Т. 1. С. 115). Немногочисленная братия отличалась «непристойностию в поведении... ходили в церковь к службе подпоясанные красными кушаками, во время службы нюхали на клиросе табак и т. п.» (Там же. С. 102-103). 6 янв. 1832 г. Вологодский еп. Стефан (Романовский) назначил строителем Г. м. св. иером. Игнатия (Брянчанинова) , к-рый пытался «поднять на должную духовную высоту нравственную жизнь» братии, ввел обязательную общую трапезу, запретил насельникам выходить за ограду мон-ря без благословения. Друг св. Игнатия (Брянчанинова) послушник М. Чихачёв (впосл. схим. Михаил) организовал в Г. м. прекрасный церковный хор. В мон-рь были привлечены крупные благотворители, в т. ч. А. А. Орлова-Чесменская . 28 янв. 1833 г. иером. Игнатий был возведен в сан игумена, но 10 нояб. того же года по состоянию здоровья переведен в Угрешский во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь . В 1888-1890 гг. строителем Г. м. был иером. Антоний (Быстров) , впосл. архиеп. Архангельский, в 1931 г. замученный в тюрьме. Вид Григориева Пельмешского мон-ря с юго-зап. стороны. Хромолитография Е. И. Фесенко. 1899 г. Вид Григориева Пельмешского мон-ря с юго-зап. стороны. Хромолитография Е. И. Фесенко. 1899 г. Постройки Г. м. до сер. XVIII в. были деревянными, в 1612 г. пострадали при нашествии польско-литов. интервентов. Согласно переписной книге 1667 г., в Г. м. находились шатровый храм в честь Собора Пресв. Богородицы, теплая ц. в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи с трапезой, храм во имя прп. Григория Пельшемского, 2 игуменские и 7 братских келий, «книгохранительная», ризница, «поваренная» и хлебная кельи, 2 амбара, погреб. За оградой размещались «поварня квасная», кузница, 3 хлебных амбара, мельница на р. Пельшме. В 1670 г. упомянута колокольня «брусяная о четырех углах, на ней два колокола благовестных, один в 273/4 пуда, другой в 15 пудов, да семь колоколов зазвонных». В пожаре 1683 г. сгорели все постройки Г. м., а также архив. В 1687 г. была возведена теплая ц. в честь Усекновения главы св.

http://pravenc.ru/text/166513.html

У Д. В. и кнг. Марии помимо дочери Софьи и сына Федора известны сыновья Андрей (в иночестве прп. Иоасаф) и Семен, родоначальник князей Кубенских. В Тулуповской редакции Жития прп. Александра Куштского упоминается заупокойный вклад кнг. Марии - дер. Горка-Шкуликино. Ближайшие потомки Д. В. унаследовали интерес заозерского князя к иноческой жизни по Афонскому уставу (Афонский устав был принят в Спасо-Каменном мон-ре). «Княж Федоров род Коубяньского» записан в синодике Лисицкого (Лисичего) во имя Рождества Богородицы муж. мон-ря (РГАДА. Ф. 381. Тип. 141. Л. 77 об.), имевшего с кон. XIV в. тесные связи с Афоном, князья Кубенские делали вклады в этот мон-рь. Д. В. почитался, в частности, как отец прп. Иоасафа Каменского, в Житии к-рого излагаются сведения о благочестии Д. В., говорится о влиянии заозерского князя на образование сына. Имя Д. В. было внесено в синодики ряда ростово-ярославских и вологодских церквей и монастырей, в т. ч. в синодик ярославского в честь Преображения Господня муж. мон-ря (ЯИХМЗ. 15585. Л. 142, 1656 г.). Память Д. В. местно чтилась в день его тезоименитства - 26 окт. ( Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 2. С. 183). Канонизация святого совершилась включением его имени в Собор Вологодских святых, празднование к-рому было установлено Вологодским еп. Иннокентием (Борисовым) в 1841 г. Ист.: Родословная книга князей и дворян российских и выезжих... которая известна под названием Бархатная книга. М., 1787. Ч. 1. С. 122-123; ПСРЛ. Т. 23. С. 148-149; Т. 24. С. 183; Т. 27. С. 345; ДДГ. 35. С. 91, 94, 96, 99; РИИР. Вып. 2. С. 12, 28-29, 31, 77, 102, 104; Конев С. В. Синодикология. Ч. 2: Ростовский соборный синодик//Историческая генеалогия. Вып. 6. Екатеринбург; Нью-Йорк, 1995. С. 95-106; Прохоров Г. М. Житие Иоасафа Каменского//КЦДР: Севернорус. мон-ри. СПб., 2001. С. 325, 331-333; Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского: Тексты и словоуказ. СПб., 2003. С. 103; Святые подвижники и обители Рус. Севера. СПб., 2005. С. 54, 56-57, 109, 145-146, 248, 249, 265-266, 282-283.

http://pravenc.ru/text/178193.html

Усилившиеся требования отца вернуться к мирскому служению только ускорили желание пострига. Вологодский владыка Стефан, сочувствовавший Дмитрию, исходатайствовал разрешение Синода. Долгожданное событие состоялось 28 июня 1831 года. Епископ Стефан сам лично постриг благочестивого послушника с именем Игнатия в честь святого Игнатия Богоносца. Вскоре он рукоположил новопостриженного в священные степени. Что происходило в душе святителя, можно судить по одному из его писем: «Совершилось! Я пострижен и посвящен во иеромонаха. Когда меня постригали, казалось мне, что я умер; когда посвятили, казалось – воскрес… Во время каждой обедни ощущаю, что достиг конца желаний… Сказываю всем о себе то, что другие о мне знать и сказать не могут: я счастлив!» . Он просился вернуться в Глушицкий монастырь, но владыка, прозревая его способности, назначил иеромонаха Игнатия настоятелем Пельшемского Лопотова монастыря. Отметим при этом одну важную особенность: к святителю сразу собрались послушники, знавшие его еще до принятия им пострига. В нем уже чувствовали духовную опору и подлинную монашескую прочность. Новый настоятель существенно поправил положение обители как с внешней, так и с внутренней стороны. Помимо дара умной молитвы, святитель обладал даром превосходного настоятеля, умением благолепно обустраивать вверяемую ему обитель – тут ему, конечно, пригодилась учеба в Главном инженерном училище. Кстати, Михаил Чихачев, облеченный здесь в рясофор, составил прекрасный хор (Чихачев обладал хорошим голосом), привлекший к обители множество богомольцев. Благая деятельность святителя в возвышении нравов насельников Лопотова монастыря была засвидетельствована свыше. Благочестивый крестьянин Карп, проживавший рядом в поселке, увидел в видении, как некоторые иноки Лопотова монастыря (те, что были в монастыре еще до прихода святителя), стоя в водах реки Пельшмы, жаловались преподобному Григорию Пельшемскому, что новый игумен Игнатий делает им притеснения: в церковь не велит ходить с заплетенными волосами, на клиросе запрещает нюхать табак, не велит носить красных кушаков, запрещает ходить по деревням и прочее тому подобное. Преподобный Григорий, обратясь к Карпу, сказал: «Ты слышишь их жалобы, могу ли их послушать? Настоятель делает как надо, и если пребудет в заповедях Божиих до конца, причтен будет с нами» . Было благочестивому Карпу и другое откровение: что игумен Игнатий послужит обители близ Петербурга, в которой будет соборная церковь во имя Святой Троицы, причем показан ему был самый иконостас церкви, показаны также все те иноки, которые перейдут туда за игуменом из Лопотова монастыря. Пророческое видение относилось к Троице-Сергиевой пустыне близ Петербурга, о которой сам святитель пока еще даже не помышлял.

http://pravoslavie.ru/30382.html

Радуйся, угодниче Христов, Григорие Богомудре. Кондак 3 Силою невидимою веден был еси в незнаемая и непроходимая места, егда убегая славы человеческия, честь и достояние земное оставил еси, пришел же еси во обиталище неведомо, хотя в скорбех научитися пети: Аллилуиа. Икос 3 Имея твердое предложение до конца оставити мир, по преставлении честных родителей твоих, вся имения твоя нищим и убогим раздал еси, да стяжеши себе сокровище на небеси, егоже обрести сподоби и нас, песнословящих тя: Радуйся, славная мира сего во уметы вменивый; Радуйся, яко душею твоею предложивый собрати богатство нетленное. Радуйся, в веселии сердца крест Христов на рамо твое вземый; Радуйся, христолюбивыми трудами крепость духа стяжавый. Радуйся, слезами, яко росою, душевную ниву напоивый; Радуйся, тщавыйся не себе, но Христу жити безстрастием. Радуйся, совестию чистою в молитвах аки безплотен бывый; Радуйся, на богокрасную доброту взирая, от плотския доброты око твое отвративый. Радуйся, постом, бдением, воздержанием лесть мира и плоти низложивый; Радуйся, угодниче Христов, Григорие Богомудре. Кондак 4 Бурю страстей, во плоти человечестей волнующуюся, от юна возраста укротити тщился еси, егда в сердце твое начало премудрости страх Божий всадив, и быв исполнен им, николиже детским глумлением примешался еси, но во дни и в нощи закону Божию поучался, песненно глаголал еси: Аллилуиа. Икос 4 Слыша труды и подвиги богоноснаго Дионисия, ученик был еси его: преуспевшее в добродетелех его, обитель нову наздати восхотел еси. И мы, вкушающе ныне плоды трудов твоих, в веселии воспеваем: Радуйся, в подвизех великому Дионисию соревновавый; Радуйся, в силе Христове Евангельским путем шествовавый. Радуйся, бдением и молитвою душу твою очистивый; Радуйся, лествицею добродетелей на мысленное небо возтекий. Радуйся, смирением высокая, нищетою богатая стяжавый; Радуйся, обитель яко сад небесный насадивый. Радуйся, в подвизех образ иноком бывый; Радуйся, пустынный жителю, в телеси ангелом подобивыйся. Радуйся, безмолвия любителю, духом твоим в вышних обитавый;

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Радуйся, угодниче Христов, Григорие Богомудре. Кондак 5 Боготечное к Царствию Небесному совершая шествие, потщался еси в любви Христове и иных на стези правыя к нескончаемей жизни направляти, да умудреннии тобою во спасение зовем: Аллилуиа. Икос 5 Видевше владыцы и князи людстии благоразсудливость и добродетели твоя, преподобне, искаху просветитися и пользоватися от тебе, якоже сотвори князь отечественныя страны Юрий, егоже чад крещением просветил еси. Темже восхваляем тя: Радуйся, истиннаго разума учителю; Радуйся, пути, вводящаго в жизнь, наставниче. Радуйся, прилежно обучавыйся и обучавый благочестию; Радуйся, верно утверждавыйся и утверждавый в православии. Радуйся, покланявыйся Богу духом и истиною; Радуйся, служивый Ему во исповедании устен и сердца. Радуйся, веры истинныя блюстителю; Радуйся, уставов и законоположений Церкве хранителю. Радуйся, иноков богосветлый вождю; Радуйся, угодниче Христов, Григорие Богомудре. Кондак 6 Проповедуют вернии миротворение твое, преподобне, егда услышав нестроение двух князей, единаго низвержена со престола, другаго же нагло похитивша чуждое наследие, потщался еси шествовати в царственный град Москву и примирению княжеску послужити, да при восприятии киимждо своего воспеваеши с ними: Аллилуиа. Икос 6 Возсия ревность твоя по достоянии Христове благосерде, егда строптивый князь Димитрий прииде злобно на град Вологду со ратию и многа зла людем сотвори; ты же небоязненно обличив неистовство его, яко миротворец, безчестие и поругание претерпел еси. Сего ради видяще миролюбный подвиг твой, достойно восхваляем тя: Радуйся, мира и правоты в людех блюстителю; Радуйся, мщения и злобы от сердец искоренителю. Радуйся, твердый защитниче невинности и неправедных умышлений обличителю; Радуйся, градов и граждан умирителю. Радуйся, готовый в напастех защитниче; Радуйся, властолюбия прогонителю. Радуйся, от смут и треволнений житейских исхитителю; Радуйся, ходатаю о людех пред Богом и пред князи людий. Радуйся, яко тобою познаем, коль красно быти в мире;

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

В 30-е и 40-е годы XIX века байроническое настроение внутреннего разлада и мировой скорби сменяется усиленным увлечением немецкой философией, особенно гегельянством и попытками национального самоопределения в форме и духе славянофильства и западничества. Настроение разочарования сменяется усиленными поисками идеала, стремлениями определить условия его почвенного воплощения в русской действительности и новыми разочарованиями вследствие недостаточного знания последней. Конец пятидесятых и шестидесятые годы XIX века вводят в русскую действительность влияние эмпиризма, материализма, позитивизма и естествознательных теорий, на почве увлечения которыми, возникают мечты и планы общественного переустройства и устранения недостатков жизни путем разрушения отжившего строя и дворянской помещичьей культуры с заменой их правовым порядком и постепенным возвышением культуры крестьянской. Русская литература XIX века, в период своего расцвета созданная, по преимуществу, представителями русского дворянства и помещичьего класса, дает нам достаточное количество типичных представителей тех этапов, которыми прошла русская действительность по пути духовной культуры. Все эти «лишние люди»: Онегины, Печорины, Рудины, Агарины, Базаровы, Болконские и Безуховы, многочисленные герои Достоевского, Л. Толстого и проч. своим духовным обликом, моральным складом и внешними жизнепроявлениями дают иллюстрацию этих жизненных и западно-европейских влияний, которые на почве русской действительности воздавали или напрасную, преждевременную и бесцельную трату подчас незаурядных сил, или ставили русских людей в инвалидное состояние, создавая настроение разлада и духовной дряблости и оставляя жизненную ниву маловозделанной за неумением делателей, хотя бы они и были иногда «с полными доброго жита кошницами». Эта подчиненность влияниям западноевропейским в умственной жизни, в воспитании, во внешней культуре, потеря духовной самостоятельности и пленение иными началами, утешая собой легковесный жизненный налет, начиная с Фонвизинского Иванушки, вызывала в более глубоких и содержательных представителях дворянско-помещичьего класса тяжелые страдания, недовольство собой и окружающими, выражением которых может быть отмечена Лермонтовская «Дума» и самоанализ русских Гамлетов в творчестве Тургенева, Достоевского и Л.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Толстого. Вся эта сложная сумма западно-европейских влияний и многочисленных умственно-культивирующих образовательных условий, характеризующих передовую русскую жизнь за время конца XVIII и XIX века, не была чуждой и фамилия Брянчаниновых, хотя бы её достойные представители, по разным причинам, удалялись от придворных и столичных центров в глушь своих родовых поместий. Туда – в заброшенные, по-видимому, глухие углы северных губерний несли они с собой свои изысканные вкусы, и свои благородные привычки, и свою высокую духовную культуру, внося ее в смысле несомненно положительного влияния в окружающую серенькую действительность и, действительно, приближая ее к высокой культуре Запада. В отношении внешней и внутренней духовной культуры северные имения Брянчаниновых могут быть поставлены образцом – и в отношении внешнего благоустройства имения и хозяйства, и в отношении возделывающей культуры и обрабатывающей промышленности, и в отношении порядка и дисциплины и домашнего строя, и в отношении книжных сокровищ и духовного просвещения, и еще более – в отношении широты и глубины умственного кругозора их владельцев. Библиотека села Покровского времен Игнатиевых, его собственная библиотека, доставшаяся в значительной степени Николо-Бабаевскому монастырю и Троице-Сергиевой пустыни, ранее всех соседних поместий, открытая в Покровском, хорошо поставленная и непрерывно существующая до настоящего времени народная школа, многочисленные мастерские села Покровского и удовлетворение потребностей эстетических, благоустройство приходского храма и высокое уважение к религии отражавшееся на жизненном укладе семьи,-сильно говорят о том, что Брянчаниновы не были и не могли быть эгоистическими эксплуататорами доставшихся им имений и крестьянских душ. Конечно, «цепь великая отношений крепостных, вносившая разлад и взаимные недоразумения в отношения барина и мужика, как это мы видим в жизни, знаем по Тургеневу и Л. Толстому, не исключала возможности отрицательных, обычных по тому времени явлений: подневольный характер работы, власть над жизнью и смертью, группировка женихов и невест барином, определение крепостного человека к той или иной должности по усмотрению барина, суровые в духе времени наказания за проступки,-всегда мыслятся в виде темных сторон помещичьей жизни и оправданий достаточных с нашей стороны вызывать, конечно, не могут.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

В дек. 1547 г. К. в числе др. архиереев поручился перед Иоанном IV за кн. И. И. Пронского. 11 окт. 1547 г. К. дал жалованную грамоту игум. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря Афанасию (Палецкому), освобождающую обитель от владычных податей и различных пошлин с приписного к ней храма во имя вмч. Георгия в с. Усове в Масленском стане в Окологодной десятине; 27 мая 1558 г. К. подтвердил эту грамоту игум. Матфею (1555-1559) (ААЭ. Т. 1. 214. С. 204; РИБ. Т. 32. Стб. 289-290. 167). В поздних описях упоминается жалованная грамота, данная К. в 1546/47 г. Григориеву Пельшемскому Лопотову в честь Собора Пресв. Богородицы мон-рю , вероятно аналогичная грамоте Кириллову Белозерскому мон-рю. 20 сент. 1554 г. иерарх освободил своей жалованной грамотой Ильинский храм на Мезени в Глотовской слободе Яренского у. от уплаты пошлин. Рукоположив во иерея Евдокима Логинова, он дал ему 2 апр. 1556 г. ставленую грамоту (РИБ. Т. 32. Стб. 416-417). Известен вклад святителя в Троице-Сергиев мон-рь: 28 марта 1550 г. «владыка Киприан Вологоцкий и Великопермский дал вкладу денег 50 рублев» (ВКТСМ. С. 39). К. упоминается в Житии прп. Геннадия Любимоградского († 1565), где говорится о беседе святого с епископом и о болезни архиерея в последние годы жизни. По Житию, прп. Геннадий посетил К. в Вологде ок. 1554 г., после чего архиерей прожил ок. 5 лет. Вычегодско-Вымская летопись (кон. XVI - нач. XVII в.) относит кончину К. к 1560 г. Епископ был погребен в ц. Воскресения Христова на Ленивой площадке в Вологде, на архиерейском подворье. Перезахоронен в новопостроенном кафедральном Софийском соборе Вологды, «на левой стороне, на первом месте от северных дверей собора». До 1848 г. над гробницей была надпись: «Великий господин Преосвященный епископ Киприан Вологодский перенесен из старыя соборныя церкви древяныя, что возле Ленивого торгу и епископля старого двора, и погребен на сем месте» ( Суворов Н. Описание Вологодского кафедрального собора. М., 1863. С. 61; Он же. 1865. С. 768).

http://pravenc.ru/text/1684748.html

Именно в скиту святой Дионисий провел последние годы жизни, продолжая осуществлять духовное руководство в Глушице. Он вырыл себе могилу и ежедневно приходил на нее, чтобы размышлять о смерти. Преподобный почил во Христе 1 июня 1437 года в возрасте 74 лет . Одна из написанных им икон Божией Матери была передана в Семихолмский монастырь, основанный неподалеку его учениками. По прошествии времени обитель опустела из-за эпидемии чумы. Тогда Пресвятая Богородица явилась благочестивой монахине одного из московских монастырей, которая была парализована три года, и пообещала исцеление, если монахиня отправится в монастырь и восстановит местную церковь. Инокиня исцелилась, отправилась в Семихолмский монастырь, поселилась там в маленькой келье и восстановила обитель, даровав ей известность на несколько столетий. 14 июня 2013 г. Его «Житие» было написано Иринархом, автором «Жития св.Григория Пельшемского». Св. Дионисий был по рождению грек. Перед тем как приехать в Россию, он жил на горе Афон. Затем он провел некоторое время в Богоявленском монастыре в Москве и снискал уважение и восхищение великого князя Дмитрия Донского. Святой стал игуменом Спасского монастыря на озере Кубенское, где ввел афонские обычаи. Именно этим примером руководствовался прп. Дионисий Глушицкий в своих начинаниях. В 1418 г. Дионисий Грек был поставлен архиепископом Ростовским и явился вдохновителем монашеских начинаний святых того времени. Он почил в мире 18 октября 1425 г. Этот святой не канонизирован, но его имя фигурирует в разных агиографических сборниках. Он воспоминается 23 мая, в день празднования Собора РостовоЯрославских святых. Несколько из написанных им икон сохранилось до наших дней. Его почитание было признано Московским Собором 1547 г. До революции мощи святого и его преемника св.Амфилохия почитались в Сосновецком монастыре. скрыть способы оплаты Комментарии Надежда 3 февраля 2022, 21:36 Преподобный Дионисий, моли Бога о нас. Монастырь, в который монахи принесли икону, называется не Семихолмский, а Семигородний

http://pravoslavie.ru/62129.html

Ист.: Житие Дионисия Глушицкого//Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского: Тексты и словоуказ./Ред.: А. С. Герд. СПб., 2003. С. 99-101; Прохоров Г. М. Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном мон-ре//КЦДР: XI-XVI вв. СПб., 1991. С. 157; Описание о российских святых. С. 132. Лит.: Верюжский. Вологодские святые. 1880. С. 212-214; Сергий (Спасский). Месяцеслов. С. 570; Зверинский. 2015р. Т. 3. 1822. С. 113; Романова А. А. «Полный месяцеслов» Ф. П. Бабушкина//Рус. агиография: Исслед., мат-лы, публ. СПб., 2017. Т. 3. С. 476-567. Е. В. Романенко Иконография Единоличные иконы П. неизвестны. Самое раннее из сохранившихся изображений святого имеется в составе житийного цикла иконы «Преподобные Дионисий и Амфилохий Глушицкие, с 18 клеймами жития» посл. четв. XVII в. из Покровского Глушицкого мон-ря Кадниковского у. Вологодской губ. (ВГИАХМЗ). В 4-м клейме 2 преподобных представлены на фоне гористого пустынного пейзажа с палатами и древом, на верхнем поле пояснительная надпись: «прп(д)бны деониси постави келеицу малу при древе черемухе». П. изображен в правой части композиции вполоборота влево средовеком в монашеском облачении - коричневато-охристой рясе и коричневой мантии, в черном клобуке, руки перед грудью в жесте моления. Святой высок ростом, с лопатообразной бородой без проседи длиной до середины груди; именующая надпись выполнена киноварью на фоне горок: «п пахомеи». П. представлен среди Вологодских святых в нижней левой части композиции на иконе «Спас Всемилостивый, с предстоящими и припадающими святыми» 2-й пол. XVIII в. (ВУИАХМЗ). Преподобный, поименованный как «Пахомий Вологодский иже на езере [Кубенском?]», изображен коленопреклоненным, в схиме (облачение соответствует чину святости: ряса, мантия, схима с Голгофой и крестами, на голове куколь), правая рука с раскрытой на зрителя ладонью приподнята на уровне плеч, левая протянута в сторону Спаса; длинная борода П. со значительной проседью сужается книзу. Образ П. включен в иконографическую программу иконы «Собор преподобных отцов Спасо-Каменного монастыря», созданной московскими иконописцами в кон. 2000-х гг. (Спасо-Каменный мон-рь). Святые изображены 2 группами по сторонам окруженной водами Кубенского оз. островной обители, в верхней части композиции - образ «Преображение Господне» в соответствии с посвящением главного храма. Фигура П. помещена в верхнем ряду слева, рядом с образом прп. Александра Куштского (пару с противоположной стороны составляют прп. Евфимий Сянжемский и блж. Василий Каменский). П. представлен вполоборота к центру, правая рука - в молении перед грудью, в надписи назван Святолуцким. Он средовек со значительной проседью в волосах, с широкой бородой средней длины, слегка волнистые волосы с короткой челкой лежат прядями и спускаются на шею чуть ниже ушей. Святой одет в ярко-малиновую рясу, коричневую мантию и сине-зеленую схиму, куколь опущен на плечи.

http://pravenc.ru/text/2579828.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010