Святитель Игнатий (в миру – Димитрий Александрович Брянчанинов) родился в 1807 году в старинной дворянской семье. Окончил Петербургское военное инженерное училище, был близок к императору, но, выйдя в отставку в 1828 году, стал послушником в монастыре, а в 1831 году принял монашество с именем Игнатий. Вскоре его рукоположили в иеромонахи и назначили строителем Григория-Пельшемского Лопотова монастыря. С 1834 по 1857 годы был настоятелем Сергиевой пустыни в Санкт-Петербургской епархии и оставил ее в цветущем состоянии. В 1857 году был рукоположен во епископа Кавказского и Черноморского. В 1861 году после тяжелой болезни святитель Игнатий удалился на покой в Николо-Бабаевский монастырь. Всю свою иноческую жизнь, особенно последние ее годы, он отдал работе над духовными сочинениями. Святитель Игнатий мирно отошел ко Господу 30 апреля (13 мая) 1867 года. В 1988 году на Юбилейном Поместном соборе Русской Православной Церкви он был причислен к лику святых. Ныне его мощи пребывают в Крестовоздвиженском соборе Толгского монастыря. Село Покровское было пожаловано роду Брянчаниновых в 1617 году. Отец будущего святителя Игнатия Александр Семенович Брянчанинов полностью перестроил усадьбу. Последним владельцем Покровского был Владимир Николаевич Брянчанинов, внучатый племянник святителя. После 1917 года он покинул родину, жил и умер во Франции. «Я помню усадьбу десять лет назад, – сказал отец Алексий в беседе с корреспондентом «Воды живой». – От храма остались одни стены, и никто бы не сказал, что это была церковь. Дом еще как-то сохранял свои черты, поскольку в нем располагался туберкулезный санаторий. Потом санаторий прекратил свое существование, и усадьба несколько лет стояла брошенная. Слава Богу, нашлись люди, которые сохранили усадьбу от полного разрушения. Шестнадцать лет назад Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II приехал в Вологодскую епархию и изъявил желание посетить Покровское. К усадьбе даже дороги не было, приходилось доски под ноги подкладывать. Прежний губернатор пообещал восстановить Покровское к следующему приезду Патриарха. И хоть губернатор сменился, так и случилось».

http://old.aquaviva.ru/news/2007-12-18/3...

Преподобный Григорий Пельшемский Преподобный Григорий Вологодский (1350-е – после 1449 г.) был основателем Пельшемского монастыря, ревностным подвижником и духовным наставником для многих своих современников. При этом преподобный Григорий заботился не только о насаждении благочестия в обители, но одновременно он принимал участие и в судьбах своего Отечества. Так в 1433-м году он ходил в Москву, чтобы убедить Галичского князя Юрия Дмитриевича, отнявшего у Василия Васильевича Темного Московское княжество, возвратить Москву князю Василию. Князь Юрий послушался преподобного и, как повествует житие святого, был одарен князем большими дарами, в числе которых мог находиться и доспех. А в следующем 1434-м году сын Юрия Дмитрий Шемяка стал опустошать Вологодские земли. Преподобный Григорий отправился к Дмитрию и стал обличать князя, призывая его к миру. Но Шемяка приказал сбросить святого старца с моста. Святой выжил, и его мужество еще более усилило его прижизненное почитание. Преподобный Григорий Пельшемский После кончины почитание Григория продолжилось: в 1549-м году Московским Собором он был прославлен в лике святых для общецерковного почитания. При раке хранился доспех, в котором преподобный Григорий, по преданию, совершал всенощные бдения, используя его в качестве вериг. После закрытия и разорения в 1926-м году Григориево-Пельшемского Лопотова монастыря доспех поступил в музей. В настоящее время он находится в экспозиции Вологодского государственного музея-заповедника. Бахтерец преподобного Григория Пельшемского По типологии кольчато-пластинчатого защитного снаряжения доспех преподобного Григория Пельшемского определяется как бахтерец. Бахтерец является одним из типов кольчато-пластинчатых доспехов, в котором металлические пластины особым образом соединяются кольчужными кольцами. Бахтерец (или бехтерец) — от персидского «begter» — род доспеха. Бахтерец набирался из расположенных вертикальными рядами продолговатых пластин, соединенных между собой кольчужными кольцами так, что пластины, находя друг на друга, составляли двойной или даже тройной нахлест. Бахтерец преподобного Григория состоит из 18 рядов пластин, соединенных между собой кольчужными кольцами. Всего в доспехе около 750–800 пластин.

http://pravoslavie.ru/147927.html

Эти царские двери представляют лучший памятник резного искусства XVI столетия, а копия их в Григорьевской церкви, прекрасно исполненная местным мастером В. Л. Никольским, передаёт в точности все мельчайшие подробности оригинала, резанного иноком Исаием в 1562 году. Клироса в Григорьевском храме, с небольшими изменениями в колоннах, сделаны по образцу клиросов церкви Иоанна Богослова в Кремле; клироса, а также и иконостас вырезаны тем же мастером Никольским. Церковь Григория Богослова . Фрески и живопись сделаны по рисункам XVII века. Старинное паникадило собрано из остатков бывшего соборного, уступленного причтом собора; оно поправлено и вызолочено. Вход в храм, лестница и паперти оставлены без изменения. Все перечисленные работы по реставрации Григорьевской церкви произведены были на средства Ив. Ал. Рулева. Нижний этаж храма, связи и часть наружной стены возобновлены на пожертвование пот. почет, гражданки Е. Д. Мальгиной. Переходы, соединяющие храм с Белой Палатой – на средства ростовских купцов Ал. Петр. Селиванова и Н. А. Ксенева. Были и другие жертвователи как на возобновление части здания, прилегающего к храму, так равно и на снабжение церкви разными украшениями; упомянем московских граждан: А. М. Попова, В. Д. Коншина, И. С. Титова, А. И. Лыжина и ростовского купца П. А. Галанина; недостававшие по смете суммы покрыты средствами А. А. Титова . 28 октября 1884 года происходило торжество освящения церкви Григория Богослова . Древний соборный храм монастыря «Затвора» вновь открылся для молящихся, которым икона св. Стефана Пермского, находящаяся по правую сторону царских врат, – невольно напомнит то славное время, когда здесь находилась Братская духовная академия и подвизались в учёных трудах Епифаний Премудрый и святой Стефан, просветитель Пермской земли. Как память о третьем святом подвижнике, принявшем пострижение в Григорьевской обители, – сохраняется в церкви Григория Богослова гробовая доска преподобного Григория Пельшемского, Вологодского чудотворца, присланная в дар возобновлённому храму от преосвященного Израиля, епископа Вологодского 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/r...

Источник: Сальников А. Восстановление заброшенной обители: начинаются работы по возрождению монастыря преподобного Григория Пельшемского//Красный Север. 2016. 13 июля. С. 31. По материалам: http://www.booksite.ru/civk/2_st-794.html Историческое местоположение: Кадниковский уезд, Вологодская губерния. Соборная Богородицкая церковь, XVlll века, каменная. Престолы в честь: Собора Пресвятой Богородицы - главный, усекновения главы Иоанна Предтечи. Церковь в честь преп. Григория Пельшемского, 1833 года, каменная. В церкви под спудом находились мощи преп. Григория Пельшемского. Библиография: Церковно-исторический атлас Вологодской области. - Вологда: Древности Севера, 2007. Т. 1. С. 79, 130. Лопотов монастырь. Извлеч. из описания Н. Суворова 1875 г. Вологод. Епарх. Вед. Лопотов Богородицкий, заштатный, общежительный мужеский монастырь находится в кадниковском уезде, на левом берегу реки Пельшмы, впадающей в Сухону, разстоянием от г. Вологды на северовосток по большой архангелогородской дороге (в сторону от этой дороги две версты) в 42 верстах; от уезднаго г. Кадникова, на югозапад, в 7 верстах. Лопотовым называется по родовой фамилии своего основателя, преподобнаго Григория, Богородицким до главному храму обители во имя Собора Богоматери. Преподобный Григорий родился около половины XIV столетия в городе Галиче из боярской фамилии Лопотовых. В 1426 году преподобный соорудил церковь во имя Пречистый Девы, честнаго Ея Собора. В 1430 году когда князь Димитрий Шемяка наступил ратию на город Вологду, вооружившись христианским мужеством, преподобный Григорий взял свой посох и пошел к нему с обличительным словом; разгневался князь за смелую речь отшельника и велел сбросить его с моста; преподобный разбившись почти до смерти, несколько часов, пролежал как мертвый, потом встал и окружавшим его предсказав, что Шемяка будет побежден, возвратился в пустыню свою. Преподобный предал чистую душу Богу сентября в 30 день 1442 г. После блаженной кончины преподобнаго Григория, основанная им обитель непрерывно сохраняла свое существование до настоящаго времени. До половины 18 столетия все строение в ней было деревянное.

http://sobory.ru/article/?object=44520

Радуйся, яко сеявый слезами, ныне плоды спасения в радости пожинаеши; Радуйся, земными подвиги небесная дарования стяжавый. Радуйся, яко в мире жизнь скончавый, в земли кротких достойно водворяешися; Радуйся, яко священник во священницех и пустынножитель в пустынножителех жребий твой восприял еси. Радуйся, зрением лица Божия веселяйся; Радуйся, во славе небесней Престолу Пресвятыя Троицы предстояй. Радуйся, о обители и стаде твоем, еже трудолюбно собрал еси, моляйся; Радуйся, яко от всей Православной Церкви и благочестивем царстве Российстем выну предстательствуяй. Радуйся, угодниче Христов, Григорие Богомудре. Кондак 13 О, священная главо, преподобне отче Григорие! Моли непрестанно Христа Господа, да не оскудеет в нас вера и святии подвизи твои, да будет мир в братии твоей и обилие во ограде обители твоея и во всем мире Господни; тогда исполнятся радости сердца наша и язык наш веселия, и вси воспоем единеми усты Владыке Богу: Аллилуиа. [Сей кондак глаголется трижды.] [Далее повторяем 1е икос и кондак:] Икос 1 Ангелов лицы твоему великому во спасительных подвизех терпению удивишася; и мы, ублажающе благодатное звание твое на служение Господу, радостно возглашаем тебе: Радуйся, от пелен избранный Богу; Радуйся, добротами Духа издетска украшенный. Радуйся, чистотою душевною возсиявый; Радуйся, знамения благодати яве в себе носивый. Радуйся, древо, насажденное посреде Церкве Божия; Радуйся, цвете Божественнаго сада. Радуйся, благовозделанная лозо винограда Христова; Радуйся, от юнаго возраста тесным путем шествовати избравый. Радуйся, от младости себе Христу возложивый; Радуйся, угодниче Христов, Григорие Богомудре. Кондак 1 Возбранный угодниче Христов, святе Григорие, яко благий раб вшедый в радость Господа твоего, моли Владыку небесе и земли подати нам благодать свыше, с терпением до конца понести благое и легкое иго Его, да зовем ти, якоже чада ко отцу: Радуйся, угодниче Христов Григорие Богомудре. Молитва преподобному Григорию Пельшемскому, Вологодскому, чудотворцу

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Монастырь на Пельшме использовался советской властью по-разному, еще в 80-х годах тут был летний пионерский лагерь. Люди еще помнят, как весело тут жилось ребятам, как играли в футбол с мальчишками из соседних деревень… Давно и лагерь закрылся, и в округе никто не живет. Прихожане Ильинской Засодимской церкви, что под Кадниковом (это ближайший храм к Пельшемскому монастырю), поставили Поклонный крест в память об обители. Шесть лет они совершают сюда из своего храма крестный ход в день памяти преподобного Григория – 13 октября. Протоиерей Георгий Осминин совершал на развалинах молебен, и до следующего дня памяти обитель вновь погружалась в запустение. В прошлом году в разрушенном монастыре побывали прихожане возрождающегося вологодского храма Рождества Пресвятой Богородицы на Нижнем Долу, здесь в прежние времена был престол во имя преподобного Григория Пельшемского. Вот тогда Роман Сипин – староста Нижнедольского храма – и застревал в непроезжей грязи, когда приезжал с настоятелем протоиереем Александром Лебедевым подготовить место для молебна. Из всех луж выбрались, молебен совершили, все остались довольны. Но осталась мысль – неужели так и оставим святое место в запустении? В начале июля вологжане и кадниковцы приехали в обитель на Пельшме посмотреть внимательно, что и как можно здесь сделать. Предварительно изучили исторические материалы, помогла известная исследовательница вологодских древностей Нина Македонская, автор «Церковно-исторического атласа Вологодской области», она о местных обителях знает, кажется, все. В монастыре были два храма – Богородский и Григориево-Пельшемский. Исследовали оба и пришли к выводу, что браться целесообразнее за тот, что поставлен над мощами основателя обители. Оба они руинированы, как говорят специалисты, оба стоят без кровли, но у Григориево-Пельшемского стены сохранились лучше. – Конечно, планов больших строить сейчас не будем, – говорит Роман Сипин. – Начнем работать, а там уж как получится. Видится реальная возможность в этом году хотя бы часть храма перекрыть, и железо есть – старое, конечно, но еще послужит. Хотя бы от снега и дождя прикроет… Заложим кирпичом отверстие в стене, навесим двери, потом можно будет придел небольшой оборудовать, богослужения начать. Обсуждение шло серьезно, неспешно. Решили – надо делать! – Надеемся поработать несколько дней, чтобы суметь не только убрать битые кирпичи и поваленные деревья из храма, но и подготовить основу для дальнейшей работы, – продолжает Роман Сипин. – Ждем, что к нам присоединятся все, кто может свой труд вложить в возрождение храма – это же счастье для каждого православного.

http://sobory.ru/article/?object=44520

м. владел селами Никольским и Покровским, деревнями и починками Пельшемской и Замошской волостей. В 20-х гг. XVII в. земли мон-ря (ок. 1 тыс. дес.) располагались в Пельшемской, Боровицкой, Замошской и Засодемской волостях. По переписной книге 1645-1647 гг., Г. м. владел с. Середний Погост, где жили церковнослужители, дер. Дор с 2 крестьянскими дворами (Пельшемская вол.), с. Покровским, деревнями Телячье, Кошкарово, пустошами Марышево (Мишаково?), Быково, Чурилово, Горка, Вотолино, Плетиково, Каликино, Пальцево (Замошская вол.), деревнями Коржа, Зыковка (Зиновка?) и Селища, расположенными на р. Сухоне, починком Гусевом на р. Корже (Боровицкая вол.). Всего в вотчине Г. м. находилось 72 крестьянских двора (РГАДА. Ф. 1209. Кн. 14732. Л. 1310 об.- 1312 об.). Г. м. принадлежала также пустынька на р. Кобеленке, между реками Корбангой и Двиницей, с ц. во имя Св. Троицы. Во владении пустыньки находилось 6 починков - Сторожев, Середний, Сельцо, Огарёв, Ивашков и Погорелое. На р. Пельшме Г. м. владел сенокосами («по реке Пельшме вниз по обе стороны до Холуя и до Пельшемского размежья и до реки Глушки 150 копен»), лесными угодьями «в длину на пять верст, а поперек на три версты» и мельницей. По ревизии 1744 г., в Г. м. насчитывалось 292, в 1764 г.- 293 крестьянина. Во 2-й пол. XIX в. Г. м. владел более 47 дес. пахотной земли, ок. 120 дес. сенокосов, 21 дес. проч. угодий. В 1872 г. к этим владениям были примежеваны 150 дес. леса, рыбная ловля на р. Сухоне, огород. В 1908-1911 гг. капитал Г. м. составлял 14 530 р., к 1 янв. 1919 г.- 3918 р. 28 к. Ок. 1920 г. Г. м. был обращен в сельхозартель, по документам 1923 г., храмы, колокольня и трапезная находились в пользовании «Григориево-Пельшемского христианского общества», в к-рое входили крестьяне неск. волостей. К 1924 г. в постройках мон-ря проживали 2 иеродиакона, 2 монаха, 2 послушника, трудник и 4 престарелые женщины. В февр. 1926 г. Г. м. был закрыт, община (51 чел.) ликвидирована. В годы советской власти храмы и др. постройки не охранялись, большая часть имущества вывезена уездными органами власти.

http://pravenc.ru/text/166513.html

Пельшемский мон-рь разрастался, принимая новых насельников, желавших подвизаться под духовным руководством Г. Святой «неослабно» наставлял в духовной жизни как иноков, так и мирян, говорил, что «брашно и питие не поставит нас пред Богом» (РГБ. Ф. 304/I. 693. Л. 160-160 об.). Г. постоянно трудился, «сонную отгоняще тягость», творил молитвенное правило, переписывал книги (по описи 1645 г., в Пельшемском мон-ре хранились 9 Миней месячных и Устав, написанные Г., их совр. местонахождение неизвестно). Во время голода в обители находили пристанище нуждающиеся, святой помогал неимущим должникам. Миряне («христолюбцы») делали в мон-рь вклады, в т. ч. недвижимым имуществом. Однажды ночью воры обокрали обитель, однако вскоре были пойманы местными жителями и вернули монастырское имущество. Последние годы жизни Г. пришлись на междоусобную феодальную войну, во время к-рой он проявил себя как миротворец и заступник простых людей. В ходе осады Вологды войсками кн. Димитрия Юрьевича Шемяки зимой 1449/50 г. (Редакция сборников ошибочно датирует осаду 1430 (6938) г., Минейная редакция - 1431 г.), когда войска Шемяки грабили окрестные селения, множество разоренных, голодающих крестьян нашли убежище в Пельшемском мон-ре. Все редакции Жития Г. сообщают о том, что святой вступился за вологжан перед Шемякой, за что по приказу князя был сброшен с «помоста». Придя в себя, пожилой игумен вернулся в свою пустынь. Шемяка вскоре снял осаду и увел войска в Галич, где они «побиени быша... гневом Божиим» (видимо, имеется в виду разгром войск Шемяки под Галичем в 1450). В Минейной редакции, кроме того, содержится уникальный рассказ о том, как святой, появившись в 1431 (6939) г. в Москве (до осады Вологды Шемякой), просил Георгия Димитриевича, ставшего вел. князем, отказаться от престола в пользу его соперника Василия II Васильевича . Указанная в Житии дата ошибочна вне зависимости от степени достоверности сообщения; скорее всего, это сообщение - позднейшая вставка, содержащая промосковскую трактовку событий. (По мнению В. Д. Назарова, описанное событие могло произойти весной 1434 ( Назаров В. Д. Георгий (Юрий) Димитриевич//ПЭ. Т. 11. С. 101-102), но в Житии говорится о даровании Василию II Коломны, что случилось при первом занятии кн. Юрием московского престола весной 1433.)

http://pravenc.ru/text/166551.html

Соглашение было нарушено весной 1449 г., когда на Пасху (13 апр.) Д. Г. подступил с «многою силою» к Костроме. Очевидно, после этого князь был отлучен от Церкви. В походе Василия II против Д. Г. вел. князя сопровождали митр. Иона, поставленный Собором в дек. 1448 г., и епископы. На стороне Д. Г. были вятчане, т. к. митр. Иона обратился к ним, требуя, чтобы они подчинились вел. князю. В противном случае вятчанам, как и Д. Г., угрожало отлучение от Церкви («все Божьи церкви в вашей земли затворятся от нашего смирения»). С приходом войск вел. кн. Василия II на Волгу был заключен мир, но условия его неизвестны. Осенью 1449 г. военные действия возобновились. Д. Г. отвез в Вел. Новгород свою казну, а также жену кнг. Софью и сына Ивана, которые поселились в Юрьевом новгородском мон-ре . Зимой 1449/50 г. военные действия развернулись в районе Галича, откуда Д. Г. ходил на Вологду. В ходе осады Вологды войска Д. Г. грабили окрестные селения. За местных жителей перед князем вступился прп. Григорий Пельшемский, за что по приказу Д. Г. был сброшен с «помоста». Шемяка вскоре снял осаду и увел войска в Галич, где они потерпели поражение (по словам Жития прп. Григория Пельшемского, «побиени быша... гневом Божиим»), и в 1450 г. город сдался вел. кн. Василию II (хронологически точное изложение этих событий содержится в первоначальной редакции Жития прп. Григория Пельшемского - РГБ. Ф. 304/I. 693. Л. 153-170 об., 2-я пол. XVI в.). 2 апр. 1450 г. Д. Г. прибыл в Вел. Новгород, новгородцы признали его своим князем и разорвали связи с Москвой. 21 марта 1451 г. Д. Г. покинул Вел. Новгород и отправился «за Волок». Спустившись на судах вниз по Сев. Двине, его войско 29 июня без боя заняло Устюг. На 2 года этот город стал резиденцией Д. Г. Отсюда он предпринимал нападения на соседние земли. В самом Устюге Д. Г. жестоко расправился с выступавшими против него «добрыми людьми»: согласно Вычегодско-Вымской летописи, по приказу князя их кидали в Сухону, «вяжучи камение великое на шеи им». Тогда же вятчане, союзники Д. Г., разорили Вычегодско-Вымскую землю, «погосты пожгли, храмы святеи грабили». Они осадили центр земли - погост на Усть-Выме, резиденцию Пермских епископов, но взять его не смогли. По-видимому, именно в это время Д. Г. взял в плен Пермского епископа св. Питирима и заключил в тюрьму в Устюге. Согласно Житию свт. Питирима, князь требовал, чтобы епископ снял с него отлучение, но тот отказался это сделать.

http://pravenc.ru/text/178606.html

— Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах (прп. Антония) почивающих. Киево-Печерская Лавра и ее святые КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА. Краткий путеводитель Праздник был установлен в 1886 г. киевским митрополитом Платоном в память святых Собора Ближних пещер Киевско-Печерских. — Прп. Харитона Сянжемского (1509). ПРОСТО ПРЕПОДОБНЫЕ Ученик преподобного Евфимия Сянжемского, которого Харитон сменил на настоятельском посту, 40 лет продолжал дело наставника, блаженно скончался в 1509 г.   Православные праздники 13 октября — Сщмч. Григория епископа, просветителя Великой Армении (ок. 335). Священномученик Григорий Просветитель служил армянскому царю Тиридату III , узнав о христианстве Григоря, царь-язычник бросил его в каземат на 13 лет, но затем на Тиридата напало безумие, которое смог исцелить только святой Григорий. После этого Тиридат крестился и в 301 г. сделал христианство государственной религией Армении, Григорий же стал первым армянским епископом. Почитается святым всеми апостольскими церквами мира. — Прп. Григория Пельшемского, Вологодского чудотворца (1442). Преподобный Григорий основал Пельшемский монастырь, вел праведную жизнь и был прославленным духовным наставником. — Свт. Михаила, первого митр. Киевского (992). Святитель Михаил был первым митрополитом Киевским и всея Руси, начал Крещение Руси, крестил князя Владимира Святого, крестил киевлян, назначил первых епископов, построил множество церквей, был ревностным проповедником.     Православные праздники 14 октября — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Покров Пресвятой Богородицы Покров Пресвятой Богородицы Кто такая Пресвятая Богородица О почитании Богородицы Богородица Богородичные праздники Иконы Богородицы Восточнославянский праздник, с которым связано множество народных обрядов и примет. По преданию, когда на Константинополь напало войско язычников, во Влахернском монастыре, где хранилась риза Божьей Матери, состоялось моление об избавлении от захватчиков, юродивому Андрею было видение, в котором Богородица распростерла свое покрывало над молящимися и помолилась за них, после чего язычники отступили. На Руси празднование установлено Андреем Боголюбским, почитавшим Богородицу как покровительницу Владимиро-Суздальского княжества.

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010