жизни, – и, таким образом Дева стала ковчегом всемирного Божественного спасения! Посему, возлюбленные, приступим воздать должное по мере сил наших и громогласно воскликнем гласом архангельским: „Радуйся и веселись! Господь с Тобою». Не какой-либо небесный жених, но Сам Господь, Отец чистоты, хранитель девства, Владыка святости, виновник нетленности, податель свободы, источник спасения, зиждитель истинной мудрости и дарователь ее, – Сам Господь Сей с Тобою; поскольку с Тобою, и на Тебе пребыла Божественная благодать, дабы подобострастный естеством Господь оживил род человеческий. Пусть Адам не боится больше коварного змия, потому что пришел Господь наш и рассеял сонм вражеский! Пусть род человеческий не страшится коварства и злого лукавства змия, потому что Господь сокрушил главу дракона водою крещения! Да не убоюсь и я слышать слова: „чист буди и в чистоте пребывай», потому что Господь в крещении омыл скверну греховную. Нечего мне ни стенать, ни плакать, ни считать злополучием, когда тернии уязвляют меня, потому что Господь исторгнул грехи терний наших и возложил их на главу Свою. Разрешилась первая клятва, в которой было сказано: терния и волчцы земля возрастит тебе ( Быт. 3:18 ), потому что терн исторгнут с корнями и волчец посох, а от Пресвятой Девы произрасло древо жизни и благодати. Пусть и Ева не страшится больше угрозы на счет мук деторождения, потому что преступления ее изглажены и истреблены Пресвятою Девой, ибо из Нее родился Бог, дабы оживить созданного по образу Своему. Пресвятая Дева стала оплотом непреходящей жизни для нас и источником света для верующих во Христа; Она – восток умного Света.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Научись послужить Мне в том, к чему Я обязываю тебя; и не углубляйся чрезмерно в испытание того, что Я хочу сделать. Остави ныне. Не проповедуй еще о Моем Божестве: не возвещай еще твоими устами Моего царства, дабы тиран, узнав о сем, не оставил своего намерения, которое он принял против Меня. Позволь диаволу приступить ко Мне так же, как он приступает к простому человеку; позволь ему сразиться со Мною, дабы он мог получить себе должную язву. Дай Мне исполнить мое намерение и желание, для которого Я пришел на землю. Таинственно и сокровенно то, что ныне совершается на Иордане. Сокровенно здесь то, что Я делаю сие не для Своей нужды, а для уврачевания уязвленных. Таинственно и сокровенно то, что в сих водах, возрождающих человечество, еще прежде указаны потоки небесные. Остави ныне. Когда увидишь, что Я, как Бог, буду действовать в Своих творениях по своему произволению: тогда прославь то, что уже совершено. Когда увидишь, что Я очищаю прокаженных, то проповедуй обо Мне, как о Творце природы. Когда увидишь, что Я хромых делаю быстроногими: тогда и ты, ускорив умственное шествие, настрой язык твой к прославлению Меня. Когда увидишь, что Я изгоняю демонов: то почти Мое царство. Когда увидишь, что Я одним словом извожу мертвых из гробов: то, вместе с воскресшими, и ты прославь во Мне Виновника и Подателя жизни. Когда увидишь Меня седящим одесную Отца: то признай и исповедуй во Мне Бога, сопрестольного, совечного и единочестного Отцу и Святому Духу. Остави ныне: тако бо подобает нам исполнити всяку правду. Я – Законодатель и Сын Законодателя; и потому Мне прежде всего нужно Самому исполнить заповеданное, а потом уже повсюду являть опыты Моей власти. Мне должно прежде исполнить закон, и тогда уже сообщать благодать. Мне должно прежде произвести тень, и потом уже самую истину. Мне должно положить конец Ветхому завету, и потом уже проповедовать Новый, начертать его на сердцах человеческих, скрепить Моею кровью и запечатлеть Моим духом. Мне должно взойти на крест и на нем пригвоздиться, претерпеть в этом естестве все, что только оно может претерпеть.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Несмь достоин, да отрешу ремень сапога Твоего ( Ин. 1:27 ); и как же дерзну я коснуться непорочного верха Твоей главы? как простру десницу мою над Тобою, Который распростер небо, как кожу, и повесил на водах землю? как возложу рабские персты мои на Твою Божественную главу? как омою непорочного и непричастного никакому греху? как просвещу самый Свет? Какую молитву произнесу над Тобою, Который приемлешь мольбы даже тех, кои не знают Тебя? Когда я крещаю других, то крещаю в Твое имя, дабы они уверовали в Тебя грядущего со славою. Но, крещая Тебя, кого стану я призывать? Во имя чье буду крестить Тебя? Во имя Отца? – но Ты всего Отца имеешь в Себе Самом, и Сам весь находишься в Отце. Во имя Сына? – но кроме Тебя нет другого Сына Божия по естеству. Во имя Святого Духа? – но Он – всегда с Тобою, как Тебе Единосущный и Единомысленный, Единовластный, Единочестный и Единопокланяемый от всех. Итак, крести, если благоугодно Тебе, Господи, крести меня – крестителя. Возроди того, которого произвел Ты на свет. Простри державную Твою десницу, которую Ты Сам для Себя создал, и Твоим прикосновением венчай мою главу, дабы я, предшествуя Твоему царствию, как увенчанный Предтеча, велегласно благовествовал грешникам, взывая к ним: Се Агнец Божий, вземляй грехи мира ( Ин. 1:29 ). И ты, река Иорданская, возвеселись вместе со мною и возрадуйся; стройно и согласно восплещи твоими волнами, потому что Создатель твой предстоит пред тобою во плоти. Ты видела некогда, как переходил чрез тебя Израиль, и, разделив воды, остановилась, ожидая перехода народа Божия; ныне же разливайся сильнее, теки величественнее и обыми непорочные члены Того, Кто в то время провел чрез тебя Иудеев. Горы и холмы, источники и потоки, моря и реки! благословите Господа, входящего в реку Иорданскую: ибо чрез ее воды Он сообщает благословение всем водам». Но Иисус в ответ сказал Иоанну: Остави ныне: тако бо подобает нам исполнити всяку правду ( Матф. 3:15 ). „Остави ныне: умолкни, о Креститель, и дай действовать Мне. Научись желать того, чего желаю Я.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010