канф. Biцeбck, 1997. Ч. 2. С. 228-230; он же. Озареният Григорий Цамблак: По материала от вилнюските рукописни и старопечатни сбирки. Пловдив; Вел. Търново, 2000; Каткуте А. Григорий Цамблак в историографията на XVII в.//Българистични проучивания: Актуални проблеми на българистиката и славистиката. Вел. Търново, 1998. Т. 5. С. 61-72; Спасова M. Към въпроса за годината, през която е роден Григорий Цамблак//Славистични проучвания: Сб. в чест на XII междунар. славист. конгрес. Вел. Търново, 1998. С. 69-86; она же. Сложните думи в съчиненията на Григорий Цамблак. Вел. Търново, 1999; Thomson Fr. J. Gregory Tsamblak: The Man and the Myths. Gent, 1998. (Slavica Candensia; 25, 2); Томсън Ф. Погрешно ли е приписвано на Григорий Цамблак мъчение на св. Йоан Нови//Старобълг. лит-ра. 2001. Кн. 32. С. 63-74; Полывянный Д. И. Культурное своеобразие средневек. Болгарии в контексте визант.-слав. общности IX-XV вв. Иваново, 2000. С. 202, 204-208, 210-211, 213, 215-216; Podskalsky G. Theologische Literatur des Mittelalters in Bulgarien und Serbien (865-1459). Münch., 2000 (по указ.); Ангушева-Тиханова А. Григорий Цамблак чете визант. лит-ра//Старобълг. лит-ра. 2001. Кн. 32. С. 75-82; Петканова Д. Григорий Цамблак и Козма Индикоплевст//Slavia Orthodoxa: Език и култура: Сб. в чест на проф. Р. Павлова. София, 2003. С. 306-309; она же. Григорий Цамблак и антична духовна култура//Acta palaeoslavica. Sofia, 2005. Vol. 2: In honorem prof. A. Minceva. С. 8-12; она же. Григорий Цамблак и визант. хроники//«...Нсть оученикъ надъ оучителемъ своимъ»: Сб. в чест на проф. И. Добрев. София, 2005. С. 55-66; Дончева-Панайотова Н. Григорий Цамблак и бълг. лит. традиции в Източна Европа XV-XVII вв. Вел. Търново, 2004 [Библиогр.: С. 13-16, 103-124, 343-381]; Флоря Б. Н. Исслед. по истории Церкви: Древнерус. и слав. средневековье (в печати). А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ (Радиловский; † 1585/86 ), еп. Перемышльский, Самборский и Санокский, архиерей Западнорус. митрополии ГЕДЕОН (Святополк-Четвертинский Григорий Захарьевич, кн.; ок. 1634 - 1690), митрополит Киевский и Галицкий ГЕННАДИЙ II СХОЛАРИЙ (в миру Георгий Куртесий; 1403/05 - 1472/73), патриарх К-польский (1454 - 1456; 1463; 1464 - 1465) ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ГЕРМАН I (630-650...653-658 - † до 754), патриарх К-польский (11 авг. 715 - 17 янв. 730), свт. (пам. 12 мая) ДАНИИЛ († после 1489), митр. Смирнский (1470/71-1481), Эфесский (1478 - июль 1488), церковный деятель, писатель ЕВСТАФИЙ (ок. 1115, - после 1195), митр. Фессалоникийский (после 1178 - до 1196/97); визант. ученый, филолог, историк, писатель, свт. (пам. греч. 20 сент.)

http://pravenc.ru/text/166685.html

Год рождения Григория неизвестен с точностью, но его можно определить приблизительно, следующим путем. В похвальном слове Киприану Цамблак говорит, что он видел митрополита Киприана в Болгарии, будучи еще отроком 1592 . Это было около 30 лет назад от того времени, когда Цамблак произносил свое слово. Киприан тогда шел из России в Царьград и по дороге посетил свою страну и свой родной город, Тернов 1593 . Но Цамблак, как он сам указывает, говорил свое похвальное слово два или три года спустя после смерти митрополита Киприана 1594 . Так как митр. Киприан умер в сентябре 1406 года, то, стало быть, слово было произнесено приблизительно в средине 1409 года. Если мы отчислим 30 лет назад, то получим, что Цамблак виделся с Киприаном в 1379 году 1595 . Таким образом, —57— в 1379 году Цамблак был отроком. Если мы примем этот отроческий возраст Цамблака как полную средину между концом детства (приблизительно 10 лет) и началом юности (приблизительно 16 лет), то мы найдем, что в 1379 году Григорию было лет 13. Отсюда, Григорий Цамблак родился около 1366 года. Кто были родители Григория – неизвестно. Может быть, тот «Цамблак великий примикюрь» 1596 , который упоминается в Синодике Бориса между вельможами царя Иоанна-Александра (1332–1371) 1597 , был отец его. Во всяком случае, на основании близких отношений Григория к Терновскому патриарху Евфимию, отношений, завязавшихся еще в детстве Цамблака 1598 , нужно полагать, что его семейство занимало выдающееся общественное положение. Митрополит Киприан был родным дядей Григория по отцу 1599 , следовательно, происходил из той же фамилии Цамблаков. Может быть, и патриарх Евфимий, —58— с которым Григорий Цамблак и Киприан находились в таких близких отношениях, был в родстве с семейством Цамблаков 1600 . Фамилия Цамблаков, по-видимому, была очень многочисленна. В в. в Византии живут и действуют какие-то Цамблаки, принадлежавшие к первому ряду византийской знати. При императоре Андронике Палеологе младшем известен μγας παπας 1601 κρ Αντνιος Τζαμπλακων.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Киеве Григорий Цамблак ввел болгарское церковное пение, т. наз. «болгарский роспев», оставил много церковных сочинений и ввел исправленные Патриархом Евфимием болгарские богослужебные книги. Положительная сторона его деятельности, однако, была скомпрометирована его неканоническими действиями и уклоном к униатству. Под давлением Витовта в 1416 г. Григорий перенес свою кафедру из Киева в Вильно и таким образом стал еще более зависимым от Витовта. Григорий придерживался униатских взглядов из политических соображений – добиться помощи католического Запада для освобождения Болгарии от турок, не считаясь с тем, какое духовное будущее сулит это Болгарии. Все его рассуждения о равноправном объединении двух церквей не что иное, как лукавое прикрытие отступничества от Православия и полное богословское и духовное невежество, так как он явно не понимал смысла и значения Православия при всей его исихастской выучке. Его исихазм был не более, чем внешней оболочкой. В 1414 г. в Базеле, Швейцария, был созван католической церковью Константский собор для рассмотрения в очередной раз вопроса об унии. На соборе участвовал и Григорий Цамблак, который явился во главе пышной польско-литовской делегации, численностью в 300 человек. 25 февраля 1418 г. он выступил на соборе. Его речь сохранилась (Сб. Търновска книжовна школа, т. II, C., 1980; Хилде Фай, Българско културно наследство в Германия. Григорий Цамблак на вселенския събор в Констанц 1418, Литературна мисъл, 1981, 10; Хилде Фай, Речта на Григорий Цамблак пред съборав Констанц, Сб. Българияи българисти, C., 1986). Он развил тезис о необходимости равноправной унии ради объединения христианства, ввиду турецкой опасности, однако в конечном счете унию он не подписал и уехал из Констанса. Должно быть он понял, что его используют и что он оказался зависимым от Витовта. Вместо Вильно, он уехал в Краков, а затем очутился в Киеве, но и там не задержался, а удалился в Нямецкий монастырь в Молдове, где умер в 1419/20 гг. Все его поведение после кульминации его церковной карьеры – участия на Константском соборе, выявляет смятение его души, терзаемой муками совести из-за довольно далеко зашедшего отступничества от Православия. Тем не менее, Григорий Цамблак оставил в России яркое впечатление от своей незаурядной, талантливой и обаятельной личности. После себя он оставил большое литературное наследие, которое является вкладом в сербскую и русскую литературу. «Болгарский роспев», внесенный им в церковное пение, был особо чтим в Киеве на протяжении трех-четырех веков после его смерти. (Яцимирский, А. И., Григорий Цамблак, Очерк его жизни, административной и книжной деятельности, СПб, 1904; К. Мечев, Григорий Цамблак, С., 1969; В. Тъпкова-Заимова, Григорий Цамблак, Живот и творчество, С., 1984.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митр. Григорий Цамблак. сборник слов. 2-я пол. XIV в. (РГБ. Ф. 199. 31. Л. 4) Митр. Григорий Цамблак. сборник слов. 2-я пол. XIV в. (РГБ. Ф. 199. 31. Л. 4) Плодовитость Г. как писателя и обширность его лит. наследия послужили причиной для необоснованной атрибуции ему ряда разножанровых и разновременных сочинений. Так, канонист А. С. Павлов в споре с Е. Е. Голубинским высказывался в пользу принадлежности Г. полемического «Стязания с латиною» ( Павлов А. С. О сочинениях, приписываемых рус. митр. Георгию: (Открытое письмо Е. Е. Голубинскому)//ПО. 1881. Т. 1. Февр. С. 344-353), приписываемого в заголовке Георгию, митр. Киевскому. К. Мечев предпринял попытку атрибутировать Г. «Сказание о Зографских мучениках» ( Мечев К. Безыменен ли е старобългарският Расказ за Зографските мъченици?//Лит. мисъл. 1968. 3. С. 106-113); неубедительность этого наглядно продемонстрировал Б. С. Ангелов (Григорий Цамблак не е автор на «Расказа за зографските мъченици»//Там же. 1968. 5. С. 119-121). В то же время нет достаточных оснований сомневаться в авторстве Г. в отношении службы мч. Иоанну Новому, как некогда считал Яцимирский (Григорий Цамблак. 1904. С. 457; ср.: Кожухаров. 2004. С. 183-191), и применительно к Житию кор. Стефана Дечанского, как это делал Е. П. Наумов ( Наумов. 1963; ср.: Мечев. 1969. С. 111-112; Житие на Стефан Дечански. 1983. С. 11), и к Житию Иоанна Нового, как полагает ныне Томсон ( Томсън. 2001). Как церковный писатель (и прежде всего как проповедник) Г. является представителем тырновской книжной школы 2-й пол. XIV-XV в. с характерным для нее стилем «плетения словес», воспитанным на стилистике болг. переводов этого времени и лит. творчестве старшего современника и учителя - патриарха св. Евфимия. Сочинения Г. обнаруживают знакомство автора с широким кругом греч. и слав. лит-ры, начиная с творений святителей Иоанна Златоуста и Григория Богослова , нередко используемых Г. в качестве образцов (см.: Наумов А. Е. За литературно-естетическите възгледи на Григорий Цамблак//Търновска книжовна школа. 1984. Т. 3. С. 51-56; Кенанов Д. Топика в произведенията на Григорий Цамблак//Там же. С. 144-150; он же. Творчески връзки между патриарх Евтимий и Григорий Цамблак//Там же. 1994. Т. 5. С. 51-52).

http://pravenc.ru/text/166685.html

Весьма вероятно, что и «Окружная грамота» Витовта была написана при его содействии. Таким образом есть все основания полагать, что в обстоятельствах своего избрания и поставления Григорий Цамблак принимал самое деятельное участие. Но в то же время нужно думать, что он действовал очень тонко и скрытно, так что ничем не обратил на себя внимания современников. Всего более он, вероятно, помогал Витовту своими советами и пером при устройстве дела, которое было в интересах их обоих. Сделавшись митрополитом, Григорий Цамблак, как свидетельствует Гваньини, перенес митрополичью кафедру из Киева в Вильну и утвердил её здесь при церкви Пресвятой Богородицы. В Киеве он не мог жить. По свидетельству Длугоша, этот город в 1416 году был страшно опустошен и сожжен Эдигеем, который увел множество жителей его в плен. С этого времени Киев утратил последние следы своей прежней красоты и блеска и никогда не мог возвратиться к своему прежнему состоянию. 1999 Но утвердив свою кафедру в Вильне, Цамблак, по словам Гваньини, почему-то редко жил в этом городе. 2000 Из деятельности Григория Цамблака в период его управления Киевскою митрополией известен только один, но весьма важный факт, – его путешествие на Констанцкий собор. Это путешествие подало повод впоследствии обви- —183— нять Цамблака в том, что он принял на Западе унию и хотел ввести её в Литве. В старинном Московском Чиноположении на неделю Православия его имя провозглашалось наряду с отступником Исидором и его сподвижниками, униатом Григорием и Спиридоном. 2001 Точно также в архиерейской присяге XVI века Григорий Цамблак представляется как предшественник митрополита Исидора. 2002 В одной грамоте, данной в XVII в. Московским патриархом его послу к патриарху Константинопольскому по делу о подчинении Киевской митрополии Москве, Григорий Цамблак прямо называется униатом. 2003 Униатский писатель XVII в. Лев Кревза пишет, что Григорий Цамблак хлопотал пред Констанцким собором о съезде, на котором могла бы совершиться уния Греческой и Римской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—158— Не видно, чтобы Цамблак, узнав о смерти дяди, продолжал свой путь в Москву; по всей вероятности, он тогда-же остался в Литве. Где жил он здесь в продолжение 8 лет после своего прибытия в Россию, с 1406 г. до 1414 г., когда он был избран Витовтом в кандидаты на Киевскую митрополию, какое положение занимал он и что делал, – остается неизвестным. Наши летописи и другие современные известия упорно молчат о нём за всё это время. О его местопребывании и о его положении за этот период можно было-бы догадываться из надписания на его «Похвальном слове Киприану», произнесенном им в России в 1409 году: здесь он называется «игуменом обители Плинаирьскыа». Но что это такое за «обитель Плинаирская», трудно сказать: такой обители в России историки не знают. 1936 Всего вероятнее думать, что здесь и разумеется не русская обитель, а какой-нибудь восточный монастырь, где Цамблак был игуменом когда-то прежде, хотя из других источников нам об этом и неизвестно. 1937 Тем не менее, ни его предшествующая история, ни его последующая карьера не позволяют допустить, чтобы Цамблак в этот период своей жизни оставался совершенно бездеятельным и безвестным. Можно полагать, что прибыв в Литву, Цамблак продолжал здесь свою проповедническую деятель- —159— ность и вскоре выдвинулся на этом поприще. Правда, мы знаем только одно его слово, о котором позволительно с полною уверенностью сказать, что оно принадлежит к этому именно времени: это – сейчас упомянутое «Похвальное слово Киприану», произнесенное Григорием чрез три года после его прибытия в Россию, в 1409 г. Но очень вероятно, что к тому-же времени относятся и некоторые из тех его проповедей, которые в позднейших сборниках надписываются; «Григория, архиепископа Российского». Можно, далее, с несомненностью утверждать, что Цамблак за это время сильно стремился приобресть популярность в Литве и, особенно, снискать расположение литовского великого князя Витовта. Будучи человеком талантливым и способным, он, судя по всему, был и честолюбив. Увидев, что ему не удалось составить себе карьеру в Москве, куда вызывал его дядя, он, по всей вероятности, стал мечтать возвратить потерянное в Литве. Его расчеты оправдались: чрез 8 лет после его прибытия в Литву, Цамблак избран был Витовтом в митрополиты Киевские, а затем, после многих затруднений, был поставлен на митрополию собором южно-русских епископов в Новгородке Литовском. Вот сложная история его избрания и поставления в митрополиты.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Точно также и родство Киприана с Евфимием, а следовательно – родство с последним и Цамблака, как мы говорили выше, предполагают без достаточного основания (а предполагаемое некоторыми на основании синодика царя Бориса, что он был великим примикирием при патриархе Евфимии, есть просто нелепость: в синодике записан не наш Григорий, а совсем другой Цамблак, бывший великим примикирием при царе, а не при патриархе, у которого не было чиновников, называвшихся примикириями, – может быть, близкий родственник Григория, может быть даже, как и принимают иные, его отец). Полагают, что Цамблак жил некоторое время на Афоне; но если на основании слов его в слове похвальном отцом преподобным в неделю сырную: «аз вем горы афонскиа»: то он говорит вовсе не в том смысле, что жил на Афоне, а в том лишь и именно смысле, что знает про него. Под обителью Пантократоровой, игуменом которой называется Цамблак в надписаниях слов, некоторые разумеют не только сербский монастырь Дечанский, но ещё молдавский монастырь Нямецкий (главный храм которого в честь Вознесения Господня): но Нямецкий монастырь, только в 1392 году начавшийся поселением в пустыне трёх отшельников, едва ли уже до приезда Цамблакова в Россию представляет собой такую обитель, место игумена в которой могло быть привлекательным для человека стороннего. Если Цамблак действительно состоял некоторое время в клире патриарха константинопольского, то он пришёл в Константинополь после Сентября 1390 года (как это следует из похвального слова его Киприану, в котором он говорит, что после 1379 не видал более Киприана), между тем как он и ещё видел бы его в Константинополе, если бы пришёл в последний до Октября 1390 года, – выше стр. 300 (электронная версия – абзац сноски прим. корр.): наиболее вероятно, что Цамблак перешёл из Тернова в Константинополь после взятия первого Турками в 1394 году. В 1379 году он имел возраст отроческий (как говорит в том же похвальном слове Киприану), т. е. был около 15 лет; следовательно, рождение его должно быть относимо приблизительно к году 1365.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Вероятно, в этот период своей жизни, между 1394 и 1401 годами, он посетил близкий к Константинополю —67— Афон, как об этом нужно заключать из его выражения в похвальном слове отцем преподобным, в субботу сыропустную: «Но аз вем горы Афоньския» 1636 . Нужно думать, что Григорий сделан был в Константинополе иеромонахом не ранее приблизительно 1396 года, когда он достиг канонического возраста, 30 лет. С этого же времени он, вероятно, выступил на поприще проповедника и, таким образом, еще в Константинополе стяжал свои первые проповеднические лавры. Может быть, в этот период его жизни были произнесены им некоторые из тех его проповедей, которые надписываются: «Григория мниха и презвитера» 1637 . —68— Неизвестно, чем кончилась миссия Цамблака в Молдавию в 1401 году, но не видно, чтобы он по окончании ее снова возвратился в Константинополь, как он должен был сделать это, судя по его словам и по актам Константинопольского синода. Очевидно, он остался в Молдавии, но по каким побуждениям, трудно сказать. Может быть, как догадывается преосв. Мелхиседек 1638 , он поступил так потому, что этого очень желали воевода Александр Добрый и митрополит Иосиф; но весьма вероятно, что для этого существовали и другие, более веские, причины. Можно полагать, что Цамблак исполнил свое поручение не совсем так, как этого желали в Константинополе, т. е. слишком в интересах молдавской Церкви. Поэтому, заслужив расположение в Молдавии, он навлек на себя гнев в Константинополе и уже не решился снова вернуться к патриарху. По крайней мере, только таким предположением можно объяснить тот факт, что с этого времени Цамблак порывает всякую связь с Константинополем. В Молдавии Григорий Цамблак, судя по надписанию на его сочинении «Мучение святого и славного мученика Иоанна (Сочавского)», был «пресвитером великой Церкви Молдовлахийской», т. е., вероятно, соборной, кафедральной Церкви в тогдашней столице Молдавии, городе Сочаве 1639 . В короткое время своего пребывания в Молдавии —69— Цамблак стяжал себе там настолько громкую известность, что его имя является на страницах позднейших румынских летописей, которые иногда смешивают его с молдовлахийским митрополитом Григорием, бывшим пред Флорентийским Собором в Риме и принявшим там католичество 1640 . Такую известность Григорий приобрел, вероятно, благодаря своей проповеднической деятельности. Если иметь в виду надписания его проповедей, то нужно думать, что из 14 его слов, где в надписях он называется «мнихом и пресвитером», большая часть была произнесена им в Молдавии 1641 . Позднейшие, крайне спутанные, известия молдавских летописцев говорят, будто бы Григорий Цамблак привез в Молдавию из Ахриды славянские книги «всего церковного круга» 1642 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2030 Свидетельством православного образа мыслей Григория Цамблака служит дошедшее до нас его полемическое сочинение: «Слово Григориа митрополита, како держать веру Немци», которое, несомненно, было написано им в России и, вероятно, в то время, когда он был Киевским митрополитом. В этом «Слове» Цамблак выставляет против Латинян 35 обвинительных пунктов, в которых вооружается против догматических и обрядовых заблуждений Римской Церкви, против некоторых обыкновений латинских епископов и священников и против грехов в частной жизни латинских мирян. 2031 По сообщению —193— некоторых позднейших писателей, Цамблак, будучи Киевским митрополитом, кроме того написал житие св. Параскевы Терновской и ввел её почитание в южной Руси. 2032 Григорий Цамблак был Киевским митрополитом всего 4 года с небольшим. Он умер, по свидетельству наших летописей, в начале, – по-видимому, в Феврале, – 1420 года в Киеве, имея, соответственно вычисленной нами дате его рождения, около 54 лет от роду. 2033 Ве- —194— роятно, он сделался жертвою моровой язвы, которая свирепствовала в Киеве в 1420–1421 годах. 2034 После смерти Цамблака Киевская митрополия на время вновь соединилась с Московской. Цамблак оставил по себе репутацию умного и ученого человека. Никоновская летопись, упоминая о его смерти, говорит, что он был «книжен зело, изучен убо бе книжнии мудрости всяцей из детства, и много писания сотворив остави». 2035 Лев Кревза говорит о нём тоже самое: «Он был человек ученый, и мы имеем много его проповедей на различные праздники». 2036 Кульчинский называет его мужем ученым, мудрым и благочестивым. 2037 Для характеристики нравственной личности Цам- —195— блака мы, как замечено, не имеем достаточных данных; но те немногие предположения, какие можно сделать на основании его биографии, говорят не в его пользу. Всю свою жизнь Цамблак провел как скиталец, переходя из одной страны в другую, всюду играя какую-то загадочную роль и всюду запутываясь в каких-то не менее загадочных затруднениях. Эта беспокойная скитальческая жизнь оставляет у нас впечатление жизни авантюриста, для которого поговорка: ubi bene – ibi patria служит руководящим принципом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

святитель Григорий Киевский (Цамблак) (1364/5–1419/20) святитель Григорий Киевский (Цамблак) Первый митрополит Киевский Западнорусской митрополии Константинопольского патриархата, дипломат, писатель, проповедник, агиограф, гимнограф, представитель тырновской книжной школы. Биография Время рождения Григория точно не известно, предполагают, что он родился в 1364 г. Вообще русская духовная литература о Григорий Цамблаке далеко не разработана и вопрос об его жизни и литературной деятельности не только не разрешен, но в некоторых случаях еще больше запутан. Но не только в России, даже в Румынии, несмотря на то, что с именем Григорий там связаны немаловажные моменты истории этого народа, местные источники также сбивчивы и очень многие явления жизни Григория основаны только на предположениях. По русским летописям Цамблак был родом болгарин, по румынским же источникам, как это пытается доказать епископ Мельхиседек, румын. Такая разноголосица происходит от различного объяснения слов: сам и влах, т. е. чистый, истый влах и семи-влах, т.е. «полувлах». Во всяком случае Гр. принадлежал к знатному роду, представители которого были известны в XIV в. под прозвищем Цамблаков, Семивлахов и пр. Первоначальное свое образование Григорий получил в Тернове у патриархия Евфимия; здесь же предполагают и было место рождения его. Дальнейшее воспитание Григория получил в Константинополе и очевидно учился хорошо, т.к. его дядя, митрополит Киприан, предсказывал ему известное будущее. Здесь же он докончил свое образование и, очевидно, посетил Афон, о пребывании на котором можно судить по его четвертому слову: «аз вем горы Афоньския». В 1401 г. Григорий был послан Константинопольским патриархом в Молдавию на должность учителя и «пресвитера великой церкви Молдавской, то есть, соборной в Сучаве» (тогдашняя столица княжества). Затем был в Сербии игуменом Пантократовой обители в Дечах и еще игуменом какой-то Плинаирской обители, неизвестно где находящейся. Проф. Шевырев полагает, что Цамблак выражался символически, когда говорил об обители Плинаирской (несущей в воздухе); другие же исследователи относят это игуменство Григория ко времени пребывания его в России.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Kievs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010