Мистическое настроение создает световой контраст полотна, на котором и построена вся картина. Людей окружает таинственный сумрак. Источником света становятся как будто священные книги: одна расположена на столе перед образом, а молодой человек с девушкой держат свиток. В результате зрителю хорошо видны только наполненные искренней верой лица людей, которых писания и молитвы как будто вырывают из кромешного мрака. Картина В.Г. Перова мастерски передает молитвенное состояние богомольцев, а её композиция свидетельствует о высоком мастерстве. Священник ведет службу, все девять человек ему внимают. Они сошлись тёмной ночью в глухом месте ради общения с Богом. Свет от горящей свечи, освещающий Евангелие – это символ света божественной истины, открывающий величие и глубину христианской веры. Юноша, расположившийся в середине, освещен полностью; его лицо сосредоточено и духовно раскрыто. Стоящая слева девушка откинула голову назад, и мы видим лишь её руку да полураскрытые губы – она самозабвенно отдаётся пению молитв, в то время как глаза ее, наполовину скрытые тенью, устремлены в небо. Расположившегося справа молодого человека свет почти не коснулся; из темноты выступает лишь верхняя часть его лица с широко раскрытыми глазами… Такое чувство, словно он впервые увидел божественный свет, впервые приобщился священных тайн. Каждый человек здесь озарен по-разному, свет произвольно выхватывает из тьмы то нос и седую бороду древнего старика, то горб калеки-нищего, то руку поющего гимн священника, то затылок преклонившего колена человека… Сильнее всех освещен человек, стоящий в центре картины. Перов одел его в яркие, красные одежды. Человек этот полностью погружен в молитву: он поднял глаза к небу, сложил руки на груди; скорее всего, он не видит никого, кроме Бога, и не слышит ничего, кроме пения ангелов. Позади группы молящихся художник поместил ещё одного человека: вероятно, это воин; он одет в блестящую кольчугу, а через грудь его перекинута перевязь для меча. Он также участвует в богослужении, но явно колеблется – подойти ли ему ближе к группе молящихся или остаться на месте. На лице его удивление и восхищение от происходящего события, которое он еще не в силах до конца понять.

http://azbyka.ru/art/pervye-hristiane-v-...

Церковь построена в 1682 г., а освящена в 1684 г. в январе месяце. Но церковь эта, как видно из челобитья иерея Герасима Григорьева, в марте месяце 1754 г. ночной порой сгорела со всею утварью. Вместо нее в 1756 г. построена была существующая деревянная Троицкая же церковь, которая в 1837 г. была значительно распространена и в которой в 1875 г. устроен был новый иконостас. Земли состоит под церковью и кладбищем 3 и пахотной 33 десятины, на каковую плана и межевой книги не имеется. С 1832 – 59 гг. причт с. Лубоноса пользовался землей, принадлежавшей к сгоревшей в Илебниках церкви в количестве 33 десятин. В приходе, состоящем из одного с. Лубоноса, при 154 дворах числится муж. пола 612, жен. пола 665, в том числе грамотных муж. пола 124, жен. пола 69. Школа существует с 1861 г. Причту, пользующегося с 1884 г. из сумм Св. Синода окладом в 120 руб., по штату 1873 г. положено 1 священник и 1 псаломщик. И. Добролюбов. «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии» 1891 г. том 4 стр. 174. По легенде, когда люди выбрали место для будущего селения, то наткнулись среди леса на небольшой свободный от деревьев мыс, вокруг росло множество лип. Позже из луба (коры этих самых лип) они делали различные вещи и продавали. Отсюда и название - Лубяной Нос. Нос, то есть мыс. Легенды и предания Шиловской земли. Шилово, 2001-2002, издание Центра народного творчества «ЗАРЯНА». Вып. 2. С. 17. Левошин Н. Лубонос: Название на карте.//Приокская правда. 1977. 17 декабря. Село расположено на правом берегу речки Лубонос. От нее и получило свое название. Речка же названа по местности, представляющей собой как бы полуостров с мысом, который она омывает в виде крутой дуги. Когда-то здесь росли липы, и мыс, или как говорили нос, служил местом заготовки липового луба. Отсюда и название Лубонос, то есть «Лубяной нос». Гаврилов А.П., директор краеведческого музея п.г.т. Шилово. Апрель 2004 г. http://www.history-ryazan.ru/search/node/лубонос Комментарии и обсуждение Был там недавно. Церковь пытаются восстанавливать - отдельные бревна заменены новыми, установлены дополнительные подворки внутри. Над апсидой - новая кровля.

http://sobory.ru/article/?object=21935

Об отдельных авторах распевов см.: Александр Мезенец , Александр Печерский , Алексей Михайлович , Баскаков Семен , Варлаам (Рогов Василий) , Григорий Нос , Иван Нос , Иван Шайдур, Иоанн IV Васильевич Грозный , Исаия (Лукошков Иван) , Кондратий Ларионов, Логгин Корова , Лука Иванов , Маркелл (Безбородый) , Стефан Голыш , Фаддей (Субботин) , Феодор Христианин , Феодор Константинов . Лит.: Федор Крестьянин. Стихиры/Публ., расшифр. и исслед. М. В. Бражникова. М., 1974. (ПРМИ; Вып. 3); Безуглова И. Ф. Опекаловский роспев//ПКНО, 1978. Л., 1979. С. 196-204; Гусейнова З. М. К вопросу об атрибуции памятников древнерусского певческого искусства (на примере ркп. Соловецкого собр. 690/751)//Источниковедение литературы Древней Руси. Л., 1980. С. 191-203; Фролов С. В. «Большой» роспев Федора Крестьянина на текст праздничной стихиры//ТОДРЛ. 1981. Т. 36. С. 295-307; Серегина Н. С. Покаянный стих «Плач Адама о рае» роспева Кирилла Гомулина//ПКНО, 1983. Л., 1985. С. 258-262; она же. Отражение исторических событий в стихире о Темир-Аксаке и в других песнопениях Владимирской иконе и проблема авторства Ивана Грозного//ПКНО, 1985. М., 1987. С. 148-164; она же. Стихиры митрополиту Петру «творения» Ивана Грозного//Древнерусская певческая культура и книжность. Л., 1990; она же. Песнопения русским святым: По мат-лам рукописной певческой книги XI-XIX вв. «Стихирарь месячный». СПб., 1994; Былинин В. К., Посошенко А. Л. Царь Алексей Михайлович как мастер распева//ПКНО, 1987. М., 1988. С. 131-137; Парфентьев Н. П., Парфентьева Н. В. Русский распевщик и музыкальный теоретик XVII в. Фаддей Никитин Субботин и его новооткрытые произведения//Там же. С. 138-148; они же. Усольская (Строгановская) школа в русской музыке XVI-XVII вв. Челябинск, 1993; Парфентьев Н. П. Древнерусское певческое искусство в духовной культуре Российского государства XVI-XVII вв.: Школы. Центры. Мастера. Свердловск, 1991; Парфентьева Н. В. Славник «О колико блага» усольского распевщика И. Т. Лукошкова//ТОДРЛ. 1993. Т. 46. С. 320-333; она же. Творчество мастеров древнерусского певческого искусства XVI-XVII вв. Челябинск, 1997; Протопопов В. В. Четырехголосная хоровая композиция царя Алексея Михайловича//ПКНО, 1991. М., 1997. С. 107-110.

http://pravenc.ru/text/82453.html

    В 1770—1780-х гг. Екатерина II сформулировала свой так называемый «Греческий проект»: о «совершенном истреблении Турции и нос становле­нии древней Греческой империи в пользу младшего великого князя»     Александр I во многом продолжил восточную политику Екатерины II. считаясь «августейшим покровителем» Восточной церкви. Политическая поддержка России стала важнейшим фактором существования православных подданных турецкого султана, контроля над святыми места­ми Греческой церкви и самого ее финансового обеспечения…       Еще начиная с XVI века Россия финансово поддерживала Восточную церковь, после большого пожара в Храме Гроба Господня 1808 г. значи­тельная часть средств на его реконструкцию и на подкуп турецких чинов­ников прибыла из России, Иерусалимскому патриархату принадлежали доходы с поместий в Бессарабии и Валахии, которые перешли во владение России по Бухарестскому мирному договору 1812 года.     Но к 1821 г. отношение турецких властей к православным грекам на Афоне начало быстро ухудшаться, греческих монахов все чаще стали обвинять в шпионаже в пользу России, в укрывательстве русских солдат и оружия, что давало почву для открытого преследования монастырей, из­биения монахов, их арестов и даже пыток.         К моменту начала греческого восстания против власти Порты (1821) Россия после очередной победы над Турцией, закрепленной в статьях Бухарестского мирного договора 1812 г., и победы над Наполеоном была очень влиятельным государством на Востоке, ее влияния чрезвычай­но опасались все европейские державы.     Александр I, верный принципам «Священного союза» о поддержании любой законной власти против вос­станий подданных, осудил греческое национальное движение против «за­конной» власти султана. Кроме того, оно наносило урон внешнеполитичес­ким интересам России в Турции.   Но одновременно Россия не могла не со­чувствовать борьбе за освобождение от многовекового турецкого ига своих единоверцев греков, особенно когда стали известны ужасные подробности расправы над греческим патриархом Григорием V и тремя митрополита­ми, повешенными в полном облачении на воротах Греческой патриархии в Стамбуле 10 (22) апреля 1821 г. (в день Пасхи).

http://isihazm.ru/?id=1235

В развившейся стадии болезни вид больного бывает поистине ужасен: – лицо аспидно-серого цвета покрыто язвами и корками, изрыто рубцами, веки выворочены; рот, из которого все время течет слюна, перекошен, глаза слезятся, все тело издает отвратительный запах, нос разрушен. В древние времена, прокаженные не пользовались никакою помощью общества, они изгонялись из городов и населенных мест, бродили по безлюдным местам, питались чем попало и обязаны были криками предупреждать о своем приближении. По законодательству Моисея, «у прокаженного, на котором эта язва, должна быть разодрана одежда, и голова его должна быть не покрыта, и до уст он должен быть закрыт, и кричать: нечист, нечист! Во все дни, доколе на нем язва, он должен жить отдельно, вне стана жилите его». ( Лев. 13:45–46 ). В позднейшие времена, в VI столетии по Р. X., эпидемия проказы получила такое распространение, что во Франции были устроены специальные приюты для прокаженных, где больные абсолютно изолировались от всего населения. После признания человека прокаженным в средние века, его вели в церковь , покрывали черной материей, или клали на катафалк, служили панихиду, на ноги бросали лопаткой груду земли в знак того, что он умер для общества и Церкви, и отводили в «лепрозорию». Каждому прокаженному давали черную одежду с белыми знаками и в руку «колотушку», чтобы он предупреждал о своем приближении. Св. Григорий Богослов в своем слове (14-ом) о любви к ближним, подробно говорит о прокаженных, как «живых мертвецах, останках живших некогда людей». После этих кратких сведений о проказе всякому станет ясно, какую безумную радость должен был пережить тот прокаженный, к которому простер Свою исцеляющую руку Христос, и когда «проказа тотчас сошла с него и он стал чист». Это значило: после мрака душевного – свет; после нестерпимых болей – ощущение жизни в здоровом теле? после одиночества, отверженности – свободное общение с людьми, после страданий – радость бытия. Христос очистил прокаженного по чувству милосердия к страданиям больного человека, но в то же время, «посмотрев на него строго, тотчас отослал его и сказал ему: смотри, никому ничего не говори; но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им» ( Мк. 1:43–44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chudesa...

Несомненно верно, как указывают многочисленные цитаты из сочинений епископа Игнатия, что все православные источники – Священное Писание, богослужение, жития святых, творения святых Отцов – говорят о рае и небе как находящихся «вверху», а об аде – как находящемся «внизу», под землей. И также верно, что, поскольку Ангелы и души ограничены в пространстве (как мы видим из главы «Православное учение об Ангелах»), они должны быть всегда в одном определенном месте – будь то небо, ад или земля. Мы уже цитировали учение преподобного Иоанна Дамаскина об Ангелах, что «когда они находятся на небе, их нет на земле; и посылаемые Богом на землю – они отсутствуют на небе» (гл. 3, стр. 47). Это учение близко тому, что ранее преподавали св. Василий Великий («О Духе Святом», гл. 23), св. Григорий Двоеслов («Поучения на книгу Иова», кн. 2) и по сути, все православные Отцы. Поэтому несомненно, что небо – это место, и оно выше любой точки на земле, а ад находится внизу, во внутренности земли; но люди не могут видеть эти места и их обитателей, пока не откроются их духовные очи, в чем мы могли убедиться раньше, говоря о воздушном царстве. Кроме того, эти ме-ста находятся вне координат нашей пространственно-временной системы; авиалайнер не пролетает невидимо через рай, и спутник Земли – через третье небо, а с помощью бурения нельзя добраться до душ, ожидающих в аду Страшного Суда. Они не там, но в пространстве другого рода, начинающем-ся непосредственно здесь, но простирающемся в другом направлении. » Иеромонах Серафим (Роуз) «Душа после смерти» Вообще после прочтения этой книги подобного рода вопросы становятся яснее. Ну, и с чисто материальной точки зрения: космонавты облетели весь космос только в фантастических фильмах. В реальности они едва высунули нос за стратосферу. В лучшем случае долетели до камешка, который крутится вокруг Земли, то есть до Луны. Что они там вообще могли увидеть? С уважением, Потому что у Бога нет такого тела, как у нас с Вами. Бог — это чистый дух. Небо — лишь место Его особого присутствия, но вообще Он везде — и на земле, и в аду. Как говорил свт. Лука Крымский, Гагарин в космос летал и Бога не видал, а вот Бог его там видел и благословил.

http://azbyka.ru/vopros/esli-mesto-obita...

Балерина Алла Осипенко – Да, Алла Евгеньевна, богатая у вас жизнь , – восхищаюсь, разглядывая снимки разных лет. – Бог дал мне способности, Бог дал мне семью, Бог дал мне моих замечательных партнеров… – Вы так часто говорите «Бог дал», Алла Евгеньевна. Вы верующая? – мой взгляд падает на несколько образов в углу комнаты и на трюмо. – Конечно! Я верю в Бога! – слышу ответ. И дальше звучит фраза, после которой оговоренную заранее тему интервью (кино и балет) пришлось срочно менять. – Меня крестили в 1937 году… – Да-да, это был 1937-й год, – ловит шок в моих глазах балерина. – Год, когда расстреляли моего дядю, когда – ой (Осипенко проводит ладошкой с плеча до локтя, как бы прогоняя мурашек), – когда каждое утро мама вставала и включала репродуктор, а там передавали, что такого-то и такого-то «приговорили к расстрелу, сегодня приговор был приведен в исполнение». А это были знакомые, а иногда и очень близкие знакомые. Это, конечно, тяжелый период, да что говорить!.. Отца моего посадили в тот лагерь, где он был замначальника, и он просидел достаточно долго. – И как же вас решились крестить? Такой известной семье, в случае чего, не простили бы это… – Долго не решались. Меня крестили уже большой девочкой. В 5 лет. – Значит, вы помните свое крещение? – Очень хорошо помню. Дело в том, что у дедушки моего был друг – священник, Евгений Григорьевич Курковский, он жил в местечке Лисий Нос. Туда меня и повезли, никому ничего не сообщая и не говоря. И в его доме, в небольшой избенке рядом с церковью, крестили. Помню, посадил меня, огромную уже девчонку, в купель, а когда нужно было мне волосы остричь, то ножниц у батюшки не оказалось. И я, взрослая девица, сидя голой в купели, говорю: «А я знаю, где ножницы лежат, я вам сейчас принесу». Все рассмеялись! Так что мое крещение было, можно сказать, с чувством юмора. Теперь дача у меня в тех местах, я каждый раз свою крестильню проезжаю, вспоминаю тот день. – Только по-настоящему любящие родители могли решиться рискнуть всем ради крещения ребенка. Сегодняшним семьям, боюсь, благополучие и безопасность ближе духовности…

http://pravoslavie.ru/96413.html

Если смотреть со стороны, Геронду нельзя было назвать внешне привлекательным. У него не было правильных черт лица, иконописной бороды, каких-то приятных манер. Большой нос, всклокоченная борода, глаза на выкате… Но даже такой облик приковывал взгляд, потому что лицо старца носило печать божественной любви — любви ко Господу и ко всем Его созданиям: к людям, животным, природе, ко всему, что нас окружает. Этот человек был прекрасен душой. «А от любовницы сколько детей?» Но вместе с тем его нельзя было назвать любящим, как я уже сказал, в смысле европейского гуманизма. Он не терпел греха, не потакал страстям, не мирился с ситуацией, когда грех обладал душой кого бы то ни было, и искренне переживал за такого человека. Поскольку от Господа старец был наделен даром видения человеческих сердец, для каждого приходившего к нему он находил какое-то свое лекарство. Много раз я видел, как люди, которых знаю лично, общались с Герондой впервые и насколько по-разному его воспринимали. Интересно, что чем более чистый, открытый и искренний приходил к старцу человек, тем быстрее они находили контакт, начинали мыслить буквально в унисон и дышали уже, что называется, одним воздухом. И наоборот, если присутствовала в душе какая-то скрытая гордыня, немощи, с которыми люди не желали бороться, то даже просто общение со старцем без каких-нибудь обличений с его стороны, вызывало, как правило, бурный протест. Какие-то вещи старец обличал довольно жестко. Например, у семейных людей Геронда обычно спрашивал: сколько у тебя детей? Если много, он всегда радовался и говорил: «Браво, молодец». Когда слышал, что трое, четверо, пятеро, то прямо обнимал человека: «Иди сюда, дай я тебя поцелую». Он очень переживал, что православные христиане не радеют о потомстве, что семьи живут в эгоизме и не заботятся о том, чтобы родить и воспитать чад для Царствия Божия. Однажды у одного человека отец Григорий спросил: «Сколько у тебя детей?» Тот говорит: «Двое». — «А от любовницы сколько?» Мужчина опешил, захлопал глазами и чуть не заплакал. Действительно, у него была женщина, с которой он сожительствовал параллельно с официальной женой, и от этой связи тоже родилось двое детей. При этом старец не просто поинтересовался этим как фактом, но спросил очень жестко, с твердой, бескомпромиссной интонацией. И было видно, насколько тот паломник впечатлился и уезжал с Афона в большом раздумье. Думаю, в дальнейшем он предпринял шаги, чтобы как-то упорядочить свою семейную жизнь.

http://pravmir.ru/krichite-gromche-bozhi...

Первая немецкая газовая атака на Русском фронте заставила срочно заняться разработкой мер по противодействию этому химическому оружию. Российским ученым пришлось спешно готовить ответ на брошенный вызов и в скором времени началось производство средств индивидуальной противохимической защиты (масок и противогазов). Русским солдатам пришлось обучаться пользованию противогазами и учиться новым командам. Поскольку сразу обеспечить средствами противохимической защиты всю армию было невозможно, бойцам, не имеющим противогазов, рекомендовалось закутывать голову мокрой шинелью или одеждой (за неимением воды давался совет пользоваться супом и даже мочой), покрыть лицо носовым платком, уткнуться лицом в мешок или башлык набитый торфом или углем. Для защиты от газов перед окопами стали рыть ямы и канавы, в которых оседала часть отравляющих веществ. В ход также были пущены и жидкости, нейтрализующие действия газов: аммиак, скипидар, раствор соды, известковое молоко. В этой связи очень показательно стихотворение-инструкция, написанное в 1916 году фельдфебелем Григорием Зобниным, которое стоит привести целиком. Как уберечься от газов Вот вам, братцы, наставленье, Вразумительная речь, Руководство и уменье, Как себя вам уберечь. Отнял Бог у немцев разум И сердца ожесточил: Ядовитым кайзер газом Нас на Бзуре отравил. Голос грозный возмущенный Прокатился вдоль страны: Этот способ запрещенный При ведении войны! Не могли в открытом поле Они русских победить, И пришлось им по неволе Злой душонкою кривить. Ты напыщенные фразы О победах не тверди, Не помогут тебе газы Коль нет храбрости в груди. Ты, германский император, Об успехах не хвали: Против газов респиратор Нашли русские врачи. Коль заметишь простым глазом, Иль смотря на перископ: Облака с тяжелым газом Надвигаются в окоп; Респиратор, вынув маску, По надрезу разорвать, И покрепче ту завязку На затылке завязать. Коль дышать через повязку, Сила газов не страшна – Лишь смочить водою маску, Если высохнет она. Нос и рот закрывши плотно,

http://ruskline.ru/history/2015/05/29/ch...

И в этом отношении Ждун со своим делом прекрасно справляется. Дилемму же: «Выбирай, Ждун или Бах?!» я считаю недомыслием, типа: «Что важнее, яичница или велосипед?!» Одно не заменяет и не отменяет другого… «Он добрый!» – сказала девочка Вспоминаю случай, я о нем упоминал на своей странице в фейсбуке. Как-то сижу во дворе храма, жду кого-то. Достал планшет, там открылся Ждун. А вокруг бегают какие-то несколько детей. По виду – обычные, уличные такие дети. Подбежала девчонка лет 6-8. Сиреневая куртешка, явно с чужого плеча, шапка вязаная на нос сползает. И я ей показываю фото и говорю: «Смотри, это – Ждун. Как думаешь, почему он такой популярный в интернете?» Так спросил, не особо чая ответа. А девчонка посидела рядом, пошмыгала носом, потом внимательно посмотрела на меня и ощерилась в улыбке (зубов примерно четырех впереди нет, нос конопатый): – Он ДОБРЫЙ!.. Потом еще пошмыгала и говорит: – Ну, он забавный. И без ног… И убежала. Не «прикольный» сказала, чего я ожидал, а «забавный». Такое слово забытое… А главное, да – добрый.   Смех над ними, смех вместе с ними В самом деле, все герои любимых интернет-мемов, от нихже первый есть Ждун, объединены одним: их низводят и курощают, извлекая из первоначального контекста, до нашего простого человеческого уровня. Смех над ними, смех вместе с ними делает то, что обычно и делает смех: снижает чрезмерный пафос там, где он вреден, утирает (перефразируя известные слова Григория Померанца) пену праведного гнева с губ ангела, важные стороны нашей жизни поворачивает нежданной, ранее незаметной стороной, дает нам возможность увидеть самих себя без прикрас и посмеяться над собой, открывает маленькую форточку в душной обыденности и впускает сквозняк трезвости, воздух надежды… Ждун добрый. Его популярность свидетельствует: есть у нас тяга к доброте! И слава Богу. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/za-chto-batyushka-poly...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010