161 Восприемником Димитрия Брянчанинова от св. Евангелия был тогдашний Ректор Вологодской семинарии, архимандрит Евтихиан. 162 Руководителем иеродиакона Игнатия в обучении диаконскому служению был знаменитый среди Вологжан в свое время и доселе своей праведной жизнью, юродством и прозорливостью Петропавловский диакон Александр Воскресенский, предсказавший иеродиакону Игнатию, еще ранее монашества, епископство. О Петропавловском диаконе сообщаются достаточные сведения в «Жизнеописаниях отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков», октябрь, стр. 706–723. 163 Вологодская епархия учреждена в 1383 году под названием Пермской; кафедра была первоначально открыта в Устьвыми Яренского уезда, потом в 1492 году перенесена в Вологду. Когда в. Москве 1589 году на место Всероссийской Митрополии собором установлено Патриаршество, тогда тем же собором «в Вологде архиепископии быти учреждено», и Архиепископы Вологодские поставлены степенно первыми между всеми Россйскими Архиепископами. Тогда же во Архиепископа на Вологду рукоположен Московским Патриархом Иовом Иона, бывший Архимандрит Владимиро-Рождественского монастыря; в 1603 г. переведен на Ростовскую митрополию. 164 В брошюре «Описание Вологодского Кафедрального Собора» на стр. 98 значится: «пятнадцатым по счету протоиереем Собора был Виктор Иоаннович Венский с 1822–1841 г., а с 1841 года Василий Иоаннович Нордов. 169 Одно время он был, келейником митрополита Евгения, в те годы, когда этот последний находился в Вологде. 171 Обстоятельства перехода Димитрия Брянчанинова из Семигородной пустыни в Дионисиево-Глушицкий монастырь, а равно и служение иеромонаха Игнатия в должности Строителя Григорие-Пельшемского монастыря при документальном выяснении встречаются некоторые затруднения в виду того, что архив дел Вологодской Духовной Консистории имеет опись начиная лишь с 1839 года, а до этого времени делопроизводство Консистории неупорядочено и почти нет возможности разыскать требуемые дела. 172 Послужной список бывшего настоятеля Лопотова монастыря игумена Игнатия (из бумаг Николо-Бабаевского монастыря). Формул. список о службе Епископа Игнатия за 1856 г. в делах Троице-Сергиевой пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Григорий Пельшемский (в миру Григорий Лопотов; 30 сентября 1449) – преподобный (память 30 сентября), основатель Пельшемского (Лопотова) в честь Собора Пресвятой Богородицы монастыря (ныне близ г. Кадникова Вологодской обл.). В 1764 г. обитель выведена за штат. Мощи святого находились под спудом церкви во имя преподобного Григория Пельшемского. Около раки в XIX в. хранились железные вериги, железная полумантия и железная рубашка, принадлежавшие, по преданию, основателю монастыря. В 20–х гг. XX в. монастырь был закрыт. Даниил Переяславский (в миру Димитрий; 7 апреля 1540) – преподобный (память 7 апреля), основатель переславского в честь Святой Троицы монастыря (ныне г. Переславль–Залесский Ярославской обл.). В 20–х гг. XX столетия монастырь был закрыт, возрожден в 1993 г. Димитрий Прилуцкий (11 февраля 1392) – преподобный (память 11 февраля), основатель Прилуцкого в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня монастыря (Вологда). Обитель закрыта в 1926 г., возобновлена в 1991 г. Диодор Юрьегорский (в миру Диомид; 27 ноября 1634) – преподобный (память 27 ноября), основатель Юрьегорского монастыря в честь Святой Троицы (погост Юрьегорский Онежского уезда Архангельской губернии). В 1764 г. монастырь был упразднен и обращен в приход. Дионисий Глушицкий (в миру Димитрий; 1 июня 1437) – преподобный (память 1 июня), основатель Глушицкого в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря (ныне деревня Покровское Сокольского района Вологодской области) и Глушицкого Сосновецкого во имя Святого Иоанна Предтечи монастыря. Покровская обитель упразднена в 1764 г., Предтеченская по штатам отнесена к третьему классу. Мощи прп. Дионисия находились в храме святого Иоанна Предтечи, построенного в 1745 г. Ныне сохранились только фундаменты храма, на месте предполагаемого погребения святого поставлен крест. Евфросин Псковский (в миру Елеазар; 15 мая 1481) – преподобный (память 15 мая), основатель Спасо–Елеазарова во имя Трех святителей монастыря (в 30 верстах от Пскова на реке Толве). В 1764 г. монастырь был оставлен на своем содержании. После революции закрыт и подвергся сильному разорению. Ныне обитель возрождается. Мощи святого Евфросина и его сподвижника – преподобного Серапиона (1481) находятся под спудом в храме во имя Трех святителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Петрозаводск, 1886. Вып. 2, отд. 2. С. 23−24. К сожалению, К. Петров не привёл сведений о времени написания синодика. 361 В самой Хергозерской пустыни хранились в XVIII в. два списка Службы и Жития Макария Желтоводского (один «в десть», другой «в полдесть»), а также рукописный канон Макарию (РГИА, ф. 834, оп. 3, 2457, л. 142 об. 143). 363 Подробнее о народном почитании Макария Желтоводского в Каргополье см. там же. С. 123−129; Мелехова Г.Н. Православные традиции русской деревни в XX веке (по полевым материалам Каргополья и района Куликова поля)//Исторический вестник. 2000. 1 (5). С. 135−137; Ведерникова H.M. Фольклор как способ отражения культурного ландшафта (по материалам экспедиционных выездов 2000−2002 гг.)//Культурный ландшафт как объект наследия. М., СПб. 2004. С. 291−293, 297, 300; Мороз А.Б. Религиозные центры и «народная агиография»//Рябининские чтения-2007. Петрозаводск, 2007. С. 367; Минеева И.Н., Пигин А.В. Святыни Лекшмозерья//Живая старина. 2007. 1. С. 49−50. 364 Предметом самостоятельного исследования может стать почитание Макария Желтоводского на территории всего Русского Севера. Не имея возможности останавливаться на этом вопросе подробно, отметим лишь некоторые факты, относящиеся к разным эпохам. В некоторых редакциях Жития Григория Пельшемского утверждается, что этот вологодский святой XV в. был пострижеником Желтоводского монастыря (см. Семячко С.А. К истории текста Жития Григория Пельшемского//ТОДРЛ. СПб., 2006. Т. 57. С. 620:631). Историческая достоверность этого сообщения вызывает, впрочем, сомнения, поскольку в других вариантах Жития, передающих первоначальный текст точнее, утверждается, что святой принял постриг в «Галицкой державе» (см. там же. С. 626). Не исключено, однако, что за этим сообщением всё же стоят какие-то культурные контакты Желтоводского монастыря с Вологодским краем. В 1667 г. в Архангельской губернии за рекой Вагой была основана Макариевская-Предтечевская (в честь Макария Желтоводского) пустынь (см. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

120 начало, 117 fin. [Ср. Преподобный Сергий Радонежский и Троице-Сергиева лавра, 2 издание, М. 1909г., стр. 7–11, примечание]. 342  Архиепископа Сергия, который жил на покое в Троицком монастыре и который хотел загладить свою вину перед оскорблённым им Моисеем? 346  (Что Пахомий Сербин писал не особенно хорошо, плоховато, этого едва ли могли не видеть и Русские. Вероятно, они удивлялись в нём не тому, что писал хорошо, а тому, что – очень скоро, тогда как для них – написать одно житие требовалась целая жизнь). 347  (В Житии Зосимы и Савватия любопытные рассказы в отношении к порче монастырских нравов, – Ключевский, стр. 203 начало, Волоколамская рукопись 348  В ответе собора 1504г. великому князю о вотчинах называются как святые Дионисий и Димитрий Вологодские). 350  Григория Пельшемского, Павла Обнорского? Житие Дионисия Глушицкого имеет важное значение в смысле исторического источника, – Ключевский, стр. 195 fin.). 352  Из святых, которым установлено было на соборе 1647г. общее празднование, не было житий: 1) митрополита Ионы (написано в 1547г.), Макария, VII, 440. 2) Макария Калязинского (написано в 1547г.). Переделаны прежде бывшие жития: Александра Невского, Никона Радонежского и Павла Обнорского (Макарий, VII, 430 начало). Были и оставлены без переделки семь: Иоанна Новгородского, Зосимы и Савватия Соловецких, Дионисия Глушицкого, Михаила Клонского, Пафнутия Боровского и Александра Свирского (написано в 1545г. Макарий VII, 430 начало). Из местных. Вероятно, были прежде жития Арсения Тверского и Иоанна Юродивого. Собор не заботился о житиях, этих святых (Макарий, VII, 442). Собор 1549г. Были прежде жития девяти святых: Евфимия Новгородского, Ионы Новгородского, Стефана Пермского, Михаила Тверского, Аврамия Смоленского, Саввы Вишерского, Григория Пельшемского, мучеников Литовских, Иоанна Сочавского (Макарий, VII, 445). Написаны вновь: Евфросина Псковского, Всеволода Псковского, Саввы Сторожевского, – ibid., 445. Написаны после 1552г.: Евфимия Суздальского, Ефрема Перекомского, Нифонта Новгородского, Никиты Новгородского, – ibid..

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Элемент проповеди, назидания, вложенного в уста святому, душеполезной его беседы, в житиях данной группы встречается чаще, и эти назидания и беседы обыкновенно не развивают теории внешних подвигов, предлагаемой инокам, но стремятся внушить основные христианские добродетели, главным образом богомыслие, стремление к внутреннему совершенствованию, борьбу с дурными помыслами, чувство любви, соединенное с собственным смирением (жития Дионисия Глушицкого, Григория Пельшемского, Иоасафа Каменского, Павла Обнорского, Корнилия Комельского, Антония Сийского, Сергия Нуромского). И если, соответственно такому настроению, мы не находим (или по крайней мере почти не находим) в памятниках заволжской агиобиографии ни картин суровой нетерпимости к неверным или к заблуждающимся, к грешникам, ни рассказов о карах, постигающих их как естественным, так и сверхъестественным путем, и служащих внешним стимулом для нравственной жизни, особенно не находим мрачных и запугивающих образов эсхатологической и демонологической легенды, – то мы не находим их и в творениях Нила, с их настроением ясным, кротким и любвеобильным. Пренебрежение к благам и интересам мирским, которое не раз нашло себе отражение в заволжских житиях, создавала для инока и для монастыря известную нравственную независимость; выше мы видели факты такой независимости хотя бы по отношению к княжеской власти, которую отметили жития (жития Кирилла Белозерского, Димитрия Прилуцкого, Григория Пельшемского, Мартиниана Белозерского); известно, что эта черта являлась одной из важнейших, отличавших заволжцев от иосифлян 421 . Если последние, вступая в крепкую связь со светской властью, поступались за то иногда своей духовной свободой, то первые, удаляясь от всяких забот мира сего (подобно Димитрию Прилуцкому, который, по житию, отказывается от чести, оказываемой ему князьями), сохраняют свою нравственную независимость; и подобно тому, как в житиях выступают обличителями: Григорий Пельшемский удельного, а Мартиниан Белозерский – даже великого князя, так из других источников мы знаем, что из среды заволжцев выходили и другие обличители: оттуда вышел протест против второго брака Василия III, оттуда явился знаменитый Феодорит, обличительная деятельность которого рассказана Курбским в его истории; оттуда явился игумен Троицкий Порфирий I, за подобную же смелость обличений потерпевший гонение и прославляемый тем же Курбским 422 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В монастыре был инок, по имени Сергий, одержимый болезнью глаз. При гробе преподобного он тотчас исцелился от болезни своей, и храм наполнился великим благоуханием. Сергий исповедал исцеление свое пред всеми в церкви Божией. Припадая со слезами ко гробу святого, братия говорили: «О, раб Божий, телесно ты окончил свою жизнь, но духом не отступай от нас и руководи нами, чтобы мы достигли Христа Бога». Осиротевшие иноки с честью погребли трудолюбивое тело святого. Они поставили гробницу над его могилой и поместили над нею образ Спаса и Пречистой Его Матери на поклонение приходящей братии. Много и других чудес совершалось через св. Григория, как при жизни его, так и по смерти. Около Пельшемского монастыря жил некий муж, именем Иоанн, питавший великую веру к святому. По Божию попущению овладел им бес и немилосердно мучил его. Иоанн впал в расслабление ума и говорил неразумное. Родственники привезли его в монастырь, принесли ко гробу преподобного отца нашего Григория и положили его на ложе. Игумен же с братией вознесли о нем молитвы к Богу. Исцеленный со слезами помолился Пречистой Богородице и призвал на помощь прп. Григория, прося его помиловать и защитить от таковой беды. Вспомнились ему все совершенные им неподобные дела, и, рыдая, говорил он: «Увы мне, грешному и нераскаянному! Как мне идти неуклонно путем спасения, как избегнуть страха последнего суда и вечных неминуемых мук!» В такой печали стал он петь: «Владычица, приими молитву рабов Своих». И почувствовал себя совершенно исцеленным. Молясь и припадя к образу Пресвятой Богородицы, воссылал он Богу благодарственные песнопения и, поклонившись цельбоносному гробу святого, возвратился в дом свой. Остальные лета жизни своей Иоанн прожил благочестиво, славя Бога и прп. Григория чудотворца. В Пельшемском монастыре был инок Никодим. Жил он дурно — в непослушании у св. Григория. Святой постоянно поучал его, он же не внимал и все белее уклонялся от пути добродетели. Видя, что на Никодима не действует епитимия, святой без благословения удалил его из обители, поминая слова Господа: Слушаяй вас, Мене слушает: и отметаяйся вас, Мене отметается (Лк.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Приходили к святому иноки из окрестных областей и желали жить с ним, подражая ему в добродетели. Приходили в голодный год и голодающие. Святой с радостью принимал всех, неослабно и без лености поучая иноков и мирян: «О, братие! Разумно проводите жизнь свою, живите чисто, покайтесь, чтобы не постигла вас беда в день страшного Христова суда. Братие! Брашно нас не поставляет пред Богом, — говорит апостол Павел (1 Кор. 8, 8); добрыми делами исполняйте заповеди Господни — послушанием, кротостью, смирением. Учитесь закону доброму — иметь сердце и душу чистыми. Одежда души — истинная вера, молитва, слезы и воздыхания, покаяние, молчание, милование нищих, братолюбие и воздержание от всякого зла; все сие доставляет душе веселие». Поучая приходящих, святой не уклонялся от исполнения правила молитвенного, увеличивал подвиги и трудился над перепиской книг. Он подвизался, соединяя пост с милостынею: принимал странных, кормил голодных, выкупал должников, был одеждою нагим, утешением печальным, исцелением немощным и наставником всем хотящим спастись. Много лет ведя суровую жизнь и шествуя скорбным и тесным путем, прп. Григорий достиг маститой старости и украсился сединами. Скончался прп. Григорий глубоким, 127–летним, старцем. В Пельшемской обители жил муж, постриженный впоследствии в ней, именем Тихон. Сей инок поведал следующее о кончине святого. «Я служил игумену Григорию, когда еще был мирянином и носил мирскую одежду. Предвидя свое скорое отшествие к Богу, святой призвал к себе священноинока Александра с братиею и сказал им:«Чада и братия, изнемогаю я от глубокой старости и предаю вас в руки Господа; наставником же вместо меня пусть будет у вас священноинок Александр». Так он предал Александру монастырь и братию. Поучив их о пользе душевной, моля соблюдать строгое иноческое житие, согласно своему обещанию, св. Григорий, сильный душою, стал изнемогать телом. Видя свое полное изнеможение и приближение кончины, прп. Григорий призвал к себе всю братию обители — было же их, работавших с ним Богу, 13 человек — и сказал им:«Телом я отхожу от вас, духом же вечно буду пребывать с вами».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Арсения коневского (отрывок), 806. Артемия веркольского, 696. Афанасия киево-печерского, 676, 712–714, 800. Бориса и Глеба, князей, 38, 646, 679, 692, 714–719, 724–727, 745, 755, 782, 792, 793. Варлаама киево-печерского, 714. Варлаама, игум. хутынского, 91, 501, 631, 645, 670, 671, 727, 768, 789, 792. Варлаама важеского, 677. Варсонофия, еп. тверского, 659, 667, 668. Василия и Константина, кн. ярославских, 677, 696. Василия, блаж. московского, 681. Василия киево-печерского, 676, 712–714, 800. Владимира, в. кн. киевского, 678, 679, 693, 714, 719, 724, 748, 792. Всеволода – Гавриила, кн. псковского, 694, 792. Вячеслава, князя, 664, 665, 715, 716, 725–727, 771, 792. Геннадия костромского, 673. Германа соловецкого, 697. Григория киево-печерского, 676, 712–714, 800. Григория, игум. пельшемского, 664, 665, 693. Григория и Кассиана авнежских, 635, 677. Гурия, архиеп. казанского, 659, 667, 668. Дамиана киево-печерского, 676, 712–714, 771, 800. Даниила переяславского, 694. Димитрия, игум. на Клове, 714. Димитрия прилуцкого, 642, 643, 651, 674, 692, 765, 790. Димитрия угличского, царевича, 625, 676. Дионисия глушицкого, 603, 692, 693, 791. Дионисия, архим. радонежского, 700. Евстафия, муч. литовского, 714. Евстратия киево-печерского, 676, 712–714, 800. Евфросина псковского, 676. Евфросинии, игум. полоцкой, 676. Евфросинии, кн. суздальской, 664, 665. Евфимия, архиеп. новгородского, 675. Евфимия, архим. суздальского, 337, 695. Еразма киево-печерского, 676, 712–714, 795, 800, 805. Ефрема скопца, еп. переславского, 714. Зосимы и Савватия соловецких, 629, 633, 634, 664, 665, 692, 693, 695, 788. Игнатия, еп. ростовского, 618, 626, 630, 712, 745, 805. Игоря Олеговича, в. кн. киевского, инока, 694, 714. Исаакия, киево-печерского инока, 39, 676, 713, 714, 723, 800. Исаии, еп. ростовского, 618, 626, 630, 676, 714. Исидора юродивого, ростовского, 618, 630, 676, 780. Исидора, презвитера юрьевского, 626. Иакова боровицкого, 654,667, 668. Иеремии печерского, 676, 713, 714, 800. Иоанна и Феодора, муч. киевских, 714, 719, 724.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Если бы надежды христиан ограничивались этой жизнью, то справедливо было бы скорбеть о раннем разлучении с телом. Но если для живущих по Богу началом истинной жизни становится освобождение души от телесных уз, зачем же нам печалиться, как не имеющим упования? Святитель Василий Великий ( 9, 203 ). Кто благодушествует и мужается в опасности, тот, если и умирает, умирает доблестно, а если остается жив, делается славным. Поэтому если и смерть доблестна, и жизнь прославлена, то мужественный приобретает выгоды, равно как и малодушный получает себе в удел двоякое зло, потому что и смерть его позорна, и жизнь его бесславна. Преподобный Ефрем Сирин ( 29, 86 ). Брат сказал авве Пимену: «Я замечаю, что, куда ни пойду, везде нахожу себе помощь». Старец ответил ему: «В настоящее время Бог милосерд к тем, кто носит меч». Если мы будем мужественны. Он явит нам Свою милость. Достопамятные сказания ( 79, 208 ). В 1434 году сын Юрия князь Димитрий Шемяка опустошил страну Вологодскую; несчастные жители бежали из своих жилищ и скитались в лесах, не зная, где приклонить голову, многие умирали с голоду. Толпы разоренных стекались за пищей в обитель преподобного Григория Пельшемского, и он помогал им, насколько мог. Одушевляясь любовью к Отечеству, он решился сказать правду Шемяке: «Князь Димитрий, – говорил пустынник, – ты творишь дела не христианские. Ступай лучше в страны языческие, к людям, не знающим Бога. Христианские вдовы и сироты вопиют против тебя перед Богом. Сколько людей гибнет из-за тебя от голода и стужи, и если не прекратишь междоусобия, кровопролития и насилия, то сам скоро лишишься и славы, и княжения!» Шемяка, рассерженный правдой, приказал сбросить святого Григория с высокого моста на лед реки. Сильно разбившись, преподобный несколько часов лежал без чувств. Наконец он пришел в себя и, с трудом встав с места, сказал окружавшим его: «У немилостивого князя и слуги немилостивы, но скоро погибнут они, несчастные». Как ни жесток был Шемяка, но опомнился, уступил обличениям Григория и оставил Вологду. Это мужественное ходатайство святого за несчастных усилило в народе уважение к преподобному и его обители. Троицкий Патерик ( 90, 39–40 ). «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

177 30-го ноября игумен Игнатий уже выехал из Вологды в С.-Петербург к Митрополиту Филарету, причем прогонных денег от Епископа Стефана не получал, потому что по неимению в них надобности от того сам отказался. 178 С перемещением игумена Игнатия в Николаевский Угрешский монастырь кончается кратковременный период настоятельства его в Григорие-Пельшемском Лопотове монастыре и в порядке житейского плавания Игнатий Брянчанинов выплывает в большие воды – настоятельство в Троице-Сергиевой Пустыни. Прибывши в Лопотову обитель, которую ему поручено было восстановить, молодой строитель, не щадя своих сил и трудов, ревностно принялся за дело, не смущаясь тем, что ему пришлось поместиться в сторожке, потому, что настоятельская келья была в таком состоянии, что её принуждены были совершенно разобрать. Эта сторожка была по одну сторону святых ворот, выстроенных на подобие башни с тесовой остроконечной крышей, весьма обветшавшей, а по другую сторону ворот была деревянная братская трапеза поварня. Несокрушимая энергия нового строителя и его искреннейшее желание положить все душевные и телесные силы на дело, угодное Небесному Отцу. В короткое время сделали то, что казалось прежде почти невозможным: обитель возобновилась внешне и поднялась внутренне. В нее стали стекаться монашествующие из тех монастырей, где был прежде послушником строитель Игнатий, и вскоре в ней составилось братство до тридцати человек. Пожертвования, которые потекли от Вологодских жителей, почитавших память преподобного чудотворца Григория, дали возможность молодому строителю благоукрасить приведенную в порядок церковную службу: он завел дорогие облачения, серебряные сосуды, новые Евангелия. Были выстроены новые, настоятельские и братские кельи. Благолепие и торжественность церковной службы, совершаемой самим иеромонахом Игнатием, отличный певческий хор, чистота и порядок в обновленном храме, – все это способствовало тому, что многие богомольцы начали посещать обитель, прежде мало кому известную. Усердным и неутомимым помощником строителя Игнатия в трудном деле обновления Лопотова монастыря был любимый друг его Михаил Васильевич Чихачов, опять соединившийся с ним после долгой разлуки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010