– дает мудрость для совершения правды: Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум; тогда ты уразумеешь правду и правосудие и прямоту, всякую добрую стезю ( Притч. 2, 6, 9 ). Мужество, или сила Святитель Амвросий Медиоланский различает два проявления мужества: Мужество в подвигах военных и мужество «в скромных трудах частного домашнего подвижничества», то есть в отношении к другим людям и в отношении к самому себе. 1. Мужество в отношениях с другими людьми – решимость и способность осуществлять требования справедливости. Этот вид мужества проявляется и в военных подвигах, и в общественном служении, в делах любви к Родине. В 1434 году сын Юрия князь Димитрий Шемяка опустошил страну Вологодскую; несчастные жители бежали из своих жилищ и скитались в лесах, не зная, где приклонить голову, многие умирали с голоду. Толпы разоренных стекались за пищей в обитель преподобного Григория Пельшемского, и он помогал им, насколько мог. Одушевляясь любовью к Отечеству, он решился сказать правду Шемяке: «Князь Димитрий, – говорил пустынник, – ты творишь дела не христианские. Ступай лучше в страны языческие, к людям, не знающим Бога. Христианские вдовы и сироты вопиют против тебя перед Богом. Сколько людей гибнет из-за тебя от голода и стужи, и если не прекратишь междоусобия, кровопролития и насилия, то сам скоро лишишься и славы, и княжения!» Шемяка, рассерженный правдой, приказал сбросить святого Григория с высокого моста на лед реки. Сильно разбившись, преподобный несколько часов лежал без чувств. Наконец он пришел в себя и, с трудом встав с места, сказал окружавшим его: «У немилостивого князя и слуги немилостивы, но скоро погибнут они, несчастные». Как ни жесток был Шемяка, но опомнился, уступил обличениям Григория и оставил Вологду. Это мужественное ходатайство святого за несчастных усилило в народе уважение к преподобному и его обители. Преподобный Ефрем Сирин так говорит о важности мужества: «Кто благодушествует и мужается в опасности, тот, если и умирает, умирает доблестно, а если остается жив, делается славным. Поэтому если и смерть доблестна, и жизнь прославлена, то мужественный приобретает выгоды, равно как и малодушный получает себе в удел двоякое зло, потому что и смерть его позорна, и жизнь его бесславна».

http://azbyka.ru/deti/osobennosti-vospit...

Продвигаясь далее по основной духовной оси Древней Руси — из Киева в Великий Новгород, Сергий (Шелонин) достаточно кратко описывает подвиги основателей новгородских монастырей — преподобных Варлаама Хутынского, Антония Римлянина и Саввы Вишерского, а также Михаила Клопского и Евфросина Псковского. Значительно большее место автор Слова уделяет фигуре преподобного Сергия , которого он называет “населителем пустыни” и “отцом многих иноков”. Среди учеников преподобного Сергия писатель прославляет преподобных Никона Радонежского , Федора Симоновского , Савву Сторожевского, Андроника Московского , Стефана Махрищского и Афанасия Высоцкого . А в ряду “собе­седников” Сергия он особенно выделяет Димитрия Прилуцкого и Павла Обнорского 32 . Продвигаясь дальше на север, в пустынные места Вологодского края, Сергий (Шелонин) вспоминает имена прославленных подвижников Спасо-Каменного острова и Комельского леса: преподобных Корнилия Комельского, Геннадия Костромского, Сергия Нуромского, Григория Пельшемского, Григория и Кассиана Авнежских, Евфимия и Харитона Сянжемских, Дионисия и Амфилохия Глушицких (в одном ряду с которыми он называет также Антония Сийского — основателя одной из самых северных русских обителей). Вместе с ними он прославляет и двух Белозерских святых — Кирилла и Ферапонта — создателей крупнейшего центра русского монашества в северном крае, именуемом “Се­вер­ной Фиваидой”. Затем, несколько уклонившись от основного направления своего пути на север, Сергий (Шелонин) вспоминает нескольких знаменитых основателей монастырей средней полосы России — преподобных Авраамия Ростовского, Макария Калязинского, Макария Унженского и Никиту Переяславского. Но потом он снова устремляется на север — в Соловецкий монастырь, где прославляет его святых создателей: Савватия, Германа и Зосиму Соловецких (причем о последнем он повествует особенно подробно, описывая его пророческие видения и посмертные чудеса). Дойдя в своем путешествии на север до “варяжских пределов”, автор Слова возвращается назад — в пределы своей Русской земли. Здесь он вспоминает великого тайновидца преподобного Александра Свирского (удостоившегося видения Пресвятой Троицы), и двух чудотворцев — преподобных Евфимия Суздальского и Пафнутия Боровского.

http://pravmir.ru/pohvalnoe-slovo-russki...

А и где буду погреших от своего неразумия и тех странских древних пословиц или будет где посреде тех святых книг написано ложное и отреченное слово святыми отцы, а мы того не возмогохом исправити и оставити и о том от господа бога прошу прощения за молитв всех святых и в книгах сих написанных. А прочитающих молю сиа святыя книги, иже могущих с божиею помощию в них недокончанная таковая исправити и за то от бога восприимут сугубо воздаяние, а от всех святых благословение, понеже в тех святых в четьих минеях все святыя книги четьи собраны и написаны и того ради всех молю и коленома касаюся, с верою прочитающих сия святыя книги, да воспоминают смиренную и грешную мою душу в святых своих ко всесильному богу молитвах, да бых получил деснаго предстояния со всеми святыми иже от века богу угодившими в день втораго пришествия господа бога и спаса нашего Иисуса Христа, в оньже хощет господь судити всем и воздати комуждо по делом его» 12 , л.1–7. Указ главам. Другие статьи: л.156, 158–166, 168. Память Иоанна, архиепископа Новгородского, 7 сентября: л.215. Предисловие к житию Иосифа Волоколамского, составленное Саввой, епископом Крутицким (1546 г.). л.234. Духовная грамота Иосифа Волоцкого . л.261 об. Вторая духовная грамота Иосифа Волоцкого . л.560, 565 об. Житие Людмилы, бабы святого Вячеслава, князя Чешского, 16 сентября. л.578–588. Преставление князя Феодора Смоленского и Ярославского, «нового чюдотворца», 5 марта, 23 мая, 19 сентября. л.596. Страсть великого князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора, 14 февраля, 20 сентября. л.647 об. Житие преподобного Сергия (краткое сказание), 25 сентября. л.649. Житие преподобного Сергия, составленное Епифанием, учеником его, и добавленное Пахомием сербом. л.675 об. Слово похвальное преподобному Сергию. л.936 об., 944 об. Житие Вячеслава, князя Чешского, 28 сентября. л.983–988. Житие игумена Григория Пельшемского (Вологодского), ЗО сентября. Киноварные заглавия и инициалы, заставка (л.1) византийского стиля в красках. Переплет сер. XVI в. – доски с прекрасным тиснением, застежки не сохранились. Переплет реставрировался в XVII в., на это указывают переплетные листы с водяным знаком бумаги XVII в. (голова шута в воротнике с семью зубцами). Арх. Савва. Указатель ... стр.188, 209. (Син.987) Минея-четья, месяц Октябрь, 1°, русский полуустав разных рук в два столбца, 879 л. Водяные знаки: 1. Кувшин с одной ручкой, Бр. 12628, 1520–1528 гг. 2. Кувшин с надписью на тулове и одной ручкой, Бр. 12666, 1547 г. 3. Рука с розеткой, Бр. 11463, 1524–1539 гг. л.1–2 об. Летописец (текст см. в Сентябрьской минее) 13 . л.3–7. Указ главам. л.18–23 об. Житие Саввы Вишерского, 1 октября. л.448. Житие Константина-философа, «перваго наставника словеньску языку», 14 октября. л.457 об. Похвала Кириллу и Мефодию. л.665 об. Житие Иоанна Рыльского, 19 октября, л.847. Житие Арсения, архиепископа Сербского, 28 октября. л.862. Преставление Авраамия, архимандрита Богоявленского, ростовского чудотворца, 29 октября.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Moskov...

В 1992 г. сохранившийся деревянный храм во имя преподобных Дионисия и Амфилохия был открыт как приходской (с. Покровское Сокольского р-на Вологодской обл.), к нач. 2006 г. приписан к Димитриеву Прилуцкому мон-рю. В дни больших праздников братия обители совершает в храме богослужения. Справа от царских врат хранится икона XIX в. с гробницы преподобных Макария, Тарасия и Феодосия. Сохранилось неск. икон деисусного чина из Покровского собора Г. м. (1-й четв. XVI в.; ВГИАХМЗ), житийная икона преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких (XVII в.; ВГИАХМЗ), икона «Благоразумный разбойник» (XVII в.; ВГИАХМЗ), двусторонняя икона «Спас Нерукотворный. Преподобные Дионисий и Амфилохий Глушицкие» (сер. XVIII в.; ЦМиАР). Из б-ки мон-ря сохранились рукописные синодик (XVII в.; ВГИАХМЗ. 2139), Житие преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (XVII в.; ВГИАХМЗ. 1841), сб. «Устав монастырский» (XVII в.; ВГИАХМЗ. 4357). Арх.: РГАДА. Ф. 281. 2581, 2585, 2594, 2639, 2666, 2677; Ф. 1209. Кн. 62, 14726, 14732, 14880, 14733, 14737, 14881; ГАВО. Ф. 343. 3; Ф. 496. Оп. 1. Д. 1488, 18634, 19354; ГАВО. Ф. 523. Оп. 1. Д. 1, 35, 41, 55, 58, 102, 125, 203; ВГИАХМЗ. 433, 1018, 1841, 1989, 2014, 2094, 2095, 2139; 7296, 7297, 10632, 26954/2, 29443/161. Ист.: Опись книгам, в степенных мон-рях находившимся, составленная в XVII в.//ЧОИДР. 1848. 6. С. 43-44; ПСРЛ. Т. 6. С. 48; Т. 8. С. 242; Т. 12. С. 255; Т. 20. Ч. 1. С. 373; Т. 26. С. 295; Т. 39. С. 175; Ведомость о Глушицком мон-ре 1763 г.//Вологодские ЕВ. 1876. 18. С. 265-267; Опись Глушицкого мон-ря 1679 г.//Там же. С. 257-262; Ведомость о суммах, ассигнованных к отпуску из казны на штатное содержание по Вологодской епархии на 1888 г.//Там же. 1888. 4/5. С. 56-57; АСЭИ. Т. 3. 252-262. С. 273-280; Вздорнов Г. И. Искусство книги в Др. Руси: Рукоп. кн. Сев.-Вост. Руси XII - нач. XV в. М., 1980. С. 123-124; Соборное Уложение Алексея Михайловича, 1649 г.//Рос. законодательство X-XX вв. М., 1985. Т. 3: Акты Земских соборов. С. 107; Памятники письменности в музеях Вологодской обл. Вологда, 1987. Ч. 1. Вып. 1. 30, 34, 52; Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского: Тексты и словоуказ. СПб., 2003; Семячко С. А. Житие Дионисия Глушицкого//Святые подвижники и обители Рус. Севера. СПб., 2005. С. 77-216.

http://pravenc.ru/text/165173.html

Житие Дионисия Глушицкого. Основная редакция//Святые подвижники и обители Русского Севера/Изд. подгот. Г. М. Прохоров и С. А. Семячко. СПб., 2005. С. 107–108; В Минейной редакции Жития содержатся схожие сведения: Житие Дионисия Глушицкого. Минейная редакция//Там же. С. 145–146. Там же. С. 108. Там же. С. 108–109. Григорий († 3 мая 1416 г.), хиротонисан во епископа Ростовского 29 марта 1396 г. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. С. 109–110. Семенченко Г. В. Завещания церковных иерархов XV в. как исторический источник//Источниковедение отечественной истории: Сборник статей. 1984. М., 1986. С. 158. Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV — начала XVI в. Т. 3. М., 1964. 252. Башнин Н. В. Обзор описей Дионисиево-Глушицкого монастыря XVII — начала XX в.//Материалы XV Всероссийской научной конференции «Писцовые книги и другие массовые источники XVI–XX веков»: К столетию со дня рождения П. А. Колесникова. М., 2008. С. 56–67; Переписные книги вологодских монастырей XVI–XVIII вв.: Исследование и тексты/Сост. О. Н. Адаменко, Н. В. Башнин, М. С. Черкасова. Отв. ред. М. С. Черкасова. Вологда, 2011. С. 202–230, 467–468; Опись Дионисиева Глушицкого монастыря 1854 г. хранится в РГИА, ф. 834, оп. 3, 2535. Булыгин И. А. Монастырские крестьяне России в первой четверти XVIII в. М., 1977. Приложение. С. 311–325. Водарский Я. Е., Истомина Э. Г.Православные монастыри России и их роль в развитии культуры (XI — начало XX в.). М., 2009. С. 535. Черкасова М. С.Государственная ревизия вологодских монастырей в начале XVIII в.//Управление и экономика: опыт, теория, практика: Материалы научной конференции (Вологда, 10–11 апреля 2009 г.). Вологда, 2009. С. 132–145. Шамина И. Н. Преподобный Иннокентий Комельский и основанный им монастырь//Вестник церковной истории. 2009. 1/2(13/14). С. 26–99; она же. Опись имущества вологодского Павлова Обнорского монастыря 1701–1702 годов//Там же. 2010. 1/2(17/18). С. 17–107; она же. Документы по истории Григориева Пельшемского монастыря XVII — начала XVIII века//Там же. 2011. 3/4 (23/24). С. 30–63.

http://sedmitza.ru/lib/text/4099707/

княжения. 28 сент. 1433 г. князья Василий Косой и Димитрий Шемяка разбили высланную против них московскую рать. Наличие в войсках братьев галичских отрядов дало повод Василию II для военных действий против Г. Д. Московские отряды заняли Галич, Г. Д. бежал в Белозерье. Вернувшись в Галич, Г. Д. начал военную мобилизацию для похода на столицу. 20 марта 1434 г. в ожесточенном бою между Ростовом и Переяславлем он разбил армию Василия II и 31 марта, после недельной осады, вступил в Москву. При подходе к столице Г. Д. привлек в свой лагерь можайско-белозерского кн. Ивана Андреевича, заключив с ним и его младшим братом Михаилом договор. Заняв столицу, Г. Д. арестовал мать и жену Василия II, к-рые были отправлены в Звенигород или Рузу. Г. Д. не стал преследовать племянника, но занялся упрочением своей власти. По свидетельству 2-й редакции Жития прп. Григория Пельшемского, очевидно, весной 1434 г. преподобный посетил Г. Д. в Москве и уговаривал вернуть великокняжеский стол Василию II, но безрезультатно. Когда Василий II добрался до Н. Новгорода (из Вел. Новгорода), Г. Д. отправил против него Димитрия Шемяку и Димитрия Красного. Однако во Владимире князей настигла весть о скоропостижной смерти отца, к-рого похоронили в Архангельском соборе Московского Кремля. Вскоре Василий II вернулся на великокняжеский трон, но феодальная война не закончилась: с претензиями на вел. княжение выступил старший сын Г. Д. Василий Косой (др. сыновья признали власть Василия II). Г. Д. был успешным военачальником, не проигравшим ни одного сражения, рачительным хозяином. При нем городами - центрами отдельных территорий в пределах его владений стали Вышегород (на р. Протве) и Руза, Соль Галицкая превратилась в один из ведущих центров соледобычи Сев.-Вост. Руси. В результате деятельности князя в его уделе сформировалась система дорог. Финансовые возможности Г. Д. демонстрирует следующий факт: 2 суздальским князьям он дал в долг под залог вотчин 800 р.- сумму, сопоставимую с размером ордынского выхода с «московских уделов».

http://pravenc.ru/text/164461.html

Леушинский во имя св. Иоанна Предтечи мон-рь после затопления. Фотография. 1950-е гг. 13 окт. 1929 и 5 янв. 1930 г. в окружной газ. «Коммунист» последовательно вышли статьи «Леушинская мразь» и «О том, как расследуют и опровергают газетные заметки», где действия заведующего, разрешившего монахиням работать в совхозе «Леушино», квалифицируются как «уголовное преступление» и предлагается срочно выселить инокинь с территории хозяйства. В нач. 1930 г. в с. Мякса из Череповецкого окрадмотделения было отправлено письмо с пометкой «Срочно. Секретно» с требованием принять меры к выселению монахинь с территории совхоза «Леушино». 4 февр. всем сестрам, в т. ч. проживавшим в Успенском и Иоанно-Богословском скитах, было объявлено требование в 10-дневный срок выселиться из келий и покинуть Леушинский край (всего оставалось 154 насельницы). Судя по информации из офиц. письма в окрисполком, датируемого 23 апр. 1930 г., выселение инокинь затянулось: «Президиум Мяксинского РИКа сообщает, что схимницы, монашины находятся в Леушине, выселения последних не было вследствие того, что РИК не имеет до сего времени распоряжения, куда выселять». Изгнанные монахини проживали в ближайшем к Леушино селении или возвращались на родину. Их отъезд позволил властям закрыть в 1931 г. Троицкий собор и обе скитские церкви. В февр. 1932 г. были репрессированы бывшие насельницы, не пожелавшие покинуть Леушино, в т. ч. юродивая мон. Нектария. Проживавших на территории Ленинградского подворья сестер во главе с игум. Агнией арестовали. Совхоз «Леушино» был закрыт, монастырские корпуса переданы в распоряжение школы для трудновоспитуемых (ЛОШТВ 3), общее число воспитанников к-рой к 1938 г. составило 370 чел. В 1935 г. постановлением президиума Леноблисполкома собор Похвалы Пресв. Богородицы был закрыт и передан школе трудновоспитуемых детей; 14 сент. на совместном заседании ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли решение о строительстве гидроузлов у Рыбинска и Углича. В 1937 г. подпорный уровень Рыбинского водохранилища было решено увеличить с 98 до 102 м, в результате чего территория Л. м. попала в зону затопления. Постановлением оргкомитета ВЦИК по Вологодской обл. от 29 окт. 1938 г. Леушинскую школу с особым режимом (бывш. ЛОШТВ 3) решено эвакуировать из зоны затопления. Часть ее воспитанников предлагалось разместить в корпусах упраздненных Глушицкого Сосновецкого во имя св. Иоанна Предтечи и Григориевого Пельшемского Лопотова в честь Собора Пресв. Богородицы мужских монастырей Вологодской обл., а еще 100 чел. направить за пределы области. В 1941 г. началось затопление ложа Рыбинского водохранилища, завершившееся к 1947 г. Остовы Похвальского собора и колокольни Л. м. еще нек-рое время возвышались над поверхностью воды.

http://pravenc.ru/text/2463615.html

Михаил был мировым посредником в Корбангской волости Вологодской губернии, а умер монахом в Оптиной пустыни; Александр служил в военной службе, умер в молодых годах; перед смертью пострижен братом своим Игнатием в монахи, и похоронен в Троице-Сергиевой пустыни. Сын Ставропольского Губернатора П.А. Брянчанинова А.П. Брянчанинов, после окончания университета, под влиянием тяжелых обстоятельств личной жизни, хотел уйти в монастырь, долгое время жил при дяде в Бабайках, но был отклонён от монашества самим Владыкой Игнатием, ушел в гражданскую службу, которую и кончил в должности сотрудника Комитета Министров, и в звании сенатора, не растеряв за это время своей чуткой религиозности и памятуя о своих праведных предках – отце и дяде. Домашний режим семьи Брянчаниновых отличался серьёзностью, строгостью, выдержанной дисциплиной и непоколебимым порядком. Директивы домашней и хозяйственной жизни исходили из кабинета барина, из его продуманных планов и решительной воли, проникали собой все части сложной жизни всех обитателей села Покровского, находили усердных – за совесть, а не за страх исполнителей; Брянчаниновы умели выбирать и ценить людей. Стройно изо дня в день наблюдался порядок в семье, в доме и в имении, и годами утвержденный, он не нуждался уже в особо тщательном надзоре. Почти исключая возможность отклонений, войдя в плоть и кровь, в привычки и характер обитателей Покровского. На зиму семья переезжала в городской дом, нимало не нарушая заведенного порядка – ни в доме, ни в имении и поддерживая непрерывную связь с Покровским вплоть до весны. Ежедневно делались доклады барину, ежедневно доставлялись продукты для стола, и даже вода для питья и пищи привозилась из имения за 20 верст, и то не был каприз: вода горного источника в Покровском даже до сего дня кристально чиста и необычайно вкусна и налитая в чистый графин совершенно незаметна по своей прозрачности. Благоустройство имения, достигнутое собственными трудами, обеспечивало для семьи Александра Семеновича внешнюю жизнь и доставляло внутреннее удовлетворение даровитому хозяину.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

На исходе XIX и в начале XX века нам приходилось неоднократно встречаться в Брянчаниновских имениях – Юрове и : Покровском с фактами необыкновенного трогательного по своему бескорыстию и искренности внимания барина к крестьянской нужде и необычайной сердечностью благожелательного порыва, а немногие шероховатости житейского быта в недавние освободительные годы вызывались исключительно эксплуататорскими наклонностями доверенных лиц и моментально устранялись, как только делались известными кому либо из Брянчаниновых. Эта же простота, радушие, доброжелательность, отзывчивость и бескорыстие характеризуют и нынешних владельцев села Покровского. На выдающуюся исключительную по своему жизненному выражению черту фамилии Брянчаниновых, по нашему мнению, составляет особо чуткая религиозность, способность и наклонность к жизни в Боге и жажда аскетического подвига. Пример Епископа Игнатия, оставившего родовые и материальные преимущества, перспективы блестящей карьеры и счастливой земной жизни ради царствия Божия и жизни в Боге – в роде Брянчаниновых не исключительный. Если бы не наше глубокое уважение к скромности и высоте совершаемого пред Лицом Божиим некоторыми представителями Брянчаниновского рода аскетического подвига в наши дни, в роде сем прелюбодейном и грешном, свидетелями которого нам, по милости Божией и, к нашему духовному назиданию, пришлось быть, мы могли бы изобразить удивительные явления преклонения мощи человеческой пред дивными знамениями Божией силы и рассказать о том, как веками культивируемая, преодолевающая тягу земную, почвенно-народная русская «сила вся души великая в дело Божие ушла» и некоторые позднейшие представители Брянчаниновского рода унаследовали некоторые драгоценные элементы духа Игнатиева; мы могли бы указать, как некоторые позднейшие представители древнего рода Брянчаниновых и по мужской и женской линии – на заре XX века готовы «славу человеческую яко прах вменить, и вся мыслить, яко уметы царствия ради Божия». «Монашеский прият венец и в тихую обитель затвориться». Но и в исторической перспективе 8-го или 9-го десятилетия, кроме Игнатия Брянчанинова , его род дает достаточное количество искателей и ревнителей царствия Божия и вечной жизни, так что мысль о религиозности, как выдающейся черте Брянчаниновых, утверждается, на наш взгляд, незыблемо и обоснованно. Из пяти доживших до зрелого возраста, сыновей Александра Семеновича, лишь один – Семен Александрович остался в мире до конца жизни, воспитав двух доблестных слуг Церкви и отечества; остальные – кончили монастырем: Димитрий, с детства вступив на путь монашества, шел им к Богу до конца жизни. Петр, с детства преданный одним с Димитрием идеалам, прошел длительный путь военной и гражданской службы и, после Ставропольского губернаторства, привял на себя иноческое послушание в Николо-Бабаевском монастыре и умер монахом, с именем Павла;

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

С разрешения Святейшего Синода от 21 февр. 1866 г. эту икону в летнее время переносили крестным ходом в г. Кадников и окрестные селения. В том же храме хранился деревянный 3-частный складень (кон. XVI - нач. XVII в.; ВГИАХМЗ). На средней части изображена икона Божией Матери «Неопалимая Купина», на 2 других - изображения, передающие песнь «Достойно есть» , со словами, написанными вязью. В XIX в. в мон-ре считалось, что складень пожертвовал прп. Дионисий Глушицкий. Согласно описи, составленной в 1645 г., при игум. Герасиме I, в монастырской ризнице хранилось 9 Миней месячных и Устав, написанные Григорием Пельшемским. По описи 1664 г. игум. Арсениева Комельского мон-ря Иоасафа, в Г. м. находилось 12 икон с изображением Господских праздников, написанных прп. Дионисием Глушицким. К кон. XIX в. в ризнице Г. м. хранились богослужебные сосуды, напрестольные Евангелия, 3 серебряных ковчега, 3 кадила, плащаница, а также покров на раку прп. Григория Пельшемского на голубом атласе с изображением угодника. Б-ка насчитывала до 140 книг, в т. ч. 2 старопечатные - Минею Общую 1663 г. и Пентикостарион 1686 г. С 1808 по 1813 г. Вологодский еп. Евгений (Болховитинов) занимался в Г. м. составлением истории Вологодской епархии. По свидетельству современников, для этой цели в мон-рь привозили «целые возы» архивных документов. В нач. 60-х гг. XIX в. при Г. м. было создано духовное уч-ще, в к-ром обучалось ок. 30 мальчиков. По уровню экономического состояния Г. м. принадлежал к числу средних, наравне с Арсениевым Комельским, Рабангским Преображенским, Катромским Никольским и нек-рыми др. мон-рями Вологодской земли. Согласно Житию прп. Григория, мн. «христолюбцы» передавали мон-рю свои имения и села. К нач. XVI в. Г. м. принадлежали земли в Пельшемской вол., рыбные ловли на реках Пельшме, Двинице, Сухоне. Согласно жалованной несудимой грамоте царя Иоанна IV Васильевича (40-е гг. XVI в., подтверждена грамотой 1551 г.), а также правой грамоте 1561/62 г., данной при описании земель Вологодского у., Г.

http://pravenc.ru/text/166513.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010