Что еще реку, что возглаголю? Новые чудеса поражают меня страхом. Ветхий Денми стал Младенцем, чтобы сделать людей чадами Божиими. Седящий в славе на Небесах, ради любви к людям, покоится в яслях бессловесных животных. Бесстрастный, Бестелесный, Непостижимый влачится человеческими руками, чтобы попрать жестокости грешников и беззаконников и расторгнуть узы, обвивается пеленами, питается на коленах Жены, чтобы стыд превратить в честь, бесчестие привести к славе, вместо терния дать венец. Он восприемлет мое тело, чтобы я сделался способным вместить в себе Его Дух, - усвояет Себе (мою природу), одевается в мое тело, и дарует мне Свой Дух, чтобы я, давая и обратно приемля, приобрел сокровища жизни. Что скажу и что возглаголю? " Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог " ( Мф. 1, 23). Не о будущем ведется здесь речь, чтобы мы научились надежде, но должно нам повествовать о случившемся уже и удивляться уже исполнившемуся. Прежде к иудеям была речь, так как среди них исполнилось ныне это, и среди нас сбылось и стало действительным событием, ибо мы поняли (это пророчество), и восприняли его, и уверовали. К иудеям говорит пророк: " вот Дева зачнет " (Ис. 7, 14), к христианам же обращается речь об исполнившемся на самом деле, полном сокровищ самом событии. В Иудее родила Дева, но все страны мира приняли Ее Сына. Там - корень виноградника; здесь - лоза истины; иудеи выжимали гроздья, язычники вкусили таинственную Кровь; те посеяли зерно хлебное, эти пожали верою колосья. Иудеи уязвлены па смерть терниями, язычники исполнены даров; те сели под древом иссохшим, эти - у подножия древа жизни; те изъяснили постановления закона, язычники пожинают духовные плоды. Родила Дева не Сама от Себя, но как восхотел долженствовавший быть Рожденным. Не по образу телесному действовал Бог, но закону плоти подчинился, но Господом телесной природы показал Себя, чтобы явить миру рождение чудесное, чтобы открыть силу Свою и показать, что, сделавшись Человеком, Он рождается не как человек, - что Бог делается Человеком, так как для воли Его нет ничего трудного.

http://zavet.ru/kalendar/rx-005pr.htm

Что еще реку, что возглаголю? Новые чудеса поражают меня страхом. Ветхий денми стал младенцем, чтобы сделать людей чадами Божиими. Седящий во славе на небесах, ради любви к людям, покоится в яслях бессловесных животных. Бесстрастный, бестелесный, непостижимый влачится человеческими руками, чтобы попрать жестокости грешников и беззаконннков и расторгнуть узы, обвивается пеленами, питается на коленах жены, чтобы стыд превратить в честь, бесчестие привести к славе, вместо терния дать венец. Он восприемлет мое тело, чтобы я соделался способным вместить в себе Его дух, – усвояет Себе (мою природу), одевается в мое тело, и дарует мне Свой дух, чтобы я, давая и обратно приемля, приобрел сокровища жизни. Что скажу и что возглаголю? Се дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо, с нами Бог ( Матф. 1:23 ). Не о будущем ведется здесь речь, чтобы мы научились надежде, но должно нам повествовать о случившемся уже и удивляться уже исполнившемуся. Прежде к иудеям была речь, так как среди них исполнилось ныне это, и среди нас сбылось и стало действительным событием, ибо мы поняли (это пророчество), и восприняли его и уверовали. К Иудеям говорит Пророк: „вот Дева зачнет“ ( Ис. 7:14 ), к христианам же обращается речь об исполнившемся на самом деле, полном сокровищ самом событии. В Иудее родила Дева, но все страны мира приняли Ее Сына. Там – корень виноградника; здесь – лоза истины. Иудеи выжимали грозды, язычники вкусили таинственную кровь: те посеяли зерно хлебное, эти пожали верою колосья. Иудеи уязвлены на смерть тернами, язычники исполнены даров; те сели под древом иссохшим, эти – у подножия древа жизни; те изъяснили постановления закона, язычники пожинают духовные плоды. „Се Дева во чреве приимет“... Объясни мне, Иудей, кого родила Дева? Дерзай и скажи, как ты сказал Ироду. Но знаю, что ты не дерзнешь и не скажешь истины, ибо не достоин (сказать ее). Ты посоветовал Ироду убить Младенца, и – чуждаешься меня, ибо я чту Младенца... Итак, кого же родила Дева? Господа природы телесной, – хотя ты отвергаешь это, но все творения свидетельствуют о том. Родила Дева не Сама от Себя, но как восхотел долженствовавший быть рожденным. Не по образу телесному действовал Бог, не закону плоти подчинился, но Господом телесной природы показал Себя, чтобы явить миру рождение чудесное, чтобы открыть силу Свою и показать, что, сделавшись человеком, Он рождается не как человек, – что Бог делается человеком, так как для воли Его нет ничего трудного.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Для нашего исследования мы будем использовать те же сочинения патриарха, что использовались нами ранее в работе где дано обоснование необходимости рассмотрения только этих двух сочинений: Сначала рассмотрим отсылки патриарха Григория к текстам свт. Григория Неокесарийского (Григория Чудотворца). I. Рассмотрим первый тезис (будем далее обозначать его как тезис 1), который Григорий Кипрский защищает с помощью текстов свт. Григория Неокесарийского. Патриарх пишет, что отцы Церкви, «просвещаемые Духом, говорили, что Дух Святый через Сына, но никому из них не приходило в голову сказать, что Он через Сына исходит, а [все говорили], что Он через Сына воссиявает, является, открывается (πεφηνναι), посылается (προιναι), познается и подобное, что указывает просто на обнаружение или воссияние через Сына, но отнюдь не на происхождение, которое Дух Святый имеет единственно от Отца, как это все исповедуют» c. 556]. Григорий утверждает, что отцы Церкви, понимая, что существует некоторое вечное соотношение между Сыном и Духом, ни в коем случае не верили, что Сын имеет отношение к причине бытия Святого Духа, исходящего только от Отца. При этом патриарх, разумеется, не отрицает наличие самого выражения «исходить через Сына» у святых отцов — он лишь отвергает тот ложный смысл, которые навязывали этому выражению сторонники унии. Для обоснования этого тезиса патриарх следующим образом отсылает читателя к сочинениям свт. Григория Неокесарийского: «А вот что говорит святой Григорий Чудотворец и вместе с ним Афанасий. Первый из них, излагая откровенное ему свыше исповедание веры, между прочим говорит: “И Един Дух Святый, от Бога имеющий происхождение и через Сына явившийся, то есть людям”. И в другом месте: “[верую] и в совершенного Духа Святого, от Бога через Сына подаваемого усыновляемым”. Еще в ином месте: “Отец не рожден, Сын рожден от Отца, а Дух из сущности Сына вечно посылается”» с. 557-558]. В данном случае Григорий цитирует два сочинения, которые в его время атрибутировались свт. Григорию Неокесарийскому:

http://bogoslov.ru/article/6027849

2) Св. Василий, кроме чина литургии, преобразовал чин утреннего и вечернего богослужения и писал молитвы. По сему делу он имел в свое время точно такой же спор с неокесарийцами, в какой и ныне православные пастыри принуждены вступать с неразумными ревнителями старины. Неокесарийцы не хотели иметь общения с главною своею церковью – с Кесарийскою, именно потому, что св. Василий ввел в сей последней антифонное пение, и сделал некоторые другие перемены в чине церковной службе. Неокесарийцы говорили, что всего того не было у них при чудотворце Григории, а потому они и теперь не хотят принимать новостей. Великий учитель в особенном письме к ним доказывал, что антифонное пение и до того времени было в употреблении, что в Неокесарийской Церкви не мало теперь такого, чего не было при чудотворце, списал им свой чин богослужения, и наконец писал, что предмет соблазна их вовсе не таков, чтобы стоило из-за него расторгать союз братского общения. «Если спрашивают их, писал святитель, о причине непримиримой вражды их: они отвечают: псалмы и образ пения в уставе вашем изменены, и другое подобное выставляют, чего бы надлежало им стыдиться.... Смотрите, не обсасываете ли вы комара, занимаясь тонкими исследованиями звуков голоса, употребляемых в псалмопении и между тем нарушая важнейшие заповеди» 543 . Но что особенно еще стоит замечания, неокесарийцы точно также, как и ныне случается, были жертвою обмана людей хитрых, которые имели в виду распространить между ними ложное учение о вере. Первое письмо к неокесарийцам писано 374 г., а в следующем году св. Василий, возвращаясь с одного Собора, остановился для отдохновения в одной обители неокесарийской, находившейся под управлением брата его блаж. Петра. Неокесарийцы, услышав об этом, пришли в волнение; ловкие люди, опасаясь за себя, спешили разгласить, что Василий хочет силою вводить у них новый чин церковный. В новом письме св. Василий, объяснив неокесарийцам случай и причину, по которым остановился в их обители, открыл им глаза на людей, смущающих их; он показал им, что это не кто другие, как осужденные Церковью савеллиане и последним писал, что, если не перестанут они смущать других, он предаст их Церковному суду 544 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

20 ноября , в 17.00, в канун дня Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Его Святейшество совершит Всенощное бдение в храме св. Архангела Михаила в Тропареве. 21 ноября , в день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Святейший Патриарх совершит Божественную литургию в Архангельском соборе Московского Кремля. Начало богослужения в 9.30. 22 ноября , в день иконы Божией Матери «Скоропослушница», Святейший Патриарх совершит Божественную литургию в крестовом храме в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» в Переделкино. Начало богослужения в 9.30. 26 ноября , в день памяти святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского, в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Алексий совершит Божественную литургию и хиротонию архимандрита Елисея (Ганабы) во епископа Богородского, викария Корсунской епархии. Начало богослужения в 9.30. 30 ноября по случаю дня памяти святителя Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского, Святейший Патриарх совершит Божественную литургию в храме свт. Григория Неокесарийского на Большой Полянке (Б. Полянка, 29-а). Декабрь: 1 декабря Святейший Патриарх совершит Всенощное бдение в храме Христа Спасителя. Начало богослужения в в 17.00,  2 декабря , в день памяти Свт. Филарета, митр. Московского Святейший Патриарх совершит Божественную литургию в Храме Христа Спасителя. Начало богослужения в 9.30. 3 декабря Святейший Патриарх совершит Всенощное бдение в храме Христа Спасителя. Начало богослужения в 17.00. 4 декабря , в 9.30, в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Святейший Патриарх совершит Божественную Литургию в Успенском соборе Московского Кремля. 13 декабря , в  17.00, Святейший Патриарх совершит панихиду по митрополиту Николаю (Ярушевичу) в крипте Смоленской церкви Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В 18.00 Святейший Патриарх совершит Всенощное бдение в крестовом храме Патриарших покоев в честь св. прав. Филарета Милостивого в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

http://patriarchia.ru/db/text/154913.htm...

Удивительно, что и после Своей кончины, воспринявшая блаженство и бесподобную славу на небесах, Пречистая Божия Матерь не может освободиться от скорби: Она скорбит о нас, о наших грехах, почему св. Андрей, Христа ради юродивый, видел Ее в Константинопольском Влахернском храме, как Она обливалась слезами, осеняя молящихся своим омофором. Но больше всех подвигов, давших Пречистой Деве Марии благодать быть матерью самого Бога, был подвиг Ее изумительного смирения. Она Сама об этом засвидетельствовала в словах Своих при свидании с праведною Елизаветою: «Яко призренна смирение рабы Своея; се бо отныне ублажат Мя вся роди» ( Лк. 1:48 ). В силу этого смирения, как свидетельствует церковное предание, Она просила апостолов не восхвалять Ея и как можно меньше говорить о Ней. Поэтому так мало сообщается о Божией Матери в Евангелии. В этом дивном смирении Пречистая Божия Матерь пребывает и ныне, несмотря на то что Она стала выше всех ангелов. В жизнеописании св. Григория Чудотворца епископа Неокесарийского повествуется о Ее видении вместе со св. Иоанном Богословом сему великому угоднику Божию. В ответ на усердную молитву научить его истинам православной веры Она по своему смирению не Сама это сделала, а предложила великому ап. Иоанну Богослову научить св. Григория истинам православной веры. И св. Иоанн Богослов преподал ему это учение, которое по окончании видения дословно было записано св. Григорием и стало потом известно Церкви под названием «Григорио-неокесарийского символа». По этому символу учились православной вере святители Василий Великий . Григорий Богослов и многие другие святые иерархи нашей Церкви. Спрашивается, какой же из всего сказанного следует для нас спасительный вывод, мои возлюбленные о Христе чада? Пречистая Дева Мария была достойна благодати сделаться Матерью Бога благодаря Своим великим духовным подвигам. Войдем и мы в той или иной мере в эти подвиги, чтобы нам быть достойными той возрождающей спасительной благодати, которая делает нас истинными сынами Божиими и наследниками великого райского блаженства.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Nyss. De vita Greg. Thaum.//PG. 46. Col. 908, однако ок. 245 г. он был поставлен Федимом, еп. Амасийским, во епископа Неокесарийского. Согласно свт. Григорию Нисскому, свт. Григорий Чудотворец сначала не желал принимать посвящение, боясь, чтобы «заботы священства, как некоторое бремя, не послужили ему препятствием в любомудрии». Поэтому Федим после долгих усилий, «нисколько не обращая внимания на расстояние, отделяющее его от Григория (ибо он находился от него на расстоянии трех дней пути), – но воззрев к Богу и сказав, что Бог в час сей равно видит и его самого и того, вместо руки налагает на Григория слово, посвятив его Богу, хотя он и не присутствовал телом, назначает ему оный город, который до того времени был одержим идольским заблуждением» De vita Greg. Thaum.//PG. 46. Col. 908–909. Свт. Григорий Чудотворец полагал, что не может противиться такому, хотя и необычному назначению. После этого над ним было совершено все, что требовалось по закону для посвящения во епископа. Согласно свт. Григорию Нисскому, когда свт. Григорий Чудотворец после епископской хиротонии целую ночь размышлял о предметах веры, явившийся Иоанн Богослов по просьбе Матери Божией в стройных и кратких словах изрек ему тайну веры. Григорий Чудотворец заключил это божественное учение в письмена, проповедовал по нему в Церкви и оставил его в наследие потомкам Greg. Nyss. De vita Greg. Thaum.//PG. 46. Col. 1912–1913. О силе его проповедей свидетельствует свт. Григорий Нисский: «Слушавших слово его сперва было малое число; но прежде, нежели окончился день и зашло солнце, столько присоединилось их к первому собранию, что множества уверовавших достаточно было, чтобы составить народ. Утром опять появляется народ у дверей, вместе с ними жены и дети, и преклонные летами и страждущие от демонов или от какого другого недуга. И он, стоя в середине, уделял силой Святого Духа каждому из собравшихся то, что соответствовало его нуждам: проповедовал, рассуждал, увещевал, учил, исцелял» De vita Greg. Thaum.//PG. 46.

http://lib.cerkov.ru/authors/562

Вскоре состоялась их встреча (есть мнение, что этому поспособствовал епископ Фирмилиан). Встреча переросла в личное знакомство, которое повлияло на судьбу Феодора самым решительным образом. Феодор, услышав пылкие, красноречивые наставления, проникся к Ориген у симпатией и уважением, а Ориген , в свою очередь, предложил взять его к себе в ученики. За Феодором последовал и его брат, Афинодор. Поначалу Ориген учил Феодора обнаруживать и собирать семена истины, содержащиеся в философских системах, и вообще приобщил его к любомудрию. Затем он последовательно раскрыл ему смысл Книг Священного Писания, научил доверять Сверхъестественному Откровению и христианскому учению. По завершении обучения у Ориген а, длившегося, как полагают, не менее пяти лет, Феодор с радостью принял Крещение, публично почтил своего наставника добрым словом и вместе с братом вернулся в родные края. Вскоре (Феодор) Григорий получил от Ориген а послание, в котором тот настоятельно призывал его направить свои способности, силы и знания на спасение собственной души и на пользу Церкви. Пастырское служение Обретя в христианстве надёжные нравственные ориентиры, Григорий, по примеру многих великих подвижников, решил уединиться от суеты мира и посвятить свою жизнь служению Тому, Кто Сам в Себе есть Истинная Жизнь. Приблизительно в 245 году епископ Амасийский Федим рукоположил его во епископа Неокесарийского. Поначалу Григорий, по смиренному осознанию собственной недостойности, наотрез отказался принять столь высокое звание и достоинство. В знак несогласия и нежелания занимать епископскую кафедру, Григорий удалился, но Федим против его несогласия заручился согласием Божьим. Правильно понимая, что Господь равно видит его и Григория, Федим, помолившись, наложил на Григория слово вместо руки и назначил ему в управление город. Узнав о случившимся, и, вероятно, почувствовав благодатное озарение, Григорий, конечно же, изумился. Противостоять такому неординарному назначению он не мог, ведь одно дело — возражать Амасийскому епископу, и совсем другое — Господу епископа. После того как Григорий дал своё согласие, его посвятили в архиерея в соответствии с каноном.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Chudo...

   Мы веруем, что Слово сие есть Сын Божий, многократно являвшийся патриархам под именем Бога, одушевлявший пророков, снисшедший наитием Бога Духа Святого в утробу девы Марии, воплотившийся и рожденный от нее; что Слово сие есть Господь наш Иисус Христос, проповедовавший новый закон и новое обетование царствия небесного.    Мы веруем, что Иисус Христос сотворил многие чудеса, был распят, в третий день после своей смерти воскрес; вознесся на небо, где воссел одесную Отца своего; что Он вместо себя послал Духа Святого, дабы просвещать и руководить Церковь свою; что наконец Он придет с великою славой даровать святым своим жизнь вечную и неизреченное блаженство, и осудить злых людей в огонь вечный, воскресив тела как наши, так и всех других людей.    «Опровержение еретиков» или «О прескрипции», глава 13. Символ веры святителя Григория Неокесарийского, чудотворца...    Един Бог, Отец Слова живого, Премудрости ипостасной и Силы и Образа вечного, совершенный Родитель Совершенного, Отец Сына Единородного.    Един Господь, единый от единого, Бог от Бога, Начертание и Образ Божества, Слово действенное, Премудрость, объемлющая состав всего, и зиждительная Сила всего сотворенного, истинный Сын истинного Отца, Невидимый Невидимого, и Нетленный Нетленного и Бессмертный Бессмертного и Вечный Вечного.    И един Дух Святой, от Бога имеющий бытие и через Сына явившийся (т.е. людям), Образ Сына, Совершенный Совершенного, Жизнь, Виновник живущих, (Источник святый), Святость, Податель освящения, в Нем же является Бог Отец, сущий над всем и во всем, и Бог Сын, Который через все.    Троица совершенная, славою и вечностью и царством неразделяемая и неотчуждаемая.    Посему нет в Троице ничего ни сотворенного или служебного, ни привнесенного, как бы прежде не бывшего, потом же привзошедшего; ибо ни Отец никогда не был без Сына, ни Сын без Духа, но непреложна и неизменна — всегда та же Троица.    «Библиотека отцов и учителей Церкви, том 4, Творения св. Григория Чудотворца и св. Мефодия Епископа и мученика. М. «Паломник», 1996, стр. 57. Символ веры Святителя Григория Чудотворца, жившего в период приблизительно с 221 по 270 гг. по Р.Х., очень важен в полемике со многими псевдохристианскими организациями. Это свидетельство веры ранних христиан до эпохи Вселенских соборов, написанное минимум чем за 75 лет до 1-го Вселенского собора и более чем за 100 лет до второго. Это со всей убедительностью доказывает, что вера в Бога единого по существу, но Троичного в Лицах, принадлежала ранней Церкви, а не возникла, как некоторые полагают, на Вселенских Соборах.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Слыша блаженный Федим, епископ Амасийский, ангелоподобное житие твое, святителю Григорие, восхоте призвати тя от пустыннаго уединения к служению церковному в святительстем образе, ты же, провидев сие намерение и недостоинство свое помышляя, сокрыся во глубину пустынную. Тот же, движимый духом Святым и ревностию по церкви Христовой распаляясь, совершиша посвящение дивное, без тебя хиротонисав тя во епископа града Неокесарийскаго. Мы же, дивящеся сему, вопием ти: Радуйся, архиерею Бога вышняго; радуйся, служителю благоговейный алтаря Господня. Радуйся, неусыпный делателю винограда Христова; радуйся, плоды сладкие от делания твоего ему принесый. Радуйся, славы Божией ревнителю; радуйся, наставниче, всех к небеси приводяй. Радуйся, уневестивый Христу души многия; радуйся, пастырю добрый, за овцы своя душу положивый. Радуйся, грешных милостивый заступниче; радуйся, бедствующих скорый помощниче. Радуйся, верных прибежище граде; радуйся, святителей удобрение. Радуйся, чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение. Кондак 5 Боготечной звезде подобен был еси, святителю Григорие, небо церковное украшая и светом истиннаго богопознания озаряя, егда воле Божией покоряяся, приял еси епископское поставление во град Неокесарию и абие восстал еси противу злых еретиков Павла и Савеллия Самосатских, проповедавших ложно о таинстве Пресвятей Троицы, ты же верныя научая подобающе воспевати триединому Богу: Аллилуиа. Икос 5 Видя безумных еретиков, о Пресвятей Троице неправедно учащих, ты, святителю Григорие, прилежно моляше Господу Богу и Пречистей Его Матери об открытии православным христианом догматов истинных, тем же сподобился еси явления чуднаго — Пресвятыя Богородицы со апостолом Иоанном Богословом, от них же и научен быв тайнам богопознания, записав, предал еси их всем верным в назидание. Мы же, небесныя глаголы сии принимающе с любовию, прославляем тя, великий таинниче, и вопием ти тако: Радуйся, Божией премудрости созерцателю и проповедниче, радуйся, истиннаго богословия златословесный учителю.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010