свящ. Григорий Михнов-Вайтенко Что такое молитва? Прежде чем мы с вами начнем беседу о молитве, давайте попробуем разобраться, что же, собственно, означает слово «молитва». Если быть кратким, то молитва – это диалог с невидимым, или, как учит в «Катехизисе» свт. Филарет Московский 1 , молитва – это разговор души с Богом. Таким образом, несмотря на распространенное представление о молитве как о прошении или обращении человека к высшим силам, на самом деле молитва есть именно диалог, разговор личностей. И именно такое откровение о молитве принес нам наш Господь и Спаситель Иисус Христос, научив нас главному обращению к Богу: «Отче наш»! Конечно, о том, что молитва именно беседа с Богом, а не монолог человека, обращенный к некой силе, мы можем узнать из всего Священного Писания . Вслушайтесь в горячие слова, обращенные именно к Личности, к Богу Живому, Моисея и царя Давида, пророков и праведного Иова. Мы же с вами, зачастую превращая молитву в монолог (а выглядит это со стороны чаще всего как неразборчивое бормотание себе под нос текстов из молитвослова или Псалтири), уподобляемся язычникам, чьи идолы глухи и немы. Поэтому, молясь, язычник пребывает в одиночестве. В молитве-диалоге, даже если человек не слышит собеседника, он так или иначе уверен, во-первых, в существовании, во-вторых, в присутствии этого собеседника. В-третьих, конечно же, человек надеется, что молитва его будет услышана. В обыденной жизни мы можем встретить множество примеров совсем не религиозной (в классическом понимании того, что такое религия) молитвы или диалога с невидимым. Вот человек, потерявший близкого, приходит к нему на могилу и с ним разговаривает – это ведь тоже диалог. Формально мы вроде бы не видим... Точнее, мы видим совсем обычные предметы: камень, фотографию, может быть, крест, который на могиле стоит. Человека перед нами нет. Но мы разговариваем не с абстрактным духом. Мы разговариваем с дорогой и близкой личностью. Наверное, если бы в глубине души мы не верили, что можем быть услышаны, мы бы этого не делали.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/kak-pr...

«Кричите громче Божией Матери! Она старенькая и плохо слышит…» “Он не был добреньким — он был настоящим” — девять дней вечной жизни старца Григория Дохиарского 31 октября, 2018 “Он не был добреньким — он был настоящим” — девять дней вечной жизни старца Григория Дохиарского В чем была сила старца, которого многие знали немощным и очень больным человеком? Почему со всех уголков земли люди ехали к нему, стремились хотя бы увидеть его и ловили каждое слово? О любимом старце Григории, новопреставленном игумене монастыря Дохиар на Святой Горе Афон, рассказывает архиепископ Обуховский Иона. Большой нос, всклокоченная борода и печать Божественной любви Геронду Григория знали не только больным и немощным, но знали и резким, категоричным, непримиримым ко многим вещам. И тем не менее стремились к нему, потому что видели в этом человеке настоящее проявление любви. К сожалению, сейчас любовь — даже в Церкви, даже в православии — очень часто имеет оттенок некоего гуманизма. Когда достаточно быть добреньким, и это уже воспринимается как настоящая любовь. Но все-таки любовь и гуманизм, в европейском его понимании — несколько разные вещи. Настоящая любовь не всегда бывает мягкой, снисходительной, но зачастую принимает облик и жесткой, твердой, бескомпромиссной. Самый яркий пример — отношение мамы к своему ребенку. Когда чадо тянется к опасным предметам, допустим, раз за разом хватает спички и пытается что-то поджигать, то, бывает, матери приходится даже бить по рукам, чтобы ребенок понял, что это нельзя трогать. Или когда бесконечно просит сладости, или падает в истерике, требуя, чтобы его повели в Макдональдс или купили мороженое. Любящая мать вынуждена подчас довольно жёстко отказывать, и именно это является проявлением ее любви — настоящей, желающей любимому только блага. Так же и старец Григорий был человеком, глубоко любящим Господа и по-настоящему любящим людей. И Господь открывал ему понимание и дозированность, с какими нужно относиться к каждому. Думаю, это и привлекало к нему такое количество паломников.

http://pravmir.ru/krichite-gromche-bozhi...

Но при развитии внешнего могущества, нравственное состояние Западной Церкви, после ее отделения от Восточной, скоро упало на самую низкую степень. Особенно IX, X и XI века остаются самыми темными и позорными веками в истории Западной Церкви. В духовенстве Западном господствовали невежество, безнравственность и отсутствие всякого порядка. Места священнические и епископские, по влиянию сильных личностей или интригам партий, замещались людьми недостойными, малоспособными, часто малолетними. Случалось так, что сильные графы и князья поставляли в епископы своих пятилетних, восьмилетних сыновей и родственников. Духовенство вело рассеянную, светскую жизнь в худшем смысле этого слова. Епископы с священниками ездили на охоту, ходили на войну, держали наложниц, пировали и роскошествовали, как богатейшие светские владельцы того времена. Церкви Божии оставались в небрежении и часто подвергались поруганиям и разграблениям, то от буйных светских владельцев, то от самых же настоятелей своих. Самый престол папский (с конца IX до второй половины XI века) был игралищем в руках сильных итальянских магнатов и безнравственных аристократок. Одна партия у другой оспаривала владение апостольскою кафедрою. В одно десятилетие сменялось по нескольку пап; редкому из пап удавалось удержать за собой престол до смерти. В ожесточенной борьбе партий, один претендент на папский престол низвергал другого, и изверженному папе приходилось терпеть самые унизительные поругания, а иногда позорную насильственную смерть от партии своего победителя; (так папа Стефан VI по восшествии на престол (897 г.) кощунственно наругался даже над трупом своего предшественника Формоза, и сам чрез год был свергнут с престола и удавлен в тюрьме. Иоанн X (929 г.), по низвержении, в тюрьме задушен подушками. Иоанн XI осужден на пожизненное заточение своим братом, светским правителем Рима, Альбериком (933 г.). Бенедикт VI удавлен (974 г.). Бонифатий VII в тюрьме уморил голодом своего соперника Uoahha XIV , и скоро потом сам был отравлен, и обнаженный труп его брошен на поругание народное и растерзан озлобленною чернью. Иоанну XVI Григорий V приказал отрезать нос и язык, выколоть глаза, и затем, после поругания всенародного, он был заточен в тюрьму (998 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Оглавление Действующие лица Андрей Евгеньевич Подгорный, учитель гимназии, известный писатель, 32 года. Татьяна Павловна Подгорная, жена его. Сергей Борисович Прокопенко, молодой поэт-народник. Николай Борисович Прокопенко, брат его. Иван Трофимович Резцов, член уездной земской управы. Лидия Валерьяновна Резцова, жена его. Доримедонт Доримедонтович Сниткин, писатель. Яков Иванович Румянцев, Доктор. Григорий Петрович Лазарев, агроном, богатый молодой человек. Аркадий Тимофеевич Ершов, начинающий беллетрист, 26 лет. Любовь Романовна Пружанская, дама лет 40, общественная деятельница. Вассо Суралидзе, по прозвищу Таракан, бывший телеграфист, грузин. Василий Александрович Титов, богатый издатель . Фёдор Фёдорович Мирский, инспектор гимназии, старичок. Дедушка Исидор, странник. Метранпаж, рабочие типографии. Действие первое Просторная, светлая комната, наполовину гостиная, наполовину кабинет. Три двери: левая ведёт наверх, к Подгорному, правая – в столовую и остальные комнаты, средняя – в прихожую. У левой стены большой письменный стол, заваленный бумагами. С правой стороны круглый стол, диван, несколько кресел. На полках много книг, разбросанных в беспорядке. Окна заставлены цветами и тоже завалены книгами. На стенах несколько портретов русских писателей и фотографии с картин новейших художников. На заднем плане – рояль. В общем, во всём чувствуется безалаберщина. Видно, убранством комнат никто не интересуется, и всякий считает себя хозяином. У окна сидит Вассо и в нос напевает грузинскую песню. Татьяна Павловна читает за круглым столом; в руках у неё карандаш. Сергей Прокопенко большими шагами ходит по комнате. В разговоре тон его голоса обыкновенный, как у всех. Но разговор его часто переходит в «речь» – тогда голос делается нестерпимо громким. При этом он встаёт в позу – всегда одну и ту же. Сергей Прокопенко  (останавливается, немного расставив ноги) . Не кажется ли вам, господа, что мы на некоем таинственном корабле носимся по бушующему океану? Плещут и стонут вокруг нас волны, а мы смело и вольно мчимся вперёд, всё вперёд, в какую-то сказочную страну. Свистит ветер, гнутся мачты, а мы, бесстрашные и непобедимые, стремимся к своей заветной цели… И чем нас меньше, господа…

http://azbyka.ru/fiction/intelligenciya/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕВИЦКИЕ Григорий Кириллович и Дмитрий Григорьевич, отец и сын, художники. Григорий Кириллович (Нос) (1697 (?), с. Маячка близ сотенного мест. Кобеляки Полтавского полка (ныне Новосанжарского р-на Полтавской обл., Украина) - 8(19).05.1769, там же), свящ., гравер. Выдающийся мастер гравюры стиля барокко. Работал преимущественно в технике резцовой гравюры на меди, выполнял как книжные, так и станковые гравюры. Род Г. К. происходил из Правобережной Украины. Его пращур Василий Нос, переселившись на Полтавщину, в 1680 г. получил приход Михайловской ц. в с. Маячка. Приход перешел по наследству Василию Носу - младшему, его сыну Степану (священствовал между 1691 и 1704), поочередно 3 его сыновьям, в т. ч. Кириллу Степановичу Носу - отцу Г. К. Документальные сведения о Г. К. скудны. Известна жалоба Пелагеи Мироновны, вдовы его дяди Алексея Носа, к-рая сообщала, что племянник, занявший освободившееся после смерти ее мужа место и отказывавший ей и сыну Николаю в пропитании, причитающемся им от приходского дохода, оставил родное село вскоре после Полтавской битвы (после 1709) «в малых летах» и вернулся «из немецких земель» спустя 20 лет, т. е. в кон. 30-х гг. XVIII в. На этом основании дата рождения Г. К. была отнесена на кон. 90-х гг. XVII в. (скорее всего 1697). Однако запись в исповедной книге Михайловской ц. с. Маячка от 1724 г. указывает, что 16-летний Г. К. в этом году находился в Маячке среди др. членов семьи отца; т. о., он мог родиться ок. 1708 г. Г. К., вероятно, сначала обучался в Киево-Могилянской академии (документальные свидетельства не сохр.), после чего уехал в Силезию, где учился искусству гравирования во Вроцлаве. Наиболее ранние из сохранившихся работ Г. К. кон. 20-х гг. XVIII в. относятся к вроцлавскому периоду (в Национальном музее во Вроцлаве и в библиотечных собраниях Польши). Воспроизведения художественных и исторических памятников Вроцлава (тимпана собора Девы Марии на Песчаном о-ве (Выспа-Пясек), надгробий силезских князей), портрет Адама Квазиуса, гравюры «Св. Доминик» и «Осуждение Христа на смерть» и др. имеют подпись: «Grzegorz Lewicki». Как было установлено польск. исследователями, это одно лицо с Г. К. Листы Гжегожа Левицки стилистически близки к работам круга мастеров известной вроцлавской мастерской гравера Бартоломея Стаховского. Последними гравюрами вроцлавского периода, выполненными в 1732 г., являются экспрессивные книжные иллюстрации «Распятие с предстоящими» и «Души в чистилище». Творчество Г. К. вроцлавского периода заняло видное место в истории польск. искусства XVIII в.

http://pravenc.ru/text/2463325.html

15. Внешний вид и нравственное величие Пресвятой Богородицы Церковный историк Никифор Каллист сохранил для нас предание о внешнем виде Пресвятой Богородицы. «Она была – читаем у него – роста среднего, или, как иные говорят, несколько более среднего, волосы златовидные, глаза быстрые, брови дугообразные и умеренно черные, нос продолговатый, губы их цветущие, исполненные сладких речей, лице не круглое и не острое, но несколько продолговатое, руки и пальцы длинные». «Она была Девою – говорит св. Амвросий – не телом только, но и душою: смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения... трудолюбива, целомудренна в речи, почитая не человека, но Бога Судьею Своих мыслей; правилом Ея было – никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленною, любить добродетель. Когда Она, хотя бы выражением лица, обидела родителей? когда была в несогласии с родными, погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты». Церковный историк Никифор Каллист так дополняет нравственный образ Пресвятой Девы: «Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая, Она ни мало о Себе не думала, и далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась естественным цветом их, что еще и теперь доказывает священный головной покров Ее. Коротко сказать: во всех Ее действиях обнаруживалась особенная благодать». «У нас все знают – писал св. Игнатий Богоносец , – что Приснодевственная Матерь Божия исполнена благодати и всех добродетелей. Рассказывают, что Она в гонениях и бедах всегда бывала весела, в нуждах и нищете не огорчалась, на оскорбляющих Ее не гневалась, но даже благодетельствовала им, в благополучии кротка, к бедным милостива и помогала им, как и чем могла, в благочестии – учительница и на всякое доброе дело наставница. Она особенно любила смиренных, потому что Сама исполнена была смирения. Много похвал воздают Ей видевшие Ее. О Ней рассказывали нам люди, достойные всякого вероятия, что по Ее святости видимо в Ней соединились естество ангельское с человеческим».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Сюжет картины был подсказан художнику самой действительностью. В своем путешествии по России, которым Перов заканчивал пансионерство, он, вероятно, не раз бывал свидетелем крестьянских похорон. Описание Картина «Проводы покойника» представляет собой комментарий к поэме Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос», в которой с глубоким сочувствием описано горе крестьянской семьи, потерявшей хозяина дома – главного кормильца. Полотно Перова захватывает зрителя щемящим чувством будничности смерти и ее неотвратимости. Скупыми средствами, без всяких эффектов Перов передает состояние человека, у которого даже нет сил почувствовать горе, пропитавшее его жизнь. Низкое небо, поникшие силуэты женщины и лошади, серый колорит неба с нависшими облаками, угрюмый лес – всё это создает тягостное ощущение беспросветности, задавленности нуждой, работой, бесконечной чередой несчастий. Тема скорби, нашедшая выражение в сумрачных серых и коричневых красках, в ритмическом строе композиции, силуэте скорбной фигуры крестьянки многократно повторяется, варьируется, словно печальный мотив русской песни. Сгорбленная фигура женщины отражает огромную тяжесть ее переживания, которую художник смог передать даже со спины. Ее дочь еще на понимает до конца случившейся трагедии: она по-детски нежно и аккуратно придерживает гроб. Укутанный в поношенный тулуп, вероятно оставшийся от покойника, мальчик отстраненно смотрит вперед, смотрит в никуда: его детство закончилось, роль кормильца, вероятно, отойдет ему. Все колористические, композиционные соотношения, выбор деталей тщательно выверены и отобраны художником: нависающие тучи (словно метафора давящего горя) заставляют вдову еще больше нагнуться. Обманчивый просвет на небе не сулит надежды и радости. Безмерное горе передается животным: собаке, напряженно вглядывающейся вдаль, и лошади, бредущей понуро по зимней дороге. В картине «Проводы покойника» Перов изобразил событие, какое, по словам критика В. В. Стасова, «…всякий день происходит на тысячу концов России, только никакой прежний живописец этого не видел и не останавливался на этом». История

http://azbyka.ru/art/provody-pokojnika/

Тотчас же будет приготовлено сверхъестественное изображение ( ) ; посмотрим, как в зеркало , какими средствами оно сделано (букв. " какими красотами написано " ). Ведь оно написано не теми средствами, с помощью которых искусство живописи создает образы ( ) , предоставляя уму возможность (букв. " дверь " ) постичь первообраз ( ): живопись создает целостность облика разнообразными красками (букв. " разноцветными разукрашивающими красками " ), отмечая румянцем ланиты, яркими багрянцем изгиб губ, [сверкающей краской] рисуя первый юношеский пушок, блестящим черным цветом - бровь и вместе с тем красивыми красками весь глаз; соединяя краски (изображает) уши и нос, смешивая качества (красок) - впадины на лице, оттеняет подбородок кругом волосяных нитей. Но это изображение - да будет каждый вдохновлен сим рассказом! - запечатлено только потом предсмертного борения на живоначальном лике, (потом) стекающим как сгустки крови, и перстом Божьим. Вот они-то и есть, поистине, прекрасные цвета, создавшие отпечаток Христа, украшенный каплями, струившимися из Его собственного бока. И то, и другое преисполнено поучения: здесь кровь и вода, там - пот и облик. Что за сходство! Ибо сие произошло от Одного и Того же. Но и источник воды живой надлежит видеть в Его изображении, и он, научая, поит ликообразующей (букв., ) влагой пота, каковую источает всякое тело, как родник, который бьет ключом как бы из сосудов, увлажняющих древо жизни. Сей родник разделяется на два начала: одно описывает Бога и в то же время Человека, с одной стороны - в чудесном устроении дела необычайного и сверхчеловеческого; с другой стороны - в создании образа соответствующего человеческому. Другое пророчествует духовным словом, какими красками надлежит украшать, по образу и подобию, дабы первоотпечеток ( ) перешел на подобие, и сей - из влаги пота. Бог Своей волей создал образ, достойный перенесения. Поистине по обычаю законодателей Он, вдохнув в нас первичное и животворящее дуновение Благоподателя, сотворил в нас разумный образ не иначе, как из Собственного образа, как бы при помощи неких красок в нас. (Эти краски соответствуют) каплям Его пота. Каковы же эти краски? - чистота, бесстрастность, отвращение от всякого зла и все в том же роде, из чего создается подобие Бога, и образ, получившийся из всего этого, не есть подражание прототипу, и называется не образом, но как-то иначе.

http://pravoslavie.ru/sretmon/turin/rech...

Нина (Nina). Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Nina õigeusu kirik, Носовская церковь Карта и ближайшие объекты Нина - это древнейшая рыбацкая деревня у Чудского озера. Первые рыбаки жили здесь с 1582 года. Русское население на эстляндском побережье Чудского озера появилось в конце XVII века. В основном это были беженцы из России, приверженцы старой веры феодосеевского толка, искавшие здесь спасения от преследований. Во многих деревнях побережья подавляющее большинство жителей были староверами, но в Нина всегда преобладало православное население. На побережье Чудского озера в то время православного храма не было, и те православные, которые здесь проживали, были лишены возможности молиться в своих храмах, поэтому имелись случаи уклонения в старообрядчество. Все это не могло не тревожить церковные власти в лице Псковского епархиального архиерея архиепископа Евгения (Казанцева). В 1823 году он отправил ходатайство в Святейший Синод об открытии прихода на побережье Чудского озера. Синодальным указом от 21 января 1824 года в селе Нос (русское название села Нина), как в центральном месте побережья, был открыт православный приход. Каменный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы был заложен 8 апреля 1824 года на земле, подаренной баронессой Штакельберг, владелицей многих окрестных земель, она же пожертвовала 1000 рублей и 20 тысяч кирпичей. Проект церкви был разработан псковским архитектором Якобсоном, а строительство велось за счет казны подрядчиком Евфимием Румбальцевым, с участием добровольных жертвователей, в числе которых были и местные помещики-лютеране, и обошлось почти в 35 тыс. рублей. Храм был освящен 5 ноября 1828 года, антиминс был подписан епископом Псковским Мефодием. На колокольню было поднято шесть колоколов, самый большой из них весом почти в 47 пудов. В 1885 году в память 1000-летия свв. Кирилла и Мефодия, учителей словенских на пожертвования прихожан был отлит еще один - 27-пудовый. Храм стоит на возвышающемся и вдающемся в озеро мысе, откуда и пошло название всего поселка - Нос, и виден издалека. Он всегда служил и служит святым маяком, почему, как говорит предание, и посвящен Покрову Божественной Заступницы рода христианского. Храм был холодным до 1888 года, когда на средства, пожертвованные священником Григорием Князевым, в церкви были установлены печи. В конце XIX века приход состоял из 3290 человек.

http://sobory.ru/article/?object=14558

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ НОС мастер древнерус. церковнопевч. искусства XVII в. Происходил из г. Вологды. Согласно документам, местный архиерейский хор был одним из лучших в России. Так, составленные в авг. 1666 г. «Показания» вологодских певчих дьяков и подьяков, «чему учены они церковного трехстрошного пения», свидетельствуют, что мн. певцы могли петь 2 соседние или все строки (партии) демественного и строчного репертуара (СПбФИРИ РАН. Ф. 238. Оп. 1. Ед. хр. 349. Л. 75). Вероятно, служба Г. Н. проходила при этом хоре; к 1668 г. он числился церковным дьячком и был известен как один из знатоков певч. искусства. В том же году по благословению патриарха Иоасафа II царь Алексей Михайлович повелел «богомолцу своему преосвященному Павлу, митрополиту Сарскому и Подонскому», руководившему работой Московского Печатного двора , «мастеров собрати, добре ведущих знаменное пение» ( Парфентьев. 1986. С. 133). Им предстояло продолжить дело исправления «раздельноречных» певч. книг, начатое в 1652-1654 гг. 1-й комиссией, состоявшей из 14 дидаскалов. В документах Книгопечатного приказа сообщается, что с 1 янв. 1669 г. вместе с др. мастерами Г. Н. был зачислен в состав новой комиссии «праворечного пения справщиков» с жалованьем, «поденным кормом по два алтына на день» (РГАДА. Ф. 1182. 68. Л. 152 об.- 153). 8 февр. в эту комиссию вошли Александр Мезенец и Александр Печерский . 2-я комиссия из 6 дидаскалов проработала до 1 мая 1670 г., и итогом ее деятельности стали подготовка исправленных певч. книг к изданию и написание трактата «Извещение… требующим учитися пения» (1670). О судьбе Г. Н. после комиссии сведений нет. В переписной книге Вологды 1678 г. встречается имя диак. Софийского собора «Григория Гаврилова сына», жившего «позади» архиепископского двора (к времени переписи его двор был пуст) (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. 14741. Л. 35 об.). Однако, относятся ли эти сведения к Г. Н., неизвестно. Соч.: Азбука знаменного пения («Извещение о согласнейших пометах») старца Александра Мезенца (1668)/Изд.: С. В. Смоленский. Каз., 1888. С. 1-24 [трактат]; Александр Мезенец и прочие. Извещение... желающим учиться пению (1670 г.)/Введ., публ. и пер. памятника, ист. исслед.: Н. П. Парфентьев; коммент. и исслед. памятника, расшифр. знам. нотации: З. М. Гусейнова. Челябинск, 1996. С. 27-382 [трактат].

http://pravenc.ru/text/166857.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010