Возмущенный деяниями литовских епископов и жестоко оскорбленный, опозоренный ими пред лицом своей паствы, митр. Фотий не мог не кипеть негодованием, и в своем ответном окружном послании щедро осыпал их бранными эпитетами, называя «гнусными, скверными, смрадными, окаянными, не священными, помраченниками, волками, богоненавистными, безбожными...» Язвительно возражает и против софистических обвинений КПльского патриарха в симонии... «Рци ми», обращается он к епископу полоцкому, «прельщенный не-епископе полочьски Феодосие: попреставлении святаго почившаго митрополита Киприана не ты ли был, погыбелеще, шел на митрополию? И ты сам окаянне веси, елика еси порекл (обещал) сребра и золота о том ставлении; аще бы еже по мзде деемо было се, а тебе же бы не отослали бездельна, но с уничтожением великим и студом отослаша». «Да и еще поискал», пишет он о Цамблаке, «прельщенный Григорьи и порицая (обещая) многая имения, и не послуша его, но и еще из сану священничьства изверже его вселенский патриарх и прокля и едва убежа казни». Браня епископов, Фотий в своем послании почти совсем не касается главного виновника устроенной ему неприятности — Витовта: очевидно, он не терял надежды на возможность примирения с литовским князем и прекращения церковного мятежа; об этом он выражается так: «надеюсь на человеколюбие Божие, еже быти тому вскоре». В прекращении мятежа митрополиту Фотию усердно содействовал патриарх. По просьбе Фотия, патриарх Евфимий в 1415 г. предал самочинно поставленного Цамблака извержению и проклятию; тоже сделал в следующем году и новый патриарх Иосиф. Но долгое время с удивительным невниманием относились в Литве к патриаршим проклятиям, и не ими прекращен был мятеж, а добровольным удалением самого Цамблака с кафедры, приобретенной им такой дорогой нравственной ценой. Обыкновенно думают, что Цамблак умер в 1419 или 20 г.; так сообщают русские летописи. Другие известия отодвигают несколько вперед год смерти Цамблака. Никто определенно не указывает места его смерти. Румынские летописи говорят о переходе Цамблака в Молдавию и продолжают его биографию далее.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

  Чиркович  С. История средневековой Сербии. С. 135–162.  К их числу относится битва при Черномене (1371), где, по некоторым подсчетам, может быть преувеличенным, погибло около 60 000 сербов; битва при Билечи, или Топлице (1388), где сербские войска под предводительством князя Лазаря впервые разгромили турок, и, наконец, Косовская битва 15 июня 1389 г., которая по своей ожесточенности и количеству участников, пожалуй, не имела равных среди битв XIV в. на Балканах. Показательно, что первоначально Косовская битва ее уцелевшими участниками – банном Твртко и князем Вуком Бранковичем – осознавалась как победа, в результате чего в соборе Парижской Богоматери даже отслужили благодарственную мессу за победу христиан. См.:  Иречек К.  История на българите. София, 1978. С. 382, 391–393.   Чиркович С . История средневековой Сербии. С. 197. Однако он сам оговаривает причины подобного явления, которые лежали не в общественной психологии, а скорее в социальной структуре общества и экономике: наличие свободных людей, способных приобрести коня и вооружение.   Даничич . Животи кральева и архиепископа српских, написао архиепископ Данило и други. Београд-Загреб, 1868. С. 358.  Там же. С. 124.  Там же. С. 370   Давидов А., Данчев Г., Дончева-Панайотова Н., Ковачева П., Генчева Т.  Житие на Стефан Дечански от Григорий Цамблак. София, 1983. С. 74–76.  Там же. С. 76.   Чиркович С . История средневековой Сербии. С. 136.   Joannes С antakuzenus . Historiae/Ed. L. Schopen//Ioannis Cantacuzeni eximperatoris historiarum libri iv. 3//Corpus scriptorum historiae Byzantinae. Vol. 3. Bonn,1832. P. 315.   Чиркович С . История средневековой Сербии. С. 165–185.  См. о причинах подобного поведения, в частности:  Борисов Н.  Иван III. 2006. С. 79–87.   Солов jeb А . «Законник» цара Стефана Душана 1349 и 1354 г. С. 87. Перевод дается по изданию: Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древность и средние века. М., 2000. С. 472.  «Если властелин или властеличич будет уличен как перебежчик или как другой какой (преступник) моего царства и если окрестные села и жупа восстанут на грабеж его дома и его имущества, что он оставил, те, которые это сделают, да будут наказаны как изменники моего царства» (Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древность и средние века. С. 482).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

518 Его переписка издана в книге: Isidore of Monemvasia (andKiev). Letters/Ed. W. Regel//Analecta Byzantino-Russica. Pg., 1891.Ρ 69–71. 520 Σαμπτιν. Op. cit. Σ. 32; Φειδ Β. κκλησιαστικ στορα τς Ρωσσας (988–1988). θναι, 1988. Σ. 153–154. Подробнее см.: Яцимирский А.И. Григорий Цамблак. Очерк его жизни, административной и книжной деятельности//Православный собеседник. СПб., 1904; Turdeanu Vgl. Gregoire Camblak: Faux arguments d une biographie//Revue des Etudes Slaves. 1946. Vol. 22. P. 46–82. 524 Это послание издано в кн.: Βολγαρη Ε. ωσφ Μοναχο το Βρυεννου. Τ Παραλειπμενα. Σ. 168–170. 527 Κουγα Σ. Β. Βιβλιογραφα (Παπαδπουλου-Κεραμως Varia Graeca Sacra)//Λαογραφα – Δελτον τς λληνικς Λαογραφικς ταιρεας. 1911 – 1912. Τ. 3. Σ. 317; Τωμαδκη. Op. cit. Σ. 32. 528 Пападопуло-Керамевс Α. Varia Graeca Sacra – Сборник греческих неизданных богословских текстов ГY–XV веков с предисловием и указателем. СПб., 1909. С. 296–297. 529 Пападопуло-Керамевс A. Varia Graeca Sacra – Сборник греческих неизданных богословских текстов IV–XV веков с предисловием и указателем. 1909. С. 297. 532 Vast Η. Le cardinal Bessarion 1403–1472. Paris, 1878; Mohler L. Kardinal Bessarion als theolog, Humanist und Staatsmann. T.I. Darstellung, Paderborn 1923; Loenertz R. Pour la biographi du cardinal Bessarion//Orientalia Christiana Periodica. Roma, 1944. Vol. 10. P. 116–149. 534 Βρυεννου . Τ Ερεθντα//Εγενου Βουλγρεως, κδ. ν Λειψ, 1768. Τ. 1. Πργραμμα τοδε το Συγγρμματος. 536 См.: Πανηγυρικς. Cod. Marc. Gr. 533, f. 3; Loenertz. Op. cit. P. 119–121; Λμπρος Σ. πμνημα το Καρδιναλου Βησσαρωνος ες Κωνσταντνον τν Παλαιολγον//Νος λληνομνμων. 1906. Τ. 3. Σ. 13; Mohler. Op. cit. P. 52–53. 538 О дате возвращения Вриенния из Кипра мы ничего не знаем. Вриенний приехал на Кипр в июне 1406 г. по направлению Константинопольской Церкви, чтобы изучить церковное положение острова, который был оккупирован латинянами, и выяснить, имеется ли возможность восстановить отношения двух Церквей, расторгнутые во время латинского владычества. Представляется, что время, проведенное им на острове, не было слишком длительным. Свои взгляды о состоянии Кипрской Церкви Вриенний выразил намного позже, на соборе в 1412 г., когда этот вопрос вновь был поднят иерархами Кипра (см.: ωαννδη N. Op. cit. Σ. 79–83). В любом случае, 1412 год не должен быть рассматриваем как точная дата возвращения его с Кипра.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

158 . Кенанов Д. Евтимиевото житие на св. Иван Рилски в агиографската традиция//Palaeobulgarica/Старобългаристика. 1992. 1. 44–57. 159 . Кенанов Д. Ораторската проза на Патриарх Евтимий Търновски. В. Търново 1996. 208. 160 . Кенанов Д. Творчеството на Метафраст и богословските спорове от исихастката епоха//Он же. Метафрастика. В. Търново 1997. 107–118. 161 . Кенанов Д. Йеросхимонах Спиридон – българският ученик на Паисий Величковски//Славистични проучвания. Велико Търново 1998. 215–225. пер.://PS 9 .432). 231–244. 162 . Кенанов Д. Евтимиева метафрастика: Път и мисия във времето. Пловдив; В. Търново 1999. 319. 163 . Киселков В. Сл. Средновековна Парория и Синаитовият манастир//Сборник в чест на Васил Н. Златарски по случай 30-годишната му научна и професорска дейност. София 1925. 103–118. 164 . Киселков В. Сл. Св. Теодосий Търновски. София 1926. 53. 165 . Киселков В. Сл. Житието на св. Теодосий като исторически паметник. София 1926. 52. 32. 166 . Киселков В. Сл. Килифарският отшелник Теодосий//Българска историческа библиотека. 1928. 2. 132–164. 167 . Киселков В. Сл. Патриарх Евтимий (Живот и обществена дейност)//Българска историческа библиотека. 1929. 3. 142–177. 168 . Киселков В. Св. Ромил Видински//Духовна култура. 1929. 40, 41. 157–175, 250–260. 169 . Киселков В. Сл. Патриарх-Калистовата грамота от 1355 г.//Духовна култура. 1930. 50. 210–221. 170 . Киселков В. Сл. Исихаството: Към историята на религиозния мистицизъм в България през XIV в.//Просвета. 1937. 3. 267–278. 171 . Киселков В. Сл. Патриарх Евтимий. София 1938. 320. 172 . Киселков В. Сл. Митрополит Григорий Цамблак. София 1946. 64. 173 . Киселков В. Сл. Патриарх Евтимий Търновски//Проуки и очерти по старобългарска литература. София 1956. 172–208. 174 . Ковачев М. Зограф. Изследвания и документа. София 1942. 1(31). 383. 175 . Ковачев М. Български ктитори в Света гора. Исторически очерк, изследвания и документа. София 1943. 173. 176 . Ковачев М. Българско монашество в Атон. София 1967. 125. 177 . Кожухаров Ст. Търновската книжовна школа в развитието на химничната поезия в старата българска литература//Търновска книжовна школа. София 1974. 1. 277–310.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

3. Термин «исихазм» также часто употреблялся как синоним термина «паламизм», т.е. системы богословских понятий, выработанной Григорием Паламой в процессе его полемики с Варлаамом, Акиндином и другими противниками. Эта система понятий включает утверждение о возможности реального, а не только интеллектуального, богообщения. Поскольку в ней также утверждается полная трансцендентность и непознаваемость божественной сущности, Паламе необходимо различение «сущности» от божественных «энергий», или личных «действий», в которых сама божественная жизнь передается «тварям» как личное божественное самооткровение. Богословская система Паламы, по моему мнению, отнюдь не является искусственной надслойкой над исихазмом как мистически религиозным и общественным явлением. Она была выработана как традиционно неизбежная форма защиты от аргументов, выдвинутых Варлаамом. Тем не менее различать паламизм как систему понятий от исихазма вообще все же необходимо, равно как всякая реальность сама по себе может быть отличима от ее концептуального выражения. Однако неверно их слишком резко противополагать: человеку вообще – а метафизически настроенному греку в особенности – свойственно не только чувствовать и переживать, но также думать, спорить и философски уточнять свой религиозный и жизненный опыт, в особенности тогда, когда он подвергается критике или преследованию. В этом процессе концептуализации есть всегда опасность впасть в абстракцию. Но Палама в этом повинен меньше, чем многие другие, поскольку он сам всегда сознавал некую неадекватность между понятием и реальностью, а поэтому и не раз подвергался обвинениям в философской несостоятельности. 4 . Наконец, в науке встречается и четвертый смысл понятия «исихазм» – это «политический исихазм», т.е. социальная, культурная и политическая программа, проводимая в XIV в. видными византийскими деятелями и широко распространившая свое влияние в славянских странах 98 . Существование именно такого движения мысли, выразившегося в деятельности столь крупных людей, как император Иоанн Кантакузин , патриарх константинопольский Филофей Коккин и митрополит киевский Киприан Цамблак – исторически несомненно. Несомненна также и связь между этим движением и победой Григория Паламы на соборах в 1341, 1347 и 1351 годов. Но, поскольку деятельность вышеуказанных лиц отнюдь не сводилась к практике «священного безмолвия» ( ερ ησυχα), приложение к ним понятия «исихазм» требует уточнений и терминологических оговорок. Очевидно, во всяком случае, что первый описанный нами смысл понятия исихазм» к ним не приложим в полной мере.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

И. Роль славянских монастырских мастерских письма Константинополя и Афона в развитии книгописания и художественного оформления русских рукописей на рубеже XIV–XV вв.//ТОДРЛ.Л., 1968. Т. XXIII. С. 171–198). Вновь активизируется освоение богатств византийской христианской литературы через новые переводы с греческого. В конце XIV века все в большей степени растет поток книг с Балкан, что стимулируется и турецкой экспансией: в 1389 году на Косовом поле терпит поражение сербское войско, и Сербия становится турецким вассалом. В конце XIV века турки полностью оккупировали Болгарию. В Московскую Русь устремляются не только рукописи, но перебираются и сами «книжные люди», среди которых были и такие выдающиеся писатели, как митрополит Киприан, Григорий Цамблак, Пахомий Логофет. За счет новых переводов и «трансплантации» рукописей существенно расширяется репертуар древнерусской книжности. Обратимся к переводным памятникам, включенным в настоящий том. Он открывается так называемой Сербской Александрией. Ее появление на Руси, уже знакомой с Александрией Хронографической, отражает повышенный интерес древнерусских книжников к всемирной истории. Уже на рубеже XIV–XV веков составляется хронографический свод – Троицкий хронограф, в первой половине века создаются редакции Летописца Еллинского и Римского; вторая редакция Летописца представляет собой монументальный хронографический свод, в котором особенно обстоятельно с привлечением новых источников излагалась история Рима и Византии. Входила в Летописец и новая, дополненная, редакция Хронографической Александрии. Но русским книжникам этого показалось недостаточно: была переведена с сербского (откуда и ее название) еще одна версия Александрии, в которой содержались новые сюжетные мотивы, находившие аналоги в литературных памятниках европейского Предвозрождения: здесь чаще, чем в прежних редакциях Александрии, мы встретим обращение к античной мифологии, вводится рассказ о посещении Александром Трои и его восхищении героями Троянской войны; упоминается царевна Поликсена: обрученная с Ахиллесом, она не хочет и не может его пережить и умирает на могиле героя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

 Естественно, пассионарность невозможно объяснить одними материальными причинами – повышенным артериальным давлением ( Вассоевич А.Л.  Духовный мир народов классического Востока. С. 29) или выбросами солнечной энергии ( Гумилев Л.Н.  Этногенез и биосфера Земли. С. 56).   Чиркович  С. История средневековой Сербии. С. 135–162.  К их числу относится битва при Черномене (1371), где, по некоторым подсчетам, может быть преувеличенным, погибло около 60 000 сербов; битва при Билечи, или Топлице (1388), где сербские войска под предводительством князя Лазаря впервые разгромили турок, и, наконец, Косовская битва 15 июня 1389 г., которая по своей ожесточенности и количеству участников, пожалуй, не имела равных среди битв XIV в. на Балканах. Показательно, что первоначально Косовская битва ее уцелевшими участниками – банном Твртко и князем Вуком Бранковичем – осознавалась как победа, в результате чего в соборе Парижской Богоматери даже отслужили благодарственную мессу за победу христиан. См.:  Иречек К.  История на българите. София, 1978. С. 382, 391–393.   Чиркович С . История средневековой Сербии. С. 197. Однако он сам оговаривает причины подобного явления, которые лежали не в общественной психологии, а скорее в социальной структуре общества и экономике: наличие свободных людей, способных приобрести коня и вооружение.   Даничич . Животи кральева и архиепископа српских, написао архиепископ Данило и други. Београд-Загреб, 1868. С. 358.  Там же. С. 124.  Там же. С. 370   Давидов А., Данчев Г., Дончева-Панайотова Н., Ковачева П., Генчева Т.  Житие на Стефан Дечански от Григорий Цамблак. София, 1983. С. 74–76.  Там же. С. 76.   Чиркович С . История средневековой Сербии. С. 136.   Joannes С antakuzenus . Historiae/Ed. L. Schopen//Ioannis Cantacuzeni eximperatoris historiarum libri iv. 3//Corpus scriptorum historiae Byzantinae. Vol. 3. Bonn,1832. P. 315.   Чиркович С . История средневековой Сербии. С. 165–185.  См. о причинах подобного поведения, в частности:  Борисов Н.  Иван III. 2006. С. 79–87.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/6...

77-79; L z rescu E. Nicodim de la Tismana i rolul su în cultura veche româneasc (pân la 1385). Pt. 1//Romanoslavica. Bucur., 1965. Vol. 11. P. 237-285; Русев П., Давидов А. Григорий Цамблак в Румъния и в старата румънска лит-ра. София, 1966; Epifanie (Norocel), ep. Sfântul Eftimie, ultimul patriarh de Târnovo i legturile lui cu Biserica Româneasc//BOR. 1966. An. 84. N 5/6. P. 552-573; Mircea I.-R. Cel mai vechi manuscris miniat din Tara Româneasca: Tetraevanghelul popii Nicodim (1404-1405)//Romanoslavica. 1966. Vol. 13. P. 203-221; Nicolescu C. Argintria laic i religioas în rile române. Bucur., 1968; eadem. Arta metalelor preioase în România. Bucur., 1973; erb nescu N. Mitropolia Severinului. ase sute de ani de la înfiinare//BOR. 1970. An. 88. N 11/12. P. 1191-1227; idem. Autocefalia Bisericii Ortodoxe Române cu prilejul centenarului//Centenarul autocefaliei Bisericii Ortodoxe Române. Bucur., 1987. P. 41-138; Teoctist (Ar pa u), ep. O ctitorie ardelean a sf. Nicodim: Mnstirea Prislop//Mitropolia Olteniei. 1970. An. 22. N 7/8. P. 634-638; B la a D. Sf. Ignatie Teoforul i Nicodim de la Tismana: Date noi i dou inscripii inedite//Ibid. 1971. An. 23. N 9/10. P. 634-651; L udat I. D. Eftimie de Târnovo i literatura slavo-român//Mitropolia Moldovei i Sucevei. 1973. An. 23. N 7/9. P. 421-434; idem. Nicodim, éléve et continuateure spiritual d " Euthyme de Trnovo//Търновска книжовна школа. Вел. Търново, 1980. Т. 2: Ученици и последователи на Евтимий Търновски. С. 169-176; Cantacuzino G. Les tombes de Bogomiles découvertes en Roumanie et leurs rapports avec les communautés hérétiques byzsntines et balkaniques//CIEB, 14. 1975. Vol. 2. P. 515-528; Dr gulin Gh. Sfântul Nicodim de la Tismana i curentele vieii religioase din veacul al XIV-lea//Mitropolia Olteniei. 1976. An. 28. N 11/12. P. 962-971; Porcescu S. Cuviosul Nicodim cel Sfinit de la Tismana în tradiia monahal a Moldovei//Ibid. P. 955-961; Nestor (Vornicescu), mitr. Cuviosul Nicodim de la Tismana, ctitor de sfinte lcauri//Ibid.

http://pravenc.ru/text/2565606.html

23 . По уставу монастырей Афонских (наприм. скита св. Димитрия п. 18) уставщик клиросного пения „должен весьма рассудительно ставить поющих на клиросах, а также и тех, которые способны читать, обращаясь с ними тихо, и вообще бодренно исполнять священное дело свое, дабы в часы богослужения не происходили беспорядки. В случае недоумения, как что учредить, пусть спрашивает тех, которые старше его и более сведущи. Что касается до нас (т. е. прочих старцев), то в случае погрешности уставщика в чем либо, мы не должны говорить ему об этом в самом храме, в избежание смущения, как будто распоряжения его хороши; а вне храма в собрании он выслушает замечание отцов. Также и повременные чтецы да исполняют обязанности свои“. 24 2. Общие требования и приемы греческого церковного пения К общим приемам церковного пения в храме относятся: разумность его исполнения, бодрость духа, строгий порядок, благоговение и согласие, требуемые от певцов. По изречению блаженной Феодоры Египетской (4 века), „петь монах должен с толком, молиться с трезвением, просить Бога со страхом. 25 Бывший российский митрополит Григорий Цамблак, болгарин (†1420 г.), в шестом своем слове так описывает древнее иноческое церковное пение: На звук церковного била „есть видети отвсюду стекающихся и ин иного тщащихся предварити. Молитвы же начало благословившу священнику, встают, поюще с колицем желанием, с коликой любовию, с колицем умилением, с колицем соглашением, с колицем благочинием стояния. Не бо есть там един на другого зрети или беседовати, или вскланятися, или прозиаватися (зевать), или чесатися и прегибатися, или часто исходити из церкве и входити, но стоят якоже изваяни пеции, или на стене написани, а не человеческого мними естества, пред собой зряще, руце к персем имуще, тогда и токмо их (руки) от мантии вне являюще, егда креста сладкое знамение творити их призовет песнь: Приидите поклонимся и припадем самому Христу Царева и Богу нашему. И есть видети и благочиния стояние, и соглашение воспевания ангельское. Не бо един другого гласом превосходит, или предваряет в песненных речах, но равно вси, яко мнети един глас всех и едина уста всех. Тако благосложно и благоизносно, яко же бы рекл лебединого гласа подобие, егда на чреды собравшеся высоко воздух прелетают, тихому ветру своя крила ослабивше, или якоже роя пчельного в толице множестве единогласие“. 26

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

книжная практика предшествующего периода, допускавшая отступления от буквы греч. оригинала, делала возможным проникновение в слав. тексты локальных элементов, что привело к порче слав. книжности. Излагая мотивы справщицкой деятельности своего наставника Тырновского патриарха Евфимия, Григорий Цамблак указывал: «Первии преводителе - или за еже еллиньскаго языка же и учения не в конец ведети, или и своего языка дебелости служити - яже издаша книги не сложны в речех явишася, и разумению греческих писании не согласны, дебелством же связаны, и негладкии к течению глаголному, и тъкмо от еже именоватися благочестивых книг верное имеху. Мног же вред в них крыяшеся - истинным догматом сопротивление; темьже и многы ереси от сих произыдоша» (цит. по: Мошин. 1963. С. 96). В текстологическом отношении установки справщиков отразились в ориентации на современные греч. списки, в лингвистическом отношении - в ориентации на греч. языковые модели: в синтаксисе (сохранение количества и порядка слов во фразе, глагольного управления, ряда причастных и инфинитивных оборотов), в лексике (рост числа калек и заимствований), в словообразовании (калькирование, композита) , а также в устранении локальных черт. В международных центрах Православия - в К-поле и на Афоне - трудились и рус. книжники. В большинстве случаев они копировали южнослав. переводы, однако предпринимали и самостоятельные труды. Не позднее кон. XIV в. книжник, связанный с окружением Киевского митр. св. Алексия , создал в К-поле особую редакцию перевода НЗ на церковнослав. язык (см. Чудовский Новый Завет ). Переводчик стремился к максимально точному отражению греч. оригинала, прибегая к поморфемному переводу, калькированию (на лексическом и синтаксическом уровнях), употреблению греч. флексий в грецизмах, воспроизведению начертаний графем α, ε, υ, ω и греч. лигатур, последовательной постановке акцентных знаков в подражание греч. минускулу (лингвистический анализ Чудовской редакции НЗ см.: Пентковская. 2009). В филологической лит-ре высказывается гипотеза о существовании в окружении митр.

http://pravenc.ru/text/1841566.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010