Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Книга Правил — (полное название: «Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец») — сборник церковных канонов (правил), официальный источник действующего канонического права Русской Православной Церкви. Впервые издана Святейшим Синодом в 1839 году в русском переводе, несколько стилизованном под церковнославянский, с целью замены Кормчей книги. До революции она печаталась только в синодальной типографии, официальном издательстве Русской Православной Церкви. Важным преимуществом Книги Правил является то, что каноны в ней воспроизводятся полностью и отделены от разнородного правового материала либо меньшей авторитетности, либо вовсе утратившего силу, чем была наполнена Кормчая. В Книге Правил отсутствуют классические толкования византийских канонистов и лишь изредка присутствуют особые толкования отдельных канонов, помещенные издателями. Любые другие сборники канонов не называются Книгой правил и никогда не рассматривались как официальные церковные издания. В ее состав входят 85 Апостольских правил ; правила семи Вселенских Соборов ; правила Поместных Соборов : Анкирского, Неокесарийского, Гангрского, Антиохийского, Лаодикийского, Сардикийского, Констанинопольского собора 394 г., Карфагенского собора 419 г., Двукратного Собора, Констанинопольского собора в храме Св. Софии 879 г.; правила святых отцов: свт. Дионисия Великого, свт. Григория Чудотворца , сщмч. Петра Александрийского , свт. Афанасия Великого , свт. Василия Великого , Тимофея, архиеп. Александрийского, свт. Григория Богослова , свт. Амфилохия Иконийского , свт. Григория Нисского , Феофила, архиеп. Александрийского, свт. Кирилла, архиеп. Александрийского, свт. Геннадия I, патриарха Констанинопольского, свт. Тарасия, патриарха Констанинопольского. Дополнительные каноны, ошибочно приписываемые Иоанну Постнику и Никифору Исповеднику, которые входят в состав греческого Пидалиона, не вошли в Книгу Правил. Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/kniga-pravil

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Макрина Каппадокийская, прп. - житие Макрина Старшая со своим мужем прославились исповеданием Христа в гонение императора Максимиана Галерия. Вместе с мужем она бежала от гонений из Каппадокии в Кесарию Новую. Ученица свт. Григория Чудотворца Неокесарийского. Св. Макрина была матерью Василия Старшего и бабкой свт. Василия Великого, свт. Григория Нисского, св. Петра Севастийского и их сестры, блаженной Макрины Каппадокийской младшей. Так пишет о исповедниках свт. Григорий Богослов: Настало гонение, и из гонений самое ужасное и тягостное; говорю об известном вам гонении Максимина, который, явясь после многих незадолго до него бывших гонителей, сделал, что все они кажутся перед ним человеколюбивыми, - такова была его дерзость, и с таким упорством старался он одержать верх в нечестии! С ним препирались многие из наших подвижников, и одни подвизались до смерти, а другие едва не до смерти, для того только оставленные в живых, чтоб пережить победу и не окончить жизни вместе с борьбой, но других побуждать к добродетели, быть живыми мучениками, одушевленными памятниками, безмолвной проповедью. В числе многих известных были и предки Василия по отцу; и как они прошли весь путь благочестия, то время это доставило прекрасный венец их подвигу. Хотя сердце их было готово с радостью претерпеть все, за что венчает Христос подражавших собственному Его ради нас подвигу, однако же они знали, что и сам подвиг должен быть законным. А закон мученичества таков, чтобы, как щадя гонителей и немощных, не выходить на подвиг самовольно, так выйдя не отступать, потому что первое есть дерзость, а последнее - малодушие. Поэтому, чтобы и в этом почтить Законодателя, что предпримут они? Или лучше сказать, куда ведет их Промысл, управляющий всеми их делами? Они убегают в один лес на понтийских горах, а таких лесов у них много, и они глубоки и простираются на большое пространство; убегают, имея при себе весьма немногих спутников в бегстве и служителей. Другие станут удивляться, частью продолжительности бегства, которое, как говорят, было весьма долговременно, длилось до семи лет или даже несколько больше, частью роду жизни для людей, живших в довольстве, скорбному и, как вероятно, непривычному, бедствованию их на открытом воздухе от стужи, жары и дождей, пребыванию в пустыне, вдали от друзей, без сообщения и связи с людьми, что увеличивало злострадания видевших себя прежде окруженными многолюдством и принимавших от всех почитание. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Макрина Каппадокийская, прп. " .

http://pravicon.com/info-2841

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 3 (218) , (2) . в этом году (за прошлые годы с 2011-12-13) Описание: На иконе в соотв. датах образы святых: 1 ноября: Бессребренников и чудотворцев Космы и Дамиана. 2 ноября: Святых мучеников Акиндина, Аффония, 3 ноября: Святых мучеников Акепсимы епископа, и Иосифа пресвитера, 4 ноября: Преподобного Иоанникия великого. 5 ноября: Святых мучеников Галактиона и Епистими. 6 ноября: Свт Павла, архиеп.Константинопольского. Преп. Варлаама, Хутынского. 7 ноября: Преподобного Лазаря Галисийского. 8 ноября: Собор святого архистратига Михаила и прочих бесплотных сил. 9 октября: Свят. муч. Онисифор. и преподобной . Матроны. 10 ноября: Святых апостолов Ераста, Олимпа, и других. 11 ноября: Свят. муч. .Виктора и Викентия. 12 ноября: Преподобного Нила. 13 октября: Святителя Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоуста. 14 ноября: Святого апостола Филиппа. 15 ноября: Святых мучеников Гурия, Самона и Авива. ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО 16 ноября: Святого апостола и евангелиста Матфея. 17 ноября: Свт. Григория, епископа Неокесарийского. Преп. Никона, Радонежского. 18 ноября: Святых мучеников Платона и Романа. 19 ноября: Свят. преподобных Варлаама и Иоасафа, царевича Индийского. 20 ноября: Препод Григория Декаполита. Святителя Прокла, архиеп.а Константинопольского. 21 ноября: Вход во храм пресвятой владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. 22 ноября: Св. апостола Филимона . Св. благоверного велик. князя Михаила . Тверского. 23 ноября: Свт Амфилохия, еписк Иконийского. Свт Митрофана, еп. Воронежского 24 ноября: Святой великомученицы Екатерины. 25 ноября: Священномученика Климента, папы Рисмкого и Петра, архиеп..Александрийского. 26 ноября: Преподобного Алипия столпника. 27 ноября: Святого великомученика Иакова Персянина. Св. блгв.кн. Всеволода Новгородского 28 ноября: Св. преподобномученика Стефана нового. 29 ноября: Св. мученика Парамона. Св. мученика Филумена. Прп. Нектария Печерского 30 ноября: Святого апостола Андрея первозванного. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Минея-Ноябрь " .

http://pravicon.com/image-15204

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Макрина Каппадокийская, прп. Описания иконы Макрина Каппадокийская, прп. - житие Макрина Старшая со своим мужем прославились исповеданием Христа в гонение императора Максимиана Галерия. Вместе с мужем она бежала от гонений из Каппадокии в Кесарию Новую. Ученица свт. Григория Чудотворца Неокесарийского. Св. Макрина была матерью Василия Старшего и бабкой свт. Василия Великого, свт. Григория Нисского, св. Петра Севастийского и их сестры, блаженной Макрины Каппадокийской младшей. Так пишет о исповедниках свт. Григорий Богослов: Настало гонение, и из гонений самое ужасное и тягостное; говорю об известном вам гонении Максимина, который, явясь после многих незадолго до него бывших гонителей, сделал, что все они кажутся перед ним человеколюбивыми, - такова была его дерзость, и с таким упорством старался он одержать верх в нечестии! С ним препирались многие из наших подвижников, и одни подвизались до смерти, а другие едва не до смерти, для того только оставленные в живых, чтоб пережить победу и не окончить жизни вместе с борьбой, но других побуждать к добродетели, [...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 19 июля (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 7995.jpg:   Размер: 351x1200, 0.42 MPix, 68 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (126) , (2) . Описание: [Москва. 2001.] Семья святителя Василия Великого. Каширина Анна. Икона. Москва. 2001 г. Церковь Трех святителей - домовый храм Классической гимназии при ГЛК. Файл 7996.jpg:   Размер: 1014x1134, 1.15 MPix, 163 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (218) , (10) . Описание: [Франция. 2004-7.] Свв. Женевьева, Макрина, Синклитикия. Добрынин С.(Я.)Н. Роспись Покровского женского монастыря Бюси. Франция. 2004 - 2007 годы. Файл 7999.jpg:   Размер: 1200x1148, 1.38 MPix, 153 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (175) , (3) .

http://pravicon.com/icon-2335

Макарий прекрасно осведомлен об источниках канонического права Православной Церкви. Помимо правил Вселенских соборов, он упоминает правила святых апостолов , правила Анкирского, Неокесарийского, Гангрского, Антиохийского, Лаодикийского, Сердикского и Карфагенского поместных соборов, а также правила Трулльского собора, которые «приписываются Шестому великому собору». Известны Макарию и каноны Константинопольских соборов 394, 861 и 879/80 гг. (fol. 157v–158v) Не в меньшей степени осведомлен он и о правилах свв. отцов: свт. Дионисия Александрийского, сщмч. Киприана Карфагенского, свт. Григория Неокесарийского, свт. Петра Александрийского, свт. Афанасия Александрийского, свт. Василия Великого, свт. Григория Богослова, свт. Григория Нисского, свт. Феофила Александрийского и свт. Никифора Константинопольского (fol. 158r–158v). 3. Кроме отцов, имена которых приводятся в связи с их каноническими правилами, Макарий цитирует и упоминает еще целый ряд свв. отцов и православных авторов первого тысячелетия. В частности, он приводит цитаты из послания Иоанна, архиепископа Никийского (IX в.), католикосу Великой Армении Закарии Дзагеци (fol. 162r) , из «Пандект» Никона Ромея (Черногорца) (XI в.) (fol. 162r–162v), из «Пандект» прп. Антиоха Монаха (VI–VII вв.) (fol. 166v), отсылает к «Соборному посланию» свт. Софрония Иерусалимского (fol. 170v–171r). Кроме того, Макарий трижды цитирует свт. Григория Богослова (fol. 168v–169r) и приводит неидентифицируемую цитату, приписываемую им свтт. Афанасию Александрийскому и Епифанию Кипрскому (fol. 171r–171v). В трактате упоминаются также послания свт. Кирилла Александрийского, томос папы Льва (fol. 157v), «Изложение веры (Откровение)» свт. Григория Чудотворца (fol. 158r). Не удивительно, что при такой эрудиции Макарий хорошо знал и историю своей мелькитской общины. Он перечисляет таких выдающихся ее представителей, как прп. Иоанн Дамаскин и прп. Андрей Дамаскин (Критский) (VIII в.), прпп. Феофан и Феодор Начертанные исповедники (VIII–IX вв.), прп. Иосиф Философ (Песнописец) (IX в.) (fol. 167r).

http://bogoslov.ru/article/6176017

Учение о Св. Духе в первый раз вселенской церковью было рассмотрено, определено и сформулировано на втором вселенском соборе. Но в до этого времени оно находило себе более или менее определённую форму в древних символах частных церквей, имевшихся, конечно, в виду, при разрешении вопроса о Св. Духе на константинопольском соборе. Первый по времени из таковых символов был символ св. Григория Чудотворца , употреблявшийся со времён его в церкви неокесарийской. В нём член веры о Св. Духе так выражен: «и един Дух Святой от Бога имеющий бытие, и через Сына явившийся, то есть людям» (Κα ν πνεμα γιον, κ Θεο τν παρξιν χον, κα δι Υο πεφηνς, δηλαδ τος νϑποις) 1 . Здесь в первой половине члена не буквально, но по точному смыслу, заключена та именно мысль о личном свойстве Св. Духа, которая содержится и в словах Спасителя: иже от Отца исходит, – что равносильно выражению: от Отца имеет бытие. Что у св. Григория Чудотворца разумеется здесь под Богом Бог-Отец, это само собой очевидно из сопоставления Его с Сыном, об отношении которого к Св. Духу говорится сейчас же во второй половине члена. Каково же это отношение? Оно представляется здесь совершенно отличным от того отношения, какое имеет к Духу Бог Отец. Тогда как в отношении к Отцу Дух представляется имеющим от Него бытие, в отношении к Сыну Он представляется только получившим в Нём посредство для своего явления людям, то есть явление во времени – в деле домостроительства спасения людей. Там – отношение по бытию, здесь – отношение по проявлению бытия, и притом в формах времени. Такое сопоставление Духа к Отцу и Сыну, в котором одному Отцу приписывается виновность в Его бытии, а Сыну не только не приписывается этого, но указывается совершенно иное участие Его в отношении к Св. Духу, не даёт ли естественного повода к тому заключению, что, как составителю рассматриваемого символа, так и всей неокесарийской церкви, державшейся его, была совершенно чужда мысль о каком бы то ни было участии Сына в получении Св. Духом своего личного бытия? В двух позднейших известных нам символах, из коих первый, по свидетельству св.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Вопрос 15. Что главным образом содержится в символе веры ? В сем святом Символе Веры главным образом содержится учение о Боге по существу едином, а по Ипостасям в Троице Святей – Сыне и Святом Духе. 243 огласительное богословие Глава 4. О Боге, по существу едином, а по Ипостасям в Троице Святей – Отце, Сыне и Святом Духе Вопрос 16. Кто есть Бог купно по существу и по Ипостасям Троице Святой, по откровению святого Григория Неокесарийского чудотворца? Един Бог Отец Слова Живаго ( Символ Веры Григория Неокесарийского ), мудрости ипостасныя, и силы, и свойства присносущнаго, совершенный совершеннаго родитель, Отец Сына Единороднаго. Един Господь, един от единаго, Бог от Бога, начертание и образ Божества, Слово действенно, Премудрость всесодержительная и Сила творительная всея твари, истинный Сын истинного Отца, невидимаго Отца Сын невидимый, и нетленный нетленного, и бессмертный бессмертнаго, и вечный вечнаго; един Дух Святый, Иже от Отца существо имеет и чрез Сына явлен есть человекам, образ Сына совершеннаго совершенный, Живот, Вина живущих, Источник свят, Святыня, подающая освящение, в Нем же откровен бывает Бог Отец, Иже есть выше всех, и во всех, и Бог Сын, Иже чрез вся – Троица совершенная, коя славою, и вечностию, и Царствием не разделяется, ниже удаляется. Нет убо ничего ни созданного или рабственнаго в Троице, ни прибытнаго, кое бы сперва не было, потом же прибыло. Ибо не было, чтобы когда-либо Сын не был у Отца, ниже у Сына Дух, но неизменна и непреложна всегда есть таяжде Троица (см. «Православное исповедание» Петра Могилы , стр. 275). Глава 5. о Боге по существу Вопрос 17. Кто есть бог по существу? Бог есть существо ( Исх. 3:14 ) всех высочайшее, и есть един ( Втор. 6:4 ) безначальный и бесконечный ( Апок. 1:8 ), вечный ( Пс. 101:26 ), бестелесный, бессмертный ( 1Тим. 6:16 ), Дух есть Бог ( Ин. 4:24 ), чистейший, премудрый ( Евр. 4:13 ), всемогущий ( Иов. 42:2 ), всеведущий ( Прем. 7:22, 23 ), пресвятый, преблагий ( Мф. 19:17 ), премилосердый, человеколюбивый ( Прем. 7:23 ), праведный ( Пс. 118:131 ), истинный, правосудный, пресовершенный, преблаженный, неизменяемый и неизмеримый; Отец, Вседержитель и Творец; Бог богов, Царь царствующих и Господь господствующих; Владыка небесе и земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Spasskij...

Но и при новой беде – нашествии Наполеона – храму было явлено настоящее чудо. Он совсем не горел, тогда как бушевавшее пламя уничтожило все окружавшие его дома Толмачевской слободы, и местные жители стремились укрыться в церкви от дыма и огня. Полностью уцелело и имущество храма, надежно спрятанное под полом, но, защищая его, мучеником пал священник Иоанн Андреев: захватчики безуспешно пытали его, где спрятаны церковные сокровища, и вскоре после победы он скончался от полученных увечий. По другой версии, он был убит на паперти и похоронен в ограде храма. Более пяти месяцев после вторжения Наполеона в Никольском храме не было богослужений. Он стоял пустым, ибо полностью лишился своего прихода: ни одного дома не уцелело. В 1813 году были освящены Никольский и Покровский приделы, но количество прихожан исчислялось всего девятью дворами, так что храм был приписан к церкви святителя Григория Неокесарийского на Полянке. И тогда огорченные толмачевцы подали прошение преосвященному Августину, с уверением, что дома в приходе отстраиваются и заселяются и что жители готовы заплатить любую сумму на содержание духовенства, лишь бы их приходской храм получил «первобытное свое существо». Делу был дан ход, и выяснилось, что церковь святителя Григория Неокесарийского имеет даже меньшее число прихожан, а Никольский храм прекрасно сохранился после войны. 5 февраля 1814 года вышел указ о восстановлении самостоятельности некоторых церквей, в том числе и Толмачевской. Так прихожане малым числом отстояли свой храм. А потом явилось новое чудо. В феврале 1817 года после утренней службы священник и прихожане обнаружили сверток около иконостаса в Покровском приделе. Когда его развернули, в нем нашли деревянный ковчег с частицами святых мощей многих великих угодников Божиих; здесь же были даже частицы Ризы Господней и Ризы Богоматери. О находке немедленно сообщили преосвященному Августину, и он распорядился отправить ковчег в Чудов монастырь до объявления владельца. Загадочный владелец так и не объявился – стало ясно, что он подарил храму этот ковчег, пожелав остаться неизвестным. И тогда толмачевцы попросили вернуть им святыню – «к славе имени Господня и к сильнейшему возбуждению нас в вере и благочестии». Просьба была исполнена, и ковчег стал главной святыней дореволюционного Никольского храма. И страшная московская холера 1830 и 1848 годов, можно сказать, обошла Толмачи стороной: за обе эпидемии в приходе умерли всего 12 человек, тогда как настоятель Николай Розанов ходил во временную больницу на Ордынке окормлять пациентов.

http://pravoslavie.ru/2753.html

II. В том же сочинении Григорий Кипрский полемизирует с теми, кто не хотел признавать воссияние Святого Духа через Сына вечным Он выдвигает следующий тезис (будем далее обозначать его как тезис 2): «Но, говорят, я вдобавок назвал еще это воссияние вечным. Это составляет уже третье обвинение против нас. А ты, говорящий это, кто бы ты ни был, разве не называешь воссияния, облистания и проявления Духа через Сына вечными? И разве можно иначе представлять себе это воссияние? Понятно, что Дух через Сына сообщается, подается и посылается лишь тогда, когда бывают способны принять Его те, которым Он посылается, сообщается и подается. Но воссиявает, облистает и проявляется Он вечно» с. 569]. В этом отрывке Григорий настаивает на вечности воссияния Святого Духа, доказывая, что рассматриваемое соотношение между Сыном и Духом имеет не только временной, икономический, характер, но имеет также отношение к внутренней жизни Пресвятой Троицы. В данном случае патриарх снова ссылается на ряд сочинений отцов Церкви, в том числе и на текст, приписывавшийся Григорию Чудотворцу: «В этом ты можешь убедиться от Великого Василия, от брата его Григория [Неокесарийского], от чудотворца, от Афанасия, от мудрого Иоанна [Дамаскина], изречения которых я напомнил несколько выше. Еще лучше выяснил это чудотворец своим учением о том, что “Дух Святый вечно посылается через Сына из сущности Отца”» с. 569]. Мы видим, что это ссылка на приводившиеся выше слова из сочинения «Подробное изложение веры», принадлежащего не свт. Григорию Неокесарийскому, а гетеродоксальному богослову IV в. Аполлинарию Лаодикийскому: «Исповедуем, что единосущен Отцу Сын и Святый Дух и что едина сущность Троицы, т. е. едино Божество, при чем Отец естественно нерожденный, Сын рожден от Отца истинным рождением, не творением из воли, Дух же Святый, освящающий все создание, вечно ниспослан из сущности Отца чрез Сына» с. 120].  Теперь рассмотрим отсылки Григория Кипрского к сочинениям свт. Афанасия Александрийского. Сочинениями этого отца Церкви Григорий также пользуется для доказательства тех же тезисов 1 и 2.

http://bogoslov.ru/article/6027849

Новаго тя чудотворца исповедует Христова церковь, святителю Григорие, силою бо Божией, в тебе действующей, больныя исцеляеши, прокаженныя очищаеши, демоны прогоняеши. Ты бо еси всем воистину помощник, свободитель, питатель и врач. Сего ради вопием ти тако: Радуйся, деснице чудотворная Иисусова; радуйся, языче Христов, словом исцеляяй. Радуйся, дерзновение велие ко Господу стяжавый; радуйся, чудотворения дар свыше получивый. Радуйся, преславный в бедах заступниче; радуйся, превеликий в напастех защитниче. Радуйся, исцелений источниче; радуйся, люте страждующим помощниче. Радуйся, бесов прогонителю; радуйся, многоцелебный кладезю неизчерплемый. Радуйся, избавление от печали; радуйся, подаяние благодати. Радуйся, чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение. Кондак 8 Странное чудо явися, святителю Григорие, егда брата два, езеро от отца в наследство получиста и не могущема има разделити его между собою, восстаста друг противу друга. Ты же молитвою твоею ко Господу изсушил еси оное, дабы не иссякла есть любовь братская, научая верныя в мире друг со другом воспевати Богу: Аллилуиа. Икос 8 Весь воистину православный мир почитает тя, святителю Григорие, великаго чудотворца, ибо молитвою твоею ко Господу и водружением жезла твоего течение реки изменил еси, сохранив земли плодородие; призвав же имя Иисусово, гору подвигнул еси, дая место для воздвижения храма Божия. Мы же, дивящеся сему, вопием Ти: Радуйся, сосуде благодати Божией; радуйся, неизсякаемый источниче чудес. Радуйся, истинный исправителю душ человечестих; радуйся, сварливых братъев вразумление. Радуйся, яко тобою зависть попираем; радуйся, яко тобою благонравное житие исправляем. Радуйся, над стихиями благодатию Божией владычествуяй; радуйся, уставы земли верою твоею пременяяй. Радуйся, речныя устремления жезлом твоим укротивый, радуйся, земли плодоносие молитвою твоею даровавый. Радуйся, усердный храмоздателю; радуйся, человеколюбивый пастырю словесных овец. Радуйся, чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение. Кондак 9

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010